Остроумие и чувство юмора
На обывательском уровне чувство юмора и остроумие -- понятия практически идентичные. Но не зря они обозначаются разными терминами. Попробуем их «разъединить», чтобы в дальнейшем не путать. Прежде чем обратиться к работам философов, откроем словарь Ожегова. Читаем. «Остроумие»: 1) изобретательность в нахождении ярких, удачных, смешных или язвительных выражений; 2) изобретательность и тонкость ума. «Юмор»: понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь. «Чувство юмора»: способность видеть и понимать смешное.
Очень часто в народе говорят, «он остроумен» или «он обладает чувством юмора». Остроумный человек может и не иметь чувства юмора, и наоборот, человек с чувством юмора может быть совсем не остроумным. Остроумие связано со способностью создавать остроумные мысли, а чувство юмора -- с возможностью воспринимать юмор (запомните, «чувством юмора обладает только тот, кто умеет насмехаться над собой при окружающих и с самим собой»), что дано не каждому. И еще, остроумный человек кроме умения создавать «остроты», должен обладать еще одним немаловажным качеством: уметь критически их оценивать сразу же после момента их создания, но до того момента, как они станут известны окружающим. Человек, не умеющий вовремя «затормозить» неудачную остроту вряд ли может по настоящему остроумным.
А.Н. Лук в своей замечательной книге «О чувстве юмора и остроумии» (это произведение и по сей день одно из лучших в данной области -- к тому же написано вполне простым понятным языком) отметил следующие моменты: «остроту создают (работа остроумия), а смешное находят (функция чувства юмора)».
Остроумие вовсе не обязательно должно быть смешным. Это подтверждается примером из области науки: вряд ли кто-то может найти смешное в остроумных научных гипотезах, открытиях, технических решениях и т.п. Скорее всего, человек, понявший суть основной идеи какой-нибудь «теории», получит моральное удовольствие от своей победы над загадкой (еще большее удовлетворение получит сам творец этой «теории»).
Подытоживая, можно сказать, что создание остроумной мысли (остроумие) -- это активный процесс, а восприятие смешного, комического (чувство юмора) -- скорее пассивный. Следует также отметить, что в некоторых случаях для восприятия остроумной шутки или мысли необходимо проделать немалую умственную работу.
Внешним признаком положительной оценки «остроумия и чувства юмора» служит смех и улыбка (не всегда!). Смех от услышанного анекдота или увиденной комической ситуации может быть идентичен. Но вызваны они будут разными причинами. Л.В. Карасев различает два основных вида смеха: «смех тела», т.н. «природный смех» и «смех ума», т.н. «интеллектуальный смех». Первый вид смеха известен был еще древним людям (другое его название «прасмех»). Это «низ» человеческой деятельности, самопроизвольный смех (например, при падении человека), он доступен даже ребенку (и, как отмечают некоторые исследователи, некоторым животным). Другой вид, по мнению Л.В. Карасева, относится к области рефлексии, парадоксальной оценки, сферы проявления остроумия. И в том, и другом случае причины возникновения смеха различны, а следствие одно и то же: смех.
А.Н. Лук при изучении чувства юмора и остроумия ссылается также на гипотезу Н.М. Амосова, который в 1963 году выдвинул предположение о том, что обработка информации в человеческом мозгу происходит с помощью взаимодействия двух программ: интеллектуальной и эмоциональной. Эти программы имеют не только различную функцию, но и, предположительно, различную анатомическую и физиологическую основу.
Выделить эти составляющие в нормальном (здоровом) человеке достаточно сложно, так как информация, полученная «на выходе» складывается из работы «интеллектуального» и «эмоционального» блоков. Для подтверждения этой теории проведем мысленный эксперимент. В качестве «подопытных» возьмем две пары людей (одного возраста и пола; внешние условия эксперимента одинаковы). В одной паре люди будут отличаться интеллектом, но их эмоциональные программы будут одинаковы; в другой -- разными будут интеллектуальные программы обработки информации, а эмоциональные составляющие будут идентичны. Каждой паре дадим по некоторому количеству информации, которую им необходимо будет обработать. Можно смело утверждать, что в каждой паре «выходная» информация будет различной. Скорее всего, будут получены четыре варианта обработки одной и той же «входной» информации. Это, возможно, и будет являться доказательством существования в человеке как минимум двух составляющих.
