Как поставить речь и дикцию самостоятельно
Привет-привет, дорогие читатели!👋 На связи Людмила Редькина. В этой статье поговорим о моем хобби, о том, что приносит многим хороший доход, дается некоторым с рождения и без чего мы не можем полноценно общаться. О том, что вспоминается после памятной встречи с любимым человеком и чем славится грузинский народ. О чем это я? Как объединяются все эти характеристики? Поговорим мы сегодня о голосе! А именно как поставить голос, чтобы он мог работать на нас. Рассмотрим, как самостоятельно можно добиться бархатного, красивого и льющегося как река голоса.
ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
Что значит поставить голос
Вокалисты и театральщики знают, что голос – очень тонкий, изящный и капризный инструмент. Его легко “ранить”, если неправильно пользоваться. Вот, например, вы знали, что во время менструации девушкам нельзя напрягать голосовые связки, иначе придется срочно искать фониатора для их терапии?! Этот орган даже свой местный иммунитет имеет – у одних сразу садится, а другим везет больше.
Но этот “инструмент” нужно уметь еще и настраивать. Как на скрипке струны, так и с голосом – чтобы он звучал, его нужно суметь поставить.
В музыкальной практике поставить голос – это значит постигнуть науку о том, как поддерживать звук с помощью дыхания и направлять его в резонаторы.
Вам что-нибудь понятно? Объясню: воздушные полости в разных музыкальных инструментах делают звук ярче и громче. Например, гитара не плоская, а объемная – это помогает ей красиво звучать. У человека тоже есть органы с такими воздушными пространствами – это грудная клетка, голова, нос. Это все называется одним словом – резонаторы.
Вокал сам по себе не появляется, вокальные способности нужно тренировать. Чтобы петь, читать рэп, выступать на публике, озвучивать роли, нужно иметь крепкий и поставленный голос. Звук формируется с помощью определенного механизма: воздушный поток при выдохе проходит через носовую, потом ротовую полости – на выходе получается звук.
Причины проблем с голосом
У человека во время пения или разговора с голосом могут происходить разные неприятные вещи. Это сковывает говорящего, заставляет начать сомневаться в своих силах и умениях. Итак, с какими проблемами может сталкиваться человек во время пения или выступления:
- нарушение громкости – это слабость или сильная громкость голоса;
- нарушение высоты своего тона – либо высокий, либо низкий голос;
- нарушения тембра голоса: охриплость, грубость, монотонность;
- нарушение резонанса.
Некоторые проблемы возникают из-за органических поражений голосового аппарата, но это уже медицинские проблемы. Я сегодня не об этом. Еще причиной может быть застенчивость, когда человек стесняется выступать.
Особенно часто встречается проблема – зажимы мышц гортани, которые мешают правильно образовываться голосу. Многие вокалисты допускают огромную ошибку – при зажимах давят на ноту, стараются вытянуть, спеть громче, изменять интонации. Но так делать нельзя. Это создает дополнительную нагрузку на голосовые связки, и после таких давлений придется лечиться у врача.
Зажимы могут провоцировать психологические трудности при выступлении. Здесь важно работать с самооценкой и учиться красиво говорить и излагать свои мысли.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.О чем вы узнаете:
Мой путь от безденежья к богатству. Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег. Как заработать и сохранить деньги. Как и куда я инвестирую и многое другое. ПЕРЕЙТИ НА КАНАЛЕще на голос влияют внешние факторы, которые при большом желании вы тоже можете устранить: пыль, курение, частые болезни горла, новообразования, аллергия.
Ну это все понятно – скажете вы. Но что теперь с этим делать, как все-таки поставить голос? Отчаиваться при заболеваниях не нужно, сходите к врачу для адекватного лечения. А вот если причины проблем с голосом кроются в психологических трудностях или просто некому поставить голос, тогда welcome дальше читать статью!
Как поставить голос в домашних условиях: советы
В настоящее время с развитием технических возможностей самостоятельно поставить голос не так сложно. В интернете много материала на эту тему. Придется, конечно, покорпеть и изучить этот вопрос. Но с моими рекомендациями, я уверена, у вас все получится!😉
Обратите внимание, что самостоятельная постановка голоса и речи дома занимает больше времени, чем с репетитором. Но что нам стоит, правда? Если нужно, разберемся, если нужно, поставим, не зря же мы с вами тут развиваемся в достижении личной эффективности?!
