Хелена бонем картер муж
Хелена Бонем Картер сегодня, 26 мая, отмечает 56-летие. И нет на свете другой артистки, такой же странной и экстравагантной. Потому Хелене с блеском удаются роли ведьм – вроде Беллатрисы Лестранж в “Гарри Поттере”.
“Караван историй” рассказывает о девочке, которая с детства знала, что такое горе в семье. О подлой разлучнице, котора увела мужа у лучшей подруги. О музе, благодаря которой Тим Бертон снял свои лучшие картины. О свободной женщине, которая выглядит как хочет и любит кого хочет – и пусть он на 21 год младше.
За идеально прозрачным — до невидимости — окном ресторана сияет полуденное калифорнийское солнце, а ее знобит так, будто она все еще находится в Лондоне, где по прогнозу проливной дождь и зябкая сырость. Хелена передернула плечами и постаралась незаметно подтянуть узорчатую шаль поближе к горлу. Но от внимательного взгляда ее спутницы ничего невозможно укрыть. Только кажется, что сейчас Энн полностью сосредоточена на тарелке с гигантской горкой овощного салата. На деле — замечает все.
Странно, Хелена никогда не думала, что ее близкой подругой и исповедницей станет коллега на пятнадцать лет младше.
Роли антагонистов в «Алисе в Стране чудес» свели вместе Хелену и Энн Хэтэуэй. Последующие совместные фильмы — сдружили окончательно. Они такие разные не только на экране, но и в жизни. Однако это различие делало их общение особенно ценным.
— Волнуешься? — Энн подцепила вилкой лист салата и принялась рассматривать так, будто хотела разглядеть в нем всю таблицу Менделеева. — Премьера пройдет удачно, я уверена.
Хелена отхлебнула коктейль из бокала и скептично улыбнулась. Очевидно же, Энн переживает по поводу предстоящего выхода «Восьми подруг Оушена» не меньше, просто пытается подбодрить. Когда в прокат выходит продолжение раскрученного фильма, то оно либо выстрелит, либо его закопают. Среднего не дано.
— Иногда я думаю: может, я уже стара для энергичных ролей. Исчерпала себя, — слова вырвались сами собой. — Да и костюмные роли, говорят, мне удаются лучше.
— Ага, ты вечная ведьма, а я всегда принцесса, — Энн рассмеялась. — Где бы мы были, если бы позволяли другим загонять себя в рамки? Уж точно не здесь. Правда, ну ты чего раскисла?
Хелена Бонем Картер сама не понимала. Накатило внезапно. Который день тоска снедает. Потому и позвала Энн на встречу. Посидеть, выпить, поделиться сокровенным. А ведет себя, как унылая бука.
— Наверное, ты права. Все ждут от нас красивой выверенной картинки, но забывают, что мы тоже люди. Необходимость соответствовать чужим ожиданиям вгоняет в депрессию.
— У сливок общества нет проблем, ага, — подруга согласно мотнула головой. — И роли — причем я сейчас говорю не столько про киношные, а больше про социальные — должны играть исключительно те, которые одобрены публикой. Исключительно со счастливыми улыбками на лицах.
Энн попала в точку.
Богатые тоже плачут. Подобное утверждение обычно вызывает у обывателей лишь ехидные смешки. Но Хелена с самого детства узнала, что несчастьям плевать на титулы и размер банковского счета. Малышке было всего пять лет, когда страх и горе прочно обосновались в родительском особняке в престижном районе Лондона. Маленький ум ребенка еще не позволяют осознать степень серьезности ситуации, однако эмоции дети чувствуют лучше всех взрослых, вместе взятых.
В их доме произошли изменения, незаметные на первый взгляд. Все так же убиралась приходящая горничная, няня выгуливала юную Хелену вместе с братьями, а экономка составляла списки покупок и домашних дел — размеренный быт зажиточной английской семьи с аристократическими корнями. Только отец больше не задерживался допоздна в своем банке, а старался побыстрей добраться домой и с порога начинал вглядываться в лестницу на второй этаж, ведущую к семейной спальне. Раньше мама Хелены всегда спускалась вниз, чтобы встретить супруга со службы — теперь же Реймонд сам спешил подняться к ней.
Поначалу Хелена думала, что мама болеет тяжелой формой простуды, поэтому старается держаться вдали от детей. Так объясняли девочке. Но ведь насморк и температура не могут длиться несколько месяцев, правда? И причем здесь мамина усиливающаяся раздражительность, перепады настроения и незнакомцы, регулярно наведывающиеся в гости? Она сталкивалась с ними, когда няня приводила ее из парка после обеденной прогулки. Каждый раз эти люди смотрели на девочку с молчаливым сочувствием, а временами бормотали под нос: «Бедное дитя». На расспросы папа отвечал, отворачиваясь, чтобы скрыть огорчение: «Это врачи, они приходили, чтобы вылечить твою маму». Хелена не понимала: они вовсе не были похожи на докторов, от них пахло тревогой и беспокойством, а не сладкой микстурой, как от семейного врача дяди Томаса.
Мама тоже не торопилась рассказывать чтолибо детям, им понятно было только одно — ее настроение становится только хуже. Однажды она забилась в судорожных конвульсиях прямо при Хелене, начала рыдать и швырять предметы о стену. Домработница поспешила вызвать скорую — и маму увезли. Спустя час примчался папа и долго обнимал ее и шокированных братьев, нашептывая на ушко: «Все будет хорошо, все образуется». Правда, девочке показалось, что отец старался утешить скорее себя, чем детей.
Никто из врачей толком не знал, почему Елена заполучила психическое расстройство. В истории ее семьи не было душевнобольных, а серьезных стрессов она вроде не испытывала. Родные и друзья всегда отмечали ее потрясающее жизнелюбие, яркий ум и открытость. В специализированной клинике Елена провела несколько месяцев, а затем все же вернулась домой. Мозгоправы считали это чудом: пациент осознает свое нестабильное состояние и готов к любому лечению и сотрудничеству. Полная реабилитация заняла у Елены больше трех лет бесконечных посещений психотерапевтов.