В реальности такой эксперимент провести невозможно, так как нельзя найти двух одинаковых людей имеющих идентичную эмоциональную или интеллектуальную составляющие (проблема осложняется отсутствием научных методик, позволяющих эти составляющие замерить).
Впрочем, народ уже давно подметил различия между мужским и женским полом. Женщины более эмоциональны, мужчины более рассудочны (интеллектуальны). Подтверждает это неравенство и современная наука. Левое («мужское») полушарие отвечает за логические, аналитические, фактические аспекты мышления и поведения. Правое («женское») управляет интуицией, творческой деятельностью, воображением, психикой и духовной жизнью человека. Конечно, это не значит, что мужчины используют только левое полушарие, а женщины -- правое. Различия заключаются в том, что у мужчин доминирует левое полушарие, у женщин -- правое, и методике использования обоих (считается, что мужчины одновременно могут использовать эффективно только одно из полушарий, а женщины -- оба). У одних людей «центр тяжести» обработки информации склоняется к той или иной составляющей. Медицине известны и патологические случаи, когда один из «центров» подавляется. В таких случаях человек может «лишиться» эмоций, но продолжать логически мыслить, или, что чаще случается, наоборот.
Исходя из вышеупомянутой теории, А.Н. Лук проводит различия между чувством юмора и остроумием. «В остроумии эмоциональный компонент -- это лишь фон и побуждающий мотив; само же «психическое действие» происходит в интеллектуальной сфере. А в структуре чувства юмора отношения обратные: «психическое действие» разворачивается в эмоциональной сфере (реверсирование, переход отрицательных чувств в положительные), а мыслительные реакции играют роль спусковой пружины этой реакции».
Широко известна также работа австрийского психоневролога З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному». Он основывает свою теорию исходя из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счёт того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы; остроумие -- это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом, а также для полового возбуждения.
Комическое -- по Фрейду -- отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так -- я поступаю по-другому -- он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счёт "экономии мышления".
Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь -- смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм экономит мышление, юмор экономит чувства.
Под комизмом он в основном понимал ситуации, когда человек выглядит смешно, но сам не предпринимает для этого особых умственных усилий. А под остроумием он подразумевает способность создавать более изощренные, умные остроты (умные остроты -- остроумие). Большую часть своей работы Фрейд посвятил сравнению психоаналитической модели сновидений и механизма работы остроумия, считая, что они имеют много общего. Но современная наука к этой гипотезе относится скептически.
Ради чего наука должна изучать остроумие? Разумеется, не только ради выяснения природы юмора. По мнению А.Н. Лука, автора известной работы «Юмор и остроумие»: «остроумию принадлежит почетная роль в системе творческих способностей человека, и, возможно, изучение остроумия дает ключ к объяснению механизма подсознательно-интуитивных умозаключений, лежащих в основе остроумных технических решений, остроумных технических научных гипотез и т.д.». остроумие и чувство юмора
Сетевое издание maximonline.ru (максимонлайн.ру) - официальный сайт мужского журнала MAXIM
Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 78428
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связиинформационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 29.05.2020 18
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»
Главный редактор: Пучков П. В.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для РоскомнадзораЭл. почта: maxim@maximonline.ru телефон: 7(495) 633-5-633
Copyright (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2023Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании — очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.
5 верных способов сказать смешное
Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, но, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.
1. Их поменяли местами
Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) — поменять местами какие-нибудь два элемента. Это могут быть буквы в слове (президент — дрезипент), буквы в словосочетании (потные руки — ротные пуки), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки — попасть в сто метров с расстояния белки) и тому подобное (Федор Конюхов — конюх Федоров).