Минус домашних тренировок в том, что вовремя некому вас поправить, поэтому будьте внимательны к следующим советам, чтобы исправиться и не навредить себе.
- Почувствуйте себя во время пения. Звук должен исходить изнутри тела. Обратите внимание на струю воздуха, которая выходит из речевого аппарата. Звуки должны приводить к вибрации внутри тела. Если нет вибрации, звук тихий и неуверенный, самое время поработать с зажимами.
- Начнем с распевок. Пойте “а”, “о”, “у”, добавляйте к ним согласные. Но делать это лучше с клавиатурой. Это может быть специальная программа на смартфоне или фортепиано дома. Начнем с ноты “до” первой октавы и дальше пропевайте гласные звуки, поднимаясь голосом по лесенке – ступеням лада.
- Такие распевки должны быть каждый день. Помните, что голосовые связки – это мышцы, которые нужно тренировать каждый день.
- Нельзя переутомлять голосовой аппарат! Распевки должны длиться до 3 минут, потом упражнения, которые опишу ниже. Постепенно увеличивайте время занятий, как и при физических нагрузках.
- В обычном общении старайтесь не переходить на крик и не напрягать голос, так как все ваши труды сойдут на нет.
- Если в горле першит, не откашливайтесь, а лучше выпейте теплой воды. Потом сделайте распевку, и голос восстановится.
- Не переохлаждайте горло и потом резко его не нагревайте. Для голосовых связок перепады температур нежелательны.
Особенности постановки голоса
После распевок и таких мер предосторожности самое время определиться, для чего именно вам нужно сделать голос поставленным. От этого будут зависеть остальные рекомендации.
Для пения
Пение – это музыка. Поэтому ориентироваться в постановке голоса нужно на мелодию, чтобы звук лился, а не скакал по ухабистой дороге! Представьте, что ваше тело – инструмент, а голосовые связки – преобразователь воздуха в звук.
Главной изюминкой поставленного голоса при пении является вибрация.
Можно быстро достичь поставленного певческого голоса только после достижения вибрации. Как это почувствовать? Сделайте глубокий вдох, после этого начинайте говорить. Попробуйте расслабиться, и звук пойдет плавно, легко, немного вибрируя.
Обязательно используйте распевку, а потом разминку: чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Конкретно о дыхательных упражнениях мы поговорим ниже, а разминка поможет расслабиться и красиво петь.
Разминка. Встаньте прямо, положите ладонь на диафрагму (это между солнечным сплетением и желудком). Выдохните до конца, чтобы воздуха не оставалось, потом очень медленно и глубоко вдохните. В этот момент старайтесь не поднимать плечи, а дышать животом, чтобы он двигался, а не плечи и грудная клетка. Эта разминка является еще и профилактикой коронавируса!
Для пения нужен дома музыкальный инструмент или специальная программа на смартфоне. Начиная от нотки “до” начинайте петь гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Потом вниз в обратном порядке. Старайтесь правильно дышать животом, чтобы диафрагма поднималась, а не плечи.
Для правильного пения важно дыхание, диапазон (сколько нот вы берете), свобода голоса. Ну а если вы захотите петь народным голосом, тут необходимо сформировать правильное направление струи воздуха во рту: немного прикрыть рот и направить воздух в верхнее небо, и звук должен слетать с кончика языка. При такой манере пения нужно сохранять интонацию каждого гласного звука.
И именно в народном пении больше всего поощряется открытость звуков, даже “а” и “о” поются приблизительно одинаково. На народных песнях очень хорошо распеваться и учиться петь, так как они очень сходны по артикуляционному аппарату с обычной разговорной речью.
Для публичных выступлений
Во время публичных выступлений человек тратит массу энергии, работают не только язык и губы, но и все тело. Поэтому при постановке голоса именно для публичных выступлений важно разогреть сначала все тело. Это же наш инструмент, не забыли?!
