Зисси
Елизавета Австрийская
Елизавета (полное имя Амалия Евгения Елизавета, нем. Amalia Eugenia Elisabeth; 24 декабря 1837 — 10 сентября 1898) — жена императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 мая 1867 (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии).
Детство и юность
В семье её называли Sisi, (то есть «Зиси»), но благодаря переводчикам фильма «Сисси: Молодая императрица» в русской традиции закрепилось произношение «Сисси».
Сисси родилась в семье Виттельсбахов, в мюнхенском имении баварского герцога Максимилиана. Она появилась на свет накануне Рождества в воскресение, что по преданию означает счастливую жизнь. Крестной девочки стала королева Пруссии Елизавета, имя которой и дают будущей императрице.
Детство Сиси прошло в Мюнхене в летнем имении её семьи Посенхофен, где у юной герцогини был личный зверинец. Из всех детей герцога Максимилиана близкие отношения у Сиси сложились только с самой образованной и послушной старшей сестрой Хеленой. В 1846 новая воспитательница принцессы Луиза Вульффен сближает её с младшим братом Карлом Теодором, прозванным в семье Цыпленком, так как считает, что Нене (так звали в семье Хелену) оказывает слишком большое влияние на более хрупкую сестру. К музыке Сисси равнодушна, её привлекает рисование: она с удовольствием пишет пейзажи и иллюстрирует события в своём дневнике.
Помолвка и брак с Францем Иосифом
Елизавета Австрийская, Императрица Австрии
Свадьба императора Австро-Венгрии Франца Иосифа и Хелены была обговорена заранее. Хелену начинают готовить к замужеству: вывозить в свет и обучать верховой езде. Любящая животных Сисси упрашивает родителей разрешить ей присоединиться к сестре и благодаря своему бесстрашию быстро перегоняет её в достижениях, чем отбивает желание у Хелены продолжать уроки.
Помолвка Хелены и Франца приурочена к 23-летию императора, для её заключения герцогиня Людовика с двумя старшими дочерьми и императорская семья отправляется в Инсбрук. Франц видел своих двоюродных сестёр и раньше, но тогда, будучи шестнадцатилетним, он был слишком увлечен мыслями о будущем правлении, чтобы обращать внимание на кузин, старшей из которых только исполнилось тринадцать, а младшей не было и одиннадцати. Сисси — девочку, не отличающуюся красотой, замечает младший брат императора Карл Людвиг. Между ним и Елизаветой завязывается романтическая переписка, они обмениваются подарками, а родители не препятствуют им в этом.
Отношения между женихом и невестой не складываются, и влюбленный в Сиси Карл Людвиг первым обращает внимание матери на симпатию Франца к Елизавете. Хотя все шло не так, как было запланировано вначале, мать императора эрцгерцогиня София нехотя просит у сестры Людовики руки своей племянницы для Франца. Это был династический брак, и император должен был жениться на какой-то из дочерей «нужной» семьи. Елизавета была согласна.
24 апреля 1854 года император Франц Иосиф сочетался браком со своей шестнадцатилетней двоюродной сестрой. Венчание состоялось в церкви Августинцев в Вене. В расшитом серебром розовом платье с бриллиантовой диадемой на голове, Сисси ехала по Вене в карете с инкрустированными золотом колёсами и дверцами расписанными ещё Рубенсом.
Вскоре после свадьбы жизнь при дворе стала тяготить Сисси. Эрцгерцогиня София стремилась сделать из своей племянницы настоящую императрицу и деспотично её контролировала. Введенный в Вене этикет двора Карла V строго регламентировал и жизнь придворных, и жизнь самой Елизаветы, твёрдый распорядок дня лишал Сисси всякой свободы. Она пыталась пожаловаться мужу, но тщетно — у супруга было слишком много государственных забот. Франц Иосиф, испытывавший глубокое уважение к матери и безграничную любовь к жене, был мягок по характеру и не мог добиться примирения двух дам. Елизавета, часто остававшаяся одна, писала грустные стихи, много читала, но подлинной её страстью была верховая езда, дававшая иллюзию свободы.
