Африканские модники
Если вы окажетесь в столице Республики Конго, Браззавиле, или в Киншасе, столице Демократической Республики Конго (да-да, это 2 разных государства), то не заметить «сапёра» у вас просто не будет шанса. Представители уникальной субкультуры под названием La Sape резко контрастируют своим видом с окружающей разрухой. Они носят только элегантную и модную одежду известных брендов: фешенебельные костюмы Yves Saint Laurent, броские галстуки Versace, вычурные очки Prada и начищенные до блеска туфли Weston, приковывая к себе восхищенные взгляды окружающих. Но эти африканские модники не богачи или гангстеры. Это таксисты, продавцы, фермеры и электрики, которые решили посвятить жизнь экстравагантному хобби. Свои дорогие костюмы и туфли они хранят прямо посреди глинобитных хижин, а модными платками и галстуками набивают мешки и пластиковые бочки.
Мы в ADME погрузились в колоритную и противоречивую историю африканских стиляг, а теперь хотим рассказать вам о них и, конечно, показать – с помощью снимков Бодуэна Муанды, Тарика Заиди и некоторых других авторов.
Необычная субкультура зародилась в 1920-х, после Первой мировой войны. Конголезцы, воевавшие под флагами своих колониальных хозяев, Англии и Бельгии, вернулись домой в европейской одежде, которая ассоциировалась у их соотечественников с богатством и шиком. После Второй мировой войны конголезские солдаты вновь приехали на родину с трофеями: поношенными, но фирменными костюмами и ботинками. Возникшая тогда традиция собираться вместе по выходным и демонстрировать друг другу привезенные наряды сохранилась по сей день. В 1960-х годах движение La Sape полностью сформировалось, у него появились собственные принципы и лидеры — основатель «религии одежды» Стервос Ниаркос и африканский певец в стиле румба Папа Вемба.
Аббревиатура SAPE (Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes) переводится как «Сообщество продвинутых и элегантных людей», и «сапёры» (les sapeurs) стараются соответствовать этому званию на 100 %.
Члены общества собираются в барах, приветствуют друг друга, касаясь лбами, исполняют затейливые танцы и демонстрируют собравшимся свои наряды. Каждый из «сапёров» старается выработать собственную манеру двигаться и говорить, особенные жесты и мимику.
По воскресеньям устраиваются соревнования за звание самого стильного «сапёра», где оценивается не только сама одежда, но и умение грамотно составить образ и с достоинством подать себя.
«Сапёры» говорят на собственном сленге под названием «лари», вкрапляя во французскую речь словечки из африканских языков. Например, слово miela означает «умение держаться», а ngaya называют человека, который не разбирается в элегантной одежде.
В Браззавиле не принято сочетать больше трех оттенков в наряде, а вот в Киншасе модники гораздо смелее. Каждый цвет в одежде имеет смысл: красный означает воинственность, белый — мир, синий — искушение, фиолетовый — духовность.
Карманный платок должен гармонировать с рубашкой, и он не менее важен, чем другие аксессуары: галстук, часы, ремень, подтяжки, трость, сигара, солнечные очки, шарф, яркие носки и шляпа. Подделки «сапёры» презирают: ценятся лишь настоящие брендовые вещи. А еще они говорят: «Нет ничего ужаснее, чем надеть такой же костюм, как у кого-то другого. Футбольная команда какая-то!»
Денди из Конго пользуются большой популярностью в своем районе, на них обращают внимание, их приветствуют радостными криками, ими гордятся. Сами «джентльмены» стараются поддерживать свой статус: например, считается, что если ты настоящий La Sape, то у тебя должна быть хотя бы одна пара туфель Weston. Такая обувь стоит как участок земли в Конго, и многие копят на нее несколько лет.
Страсть к роскоши и изысканности часто приводит «сапёров» к большим финансовым проблемам. Вместо того чтобы улучшить условия своей жизни, купив машину или жилье побольше, некоторые из них спускают все заработанное на брендовые пиджаки и шелковые галстуки, влезают в долги и разоряют собственные семьи.
Есть и те, кто более сдержан в своей любви к фешенебельным костюмам и считает, что хорошо одеваться можно и в рамках своего бюджета. Желающие стать членами La Sape могут даже пройти своеобразные курсы стиля.