Пройдя путь от и до, Елена решила самой стать психотерапевтом. Она знала про подводные камни психологии не понаслышке, понимала, что нужно человеку в момент душевного дисбаланса. Правда, чтобы овладеть знаниями о тонких материях человеческой натуры, она тренировалась на детях. В частности, Хелене. Сколько раз мать проводила психологические тесты с девочкой — не сосчитать. Впрочем, ничего живодерского в этих изысканиях не было. Обычные учебные исследования, чтобы сдать экзамены и получить диплом психолога. Елена приложила массу усилий, чтобы дочь воспринимала их занятия не более чем игру.
Ей удалось. Хелене было интересно решать с матерью сложные, непонятные, но увлекательные задачи. Только в старшем возрасте девочка начала догадываться, в чем причина. Детский бэкграунд сослужил хорошую службу в актерской судьбе Хелены. «Сеансы психоанализа мама всегда проводила мастерски. Все странные персонажи проходят через нее. Я показываю сценарий, потом мы обсуждаем мотивацию моих героинь. Черт возьми, офигенно здорово — сесть и разработать с матерью тот сорт безумия, который необходимо воплотить на экране в данный момент», — говорила актриса.
После излечения Елены в доме Бонем Картеров наступили долгожданные мир и покой. Измученная проблемами семья наконецто вздохнула спокойно, понадеявшись, что на этом все их невзгоды закончились. Идиллия продлилась недолго, Хелена едва успела войти в нежный подростковый возраст. Несчастья вернулись: у Реймонда диагностировали доброкачественную опухоль в ухе. Сложнейшая операция по удалению новообразования прошла неудачно — отца разбил паралич, навсегда приковавший его к инвалидному креслу и практически лишивший зрения.
Гнетущая атмосфера отчаяния опять поселилась в семействе Бонем Картеров, словно дальний, но очень навязчивый родственник. Конечно, с солидными сбережениями можно было не считать каждую копейку, нанять для отца сиделок и оплатить лучший медицинский уход, но это мало что меняло в моральном отношении. Девочка обожала своего отца, он всегда был для нее примером сильной и нестандартной личности. Тем тяжелей было смотреть на то подобие человека, в которое его превратила злобная болячка.
Старшие братья старались поддерживать родителей, но к тому времени и Эдвард, и Томас уже учились в колледже, а отец наотрез отказался, чтобы они бросали учебу. Несмотря на болезнь и видимые страдания, он не собирался рушить будущее своих детей. Хелена отдувалась за всех, в двенадцать лет все бремя ответственности упало на ее хрупкие плечики. Девочка не жаловалась, сознавая, как сильно оба родителя нуждаются в ней. Но видит бог, это было слишком даже для ее упрямого характера. Порой ей хотелось сбежать из дома на край земли, туда, где ее никто не знает, где нет проблем и удушающего запаха безнадежной болезни. По вечерам она запиралась в своей комнате, ложилась на спину и наблюдала, как ночник раскрашивает потолок спальни в яркие светящиеся звезды. В тот момент сила воображения переносила ее в дальние миры, в которых она могла быть кем угодно: принцессой, ведьмой или бесстрашной воительницей. Только ее правила, лишь ее история имели значение. Вдоволь наигравшись с фантазиями, Хелена наконец засыпала умиротворенной перед очередным тяжелым днем. Жалея об одном: что в реальной жизни она не может так просто сменить свои роль и положение.
Или все-таки может?
Престижная женская школа, в которой училась Хелена, гордилась своей внеклассной активностью. Спорт, музыкальные кружки, поэтические чтения и занятия живописью — все то, что должно было помочь девочкам стать сливками английского высшего общества — родители, кстати, платили немалые деньги за обучение. Разумеется, драматическое искусство также входило в этот полезный перечень.
Близкие подружки Хелены все как одна были влюблены в занятия в драмкружке. И особенно в его ведущего преподавателя. Учитель Хелену интересовал мало, но затащить себя на одну из репетиций она всетаки позволила. Как минимум не хотелось, чтобы родители получили записку от классного руководителя с сообщением, что их дочь ведет себя недружелюбно.
Потенциальных жертв актерского искусства специально садили в первом ряду, несмотря на традиционно пустующий во время репетиций школьный зал. Считалось, что близость к рампе поможет неофитам всем сердцем проникнуться мощью и накалом страстей, бушующих на сцене.
Юная Хелена откровенно скучала, наблюдая, как потерянные личности бродят по сцене, изо всех сил силясь вспомнить строчки плохо выученного текста. И это искусство? Видит бог, в ее внутренних ночных диалогах было больше жизни, чем в этих зомби. Вот сейчас репетируют «Ромео и Джульетту». Это же трагедия и любовь, сила и отчаяние. И еще надежда.
Хелена захихикала, представив, что рядом находится мама. Она бы над подобной беспомощностью посмеялась громко и ехидно.
Сумбурное брожение прекратилось как по команде, а Гарри, школьный режиссер, обернулся к девочке с плохо скрываемым укором:
— Юная леди, что же вас так развеселило?
— Ну… — Хелена на мгновение растерялась, ведь ей не хотелось никого обидеть. Но и не отвечать на вопрос невежливо. — Это скучно смотреть. Я мало что понимаю в любви, но, помоему, Джульетта не интересуется Ромео, а мечтает побыстрей сбежать в кафе за мороженым.
Джульетта — она же близкая подруга Хелены — возмущено чихнула и настолько нервно задергала глазом, что Бонем Картер сразу поняла: заглаживать вину перед осмеянной шекспировской героиней ей придется как минимум месяц. Возможно — целых три. В любом случае, придется копить карманные деньги.
— В таком случае, может, вы нам покажете истинную Джульетту? Чтобы мы все знали, как должно быть.
— Да без проблем, — Хелена поняла, что назад пути нет, и бойко вскочила с кресла.
Прижав руки к груди, девушка взялась декламировать текст, благо знала его превосходно.
И странное дело: чем дольше она говорила, кривлялась и изображала душевные страдания, тем сильней понимала — пришла сюда сегодня неспроста. Все, что долгое время копилось внутри, вырвалось наружу, принося облегчение. Древние греки считали, что театр — это катарсис. Мама же настаивала, что человеку необходимо психологическое замещение реальных ситуаций, умение проигрывать их, проживать заново, чтобы преодолеть. Похоже, все они оказались правы. Наивная мечта прожить за раз тысячу жизней оказалась не только детской фантазией.