Оставшись непонятой, Елизавета замкнулась в себе. Она не любила публичность и, конечно, ей не могло понравиться, что со дня свадьбы в её апартаментах бывают незнакомцы. Привыкшая к свободе Сисси пренебрегала управлявшими жизнью двора правилами этикета, начиная от манеры держаться, реверансов и приветствий до длины перчаток и глубины декольте. Вынужденная в соответствии со своими обязанностями императрицы показываться на людях, она гуляла у изгороди загородного дворцового парка в Лаксенбурге.
Рождение детей
Ещё больше положение ухудшилось, когда Елизавета объявила о своей беременности. Теперь эрцгерцогиня София, считавшая Сисси ещё слишком юной (императрице не было и восемнадцати), позволяла себе врываться в её комнаты в любое время и донимала будущую мать советами и упреками. Чтобы народ видел, что императрица ждёт ребёнка, по приказу Софии изгородь была убрана. Двор надеялся на рождение наследника, но, к всеобщему разочарованию, 5 марта 1855 года у Сисси родилась дочь. Без ведома матери ей дали имя София и поместили в апартаменты к эрцгерцогине. Все повторилось после рождения 15 июля 1856 второй дочери Гизелы. Сисси могла видеться с детьми лишь в строго отведенные для этого часы. Только благодаря вмешательству супруга малышей переместили ближе к апартаментам матери. Вскоре судьба нанесла страшный удар. Жаждущая побыть с детьми наедине Сисси уговаривает Франца взять их с собой в Венгрию, куда отправляется императорская чета. В поездке девочки заболевают, Гизела быстро идёт на поправку, а болезненная двухлетняя София умирает на глазах матери. Елизавета винит в этом себя, тяжело переживая смерть дочери. Но вскоре Сисси снова оказывается беременной и 21 августа 1858 года рождается долгожданный наследник Рудольф.
Поначалу рождение наследника обрадовало всех, но вскоре вражда между двумя женщинами разгорелась с новой силой. Сисси медленно поправлялась после родов, и София воспользовалась этим, чтобы присвоить право следить за воспитанием Рудольфа. Не имея сил на борьбу, императрица согласилась.
Франц Иосиф отправился на итальянский фронт сражаться с войсками Наполеона III в долине реки По. Он часто писал Сисси любовные письма. Жена беспокоилась за него и сама вела крайне нервную жизнь: она мало ела, ежедневно ссорилась со свекровью и пыталась спастись от своего окружения, совершая длительные пешие или верховые прогулки. К возвращению императора его жена заметно похудела и стала раздражительной.
Путешествия
Герб Елизаветы — принцессы Баварии
Фактически лишённая детей и осознавшая своё бессилие Елизавета в 1860 году приняла решение временно уехать. Ей хотелось таким образом вернуть потерянную свободу. Было объявлено, что императрица тяжело больна и нуждается в солнце и морском воздухе. Франц предложил ей несколько морских курортов Адриатики, принадлежавших Австро-Венгрии, но Сисси хотела покинуть страну. Её выбор пал на Мадейру. Елизавета уехала на четыре месяца — из Корфу в Англию с заездом во Францию, где все были удивлены цветущим видом якобы тяжело больной императрицы. Это стало началом её непрекращающихся скитаний и отчаянных поисков счастья. С 1865 в Вене Елизавета проводила не более двух месяцев в году. Она периодически (чаще всего зимой — на свой день рождения, Рождество, первый венский бал) возвращалась в столицу Австро-Венгрии, чтобы повидать мужа и детей и каждый раз её присутствие смягчало строгий этикет жизни Габсбургов. Но вскоре Сисси вновь чувствовала себя пленницей и уезжала. Казалось, она могла любить Франца Иосифа лишь издалека.