Но чтобы быть «сапёром», одной только люксовой одежды недостаточно. Нужно придерживаться определенных правил поведения и разделять философию La Sape. Среди законов общества есть следующие: «никогда не сдаваться», «тщательно соблюдать гигиену», «не быть расистом, нацистом, эйджистом», «вести себя вежливо с другими людьми», «прислушиваться к старшим» и «уважать La Sape в любой ситуации».
Но главный принцип африканских денди — ненасилие. В обоих Конго с 60-х годов ХХ века и по сей день не утихают межрасовые конфликты, приводя к гибели людей и разрухе. И вычурная одежда членов La Sape — способ показать их несогласие с катастрофической ситуацией в стране, где половина конголезцев живет за чертой бедности. Наряд «сапёров», по их словам, подчеркивает не социальный статус, а внутреннюю свободу человека, не сдающегося под напором внешних обстоятельств.
Протест сопровождает всю историю движения. В 1970-х президент Демократической Республики Конго Мобуту Сесе Секо призвал страну избавиться от колониального прошлого: снести «колонизаторские» памятники, сменить христианские имена на африканские и вернуть национальные обычаи. Костюмы западного образца были запрещены, а взамен рекомендовалось носить традиционную одежду под названием «абакост» (от фр. à bas le costume — «долой костюм»), напоминавшую военный френч. «Сапёры» подвергались гонениям вплоть до 1990-х годов, когда общественная жизнь стала свободнее.
Сегодня движение денди — часть культурного наследия, и государство поддерживает его участие в общественных мероприятиях вроде Африканской выставки моды и ремесел. А те «сапёры», которые смогли осуществить свою мечту и переехать в Париж и другие европейские города, продолжают вести образ жизни La Sape и там.
«Джентльменов из Конго» не смогли уничтожить ни гражданские войны, ни разруха и тотальная нищета. Африканские денди не просто переодеваются в вызывающе яркие экзотические костюмы. Они превратили дендизм в искусство, которое придало их изматывающему физическому труду высший смысл, в своеобразную религию, которая, как и любая другая, объединяет людей вокруг себя и дает им надежду и смелость смотреть в будущее.
Экстравагантность и стиль жизни «сапёров» вдохновляют музыкантов, фотографов, кинематографистов и стилистов всего мира: африканские денди снялись в клипе Соланж Ноулз, в рекламе Guinness и их же документальном фильме, а британский модельер Пол Смит создал коллекцию, посвященную модникам из Конго.
Бонус: видео о денди из Конго
А какие яркие, необычные, экстравагантные вещи есть в вашем гардеробе?
Представители уникальной субкультуры под названием La Sape резко контрастируют своим видом с окружающей разрухой. Они носят только элегантную и модную одежду известных брендов: фешенебельные костюмы Yves Saint Laurent, броские галстуки Versace, вычурные очки Prada и начищенные до блеска туфли Weston, приковывая к себе восхищенные взгляды окружающих. Но эти африканские модники не богачи или гангстеры. Это таксисты, продавцы, фермеры и электрики, которые решили посвятить жизнь экстравагантному хобби. Свои дорогие костюмы и туфли они хранят прямо посреди глинобитных хижин, а модными платками и галстуками набивают мешки и пластиковые бочки.
Мы в AdMe.ru погрузились в колоритную и противоречивую историю африканских стиляг, а теперь хотим рассказать вам о них и, конечно, показать — с помощью снимков Бодуэна Муанды, Тарика Заиди и некоторых других авторов. Необычная субкультура зародилась в 1920-х, после Первой мировой войны. Конголезцы, воевавшие под флагами своих колониальных хозяев, Англии и Бельгии, вернулись домой в европейской одежде, которая ассоциировалась у их соотечественников с богатством и шиком. После Второй мировой войны конголезские солдаты вновь приехали на родину с трофеями: поношенными, но фирменными костюмами и ботинками. Возникшая тогда традиция собираться вместе по выходным и демонстрировать друг другу привезенные наряды сохранилась по сей день. В 1960-х годах движение La Sape полностью сформировалось, у него появились собственные принципы и лидеры — основатель «религии одежды» Стервос Ниаркос и африканский певец в стиле румба Папа Вемба.
Аббревиатура SAPE (Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes) переводится как «Сообщество продвинутых и элегантных людей», и «сапёры» (les sapeurs) стараются соответствовать этому званию на 100 %.
