Памятник на могиле высоцкого фото
Памятник Владимиру Высоцкому до и после изменения
Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами. — Да, — продолжал неизвестный гражданин, — удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда девалась его голова! — Какая голова? — спросила Маргарита, вглядываясь в неожиданного соседа. (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
По аллее мимо храма Воскресения, мимо мертвых, шагают и шагают живые.
— Пап, почему так много людей сегодня здесь?
— Сегодня — Высоцкий!
Над толпой, сбившейся у самых ворот, звучат сразу пять голосов разной степени «высоцкости» — поют про Каретный, про Канатчикову дачу и как-то вяло — «Спасите наши души». Поверх голов блестят экраны смартфонов, за ними видно лицо бронзовой спеленутой фигуры — новое лицо, по-волчьи оскаленное и резкое.
«Памятнику Высоцкому на Ваганьковском кладбище поменяли голову». Такое сообщение выдала новостная лента за день до 40-летней годовщины его смерти. Были, конечно, и более спокойные варианты заголовков: «Высоцкому изменили выражение лица», «Памятник на могиле Высоцкого стал менее узнаваем».
— Жуть полная! — раскатисто звучит за спиной, когда наклоняюсь положить гвоздики в общую гору цветов, изрядно выросшую за день и по форме напоминающую вертеп.
Уже известно из разных интервью, что такое лицо скульптор Рукавишников изначально и задумывал, что решение об изменении принималось на семейном совете, что Никита Владимирович вариант утвердил «ныне и присно».
— А вам нравится? — спрашиваю пожилую женщину, пришедшую к могиле с сыном и стоящую немного поодаль, вглядываясь в черты бронзового лица.
— В профиль — нравится, — отвечает, — а анфас… Ну не такой он был. Хотя в профиль, конечно…
— Да кошмар, говорю! — уверенно отвечает мужчина, поразительно похожий на постаревшего Савву Игнатьича из «Покровских ворот». — Я сюда хожу с восьмидесятого года по два раза — в январе и июле! И тут сегодня — вот это!
— А прошлый вариант, значит, нравился?
— Хороший был памятник. Люди ведь на лицо приходят посмотреть, понимаете? Хотя Марина Влади и против того была, на открытие не пришла. Метеорит хотела.
12 октября 1985 года на Ваганьковском торжественно открывали памятник. История, которая этому предшествовала, описана в большинстве биографий: Марина Влади утверждала, что никакого наглядного образа делать не нужно, нужен камень. Немного позднее появилась идея поставить на могиле кусок настоящего метеорита, и этот метеорит даже были готовы предоставить ученые. Проект «метеорита в камне» готов, автор — Боровский. Но родители Высоцкого против — и в 1983 году на конкурсе проектов выбрали проект скульптора Рукавишникова.
Мнения о памятнике с первых дней оказались противоречивыми. Марина Влади в «Прерванном полете» высказалась вообще очень прямолинейно: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».
А другу Высоцкого Михаилу Шемякину памятник — по крайней мере первый его вариант — нравился. В одном интервью, опубликованном в книге воспоминаний «Все не так, ребята…», он сказал: «Можно было сделать тот «заумный» памятник-камень, осколок метеорита. Но не нужно забывать, что Володя — поэт народный. Я понимаю, что, может быть, это не шедевр и не совсем то, что хотели бы видеть друзья. Но друзья могут нормально прийти и просто помолчать минуту…»
— Лицо скульптор сам заменил, я читала. Ну, как говорится, все познается в сравнении.
Люди приходят, стоят в стороне, вглядываясь в напряженное лицо и желтое бронзовое пятно над головой (видимо, попытка достичь большей схожести с нимбом), и уходят дальше по аллее — в храм.
