Дирижер ельцин
Кафедра оперно-симфонического дирижирования
ЕЛЬЦИН (Ельцын), Сергей Витальевич (22 апреля / 4 мая 1897, Санкт-Петербург – 26 февраля 1970, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — оперный дирижер, педагог. Профессор (1935). Заслуженный артист РСФСР (1939 или 1940). Народный артист РСФСР (1954). Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945).
Родился в семье бухгалтера. Получил среднее образование в одной из самых престижных частных учебных заведений Санкт-Петербурга — гимназии Я. Г. Гуревича, которую окончил с золотой медалью (1907–1915). Владел двенадцатью языками, обладал энциклопедическими знаниями в области музыки, литературы, изобразительных искусств, истории культуры, а также естествознания.
Поступил одновременно на естественное отд. физико-математического ф-та Петроградского университета и на фортепианное отд. Консерватории в кл. Л. В. Николаева (1915–1919). Перешел из Университета в Военно-медицинскую академию (1916–1919), где некоторое время был ассистентом у академика И. П. Павлова и сохранил с ним дружеские отношения на всю жизнь.
Оставив Академию, вновь поступил в Консерваторию, окончив ее вторично по двум специальностям: «дирижирование» (кл. Э. А. Купера) и «композиция» (кл. М. О. Штейнберга, В. П. Калафати, 1919–1923).
В Консерватории: приглашен Художественным советом; преподаватель кл. оперного ансамбля (1921, в некоторых источниках — 1919), и. о. доцента (1928), доцент (1932), профессор (1935–1939, 1948–1970) оперной кафедры и кафедры оперно-симфонического дирижирования. Заведующий каф. симфонического дирижирования (1948/1949 уч. г.). Вел кл. спец. дирижирования, оркестровый кл., читал курс основ дирижерских навыков на историко-теоретическом отд. С 1960 переведен на почасовую оплату.
Принял активное участие в организации Оперной студии Консерватории (1923). Явился музыкальным руководителем и дирижером первых студенческих спектаклей, среди которых — оперы «Орфей» Х. В. Глюка, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно (1923), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1926). Поставил на студенческой сцене около 20 спектаклей.
Среди учеников — известные дирижеры К. А. Симеонов, А. С. Бадхен, В. Д. Руттер, Н. К. Ган и другие.
В 1928 вместе с Оперной студией выезжал на Моцартовские торжества в Зальцбург, где с успехом выступил как музыкальный руководитель и дирижер, представив оперы «Бастьен и Бастьенна» В. Моцарта, «Саламанкская пещера» Б. Паумгартнера, «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского.
В Государственном Мариинском театре (Государственном академическом театре оперы и балета): концертмейстер (1918–1928), дирижер (1928), главный дирижер филиала ГАТОБ имени С. М. Кирова (1938), в связи с чем временно покинул Консерваторию; художественный руководитель и главный дирижер (1953–1956, 1960/1961).
В 1939 (в некоторых источниках —1940) получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
Вместе с ГАТОБом был эвакуирован в г. Молотов (Пермь, 1941–1944). Поставил свыше 45 опер, записанных на радио. Выступал в симфонических концертах Ленинградской филармонии и на радио.
Владел огромным оперным репертуаром (более 60), основу которого составляли русские и зарубежные классические оперы: «Риголетто»и «Травиата» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Сказание о граде Китеже и деве Февронии», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (в ред. Д. Д. Шостаковича), «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Дон Жуан» В. Моцарта и мн. др. Был первым интерпретатором таких опер советских композиторов, как «Черный Яр» А. Ф. Пащенко, «Федор Талонов» В. А. Дехтерева, «Щорс» Г. К. Фарди, «Семён Котко», «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева и др.
Трактовки Ельцина отличало внимательное и бережное отношение к авторскому тексту, свежесть прочтения, отсутствие штампов и какой-либо аффектации. Обладал своеобразной отточенной техникой дирижирования. Тщательно работал с певцами над словом, орфоэпией. Дирижерское дарование Ельцина высоко оценивалось современниками, в частности, Б. В. Асафьевым.