Постоянно путешествуя, Елизавета посылала подарки своим детям, но виделась с ними нечасто — лишь во время своих коротких приездов. Жизнь Гизелы была гораздо приятней, чем жизнь Рудольфа, которого строго воспитывали, готовя к карьере императора. Елизавета лишь издали наблюдала за воспитанием наследника, не имея возможности вмешиваться. Лишь однажды ей удалось уволить наставника, который, по мнению Сиси, использовал жестокие методы воспитания, но даже после этого она не стала ближе Рудольфу. Мальчик очень страдал от того, что не мог часто видеть свою мать. Ещё более одиноким он почувствовал себя после рождения в 1868 Марии Валерии, которая стала любимицей Сисси. На этот раз императрица сама занимается воспитанием дочери, которой отдаёт явное предпочтение перед остальными детьми, и при дворе Валерию называют «единственным» ребёнком. Девочка становится спутником во всех путешествиях матери. Неопытная «молодая мама» переживает из-за каждого пустяка и даже лёгкий насморк является причиной для отставки очередной няни.
Мария Валерия родилась в Будапеште и почти все своё детство провела в Венгрии. Её одевали в венгерском стиле и даже с отцом на немецком она вынуждена была разговаривать тайно. Но в отличие от матери полюбить Венгрию Мария Валерия не смогла. Единственным, кто при дворе разделял отношение Елизаветы к Венгрии, был Рудольф.
Гибель Рудольфа
30 января 1889 кронпринц Рудольф покончил с собой. Елизавета отказывалась верить в смерть единственного сына и даже не присутствовала на его похоронах, но 9 февраля все же решилась спуститься в Склеп капуцинов к телу Рудольфа. Сисси провела там ночь, пытаясь поговорить с сыном. Теперь она убедилась, что случилось непоправимое. Елизавета, которая до конца жизни так и не смогла оправиться от этого удара, винила во всем свою баварскую наследственность, ставшую, как ей казалось, причиной душевной неуравновешенности сына. Сисси никогда не любила наследника, но все же ещё больше замкнулась в себе, перестала носить светлую одежду.
Последующий год Сисси проводит в Австрии, одеваясь во все чёрное и не снимая вуали. Она ведёт закрытый образ жизни и старается не появляться в обществе. Не найдя успокоения императрица вновь прибегает к старому лекарству — пускается в странствия. Переезжая из страны в страну, она долгие часы ходила по полям и горам вдали от городов и людей.
Убийство Елизаветы
О террористах она беспокоилась не больше, чем о плохой погоде, и запрещала себя сопровождать, чем приводила в отчаяние своих фрейлин и полицейских. Судьба в лице анархиста Луиджи Луккени подстерегла её утром в субботу 10 сентября 1898, когда Сисси в сопровождении одной из своих фрейлин, графини Ирмы Шарай, шла по набережной Женевы. Удар заточки анархиста сбил её с ног. Решив, что нападавший хотел вырвать её украшения, и не поняв истинный смысл случившегося, Елизавета поднялась и попыталась продолжить прогулку. Лишь спустя несколько минут она почувствовала острую слабость и опустилась на землю. После врачи обнаружат крохотную рану в области сердца. Исполнилось её желание, произнесённое после смерти сына: «Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю».
Политика. Елизавета и Венгрия
Елизавета не вмешивалась в политику. Единственным исключением можно считать случай, когда ей удалось сыграть определённую роль в урегулировании конфликта между Австрией и Венгрией в 60-е гг. XIX.
При дворе в Вене Елизавету недолюбливали и Венгрией она заинтересовалась хотя бы в силу того, что относиться к этой стране с интересом было так же не принято, как и к самой Елизавете. Императрица изучала историю Венгрии и венгерский язык, с удовольствием читала венгерскую литературу.