Члены общества собираются в барах, приветствуют друг друга, касаясь лбами, исполняют затейливые танцы и демонстрируют собравшимся свои наряды. Каждый из «сапёров» старается выработать собственную манеру двигаться и говорить, особенные жесты и мимику.
По воскресеньям устраиваются соревнования за звание самого стильного «сапёра», где оценивается не только сама одежда, но и умение грамотно составить образ и с достоинством подать себя.
«Сапёры» говорят на собственном сленге под названием «лари», вкрапляя во французскую речь словечки из африканских языков. Например, слово miela означает «умение держаться», а ngaya называют человека, который не разбирается в элегантной одежде.
В Браззавиле не принято сочетать больше трех оттенков в наряде, а вот в Киншасе модники гораздо смелее. Каждый цвет в одежде имеет смысл: красный означает воинственность, белый — мир, синий — искушение, фиолетовый — духовность.
Карманный платок должен гармонировать с рубашкой, и он не менее важен, чем другие аксессуары: галстук, часы, ремень, подтяжки, трость, сигара, солнечные очки, шарф, яркие носки и шляпа. Подделки «сапёры» презирают: ценятся лишь настоящие брендовые вещи. А еще они говорят: «Нет ничего ужаснее, чем надеть такой же костюм, как у кого-то другого. Футбольная команда какая-то!»
Денди из Конго пользуются большой популярностью в своем районе, на них обращают внимание, их приветствуют радостными криками, ими гордятся. Сами «джентльмены» стараются поддерживать свой статус: например, считается, что если ты настоящий La Sape, то у тебя должна быть хотя бы одна пара туфель Weston. Такая обувь стоит как участок земли в Конго, и многие копят на нее несколько лет.
Страсть к роскоши и изысканности часто приводит «сапёров» к большим финансовым проблемам. Вместо того чтобы улучшить условия своей жизни, купив машину или жилье побольше, некоторые из них спускают все заработанное на брендовые пиджаки и шелковые галстуки, влезают в долги и разоряют собственные семьи.
Есть и те, кто более сдержан в своей любви к фешенебельным костюмам и считает, что хорошо одеваться можно и в рамках своего бюджета. Желающие стать членами La Sape могут даже пройти своеобразные курсы стиля.
Но чтобы быть «сапёром», одной только люксовой одежды недостаточно. Нужно придерживаться определенных правил поведения и разделять философию La Sape. Среди законов общества есть следующие: «никогда не сдаваться», «тщательно соблюдать гигиену», «не быть расистом, нацистом, эйджистом», «вести себя вежливо с другими людьми», «прислушиваться к старшим» и «уважать La Sape в любой ситуации».
Но главный принцип африканских денди — ненасилие. В обоих Конго с 60-х годов ХХ века и по сей день не утихают межрасовые конфликты, приводя к гибели людей и разрухе. И вычурная одежда членов La Sape — способ показать их несогласие с катастрофической ситуацией в стране, где половина конголезцев живет за чертой бедности. Наряд «сапёров», по их словам, подчеркивает не социальный статус, а внутреннюю свободу человека, не сдающегося под напором внешних обстоятельств.
Протест сопровождает всю историю движения. В 1970-х президент Демократической Республики Конго Мобуту Сесе Секо призвал страну избавиться от колониального прошлого: снести «колонизаторские» памятники, сменить христианские имена на африканские и вернуть национальные обычаи. Костюмы западного образца были запрещены, а взамен рекомендовалось носить традиционную одежду под названием «абакост» (от фр. à bas le costume — «долой костюм»), напоминавшую военный френч. «Сапёры» подвергались гонениям вплоть до 1990-х годов, когда общественная жизнь стала свободнее.
Сегодня движение денди — часть культурного наследия, и государство поддерживает его участие в общественных мероприятиях вроде Африканской выставки моды и ремесел. А те «сапёры», которые смогли осуществить свою мечту и переехать в Париж и другие европейские города, продолжают вести образ жизни La Sape и там.
В последнее 10-летие к La Sape присоединились женщины: до 2010 года их в общество не допускали.
«Джентльменов из Конго» не смогли уничтожить ни гражданские войны, ни разруха и тотальная нищета. Африканские денди не просто переодеваются в вызывающе яркие экзотические костюмы. Они превратили дендизм в искусство, которое придало их изматывающему физическому труду высший смысл, в своеобразную религию, которая, как и любая другая, объединяет людей вокруг себя и дает им надежду и смелость смотреть в будущее.