Итак, что необходимо выполнять при постановке голоса для сцены и кафедры:
Разминка обязательно! Для этого трусим руками и ногами по очереди. Потягиваемся вверх, поднимаем плечи и опускаем их. Наклоняем голову вправо и влево. Постарайтесь зевать – вызовите зевок: широко раскройте рот, напрягите весь речевой аппарат, чтобы его прочувствовать. Встаньте в удобную позу. Но при этом следите, чтобы позвоночник был ровным, плечи отведите назад, голова должна держаться ровно: не опускайте и не запрокидывайте. Это важно для вашей уверенности и свободного полета голоса. Наклоните голову вперед и посмотрите, как изменится голос! Недаром известные ораторы стоят прямо и уверенно ведут себя на сцене. Следите за тем, чтобы речь была громкой, но не крикливой. Бархатный громкий голос помогают делать резонаторы. Чтобы проверить их работу, встаньте прямо, положите руку на грудную клетку, спойте звук “а” – если в груди есть вибрация, резонатор работает. При работе грудного резонатора голос становится низким и бархатным. Если для выступления вам нужен более писклявый и высокий голос, встаньте прямо, положите руку на горло. Протяните звук “а” – если шея вибрирует, значит этот резонатор работает. Голос становится слабее, выше.Здесь тоже важно практиковаться каждый день. Читайте перед зеркалом произведение любимого писателя или свой доклад. Попробуйте говорить с разными резонаторами, меняйте громкость, интонацию, но не перенапрягайте связки.
Для озвучки
При озвучке ролей или подражании голосу другого человека нужно изменить тип своего голоса. Если перед вами такая задача, важно понять, что именно предстоит менять для озвучки:
Высоту тона – старайтесь не звучать монотонно, здесь важно переходить на высокие и низкие ноты, чтобы голос звучал экспрессивно. Но! Если у вас высокий голос, а предстоит записывать его с помощью усилительных приборов, старайтесь сделать его ниже – так будет красивее. Высокие тона сильно искажаются и неприятны для слуха. Громкость – зависит от объема воздуха в легких. Если много воздуха, вы выпалите всю информацию очень громко и люди подскачут на своих стульях. Поэтому регулируйте поток воздуха, если вам нужно сказать что-то тихо, и “прибавьте газку”, если нужно на что-то обратить внимание. Слышимость – зависит от помещения. Если озвучить роль нужно в маленьком помещении, особо можно не напрягаться. Но если это театр, то правила правильного дыхания, как при пении, потока воздуха во рту, высота голоса тут работают на все 100%. Экспрессия – помогает речи стать выразительней. Старайтесь в уме рисовать картинки, чтобы вместе с информацией выражать еще и эмоции. Приучайтесь на слух улавливать эмоцию и читать тексты экспрессивно.Для мужчин
Постановка голоса для мужчин отличается резонаторами. Мужчины часто пользуются именно грудным резонатором, что делает их голос более насыщенным, басовым, бархатным, красивым.
Чтобы пользоваться популярностью, многие стараются сделать свой голос более низким, ведь мы не привыкли встречать мужчин с писклявыми голосами – это как-то не слушается. Но есть и такие представители мужской половины общества. Вспомните, хотя бы Витаса…
Что нужно, чтобы сделать голос ниже:
Расслабьте мышцы лица и челюсти. Расслабьте мышцы шеи, плавно вращайте голову в разные стороны, сопровождая это действие вздохом. Наклоните голову вбок, расслабьте челюсть, приоткройте рот и зевните глубоко-глубоко, мягко растяните рот на максимум. Затем так же зевните, только при этом голова должна быть наклонена вперед.Эти упражнения помогут расслабить голосовые связки и мышцы других органов, и это будет способствовать постановке низкого мужского голоса. Так, кстати, ставится и голос диктора, только там еще очень важны упражнения на дикцию.
Для женщин
У женщин больше работает головной резонатор, когда голос берет высокие ноты. Здесь важно не напрягать голосовые связки и не пищать. Головной резонатор часто называют фальцетом – это еще одна разновидность пения, когда работают края связок. Это немного неправильно, так как фальцет – это разновидность головного резонатора (очень высокие ноты).