Во время визита в Венгрию юной императорской четы жители были восхищены красотой Елизаветы. Высокая, стройная, с классически правильными чертами лица, сияющими огромными глазами и отливающими золотом роскошными каштановыми волосами, Елизавета никого не оставляла равнодушным и прониклась ответной симпатией. Позже Елизавета окружает себя придворными дамами из венгерского дворянства. Она поддерживала связи с деятелями венгерской оппозиции, в частности с её лидерами — Ференцем Деаком и Дьюлой Андраши которые пытаются через императрицу оказать влияние на Франца Иосифа, рассчитывая, что он пойдёт навстречу их требованиям. Усилия Елизаветы имеют определённое значение для изменения позиции Франца Иосифа в венгерском вопросе. В результате император соглашается на личные встречи с Деаком и Андраши и в 1867 было заключено соглашение, согласно которому империя преобразовывалась в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию, вводилось конституционное правление и Венгрия получала большую свободу в решении своих внутренних вопросов. 8 мая 1867 Франц Иосиф и Елизавета были коронованы в Будапеште как король и королева Венгрии. В знак своей преданности Венгрия подарила Сисси и Францу великолепный дворец Гёдёллё в тридцати километрах от Будапешта. Есть основания полагать, что замок нравился Елизавете и раньше, но ослабленная войной казна Австрии не могла осилить такой покупки, как замок в дар императрице.
В культуре
Кино
Театр
Также жизни Елизаветы посвящён мюзикл Михаэля Кунце и Сильвестра Левая «Элизабет»
Библиография
- Matteo Tuveri Tabularium Considerazioni su Elisabetta d'Austria. — Roma: Aracne, 2007. — ISBN 978-88-548-1148-5
- Matteo Tuveri Specchi ad angoli obliqui Diario poetico di Elisabetta d'Austria. — Roma: Aracne, 2006. — ISBN 88-548-0741-9
- С. Буле Семейные тайны королей: интимные стороны жизни королевских дворцов Европы. — М.: Арт, 2003. — ISBN 5-9561-0001-X
- Э. Ц. К. Корти Елизавета I Австрийская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — (Серия След в истории). — ISBN 5-222-00196-2
- Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Терра, 1997. — 624 с. — ISBN 5-300-01154-1
Ссылки
Герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская родилась в канун Рождества 1837 года. Девочка росла, играя в баварских лесах. Сисси считали самой красивой принцессой в Европе. Она мечтала жить вольной жизнью, путешествовать, но судьбе было угодно сделать её императрицей и заковать в оковы дворцового этикета. Известно о ней крайне мало: обрывки статей в прессе того времени, смутные воспоминания, трагическая история кронпринца Рудольфа, её любимого сына... Почему жизнь обошлась с ней столь жестоко? Казалось, её преследовал злой рок...
Некий иностранный посол сказал о ней однажды: «В нашем веке было лишь две столь красивых женщины и обеих звали Елизаветами».
Самая красивая императрица Европы.
Девушка настолько не хотела примерять на себя корону, что безутешно рыдала всю дорогу, пока её везли во дворец Хофбург. Там Сисси ждал император Франц Иосиф I, который теперь был её супругом. С этого мгновения жизнь женщины перестала быть счастливым праздником, она наполнилась горечью разбитых грёз, депрессией и психическими расстройствами. В конце пути самую красивую императрицу Европы ждал трагический и бессмысленный конец от рук безумного итальянского анархиста. А начиналось всё так здорово...
Франц Иосиф и Елизавета в детстве.
Не та сестра
Мать Елизаветы и мать Франца Иосифа были сёстрами. Они договорились о том, что Франц Иосиф женится на старшей сестре Елизаветы, Елене, когда они оба были ещё маленькими детьми. Всё пошло не по плану, как только будущий император увидел Сисси. Он не желал более смотреть ни на каких женщин и стал отчаянно добиваться руки Елизаветы. Помолвка с Еленой была немедленно расторгнута. Её младшей сестре было всего 16 лет и она была невероятно очаровательна.
Елена и Елизавета.
