Знаменитые фильмы о войне
Кино о войне занимает особое место среди многочисленных жанров этого искусства. Здесь важна и достоверность в подаче событий и игра актеров, которым нужно передать всю гамму чувств и эмоций персонажа. Эти фильмы – способ предупредить современников и потомков о тех ужасах, что несут на своих крыльях бомбардировщики, о горе, которое стучится в каждый дом.
Список фильмов по годамФильмы 2023 года: топ-5«Момент истины», «Голда», «Нейтральная полоса» и и другие лучшие фильмы о войне, выходящие в прокат в 2023 годуФильмы 2022 года: топ-8«Однажды в пустыне», «Возвращение с фронта», «Лето 1941 года», «Бансу», «На Западном фронте без перемен» и и другие лучшие фильмы о войне, вышедшие в прокат в 2022 годуФильмы 2021 года: топ-10«Зоя», «Литвяк», «Девятаев» и другие лучшие фильмы о войне, вышедшие в прокат в 2021 году. Мы выбрали все самое интересноеФильмы 2020 года: топ-10Смотрите «Калашников», «Подольские курсанты», «Уроки фарси» и другие лучшие фильмы о войне, которые вышли в 2022 году.Рейтинг топ-35 лучших фильмов о войне по версии КП
В представленном рейтинге фильмы о Первой и Второй мировых войнах, о войне 1812 года, войнах во Вьетнаме и Ираке. Место и время действия не столь важно, режиссер и актеры пытались донести до зрителя мысль о том, как страшна война в любом ее проявлении.
1. «Радуга»
- Год выхода: 1944, СССР
- Режиссер: Марк Донской
- В ролях: Наталия Ужвий, Елена Тяпкина, Валентина Ивашёва, Нина Алисова
Один из лучших современных российских кинокритиков Михаил Трофименков писал о «Радуге» в своей замечательной книге «История русского кино в 50 фильмах»: «Натурализм (насколько он вообще был доступен тогда кино) Донского достигает накала, переводящего «Радугу» в мистериальное измерение. Мать, ежедневно, вопреки запретам, приходящая к брошенному во рву, оледеневшему телу казненного сына, или беременная женщина, которую солдаты гоняют, полураздетую, по снежному полю – совершенно христианские образы мученичества. (…) Вряд ли найдется режиссер, который не ощущал бы тогда, сколь немыслим нацистский ужас и сколь недостаточно выразительны средства мейнстрима, прежде всего кино, для передачи этого ужаса. (…) Писателям было легче описать ужас, чем киношникам с их неповоротливым инструментарием. Киношникам – но не Донскому».
Это тягостный фильм – поэтому его, в отличие от каких-нибудь «Небесного тихохода» или «Беспокойного хозяйства», практически не показывают по телевизору ни 9 мая, ни в другие дни. Но эффект, произведенный «Радугой» в 40-е, был огромен. Учеником Донского считал себя Роберто Росселлини, с фильмов которого в итальянском кино начался неореализм. С Донским мечтал познакомиться (и познакомился) Ингмар Бергман. А президент США Франклин Делано Рузвельт лично прислал ему письмо: «В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм «Радуга». Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии». И картина вышла в широкий прокат в США; рассказывают, что прямо в кинотеатрах были организованы призывные пункты, и потрясенные «Радугой» люди, выходя с сеансов, записывались в армию, чтобы отправиться в Европу и сражаться с фашистами.
2. «Война и мир»
- Год выхода: 1965, СССР
- Режиссер: Сергей Бондарчук
- В ролях: Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов
Множество музеев СССР предоставляли свои экспонаты для съемок, а для создания костюмов была использована коллекция оловянных солдатиков ленинградского коллекционера.
3. «Они сражались за Родину»
- Год выхода: 1975, СССР
- Режиссер: Сергей Бондарчук
- В ролях: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков
В фильме режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Картина стала послед ней для Василия Шукшина, во время съемок он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.