Так драмкружок стал для девочки вторым домом. Хелена нашла свое призвание в жизни: стать великой актрисой. Ради этого она готова была репетировать сутками напролет. Однажды руководитель школьного кружка предложил ей поучаствовать в национальном поэтическом конкурсе «Виноградная лоза». К своему удивлению, Бонем Картер его выиграла, получив неплохую денежную премию за победу. Первыми заработанными своим талантом деньгами она распорядилась с умом, посчитав, что их надо вложить в будущее. Средства пошли на оплату портфолио у профессионального фотографа и взнос, чтобы данные Хелены внесли в актерский реестр. Тот факт, что из опыта у нее был только школьный театр, а самой Хелене едва исполнилось тринадцать, ее не беспокоил. Она видела цель и отказывалась замечать препятствия.
Мама всецело поддержала дочь, а вот отец поначалу огорчился. Реймонд надеялся, что его любимица сделает блестящую карьеру в бизнесе или юриспруденции. Или даже в политике — как бабушка, баронесса Хелен Виолетта Асквит, икона английского феминизма, или ее отец Герберт, премьерминистр Британии в годы Первой мировой. А вот лицедеев в аристократическом семействе никогда не наблюдалось.
Хелене удалось переубедить папу, пообещав, что увлечение театром не помешает ее учебе, а после школы она поступит в университет. Обещания удалось сдержать практически полностью: школу она окончила лучшей в классе и успешно подала документы в Кембридж. Только на вступительном собеседовании сплоховала. Стандартный устный опросник в элитных вузах непременно предполагает пункт о хобби. Когда члены приемной комиссии принялись расспрашивать девушку о ее увлечениях, Хелена не сдержалась и замучила их разговорами о заветной мечте, а еще — кошмар какой! — выскочила в центр комнаты и взялась показывать, сколь хороша она в актерстве. Результат оказался предсказуемым: в статусе студентки Бонем Картер отказали, несмотря на прекрасный аттестат. Руководство Кингс-колледжа решило, что нет смысла тратить драгоценное время преподавателей на девицу, которая все равно не доучится до конца.
Родителям Хелена сообщила, что она честно пыталась исполнить их волю — но вот как-то не сложилось: «Сама не знаю, почему». Папа только схватился за голову той рукой, которая еще действовала. Мама — смешливо фыркнула. Оба давно уяснили, что с норовистой девчонкой проще согласиться, чем объяснить, почему «нет».
В старших классах Хелена несколько раз засветилась в рекламах и эпизодических телевизионных ролях. Ее траты на продвижение себя оказались не напрасными. Правда, хороших ролей все не попадалось.Прорыв для неопытной актрисы случился вскоре после неудачного поступления в Кембридж. В 80‑х ее пригласили сразу в два фильма: «Леди Джейн» и «Комната с видом». Обе мелодрамы были историческими. И пусть они повествовали о разных эпохах, но режиссеры требовали, чтобы главную роль исполняла девушка с фактурой типичной английской розы и аристократическими манерами. Хелена подошла идеально. Светлая кожа, нежный румянец и томный взгляд — классический вариант британской красотки. А благородные манеры были заложены в генах многими поколениями предков. За роли в этих кинолентах Бонем Картер не получила не то что награды, но даже и номинации. Но вот «Комната с видом» номинировалась на целых восемь «Оскаров» как лучший зарубежный фильм и выиграла три из них. Этого оказалось достаточно, чтобы начинающую актрису заметили в Голливуде.
На Фабрике грез пришлось начинать с малого. Несколько эпизодов в сериале «Полиция Майами» прошли практически незамеченными для публики. Расстроенная Хелена вернулась в Туманный Альбион.
Все, что могли ей предложить родные берега — снова костюмные драмы. Одна драматичней другой. Чего только стоит «На волосок от гибели» по роману Барбары Картленд «Опасность для сердец». За специфические сценические роли Хелену прозвали «королевой корсетов». Бонем Картер не спорила: она правда обожала корсеты и вычурный стиль. Однажды она пошутила: «Мне осталось только удалить пару ребер, чтобы корсет сел наконец идеально». Однако «манерные рюшечки» в поведении ее героинь начинали раздражать. Пристрастия в одежде не равны ее виденью ролей, которые Хелена жаждала сыграть. А любовный трепет своих персонажей она тем более не понимала. Совершенно непонятно, как можно было отказаться от амбиций и светлого будущего, чтобы уложить себя на алтарь любви к какойто смазливой мордашке. Ужасно тоскливая идея — но прославленная бабушка-феминистка Виолетта с внучкой согласилась бы с большими оговорками. Поговаривали, что юная баронесса Асквит была страстно влюблена в Уинстона Черчилля — не без взаимности. Когда Уинстон решил заключить выгодный брак с Клементиной Хозьер, Асквит восприняла предательство весьма болезненно. Однажды она ушла из дома и пропала без вести, отыскали ее только через сутки — в слезах и с амнезией. Некоторые биографы считали, что именно эта душевная травма, а не политическое окружение ее отца, сподвигли девушку бороться за права и независимость женщин. Чтобы больше никогданикогда не зависеть от решений глупых мужчин. И даже последующий собственный брак и рождение четверых детей не заставили Асквит отказаться от убеждений и погрязнуть в пеленках и кастрюльках.
Как бы то ни было, от бабушки Хелена усвоила главный урок: здоровый эгоизм — это правильно. Женщине иначе нельзя. Если хочешь добиться успеха в жизни, никому не позволяй сбить себя с выбранного пути. И раз уж Бонем Картер надоела трепетная «корсетная» карьера, поиск подходящих ролей она взяла в свои руки.
Дэвид Финчер активно присматривал актеров для экранизации «Бойцовского клуба» Чака Паланика. С мужскими ролями проблем не возникло. Загвоздка была в единственной женской роли — взбалмошной Марле Сингер. Студийные боссы изо всех сил сватали Финчеру Вайнону Райдер и Кортни Лав. А Дэвид категорично не хотел соглашаться: слишком очевидный типаж.
Однажды на одной из голливудских вечеринок Хелена разговорилась с Брэдом Питтом. Они не были близкими друзьями, но всегда симпатизировали друг другу. Бонем Картер безумно нравилась роль Питта в триллере «Семь» — тот душевный надрыв, который она считала идеальным.