Конечно, мнения принцессы никто в этом вопросе не спрашивал. Мать боялась, что такой выгодный союз вконец расстроится и вовсю давила на дочь. Прошло менее года, а жизнь уже была Елизавете не мила. Оковы дворцового этикета душили её свободолюбивую душу. Франца Иосифа она терпеть не могла. Он казался ей скучным и мрачным. После свадьбы она старалась максимально отвлечь супруга от внимания к своей персоне. По слухам, императрица даже завела роман на стороне.
В неё невозможно было не влюбиться.
Слухи слухами, но за первые четыре года брака Елизавета родила супругу четверых детей. К сожалению, младенческий возраст пережили лишь двое из них. Женщина была убита горем и страдала бесконечными депрессиями. Положение активно усугубляла её свекровь, эрцгерцогиня София Баварская. Она считала невестку плохой матерью. Из-за этого даже лишила Сисси возможности воспитывать наследника престола Рудольфа и его сестру Гизелу. Когда Елизавета родила ещё одну дочь Марию — она никого к ней не подпускала. Её любовь к девочке граничила с одержимостью. Сисси безумно любила её и потакала во всём.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как виндзорская тусовщица принцесса Маргарет будоражила общество своими выходками задолго до леди Ди
Красота и грация императрицы стали легендой
Первое, что бросалось в глаза всякому — это ослепительная красота Елизаветы. Она была фантастически прекрасна и вполне осознавала это. Все мужчины падали к её ногам. Даже народ обожал её. Точёные черты фарфорового лица, грациозные линии гибкого тела и волнистые каштановые локоны, достающие до щиколоток. Неудивительно, что Франц Иосиф был поражён и очарован с первого взгляда. Сама Сисси знала, что красива и это было для неё своеобразным культом.
Её роскошные локоны достигали пяток.
Елизавета была просто зациклена на внешности. Её день начинался с трёхчасового расчёсывания роскошных волос. Потом она терпеливо, больше часа, утягивала в тугой корсет и так тонкую, изящную талию. За этим следовали часы физических занятий: верховой езды, фехтования и цирковой акробатики. Дополняло картину расстройство пищевого поведения. Елизавета из-за частых стрессов почти ничего не ела. Она весьма продолжительное время ограничивалась в еде лишь чашкой бульона. Потом рацион расширился до стакана молока, пары апельсинов и яичницы.
Императрица уделяла заботам о внешности много внимания.
Была ли она сумасшедшей
С тех пор как Сисси стала королевой, у неё начались проблемы с психикой. Она очень любила одиночество, а венценосные особы практически никогда не имеют возможности остаться наедине с собой. Елизавета от всего сердца ненавидела все монаршие обязанности. Больше всего она увлекалась психиатрией и мечтала открыть собственную клинику для лечения душевнобольных. Однажды Франц Иосиф решил порадовать обожаемую супругу и спросил чего бы ей больше всего на свете хотелось, она попросила купить ей сумасшедший дом. Императрица заявила, что ей это принесёт наибольшую радость.
Портрет императора Франца Иосифа и его супруги императрицы Елизаветы.
В 1862 году у Елизаветы случился нервный срыв. После него она старалась проводить как можно больше времени вдали от дворца. Императрица занялась тем, о чём когда-то мечтала — она стала путешествовать. Сисси проехалась по всей Европе. В числе прочих стран она посетила Грецию, Ирландию, Венгрию. Вскоре стало ясно, что болезнь императрицы прогрессирует. Дочь Мария застала мать в тот момент, когда она истерически хохотала в ванной. Королева часто говорила о самоубийстве. Франца Иосифа это очень сильно пугало. Он даже стал обращаться к разного рода экстрасенсам и медиумам, чтобы помочь жене.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кем была первая в истории «народная принцесса», которая жила за 100 лет до рождения леди Ди
Императрица Елизавета (1837–1898), императрица Австрии, королева Венгрии.