Библиография
Литература: В музыкальных театрах // Советская музыка. 1954. № 12. С. 150. Прим.: о присвоении гл. дирижеру ГАТОБа им. С. М. Кирова Ельцину С. В. звания Нар. артиста РСФСР; Попов Ин. Требования большой сцены. На спектаклях в Театре им. С. М. Кирова. // Советская культура. 1954. № 53 (18 мая). С. 3. Прим.: о высоком худож. уровне спектаклей под рук. гл. дирижера театра С. В. Ельцина; Крюков А. Сорок лет в театре: рассказы о творческом пути // Вечерний Ленинград. 1958 (16 нояб.) С. 3; Ельцин Сергей Витальевич // Современные дирижеры / сост. Григорьев Л., Платек Я. М., 1969. С. 96–97; Горбунов Л. И. Ельцин Сергей Витальевич // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 370; Кочнев Ю. Полвека за пультом. // Советская музыка. 1979. № 6. С. 110–116. Прим.: очерк о творчестве дир. С. В. Ельцина; Ратнер Б. А. О. С. В. Ельцине // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. 2-е изд. Л., 1988. С. 126–131; Селиверстова Н. Б. Русские «Бастьен и Бастьенна»: гастроли Оперной студии Ленинградской консерватории в Зальцбурге // Большой Каменный. 2006. № 1 (июль). С. 6–7. Прим.: об участии Оперной студии Конс. в Моцартовском фестивале в Зальцбурге под муз. рук. С. В. Ельцина; Руттер В. В классе С. В. Ельцина // Музыкальная академия. 2009. №1. С. 135–139.
Архивные источники
Журнал Малого совета Конс. от 8.10.1921: [Ельцин С. В. избран преп. по кл. ансамбля]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 2. С. 62 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; [Об избрании Ельцина преподавателем класса вокального ансамбля вместо ушедшего Д. И. Пахитонова]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 2. С. 66 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол от 01.02.1926: [Ельцин С. В.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 372. Л. 153 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол Правления ЛГК от 22. 11. 1926: [Ельцин С. В. утвержден преподавателем по оперному ансамблю]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1 Д. 318. Л. 93 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол пленума вокального отделения от 31.01.1927: [О выдвижении С. В. Ельцина на должность доцента]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 319. Л. 16 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол президиума вокального отделения от 04.03.1927: [О переименовании доцента С. В. Ельцина в старшего ассистента]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 319. Л. 24. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол Правления от 27.09.1928: [Ельцин С. В.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 425. Л. 198. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол правления от 17.10.1928: [Допустить С. В. Ельцина временно к исполнению обязанностей руководителя оркестрового класса с оплатой по ставке доцента]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 492. Л. 15 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол правления от 24.11.1928. [Ельцин С. В.] ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 494 Л. 65. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Протокол Правления ЛГК от 04.05.1929: [Переизбрать С. В. Ельцина на должность доцента]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 93 об. Прим.: по арх. карт. ИБО НМБ; Личная карточка Ельцина С. В. Архив СПбГК. Личные карточки асп. и студ. за 1909–1941. Оп. 29. С. 10; Личная карточка Ельцина С. В. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 1021. С. 67–69; Личная карточка Ельцина С. В. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 27. С. 41–74.
Н. Б. Селиверстова, 2015
дирижер ельцинДата публикации: 30.12.2021
Оперный дирижер, преподаватель.
Сергей Витальевич Ельцин родился 22 апреля (4 мая) 1897 года в Санкт-Петербург в семье бухгалтера. Получил среднее образование в одной из самых престижных частных учебных заведений Санкт-Петербурга – гимназии Я. Г. Гуревича, которую окончил с золотой медалью (1907–1915). Владел двенадцатью языками, обладал энциклопедическими знаниями в области музыки, литературы, изобразительных искусств, истории культуры, а также естествознания.
Поступил одновременно на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета и на фортепианное отделение Консерватории в класс фортепиано Л. В. Николаева (1915–1919). Перешел из Университета в Военно-медицинскую академию (1916–1919), где некоторое время был ассистентом у академика И. П. Павлова и сохранил с ним дружеские отношения на всю жизнь.
Оставив Академию, вновь поступил в Консерваторию, окончив ее вторично по двум специальностям: «дирижирование» (класс Э. А. Купера) и «композиция» (класс М. О. Штейнберга, В. П. Калафати, 1919–1923).