— А знаешь, я ведь снова и опять буду сниматься у Финчера, — Питт решил хвастануть. После предыдущего провального фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк» Брэд изо всех сил хотел вернуться на вершину успеха. — Совершенно бомбезная вещь, гарантирую, взорвет всем критикам и зрителям мозг.
— Только не говори, что опять фильм про маньяков, — Хелена заливисто рассмеялась.
— Почти, только круче. Почитай Паланика — тебе точно понравится. Жаль, что Дэвид пока не нашел актрису на главную женскую роль. Это сильно стопорит начало съемок.
Бонем Картер совету последовала. Заглотила книгу за ночь, а наутро начала обрывать Питту телефон, уговаривая устроить встречу с режиссером: «Мне ооочень нужна роль Марлы».
Как ни странно, напору актрисы Финчер внял. Возможно, у нее не было опыта современных амплуа, но на пробы она явилась в излюбленном безумном прикиде и с такой дикой прической, что Дэвид сразу понял: это она, его Марла! Эксцентричная изюминка, которой не хватало для полной картины.
Самыми сложными для Хелены оказались постельные сцены с Питтом. Они с Брэдом заранее настроились на то, что отыграют совместную дикую страсть — все же профи. Вместо этого на актеров налепили кучу датчиков и снимали по отдельности. Остальное сделали монтажеры и спецы по визуальным эффектам. Оказывается, изображать любовь легче, чем не хихикать, застывая в нелепых дурацких позах без грамма одежды на теле.
Питт оказался прав, утверждая, что «Бойцовский клуб» разворошит осиное гнездо. Зрительский отклик был невероятным, статус культового кинофильм сохраняет до сих пор. А Марла Сингер стала образцом для подражания у многих девушек.
Однако актрису радовал не столько успех фильма, сколько то, что с этой ролью обновилась она сама, избавившись и от «тесных исторических костюмов», и от мучительной любовной связи, которая была прямым их следствием.
В начале 90‑х Кеннет Брана позвал актрису в экранизацию «Франкенштейна Мэри Шелли». Тайные страсти, бушующие на экране, повлияли и на актеров. Брана положил на молодую актрису глаз и оказывал ей всяческие знаки внимания на съемочной площадке и за ее пределами. Хелена была бы и готова броситься в объятия столь эффектного мужчины, но мешала жена Кеннета. Эмму Томпсон Хелена знала давно — сходные костюмные роли сделали их не соперницами, а близкими подругами. Бонем Картер знала, что отношения в семействе Брана – Томпсон не ладятся, супруги больше времени проводят по отдельности, чем вместе. Однако увести пусть уже формального мужа у подруги — на это предательство Хелена пойти не могла. Как ей тогда казалось.
Потому что Кеннет не отступал. Он привык получать желаемое любой ценой. Его харизма сделала свое дело, Хелена уступила ухаживаниям. Более того, решилась на очень серьезный для себя шаг — съехала от родителей и купила собственное жилье. Со стороны звучит странно, что успешная женщина в свои почти 30 живет с мамой и папой, но Хелену волновал комфорт ее семьи, а не дурацкие пересуды. Впрочем, после того как она сошлась с Браной, сплетен стало только больше. Злопыхатели заклеймили Хелену «подлой разлучницей; инфантильной красоткой, готовой на все ради хорошей роли». После развода Эмма впала в сильнейшую депрессию. Видеть бывшего мужа с бывшей же подругой — ничьи нервы не выдержат.
Хелена разрывалась между чувством вины и любовью. Эмму ей было невероятно жаль, но Брану она считала не просто увлечением. Первые пару лет.
Их идиллические отношения длились не дольше, чем у Томпсон. Вскоре актриса поняла, что за фрукт этот обожаемый зрителями и критиками актер и режиссер. За заботой скрывалась авторитарность, за проявлениями любви — самолюбование. Кеннет когдато смеялся над зависимостью Хелены от родительского дома, но нынче он сам жаждал контролировать каждый ее шаг.
И все же она его любила: отчаянно, искренне. С болезненным надрывом хватаясь за каждую возможность побыть рядом. А Бране… Бране было плевать. Он заполучил очередной трофей и потерял к нему интерес.
Именно этот факт и помирил Хелену с Эммой. Оправившись от депрессии, Томпсон бросилась на помощь подруге. Она же уговорила ее разорвать отношения. «Он тебя уничтожит, ты слишком талантлива, чтобы закончить свою карьеру, пресмыкаясь перед этим ублюдком». Может Эмма и играла трепетных дамочек, но при подходящем случае не стеснялась ввернуть крепкое словцо. В ответ Бонем Картер отшучивалась: «А потом что — устроим клуб бывших жен?» Тем не менее, увещевания Томпсон подействовали. Хелена нашла в себе силы уйти от Кеннета. Надо сказать, он очень возмутился: привык сам бросать подружек и не ожидал оказаться в статусе «отправленного в утиль».
Находиться с Кеннетом не то что в одном городе — на одном континенте, знать, что она дышит одним с ним воздухом, они в любой момент могут столкнуться на светской тусовке — все это оказалось для актрисы непосильным испытанием. Как тут не вспомнить детскую мечту сбежать на край света подальше от проблем?
Приглашение на новые съемки в Голливуде подвернулось кстати. Вообщето фильм ей изначально казался странным. Даром, что «Планета обезьян» была возрождением популярной франшизы 70‑х. Но в самом деле, играть говорящую шимпанзе — как-то слишком даже для оригиналки Бонем Картер. Когда Хелена оказалась на съемочной площадке, она только утвердилась во мнении, что происходящее — бред чьегото воспаленного воображения. В основном — режиссера Тима Бертона. «Человек, который не знает границ» — эта мысль всплывала в мозгу при каждом общении. Бертон уже заработал себе репутацию самого эксцентричного режиссера Фабрики грез, но, кажется, ему было этого мало. Он все старался вывернуть наизнанку, придать привычным вещам гротескные, неестественные формы. И откровенно наслаждался, шокируя окружающих.
При этом Хелена не могла не признать, что в нарочито безумном поведении есть очарование и своя особая логика. Это подкупало. «Меня всегда считали сумасшедшей, но Бертон показал, как это — понастоящему сойти с ума. В хорошем смысле слова», — говаривала она.
