Лопаткина фото
23 октября – день рождения Ульяны Лопаткиной, прославленной примы Мариинского театра, народной артистки России.
Лопаткина – одна из самых известных балерин современности. Её называют национальным достоянием. Однако любимица миллионов остаётся, пожалуй, самой «закрытой» танцовщицей нашего времени.
Как же складывался её путь в искусстве, и через что прошлось пройти, чтобы подняться на вершину творческого Олимпа?
Одна в большом городе
Лопаткина родилась в 1973-м году в Керчи в семье учителей. Любила спортивную гимнастику, занималась и в балетной студии, которую вела Лидия Яковлевна Пешкова, в прошлом танцевавшая в Мариинском театре. Это во многом повлияло на всю дальнейшую судьбу Ульяны.
Когда на семейном совете стали решать, где учиться балету, речь первым делом зашла о Ленинграде, Мариинском театре и намоленной Вагановке.
В знаменитое училище она поступила и осталась одна, без родителей, в чужом незнакомом городе. Жила в интернате, что для 10-летнего подростка оказалось нелёгким испытанием. Полной отдачи требовала и учёба. То, что у девочки звёздное будущее, было видно сразу.
Не случайно знаменитый хореограф Джон Ноймайер подарил ей, семикласснице, номер «Чекетти и Павлова». Миниатюра, показанная на гастролях школы в Москве, вызвала восторг, уже тогда сделав Лопаткину любимицей зрителей и прессы.
Выделяла талантливую ученицу и легендарная Наталья Дудинская, в классе которой она занималась.
«В балете невозможного не существует – нужно только работать»,
– навсегда запомнила Ульяна слова великого педагога. Это правило в очередной раз подтвердилось, когда её приняли в труппу Мариинского театра.
Наталья Дудинская. Настоящее имя Золушки
Первое время она набиралась мастерства в кордебалете, но вскоре стала выходить и в ведущих партиях. Кстати, станцевать в 1992-м первую в её жизни «Жизель» тоже помог случай.
Основная труппа уехала на гастроли и срочно понадобилась солистка. Сначала в театре сомневались, стоит ли давать эту сложную роль начинающей артистке. Но педагогам удалось убедить руководство, и они оказались правы. Вчерашняя выпускница не подвела, а в 1995-м получила премию «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют на петербургской сцене».
Для балета не подходит?
С тех пор она удостоилась многих наград и званий. В 1996-м, например, ей присвоили титул «божественная». При этом по академическим меркам Ульяна для балета не подходит. Слишком высокая – рост 175 см. Слишком крупные стопы и кисти, «неудобная» длина рук и ног. Однако балерина настолько органично выглядит на сцене, что все эти «слишком» стали её достоинствами, а со временем – неповторимой особенностью танца.
Но ошибётся тот, кто подумает, что жизнь Лопаткиной – сплошные цветы и аплодисменты.
В 2000-м она сильно повредила голеностоп, причём это произошло прямо во время балета «Баядерка». Боль была адской, но, несмотря на это, артистка закончила спектакль, ничем не омрачив праздник зрителям. Травма оказалась настолько серьёзной, что сцену пришлось на два года оставить. Понадобилась и операция, которую помог организовать в Нью-Йорке Михаил Барышников.
Началось непростое восстановление. Старые проблемы не отпускают и сейчас. Вот и в эти дни на официальном сайте балерины появилось объявление, что
«в связи с профессиональными травмами и необходимостью лечения, Ульяна Лопаткина делает перерыв в выступлениях на этот сезон».
Ну а если вернуться на 15 лет назад, то тогда в её жизни произошло и другое, приятное событие. В 2001-м Ульяна вышла замуж за Владимира Корнева. Они познакомились в 1999 году в Петербурге, во время вручения премий в области культуры. Тогда она была признана «Балериной года», а он – «Писателем года».
Владимир оказался личностью многогранной. Прозаик, архитектор, художник, бизнесмен… Кстати, был замысел снять по его роману «Модерн» фильм, где главную роль предлагали Лопаткиной, но она отказалась.
Их венчание прошло в Софийской церкви Веры, Надежды, Любови посёлка Вартемяги под Петербургом, без помпы, в узком кругу гостей. Событие скромно отметили в ресторане Дома архитектора и отправились в свадебное путешествие. В те дни Ульяна откровенно признавалась, что ей нравится чувствовать себя
«просто женой и хозяйкой, учиться рисовать, а также то, что Володя ничего не понимает в балете и терпеть не может разговоров о театре».
