Когда не работают евреи
На первый взгляд кажется, что разобраться с еврейским календарем невозможно. Но это не так. Давайте попробуем.
Начнем с интересного факта — длительность года будет зависеть от дня, на который падает первое число месяца. При этом Новый год может начаться только в эти дни недели: понедельник, вторник, четверг, суббота. Если не попадает в них, значит предыдущий год увеличивается на один день.
Календарь лунно-солнечный, получается, что длина месяца меняется — 29 или 30 суток. Такой год отстает от «солнечного» почти на двенадцать дней, поэтому решили добавить тринадцатый месяц в високосный год, в котором двадцать девять дней.
Шаббат
В субботу прекращается вся будничная работа. Запрещено производить денежные расчеты, готовить еду и даже вести разговоры о делах — все это не должно мешать праздничному настроению.
Есть два значения появления «выходного» дня. Первое связано с Богом и сотворением мира. Имеется в виду, что на седьмой день он прекратил работу, поэтому суббота — знак признания Божественного управления.
Второе значение в том, что Шаббат является одной из десяти заповедей. Когда евреи освободились и ушли из Египта, Моисей взошел на дымящуюся гору Синай и слушал заповеди Божьи. И одной из них была заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его», то есть субботу полагалось посвящать Богу.
Интересно, что по преданию, пока евреи сорок лет шли по бесплодной пустыне, Бог каждый день посылал им манну с небес, чтобы те не умерли от голода. В пятницу высыпалась двойная порция манны — на пятницу и на субботу. В шаббат манна не выпадала, чтобы люди не собирали её (не трудились) и не нарушали заповедь.
В этот особый день принято выполнять следующее предписание: вечером пятницы, пока не зашло солнце, хозяйки зажигают свечи и проговаривают специальные слова, именно это обозначает вхождение субботы в дом. До захода шаббата готовят три праздничных стола. Два проходят с особыми молитвами над бокалом вина.
Готовят халу — специальный шаббатний хлеб в форме плетёной косы. Халы на столе обычно две, они символизируют двойную порцию манны. Произношение предписаний создает особую атмосферу праздника. Надевают красивую одежду, всей семьей встречаются за столом, едят и пьют вино или виноградный сок.
Рош-Ходеш — первый день месяца
Раньше еврейский календарь высчитывался по сведениям от свидетелей, которые сообщали специальной судейской коллегии о том, что увидели молодой месяц. Тогда это событие также сопровождалось праздником с семьей, большой трапезой в красивой одежде — как бы угощая этих свидетелей за известие.
Сегодня конечно уже нет такого масштабного празднования Рош Ходеш, но женщинам запрещено выполнять некоторые дела по дому, которые можно было бы сдвинуть на другие дни. Работать разрешается.
Шаббат и Рош-Ходеш — самые частые праздники, но кроме них есть и другие события, связанные как с трагическими днями, так и полные веселья и радости.
Все праздники в Израиле делятся на несколько категорий:
Йом Тов вся рабочая деятельность останавливается, в том числе любые домашние хлопоты, соблюдаются правила Шаббата Холь ха-Моед это дни, в которые работа разрешена. Например, период между первым и последним днями Суккота, Песаха Ханука и Пурим праздники, которые никак не влияют на расписание. Можно свободно работать День Независимости и Йом а-Шоа День Независимости – официальный выходной день без соблюдения религиозных традицийЧто характерно для праздников в Израиле?
Запрет на работу, но допускается готовка пищи. В Шаббат и Йом Кипур готовить запрещено. Предписания говорят о том, что все в день праздника должны «веселиться». Если на него попадает траур из 7 дней по умершему, то траур сдвинут на другой день. Трапеза в праздник сопровождается несколькими ритуалами: молитва над вином, затем омовение рук, молитва на хлеб и только тогда можно приступить к трапезе. Праздничные церемонии проводятся только при полном собрании каждого члена общины. Проводится обряд «авдала» — когда разделяется праздничный день и будни. Любой праздник берет начало накануне, когда заходит солнце — зарождения нового дня.Нельзя сказать, что именно эти черты характерны только для евреев. Ведь в день праздника во многих странах принято красиво одеваться, накрывать богатый стол и приглашать семью.