4. «Отныне и вовек»
- Год выхода: США, 1953
- Режиссер: Фред Циннеман
- В ролях: Берт Ланкастер, Монтгомери Клифт, Фрэнк Синатра, Дебора Керр, Донна Рид, Эрнест Боргнайн
Монтгомери Клифт и Фрэнк Синатра сыграли в этой картине едва ли не лучшие свои роли (Синатра получил «Оскара» — а всего «Оскаров» этому фильму досталось восемь). Роман Джонса мечтал еще раз экранизировать Терренс Малик, но в конце концов передумал и снял фильм по другой его книге — «Тонкая красная линия».Лучшие исторические фильмы, которые стоит посмотретьЧеловечество пока не изобрело машину времени, но движимые любопытством, люди всегда хотели заглянуть в прошлое – побывать в Древней Греции или прогуляться по улицам средневекового Лондона. Конечно, порой складывается впечатление, что сценарист камня на камне не оставляет от исторической действительности. Но он – художник, и он так видит! Мы постарались подобрать для вас достойные внимания и потраченного на них времени ленты.5. «Мост через реку Квай»
- Год выхода: 1957, Великобритания-США
- Режиссер: Дэвид Лин
- В ролях: Алек Гиннесс, Уильям Холден, Джек Хоукинс
Мост, который строят герои фильма, имеет 425 футов в длину и поднимается над водой на 50 футов. В фильме его строят за два месяца. Создание декорации для фильма заняло восемь месяцев, был использован труд 500 цейлонских рабочих и тридцати пяти слонов. Декорация обошлась в 85 000 фунтов стерлингов и была разрушена за считанные секунды.
6. «Тропы славы»
- Год выхода: США, 1957
- Режиссер: Стэнли Кубрик
- В ролях: Кирк Дуглас, Адольф Менжу, Ральф Микер
«Человек – не «благородный дикарь», он – подлый дикарь. Он нерационален, жесток, слаб, глуп, неспособен быть объективным относительно всего, в чем лично заинтересован – вот примерно к этому он сводится» – сказал однажды Кубрик журналисту The New York Times. Это было уже в начале 70-х, после выхода «Заводного апельсина», но снимая «Тропы славы», он явно думал так же. Кубриковское описание нравов во французской армии особенно не понравилось французам: в этой стране фильм был официально запрещен до 1975 года как клеветнический и оскорбляющий нацию. Однако Уинстону Черчиллю, например, фильм очень понравился; английский экс-премьер особенно восхищался реализмом батальных сцен.
7. «Летят журавли»
- Год выхода: 1957, СССР
- Режиссер: Михаил Калатозов
- В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин
Зрители картины «Летят журавли» оказались ошеломлены как героиней, сыгранной Татьяной Самойловой, так и революционной работой великого оператора Сергея Урусевского. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля уравновешивалась в 1957-м проклятьями Хрущева, в сердцах объявившего героиню «шлюхой».
8. «Баллада о солдате»
- Год выхода: 1959, СССР
- Режиссер: Григорий Чухрай
- В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей
Григорий Чухрай, такой же славный интеллигентный юноша, во время войны выжил только чудом, выбираясь из самых немыслимых и трагических передряг. Его лирический и трагический фильм – такой же символ кинематографической оттепели, как «Летят журавли«». Но – обратный случай – Хрущев пришел от картины в восторг, распорядился обеспечить широкий прокат и выдал Ленинскую премию. К слову, Чухрай остается одним из очень немногих наших соотечественников, персонально номинированных на «Оскар» – за сценарий к «Балладе».
9. «Судьба человека»
- Год выхода:1959, СССР
- Режиссер: Сергей Бондарчук
- В ролях: Сергей Бондарчук, Павел Борискин, Зинаида Кириенко
Повесть была опубликована в двух номерах «Правды»: последнем номере за 1956 год и первом за 1957-й. Прочитала ее вся страна, в том числе Сергей Бондарчук, один из самых известных актеров в стране, народный артист СССР (он получил это звание еще при Сталине, в начале 50-х). «Прочитал не отрываясь, на одном дыхании, – вспоминал он потом. – Потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше, чем «творческим планом». Больше, чем мечтой. Это стало целью моей жизни». Причем Бондарчук еще никогда не снимал кино в качестве режиссера. Вероятно, он подбадривал себя соображениями, что Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Чаплин тоже были актерами, и это не помешало им осуществлять выдающиеся постановки.
