Максим матвеев контрибуция
«Контрибуция», 2016 год.
Фильм, который способен встать рядом с «Адмиралом».
Вступление к описанию с википедии сама по себе срывает башню – «Снят по мотивам одноимённой пропагандистской повести Леонида Юзефовича, которую тот написал к 70-летнему юбилею Октябрьской социалистической революции для журнала "Юность".»
Режиссер – Сергей Снежкин. Тот самый, который еще в 80-е снял «ЧП районного масштаба». И здесь тоже есть квики-секс, чтобы снять напряжение.
Снова вернемся к описанию с википедии. Оно же – с «Кинопоиска».
«Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.»
Оно ложно. Фильм не о том и не для того.
1) фильм снят в уже зарекомендовавшей себя манере «полная Шаольопа». Вроде бы на документальной основе, вроде бы по событиям которые фиг вывернешь, но интонациями и подтекстами рисуется картина совсем другая, чтобы выхолостить эту.
Например, даже в аннотации генерал Пепеляев показан весьма авантажно – по имени-отчеству. И – в якобы разутом, раздетом корпусе у генерала новый, с иголочки мундир – рассказ о том, каковы планы белого командования относительно Вятки и далее Москвы, он ровно столько же времени решает важный-важный вопрос: "в чем сегодня выйти - в повседневном мундире, или в парадном". Так и вспоминается гламурный «Колчак», если вообще не доклад российского гостя в Бильдербергском клубе «гламур как национальная идея».
2) автор сценария фильма – упс, сам режиссер Сергей Снежкин. Это не говорит что так нельзя – но это говорит, что если у режиссера, одноименного со сценаристом, проблемы со сценарием… исправить их уже шансов не будет.
3) в фильме звучит музыка. И лейтмотив истории – «По долинам и по взгорьям…» - ой, простите глупого совка. Нет, режиссер у нас из шальоп – вступающие в город солдаты поют «Из тайги, тайги дремучей…» - шибко патриотическую песню, написанную в разгар Первой мировой. То ли гимн одной из сибирских дивизий, уходивших на фронт, то ли просто Шибко Патриотического подъема 1914-15 годов. Мы еще вернемся к этой песне, которую уже сколько лет изо всех сил реанимируют сибирские необелогвардейцы, как «правильный текст» широкоизвестной советской песни.
4) фильм… но главное в фильме не сибирско-уральская экзотика. И даже не то, что это попытка снять менее бабскую и более мужскую историю, чем «АдмиралЪ». А то, что действие фильма происходит при минус двадцати восьми, когда киношный попкорн действительно не отличается от снега – сухого как порох и сыпучего. С этого волшебства да с сентенции «в армии запрещено вести боевые действия при температуре ниже минус двадцати пяти» все и начинается.
5) а про что там вообще?
А вообще – для затравки то ли «Кровь и плоть», то ли Михалков про комбрига.
Утро морозного дня.
В Перми под внезапный грохот пушек просыпается молодая пара. В роскошной двуспальной кровати, под балдахином, на ослепительно белом белье. В огромной полупустой спальне – то ли угловой, то ли с эркером, окна минимум с двух сторон. Вскакивают с постели, но тут же ложатся обратно. И не потому что за окном минус 28 – а чтобы режиссер и сценарист сунули им во рты и головы какую-то белибердень из сериала.
«Надо бежать» - «Куда?» - «Надо полагать в Вятку, к оставшимся красным товарищам» - «но когда мы наконец остановимся где-нибудь, успокоимся, укоренимся?!» = «Никогда» - и начинается бурный секс под одеялом. Чем еще заниматься, когда за окном бьют пушки, а с потолка падает побелка и балдахин.