Женщинам легче брать высокие ноты, и переход резонаторов практически не слышится зрителю при правильном переходе. Важно развивать диапазон, а это достигается разминками и распевками.
Упражнения для самостоятельной постановки голоса
И вот мы с вами перешли к практике тренировки и постановке голоса. Не бывает дефолтных голосов, которые невозможно развивать. Поэтому вооружитесь временем, свободными руками и желанием ставить голос самостоятельно.
Приступим.
Дыхание
Правильное дыхание – основа правильного пения и выступления. Не задумывались никогда, почему при заикании ребенку говорят петь? Потому что ему нужно научиться правильно дышать, тогда и заикание пройдет. Так и в пении: чтобы красиво петь, нужно уметь дышать диафрагмой, животом, чтобы опора голоса была в теле, а не в горле какой-то крошечный звук.
Ловите классные упражнения на дыхание:
Распределение воздуха. Поднимитесь на носки, руки в стороны – и вдох. Наклонитесь вперед, сводя руки, прижимайте их к груди. На поклоне протяните “здрасссссссссссссте”. Проследите, чтобы слог “те” звучал громко, четко, хоть и почти без воздуха. Сила выдоха. Без напряжения шеи и плечевого пояса задуйте свечу, которая стоит на расстоянии полметра. Следите, чтобы губы были собраны в трубочку, немного напряжены для свиста. Постарайтесь одним выдохом затушить свечу. Поэкспериментируйте с пламенем: “положите” его не задувая, потом поднимите, удержите на 45 градусов, регулируя дыхание. Объем дыхания. Вслух ведите отсчет времени по секундной стрелке: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! При этом говорите громко, отрывисто, равномерно, не добирая дыхания. Для этого перекрывайте дыхание в паузах между словами. Громкость и энергия не должны прекращаться даже на последних цифрах.Научитесь дышать “животом”, затем разрабатывайте объем дыхания, дозированный и равномерный поток воздуха – и уже половину дела по постановке голоса вы сделали!
Опора голоса
Опора голоса помогает удерживать равномерное выражение звуков. Они звучат на одинаковой громкости, одинаковым тембром и с такой же интонацией. Опора нужна не только при пении, но и при выступлениях, чтобы работать “инструментом” для донесения информации. Для этого сделайте несколько упражнений на опору голоса:
Выдохните воздух, потом вдохните и, выдыхая, говорите: “Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы”. Это нужно делать на одной ноте, с одной громкостью и с той же силой. Это упражнение проделайте высоко, на головном резонаторе. Затем низко на грудном резонаторе. Не добирайте воздуха – и тем самым еще и дыхание потренируете. Найдите длинное стихотворение. Когда будете читать его, сочетайте короткий вдох с долгим выдохом. Поиграйтесь – постепенно делайте голос слабым, потом усиливайте. Иногда делайте его низким, потом высоким. При этом старайтесь направлять голос в разные резонаторы.Дикция
Правильная дикция – это вообще важнейший навык для человека, который работает с людьми, развивается в актерском мастерстве и творческих сферах. А, в принципе, дикция важна уже лет с 5, чтобы ребенок умел правильно и красиво выражать свои мысли. Если с произношением гласных у людей все ок, то согласные в речи оставляют желать лучшего.
Улучшить дикцию можно с помощью несложных упражнений:
Поочередно произносите звуки “П” и “Б”. “П-Б” – 3 раза, “Б-П” – 3 раза, повторите упражнение. Старайтесь быстро произнести пары слов: борт-порт, почка-бочка, балка-палка, пыл-был, быль-пыль, пас-бас, брага-прага, бар-дар, папочка-бабочка. Четко прочитайте словосочетания: беспризорный ребенок, бесшабашное поведение, победная песня, беспокойная публика, порхающая бабочка, неприбранное помещение, барабанная дробь, пустая бутылка, забинтованный палец, потрепанный полушубок, покрашенная палуба, пропущенная шайба.Отдельного внимания при развитии дикции требует чтение и быстрое произношение чистоговорок. Они, кстати, очень полезны для рэпа. Чтобы вы не искали их по всему интернету, воспользуйтесь моим списком. Я нашла чистоговорки на тренировку разных звуков:
От топота копыт пыль по полю летит. Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка, трубку, не клюй, курка, крупку. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. В Чите течет Читинка. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Соньку – с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, все – в сугроб. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.Сначала работайте над речью не торопясь. Следите за выговариванием всех согласных, тщательно отрабатывайте правильное звучание. Затем ускоряйте темп, превращая чистоговорки в скороговорки. И через некоторое время вы заметите, что уже заметно лучше стали разговаривать. После закрепления правильных звуков в речи самое время приступить к отработке непосредственно дикции:
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Не тот товарищ товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. На дворе – трава, на траве – дрова: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.После автоматизации всех звуков правильно, закрепления навыка скороговорения возьмите отрывок из какого-нибудь романа со сложными словами и продиктуйте несколько фраз быстро, как диктор.
Книги
Воспользуйтесь отличными книгами по теме:
Евгения Шестакова “Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи”. Владимир Аннушкин “Техника речи. Учебное пособие”. Борис Ляшенко “Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору”. А. И. Савостьянов “300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией”. Владимир Ульянов “Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи”.YouTube-каналы
Иногда хорошая теория должна подкрепляться практикой. В постановке голоса наглядно понять, что от вас требуется, тоже очень важно. Поэтому я подготовила несколько YouTube-каналов, где вы увидите уроки по вокалу и тренировке речи. Поймете, как дышать на примере видео с учителем, и узнаете остальные вокальные нюансы.
Рекомендация от автора блога – Павла Бутора
Друзья, если хотите научиться круто продавать через голос, то вам надо к Михаилу Кравченко. Это эксперт в искусстве публичных выступлений.
С Мишей я познакомился на о. Бали в январе 2021 г. на антиконференции Accel. Невероятная харизма, голос и подача себя. Он мгновенно захватил наше внимание – мы познакомились и пообщались.
Расскажу, чему научит Михаил. Вы больше никогда не будете:
- бояться выходить в прямой эфир;
- переживать, выступая публично;
- запрещать себе уверенно говорить;
- продавать на маленькие чеки;
- сливать аудиторию на вебинарах;
- съедать слова;
- избегать записи видео и Сторис;
- стесняться собственной речи.
Почему ваш вебинар не приносит 1 млн?
А если приносит, то почему не приносит 2, 3, 5?
Большинство экспертов сливают деньги именно здесь, на вебинаре! Слабая вовлеченность, удержание, доходимость до конца, малое количество регистраций и как следствие – недобор по оплатам.
Никто не приходит на тематический вебинар, если ему неинтересна эта тема и он не готов купить. И дальше вопрос только к вам: “Почему на вебинар пришло 100 человек и купило 10, а не 50, например?” У Михаила есть и такие кейсы.
Все дело в вас. Точнее, в вашей продаже. Подаче. Умении вовлекать, брать аудиторию “за метафорические яйца” и доводить до конца – до оффера. Ведь это же очевидно: чтобы ваше предложение заинтересовало потенциального покупателя, сначала он должен его услышать.
Михаил Кравченко помогает экспертам и онлайн-школам с оборотом 1 млн ₽ увеличивать вовлеченность и удержание аудитории на вебинарах и повысить конверсию в заявки и оплаты до 30% за 2 месяца через постановку голоса и детальную проработку продающего выступления.
Миша научит говорить так, чтобы люди, слушая вас, не просто оставались до конца вебинара, а даже в туалет не отходили от компьютера. Чтобы у них возникало ощущение, будто “ангел спустился с небес” и шепчет им на ухо. Не меньше.
Он раскроет вашу индивидуальность, харизму, природный шарм и магнетизм. Научит управлять подачей голоса, чтобы качественнее доносить ключевые смыслы до аудитории. Ваши выступления будут иметь гипнотический эффект.
