Монологи из кинофильмов
Герои знаменитых фильмов — о силе духа, нестандартном мышлении и легкости бытияКадр из фильма «Запах женщины» (1992)
Вымышленные истории порой служат не менее мощным источником мотивации, чем реальные кейсы, а персонажи из культовых фильмов могут посоревноваться в красноречии с самыми известными ораторами современности. HUBSpeakers Magazine вспоминает, чему можно поучиться у героев Аль Пачино, Владимира Высоцкого и Чарли Чаплина.
1. «Нет более жалкого зрелища, чем отсеченный дух»
«Запах женщины» (1992), режиссер — Мартин Брест
Отставной подполковник Фрэнк Слэйд, страдающий от слепоты и депрессии, решает с шиком провести последний уикенд перед самоубийством, а в компанию ему достается наивный и неопытный старшеклассник Чарльз Симмс. Чарли помогает Фрэнку вернуть вкус к жизни, но сам попадает в серьезный переплет, отказавшись выдать школьной администрации набедокуривших приятелей. Фрэнк приходит на заседание дисциплинарного комитета школы и защищает молодого друга грубоватой, но очень проникновенной речью о сложности морального выбора, честности и мужестве.
«Что это за чушь? Что за принципы вы пропагандируете? “Мальчики, стучите на своих друзей и спасайте свои шкуры, а если нет, мы поджарим вас на медленном костре”? Вы строите корабль для крыс, и если вы думаете, что готовите этих недотеп к взрослой жизни, то вы крупно ошибаетесь, потому что вы убиваете дух, который ваша школа пытается привить... Я, знаете ли, не с Луны упал. Было время, когда я был зрячим. Я видел таких же юнцов — с оторванными конечностями. Но все же нет более жалкого зрелища… чем отсеченный дух. Его не заменишь протезом».
2. «Смотреть на вещи с разных точек зрения»
«Общество мертвых поэтов» (1989), режиссер — Питер Уир
Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов» (1989)
Речь с парты сделала пылкого преподавателя словесности Джона Киттинга (Робин Уильямс) учителем мечты для независимых подростков во всем мире. Ставя искусство и внутреннюю свободу выше всех правил чопорного американского колледжа, он раскрывает перед своими подопечными новый мир, где не запрещено рвать учебники и вставать ногами на стол, если ты при этом стараешься думать самостоятельно, развивать восприимчивость к прекрасному и искать свой собственный голос. Общение с Киттингом сильно меняет каждого ученика — не случайно в конце фильма класс прощается со своим наставником цитатой из стихотворения Уолта Уитмена «О, Капитан мой, Капитан!», посвященного самому Аврааму Линкольну.
«Почему я здесь стою? Есть идеи? Я встал на стол, чтобы напомнить себе о том, что надо смотреть на вещи с разных точек зрения. Видите ли, отсюда мир выглядит иначе. Если не верите, попробуйте сами. В тот момент, когда вы посчитаете, что что-то знаете, необходимо взглянуть на это по-другому, даже если это покажется вам глупым или нелепым. А когда вы читаете, не думайте о том, что хотел сказать автор. Думайте о том, что хотели бы сказать вы».
3. «Улыбайтесь, господа!»
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979), режиссер — Марк Захаров
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
Один из самых обаятельных трикстеров советского кинематографа, барон Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского, постоянно выдает афоризмы: «Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы», «Правдой нельзя оскорбить», «В свое время Сократ мне сказал: “Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом”. Не знаю, что лучше». Но лучше всего финальный монолог героя, обреченного на гибель из-за своего острого языка и несогласия быть похожим на окружающих — о том, что только чувство юмора может по-настоящему победить глупость и злобу.
«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
4. «Сколько весит ваша жизнь?»
«Мне бы в небо» (2009), режиссер — Джейсон Рейтман
Кадр из фильма «Мне бы в небо» (2009)
Райан Бингэм — специалист по терминации кадров. Его приглашают руководители компаний, чтобы он сообщал сокращенным сотрудникам неприятные новости и старался отговорить их от судебных исков. Не самая вдохновляющая профессия, но Бингэм — хороший оратор и знаток человеческой психологии. Он показывает расстроенным людям ситуацию с неожиданной стороны — с потерями жизнь не заканчивается, а большой багаж порой лишь мешает двигаться дальше.