Дни траура в Израиле
Выделяются четыре особо значимые даты для еврейского народа:
10-е Тевета начало осады Иерусалима 17-е Тамуза в стене появляется первый пролом 9-е Ава разрушение Первого и Второго Храмов 3-е Тишрея убийство Гедалии и полное изгнание евреев из ИзраиляЭти даты отмечены специальными постами, молитвами и обычаями. Но скорбь здесь не главная. Умысел — пробудить сердца к раскаянию, чтобы каждый вспомнил о плохих поступках и делах, что привели к несчастью. Такие мысли должны привести к исправлению и осознанию плохих действий в жизни.
Какие еще праздники отмечают в течение года?
В Израиле есть праздники, которые проходят не только каждый месяц, но и еженедельно. А также значимые даты, которые отмечаются единожды в год.
Ту-Бишват или Новый Год Деревьев
Праздник Ту-Бишват проходит, когда на деревьях появляются первые цветы. Отмечают активным поеданием различных фруктов: фиги, гранаты, оливки, виноград, финики. Главной традицией считается высаживание деревьев.
Ханука
Праздник связан с победой евреев над греками в 164 году до н.э. Хануку принято отмечать восемь дней, в каждый из них специальной свечой-шамаш зажигают все остальные свечи. Связано это с такой историей: в день победы Иехуда Маккавей и воины хотели освятить Храм, но не могли найти специальное масло для зажжения меноры.
Когда неожиданно обнаружили кувшин, в нем оказалось очень мало масла, всего лишь на один день. Но его все равно зажгли и оно горело восемь дней, пока не было приготовлено новое масло.
Суккот
Праздник в честь блуждания евреев в Синайской пустыне, длится 7 дней. Сукка — это шалаши или шатры, в них празднуют и даже ночуют.
На столе обязательно должны быть такие плоды и растения, символизирующие определенную группу людей:
Мужчины каждый день, во время молитв, держат в руках лулав и этрог.
Йом-Кипур
Йом-Кипур считается торжественным и святым днем — искупление и примирение, вот главные темы праздника. Накануне каждый житель желает друг другу «гмар хатима това» в Книге Жизни и обязательно просят прощения.
Запрещено мыться, соблюдают сухой пост, не носят кожаную обувь, не пользуются косметикой. До захода солнца читается литургия, затем вечерняя молитва.
После службы принято надевать одежду белого цвета и отправляться на прогулку. На улице нет машин и общественного транспорта, также отключают теле и радиовещание.
Пятнадцатое Ава
Праздник сразу нескольких радостных явлений:
- прекратилась эпидемия, унесшая множество жизней выходцев из Египта
- отменен запрет на свадьбу потомков рода Вениамина с девушками другого рода, также больше нет общего запрета на брак между разными израильскими родами
- захоронены тела защитников Бетара, римляне не давали этого сделать
Раньше девушки танцевали в виноградниках, а свободные парни приходили выбирать себе невесту. Особых запретов на праздник нет. Некоторые считают день отличным для заключения брака, а кто-то считает его Днем Влюбленных.
Песах
Пасхальная неделя в честь освобождения от рабства и выхода евреев из Египта. Все семь дней нельзя хранить и есть хлеб, а также все, что подвергается брожению. Дом полностью очищают заранее, а накануне глава семьи обходит все углы со свечей, чтобы собрать затерявшиеся крошки.
Шавуот
Величайшее событие стало поводом для праздника — Синайское Откровение — Всевышний подарил евреям Тору и Десять Заповедей. Закат солнца — как начало большой трапезы и освящения над вином.
Дома утопают в красоте зелени, цветов и веток деревьев. После утренней молитвы происходит важное событие — жители слушают Десять Заповедей из свитка Торы. В это время в синагоге должны присутствовать все, даже младенцы.
Днем снова происходит трапеза с вином. На столе мучные и молочные продукты: сыр, сметана, творог, блины.
Пурим
Во времена правления царя Ахашвероша евреи были спасены от злодея Амана, который хотел извести весь еврейский народ. Но он был повешен, а в праздник в честь этого подают «уши Амана» — особая выпечка с маком.
Специальных обрядов нет, но в одной из книг говорится, что день должен быть торжественным и веселым, дарите друг другу подарки и оставляйте подаяние бедным.
Лаг ба-Омер
Мудрец рабби Шимон Бар-Йохай завещал в день его смерти много веселиться и радоваться. Жители Израиля с удовольствием идут на пикник, разводят костры и стреляют из лука, все развлечения на открытом воздухе. Посещают гору Мерон, могилу мудреца. В общинах проводят детские парады.