Михаил работает с лучшими и только индивидуально. Его клиенты:
- Николай Мрочковский – один из родоначальников рынка онлайн-образования в России и обладатель рекорда Гиннеса по самому масштабному бизнес-тренингу в режиме онлайн;
- Виталий Кузнецов – основатель Федерации онлайн-бизнеса и лучший эксперт по запускам в России;
- Сергей Теплых – человек года по признанию JQ, выступал в Олимпийском на 25 тысяч человек;
- Аджит – самый высокооплачиваемый тренер по тантре в России и основатель ЛЯМ-ДОМа.
Все они участники индивидуального коучинга Миши “Голос на миллион”.
Ведь вебинар, который принес 5 млн, может приносить и 10. А голос – один из важнейших критериев, который не учитывают большинство игроков на рынке. Но используют лучшие.
Ваш голос и его звучание – это индивидуальная подпись. Это бренд, который стоит дорого. Это статус, который вызывает доверие.
Запись на консультацию – в шапке профиля Instagram Михаила Кравченко.
Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
Школа по технике речи и постановке голоса @LABVoice включает 6 основных блоков:
Постановка речевого дыхания. Работа с дикцией, артикуляторами, резонаторами. Манипуляция, интонация и выразительность речи. Самопрезентация, импровизация и логика речи. Логопедические упражнения. Публичные выступления, страх выступлений, дискомфорт в общении.
Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).
Подойдет людям, у которых:
- тихий невыразительный неубедительный голос;
- возникает непонимание со стороны коллег и родных;
- трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
- не складываются отношения с противоположным полом;
- нет роста по карьерной лестнице;
- не слушают, перебивают, не дают слова в компании.
После занятий опросили 1273 ученика. Из них:
100% стали уверенней в себе. 84% стали больше зарабатывать. 100% усилили лидерские качества. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее. 88% перестали бояться сцены.Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.
Как проходит обучение:
Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.
Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.
Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.
Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.
Сколько нужно заниматься?
Именитые преподаватели говорят, что ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Время и количество занятий зависит от вокальных данных человека и его цели. Одним нужно позаниматься месяц, чтобы добиться хоть одного правильного звука, другие сразу понимают, как его извлечь.
В среднем в день нужно уделять внимание постановке голоса до 30 минут – смотрите по состоянию своих связок. А количество всех занятий зависит от того, как человек понял и чего достиг.
Заключение
Мы с вами рассмотрели очень полезную для всех тему. Идеальное пение будет после того, как уберете зажимы в голосе, хорошая речь на сцене – когда потренируете дикцию и тембр. Поставить голос самостоятельно нелегко, но возможно при упорной и постоянной тренировке.
Для своей цели используйте все: описанные советы, упражнения, книги, видеоуроки, а также курсы ораторского мастерства, где тоже огромное количество мощных, эффективных и классных советов и практических упражнений.
А на сегодня у меня все. Добавляйте статью в закладки, чтобы быстро открыть и восполнить забытое. И, конечно же, поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на обновления блога levelself.ru – впереди вас ждет много всего интересного и полезного!😉
Дерзайте, дорогие мои, и пусть у вас все получится!
С Уважением, Людмила Редькина
как поставить речь и дикцию самостоятельно
Содержание
Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.
Основные техники и упражнения для развития речи
Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.
Разминка для артикуляционного аппарата
Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.
Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.
Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.
Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией
Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.
Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:
- Все бобры добры для своих бобрят.
- Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
- Колотил Клим в один блин клин.
- Гроза грозна, грозна гроза.
- Бороною боронили поле неборонованное.
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
- На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
- У села ли села лиса, у опушки ли леса.
- Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:
- Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
- Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
- На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
- Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».
Произнесение скороговорок
Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.
Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:
- Лара играла на лире.
- Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
- Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.
Чтение вслух
Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.
Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.
Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?
Исключение слов-паразитов
Наличие в разговорной речи слов «ну», «блин», «типа», «как бы» всегда негативно сказывается на том, как окружающие воспринимают содержание беседы. Избавившись от слов-паразитов, вы станете увереннее в себе и заметите, что к вашему мнению начнут больше прислушиваться.
Пополнение словарного запаса
Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по саморазвитию.
Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.
Тренировка диафрагмы
В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.
Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:
- Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
- Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
- Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.
Основные причины проблем с речью
Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.
У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.
Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.
Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.