Семейная трагедия
Елизавета практически не общалась с сыном, ведь свекровь лишила её такой возможности. Она опасалась негативного влияния своей невестки на наследника престола и воспитала его сама. Несмотря на это, от судьбы, что называется, не уйдёшь. Рудольф вырос во всём похожим на мать. Он не только был красив, статен и романтичен, он придерживался тех же политических взглядов и страдал психическим расстройством. Как и Сисси он всей душой ненавидел королевский образ жизни и был глубоко несчастен, живя во дворце.
Задний ряд: эрцгерцог Карл Людвиг, эрцгерцог Людвиг Виктор, Шарлотта Бельгийская и эрцгерцог Фердинанд Макс, Франц Иосиф. Передний ряд: эрцгерцог Франц Карл Австрийский, эрцгерцогиня София, эрцгерцогиня Гизела, наследный принц Рудольф, императрица Елизавета.
Мятежный молодой человек искал утешения на стороне и находил их в разнообразных неразборчивых связях. Рудольф влюбился в одну особу по имени Мария Ветсера. Никакой надежды на заключение брака у них не было, им бы этого никогда не позволили. Молодые люди решили пожать лавры Ромео и Джульетты. Они договорились вместе совершить самоубийство.
Так влюблённые и поступили. Их нашли в охотничьем домике Майерлинг в Вене. Девушка лежала на кровати мёртвая, а принц сидел рядом, изо рта у него капала кровь. Это было жутчайшее и кровавое зрелище. Королевская семья была в ужасе. Особенно Елизавета. Она от горя просто потеряла рассудок. Траур королева носила до конца своих дней. Она опять почти перестала есть. Кроме всего прочего это внесло раскол в империю и вконец расстроило астро-венгерские отношения.
Эрцгерцог Рудольф, наследный принц Австрии (1858–1889), убивает себя и свою любовницу, баронессу Марию Ветсеру, в своём охотничьем домике в Майерлинге, 1889 год, гравюра Чарльза Атамяна, 1906 год.
Смерть от рук анархиста
Детская любовь Елизаветы к путешествиям сохранилась у неё и после смерти сына. Правда теперь это было больше похоже не на удовольствие, а на какие-то бесцельные скитания. У императрицы всегда был потерянный вид, кажется она не понимала зачем она здесь. Остановка в Женеве в 1898 году стала для самой красивой королевы Европы последней в жизни. Анархист из Италии по имени Луиджи Лучени прибыл в город с целью убить принца Анри Орлеанского в знак протеста против правящего класса. Когда у того поменялись планы и он не прибыл в назначенное время на мероприятие, Лучени решил убить другую, попавшуюся под руку королевскую особу - императрицу Елизавету.
Её называли «Баварская роза».
Лучени подошёл к ней, когда она шла по доку, чтобы сесть на корабль. Он ударил её в живот напильником. Елизавета сначала не поняла, что произошло, ведь на ней был тугой корсет. Потом она увидела кровь и пробормотала «что случилось». Это были её последние слова. Убийство императрицы никак не повлияло на политическую ситуацию. Оно было абсолютно бессмысленным. Сам анархист заявил, что он ударил не женщину, а корону. Она была императрицей — символом всего того, что он так люто ненавидел.
Газета, еженедельник, показывает рисунок императрицы, зарезанной Луиджи Лучени.
Так закончилась несчастная жизнь прекраснейшей из женщин. У неё по человеческим меркам было всё. Только всё это не стало гарантией счастья, которого по иронии судьбы у Елизаветы никогда не было. После смерти горячо любимой жены император Франц Иосиф несколько месяцев хранил полное молчание. Даже когда он заговорил, то больше никогда в своей жизни не улыбался. Император не посещал никаких увеселительных мероприятий. Ему не повезло пережить всех кого он любил. Он скончался за 2 года до своего столетия. В его кабинете над камином всегда висел портрет обожаемой Сисси в полный рост. Каждые пару лет придворный художник обновлял на нём выцветшие краски...