У Хелены и Тима нашлась куча общих тем для разговоров. При всей любви к показушности, Бертон оказался тонким и эрудированным собеседником. Их споры словно возвращали Хелену в детство, когда она вела беседы с отцом обо всем на свете.
Дата окончания съемок неумолимо приближалась на календаре, повергая Хелену в непонятную тоску. Она уговаривала себя, что это очередное кино, что будут другие роли. И в общем и целом — у Тима есть невеста, Лиза Мэри — она тоже играет в этом фильме. Каждый раз, когда они с Бертоном отходят в сторонку выпить кофе и поболтать, Лиза смотрит на них ненавистью. Но с собой Хелена ничего не могла поделать. Кажется, она снова безнадежно влюбилась. Только в отличие от Браны в Бертоне нашла истинно родственную душу.
Тим испытывал аналогичные чувства. Тяга к Хелене оказалась сильней обещаний Лизе Мэри. После выхода «Планеты обезьян» на Бонем Картер вновь нацепили ярлык «разрушительница браков». Бывшая подружка Бертона даже подала на него в суд, требуя компенсацию за моральный ущерб. Тиму было настолько все равно, что он согласился выплатить кругленькую сумму, лишь бы Лиза Мэри отвязалась.
Ради новой возлюбленной режиссер согласился перебраться из родной солнечной Калифорнии в дождливый и туманный Лондон.
Впрочем, их жилище иначе как экцентричным нельзя было назвать. Точнее — два жилища. Пара решила не съезжаться, а приобрела два дома по соседству. Через несколько лет соединила их подземным тоннелем. Интерьеры каждый оформил под стать своему характеру, однако все равно казалось, будто это декорации к очередному фильму Бертона. Чудачество? Да нет, обычный порядок вещей для Тима и Хелены. Оба искренне не понимали, зачем разграничивать реальность и фантазию, если можно совместить.
Бонем Картер стала для Бертона идеальной музой. Тим собрал нужный комплект: лучший друг Джонни Депп играл мужские роли, а Хелена блистала в женских.
Студийные боссы рукоплескали от счастья. Фильмы Бертона раз за разом собирали внушительное количество наград и денег.
«Самая экстравагантная пара современного кинематографа», — говорили про этот творческий тандем. Они действительно выглядели безумцами, которым категорически плевать на общественное мнение. Каждое событие в их жизни становилось эпичным.
За вычурные наряды Хелену нередко называли «антихристом от моды». А Тим одобрял. Для совместных выходов он тоже старался подобрать чтонибудь эдакое, сражающее наповал.
Когда родился первый ребенок, пара выстроила на границе участков еще один дом. Небольшой — специально для сына Билли. После рождения дочки Хелена наотрез отказывалась давать ребенку имя до тех пор, пока Тим лично не приедет и не обсудит с ней все варианты. Девочка больше полугода оставалась без официальной регистрации, потому что ее отец был занят на съемках. Кстати, вместо традиционного букета цветов Бертон прислал в роддом четыре коробки с ботинками на грубой подошве. И записку: «Дорогая Хелена, знаю, тебе они пригодятся для прогулок».
Любая другая женщина расстроилась — хоть бы колечко со скромным бриллиантом подарил по столь значительному поводу. Но Бонем Картер с гордостью позировала в обувке всем охочим папарацци.
Этот союз будет вечным, говорили многие. Им с Тимом тоже казалось, что вместе они навсегда.
Если у них раньше и случались разногласия, то исключительно рабочие. Бертон требовал от своих актеров невозможного, для жены также не делал исключения. Бонем Картер относилась с пониманием к гению супруга. Поэтому не сразу догадалась, что надоела Тиму. На съемках «Мрачных теней» он вел себя совершенно невыносимо, своими придирками доводя актрису до безудержных слез. Несколько раз Джонни Деппу приходилось вмешиваться, чтобы разрядить обстановку и не дать супругам подраться.
Однако даже тогда Хелена отказывалась верить, что в их семейной жизни все пошло наперекосяк. Теплилась надежда, что любимый образумится, преодолеет возрастной кризис и они снова заживут как прежде. Ей так необходима была его поддержка и любовь.
А затем Бертона застукали в компании с какойто блондинистой дамой. Слухи об измене расползлись по таблоидам моментально. Но даже тогда Хелена бросилась на защиту супруга.
Никто, разумеется, не поверил опровержениям актрисы. Да и она в глубине души понимала: это конец. Тем более что ситуация повторилась еще несколько раз.
Собрав всю волю в кулак, Хелена посчитала необходимым расставить точки над «и», вызвать Бертона на разговор по душам. Тим не отпирался и не оправдывался. Наоборот, без обиняков заявил, что устал от жены.
— Нам было хорошо вместе, но счастливые деньки позади. Я должен двигаться дальше, а вместо этого меня постоянно пытаются привязать к тебе.
В каком-то смысле его слова были правдивы. Хелена имела возможность сниматься в совершенно разных проектах, у разных режиссеров, показывая свой талант со всех граней. А Бертон, обсуждая новую киноленту с продюсерами, каждый раз слышал вдогонку: «И чтоб непременно в фильме участвовала Хелена Бонем Картер. Зрители любят ваш тандем». Даже если ты обожаешь жену, в какойто момент твое самолюбие начинает бунтовать. Бертон больше не ощущал себя самобытным режиссером, ему казалось, будто он придаток к Хелене.
Хелена с трудом сдержалась, чтобы с пеной у рта не броситься доказывать его неправоту. В глубине души она понимала: это не изменит ровным счетом ничего. Лучше расстаться друзьями, чем силой и истериками удерживать мужчину, который тебя не любит. А в итоге довести отношения до абсолютной ненависти.
Тим считает, что нужно идти вперед, значит — она тоже сможет. Только своим путем.
В конце концов она сильная, умная и независимая женщина, как ее героини.
Нельзя сказать, что жизнь без Бертона далась ей легко. Общаться с бывшим по поводу детей, встречаться на приемах и красных дорожках фестивалей — и все время напоминать себе, что каждый из них теперь по отдельности.
Хелена смогла, справилась.
Ролей не стало меньше, режиссеры не перестали любить, публика — боготворить.