«Судьбу человека» ждал триумф. В СССР ее посмотрели миллионы зрителей. За границей кто-то называл ее «русским неореализмом», кто-то сравнивал с фильмами французской новой волны. Уинстону Черчиллю (или, по более правдоподобной версии, английскому рецензенту) приписывают фразу: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите «Судьбу человека». Пабло Пикассо был в восторге. Папа Римский рекомендовал показывать «Судьбу» в школах как самый милосердный фильм. Роберто Росселлини пригласил Бондарчука на одну из главных ролей в фильме «В Риме была ночь» (кажется, это был первый случай, когда советский актер сыграл в картине, снятой в капстране). Ну, и главная почесть: в 1961 году режиссеру, у которого за плечами один-единственный фильм, доверили постановку самой масштабной картины в истории советского и мирового кино, «Войны и мира».Лучшие мелодрамы, которые стоит посмотретьТут вам и борьба за любовь, и ревность, и вероломные предательства, расставания и воссоединения любящих сердец. Помните у «The Beatles» — «Все, что тебе нужно — это любовь». Казалось бы, все сюжеты стары, как мир, но зритель продолжает сопереживать героям снова и снова, погружаясь в ураган страстей на экране. Мы подобрали лучшие на наш взгляд мелодрамы, дающие полное представление о жанре.10. «Иваново детство»
- Год выхода: 1962, СССР
- Режиссер: Андрей Тарковский
- В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков
«Я – Бондарев! Вы будете отвечать! Соедините меня со штабом полка!» – с этими словами в кино вошел подросток Николай Бурляев, героя которого в «Ивановом детстве» трудно забыть даже спустя годы после просмотра. (Забавно, что Тарковский спустя несколько лет отозвался о картине уничижительно – пересмотрев, он оказался ею очень недоволен. Ну да, впрочем, он вечно всем был недоволен).
11. «Пианист»
- Год выхода: 2002, Франция, Польша, Великобритания
- Режиссер: Роман Полански
- В ролях: Эдриан Броуди, Эмилия Фокс, Даниэль Кальтаджироне
В фильме сыграли дети и внуки реального пианиста Владислава Шпильмана.
12. «Большой побег»
- Год выхода: 1963, США
- Режиссер: Джон Стерджес
- В ролях: Стив МакКуин, Джеймс Гарнер, Ричард Аттенборо, Чарльз Бронсон, Дональд Плезенс
Эта картина (поставленная автором «Великолепной семерки» и основанная на реальной истории) считается бесспорной классикой американского кино. Если помните британский мультфильм 2000 года «Куриный побег», это была как раз пародия на фильм Стерджеса.
13. «В бой идут одни старики»
- Год выхода: 1974, СССР
- Режиссер: Леонид Быков
- В ролях: Леонид Быков, Сергей Подгорный, Сергей Иванов, Владимир Талашко, Алексей Смирнов, Евгения Симонова
Леонид Быков сам в юности мечтал стать летчиком, но в авиацию его не взяли (по легенде — из-за невысокого роста); тогда он стал истребителем на экране, придумав сюжет, сплетенный из множества реальных происшествий, имевших место во время войны. Странно, но этот фильм в свое время не хотели выпускать на экраны — Минкульт УССР положил его на полку, и только заступничество многочисленных ветеранов авиации, дослужившихся до званий генералов и маршалов, позволило зрителям увидеть картину. Зрители, кстати, страстно ее полюбили – в прокате «Стариков» посмотрело почти 45 миллионов человек, фильм до сих пор входит во все «народные» рейтинги лучших картин о войне, а написанная в 1940-м «Смуглянка» именно благодаря Быкову стала одним из главных хитов всех праздничных телеконцертов к 9 мая.