В 1918 году Ельцин навсегда связал свою творческую судьбу с бывшим Мариинским, а ныне Государственным академическим театром оперы и балета имени С. М. Кирова. До 1928 года он работал здесь концертмейстером, а затем дирижером (с 1953 по 1956 год — главным дирижером). Под управлением Ельцина на сцене театра им. Кирова шло более шестидесяти оперных произведений. Ему довелось сотрудничать со многими выдающимися, певцами, в том числе с Ф. Шаляпиным и И. Ершовым. В разнообразном репертуаре дирижера ведущее место принадлежит русской классике (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Направник, Рубинштейн). Он дирижировал и премьерами советских опер («Черный яр» А. Пащенко, «Щорс» Г. Фарди, «Федор Таланов» В. Дехтярева). Кроме того, Ельцин постоянно обращался к выдающимся образцам зарубежной классики (Глюк, Моцарт, Россини, Верди, Бизе, Гуно, Мейербер и др.).
Педагогическая деятельность С. В. Ельцина связана с Ленинградской консерваторией. Сначала он вел классы чтения партитур, основ дирижерской техники и оперного ансамбля (1919–1939). В 1939 году ему было присвоено звание профессора. Также принял активное участие в создании Оперной студии консерватории и с 1922 года работал в ней. С 1947 по 1953 год преподавал в классе оперно-симфонического дирижирования, воспитав многих известных дирижеров.
С 1 сентября 1948 года по 11 января 1951 года С. В. Ельцин был художественным руководителем русского народного оркестра им. В. В. Андреева Ленинградского радио [5].
Однако С. В. Ельцин сотрудничал с оркестром и в более раннее время. В поздравительном письме оркестру им. В. В. Андреева от 30 марта 1948 года С. В. Ельцин отмечал: «Высоко ценя творческий дух коллектива, его любовь к музыке и желание дальнейшего совершенствования, всегда с большой радостью соприкасаясь с ним во время наших творческих встреч, желаю ему главным образом развития того качества, которое наметилось в нашей совместной работе – качества, которое, с моей точки зрения, является решающим в оценке деятельности любого музыкального коллектива – Правды выражения, реалистичности содержания, перенесения чисто человеческих интонаций радости, горя, любви, гнева и т. п. в музыку, выявления глубокой мысли, заложенной в музыке великих композиторов В "Аскольдовой могиле", в "Серенаде" Рахманинова, в "Былине о птицах" Лядова, особенно в двух мазурках Шопена нам удалось достичь этой возможности правдивого исполнения» [4].
В 1940 (или 1939) году С. В. Ельцину присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1954 году – «Народный артист РСФСР».
С. В. Ельцин награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945).
Скончался С. В. Ельцин 26 февраля 1970 года в Ленинграде.
Источники:
Ельцин (Ельцын), Сергей Витальевич (1897–1970) // https://www.conservatory.ru/esweb/elcin-elcyn-sergey-vitalevich-1897-1970. Ельцин, Сергей Витальевич // https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельцин,_Сергей_Витальевич. Сергей Витальевич Ельцин // https://www.belcanto.ru/eltsin.html. Поздравительное письмо С. В. Ельцина оркестру им. В. В. Андреева в связи с 60-летием его деятельности от 30 марта 1948 года // Альбом № 2 / [Документы истории оркестра им. В. В. Андреева с 1918 по 1950 год, собранные В. Саттельбергом]. – Библиотека оркестра им. В. В. Андреева в С.-Петербурге. – С. 72. Фотография С. В. Ельцина; Газетная заметка о присвоении звания «Народный артист РСФСР» С. В. Ельцину // Альбом № 3 / [Документы истории оркестра им. В. В. Андреева с 1918 по 1950 год, собранные В. Саттельбергом]. – Библиотека оркестра им. В. В. Андреева в С.-Петербурге. – С. 35, 35а.31 августа 1994 года прекратила свое существование Западная группа войск (ЗГВ) – еще недавно самая многочисленная и боеспособная в вооруженных силах. Подразделения советской, а затем и российской армии неизменно дислоцировались в Восточной Германии с послевоенного периода, имея штаб-квартиру в Вюнсдорфе. В 1989 году в рамках затеянных Михаилом Горбачевым преобразований был утвержден план одностороннего сокращения ВС СССР. Под ликвидацию попала и Западная группировка.В течение пяти лет предстояло вывезти свыше полумиллиона военнослужащих, рабочих и членов их семей, около 5 тыс. танков, до 10 тыс. бронемашин, порядка 1,5 тыс. самолетов и вертолетов, несметное количество боеприпасов.