«Сколько весит ваша жизнь? Представьте на секунду, что у вас за плечами рюкзак. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как лямки давят вам на плечи. Чувствуете? Теперь я хочу, чтобы вы наполнили его всем, что у вас есть в жизни. Начните с мелочей, с того, что лежит у вас на полках и в ящиках — безделушек, сувениров. Теперь положите вещи покрупнее. Ваше кресло, кровать, кухонный стол — все кладите туда. Ваше жилище, что бы это ни было — однокомнатная квартира или дом с двумя спальнями. Я хочу, чтобы вы засунули все это в ваш рюкзак. Теперь сделайте шаг. Тяжеловато, правда?
Вот что мы делаем сами с собой, день за днем — изводим себя так, что в конце концов не остается сил на то, чтобы сделать хоть шаг. А ведь нельзя забывать — движение — это жизнь. А теперь я подожгу ваш рюкзак. Что вы захотите вытащить из него? Фотографии? Они нужны только тем, у кого плохая память. Выпейте травяного чая, и пусть ваши фото горят. Да чего там — пусть горит все. Представьте, как проснетесь завтра — а на вас ничего не давит. Это даже бодрит, верно?»
5. «Вникни в человека»
«Место встречи изменить нельзя» (1979), режиссер — Станислав Говорухин
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Советский следователь Глеб Жеглов разбирается в людях не хуже Дейла Карнеги — он умудряется выуживать информацию у самых несговорчивых свидетелей. По просьбе молодого подопечного, Володи Шарапова, Глеб делится своими правилами успешной коммуникации — они остаются актуальными даже тридцать с лишним лет спустя.
«Так, правило первое — запоминай, повторять не стану. Затверди как строевой устав. Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Понял? Люди это любят. А теперь правило второе — будь к человеку внимательным и старайся подвинуть к разговору о нем самом. А как это сделать? А вот для этого существует третье правило: найди тему, которая ему интересна. Правило четвертое — проявляй к человеку искренний интерес. Вникни в него, разузнай, чем он живет. Это, конечно, трудно. В общем, попотеть придется. Но зато, если ты это сможешь, он тебе все расскажет».
6. «Никто на свете не бьет так сильно, как жизнь»
«Рокки Бальбоа» (2006), режиссер — Сильвестр Сталлоне
Кадр из фильма «Рокки Бальбоа» (2006)
В фильме о легендарном боксере уже ушедший из спорта Рокки сильно тоскует по умершей жене и выясняет отношения с повзрослевшим сыном Робертом, который не хочет жить «в тени отца» и обвиняет его в собственных неудачах. Немолодой, погрустневший, но не потерявший внутренней силы герой призывает юношу самому нести ответственность за собственную судьбу и «держать» удар, несмотря ни на что.
«Я скажу то, что для тебя не новость. Мир не такой уж солнечный и приветливый, это очень опасное, жесткое место, и как только ты дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Никто на свете не бьет так сильно, как жизнь. Совсем неважно, как ты ударишь, важно — какой держишь удар, как двигаешься вперед».
7. «Свобода никогда не погибнет»
«Великий диктатор» (1940), режиссер — Чарли Чаплин
Кадр из фильма «Великий диктатор» (1940)
Сатирическая комедия Чарли Чаплина, в которой простой еврей-цирюльник оказывается двойником диктатора Хинкеля (политический намек вполне прозрачен), полна уморительных шуток и невероятных совпадений, но заканчивается она одним из самых трогательных и серьезных гуманистических посланий в истории кино. Подменивший диктатора цирюльник пламенной речью призывает всех солдат сложить оружие и перестать быть рабами жестокой системы.
«Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Больше, чем в механизмах, мы нуждаемся в гуманности. Больше, чем ум, нам нужна доброта и деликатность. Без этих качеств жизнь будет жестокой и все будет потеряно. Самолеты и радио сделали нас ближе друг к другу. Сама природа этих изобретений взывает к добру в человеке, взывает к вселенскому братству, к единству всех нас. Даже сейчас мой голос достигает миллионов во всем мире, миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей — жертв системы, которая заставляет людей пытать и сажать в тюрьму невинных людей. Тем, кто слышит меня, я говорю: "Не отчаивайтесь!" Страдания, которые теперь захлестнули нас, проистекают от жадности. Ненависть народа пройдет, и диктаторы умрут, но власть, которую отняли у людей, вернется к людям. И пока люди умирают, свобода никогда не погибнет».