14. «20 дней без войны»
- Год выхода: 1976, СССР
- Режиссер: Алексей Герман
- В ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Ангелина Степанова, Михаил Кононов
Кинематографическое начальство резко воспротивилось тому, чтобы главную роль играл Юрий Никулин с его «негероической» внешностью и основной профессией клоуна; актера (который, к слову, сам был ветераном войны) отстоял лично Симонов. Но тот же Симонов запретил Герману снимать в главной женской роли Аллу Демидову, заявив, что она в гриме слишком похожа на его бывшую жену Валентину Серову («а Серову я ненавижу так, что будет подыхать – не подойду!»). В результате ее заменили на Людмилу Гурченко. И два актера, за которыми тянулся шлейф легкомысленных комедийных ролей, великолепно выступили в ролях драматических.
15. «Тонкая красная линия»
- Год выхода: 1998, США
- Режиссер: Терренс Малик
- В ролях: Шон Пенн, Джеймс Кэвизел, Бен Чаплин
Режиссерская версия фильма длится шесть часов. В картине снимались Гари Олдман, Вигго Мортенсен, Микки Рурк, Мартин Шин, Билл Пуллман, Лукас Хаас, но эпизоды с этими актерами не вошли в окончательную редакцию.
16. «Восхождение»
- Год выхода: 1976, СССР
- Режиссер: Лариса Шепитько
- В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын
История казненного Бориса Сотникова и спасшегося ценой предательства Николая Рыбака более чем отчетливо напоминала историю Христа и Иуды – что сильно смутило советское кинематографическое начальство. Фильм не хотели выпускать в прокат; положение спас Петр Машеров, первый секретарь ЦК компартии Белоруссии и сам бывший партизан. Он был настроен по отношению к «Восхождению» крайне скептически, полагая, что «баба» не сможет снять достойный фильм о войне, но уже в середине просмотра разрыдался. А потом произнес долгую и прочувствованную речь, из которой следовало, что «девочка», не пережившая в жизни ничего подобного, все-таки каким-то чудом знает и абсолютно точно показывает на экране и партизан, и фашистов, действовавших в белорусских лесах и деревнях зимой 1942 года. Все цензурные претензии к фильму мгновенно исчезли, он вышел на экраны и был отправлен на Берлинский кинофестиваль, где ему без разговоров дали главный приз, «Золотого медведя».
17. «Охотник на оленей»
- Год выхода: 1978, США
- Режиссер: Майкл Чимино
- В ролях: Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Мэрил Стрип, Джон Сэвидж
В Советском Союзе, однако, картину ругали за изображение вьетнамцев, которые заставляют пленных янки играть в «русскую рулетку» (уже в самом названии этой макабрической игры усмотрели антисоветский выпад).
18. «Апокалипсис сегодня»
- Год выхода: 1979, США
- Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
- В ролях: Мартин Шин, Роберт Дюваль, Марлон Брандо, Лоренс Фишберн, Деннис Хоппер, Харрисон Форд
История съемок этого фильма была историей непрерывных мучений. Коппола хотел сделать его в 60-е, но деньги ему дали только после успеха двух первых серий «Крестного отца». Предполагалось, что съемки займут 16 недель, но они заняли 16 месяцев. Коппола за это время потерял 50 килограммов веса, вложил в фильм несколько собственных миллионов, когда произошел перерасход бюджета, несколько раз был на грани самоубийства. Наркотики, которые он регулярно употреблял, делу точно не помогали. Тайфуны разрушали декорации, у Шина случился сердечный приступ (на время лечения в сценах, где его персонаж стоит спиной к камере, использовали дублера). Марлону Брандо за небольшую, в общем, роль, заплатили аванс в миллион долларов, но Брандо вдруг начал кочевряжиться, угрожать уйти из проекта и не вернуть денег. «Хорошо, – ответил Коппола. – Уйдете – мы будем пробовать на роль Николсона, Пачино, Редфорда». Брандо в итоге согласился, приехал пьяный, безобразно растолстевший, не прочитав сценарий. Прочтя, стал скандалить с Копполой из-за каждой строчки. Не хватало вертолетов, их пришлось одалживать у филиппинского правителя Фердинанда Маркоса — тот одалживал, но постоянно забирал обратно: они ему были нужны на борьбу с мятежниками…
