Бога нет плакат
С 1919 года коммунистическая партия открыто говорила о необходимости «отмирания религиозных предрассудков». Сначала был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Войну с Богом коммунисты вели с особенным успехом. Немудрено, потому что Бога Советский Союз довольно быстро победил, и долгое время тот к нам даже не совался…
В 1918—1920 годы в стране развернулась кампания вскрытия мощей святых русской Церкви: было вскрыто 65 рак. Все сопровождались фото- и киносъёмкой, материалы которой затем использовались в агитационных целях.
В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей, а православную церковь власти начали рассматривать как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года относила служителей культа к категории лишенцев (не имеющих избирательных прав).
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью Иосифа Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая конкретную цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Но «безбожная пятилетка» так и осталась неосуществленным проектом, а религиозные убеждения граждан СССР искоренить не удалось.
В итоге советской власти пришлось идти на определенные послабления и разрешать деятельность церкви. Правда, священники нередко состояли на службе у этой самой власти.
«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (В.И. Ленин, из статьи «Об отношении рабочей партии к религии»)
Д.Моор (Орлов), 1920
Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке". (И. Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией»)
«Особое место в преступной деятельности против советской власти, социалистического хозяйства занимают попы — диверсанты в рясах. Кроме антисоветской агитации, проводимой под прикрытием „христианской проповеди“, отцы духовные не гнушаются никакими средствами в борьбе с советским строем.
Они организуют контрреволюционные группы, устраивают диверсии, поджоги, состоят шпионами иностранных разведок, подготовляют террористические акты… (…) Все они являются одинаковыми бандитами с большой дороги, верными псами фашизма и капитализма. И приговор им только один — смерть!» (начальник НКВД по Горьковской области И.Я. Лаврушин)
Л.Корчемкин, 1962
«Современный пролетариат становится на сторону социализма, — который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры, в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь» (В.И.Ленин)
К.Ротов, 1931
«Мы уже сегодня во всех советских актах и в литературе должны отмечать наше летоисчисление. 1929 год отмечается как 12-й год новой эры, нашей эры. Я употребляю слово «нашей эры», чтобы не говорить об эре христианской» (председатель Союза воинствующих безбожников Е.Ярославский)
М.Черемных, 1925
«Безбожники должны разъяснять массам, что война против СССР благословляется попами всех стран» (из заявления совета Союза безбожников СССР)
Издательский плакат журнала «Безбожник у станка», Д.Моор, 1924
«Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать образ кулака» (из выступления Владимира Маяковского на I Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников)
Ю.Трунев
«Бывшие служители культов (без различия религии), порвавшие с религией и религиозными организациями, снявшие в связи с этим сан и объявившие об этом публично в местах служения или через ближайшую к месту бывшего служения газету, принимаются на учет Биржи Труда и регистрируются в качестве безработных.
Регистрация на Бирже Труда никаких льгот, как безработным, этим лицам не дает, в частности, не дает прав на получение пособия по безработице». (выписка из протокола заседания фракции ВКП(б))
«Мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не только не собираемся применять против религии принудительных административных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий… В настоящее время мы имеем дело именно с таким массовым явлением, правда, в отдельных случаях с некоторыми излишествами, с некоторыми перегибами в сторону насилия» (Из доклада на съезде Председателя Совнаркома А.И. Рыкова, май 1929 года)
«… те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, а равно организационная деятельность, направленная к совершению этих деяний, наказываются лишением свободы на срок до трех лет». (Из указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 «О внесении дополнений в статью 142 Уголовного Кодекса РСФСР»)
«… под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви понимается принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения; организация и проведение религиозных собраний, шествий и других церемоний культа, нарушающих общественный порядок; организация и систематическое проведение занятий по обучению несовершеннолетних религии» (из указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966).
«Член партии обязан:… г) вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого». (Из устава КПСС, утвержденного XXII съездом партии (17—31.10.1961))
Н.Терпсихоров, 1930
«По Ленину, партия должна держать под контролем все сферы жизни граждан, а так как верующих никуда не денешь, и наша история показала, что религия всерьез и надолго, то искренне верующего для партии легче сделать верующим также и в коммунизм. И тут перед нами встает задача: воспитание нового типа священника. Подбор и постановка священников — дело партии!… Наибольших успехов в контроле над религией и в подавлении ее инициативы мы достигли в среде священников и епископов РПЦ» (из сокращенной записи доклада председателя Совета по делам религий К.С. Харчева на встрече с преподавателями ВПШ (конец марта 1988))
К.Иванов, 1964
«Ленинский декрет, 70-летний юбилей которого недавно отмечался, открыл перед церковью возможность осуществлять свою деятельность без какого бы то ни было вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великой Октябрьской социалистической революции коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества» (из выступления Генсека ЦК КПСС М. С. Горбачева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода РПЦ (29 апреля 1988))
Олег «Апельсин» Бочаров
В сентябре 2019 года британский писатель и журналист Роланд Эллиот Браун выпустил книгу под названием "Безбожная утопия: советская антирелигиозная пропаганда". О чем произведение и так понятно из названия. В его книге собрано множество атеистических журналов и плакатов с язвительными слоганами и карикатурами. Иллюстрации собраны из атеистической газеты "Безбожник", первый номер которой вышел в 1922 году, и журнала "Безбожник у станка". Также в книге Эллиота находятся и другие образцы плакатного искусства послевоенных времен.