Еще в этот день завершилась эпидемия, из-за которой погибли 24 тысячи учеников рабби Акивы, известного еврейского законоучителя 1 и 2 веков.
Каждое праздничное событие в Израиле — напрямую связано со страницами истории жизни и борьбы еврейского народа, с многовековым прошлым и настоящим.
Какой у вас любимый праздник?Poll Options are limited because jаvascript is disabled in your browser.Различные обычаи в дни празднования помогают восстановить картину пережитого и проследить за непрерывным чтением и уважением традиций.Поделиться статьей в соц. сетях:когда не работают евреи
ul{list-style:none;margin:0;padding:0}.mw-parser-output .main-plainlist li{margin-bottom:0}.mw-parser-output .main-top-right .mw-ui-quiet:hover,.mw-parser-output .main-top-right .mw-ui-quiet:focus,.mw-parser-output .main-footer .mw-ui-quiet:hover,.mw-parser-output .main-footer .mw-ui-quiet:focus{color:#0645ad}.mw-parser-output .mw-headline-number{display:none}@media(min-width:720px){.mw-parser-output .main-wikimedia{padding-top:1rem;padding-left:1rem;padding-right:1rem}}@media(min-width:1000px){.mw-parser-output .main-wrapper{display:flex;margin:0 -0.75rem}.mw-parser-output .main-wrapper-column{flex:1;margin:0 0.75rem}.mw-parser-output .main-wikimedia{padding-top:1.5rem;padding-left:1.5rem;padding-right:1.5rem}}
.mw-parser-output .main-top{clear:both;font-size:1rem;margin-top:1rem;padding-bottom:1.5rem}.mw-parser-output .main-top-left>p{font-size:0.875em;margin:0}.mw-parser-output .main-top-right{font-size:0.875em;margin-top:0.5em}.mw-parser-output .main-top-right>ul{display:none;margin-top:0.5rem}.mw-parser-output .main-top-header{border-bottom:0;margin-bottom:0;margin-top:0}.mw-parser-output .main-top-articleCount{margin-bottom:0}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-articleCount{display:none}.mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:none;margin-top:1rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:block}.mw-parser-output .main-top-mobileSearchButton{background:#fff;border:none;box-shadow:0 2px 2px 0 rgba(0,0,0,0.25);color:#72777d;font-weight:normal;max-width:none;text-align:left;width:100%}@media(min-width:720px){.mw-parser-output .main-top{background-color:#f8f9fa;border:1px solid #c8ccd1;border-radius:2px;box-shadow:0 1px 1px rgba(0,0,0,.15);margin-bottom:1rem;padding:1rem}.mw-parser-output .main-top-right>ul{display:flex;flex-wrap:wrap}.mw-parser-output .main-top-articleCount{margin-bottom:0.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-articleCount{display:block}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:none}}@media(min-width:1000px){.mw-parser-output .main-top{align-items:center;background-image:url("https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/Wikipedia_logo_letters_banner.svg");background-position:right;background-repeat:no-repeat;display:flex;margin-bottom:1.5rem;margin-top:0.5rem;padding-bottom:0;padding-left:0;padding-top:0}.mw-parser-output .main-top-left{background-image:linear-gradient(to right,#f8f9fa 0%,#f8f9fa 70%,rgba(248,249,250,0)100%);flex:2.5;padding:2rem 0 2rem 1rem}.mw-parser-output .main-top-right{flex:2;margin-top:0;text-align:right}.mw-parser-output .main-top-right>ul{align-items:center;flex-direction:row-reverse;justify-content:right;margin-top:0;text-align:left}.mw-parser-output .main-top-createArticle{margin-left:12px}}@media(max-width:999px){.mw-parser-output .main-top-createArticle{margin-right:12px}}@media(min-width:1280px){.mw-parser-output .main-top{padding-right:1.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top,body.skin-vector-2022 .mw-parser-output .main-top{padding-right:1rem}.mw-parser-output .main-top-left{padding-left:1.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-left,body.skin-vector-2022 .mw-parser-output .main-top-left{padding-left:1rem}}
Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.
Искать среди 1 911 259 статейСейчас в Википедии 1 911 259 статей на русском языке.