Наградой режиссеру стала «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах. Сейчас эта картина – признанный шедевр (и, увы, последний великий фильм Копполы – ничего столь же выдающегося за следующие 40 лет он не снял). В 2000-м Коппола выпустил режиссерскую версию фильма, Apocalypse Now Redux, в которую вошло много сцен, выброшенных при первоначальном монтаже; фильм стал медленнее и не факт, что лучше. Главный из добавленных эпизодов связан с французами, живущими на затерянной плантации (их встречает в своем путешествии Уиллард, и по мысли Копполы, они – призраки, хотя так сразу и не догадаешься). Сейчас режиссер готовит еще одну, «окончательную версию», что он в нее вставит и что вырежет – ведомо лишь ему одному.Лучшие фильмы-детективы всех времен: 35 загадочных историйУбийцей может оказаться и дворецкий, и даже «сын маминой подруги». Детективный жанр в наше время расширил свои границы, отойдя от классических канонов, но главное его достоинство — интрига и загадка — осталось. Итак, готовы воспользоваться своей интуицией и применить дедуктивный метод? Внимательно следите за происходящим на экране, разгадка преступления кроется в деталях.19. «Иди и смотри»
- Год выхода: 1985, СССР
- Режиссер: Элем Климов
- В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичюс
К слову, фильм Элема Климова и сейчас больше ценят на Западе, чем в России: британский журнал Time Out несколько лет назад назвал его величайшим фильмом о Второй мировой. У нас и не вспомнишь, когда «Иди и смотри» в последний раз показывали по телевизору: уж слишком тяжелое кино, зачем расстраивать зрителя.
20. «Цельнометаллическая оболочка»
- Год выхода: 1987, США-Великобритания
- Режиссер: Стэнли Кубрик
- В ролях: Мэттью Модайн, Винсент Д’Онофрио, Адам Болдуин, Ли Эрми
Чтобы добиться от актеров максимально реалистичной игры, Кубрик заставлял Эрми орать на них по десять часов в день, доводя всех до абсолютного исступления.
21. «Могила светлячков»
- Год выхода: 1988, Япония
- Режиссер: Исао Такахата
Под конец войны квартал, где жили Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко, был уничтожен американскими бомбардировщиками, мать погибла, отец был далеко, на флоте (и тоже, скорее всего, уже погиб); Сэйта и Сэцуко оказались на улице. Их ненадолго приютила тетя – недобрая, жадная пожилая особа; когда жизнь стала совсем трудна, пришлось покинуть ее дом и перебраться в убежище на берегу озера. Там они и жили, питаясь кореньями и лягушками, пока девочка совсем не обессилела от голода. Они были похожи на потерпевших кораблекрушение – с той только разницей, что вокруг было полно людей и еды, просто никто и не думал помогать двум маленьким оборванцам.
«Могила светлячков» – один из самых серьезных и печальных фильмов в истории анимации. Простая история рассказана и нарисована Исао Такахатой с поразительным мастерством: Сэйта и Сэцуко кажутся совершенно живыми детьми, с совершенно естественными эмоциями и реакциями. И эффект от этой тихой картины — убийственный. Американский критик Роджер Эберт предлагал заносить «Могилу» во все списки лучших картин о войне, и с его предложением трудно спорить.
22. «Список Шиндлера»
- Год выхода: 1993, США
- Режиссер: Стивен Спилберг
- В ролях: Лиам Нисон, Рэйф Файнс, Бен Кингсли
Эта реальная история стала основой сначала для романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», а потом – и для фильма Спилберга, десять лет собиравшегося перед съемками с духом. Наградой ему стал первый режиссерский «Оскар» (второй он получил за «Рядового Райана»).
23. «Спасти рядового Райана»
- Год выхода: 1998, США
- Режиссер: Стивен Спилберг
- В ролях: Том Хэнкс, Том Сайзмор, Мэтт Деймон, Эдвард Бернс
Спилберг старается показывать войну максимально реалистично – и запомнился фильм прежде всего сенсационной 20-минутной реконструкцией высадки американской пехоты в Нормандии 6 июня 1944 года.