В 1918—1920 годы в стране развернулась кампания вскрытия мощей святых русской Церкви: было вскрыто 65 рак. Все сопровождались фото- и киносъёмкой, материалы которой затем использовались в агитационных целях.
В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей, а православную церковь власти начали рассматривать как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года относила служителей культа к категории лишенцев (не имеющих избирательных прав).
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью Иосифа Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая конкретную цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Но «безбожная пятилетка» так и осталась неосуществленным проектом, а религиозные убеждения граждан СССР искоренить не удалось.
В итоге советской власти пришлось идти на определенные послабления и разрешать деятельность церкви. Правда, священники нередко состояли на службе у этой самой власти.
«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (В.И. Ленин, из статьи «Об отношении рабочей партии к религии»)
Д.Моор (Орлов), 1920
Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке". (И. Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией»)
«Особое место в преступной деятельности против советской власти, социалистического хозяйства занимают попы — диверсанты в рясах. Кроме антисоветской агитации, проводимой под прикрытием „христианской проповеди“, отцы духовные не гнушаются никакими средствами в борьбе с советским строем.
Они организуют контрреволюционные группы, устраивают диверсии, поджоги, состоят шпионами иностранных разведок, подготовляют террористические акты… (…) Все они являются одинаковыми бандитами с большой дороги, верными псами фашизма и капитализма. И приговор им только один — смерть!» (начальник НКВД по Горьковской области И.Я. Лаврушин)
Л.Корчемкин, 1962
«Современный пролетариат становится на сторону социализма, — который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры, в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь» (В.И.Ленин)
К.Ротов, 1931
«Мы уже сегодня во всех советских актах и в литературе должны отмечать наше летоисчисление. 1929 год отмечается как 12-й год новой эры, нашей эры. Я употребляю слово «нашей эры», чтобы не говорить об эре христианской» (председатель Союза воинствующих безбожников Е.Ярославский)
М.Черемных, 1925
«Безбожники должны разъяснять массам, что война против СССР благословляется попами всех стран» (из заявления совета Союза безбожников СССР)
Издательский плакат журнала «Безбожник у станка», Д.Моор, 1924
«Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать образ кулака» (из выступления Владимира Маяковского на I Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников)
Ю.Трунев
«Бывшие служители культов (без различия религии), порвавшие с религией и религиозными организациями, снявшие в связи с этим сан и объявившие об этом публично в местах служения или через ближайшую к месту бывшего служения газету, принимаются на учет Биржи Труда и регистрируются в качестве безработных.
Регистрация на Бирже Труда никаких льгот, как безработным, этим лицам не дает, в частности, не дает прав на получение пособия по безработице». (выписка из протокола заседания фракции ВКП(б))
«Мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не только не собираемся применять против религии принудительных административных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий… В настоящее время мы имеем дело именно с таким массовым явлением, правда, в отдельных случаях с некоторыми излишествами, с некоторыми перегибами в сторону насилия» (Из доклада на съезде Председателя Совнаркома А.И. Рыкова, май 1929 года)
«… те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, а равно организационная деятельность, направленная к совершению этих деяний, наказываются лишением свободы на срок до трех лет». (Из указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 «О внесении дополнений в статью 142 Уголовного Кодекса РСФСР»)
«… под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви понимается принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения; организация и проведение религиозных собраний, шествий и других церемоний культа, нарушающих общественный порядок; организация и систематическое проведение занятий по обучению несовершеннолетних религии» (из указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966).
«Член партии обязан:… г) вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого». (Из устава КПСС, утвержденного XXII съездом партии (17—31.10.1961))
Н.Терпсихоров, 1930
«По Ленину, партия должна держать под контролем все сферы жизни граждан, а так как верующих никуда не денешь, и наша история показала, что религия всерьез и надолго, то искренне верующего для партии легче сделать верующим также и в коммунизм. И тут перед нами встает задача: воспитание нового типа священника. Подбор и постановка священников — дело партии!… Наибольших успехов в контроле над религией и в подавлении ее инициативы мы достигли в среде священников и епископов РПЦ» (из сокращенной записи доклада председателя Совета по делам религий К.С. Харчева на встрече с преподавателями ВПШ (конец марта 1988))
К.Иванов, 1964
«Ленинский декрет, 70-летний юбилей которого недавно отмечался, открыл перед церковью возможность осуществлять свою деятельность без какого бы то ни было вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великой Октябрьской социалистической революции коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества» (из выступления Генсека ЦК КПСС М. С. Горбачева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода РПЦ (29 апреля 1988))
Олег «Апельсин» Бочаров
В сентябре 2019 года британский писатель и журналист Роланд Эллиот Браун выпустил книгу под названием "Безбожная утопия: советская антирелигиозная пропаганда". О чем произведение и так понятно из названия. В его книге собрано множество атеистических журналов и плакатов с язвительными слоганами и карикатурами. Иллюстрации собраны из атеистической газеты "Безбожник", первый номер которой вышел в 1922 году, и журнала "Безбожник у станка". Также в книге Эллиота находятся и другие образцы плакатного искусства послевоенных времен.