А на следующий год Лопаткина в одной из австрийских клиник родила дочь Машу. Вопрос – балет или ребёнок – перед ней не стоял. Она осознанно стала мамой, а затем успешно вернулась на профессиональную сцену, тем самым разбив ещё один стереотип, что танец и счастье материнства несовместимы. К сожалению, семейный союз оказалось недолгим, в 2010 году супруги развелись.
Преемница Плисецкой
Сегодня Лопаткина – признанная мировая звезда, прима Мариинского театра. Её также называют преемницей Майи Плисецкой, а на Западе считают «главным русским лебедем».
В арсенале балерины сложнейшие партии классического репертуара, однако она не отказывается и от концертов.
Особое место в её душе занимает вера. В 16 лет, ещё в училище, она с подругой приняла крещение, и с тех пор, как сама признаётся «старается не расплёскивать себя по мелочам». Также Лопаткина рисует, берёт уроки, но работы не выставляет, тщательно оберегая своё личное пространство.
Важной частью жизни балерины стала и благотворительность. Она несколько лет принимала участие в проекте «Рождественская ярмарка», где звёзды искусства, политики, шоу-бизнеса под присмотром профессиональных художников создавали картины на сказочные зимние сюжеты. Затем эти полотна реализовывались с аукциона в пользу больных детей.
Лот Ульяны, как правило, продавался за большие деньги одним из первых. Она входит и в попечительский совет Фонда профилактики рака, а летом этого года на сцене Александринского театра её «Русский танец» стал украшением концерта мировых звёзд оперы и балета, где все средства перечислялись на лечение и уход за детками с ментальной инвалидностью.
«С моей точки зрения то, что ты делаешь для кого-то другого, и есть смысл человеческой жизни. Часто мы бежим, торопимся, стараемся достичь высот, но истинная цель в том, чтобы уметь отдавать другим. Потому что награда – внутри самого дела. Не потому, что скажут, какой ты молодец, что участвуешь и поддерживаешь людей, которым сто крат тяжелее, чем тебе.
Самое главное – состояние души, когда знаешь, что помогаешь максимально бескорыстно и получаешь от этого удовлетворение. Значит, живёшь не зря. И чем больше делаешь и меньше об этом известно, тем глубже ощущение самой полноты жизни»,
– рассуждает балерина.
Елена Данилевич, “АиФ”
Кстати:
лопаткина фото
Биография
Ульяну Лопаткину называют второй Майей Плисецкой. Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину, придумывая новые красочные эпитеты, но сама «божественная» танцовщица, «прекрасный лебедь с руками, похожими на птичьи крылья», признается, что от этих восторгов ей не по себе.
Детство и юность
Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 года (по зодиаку это пограничный день между Весами и Скорпионом). Мама будущей балерины нисколько не сомневалась, что дочь прославится, и уже с 4-летнего возраста водила ее в кружки и секции. В балетной школе малышка оказалась по совету знакомых преподавателей и взялась на новое увлечение с восторгом.
После школы Лопаткина не смогла поехать учиться в столицу, провалившись на третьем туре вступительных экзаменов. Педагоги предложили попытать судьбу в Ленинградском балетном училище (сейчас это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Трудно поверить, но легендарная танцовщица тогда сдала экзамены на тройки.
Строгое жюри критически отнеслось к ее фигуре: непривычно высокий для балерины рост (175 см при весе в 52 кг) мог стать помехой при подборе партнера, а крупные стопы и кисти – некрасиво смотреться со сцены. В финальном туре юная Ульяна с широкой улыбкой станцевала «полечку». Ее обаяние произвело благоприятное впечатление на экзаменаторов, и девушку приняли.
Следующие 8 лет прошли в жесткой «муштре», непрерывной работе и одиночестве, которые неизбежно сопутствуют становлению балетных танцоров. Родители остались в Керчи, и на выходные Ульяна ходила в гости к лучшей подруге. Будни ее наполняли бесконечные репетиции, но Лопаткина смирилась с неприятными сторонами будущей профессии и приняла их как должное. На выпускном концерте юная балерина, не рассчитав баланс во вращении, упала спиной к зрителям. Публика поддержала ее искренними аплодисментами. Ульяна взяла себя в руки и закончила танец как следует.