8. «Сможешь или не сможешь, только тебе решать»
Легенда № 17» (2013), режиссер — Николай Лебедев
Кадр из фильма «Легенда № 17» (2013)
Фильм рассказывает о судьбе великого хоккеиста Валерия Харламова и о том, как ему повезло обрести гениального наставника — Анатолия Тарасова. Способы, которыми Тарасов готовит и мотивирует свою команду, часто кажутся бесчеловечными — но результат говорит сам за себя. Один из самых проникновенных эпизодов в фильме — когда тренер приводит получившего серьезную травму и упавшего духом спортсмена в морг, чтобы напомнить ему о ценности жизни и борьбы. После этого Харламов начинает разрабатывать травмированную ногу и с триумфом возвращается на лед.
«Так ты только ради Канады играешь? (Харламов переживает, что из-за травмы не попадет на матч с Канадой. — Прим. ред.) Ради славы и наград? Да ты жить должен. Понял? Жить и играть. И делать выбор каждый день. Твой номер — семнадцатый, его весь мир знает. Ты, короче, постой и подумай. Посоветуйся вон с ребятами (кивает на мертвецов и уходит)».
9. «Осчастливить против желания нельзя»
«Покровские ворота» (1982), режиссер — Михаил Козаков
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982)
В коммунальной квартире 1950-х трогательный и беспомощный в быту литератор Лев Хоботов пытается выйти из-под влияния своей властной бывшей жены, перестать бояться жизни и отстоять право на новую любовь. В этом ему помогает дерзкий аспирант-историк Костик, который, несмотря на молодость, понимает жизнь намного лучше большинства своих почтенных соседей. Частная семейная мелодрама вырастает в историю о важности внутренней свободы и том, что обычно ей препятствует.
«Cпокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду, каким умеренным стану я… Молод, каюсь. И все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».
Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (1) февраль 2017, страница 74
монологи из кинофильмов
Хороший диалог — это изюминка любого фильма. Да, сюжетные твисты удивляют, музыка направляет эмоции, действия героев раскрывают смысл, но при этом запоминаются и украшают весь фильм именно диалоги.
ADME вспомнил примечательные разговоры из совершенно разножанровых, но культовых картин. Хочется быстрее пересмотреть все фильмы.
Матрица
— Ты веришь в судьбу, Нео?
— Нет.
— Почему?
— Неприятно думать, что тобой манипулируют.
Исчезнувшая
— Ты любил ее?
— Да, я любил, но потом мы только обижали и подавляли друг друга... и причиняли боль.
— Это и есть брак.
Побег из Шоушенка
— Эллис Бойд Рэддинг, вы отсидели 40 лет из вашего пожизненного заключения. Как считаете, вы перевоспитались?
— Перевоспитался ли я? Знаете, я понятия не имею, что это значит — «перевоспитался».
— Готовы ли вернуться в общество?
— Я понимаю, понимаю, сынок. Но для меня это просто слово. Там, для политиков. Для того мира, из которого вы, такой молодой. Вам хочется иметь спокойную работу, хороший костюм. Вы действительно хотите знать, сожалею ли я о том, что сделал?
— А сожалеете?
— Не проходит и дня, чтобы я не сожалел об этом. Не потому, что я здесь, и не потому, что я должен. Я вспоминаю себя в прошлом, когда я был глупым мальчишкой, который совершил это ужасное преступление. Я хочу поговорить с ним, объяснить, что к чему, хочу вправить ему мозги, но не могу. Этого парня давно нет, остался только этот старик, и я должен с этим жить до смерти. Перевоспитался ли я? Да это просто дерьмовое слово.
Криминальное чтиво
— Ты тоже это ненавидишь?
— Ненавижу что?
— Неловкое молчание. Почему людям обязательно нужно сморозить какую-нибудь чушь, лишь бы не почувствовать себя не в своей тарелке?
— Не знаю. Хороший вопрос.
— Только тогда понимаешь, что нашла по-настоящему особенного человека, когда можешь просто заткнуться на минуту и с наслаждением разделить с ним тишину...
Назад в будущее
— Док, а как же все эти разговоры, что нельзя менять будущее? Про пространственно-временной континуум.