- Создать статью
- Справка
- Порталы
Гром: Трудное детство
«Гром: Трудное детство» — российский полнометражный супергеройский детективный художественный фильм 2023 года режиссёра Олега Трофима, снятый кинокомпанией Bubble Studios совместно с «Плюс Студией» и основанный на серии комиксов «Майор Гром» российского издательства Bubble Comics. Сценаристами фильма выступили Артём Габрелянов и Евгений Федотов, авторы оригинальных комиксов о майоре Громе, а также Екатерина Краснер, которая прославилась своей короткометражкой «Магия превыше всего». Является третьей картиной в серии экранизаций комиксов Bubble, приквелом фильма «Майор Гром: Чумной Доктор», а также вторым фильмом в «Киновселенной Bubble». Главные роли в фильме исполнили актёры Сергей Марин, Кай Гетц, Владимир Яганов, Алексей Ведёрников, Даниил Воробьёв, Ирина Розанова, Олег Ягодин и Антон Адасинский. Кроме того, участвовали Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Сергей Горошко, Константин Хабенский и Александра Черкасова, повторившие свои роли из «Чумного Доктора».
Действие разворачивается в 90-е годы, за 20 лет до событий фильма «Майор Гром: Чумной Доктор». Согласно сюжету картины, майор Константин Гром, отец Игоря Грома, вместе со своим напарником Фёдором Прокопенко охотится за боссом криминального мира Санкт-Петербурга, известным как Анубис, который облачён в соответствующий костюм, а свои преступления совершает с помощью тёмной магии. Параллельно двенадцатилетний Игорь со своим лучшим другом Игнатом по прозвищу «Бустер» ищут способ быстро заработать много денег, из-за чего дети ввязываются в сомнительные авантюры. «Гром: Трудное детство» характерен тем, что напрямую не базируется ни на одном из сюжетов о майоре Громе из комиксов, и вместо этого рассказывает оригинальную историю, позаимствовав лишь некоторые элементы из арки «Загадка Сфинкса». Проект был анонсирован в декабре 2021 года на фестивале Bubble Comics Con. Съёмки проходили с марта по апрель 2022 года в Санкт-Петербурге.
- Читать
- Все 1758 избранных статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Андрей Радов
Андрей Иванович Радов — персонаж комиксов издательства Bubble Comics, главный герой серий комиксов «Инок» и «Мироходцы». Играл ключевую роль в сюжетных арках-кроссоверах серий вселенной Bubble — «Инок против Бесобоя», «Время Ворона», «Охота на ведьм» и «Крестовый поход». Разработали персонажа Артём Габрелянов, Евгений Федотов и Алексей Гравицкий, а его дизайном занялся художник Артём Бизяев.
Андрей Радов — член древнего рода Радовых, хранителей креста, которым крестили Русь, а инкрустированные в него камни Силы наделяют обладателя сверхъестественными силами. Продав крест и узнав его силу, Андрей вынужден путешествовать во времени, чтобы вселяться в своих предков и вернуть себе камни из креста. Отнять у Андрея крест стремится некий чернокнижник, известный как «Магистр», которому Андрей противостоит в разные эпохи. Впоследствии, вернувшись в своё время, Андрей вынужден отправиться в путешествие между мирами и стать мироходцем.
Персонаж получил положительные отзывы со стороны критиков. Было отмечено, что в комиксе хорошо продемонстрированно его развитие из эгоистичного молодого человека в ответственного и заботливого защитника Многомирья, и, кроме того, что персонажу легко сопереживать из-за его неидеальности и человечности.
- Читать
- Все 4480 хороших статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
- Последний избранный список
Праведники народов мира в Италии
- Предыдущий избранный список
Список глав Грузии
- Другие избранные списки
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Изображение дня
MC Fitti на фестивале Rock am Ring в 2013 году
- Просмотр шаблона
Знаете ли вы?
- Чтобы запечатлеть «Февральскую лазурь» (на илл.), художнику пришлось вырыть в снегу траншею.
- Фильм о Шостаковиче спасли от цензоров в туалетах киностудии.
- Английский барон 27 лет ждал свою любовь.
- В альтернативном СССР 10 августа 1960 года было объявлено «Днём открытых убийств».
- Европейский рекорд по числу посетивших футбольный матч болельщиков держит игра, не имевшая турнирного значения.
- Жизнь «Ивана» описала на рубеже XIX и XX веков дочь Петра Семёнова-Тян-Шанского.
- В реальной битве за Лос-Анджелес люди проиграли.
- Гвозди́ки на портрете купца (на илл.) символизируют его помолвку.
- Герой ирландской войны перешёл на сторону врага, не зная, что его вот-вот наградят.
- Регулятивный принцип относит музыкальные инструменты к иконам.