Елизавета была совсем не предназначена к королевской жизни, но были в истории женщины, которые на этом посту были не только как рыба в воде, но и добились великих успехов и в политике, и в экономике, и даже на поле боя. Прочтите в в другой нашей статье о 6 великих королевах Средневековья, о которых историки незаслуженно забыли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Студийный альбом Sigur Rós Дата выпуска 12 сентября 2002 Жанр пост-рок Длительность 71:46 (CD версия) Продюсер- Sigur Rós
(1999) ( )
(2002) Takk…
(2005) .mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома{width:calc(23em*0.9)}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома.floatleft{margin:0.5em 1em 0.5em 0}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома.floatright{margin:0.5em 0 0.5em 1em}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома caption{background:#cfe3ff;border:inherit;padding:0.2em 5em;margin-bottom:-1px}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома caption .mw-collapsible-toggle,.mw-parser-output table.ts-Рейтинги_альбома.mw-collapsible:not(.mw-made-collapsible)>caption:first-child:after{float:right;font-weight:normal;margin-right:-4.6em}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома td,.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома-ratingHeader{text-align:center;vertical-align:middle;font-size:90%}.mw-parser-output .ts-Рейтинги_альбома-subheader{background-color:#eaf3ff}РецензииСовокупная оценкаИсточникОценкаMetacritic(82/100) [1]Оценки критиковИсточникОценкаAllmusic[2]Entertainment Weekly(B )[3]Robert Christgau(C)[4]Pitchfork Media(7.6/10)[5]Drowned In Sound(positive)[6]Rolling Stone[7]Q Magazine[8]Alternative Press[9]Stylus MagazineLindsay – (A−)[10]Stylus MagazineMueller – (B−)[11]Blender[12]Uncut[13]PopMatters[14]Spin[15]Dusted Magazine[16]
( ) — третий студийный альбом исландской группы Sigur Rós, вышедший в 2002 году.
Об альбоме
( ) — яркий образец стиля пост-рок — нестандартные решения и использование множества инструментов дополняются отсутствием текста как такового — вокалист Йоун Тоур Биргиссон исполняет песни на выдуманном «хоупландском языке».
Альбом разделён тридцатисекундной паузой на две части — лёгкую первую, включающую в себя 4 композиции, и более тяжёлую и мрачную вторую часть.
Обложка альбома представляет собой белый лист с серыми скобками, охватывающими пустоту. Восемь треков, представленных на альбоме, не имеют названий, на обратной стороне обложки они обозначены как «untitled» (без названия) с порядковыми номерами. Тем не менее, есть неофициальные заглавия песен, которые используются музыкантами.
Песня «Untitled 4» вошла в саундтрек к фильму «Ванильное небо». Трек «Untitled 3» (samskeyti) вошёл в саундтрек к фильму «Загадочная кожа».
Песни
- Композиция «Samskeyti» звучит в финале фильма Грегга Араки «Загадочная кожа», вышедшего на экраны в 2004 году.
- Композиция «Njósnavélin» звучит в фильме «Ванильное небо», вышедшем в 2001 году, а также в 1 серии 3 сезона телесериала Queer as Folk.
- Композиция «Untitled #1 (a.k.a. „Vaka“)» звучит в 3 серии 2 сезона сериала Skins.
- Композиция «Untitled #1 (a.k.a. „Vaka“)» дважды звучит в фильме После свадьбы.
- Композиция «Untitled #8 (a.k.a. „Popplagið“)» звучит в трейлере к фильму «Вторжение».
- Композиция «Dauðalagið (The Death Song)» звучит в рекламном видео игры Dead Space, вышедшей в 2008 году (Dead Space — launch trailer (official EAFrance YouTube channel)).
- Композиция «Dauðalagið» звучит в фильме «Jenson Button's Glorious Season — BBC», вышедшем в 2009 году.