ЭТО и есть тот самый следователь из аннотации. С кем-то, кого намного позже назовут его женой, хотя в таком возрасте скорее бывают любовницы. Они выходят на промороженную улицу, одетые как московские хипстеры – тоненькие пальто, голые шейки. А улица выглядит как-то странно – еще бы, в это самое утро 24 декабря 1918 года в город вошли войска Пепеляева. Очевидно, они из принципа воевали одними штыками – выстрелов НЕТ. Пушки молчат, теперь это просто очень тихое утро. Пустые улицы. И по улицам бегут люди. Куда вы, спрашивает их герой. А на вокзал, генерала встречать, говорят ему. И наш герой сразу понимает, что он уже в белом тылу. Так и хочется сравнить то ли с «Днями Турбиных», то ли еще с какой классикой где одна сторона оставляет город, другая берет. То ли с реальным взятием Перми, где красные не отдали город без выстрела.
Следователь делает сногсшибательное замечание, что они зря не уехали еще вчера. Вопрос, кто его заставлял оставаться в городе который вот-вот возьмут (о том, как на самом деле пепеляевцы захватывали Пермь, мы поговорим позже. Скажем так, с реальностью этот фильм дружит не более чем «Движение вверх»), остается открытым – на него не отвечает даже режиссерская версия фильма. Второй вопрос – а он вообще из рядовых следователей, или из начальства – тоже так и висит в воздухе. Так или иначе, он просит свою подругу спрятаться, снять комнату – а он ее потом найдет.
Тем временем, в город под уже указанную песню входят солдаты Пепеляева – с небольшим перерывом на некую «студенческую добровольческую роту из Томского университета», которая почему-то выглядит как толпа пьяных матросов – одеты в черные студенческие куртки, похожие на бушлаты - и песню орут соответствующую. После этого снова идут солдаты.
Сам генерал в сопровождении свиты входит в какое-то красное присутственное место, которое срочно избавляют от следов пребывания красных, и готовят к превращению в штаб генерала. Мимоходом выясняется что там у красных находилась милиция.
Заходя в самую удаленную комнату второго этажа, генерал видит… ту самую мегакровать, с которой начинался фильм. Главный герой – красный – мало того что спал с бабой на работе, да еще и превратил одно из помещений в спальню в стиле персонажей Дюма-сына. Генерал, скромный-но-мужественный молодой человек, распоряжается кровать… выкинуть в окно. Кровать. Двуспальную. Деревянную – тогда не было поролоновых матрасов. Через окно. Ну, наверное, мы чего-то не знаем о той эпохе – из окна вылетает именно что большой поролоновый матрас. И в бывшей спальне генерал оборудует кабинет – сидя за столом спиной к тому эркеру.
Обосновавшись на новом месте, главный герой (да, вы будете смеяться, но на главного героя скорее тянет генерал Пепеляев – половину фильма следователь Мурзин в кадре появляться не будет) в разговорах со свитой позволяет зрителю узнать, что он самый молодой генерал у Колчака, что он строг но справедлив (тм), что у него приказ взять Вятку любой ценой, что у его корпуса нет ничего – ни патронов, ни теплой одежды, ни фуража, ни снарядов – даже студенческую роту одеть не во что. Попутно мы выясняем, что в ходе наступления к свите генерала присоединился отправленный из Омска историограф, чья задача – написать биографию Пепеляева. Бывший присяжный поверенный получил – временно, для авторитета – чин капитана, чтобы об него не вытирали ноги военные. Весь фильм он проходит с портфелем под мышкой, в галифе заправленных в краги, и френче, перетянутом ремнем с огромной кобурой веблей-скотта, висящего по-кавалерийски – на правом боку рукоятью вперед.
Кроме историографа, глаз цепляется разве что за другого свитского – штаб-ротмистра Плешакова, начальника контрразведки. Весьма характерная роль: в СССР подобное – «крепкий профессионал-силовик от сохи, фамильяр главного ума противника» играл Кокшенов в «В зоне особого внимания». Теперь СССРа нет, гуманизм порассеялся, и новое амплуа – крепкого профессионала без особого интеллекта, но верного и жестокого цепного пса – играл позже Дмитрий Блохин в «Адвокате Ардашеве». Там он играл Каширина, властного и завистливого помощника начальника уголовного сыска.