— Да я подумал, ну его к черту, этот континуум.
Одержимость
— Честно? Думаю, ни до кого не дошло, что я пытался сделать в Шеффере. Я там не дирижировал. Любой придурок может махать руками и держать темп. Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера. Я же рассказывал тебе, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером?
— Джо Джонс швырнул в него тарелкой.
— Точно. Паркер-юнец неплохо играет на саксе, вот он выходит с оркестром на сцену и все портит. Джонс чуть ли не обезглавил его за это. Под смех оркестра. Паркер всю ночь проплакал, но уже на утро что он делает? Репетирует. И репетирует, и репетирует. Думая только об одном: над ним больше не будут смеяться. Через год он возвращается в Рино, снова выходит на сцену и выдает самое охренительное соло, которое слышал мир. А представь, что Джонс сказал бы: «Да не парься, Чарли, э, нормально было, молодец!» Тогда Чарли подумал бы: «Насрать, я же неплохо сыграл». И все, конец, нет Птахи. Для меня это величайшая трагедия. Но миру сейчас нужно именно это. Неудивительно, что джаз умирает. Я вот думаю, и с каждым альбомом джаза из «Старбакса» убеждаюсь все больше, что нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем... «молодец».
— А где же грань? Может, вы перестараетесь, и тогда новый Чарли Паркер сломается и не станет Чарли Паркером?
— Нет, что ты, нет. Настоящий Чарли Паркер никогда не сломается.
Форрест Гамп
— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— Кем буду я?
— Да.
— А разве я не буду самим собой?
На игле
— Ты не становишься моложе, Марк. Мир меняется. Музыка меняется, даже наркотики меняются. Нельзя же сидеть целыми днями дома и мечтать о героине и Зигги Попе.
— Игги Поп.
— Без разницы. Все равно он уже умер.
— Игги Поп не умер, в прошлом году Томми ходил на его концерт.
— Ты должен найти для себя что-то новое.
Леон
— А жизнь — всегда такое дерьмо или только в детстве?
— Всегда.
Игры разума
— Скажи, велика ли Вселенная?
— Бесконечна...
— А откуда ты знаешь?
— Все данные на это указывают.
— Но это не доказано, ты сам этого не видел? С чего же ты уверен?
— Я не уверен, я верю.
— С любовью точно так же...
1 1. Неприкасаемые
— Вы любите живопись?
— Да, очень. Люблю Рафаэля.
— А мне больше нравятся другие черепашки-ниндзя.
Социальная сеть
— Нам лучше остаться друзьями.
— Мне не нужны друзья.
— Это элементарная вежливость, у меня нет желания быть твоим другом. Я уверена, что в будущем ты станешь очень успешным программистом, но тебе всегда будет казаться, что ты не нравишься девушкам потому, что ты компьютерный маньяк. Я должна тебя разочаровать, Марк, это совсем не так. Это потому, что ты полный придурок.
Бердмэн
— У меня есть шанс сделать что-то правильное. Я воспользуюсь им. Я должен.
— Забавно. Я тут сидела тебя ждала и вдруг забыла, почему мы расстались.
— Я как-то летел из Лос-Анджелеса. И Джордж Клуни сидел где-то в двух рядах от меня — костюм, запонки и этот подбородок. И мы попадаем в страшный, ужасный шторм. Наш самолет трясло, качало. И народ на борту рыдал, люди вслух молились, понимаешь? А я просто сидел. Они рыдают, а я сижу и думаю: «О Боже! Утром, когда Сэм получит газету, на обложке будет лицо Клуни, а не мое».
Отступники
— Вам дать мою визитку?
— Нет, не надо! Я ведь детектив, я вас сам найду!
— Ээ...
— Шучу, конечно, давайте.
Интерстеллар
— Раз я говорю, что любовь — это не выдумка человечества, это осязаемая величина, это сила, это должно что-то значить.
— Любовь имеет значение, да. Общественная польза: социальные связи, воспитание детей...
— Мы любим людей, которые умерли. Какая в этом общественная польза?
— Никакой...
— Может быть, любовь — это нечто большее, что мы не в силах пока осознать. Может быть, это свидетельство чего-то... артефакт какого-то другого измерения, которое мы не в состоянии постичь. И меня тянет через всю Вселенную к человеку, которого я не видела 10 лет и который, возможно, уже мертв. Может, нам стоит довериться ей [любви], хоть мы и не понимаем ее сути?