Главный секрет в применении этой формулы — быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул — заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» — «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!»).
Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушью, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать аремиканский дрезипент Дайбен.
2. Новое слово в…
Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина», вместо «метод кнута и пряника» — «метод кнута и пиццы», вместо «склеить ласты» — «склеить лыжи (или ботинки фирмы „Скороход“)».
Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «баобаб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.
3. Как слышится?
Прямой смысл слов и выражений — богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» — «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки».) Суть этого метода — не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» — «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?»).
Прислушайся к повседневной речи — ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» — «Гм… Сдаюсь. Ну, и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!»).
4. Да побольше, побольше!
Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 1=2, в юморе 1 1=11 («Давно нас ждешь?» — «С сентября. 1989 года»). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!»
Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью». «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету»).
5. Оригинал штампа
Еще один алгоритм построения шутки — перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т.д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».
Уверены, ты и дальше сможешь продолжить эксплуатацию этого клише одной левой.
У кого мы собезьянничали юмор
Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора — навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.
Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи — исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках.
Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу — это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение — когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом — да ладно, серый, ты че, обиделся?
Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.
Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые задницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.
Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) — что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле — это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!».
Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) — прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется — это игра. Если сосредоточен — видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и хуже справляются со стрессом.
Когда поют лопаты
Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами? Есть три главные причины…
Ты не был первым
Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет новой для слушателя.
Ты знаешь больше, чем другие
Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь».
Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.
Ты переусердствовал
Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…»).
Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…»).
Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, — это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!»). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.
Четыре теории юмора
Вот что говорили о назначении юмора в нашей жизни серьезные ученые, наблюдавшие за людьми и другими животными.
Теория Вайсфельда
Юмор — инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки — это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»
Теория Фредриксон
Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка — это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.
Теория Оурена — Бачоровски
Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности.
Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной — хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» — «Не знаю, я же позже тебя встаю»).
Теория Малкея — Миллера
Эти двое считают, что юмор — механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор — продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера — там на принтере осталось?»
Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор — знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, — самая правильная.
Остроумие для ленивых
Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.
1. Цитируй
Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно». Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой».
В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтоб хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.
2. Рассказывай анекдоты
Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат».
Да, как ни крути, но более надежного способа заработать репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.
Проверь себя: Есть ли у тебя чувство юмора (тест).
3. Говори с акцентами
Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе»). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол пэрэдай, да?»), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!»), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, что этот пример — китайский).
Чего хохотят женщины
И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша статья. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.
Поскольку на главном требовании эксперимента — чтобы все женщины были еще и голыми — ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности.
Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. — всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности.
Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.
Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?»), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить.
Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины.
Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.
Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зайти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов») только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако, если она знала заранее — из анкеты — о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.
Я буду благодарен вам если вы будете приглашать друзей на мой канал и поддерживать меня своими лайками.
Остроумие – это буквально «острый ум»
«Сохраняй чувство юмора.
Особенно в отношении себя самого.
Это – безграничная сила.»
Мирный воин
Люди, наделенные таким даром, легко и непринужденно шутят, от души смеются, часто и по делу юморят, заряжая своим настроением окружающих. Остроумием также называют тонкость ума, изобретательность, что всегда отражается в речи говорящего (оратора). Можно ли развить эту способность, или человек, над шутками которого никто и никогда не смеется, обречен до конца дней слыть в обществе «сухарем» и неостроумным?
Зачем людям чувство юмора
Ученые связывают способность смеяться и даже улыбаться с определенным геном, транспортером серотонина. С другой стороны, ДНК обуславливает особенности поведения или определенные качества, но ни в коем случае не обязывает человека проявлять их. Можно родиться с чувством юмора, но так и не посчитать нужным проявлять остроумие.