Иногда нападает тоска и сомнения — но это временное явление.
Ее подруга Энн права: нельзя зацикливаться на чужом видении. Лучше стоять на своем, каким бы необычным оно ни было.
P. S. После развода с Бертоном у Хелены было несколько романов с коллегами. В их числе – Рэй Хольмбоэ, младше нее на 21 год. Снова выходить замуж Бонем Картер пока не собирается.
Фото: Getty Images, East News
Материал впервые опубликован в журнале “Караван историй” №6 2018 г.
Смотрите также:
Киллиану Мерфи — 46 лет: личная жизнь звезды «Острых козырьков»
История Шер. Через что она прошла, прежде чем встретить лучшего мужчину в ее жизни
Джоан Коллинз — 89 лет: пять любовных драм звезды «Династии»
хелена бонем картер муж56-летний Тим и 48-летняя Хелена в течение всех 13 лет своих отношений жили в разных домах по соседству. Их считали одной из самых крепких пар в Голливуде, а оба их особняка были связаны одним большим коридором. Не так давно они купили ещё один для своих двоих детей и няни.Впервые режиссёр Тим Бёртон встретился с Хеленой Бонэм Картер в 2001 году на съёмках своего фильма «Планета обезьян». Бунтующая аристократка из Лондона была живым воплощением принцессы из угрюмой готической сказки, созданной как будто специально для режиссёра Бёртона.
Выбрал аристократку
Их отношения завязались сразу. Правда, бывшая жена Бёртона Лиза, на которой он был женат 10 лет, всеми силами пыталась помешать паре зажить долго и счастливо. Лиза подала иск на своего бывшего мужа Бёртона и потребовала выплатить ей 5,4 миллиона долларов, своего рода алименты после совместно прожитых лет.
Новая жена Бёртона выросла в семье потомственных аристократов; прадед Хелены, лорд Асквит, был премьер-министром Великобритании, а бабка была баронессой. Хелену готовили к высшему обществу: она училась в Вестминстерской школе в Лондоне, свободно говорила по-французски.
С детства Хелена мечтала стать актрисой. Ещё в 11 лет она выиграла денежный приз в поэтическом конкурсе и потратила его на создание портфолио для актёрской карьеры, в школе Хелена играла роль Джульетты в радиопостановке, снималась в рекламе. После учёбы на отделении драматического театра Кембриджского университета молодая актриса стала получать роли аристократок, её черты лица и манеры идеально гармонировали с интерьерами прошлого века. Правда, очень скоро однотипные роли барышень в кринолине порядком надоели Хелене, но до её знаменитой роли в «Бойцовском клубе» было ещё далеко.
Почти семья
«Я терплю женщин только в тех случаях, когда их очень люблю и когда мне интересно разгадывать их фантазии, — рассказывал Бёртон в одном из своих интервью. — И такое случается нечасто».
Став возлюбленной, музой и любимой актрисой «самого странного режиссёра», Хелена внезапно поняла, что остепенилась. Куда-то пропала её тяга к новым приключениям на стороне, захотелось иметь семью и детей. А Тим стал выглядеть более счастливым и довольным, по наблюдению журналистов и коллег.
«Хелена — самый талантливый фантазёр по отношению к реальной жизни. В плане быта и семьи она ужасно безалаберная, хаотичная жена. Это я хожу с детьми за покупками в супермаркет. Это я знаю, какой у них размер обуви, что нужно в детский сад и на какие фрукты у них аллергия. Мне даже в детском саду подарили горшочек с цветком — за показательное родительское воспитание и уход. По-моему, это роза», — откровенно рассказывал журналистам о своих бытовых проблемах Бёртон. Можно сказать, что семья у столь эксцентричной пары получилась не совсем. Они не стали официально регистрировать свои отношения. При этом Тим живёт в Америке, а Хелена выбирает жизнь на две страны, поочерёдно летая из Лос-Анджелеса в Лондон.
Билли и Нелл
Крёстным отцом первого ребёнка Хелены и Тима стал Джонни Депп — не только один из любимых актёров Бёртона, но и его давний и верный друг. Под стать талантливому крёстному отцу и маме, маленький Билли Рэй с раннего детства готовился к актёрской карьере. Впервые на экране он появился в возрасте полутора лет в отцовской картине «Чарли и шоколадная фабрика».
Через четыре года у Хелены и Тима родилась девочка, имя которой родители не раскрывали целых восемь месяцев. Позже в интервью Хелена призналась, что дочь назвали Нелл. Как раз тогда Хелена и Тим решили, что жизнь на две страны — Америку и Англию — для них закончилась. Они продали свои дома в Лос-Анджелесе и окончательно переехали в Лондон.
По обоюдному желанию
23 декабря в журнале People появилась новость, что звёздная пара решила расстаться. По данным издания, «пара рассталась по обоюдному желанию несколько месяцев назад, при этом Бёртон и Картер остались друзьями и договорились о совместной опеке над детьми».
По слухам, причиной разрыва стал «кризис среднего возраста Тима». Как стало известно британским таблоидам, Бёртона ещё в прошлом году заметили флиртующим с неизвестной блондинкой, однако тогда пара отказалась комментировать провокационные снимки папарацци.
Справка
Тимоти (Тим) Бёртон — американский кинорежиссёр, продюсер, мультипликатор и писатель. Наиболее известные картины режиссёра: «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Планета обезьян», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране чудес».
Новый фильм Тима Бёртона, «Большие глаза» с Эми Адамс и Кристофом Вальцем в главных ролях, выходит в прокат в США на этой неделе, а в России — 15 января.
Хелена Бонэм Картер — британская актриса театра, кино и озвучания. Семикратная номинантка на премию «Золотой глобус», двукратная номинантка на премию «Оскар». Стала широко известна после исполнения ведущих ролей в экранизациях произведений Э. М. Форстера («Комната с видом», «Там, где даже ангелы боятся появиться», «Говардс Энд»). Сыграла Червонную королеву в «Алисе в Стране чудес» и злую волшебницу Беллатрису Лестрейндж в четырёх фильмах о Гарри Поттере.
Возможно вам будет интересно: Великие истории любви → Тринадцатилетний союз американского режиссера Тима Бертона и английской актрисы Хелены Бонем Картер завершился «дружеским расставанием». «Они остаются друзьями и будут совместно выполнять свои родительские обязанности по отношению к двум своим детям» — это заявление, сделанное пресс-агентом актрисы в самый канун Рождества, изрядно огорошило голливудскую тусовку, и случившееся уже прозвали рождественским кошмаром. Поклонники самой эксцентричной пары в мире американского шоу-бизнеса горюют не только о распаде очередной семьи, но и о том, что им, видимо, навсегда придется забыть о блистательном творческом союзе Тима и Хелены. Бертон снял свою гражданскую жену в семи фильмах, и ее не случайно называли его музой. Но, похоже, отношения в их странном семейном королевстве дали трещину уже давно. Последний раз Хелена сыграла в фильме Бертона «Мрачные тени» в 2012 году. Тогда же актриса со свойственным ей своеобразным юмором усомнилась в их дальнейшем сотрудничестве: «Тима, кажется, уже тошнит от меня на съемочной площадке». Да и сам режиссер признавался, что больше не хочет снимать Хелену, что ему нужна «новая кровь». Для вдохновения. Но неожиданно в семейную, казалось бы, историю вмешались студийные боссы. Они велели Тиму продолжать снимать жену и не морочить им голову. Бизнес есть бизнес — ведь во многом благодаря участию Бонем Картер предыдущие проекты Бертона заработали столько денег! Самолюбию режиссера был нанесен существенный урон, и это не улучшило климат в семье. И вот уже в октябре 2013 года фотографы засекают Бертона с какой-то неизвестной блондинкой. Это фото разошлось по всем таблоидам. Правда, Хелена немедленно бросилась на защиту Тима. Ее представитель опубликовал заявление актрисы, где она категорически отрицает факт измены мужа. Мол, они были на той вечеринке вместе, и на прощание Тим дружески чмокнул и приобнял одну из присутствующих там дам. Но дыма без огня, как известно, не бывает. Весь последующий год пара нигде не появлялась вместе. Лишь совсем недавно друзья застали Хелену и Тима на вечере в доме нынешнего премьер-министра Великобритании, куда их традиционно приглашает его супруга Саманта Кэмерон. Скрыть свое плохое настроение и печаль даже такой прекрасной актрисе оказалось сложно... Почему же Хелена так долго терпела и лишь в канун Рождества решилась озвучить разрыв? По всей вероятности, причина стара как мир: актриса до последнего надеялась, что Тим одумается и с ее помощью — без сцен и криков — сумеет преодолеть кризис мужчин определенного возраста, а именно тех, кому за пятьдесят. Но, увы, надежды не оправдались. Очень жаль, потому что путь Хелены Бонем Картер к счастью в семейной жизни отнюдь не напоминал ковровую дорожку, усыпанную лепестками роз… До 30 лет Хелена вообще не помышляла о личной жизни. Притом что родилась в аристократической семье богатого лондонского банкира. Ее генеалогическое древо насчитывает не одного английского пэра (а выше этого титула только особы королевской семьи) и испанского барона (по линии матери). Ее прадед Герберт Генри Асквит был в свое время премьер-министром Великобритании. А кузина отца леди Вайолет Бонем Картер слыла близкой приятельницей Черчилля. Так случилось, что мать будущей актрисы на какое-то время выпала из реальности, попросту говоря, у нее случилось помрачение рассудка. Но она сумела вылечиться, и это чудо побудило ее стать весьма успешным психотерапевтом. Правда, в процессе овладения премудростями столь тонкой профессии Елена нередко использовала дочку в качестве подопытного кролика. Когда Хелене было 13 лет, ее любимого отца после неудачной операции парализовало, и девочка вместе с братьями и сестрами помогала матери справиться с несчастьем. Нужды ухаживать за ним не было — солидный счет в банке позволял нанять дюжину сиделок. Но вот в моральной поддержке и общении этот блестящий эрудит и жизнелюб, оказавшийся в инвалидном кресле, нуждался очень сильно. В школе, где училась Картер, подруги поголовно увлеклись театром. И Хелена, для которой не прошли даром уроки материнского психоанализа, поняла, что театр поможет и ей справиться с гнетущей атмосферой несчастья, поселившегося в их доме. «Замещение» — вот как это называется на языке профессионалов. Матери нечего было возразить. Отец очень расстроился, ведь он мечтал, что его дочь без проблем поступит в Кембридж. А вместо этого Хелена стала получать роли в кино. И в 18 лет впервые сыграла одну из своих многочисленных королев в фильме «Леди Джейн». Замещение удалось на славу — юная актриса переиграла множество исторических, «корсетных», ролей, исполняя роли героинь Эдвардианской и Викторианской эпох. Как-то она сказала: «Мне теперь остается только удалить себе пару ребер, чтобы корсет сидел еще лучше». Но на помощь пришел Голливуд в лице Брэда Питта. Он лично уговорил ее сняться в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера — и Хелена отлично справилась с задачей, сыграв наркоманку и оторву Марлу. Зрителей поразили откровенные любовные сцены с Питтом, и фильм стал культовым. Лишь в тридцать с лишним лет Хелена решилась приобрести себе отдельное жилье. Хотя ей очень не хотелось бросать родителей, где, несмотря на все беды, ее ждала любовь, понимание и интеллектуальные беседы с отцом, заменившие ей учебу в Кембридже. Чтобы не отрываться от корней, жилье она себе купила неподалеку от дома родителей. Подвиг ее на этот решительный шаг Кеннет Брэна, первая серьезная любовь актрисы. Ходили слухи, что она увела этого знаменитого британского актера и режиссера у Эммы Томпсон, его жены. Но Хелена эту версию гневно отвергала. Ведь Эмма была ее близкой подругой, и когда Кеннет положил глаз на Хелену (во время съемок своего «Франкенштейна»), отношения с Эммой уже разладились, и они жили раздельно. Брэна, будучи обласканным театральными критиками и любимым публикой, в особенности женской ее частью, славился снобизмом и непростым нравом. Он позволял себе всячески высмеивать новую подругу за ее привязанность к родительскому гнезду. Но стоило Хелене обрести пресловутую самостоятельность, Кеннет сначала сам усилил за ней контроль, а потом и вовсе бросил возлюбленную. Видимо, пропало очарование девочки, нуждающейся в опеке мудрого наставника. Хелена очень тяжело переживала уход Кеннета. В 2000 году Бонем Картер позвали сниматься в ремейке «Планеты обезьян» у автора нашумевшего «Бэтмена», модного режиссера и восходящей звезды Голливуда Тима Бертона. Чуть ли не в первый съемочный день Тим сообщил ей, что никого, кроме нее, не видел в роли примата. Хелен весело рассмеялась. Благо у нее с рождения блестящее чувство