Экстравагантность и стиль жизни «сапёров» вдохновляют музыкантов, фотографов, кинематографистов и стилистов всего мира: африканские денди снялись в клипе Соланж Ноулз, в рекламе Guinness и их же документальном фильме, а британский модельер Пол Смит создал коллекцию, посвященную модникам из Конгоp>Если вы думаете, что броско и элегантно одеваться могут только люди из экономически/политически/культурно развитых стран, то глубоко заблуждаетесь. Просто взгляните на конголезских щеголей! Получив своё распространение ещё в конце прошлого столетия, африканский дендизм с каждым годом вовлекает в себя всё больше представителей мужского пола. Давайте разберёмся, почему участие в движении «La Sape» так нравится африканцам всех возрастов и чему мы можем у них поучиться.
Истоки конголезского дендизма
Пристрастие африканских мужчин к щегольским нарядам берет своё начало ещё в двадцатых годах предыдущего века. Если считать это модное увлечение религией, то богом, безусловно, будет значиться Андре Бернан Матсуа — первый мужчина Конго, привезший из путешествия во Францию не только свежие воспоминания о столице-законодательнице моды, но и стильную парижскую одежду. С 1922 года прошёл почти целый век, а конголезский первооткрыватель до сих пор считается у денди из Африки незыблемым авторитетом и украшает своим портретом стены домов многих щеголей.
Ещё одним толчком к популяризации течения стало образование в 1960-х годах субкультуры под названием «La Sape». Аббревиатура родилась из фразы «Société des Ambianceurs et des Personnes Élégantes», что в переводе с французского языка означает «Сообщество продвинутых и элегантных людей». Движение зародилось в столице Демократической Республики Конго, Киншасе, среди африканской молодёжи, протестующей против диктаторского режима действующего президента Мобуту Сесе Секо.
Позднее «La Sape» перенеслось на другой берег реки — в столичный город Республики Конго, Браззавиль, который и по сей день является центом обитания чернокожих денди. После окончания Второй Мировой Войны конголезские солдаты вернулись на родину с трофеями из Франции — с поношенными, но фирменными костюмами, рубашками и ботинками. Именно тогда у молодого населения Браззавиля завелась воскресная традиция демонстрировать друг другу приобретённые наряды, нить которой тянется и сейчас.
«La Sape» в современности
Со времён первооткрывателей конголезской моды прошли десятилетия, а движение всё ещё продолжает получать своё распространение, несмотря на препятствия в виде гражданских войн и тотальной нищеты в стране. В настоящее время в Демократической Республике Конго проживает не менее 6000 сапёров — и это только те, кто официально относят себя к деятельности течения «La Sape».
Желающих стильно выглядеть в Африке значительно больше. Модный африканский фетиш распылился и на государства, расположившиеся по соседству от Конго, получив там свою собственную интерпретацию, отличную от дендизма. В Республике Камерун, например, незаурядная часть населения предпочитает одеваться в мешковатую и безразмерную одежду, сродни «униформе» американских уличных криминалистов семидесятых годов. Течение получило название «Нip», но не стало достойным конкурентом «La Sape» в борьбе за модное главенство на континенте, хотя и преследовало практически те же цели.
Если рассмотреть оба направления в политическом контексте, можно считать эту изощренную привычку выделяться одеждой громким актом протеста. Как ещё можно назвать этот увлекательный подбор повседневного образа из дорогостоящих, не гармонирующих с городскими реалиями вещей, без владения достаточной на то суммой денег? Кто-то назовёт это пережитками прошлого, остатками постколониального наследия, но «La Sape» потому и вовлекает в себя всё больше и больше конголезцев, что имеет для них не только культурную, но и историческую ценность.
Африканский дендизм пережил уже три гражданские войны, воскресая во время каждого перерыва и популяризируясь всё в большей степени. Только однажды, в 1997 году, «La Sape» подвергнулся «вымиранию» и не возобновлял своё привычное, размеренное течение вплоть до начала 2002 года.