Когда все участники нашлись (а следователь Мурзин попался в лапы к белым, и сидит в расстрельном подвале), экспозиция – а это всего лишь экспозиция – заканчивается, и начинается завязка. Пепеляеву нужны припасы для армии. Начальство ему их не выдало, и генерал – внезапно – решает получить их от Перми. Как сообщает лезущий во все дыры историограф, реквизиции озлобят население, а закончатся ничем, потому что население и так бедное – и надо накладывать контрибуцию на богатеев – у них средства есть.
Именно вокруг этой контрибуции и будет крутиться вся история, до самой развязки ни разу не покинув этот особняк.
И – дальше я пересказывать не буду. В том числе, и потому, что фильм-то получился сравнительно цельный, и разносить его в стиле Бэдкомедиана, иронически пересказывая в деталях каждый кадр, издеваясь над логикой развития сюжета, смысла иметь не будет.
Это фильм не того жанра.
Это «Расемон».
Basic с Траволтой и гениальными диалогами.
Каждые несколько эпизодов все оказывается совершенно не тем что вы представляли. В генерала будет пытаться стрелять из браунинга б ы в ш а я. Столпы города будут время от времени решать еврейский вопрос. Солдаты будут разбирать рояль с помощью топора и спрашивать «а теперь что – обратно собирать?». Следователь будет глушить коньяк стаканами – он ему нужен для работы.
История интеллектуального «сеанса одновременной игры» по выбиванию контрибуции обернется фарсом из сериалов, оттуда – в трагедию, оттуда снова в фарс,
в «а теперь забудьте все что мы тут говорили и заново переосмысливайте все сказанное в начале», в детектив «адвокат АрдашевЪ» - и снова в бабско-адмиральские сопли с большеглазой деффочкой в осеннем пальтишке.
Вам захочется убить этого режиссера за почти михалковские картины марширующих по городу пепеляевцев, за глубоко гражданского Максима Матвеева, который физически не понимает, что такое командирский голос и военная выправка, но играет генерала.
Потом вы будете ржать над циничными репликами в диалогах, у вас будет сводить скулы от глубоко пошлой режиссуры – Лиза Боярская играет не просто интриганку, а прожженную блядь, экскьюз май френч; Артур Ваха изо всех сил старается не произнести натурально ни одной реплики – его приблатненная развальца голоса еще как-то смотрелась во рту у зазвездившегося летчика из «Смерть шпионам-2», но совсем не смотрится у пермского промышленника. Евгений Дятлов бесит своей холеной пластмассовостью и откровенно париковой бородой,
а Ецков пытается играть то ли «Строговых», то ли «Угрюм-реку». Вас будет корежить от попыток тот тут то там орать в худшем стиле «Ночного дозора». Вы будете кивать, соглашаясь с показанной Снежкиным тщетностью всех усилий белого движения – ведь Пепеляев воевал за ТАКОЙ виварий из воров, прощелыг и эгоистов, которые в фильме представляли лучших людей дореволюционной Перми. Вы будете соглашаться с почти каждым словом капитана Шамардина, колчаковского историографа, наблюдательного и острого на язык как Фигаро. Мелькание масок, чехарда смыслов, сравнительно честное описание исторического бардака.
Но и оно не то, чем кажется.
Потому что, когда вы окончательно расслабитесь над безнадежностью белого дела и комедией нравов – во второй половине фильма окажется, что все это время он был НЕ О ТОМ.
И только тогда в кадре снова появится следователь Мурзин – то ли красный следователь, то ли бывший однокашник генерала Пепеляева и муж его сбежавшей невесты. С – «Санта-Барбара».
А когда вы переварите и это – фильм снова в лучших традициях фильма Basic скажет вам, что все ОПЯТЬ не то, чем кажется, и наконец наступит развязка.
А потом генерал отпустит следователя и его подругу, то есть жену, которая не выглядит женой никак и никогда – и они уедут в его машине на вокзал, чтобы уехать в Харбин (кстати, зачем красному ехать в Харбин, да еще из Перми??????). А Пепеляев останется брать Вятку.
И пойдет сплошная шальопа на замыкающих титрахЪ.