Балет
После выпуска Лопаткина некоторое время проработала в кордебалете Мариинского театра. В 1992 году ей выпал прекрасный шанс – половина труппы уехала на гастроли, и молодой балерине впервые предложили сольную партию, с которой она справилась блестяще. Первый раз Ульяна исполнила своего фирменного «лебедя» в 1994 году. За это выступление она получила престижную премию «Золотой софит». В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.
Сравнивать Лопаткину с Плисецкой начали после «Лебединого озера». Для самой Ульяны этот титул оказался тяжелой ношей. Она утверждает, что все известные балетные артисты страдают перфекционизмом, а сравнение со звездами включает внутреннего критика на полную мощность.
«Вы не представляете, сколько поводов у танцовщицы быть несчастной!», – уверяла она в интервью.
Участие примы в балете – своеобразный знак качества, и каждое выступление на сцене родного Мариинского театра Лопаткина воспринимала с волнением. По ее словам, «домашняя» публика гораздо строже «гастрольной», хотя на выездах приходилось работать дольше и тяжелее. В 2003-2007 годах Лопаткина попробовала себя в роли актрисы. На ее счету работы в 6 фильмах: в двух Ульяна сыграла саму себя, в остальных – похожих по духу девушек-танцовщиц.
В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с Николаем Цискаридзе. Правда, первую попытку в «Баядерке» признали не совсем удачной, но на второй раз в «Корсаре» пара смогла станцеваться.
Другие ее известные образы – «Умирающий лебедь» в хореографической миниатюре Сен-Санса, романтичная Жизель в одноименном балете, Жар-птица на Балу сказок, а также роль во фрагменте балета «Щелкунчик». «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.
В балете «Анна Каренина» она создала масштабный и трагический образ главной героини. Эту партию также танцует Диана Вишнева, но большинство критиков отдают предпочтение работе Лопаткиной, отмечая, что она лучше передала материнские чувства Анны, а ее величественный танец словно захватывает сцену.
В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. Поводом стали обострившиеся старые травмы: из-за повреждения стопы танцовщица иногда не могла даже ходить, не то что выступать. Сложная операция, проведенная в Нью-Йорке, не решила проблемы. Мир балета она оставила с сожалением и надеждой, что ее творческая биография еще продолжится в каком-нибудь другом направлении.
В 2017 году Ульяна поступила в СПбГУ, выбрав образовательную программу «дизайн среды».
Личная жизнь
В 1996-1997 годах Лопаткиной приписывали роман с актером Евгением Мироновым, но она не подтверждает эту информацию.
В 2001 году балерина вышла замуж за архитектора и бизнесмена Владимира Корнева, взяв двойную фамилию. Через год она рискнула на время уйти со сцены и родила дочь Марию.
Поклонники удивились смелости этого решения – вернуться в балет после рождения детей очень трудно, но в тот момент Лопаткина переживала не лучшие времена: мучила хроническая усталость, пошатнулось здоровье, и отдых от сцены был просто необходим. Ульяне очень нравилось, что муж ничего не понимает ни в театре, ни в балете, а она может побыть просто хозяйкой и женой, уделить время рисованию и ребенку.
В 2010 году пара объявила о разводе. Балерина отказалась от фамилии мужа и вновь стала Лопаткиной. По рассказам друзей, портреты балерины по-прежнему украшают дом Владимира Корнева, но общаются супруги нечасто и в основном по поводу дочери.
Ульяна слывет сдержанным и тактичным человеком. Друзья и журналисты отмечают ее искреннюю доброжелательность. Она любит Санкт-Петербург, но считает его тяжелым для жизни местом.
«Он построен на крови, потерянных жизнях, болотах, – поясняет артистка. – Танцовщики, как никто другой, ощущают на себе влияние его тяжелого климата».
Сонный дух города влияет на темп и режим репетиций, мешает рано вставать и быстро работать.
Ульяна Лопаткина сейчас
В жизни Ульяна Лопаткина предпочитает изысканный минимализм, выбирая темные цвета, струящиеся наряды, длинные шарфы и короткие стрижки. Она не любит пользоваться социальными сетями. Страницы во «ВКонтакте» и в «Инстаграме» ведут поклонники.
Знаменитая танцовщица явно скучает по сцене, но пока не планирует возвращаться. В 2018 году Лопаткина не участвовала в творческих проектах, предпочитая уделять время учебе и личной жизни.