- Спасительница сотен детей отказалась от ордена Почётного легиона.
- Организатор восстания не дожил до победы революции один день.
- Обсудить
- Предложения
- Архив
- Просмотр шаблона
Текущие события
Актуальные темы блокада Нагорного Карабаха вторжение России на Украину матч за звание чемпиона мира по шахматам столкновения в Судане (битва за Хартум) | Недавно умершие- В первой половине 2023 года Индия (на илл.) обогнала Китай по населению, став самым населённым государством на планете.
- В результате массовой давки у одной из школ столицы Йемена Саны во время раздачи милостыни погибло свыше 90 человек.
- Компания SpaceX осуществила первый запуск самой большой в истории сверхтяжёлой ракеты-носителя SpaceX Starship; из-за неконтролируемого вращения ракета была уничтожена через 4 минуты полёта.
- В Австралии и Юго-Восточной Азии наблюдалось гибридное солнечное затмение.
- Российский оппозиционный политик Владимир Кара-Мурза-младший приговорён к 25 годам лишения свободы по обвинению в государственной измене.
- В Индии в прямом эфире застрелили экс-депутата и гангстера Атика Ахмеда, осуждённого за похищения.
- Другие текущие события
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
26 апреля
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, День родного языка (Татарстан)
- 1795 — Российская империя присоединила Курляндию
- 1799 — началось сражение на реке Адда (первая крупная победа Суворова в Италии)
- 1925 — избрание фельдмаршала Гинденбурга президентом Веймарской республики
- 1937 — гражданская война в Испании: воздушный налёт нацистского легиона «Кондор» на город Герника (на илл.)
- 1964 — Танганьика и Занзибар объявили о своём объединении в одно государство
- 1966 — Ташкентское землетрясение силой 8 баллов
- 1986 — разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС
- 1994 — объявлено о получении первых доказательств существования t-кварков
- Читать
- Просмотр шаблона
Совместная работа недели
Приглашаем всех желающих принять участие в работе над статьями о творчестве Шекспира, игре сянци, а также атомных электростанциях Великобритании.- .mw-parser-output .ts-templateCallCode-weak{color:#72777d}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe{margin:0 2px}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-pipe,.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-param>.ts-templateCallCode-weak:first-child>.ts-templateCallCode-pipe:first-child{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-param .ts-templateCallCode-closing{margin-left:2px}.mw-parser-output span.ts-templateCallCode>.ts-templateCallCode-templateName a{padding:0 0.5em!important;position:relative;margin:-0.5em}{{Шекспир}}
- {{Сянци}}
- {{Атомные электростанции Великобритании}}
- Примите также участие в «Неделе Флориды».
Примите также участие в конкурсах:
- Вики-весна
- Конкурс научной иллюстрации «Снимай науку!»
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
Википедия расположена на серверах Фонда Викимедиа — некоммерческой организации, также обеспечивающей работу ряда других проектов
- Викисловарь Словарь
- Викицитатник Цитаты
- Викиучебник Учебники
- Викитека Библиотека текстов
- Викиновости Новости
- Викиверситет Обучающие материалы
- Викисклад Хранилище медиафайлов
- Викигид Путеводитель
- Викиданные База знаний
- Викивиды Каталог биологических видов
- Мета-вики Координация сообществ
- Медиавики Вики-движок
--> Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Заглавная_страницаoldid=129560842
Всем шалом!
Вновь прошу меня простить за долгое отсутствие (если кто-то вообще ждёт моих постов), но вот я снова с вами и готов рассказать вам об очередном интересном факте из мира иудаизма.
И сегодня это Царица Суббота, Шаббат!
Вообще, в русском языке допускается написание и с одной буквой "Б", ибо в оригинале, на святом языке, это слово пишется с одной "Б". Но я, простите, привык к двум.
Подозреваю, что это пошло от того, что "суббота" в русском языке пишется с двумя "Б".
И, для начала, анекдот:
"Раввин Берл Лазар попал в больницу с коронавирусом. Чтобы не нарушить запрет работы в субботу, с вечера пятницы аппарат ИВЛ будет выключен".
Но для чего же нужна суббота, почему нельзя работать и чем вообще нужно заниматься в этот день? Попробуем разобраться.На иллюстрации вы можете увидеть все что вам необходимо для проведения шаббата.
И так, откуда же взялась заповедь отдыхать в субботу? Из Торы, разумеется!