«На музыку «Марша сибирского полка» в советское время были написаны новые слова, и песня эта до сих пор жива под названием…. «По долинам и по взгорьям»»
«Марш сибирского полка» эта обтекаемо-патриотическая песня никогда не называлась. Она называлась «Марш сибирских стрелков», текст написал Гиляровский – «дядя Гиляй», и вот совершенно не факт, что ее так уж широко пели у Колчака. Но по стране еще до окончания гражданской войны гуляли ее перетекстовки - как в белом (марш дроздовского полка), так и в условно красном (махновский марш) лагере. То, что потом пели в СССР - третий вариант, написанный явно после знакомства с дроздовским вариантом, не позднее 1920 года, дальневосточным партизаном Петром Парфеновым. Что же такое для школоты из съемочной группы «советское время», и когда оно, по ее мнению, настало?
И вторые титры.
«Судьба следователя Мурзина и Верочки Казанковой неизвестна»
У вас есть еще сомнения, что это фильм про блаародного женераля Пепеляефф, а не про двух персонажей, пробежавших краем сюжета и канувших в никуда?
А вам останется только проникновенная речь местного купца первой гильдии за девять минут до конца фильма – «[а мы все виноваты в том что произошло с Россией - она болела,] а никто из нас не позвал врача, чтобы поставил диагноз, пусть самый страшный, и попытаться вылечить эту хворобу? Нет, нет, нет - вместо хирурга пришел живодер, и вспорол гнойник мясницким ножом. Корчится родина, вытекает скверна, но я верю, верю - вместе с гноем вытечет и сукровица прошлого, и русский народ очистится и возродится. Я, во всяком случае, буду этого ждать. Двадцать лет, пятьдесят – но дождусь…».
Вот ради этих слов фильм и снимался. Нас поимели в очередную шальопу – непонятно зачем воевали красные и белые, в фильме об этом ни слова, как почему пришли под Москву казахи – в «28 панфиловцах». Но война это плохо, и самые здоровые слои общества – СЛАВА БОГУ – смогли дождаться возвращения страны из этого горячечного бреда.
И кому интересно, что повесть Юзефовича «Контрибуция», написанная в 1987 году, не имеет к этому фильму никакого отношения, кроме фамилий Мурзин и Пепеляев, да и Пермь белые взяли не потому что какая-то шальопа старательно обошла этот скользкий вопрос – а потому что в оборонявшей этот участок фронта 3-й армии часть военспецов в штабе армии работала на белых, и изменил один из полков. Вот как это описывает, гораздо ближе к исторической правде, повесть Юзефовича: «Выехав на опушку, генерал Пепеляев направил коня к орудиям, затемно выкаченным на гребень холма и наведенным на вокзал Горнозаводской ветки. Еще вчера эти пушки глядели на восток, а теперь — на запад, без единого выстрела сдал их накануне красный комбриг Валюженич: двадцать девять орудий и именной маузер, с рукояти которого Пепеляев приказал сколоть латунную пластину с надписью и вернул маузер подполковнику Валюженичу.» Но предательство Снежкину было показывать не с руки, как Шальопе – красные флаги. Как и то, что в Перми благодаря предательству Пепеляев взял огромные трофеи, и ничего, кроме теплых вещей, ему в общем-то не требовалось. Но как проникновенно в фильме льют крокодиловы слезы про «не хватает винтовок, пулеметов, почти не осталось артиллерийских снарядов». Лишь бы убедить зрителя в том, что благородные люди в погонах не победили только потому, что красные имели всего больше чем белые.
Описание: Действие «Контрибуции» происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. На поиски привлекают приговоренного к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.
Контрибуция в хорошем качестве HD 720, 1080- Название: Контрибуция
- Год выхода: 2015
- Режиссер: Сергей Снежкин
- Страна: Россия
- Перевод: на русском языке
- Качество: 720-1080
-
6.347
6.90
- Актеры: Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Надежда Толубеева, Илья Носков, Евгений Дятлов, Константин Воробьёв, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич, Сергей Перегудов
- Жанр: история, детектив