На заметку. Умение смеяться над шутками или ситуациями, или над самим собой – самая настоящая «прививка», которая закаляет «душевный иммунитет», спасает от тягот, помогает пережить трудности и наладить контакт с другими. Его однозначно можно и нужно развивать.
Философы, психологи и ученые связывают способность шутить, подмечать смешное и смеяться над собою с высшими ступенями развития личности. Французский философ Анри Бергсон выразил мнение, что юмор – это не что иное, как «средство эволюционирования психики человека в истории». В самом деле, где бы оказалось человечество, если бы оно не изловчилось на все страшное, дурное напяливать маски, которые заставляют хохотать? Ведь то, над чем люди смеются, перестает пугать. А тому, что не кажется страшным, противостоять легче.
Принципы остроумия
Эстетическое наслаждение, которое человек получает от способности подмечать, воспринимать и понимать комические моменты, огромно. Оно несет в себе великий оздоравливающий эффект. Не зря говорят, что юмор и смех продлевают жизнь.
Остроумие – понятие комплексное. Оно включает в себя как минимум три составляющих:
- внимание к окружающему;
- умение подмечать «острые» моменты;
- способность своевременно реагировать на происходящее.
Остроумных людей отличают высокие интеллектуальные качества, к коим можно причислить:
- эмоциональное благополучие;
- личностное развитие.
Основной принцип остроумия – не навреди. Если над шуткой в компании смеются не все, значит, чьи-то чувства задеты либо человек попросту «не въехал» в тему. Высмеивать кого-то одного из массы – плохо, это больше тянет на сарказм или черный юмор, который не имеет ничего общего с остроумием.
Что дает человеку остроумие:
- Возможность справиться с пугающими жизненными обстоятельствами. Юмор – отличный защитный механизм.
- Улучшение общего самочувствия. Смех, улыбка, хохот – психофизиологические реакции, которые являются ответом на комичную ситуацию – нечто, что смешит человека. Никто не учит людей улыбаться – это врожденный рефлекс, который является ответом на юмор.
- Здоровые нервы. Психическая функция определяет поведенческий паттерн – шаблон, по которому действует человек остроумный. Он часто шутит, забавляя других, смеется над собой и чужими рассказами, повествует о забавных случаях, «травит» анекдоты. Таких людей довольно сложно вывести из себя, разозлить, потому что они все переводят в шутку.
- Психотерапевтическая функция. Сегодня юмор включают в многие психологические практики, рассматривают возможности использовать это психосоциальное явление в терапии раковых больных.
Это интересно. В мозгу не выявлено какой-то особой части, отвечающей за присутствие чувства юмора, но повреждения и травмы любого из полушарий негативно сказываются на восприятии смешных моментов.
Сколько форм у остроумия и почему шутки должны быть добрыми
Юмор – понятие емкое. Оно объединяет шутки, каламбур, анекдоты, игру слов, сатиру, иронию, сарказм. Наряду со словесными формами остроумия существует и графическое его выражение, карикатуры и шаржи, к примеру. Но вот сарказм, черный юмор – весьма своеобразный способ развеселить окружающих.
Отмечено, что склонность человека недобро шутить, внезапное увлечение «юмором висельников» часто свидетельствует о надвигающейся деменции или слабоумии. Кроме того, злые шутки не доставляют эстетического удовольствия. Сарказм пробуждает в человеке агрессию, желание защититься, оскорбить «шутника». Остроумие же стремится развлечь, развеселить, но не обозлить или обидеть.
Черный юмор может быть пугающим и отвратительным. Такими же являются по сути анекдоты, которые подчеркивают и культивируют вредные стереотипы, принижая человеческое достоинство, как таковое. Задача же остроумия и главный его принцип – «сделать смешно всем» и облегчить жизнь, примирив человека с острыми аспектами с одной стороны, а с другой подтолкнуть на разумное сопротивление дурному и нежеланному.
Иными словами, любая шутка должна быть доброй, но не «беззубой». Остроумие не может быть стерильным, но высмеивать человека – дурно, а вот вредные привычки – полезно.