"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал"Шаббат, с религиозной точки зрения, это то, что должно объединять всех евреев, потому что шаббат был им дан только после объединения и Исхода из Египта.
Бытие 2:2-3
Даже в пустыне, где проходило освобождение, сила субботы была достаточно велика и многие запреты распространялись на еврейский народ уже тогда. К примеру, в субботу не выпадала Манна Небесная, а также нельзя было строить Шатёр, Скинию.
Нарушение законов шаббата уже тогда каралось достаточно строго: история повествует нам о Цлофхаде, который, переживая о том, что будущие поколения евреев забудут законы Торы, намеренно пошел собирать ветки для костра в субботу. Моше получил от Б-га указание забить этого человека камнями до смерти, в назидание потомкам. И это не "навет на бедного еврея" - за этим занятием его застали стражники и сделали ему предупреждение, но это его не остановило. По закону, для вынесения приговора о смертной казни этого было достаточно.
Раввины всех направлений сходятся в одном - Шаббат свят и необходим хотя бы потому, что так делал Б-г. А значит, так должны делать и евреи.
А что ещё нельзя делать в субботу? Да много что. Технически, все запреты выглядят так:
01. Зореа (посадка растений).Прочитали, ужаснулись? Казалось бы, ну в чем проблема! Ну нельзя в этот день натягивать нити на ткацкий станок - да не беда! Нет у меня ткацкого станка (у меня даже токарного нет...), не стригу я овец!
02. Хореш (пахота)
03. Коцер (жатва).
04. Меамер (связывание снопов).
05. Даш (молотьба).
06. Зоре (отделение зёрен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
07. Борер (отделение зёрен от примесей — комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
08. Тохен (помол зерновых).
09. Меракед (просеивание муки).
10. Лаш (замешивание теста).
11. Офе (выпечка хлебных изделий).
12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
13. Мелабен (отбеливание шерсти).
14. Менапец (вычёсывание шерсти).
15. Цовеа (окрашивание шерсти).
16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
19. Орег (ткать).
20. Поцеах (распускать ткань).
21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
22. Матир (развязывание узлов).
23. Тофер (шитьё).
24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем чтобы потом сшить).
25. Цад (охотиться).
26. Шохет (забивать скот).
27. Мафшит (свежевать туши).
28. Меабед (обработка, дубление кожи).
29. Мемахек (разглаживание кожи).
30. Месартет (раскроить)
31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).
32. Котев штей отийот (написание двух букв).
33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
34. Боне (строительство).
35. Сотер (разрушение построенного).
36. Мехабе (тушение огня).
37. Мавъир (разжигание огня).
38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком);
39. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).
Но тут образуется другой вопрос - ведь в Торе ничего не сказано ни про компьютеры, ни про вождение машины. Почему тогда в ортодоксальном районе Иерусалима, меня, разговаривающего по телефону за рулём закидывают камнями?!
Отвечаем: в шаббат это делают потому что вы нарушаете целый ряд заповедей, а в будние дни - потому что нехер разговаривать по телефону за рулём.
Все дело в том, что когда вы включаете компьютер, вы замыкаете электрическую цепь. По цепи проходит искра, а, как известно, "из искры возгорится пламя", а это уже нарушение заповеди о разжигании огня в шаббат. Поэтому про электроприборы в субботу придется забыть.
Примерно то же происходит и при общении по телефону. Про кошер-фоны я уже рассказывал в посте про кашрут, читали? Так вот истовый кошерный мобильник в субботу работать прекращает - это заложено или в программном обеспечении, или в тарифе оператора.
Иными словами, несмотря на развитие цивилизации, заповеди остаются прежними. Просто они адаптируются под то место и время, в котором живут евреи.
Также мудрецы постановили, что есть деятельности, которые как бы не противоречат закону напрямую, но не вполне соответствуют духу праздника. Такие запреты называют Швут и включают в себя, к примеру, занятия спортом. А вот сексом заниматься - можно (по мнению определенных мудрецов).
Есть также понятие "швут де-швут" - запрет на запрет, но об этом немного ниже.
А что насчёт более привычных бытовых вещей?
К примеру, можно ли мыть руки с мылом или чистить зубы?
Да можно, конечно, но с оговорками.
Например, мыть руки с мылом можно, но использовать твердое мыло нельзя, это противоречит заповеди о замешивании. Чистить зубы - без проблем, но нельзя пользоваться пастой или порошком. Пастой нельзя, потому что происходит выжимание жидкости, а порошком - по той же причине что и в ситуации с мылом. А вот жидкостью для ополаскивается рта - без проблем!