Шоу Трумана
— Я хочу быть великим путешественником, как Магеллан.
— Ты опоздал. Уже все открыто.
Бойцовский клуб
Если вы читаете это, значит это предупреждение именно для вас. Каждое слово, которое вы прочитаете, бессмысленно — вы просто тратите напрасно очередную частичку своей жизни. Неужели вам больше нечего делать? Неужели ваша жизнь настолько пустая и серая, что вы даже не можете найти, чем занять себя в свободное время? Неужели вы прочитали все, что хотели прочитать? Неужели вы подумали обо всем, о чем хотели подумать? Немедленно отправляйтесь на улицу. Найдите себе особу противоположного пола. Прекратите совершать дурацкие покупки и завязывайте с мастурбацией. Увольтесь с работы. Начните драку. Докажите, что вы живы. Если вы не начнете действовать, то так и проживете свою никчемную жизнь. Я вас предупредил... Тайлер.
Здесь нет вашего любимого фильма? Давайте продолжим в комментариях.
Бывают моменты, когда жизнь и достоинство зависят от выбора слов. Зачем что-то выдумывать? Киногерои уже все сказали за тебя!
«Грязный Гарри»
В замечательном кинотриллере 1971 года «Грязный Гарри» (не путать с более популярным ремейком «Грязный Гарри Поттер») Клинт Иствуд воплощает на экране образ инспектора полиции Сан-Франциско. Инспектор никогда не расстается со своим «Магнумом», и в финальной сцене это дает ему повод пофилософствовать на тему, сопутствует ли злодеям удача.
«Мама, не горюй»
К Артуру (Куценко) подходят посланники авторитета Туриста с претензиями. Но Артур ловко уходит от ответа.
«Рокки»
Постаревший, но все еще способный завалить апперкотом дракона Рокки Бальбоа в одноименном фильме главным образом рефлексирует и пытается наладить контакт с сыном, который папу стыдится, считает его не умеющим связать двух слов громилой.
Ближе к концу фильма Рокки находит момент, чтобы одним махом выложить сыну весь опыт, накопленный за шесть серий. Самый длинный монолог в истории «Рокки» сразу же примиряет боксера с сыном.
«От заката до рассвета»
Бандиты Тарантино и Клуни захватили в заложники пастора Харви Кейтеля с детьми. Они ужинают в баре. И тут Кейтель одним вопросом превращается из заложника в лучшего друга Клуни.
«Храброе сердце»
«Вы готовы драться?» — спрашивает своих бойцов шотландский национальный герой Уильям Уоллес, показывая на виднеющуюся на горизонте армию англичан. «Против них? Нет!» — без секундных раздумий отвечают ему верные соратники. И тогда Уоллес говорит:
«Апокалипсис сегодня»
Фрэнсис Форд Коппола в своем многострадальном «Апокалипсисе сегодня» снимал Марлона Брандо в роли свихнувшегося полковника Курца. Чтобы зрители не видели полноты актера, Коппола старался ограничиваться лицом. Впрочем, некоторые считают, что Брандо сам запрещал снимать себя на свету. Ближе к финалу Курц рассказывает о кошмаре во вьетнамской деревне, предваряя его монологом об ужасах.
«Бойцовский клуб»
Когда вся затея грозит накрыться медным тазом из-за разрастания бойцовского клуба, Тайлер напоминает людям, почему и для чего они приходят сюда.
«Бригада»
Саня Белый навалял авторитету Мухе. Теперь его хотят убить. Он пришел в логово Мухи один, чтобы разобраться по понятиям.
«Осенний марафон»
Андрея Павловича Бузыкина чуть ли не силой вытащили в лес по грибы сосед Василий Игнатьевич и переводчик Билл из Дании. Трезвый и недовольный Бузыкин плетется позади подвыпивших и полных энтузиазма приятелей. Позади у героя бессонная ночь, впереди — непочатый край работы, но Василий Игнатьевич и Билл не собираются отпускать его домой. И тогда Бузыкин произносит свой героический монолог и вырывается на свободу.
Проверь себя: Помнишь ли ты цитаты из крутых пацанских боевиков.