Возможно, поэтапно возрастающая популярность дендизма обусловлена именно наличием регулярных войн и глубинных экономических проблем. По мнению сапёров, их «религия», как и любая другая, обладает силой, которая объединяет людей вокруг себя, что важно для нормализации положения в послевоенный период. Действительно ли, фешенебельные костюмы от Louis Vuitton, Gucci и Prada, купленные в ущерб семейному бюджету, способствуют поднятию общенародного духа, известно только самим конголезцам. Так или иначе, философия «La Sape» в какой-то степени повышает этический уровень конголезцев: идеология африканского дендизма стоит вне таких социальных катастроф как межклассовые конфликты и разделение по этнической принадлежности. Приверженцы движения преследуют укоренённые десятью заповедями нравственные правила, которые в 2000 году ввёл Бен Мукача, один из ярчайших представителей течения. Среди щегольских «законов» можно встретить такие, как «уважать Сапеологию в любой ситуации», «никогда не сдаваться», «соблюдать строгие стандарты гигиены», «не быть нацистом, расистом, эйджистом, «не вести себя нагло и невежливо по отношению к другим людям», «уважать старших» и «соблюдать правила гласности движения», «следовать заповедям и регулярно читать молитву, посредством чего достигнуть полного избавления от сапофобов (людей, резко отрицательно настроенных против сапёров)».
Приверженцы модной идеологии с большим энтузиазмом перечисляют иностранным журналистам сапёрские заповеди, ставшие для них жизненными принципами. Дендизм является для них более, чем просто любимым увлечением: это отдельная жизнь, где можно испытать настоящие эмоции, где есть даже фирменные приветствия ото лба ко лбу, диалектные слова для описания динамичной походки и собственный язык Лари, состоящий из синтеза французских неологизмов и слов с языка Конго.
У конголезских денди также есть неоглашаемые правила, соблюдение которых является не менее важным. Это касается индивидуального стиля: количество цветов в образе не должно превышать три оттенка. Однако в то время, как браззавильские модники с нежным трепетом подбирают цветовую гамму в очередном наряде, их киншаские соседи через реку из Демократической Республики Конго оказываются смелее в этом деле: эксперименты с количеством броских красок для них являются обычным делом и средством выражения личных свобод, которые подверглись ограничениям в период с 1965 до 1997 года. Тогда у власти находился Мобуту, по воли которого «La Sape» прекратил своё существование из-за чрезмерной, по его мнению, ориентации на западные традиции.
Деятельность браззавильских щёголей изначально тоже подвергалась недоверию со стороны правительства: в 80-х годах регулярно всплывала мысль запретить сапёрам демонстрировать свои колоритные образы в общественных местах. Сейчас от подобных идей не осталось и следа — движение денди крепко вросло в культурное государственное наследие, о чем заявил президент республики Дени Сассу-Нгессо, параллельно одобрив участие сапёров в таких общественных мероприятиях, как Африканская выставка моды и ремесел.
Несмотря на отсутствие трудностей в отношениях с современным режимом, «La Sape» всё ещё продолжает позиционировать себя как акт социального протеста. Только на этот раз они борются уже не против государственного строя, а против устройства современного мира: наперекор удушающей бедности и опустошающим всё на своём пути гражданским войнам.
Но не рождает ли такой подход к жизни противоречия моральным нормам? Можно ли считать приемлемым тот факт, что истинные конголезские джентльмены, с надрывом твердящие заповеди о проявлении уважения и бережном отношении к другим людям, так нагло доводят своих жён и детей до положения унизительных долгов и постоянных визитов кредиторов? Все представители «La Sape» являются отнюдь не самыми обеспеченными жителями города и даже не всегда людьми с долгосрочной надежной работой и стабильной заработной платой. Конголезские щеголи — обыкновенные таксисты, фермеры и плотники, которые решили поставить свою жизнь на алтарь моды.
По данным Всемирной организации здравоохранения, годовой доход на душу населения в Республике Конго составляет 3240 долларов, чего будет достаточно для покупки только одной пары ботинок «J.M. Weston» из крокодиловой кожи. В рамках своего парадоксального увлечения денди жертвуют возможностью приобрести участок земли большего размера, перебраться в дом лучшего состояния или обзавестись собственной машиной. Тяга к прекрасному и дорогостоящему искусству стиля превалирует над основными жизненно-важными потребностями среднего конголезского человека. Многие отчаявшиеся модники прибегают к крайним мерам: занимают крупные суммы у более состоятельных товарищей, берут большое количество кредитов за крошечный временной промежуток; рабочие — воруют из бюджета предприятий; те, кто моложе — из карманов родителей. Сапёры, сами того не осознавая, нарушают правило об отсутствии наглости в своём поведении, скрывая от близких родственников как стоимость костюмов, так и способы заработка. Неутолимое рвение к стандартам высокой моды провоцирует всё новые случаи разорившихся семей: на данный момент по информации Всемирного банка, 46,5 процента конголезцев проживают на уровне ниже черты бедности.