Недвижимое имущество ЗГВ суммарной стоимостью $28 млрд было частично разобрано и эвакуировано, частично передано коммерческим организациям и немецкому правительству. За более чем 21 тыс. зданий в почти 800 военных городках от властей ФРГ удалось получить вместо заявленных $7,35 млрд – лишь $385 млн.
Пик мероприятий пришелся на момент развала СССР и первые годы новой России, а потому сопровождался жутким беспорядком и тотальной дезорганизацией. Соединения и части выводились фактически в никуда: новые базы для военных и техники внутри страны, за очень редким исключением, подготовлены не были. Германия профинансировала постройку 45 тыс. квартир для российских военнослужащих, что, впрочем, являлось каплей в море.
В результате многие части подверглись спешному расформированию. Оружие, патроны к нему и прочие материальные средства неприкрыто разворовывались, всплывая потом в различных «горячих точках» по всему миру. Журналист Дмитрий Холодов обвинял в коррупционных скандалах, связанных с вывозом армейского имущества из Германии, главнокомандующего ЗГВ генерала Матвея Бурлакова и министра обороны Павла Грачева. По одной из версий, критика главы ведомства в конечном счете стоила корреспонденту жизни.
На эвакуировавшихся с семьями и личным скарбом офицеров открывали охоту множившиеся в те годы словно грибы после дождя различные ОПГ. Машины военных останавливали на трассах и грабили. Нередко подобные инциденты оканчивались трагически.
Последний министр обороны Советского Союза Дмитрий Язов расценивал вывод войск из Германии как предательство национальных интересов со стороны Горбачева и главы МИДа Эдуарда Шеварднадзе.
В то же время при первом и последнем президенте СССР процесс еще не достиг своего апогея. Завершать уход армии из Европы пришлось следующего президенту, уже российскому – Борису Ельцину. С его стороны последовал новый ряд уступок немцам. Так, канцлер Гельмут Коль сумел уговорить коллегу сократить срок вывода войск на четыре месяца.
Федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент Российской Федерации Борис Ельцин в Трептов-парке во время торжественной церемонии вывода Западной группы войск из Германии, 30-31 августа 1994 года
Юрий Сомов/РИА «Новостиp>Вечером 30 августа 1994 года Ельцин отправился в Берлин с официальным визитом. На следующий день была запланирована торжественная церемония и прощальный военный парад. Уже с утра президент России был подшофе, вспоминал начальник его Службы безопасности (СБП) Александр Коржаков. Состояние гостя быстро уловил Коль, сделавший, однако, вид, что ничего страшного не происходит. Не подал виду канцлер и тогда, когда Ельцин в одном из публичных выступлений забыл его имя, обратившись за помощью к кому-то из окружения.Лидерам двух держав предстояло совершить восхождение вверх по длинной лестнице к памятнику воину-освободителю в Трептов-парке. Торжественно-траурные мероприятия в этом месте проводились по инициативе российской стороны.
«Символ нашего прихода в Германию и последующего присутствия здесь. Ясная и прозрачная аллегория: солдат с мечом, но в сталинской гимнастерке держит на руках спасенную девочку. В проведении церемонии у подножия памятника можно было увидеть продолжение аллегории: девочка-Германия выросла и попросила своего освободителя выйти вон», — атмосферно описывал эмоциональный фон событий журналист Леонид Парфенов в своей программе «Намедни».Представители ельцинской команды всерьез опасались падения своего шефа, однако рухнул не он, а солдат из почетного караула, которому стало плохо на солнце. Готовившийся поймать Ельцина его старший адъютант Анатолий Кузнецов «на автомате» среагировал на конфуз, поддержав немца.
Исход военного контингента из Германии, который в России многие назвали позором, тяжело сказался на психологическом состоянии главы российского государства. Прошедший за официальной частью парад, показавший превосходство отечественных военных над солдатами бундесвера, растрогал Ельцина.