Партии
- «Щелкунчик» Джона Ноймайера – фрагмент «Павлова и Чекетти»
- «Гамлет» Константина Сергеева – Офелия
- «Жизель» – Жизель, Мирта
- «Корсар» – Медора
- «Пахита» – Grand Pas
- «Спящая красавица» Мариуса Петипа – Фея Сирени
- «Анна Каренина» – Анна, Китти
- «Гойя-дивертисмент» – Смерть
- «Баядерка» Мариуса Петипа – Никия
- «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа – Одетта и Одиллия
- «Раймонда» – Клеманс
- «Шехеразада» – Зобеида
- «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова – Зарема
- «Легенда о любви» Юрия Григоровича – Мехменэ Бану
- «Ленинградская симфония» Игоря Бельского – Девушка
- «Поцелуй Феи» – Фея
- «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
- «Серенада» Джорджа Баланчина
- «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
- Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
- «Вальс» Джорджа Баланчина
- «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
- 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
- «Юноша и Смерть» Ролана Пети
- «Анна Каренина» Алексея Ратманского – Анна
Награды
- 1991 — лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix
- 1995 — премия «Золотой софит» за лучший дебют
- 1997 — премия «Золотая маска»
- 1997 — приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
- 1997 — премия «Балтика»
- 1998 — премия лондонских критиков Evening Standard
- 1999 — Государственная премия России
- 2000 — Заслуженная артистка России
- 2006 — Народная артистка России
- 2015 — премия Правительства Российской Федерации
- 9 ноября 2015 — премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)
Она родилась на берегу Черного моря в семье учителей, а в 9 лет оказалась в холодном и пасмурном Ленинграде в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, где обучалась в классе у Галины Петровны Новицкой, а выпускалась - у Наталии Михайловны Дудинской.
Любовь Ульяны к танцам и музыке заметила мама еще в раннем детстве, когда придя с работы увидела свою дочь, кружащуюся в собственном платье под музыку Баха.
Из 12 выпускников АРБ, 4 девушки были одного роста, достаточно высокого. Всех четырёх приняли в Мариинский театр в кордебалет. В последствии, эту команду прозвали баскетбольной. И они начали свой творческий путь в театре. Однажды группа солистов Мариинки уехала за границу на заработки, отменить заявленную в афише Жизель невозможно, в тысячный зал продано 170 билетов. И вот Ульяне подвернулся счастливый случай.
После первой Жизели критики на перебой принялись расхваливать молодую балерину.
В 2000 году во время выступления в балете «Баядерка» получила травму голеностопа, однако продолжила танцевать и закончила спектакль. Из-за травмы пришлось на время прервать карьеру. В 2003 году балерине сделали операцию, после восстановления, Ульяна вновь смогла вернуться к преданному зрителю. Так же Ульяна выступала на юбилейном вечере в «Кенеди центр» в Вашингтоне на юбилейный вечер Пласидо Доминго. Ее пригласил сам певец, сказав: «Вы можете танцевать что угодно, но лебедя обязательно. Вы будете одна балерина».
Номер был поставлен Николаем Андросовым. Для зрителей было совершенно не возможно такое перевоплощение артиста.
Ульяна ЛопаткинаВ 2002 году Ульяна стала мамой, она считает это событие самым важным в своей жизни . В 2013 году, после смены руководства Академии Русского балета, Министерство культуры выразило желание видеть Ульяну Лопаткину в должности художественного руководителя академии им. А.Я. Вагановой. Ульяна Лопаткина в одном из своих интервью рассказала об дружбе с Михаилом Барышниковым. Однажды Михаил подарил балерине в ручную связанные штаны для разогрева. «Среди балетных есть такая добрая традиция – желать друг другу удачи, даря вещи, в которых ты сам разогревался, работал. Вещи, которые помнят тепло твоего тела и муки, связанные с репетициями и разогревом.
Ульяна ЛопаткинаВстретилась Ульяна с Барышниковым при невероятных обстоятельствах. Он помог в организовать Ульяне операцию на ногу, когда встал вопрос о карьере Ульяны. Они не были знакомы, ему рассказали о проблеме балерины. Даже в родном театре не знали, на сколько серьезные проблемы у Лопаткиной. Михаил откликнулся и занялся ее лечением.
В 2017 году Ульяна завершила свою танцевальную карьеру. Поклонники грустят. Но Ульяна считает, что впереди у нее не менее насыщенная жизнь.
Текст: Александра Станиина
Фото: свободные источники