— Мам! — громко зовет в трубку кто-то, перекрикивая хриплые возгласы и музыку. — Скажи, кого в записке в храме упомянуть? Да этих Евгениев уже восемь, хватит! Да, толпа у Высоцкого. Там Джигурда через ограду перелез и стихи читает, старики его матом кроют, орут, чтоб уходил. Да, пиш…
Но все голоса — женские и мужские, «высоцкие» и «не высоцкие», — всю музыку заглушает, затапливает колокольный звон. Звонят искренне и чисто.
Памятник
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.
Я хвалился косою саженью —
Нате, смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи.
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей.
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подойти ко мне с меркой обычной
Опасались,
Но по снятии маски посмертной —
Тут же, в ванной, —
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной…
А потом, по прошествии года, —
Как венец моего исправленья —
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,
Под мое — с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась —
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан, —
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули! Как я обужен —
Нате, смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном,
Не пройтись ли, по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
Накренился я, гол, безобразен,
Но и падая — вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я: «Похоже, живой!»
И паденье меня не согнуло,
Не сломало,
И торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно —
Шито-крыто.
Я, напротив, ушел всенародно
Из гранита.
Владимир Высоцкий
памятник на могиле высоцкого фото
Владимир Высоцкий.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Грандиозный скандал разгорелся в канун 40-летия со дня смерти Владимира Высоцкого. По традиции 25 июля поклонники творчества актера и певца приходят на могилу артиста на Ваганьковское кладбище. Там установлен бронзовый памятник кумиру. Однако публику ждет сюрприз. Памятник теперь не тот что прежде - у него другая голова. Многие пользователи соцсетей приняли новый памятник в штыки, в том числе и актер Станислав Садальский.
"Сын Высоцкого отрезал папе голову. С живым это сделать не успели, но сейчас - как раз к 40-летию со дня смерти - отрезали голову памятнику на могиле. С новой головой памятник стал на 30 см ниже! Ну и как вам?", - обратился Станислав Садальский к подписчикам.
Он опубликовал фото памятника "до" и после" так сказать преображения. Как известно, актер был лично знаком с Высоцким и снимался с ним в культовом фильме "Место встречи изменить нельзя".
"То, что сейчас происходит на могиле, - это же издевательство над Владимиром! Никиту я считаю абсолютно пустым местом. Он позволил сделать из отца наркомана в фильме о нем, разрешил Безрукову надеть на себя посмертную маску отца... Также я видел документальный фильм, в котором Никита запретил использовать голос отца. За разрешение он запросил большие деньги. Одним словом, это тот случай, когда природа отдохнула на молодом поколении", - негодует Садальский.
Сын Высоцкого отрезал папе голову
Фото:
По его мнению, обновленный памятник не похож на настоящего Владимира Семеновича. "На старом памятнике был Высоцкий. А новый похож больше на Никиту. К тому же на прежнем монументе Владимир был более мужественным", - продолжает возмущаться Станислав Юрьевич.
Более всего его возмущает то, что Никита Высоцкий "забыл, что его отец принадлежит не только ему". "Ну, унизил родного отца на 30 сантиметров. Ну, устроил ему усекновение главы к 40-летию смерти. Ну сделал рот кривым. Что такого? Хорошо, гитару не отобрал и шприц в руку не вложил. Зато благодаря Никите будущее поколение узнает Высоцкого не эпохальным поэтом, а наркоманом и алкашом", - гневается актер.
А потом и вовсе сделал сенсационное заявление. "Поменяли не только голову. Памятник полностью заменили. А потом его покрасили, чтобы это не сильно бросалось в глаза. А ведь по всем традициям на могиле человека вообще не должно происходить никаких изменений", - цитирует его Собеседник.Ru.
Артист заявил, что замена памятника на могиле Высоцкого может принести его родственникам большую прибыль. "Старый памятник сейчас можно продать за немыслимые деньги, потому что он представляет большую ценность для любого коллекционера. Это бронза, которая простояла на могиле Высоцкого почти 40 лет. Множество людей прониклись любовью к нему, отдавали ему свое тепло. Я думаю, что старый монумент можно продать как минимум за полмиллиона долларов. Наверняка родственники так и сделают, а деньги поделят", - рассуждает актер.