С другой стороны, что нам мешает трактовать «La Sape» как своеобразный луч надежды в многострадальной стране, полной мусорных отбросов, суетных дел и потерянных, опустивших руки людей? Утомляющий физический труд приобретает новую смысловую окраску, если стараться не ради низменных житейских потребностей, а для чего-то высокого и прекрасного. Дендизм для конголезцев — настоящий вид искусства, культ которого возгласил африканский фолк-певец Папа Вемба, яро популяризировавший модную культуру в начале восьмидесятых. Моменты, когда есть возможность долго подбирать идеальное сочетание предметов гардероба, а потом шагать в уличные бары на центральную улицу Браззавиля Авеню Мацуа, являются для мужчин возможностью нацепить на глаза по-детски розовые очки, сквозь линзы которых не будет видно ужаса городских пейзажей, и убежать от наступающей на пятки страшной бедности.
У конголезцев даже есть воскресная традиция, также известная под названием «Дни борьбы», когда главные авторитеты достают из шкафов свои лучшие наряды и отправляются в южный район города, Баконго, где ловят восхищенно-удивленные взгляды прохожих и дружески соревнуются друг с другом за звание самого стильного сапёра. В этом деле особо важен творческий подход: мало купить люксовый костюм на сбережения, надо ещё уметь грамотно и со вкусом составить образ.
По мнению сапёров, этот род деятельности заставляет чувствовать себя особенным и быть уверенным в себе, несмотря на окружающие обстоятельства; это средство самовыражения и способ обрести своё место в обществе. Конголезский модник — счастливый человек, даже если остался без ужина, потому что элегантная одежда питает человека духовной энергией и доставляет организму ни с чем не сравнимое удовольствие.
«Джентльмены Баконго»: отражение в мировой культуре
Это странное социальное явление не осталось незамеченным для европейских «исследователей». Миланский уличный фотограф Даниэль Тамани был одним из первых, кто нацелил свой объектив на конголезских модников. Впервые побывав в местности обитания сапёров в 2006 году, молодой человек моментально очаровался броской самобытностью африканского стиля. На протяжении двух последующих лет Тамани «наводил мосты» с лидерами «La Sape» и старался как можно глубже окунуться в течение, чтобы лучше его понять.
Фотографии любителей Versace, Gucci и Prada взяли главный приз премии всемирного конкурса World Press Photo и выиграли своему автору возможность приехать в Москву с частной выставкой.
Фотограф также издал книгу «Джентльмены Баконго» о явлении дендизма в столице республики, куда поместил серии своих противоречивых браззавильских фотографий. Проект он посвятил одному из первых конголезцев, с кем имел честь познакомиться и даже подружиться (мужчина умер через несколько месяцев после первой встречи).
Итальянец хотел, чтобы его работы не просто изображали феномен африканской уличной культуры: довести зрителя до размышлений о контрастности социального мира и познакомить его с ценностями, отличными от наших, но в то же время так во многом похожими — вот главные задачи культурного проекта Тамани.
Явление конголезского дендизма нельзя не назвать парадоксальным для нашего мира. Контраст между набирающей обороты культурой чрезмерного потребления и мучительной бедностью жителей в пейзажах изуродованного грязью, кишащего мусором, города выглядит иронично и гиперболизировано, но в то же время — устрашающе грустно. Течение «La Sape» — это в первую очередь история про возможность выбора. Про то, что каждый человек обладает шансом вырваться из запачканной суетливой повседневности, раскрасив будничную жизнь трехцветными костюмами, символизирующими дух праздника. У людей нет права осуждать конголезских модников хотя бы потому, что можно взять с них достойный пример смелости на протест в бедствующем обществе.
Текст: Анастасия Лябина
«Джентльмены» Гая Ричи – главный претендент на звание самого стильного фильма 2020 года