С помывкой в шаббат вообще очень много трудностей - вода должна быть холодной или температуры тела, горячей нельзя (см. запрет о разжигании огня). Ещё и нельзя выжимать волосы, мыть больше половины тела и много других нюансов.
Готовить еду в шаббат тоже нельзя, ее следует приготовить пораньше и есть специальные блюда, традиционно готовящиеся на шаббат. Если боитесь, что они остынут, то на помощь приходит старый способ, известный с давних времён. Разводить/тушить огонь и разогревать "жидкую" пищу в шаббат, разумеется, нельзя, но никто не запретит вам сделать это до начала праздника! На плиту, на медленный огонь кладется лист жести и используется как разогревающее приспособление. Необычно, да? А унастоящей еврейской хозяюшки таких способов целый миллион.
А ещё и в современную бытовую технику устанавливается режим "Sabbath mode" - техника сама поддерживает необходимую температуру в течение всего праздника.
Как встретить/проводить субботу?
Это не так уж и сложно. Для этого вам необходимо будет в пятницу вечером приготовить себя (помыться/побриться, ибо в субботу уже нельзя), квартиру (оставляем пылесос в покое) и еду на всю семью. Так же вам понадобятся две свечи, достаточно большие чтобы горели всю трапезу, две халы (хлеб-косичка) и кошерное вино. Опционально вам понадобится жена.
За 18 минут до захода солнца в пятницу ваша супруга должна зажечь свечу, произнести благословение и положить спичку догорать самостоятельно (тушить нельзя, нарушение заповеди). С этой секунды шаббат объявляется начавшимся. Если вдруг у вас нет жены, то вы обязаны сделать это самостоятельно, но в другом порядке - сначала благословение, а потом свечи.
Опционально, в зависимости от общины, принято зажигать по свече за каждого ребенка в вашей семье.
Затем, если вы не пошли в синагогу сразу после встречи шаббата (а, по-хорошему, так и следует сделать), то вы собираетесь с семьёй и гостями у стола, произносите благословения Царице Субботе (Леха Доди), песнь в честь хозяйки дома (Эйшет Хаиль). Затем необходимо сделать кидуш - выпить бокал вина или виноградного сока, произнеся особое благословение.
Настало время хал. На каждый случай в жизни у еврея есть необходимое благословение. И на хлеб тоже. Необходимо правильно омыть руки из специальной лейки, и, макнув халу в соль, съесть ее.На фото - сосуд для омовения рук. Две ручки нужны как раз для того, чтобы омытой рукой не касаться "грязной" ручки.
И вот теперь можно нормально покушать!
А что можно?
А можно практически все. Шаббат это прекрасная возможность побыть с семьёй, а не заниматься бизнесом. Можно петь, гулять, изучать Тору, полностью отдаваться жизни духовной, нежели физической, материальной.
На самом деле, кажущиеся безумно строгими и сложными запреты, в сущности, не так уж и сложны и невыполнимы. Разумеется, если "вотпрямщас" начать пытаться соблюдать субботу как самый харедимный иудей из Бней-Брака, то фиаско и разочарование не заставят себя долго ждать. Поэтому в общинах принято, чтобы более укрепившиеся в вере приглашали на "шаббатоны" людей, которые только начинают свои первые шаги в этом нелёгком деле. Зачастую, особенно в крупных городах, вы можете попасть на шаббат не только в религиозную семью, но и в ешиву, где сможете весь шаббат провести с будущими раввинами и шойхетами (резчиками скота).
Детям, воспитанным в этой культуре, ещё проще - они к этому приучаются с детства.
А что насчёт хитростей?
А куда ж без них! Все ж таки 21-й век на дворе и технологии никто не отменял!
Да и Израиль, конечно, религиозное государство, но все таки не все в нем люди религиозные (да что уж говорить - не все там евреи). Но тем не менее, суббота - официальный выходной, во многих городах транспорт не ездит, магазины не работают, а врачи, работающие в субботу, получают двойную ставку.