Меж тем автор монумента Александр Рукавишников опроверг как сам факт установки нового памятника, так и намерения родственников Высоцкого продать монумент. "Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше", - рассказал скульптор.
Его поддержал известный художник и скульптур Михаил Шемякин. Он считает, что внести изменения в памятник Высоцкому является полным правом Рукавишникова. "Каждый мастер, когда он считает, что чего-то не добился и может усовершенствовать, он вправе свое произведение переделывать и улучшать так, как он хочет. В то же время, если сейчас людям это не нравится, то со временем их реакция измениться в обратную сторону", - цитирует его "Звезда".
В свою очередь, сын Высоцкого объяснил, зачем на памятнике отца заменили голову. "По тем временам памятник был идеологически неправильным. Тогда были определенные ограничения: монумент не мог быть выше 2 метров 20 сантиметров. Но и такой прижился, стоял много лет. Не так давно мы начали обсуждать с создателем памятника Александром Рукавишниковым возможность сделать все так, как мы хотели изначально. Потом я принял решение, что надо делать. Конечно, мнений много. Сейчас Садальский на этом отпляшется, потом еще кто-то", - цитирует Никиту Высоцкого "СтарХит".
Сын считает, что он и скульптор вправе были обновить памятник. "Он выглядит по-другому, но не плохо. Стал чуть выше, больше затонирован в бронзу, вылеплена новая голова. Садальский - серьезный человек, но мне, честно говоря, на него плевать. А также на его высказывания обо мне и об отце. А вот на могилу отца мне не плевать", - подчеркнул Никита.
По его словам, в этот раз Рукавишников работал по специальной технологии. Ранее же, как заметил Никита Владимирович, скульптор использовал посмертную маску Владимира Семеновича, чтобы добиться полного сходства с бардом.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Предыдущая глава http://proza.ru/2021/11/27/1320Через пять лет после похорон Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище Москвы на его могиле был установлен памятник. Автором памятника был скульптор Александр Рукавишников. который лично общался с Высоцким.
В целом памятник мне понравился. Владимир Высоцкий изображён в полный рост словно вырывающийся из оков смирительной рубашки. Но вот гитара за его спиной как-то портит впечатление о памятнике. В некоторых ракурсах она как-то напоминает горб на спине поэта. Это, конечно, моё личное впечатление, не претендующее на профессиональную оценку.
Самому скульптуру не нравилось выражение лица Высоцкого. И вот в 2020 году к сорокалетию ухода Владимира Семёновича из этой жизни была произведена реконструкция памятника.
Опять-таки, как простой обыватель я не удовлетворён произведенными изменениями. В первом варианте памятника лицо поэта было очень узнаваемо. Таким я его запомнил при личной встрече, таким он выглядел на многочисленных фотографиях и в фильмах.
Сейчас, глядя на этот памятник, я не сразу узнал бы Владимира Семёновича. Пробор почему-то переместился с левой на правую сторону головы. Лицо весьма омолодилось. Полуоткрытый рот придал лицу какую-то есенинскую мечтательность. А мне Высоцкий запомнился с сосредоточенным выражением лица. Лица мужчины с мужественно сжатыми губами, идущего против ветра.
Это, конечно, моё личное мнение, которое я никому не навязываю. Каждый имеет право видеть и воспринимать виденное по-своему.
Следующая глава http://proza.ru/2021/12/05/182
Я тоже такой перемены не понимаю и не одобряю, уважаемая Валентина.Это ведь стал какой-то другой Высоцкий, не "мой".
Но этот вариант почему-то согласовали родственники. Это, конечно, их право. Они-то, скорее всего, не были заинтересованы в дополнительном финансировании.
Но всё равно я не понимаю и сожалею.
Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 10.02.2023 08:03 Заявить о нарушении