Помните. Золотое правило, которое должен соблюдать любой, даже самый остроумный человек – мера. И шутки, и ироничные замечания можно отпускать даже во время деловых совещаний. Но чрезмерное увлечение юмором может указывать на желание человека отстраниться, неумение вникать в проблему.
Приемы остроумия или как «довести» шутку до разрядки
Остроумные люди часто в совершенстве владеют приемами, при помощи которых доносят смысл послания до окружающих:
- Намек – это целое искусство. Использовать его следует дозированно и только по обстоятельствам. Если человек не умеет общаться с другими кроме как путем намеков, то это признак не остроумия, а паранойи.
- Ирония или насмешка. С их помощью человек выражает свое отношение к сложившейся ситуации или моменту, сравнивая то, что случилось с тем, что могло бы быть.
- Сравнение определенных качеств. В его ходе у разных вещей подмечаются общие черты.
- Абсурдные мысли, намеренные оговорки. Они в корне меняют смысл послания, превращая его в остроумную синтенцию.
- Парадоксальные замечания. Они появляются порой из обычных высказываний о здоровье, погоде, отношениях и тоже забавляют и развлекают окружающих.
Полезно знать. Остроумный человек – всегда хороший оратор. В древности искусству риторики обучали в специальных школах. Сегодня умению излагать мысли уделяют незаслуженно мало внимания, тогда как остроумие напрямую зависит от ораторских способностей человека.
Во всем нужна сноровка… или как повысить чувство юмора и остроумие
Ниже приведены способы, которые помогут развить чувство юмора и остроумие:
- Чтение произведений классиков и современных писателей. Это обязательный пункт, который помогает увеличить словарный запас, научиться лаконично и ясно излагать мысли. Краткость – сестра не только таланта, но и остроумия.
- Просмотр комедийных шоу, стенд ап выступлений. Нет ничего дурного в том, если человек подражает комедиантам, шоуменам, известным личностям, славящимся остроумием. Повторять чужие шутки в духе «Я слышал кое-что смешное сегодня» вполне уместно. Кстати, подражатель вносит свою лепту в пересказ «хохм», ведь и лингвистика, и язык тела индивидуальны.
- «Спарринг» с остроумным партнером, будь то коллега по работе, сосед, знакомый кассир, подруга или родственник – прекрасное упражнение, которое помогает развивать чувство смешного. Избегать стоит глупых шуток, хотя и на «туалетный юмор» найдется аудитория. Но приверженцы подобного «остроумия» слывут незрелыми личностями.
- Поиск смешного. Заключается в том, чтобы понять, что увлекает человека, который хочет развить остроумие. Невозможно развеселить кого бы то ни было, если никакой аспект беседы или происшествия не захватывает и не интересует.
- Спонтанность. Помните, главные составляющие остроумия – неожиданность, непринужденность и непосредственность.
- Умение остановиться. Это нужно уметь делать, если шутка не производит впечатления, окружающие не улыбаются, а скорее скучают или вымученно ждут окончания «смешного» рассказа.
- Отказ «шутить на заказ». Остроумие «спонтанно» и нужно понимать, что смешить всех вокруг сутками напролет невозможно. Необязательно и «анонсировать» смешную историю, которую человек собирается рассказать. Достаточно просто взять и поведать ее.
Упражнения для развития остроумия
Их существует масса. Каждый человек может придумать собственную систему тренировок, и это не удивительно, ведь тут важна индивидуальность, а не перепевки чьих-то шуток и колкостей. Один умный человек назвал умение остроумно реагировать на происходящее вокруг «мышцей юмора» и посетовал, что если ее не развивать, можно на всю жизнь остаться закостенелым индивидуумом с плоскими шутками, от которых всем только тошно.
Что важно развивать, если хочется прослыть остроумным:
- моментальную реакцию на происходящее;
- кругозор;
- ассоциативное мышление;
- креативный подход к стандартным ситуациям.
Следующие 8 упражнения поданы как эффективные в одном из курсов по развитию остроумия. Отнеситесь к ним с юмором, но возьмите на заметку.
Лингвистическая пирамида
Выберите для себя предмет. Допустим, это будет какое-то растение, например, крапива. Теперь постройте логическую цепочку от меньшего (род) к наибольшему (домен). Поначалу будет сложно, потому что потребуются новые знания. Как только мозг их пополнит, строить логические цепочки станет гораздо проще. Как только научитесь, попробуйте аналогичный эксперимент с ручкой для письма.
И польется речь рекой
Развивайте ораторские способности, которые включают в себя, в том числе, ассоциативное мышление. Если человек за словом в карман не лезет, это упражнение дастся ему легко. Попросите друга или знакомого выбрать предмет, и расскажите о нем что-нибудь занимательное.
Сравнить несравнимое
Что общего между табуреткой и роялем? А между письменным столом и вороном? А если это ручка и книжная полка? Поначалу взрыв мозга будет обеспечен. Для этого упражнения понадобится 3 человека, которые в процессе будут меняться ролями: один будет выбирать неодушевленный предмет, другой одушевленный, а третий искать в них общее. Второй предмет – не обязательно одушевленный, главное, что на первый, на второй и даже на углубленный взгляд они должны быть совершенно чужды друг другу.
Продолжаем разговор
Попросите напарника рассказать какую-нибудь историю до середины, а затем продолжите ее. Намного интереснее, если участвовать в упражнении будет несколько человек. На выступление каждого отводится не более 5 минут.
Поток сознания
Это упражнение по развитию остроумия проводится один на один со своим отражением в зеркале. Задача сосредоточиться, а затем начать говорить все, что думаешь, обильно пересыпая речь шутками и веселыми моментами.
Совместить несовместимое
Если впервые слышите про фиолетовое настроение, печальный суп или веселенькие сапожки – это упражнение подойдет в самый раз. Упражняться нужно с помощником. Один называет существительное, второй подбираем к нему совершенно неадекватные прилагательные. Научившись ощущать «кислую шляпу» или «радостный обед», острить будете без труда.
Решение проблемы неординарным способом
Здесь к прочтению в самый раз будет «Алиса в Стране Чудес». Помните, как там про мюмзиков и зелюк. Вот в таком духе сначала нужно придумать нереальных помощников, затем наделить их несуществующими умениями, а потом еще и заставить их говорить на тарабарском языке, но с соблюдением всех норм традиционного.
Альтернативная реальность
Самая сложная задача – вырвать себя из привычного мира, состоящего из атомов и молекул, и перенести в другой, где правят, например, подсолнухи разных форм, цветов и размеров. Но не переусердствуйте, иначе придется вызывать санитаров и усмирять разбушевавшуюся фантазию.
Что читать, чтобы отточить ум: книги и статьи для развития остроумия
Ильф и Петров обязательны к прочтению людям, желающим повысить остроумие и развить чувство юмора. Но помимо похождений харизматичного авантюриста Остапа Бендера и напыщенного глуповатого Воробьянинова, массу удовольствия доставит и прочтение следующих авторов:
- У. Шекспир;
- Дж. К. Джером;
- Я. Гашек;
- Дж. Даррел;
- О. Генри;
- М. Твен;
- М. Булгаков;
- А. Чехов;
- О. Уальд;
- Л. Филатов;
- С. Довлатов;
- И. Хмелевская.
Помимо художественной литературы следует обратить внимания на книги психологического толка, которые изобилуют советами по развитию остроумия: З. Фрейд, Г. Тамберг, В. Биллевич, М. Мусийчук.
Человек, который твердо решил повышать остроумие, развивать чувство юмора и посвящает своему стремлению хотя бы по полчаса в день, своего добьется и ум «отточит». Важно не бояться проявлять себя, но начинать шутить и отпускать остроумные замечания стоит дозированно. Резкий переход от «обыкновенного» человека к блещущему остроумием шутнику скорее истощит психику и озадачит окружающих.