Поэтому, совершенно закономерным оказалось создание вот таких легальных обходов субботних запретов:
Субботний лифт
Все же знают как пользоваться лифтом? Сначала надо нажать на кнопочку... И тем самым нарушить заповедь о разжигании огня, потому что искра, электрическая цепь и все такое. А если ты дедушка и живёшь на 15-м этаже? Да ты скорее сдохнешь, пока дойдешь до своей квартиры (хотя вот тут есть один нюанс, но о нем ещё ниже). Поэтому умные люди придумали субботний лифт.Принцип работы такой системы прост до невозможности - он останавливается на каждом этаже и тебе не надо давить на кнопку. Однако, главы многих общин не рекомендуют использовать его.
Проездной
А если вы живёте, к примеру, дюже далеко от синагоги? Как вам пешком добраться через весь город в шаббат? А если это Москва с ее широкими проспектами и отсутствием пешеходной инфраструктуры? Пользоваться метро и машиной нельзя, попросить товарища-нееврея тоже нельзя. Выход из ситуации нашли раввины литовской общины Москвы. Носить деньги в кармане или какие-то вещи в шаббат можно, но только в пределах своего домовладения. А вот пришить проездной к рукаву и предъявить его контроллеру - можно! Потому что это, технически, кусок одежды и в руках вы его не держите.
Эрув
Действительно, есть запрет на перемещение предмета из частного домовладения в общественное. То есть вам нельзя выйти в субботу на улицу с сумкой или телефоном (первую серию Неортодоксальной смотрели?). Но что если весь ваш район, где уже много лет евреи проживают в добре и гармонии, это не общественное место, а общее, "частное", домовладение? Для этого его символически отмечают эрувом - веревкой, натянутой по крышкам домов.На фото - эрув в Москве.
Таким образом, вся территория становится одним большим "домом" для сотен евреев живущих на ней. На такую территорию не распространяется запрет.
Шабес-гой
Ох, про это даже Розенбаум пел.
Шабес-гой - человек, которого нанимают выполнять работу еврея в субботу.
Собственно, как вы уже поняли, выполнять множество работ в шаббат - запрещено, если вы еврей. А если у вас есть сосед нееврей, можно ли попросить его, к примеру, придти к вам домой и приготовить кофе? Или подбросить дров в камин, который вы зажгли ещё в пятницу?
Вопрос сложный. Официальная позиция Торы звучит следующим образом: нельзя заставить нееврея делать то, что тебе самому делать запрещено.
Однако, если я, будучи неевреем, пришел в синагогу в субботу, мне стало жарко и я включил кондиционер - ко мне нет никаких претензий, я сделал это потому что было жарко мне. Но я же никому не запрещаю получать пользу от холодного воздуха!
"Свеча, которая приносит пользу одному, может использоваться, чтобы принести ее сотне".
Поэтому это совершенно не запрещено. Однако, это было бы запрещено, если бы кто-то сказал мне - "Дружище-нееврей, будь добр, включи кондиционер!". А если мне одному хорошо, а все остальные от жары умирают? Рядом раввинов допускается такой подход: нееврею можно на это намекнуть.
Говоря простыми словами - с неевреем можно договориться сделать что-то, но только так, чтобы и он получил от этого какую то нематериальную выгоду. Абсолютно невозбраняется ему за это, кстати, заплатить. Но не в субботу!
А если я умираю?!
Тогда к вам нет никаких претензий. Да, ряд ультра-ортодоксальных раввинов, разумеется, считает, что даже в случае угрозы жизни не стоит нарушать субботу или, хотя бы, "нарушать с оговорками". Однако, никто не имеет никакого права упрекнуть вас, если повод для нарушения шаббата достаточен для этого.
Это называется "пикуах нефеш" и трактуется следующим образом:
«Нарушь ради него одну субботу, чтобы он смог соблюсти еще много суббот»
(Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 85б)
Мудрецы считают, что если имеется возможность, то лучше нарушающее действие выполнить как-то иначе, нежели обычно. К примеру, протянуть деньги другой рукой, или локтем. Тогда это будет меньшим нарушением.
Но если этого недостаточно - вам будет прощено нарушение. Однако, злоупотреблять этим не стоит.
Финал
А что в итоге? А в итоге, с первым выходом звёзд в вечер субботы, шаббат закончится. В соблюдении всех правил и устоев, конечно, очень и очень много нюансов и тонкостей, но, в сущности, нет ничего сложного. Все правила сводятся к одному - меньше будничного, больше святого.
Я очень надеюсь, что этот пост вам понравится:) пишите комментарии, постараюсь ответить и рассказать то, о чем не рассказал в статье! И пусть вас освещает свет субботних свечей!
P.S. краткий гайд по субботним свечам и их зажиганию: