Фото оуэн роберт
фото оуэн роберт
Воспоминания сына Роберта Оуэна о фабричных яслях, 1874 годimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dofz2ptw2/image/upload/v1683924675/a70f02ee198b34f9041f5d6625094c64.jpg" alt="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" title="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" width="800" height="600" decoding="asyncpИсточникpЗарплата на фабрике Оуэна была выше, чем на остальных фабриках, однако тут надо было вести себя хорошо, были запрещены азартные игры, был введён сухой закон, а после отбоя нужно было ложиться спать.
"Восемь часов работы, восемь часов свободного времени, восемь часов сна" - это было строгое правило Нью-Ланарка.
Как только Оуэн получил большую прибыль от продажи партии товара, он положил эти деньги на счёт рабочих, сделав их партнёрами фабрики, которые имеют право на часть прибыли. Кооперативное движение, что и сейчас процветает в Англии, считает Роберта Оуэна своим отцом-основателемpictureimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dsq3smao6/image/upload/v1683924677/df74c24f0667802ca535c64dda937966.jpg" alt="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" title="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" width="800" height="449" decoding="asyncpicturepИсточникpИ всё бы хорошо, но Оуэн не остановился. Прибыль шла и в итоге он продал свою долю в Нью-Ланарке и вложил все деньги в создание коммуны в Соединённых Штатах, где всё строилось на отсутствии частной собственности.
Но коммуна Новая Гармония, которую Роберт хотел открыть с сыном в США, прожила всего-лишь два года. Следующей попыткой было создание биржи товаров, где можно было бы обмениваться вещами, не расплачиваясь деньгами. Но свободный рынок не удалось перехитрить ещё никомуpictureimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dub3ruj4l/image/upload/v1683924679/a209e7c96a45c495d39d2816be3a7621.png.jpg" alt="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" title="Миллионер, который чуть не стал банкротом из-за собственной щедрости" width="800" height="952" decoding="asyncpicturepИсточникpРоберт Оуэн, который был миллионером умер в бедности. Через четыре года Роберт оставил коммуну сыновьям, а сам вернулся в родной город и жил очень и очень скромно. В 1858 году он почувствовал себя нехорошо (после выступления о реформах в образовании) и скончался на следующий день. Ему было 87. А фабрика Нью-Ланарка, которая действовала на кооперативных началах, работала аж до 1968 года. Там всегда были хорошие зарплаты, да и условия труда и жизни тожеimg src="http://res.cloudinary.com/dub3ruj4l/image/upload/v1683924679/a209e7c96a45c495d39d2816be3a7621.png.jpg">
Биография
Английскому философу, педагогу и социалисту Роберту Оуэну было суждено стать в 19-м веке одним из первых социальных реформаторов. Мужчина организовывал промышленное производство, но прежде выгоды заботился о том, чтобы его работники имели достойные условия труда. Своим примером Оуэн пытался доказать, что человеческое отношение к наемному рабочему не просто мотивирует того трудиться эффективнее, но и формирует в нем более совершенную природу.
Детство и юность
Роберт родился в 1771 году в уэльском городке Ньютаун и с детства отличался энергичностью и любознательностью. Его отец содержал почтовую контору и занимался изготовлением седел. Мужчина крепко стоял на ногах и не хватал звезд с неба, а вот его сын позволял себе дерзкие мечты, за которые впоследствии прослыл утопистом. Ребенок был младшим из семи детей, которых воспитала мать, дочь местного фермера. Начальное образование Оуэн получил в приходской школе, но скоро понял, что хочет постигать жизнь через труд.
В 10 лет он покинул родной город и отправился смотреть на крупные промышленные центры, где пытался найти применение своим талантам. Первым пунктом остановки стал Лондон, где жил старший брат, вслед за отцом добывавший хлеб ремеслом седельника. Ребенок стал работать помощником у владельца текстильного магазина и дослужился до приказчика. Со временем он поменял место, но работодатели расставались с расторопным юношей с сожалением.
В 14 лет Оуэн считал себя богачом, получая солидное жалование, которое даже не приходилось тратить, поскольку служащий жил на всем готовом. Хозяева, владельцы оптового склада шерстяных изделий Саттерфильда в Манчестере, ценили молодого приказчика, который отличался сообразительностью, ловкостью и энергичностью, оставаясь при этом скромным, открытым и честным человеком.
Несмотря на то, что классическое образование парень не получил, он всегда находил время на чтение книг, которые поначалу поглощал бездумно. В детстве он прочел все, что было в библиотеках пастора, врача и стряпчего Ньютауна, от приключенческих романов до богословских трактатов. Служба в мануфактурных лавках не мешала общению с интеллигентным обществом, увлекающимся философией и литературой.
Личная жизнь
Личная жизнь мужчины устроилась благодаря путешествию в Шотландию, во время которого Роберт влюбился в Энн Кэролайн Дейл, дочь Дэвида Дейла, филантропа из Глазго и владельца текстильных фабрик в Нью-Ланарке. После регистрации брака 30 сентября 1799 года Оуэны обосновались в Нью-Ланарке, но позже переехали в Брэксфилд, Шотландия.
В браке родились восемь детей, но первенец умер в младенчестве. Четверо сыновей и одна дочь переехали вместе с отцом в США, где пустили корни, став жителями Индианы. Вместе с родителем они пытались построить коммуну «Новая гармония», однако проект, поглотив почти все нажитое состояние Оуэна, потерпел крах. Супруга с двумя дочерьми осталась жить в Великобритании.
Деятельность
Первый самостоятельный бизнес Роберт начал, когда ему не было 20 лет, первоначальный капитал взяв взаймы у брата. Он наладил прядильное производство и занялся обработкой хлопка, сначала трудясь самостоятельно при содействии двух-трех наемных рабочих. Уже скоро молодой человек стал совладельцем текстильной мануфактуры. Переехав в Нью-Ланарку, Оуэн решил воплотить социальный эксперимент, базой для которого стала бывшая фабрика его тестя.
Сократив рабочий день и увеличив заработную плату, реформатор к тому же ввел систему «патроната», нацеленную на воспитание в трудящихся более совершенной природы. Согласно педагогическим идеям Роберта, человека формирует среда, и труд становится необходимым условием для его всестороннего развития. Цель воспитания — формирование личности, способной мыслить самостоятельно и рационально.
Свои идеи автор воплотил в Новом институте для формирования характера, открытом в 1816 году. Организация занималась образованием и культурным просвещением детей, подростков и молодых рабочих. Вслед за этим мужчина создал проект кооперативных поселков и призывал к переустройству производственных отношений на коммунистических началах. Англичанин деятельно пытался бороться с безработицей и делал первые шаги к формированию фабричного законодательства.
Подобно Шарлю Фурье, Оуэн считался утопистом, но это не мешало либералу пытаться воплощать смелые идеи в жизнь. Переехав в Америку, 7 лет Роберт посвятил созданию коммунистической социальной общины, работающей на уравнительных началах. Несмотря на то, что эксперимент потерпел неудачу, мужчина продолжил реализовывать дерзкие проекты. Так, вернувшись в Англию, в 1832 году открыл «Биржу трудового обмена», где пытался упразднить деньги и наладить прямой товарооборот между производителями. Однако и эта затея не увенчалась успехом.
Оуэну принадлежит множество идей и проектов, опередивших свое время: он говорил об ограничении детского труда и обязательном школьном образовании, о введении нормативов на продолжительность рабочего дня, организации профсоюзов и кооперативов. Идеи производственной кооперации в дальнейшем развил другой англичанин Уильям Кинг.
Смерть
Оуэн прожил долгую насыщенную жизнь, к концу которой основные идеи подверглись скепсису. Однако у Роберта оставался круг верных последователей, вдохновленных его экономической теорией и мечтами о социализме. Сохраняя светлый ум, доброту и обаяние, мужчина по-прежнему привлекал к себе людей, но те нередко не воспринимали всерьез пожилого человека, который к тому же стал увлекаться мистикой и спиритизмом.
Это не мешало Оуэну писать статьи, продвигать педагогические идеи, заниматься организацией очередной общины и участвовать в митингах. На одном из таких выступлений в Ливерпуле в 1858 году «апостолу кооперации» стало плохо. Пережив приступ недомогания, Роберт отправился в родной город Ньютаун, где 17 ноября скончался в возрасте, когда до причин смерти уже не доискиваются.
По обывательским меркам, Оуэн умер неудачником, растеряв в череде провалов и нажитое состояние, и благосклонность публики, которой попытки его грандиозных преобразований казались скорее блажью и чудачеством. В то же время сам мужчина осознавал свой путь как выполнение великой миссии.
Идеология англичанина нашла отражение в книгах, и его мысли дали вдохновение преобразователям последующих поколений, в ряду которых Карл Маркс. Биография, эксперименты и достижения Оуэна стали страницей в учебниках по истории экономики, менеджмента и социалистической мысли. В дань уважения мужчине сограждане установили памятник в Манчестере, который, судя по фото, выглядит монументально.
Цитаты
- «Человек теперь ни на йоту не ближе к счастью, чем в те времена, от которых к нам дошли первые известия о людях.»
- «Я жду великого от вашей родины, у вас поле чище, у вас попы не так сильны, предрассудки не так закоснели… а сил-то… а сил-то!»
- «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания.»
Библиография
- 1815 — «Замечания о влиянии промышленной системы»
- 1817 — «Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе»
- 1820 — «Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий»
- 1833 — «Обращение Конгресса кооперативных обществ»
- 1833 — «Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты»
- 1844 — «Книга о новом нравственном мире»
- 1850 — «Революция в сознании и деятельности человеческого рода»
- 1893 — «Об образовании человеческого характера»
Интересные факты
- К семи годам Оуэн научился всему, что мог ему дать приходской учитель, и затем в течение двух лет работал его помощником.
- Личное знакомство с англичанином свел император Николай I, который даже приглашал социалиста переехать в Россию.
- Роберт настаивал на том, что просвещение и образование формируют сознательного человека, в то время как религиозность сковывает его и мешает обретению личной свободы. В 1817 году мужчина начал борьбу с религиями, после чего на него стали смотреть с опаской.
- В 1828-м социалист ездил в Мексику и просил правительство страны, чтобы оно предоставило ему территорию Техаса для социального эксперимента, в чем получил отказ.