«Во время обеда он выпил много сухого красного вина — немецкий официант не успевал подливать, — а солнце усилило действие напитка. Президент резвился: гоготал сочным баритоном, раскованно жестикулировал и нес откровенную ахинею, — писал Коржаков в своей книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката». — После обеда мероприятия продолжились.
Теперь предстояло возложить цветы к памятнику погибшим советским солдатам. И мы отправились туда вместе с Колем на специальном автобусе.
Часть салона занимали сиденья, а на остальной площади была оборудована кухонька и уютный дорожный бар, где можно перекусить. Борису Николаевичу тут же захотелось испытать на себе все прелести бара. Он заказал кофе. Поднес чашку к губам и тут же, на повороте вылил на себя ее содержимое. На белоснежной сорочке появилось большое коричневое пятно. Президент стал беспомощно его затирать».
Сразу после этого случился еще один инцидент. Перепутав устроивших митинг поблизости представителей профашистской партии с простыми берлинцами Ельцин отправился к ним, что могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Коржаков – это хорошо видно на имеющейся в интернете видеозаписи – попытался преградить ему дорогу, после чего президент «рассвирепел» и рванул собственного охранника за галстук.
Переходя улицу, Ельцин едва не попал под автобус, сдававший задним ходом. Охранники остановили транспортное средство в последний момент.Следом произошла легендарная сцена с оркестром полиции Берлина у здания мэрии. Вот как описывал забавный инцидент, показанный на ТВ по всему миру, глава СБП Коржаков:
«Никакого дирижерского умения у Бориса Николаевича не было, но это не помешало ему выхватить у обалдевшего дирижера палочку и обосноваться за пультом. Ельцин размахивал руками так эмоционально и убедительно, что вполне мог сойти за автора исполняемого музыкального произведения. И зрители, и корреспонденты, и музыканты тоже сильно развеселились. Ничего подобного они нигде и никогда не наблюдали, да и вряд ли еще увидят. А президент принял улюлюканья и вопли за восторженное признание своего дирижерского таланта. Намахавшись палочкой, Ельцин решил пропеть несколько куплетов из «Калинки-малинки». Всех слов он не знал, зато отдельные фразы тянул с чувством, зычным громким голосом.
Обычно исполнение «Калинки» сопровождалось игрой на ложках. Но их, к счастью, сегодня под рукой не оказалось.
Исполнив полтора куплета «Калинки-малинки», президент не без помощи Кузнецова снова оказался в автобусе. Мы поехали в российское представительство в Берлине. Там, в бывшем здании посольства, был накрыт праздничный стол для узкого круга гостей. Начались грустные тосты — все-таки сдали мы Германии свои позиции. Через официантов я попытался регулировать количество потребляемых шефом напитков, и они ограничивали выпивку, как могли. Но вдруг к Ельцину едва ли не ползком подкрался какой-то человек с бутылкой. Он был согнут от подобострастия в три погибели. Тут уж я сорвался и заорал: — Вы кто такой?! Вон отсюда!»
Годы спустя, уже после своей отставки с президентского поста Ельцин пытался оправдаться за собственные выходки в Берлине. В книге «Президентский марафон» он увязал дирижирование оркестром и потасовку с Коржаковым с переживаниями из-за силового разгона Белого дома, хотя между событиями прошло уже почти 11 месяцев.
«Это были тяжелые для меня дни, — отмечал Ельцин в своих мемуарах. — Со стороны такое поведение могло показаться диким, нелепым. Но я-то знал, чего не знали ни мои помощники, ни журналисты, ни все яростные обличители. Стресс, пережитый в конце 93-го года, во время путча и после него, был настолько сильным, что я до сих пор не понимаю, как организм вышел из него, как справился. Напряжение и усталость искали выхода.
Там, в Берлине, когда вся Европа отмечала вывод наших последних войск, я вдруг почувствовал, что не выдерживаю.
Давила ответственность, давила вся заряженная ожиданием исторического шага атмосфера события. Неожиданно для себя не выдержал. Сорвался… Я помню, что тяжесть отступила после нескольких рюмок. И тогда, в этом состоянии легкости, можно было и оркестром дирижировать».