Список композиций
.mw-parser-output table.ts-Tracklist{border-width:0;border-collapse:collapse}.mw-parser-output .ts-Tracklist caption{text-align:left;font-weight:bold}.mw-parser-output .ts-Tracklist.mw-collapsed caption{white-space:nowrap}.mw-parser-output .ts-Tracklist caption .mw-collapsible-toggle,.mw-parser-output .ts-Tracklist th .mw-collapsible-toggle,.mw-parser-output table.ts-Tracklist.mw-collapsible:not(.mw-made-collapsible)>caption:first-child:after,.mw-parser-output table.ts-Tracklist.mw-collapsed:not(.mw-made-collapsible) :first-child tr:first-child th:last-child:before{margin-left:.5em;font-weight:normal;display:inline}.mw-parser-output table.ts-Tracklist tr>th,.mw-parser-output table.ts-Tracklist tr>td{text-align:left;border:0}Слова и музыка всех песен Sigur Rós.
Примечания ↑ () Reviews, Ratings, Credits, and More - Metacritic (англ.). Дата обращения: 24 ноября 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года. ↑ Kellman, AndyOverview ))) (англ.). Allmusic. Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано 6 ноября 2020 года. ↑ The Icelandic quartet again create an ethereal stir with sparse, atmospheric melodies and a falsetto wail, often recalling the sonic swirl of Stateside slow-core acts like Low. [1 November 2002, p.70] ↑ Christgau, Robert Robert Christgau: CG: Sigur Ros (англ.) (недоступная ссылка — история). Robert Christgau. Дата обращения: 29 ноября 2009. Архивировано 30 ноября 2012 года. ↑ Ott, Chris Album Reviews: Sigur Rós: ( ) (англ.). Pitchfork Media (3 декабря 2002). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года. ↑ Adams, Sean Sigur Rós - ( ) / Releases / Releases (англ.) (недоступная ссылка — история). Drowned In Sound (25 октября 2002). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано 30 ноября 2012 года. ↑ Edwards, Gavin Sigur Ros: () : Music Reviews (англ.). Rolling Stone (22 октября 2002). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года. ↑ A masterpiece of bombed orchestral elegance, at once expansive and intense. [December 2002, p.112] ↑ Some of the most evocative music of this century. [December 2002, p.97] ↑ Lindsay, Cam Sigur Ros - () - Review - Stylus Magazine (англ.). Stylus Magazine (1 сентября 2003). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 15 декабря 2006 года. ↑ Mueller, Gavin Sigur Ros - () - Review - Stylus Magazine (англ.). Stylus Magazine (1 сентября 2003). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 12 ноября 2006 года. ↑ Charming and enrapturing, adrift in its own unique, invented world. [#11, p.142] ↑ The music here is intimate yet remote. [December 2002, p.140] ↑ Cibula, Matt Sigur Ros: ( ) (англ.). PopMatters (27 декабря 2002). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 3 января 2003 года. ↑ On (), the band steer their ghost ship into darker waters, erecting a vast, austere cathedral of sound, then sticking around to score a funeral mass inside. [December 2002, p.140] ↑ Becker, Daniel Dusted Reviews: Sigur Rós - ( ) (англ.). Dusted Magazine (8 декабря 2002). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из оригинала 5 января 2003 года.Ссылки
- Страница альбома на официальном сайте группы
- Йоун Тоур Биргиссон
- Георг Хоульм
- Кьяртан Свейнссон
- Орри Паудль Дирасон
- Аугуст Эйвар Гюннарссон
- Von
- Ágætis byrjun
- ( )
- Takk…
- Með suð í eyrum við spilum endalaust
- Valtari
- Kveikur
- Rímur
- untitled #1
- Ba Ba Ti Ki Di Do
- «Svefn-g-englar»
- «Ný batterí»
- «Glósóli»
- «Hoppípolla»
- «Sæglópur»
- «Hljómalind»
- «Gobbledigook»
- «Inní mér syngur vitleysingur»
- «Við spilum endalaust»
- «Ekki Múkk»
- «Varúð»
- «Brennisteinn»
- «Ísjaki»
- Hvarf/Heim
- We Play Endlessly
- Inni
- Von brigði
- Heima
- Inni
- Englar Alheimsins
- Hlemmur
- Дискография
- Amiina