юмора. Многие уже тогда считали Бертона немного сумасшедшим. На площадке он отчаянно размахивал руками, придумывал невероятные сцены и еще постоянно что-то рисовал в маленьком блокнотике. Позже выяснилось, что «чокнутый профессор», как прозвали Бертона, рисовал Хелену — причем с головой устрашающих размеров... Хелена в безумие Тима не верила. Напротив, считала его чертовски практичным, амбициозным и просчитывающим каждый свой шаг человеком. Ей было с ним интересно, почти как со своим отцом. К тому же Бертон — один из самых талантливых режиссеров Голливуда. «Актерская профессия дарит уникальную возможность примерить на себя шкуру любого персонажа», — говорила актриса и, шокируя всех, добавляла: «А если у тебя дома в постели лежит влиятельный голливудский режиссер, это страшно способствует актерской карьере». Британскую аристократку не смущало отнюдь не рыцарское происхождение Бертона — он родился в Лос-Анджелесе, отец работал в управлении спорта, мама — в сувенирном магазинчике. Вот разве что ухаживания Тима выглядели немного странно, учитывая, что на площадке «Планеты обезьян» работала его тогдашняя подруга и невеста актриса Лиза Мэри. Естественно, Хелену Бонем Картер, когда стало известно про ее роман с режиссером, снова назвали «разрушительницей браков». Хотя на самом деле их отношения все еще ограничивались лишь ухаживаниями. Какой там роман, если она по десять часов в день тратила на свое превращение в обезьяну! Бертон даже заставил ее посещать специальную школу, где дрессируют шимпанзе. Лишь по окончании съемок, когда Тим официально оставил свою невесту, их отношения с Хеленой начали бурно развиваться. А Лиза Мэри попыталась вчинить бывшему бойфренду судебный иск на кругленькую сумму — якобы он пообещал заплатить ей деньги в качестве компенсации за подобный моральный ущерб. Ради любимой Бертон бросил солнечную Калифорнию и переехал в Лондон, заверив Хелену, что жить не может без дождя и тумана. Купил небольшой домик по соседству с ее жилищем. Так они и зажили: Хелена в своем домике, Тим — в своем. А когда появились дети — сын Билли и дочка Нелл, они и им построили домик, чтобы детишки могли там резвиться под присмотром няни, когда родители заняты. Крестным сына стал любимый актер Бертона Джонни Депп. В 2011 году супруги, которым, по их словам, было лень пожениться, попросили разрешения у властей соорудить подземный тоннель между своими домами, чем еще сильнее шокировали публику. Уже мало кто сомневался — эти чудаки и впрямь нашли друг друга. Лень ленью, но времени у них и правда было мало. Хелена беспрерывно снималась — прежде всего у мужа, но не только. Одна роль в фильме «Король говорит!» чего стоит. К тому же актриса существовала в рамках жесточайшего контракта, согласившись на роль ведьмы Беллатрисы в фильмах о Гарри Поттере. Что же до бесконечных сплетен о странном образе жизни — в разных домах, Хелена однажды ответила злопыхателям: «Тим храпит. У него медицинская проблема, но делать операцию он не хочет. Нашим отношениям пребывание в разных домах ничуть не вредит. Напротив, придает им романтику и очарование. Многие пары общаются еще меньше нас, зато мы делаем это не по привычке или по принуждению, а по доброй воле. И при этом у каждого есть свое личное пространство». Наверняка эксцентричность какое-то время и правда помогала им сохранять интерес друг к другу и не разругаться вдрызг. Но все приедается, если ушла любовь. Хелена слишком заигралась в своей роли женщины, которую совершенно не волнуют модные наряды, прически и прочие женские радости. В какой-то момент она поверила, что Тим способен любить ее такой, какая она есть. И даже с удовольствием поддерживала свою репутацию фрика. Но что позволено мужчине, тем более модному режиссеру — растрепанные волосы, смешные очки, небрежная одежда, — не позволено его жене. Даже если она гениальная актриса. Раньше они выпускали пар на площадке: уж как неуемный Тим придирался к своей жене, не снилось ни одному из его актеров! Например, на съемках «Суини Тодда, демона-парикмахера с Флит-стрит» они чуть не поубивали друг друга. Хелена была беременна вторым их ребенком, но Тим не щадил ее, предоставив ей «любоваться» человеческими внутренностями, из которых ее героиня готовила начинку для своих пирожков. Джонни Депп чего только не делал, чтобы образумить своих любимых друзей. А когда скандал переходил границы, отчаянно пытался хотя бы заглушить их вопли — громко стучал, с немыслимым скрежетом точил огромные ножи друг о друга… Но жена стала неинтересна Тиму ни как актриса, ни как женщина. А скандалить на глазах у детей… 56-летний Тим и 48-летняя Хелена исчерпали свои отношения. Про них говорили, что они оба не от мира сего — возможно. Но финал их любви тем не менее оказался классическим. Остается только надеяться, что Хелена сумеет уподобиться любимой героине — Алисе из Страны чудес, которая верила, что счастье все равно приходит только к тем, кто способен идти своим путем, даже если он кажется всем неправильным и даже безумным. ‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:6em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c; UTF-16 0x2C URL-код ,Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r130061706">Изображение
⹌⸴⸲Название ⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma Юникод ⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32 HTML-код ⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32; UTF-16 ⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32 URL-код ⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}
- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
Словари и энциклопедии
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
В библиографических каталогах
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
Пунктуационные знакиСтандартные
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
Комбинации
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
Предложенные
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
Перевёрнутые
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
По системам письма
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
Армянская пунктуация
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
Греческая пунктуация
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
Еврейская пунктуация
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
Японская пунктуация
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
Исторические
- Иоритэн (〽)
Нестандартные
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
--> Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Запятаяoldid=129595042
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)