24. «Самый длинный день»
- Год выхода: 1962, США
- Режиссеры: Кен Эннакин, Эндрю Мартон, Герд Освальд
- В ролях: Джон Уэйн, Роберт Митчем, Ричард Бертон
Картина снята по одноименному роману Корнелиуса Райана. Автор собирал для написания книги множество документальных свидетельств очевидцев тех событий. Так что фильм презентует на историческую достоверность.
25. «Письма с Иводзимы»
- Год выхода: 2006, США
- Режиссер: Клинт Иствуд
- В ролях: Кен Ватанабе, Кацунари Ниномия
Этот фильм — часть дилогии, выпущенной Иствудом в 2006 году. «Американский» взгляд на те же события он изложил в фильме «Флаги наших отцов». Но «Флаги» практически сразу забыли. А «Письма с Иводзимы», снятые с японскими актерами и в основном на японском языке (которого сам Иствуд не знает), были номинированы на «Оскар» и сейчас считаются классикой военного кинематографа ХХI века.
26. «Игра в имитацию»
- Год выхода: 2014, Великобритания, США
- Режиссер: Мортен Тильдум
- В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд
Играя финальные сцены в образе Алана Тьюринга, Бенедикт Камбербэтч так вошел в роль, что у него случился эмоциональный срыв на площадке.
27. «Дюнкерк»
- Год выхода: 2017, Великобритания, Нидерланды, Франция
- Режиссер: Кристофер Нолан
Фильм безусловно достоит внимания. Он номинировался на 8 премий «Оскар», в итоге взял три – за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
28. «Повелитель бури»
- Год выхода: 2008, США
- Режиссер: Кэтрин Бигелоу
- В ролях: Джереми Реннер, Энтони Мэки, Брайан Джерати, Рэйф Файнз, Гай Пирс, Дэвид Морз
Режиссер Кэтрин Бигелоу сняла более мужской фильм, чем мог бы снять любой мужчина (включая ее собственного экс-супруга Джеймса Кэмерона, у которого она вырвала «Оскар» за режиссуру – он номинировался в один год с ней с «Аватаром»). Эта мастерски сделанная, очень жесткая, мощная драма. Десятки призов, которые получил фильм (в оригинале называющийся The Hurt Locker – что-то типа «Запертый ящик, наполненный болью») вполне заслуженны.
29. «Бесславные ублюдки»
- Год выхода: 2009, США-Германия
- Режиссер: Квентин Тарантино
- В ролях: Брэд Питт, Диана Крюгер, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Даниэль Брюль, Илай Рот
«Ублюдки» — поразительно легкий, веселый, вдохновенный фильм; Питт и Крюгер сыграли в нем безусловно лучшие на тот момент свои роли, а австриец Кристоф Вальц оказался главным актерским открытием года (он тогда получил приз как лучший актер в Каннах и первый из двух своих «Оскаров»).
30. «Великая иллюзия»
- Год выхода: 1937, Франция
- Режиссер: Жан Ренуар
- В ролях: Жан Габен, Пьер Френе, Марсель Далио
Фильм получился весьма и весьма удачным, иначе бы он не был запрещен в Германии министром нацистской пропаганды Йозефом Геббельсом, который назвал его «кинематографическим врагом №1».
31. «Перл-Харбор»
- Год выхода: 2001, США
- Режиссер: Майкл Бэй
- В ролях: Бен Аффлек, Джош Хартнетт, Кейт Бекинсейл
О масштабности происходящего на экране говорит хотя бы то, что на постройку модели линкора «Оклахома» ушло восемь недель.
32. «По соображениям совести»
- Год выхода: 2016, США-Австралия
- Режиссер: Мел Гибсон
- В ролях: Эндрю Гарфилд, Сэм Уортингтон, Хьюго Уивинг
Сложно поверить, но история Досса — совершенно реальная: за спасение множества жизней он получил медаль почета из рук президента США, а потом дожил до глубокой старости. Рассказывая о Доссе и его подвиге, осуществленном вопреки логике и жестоким обстоятельствам войны, убежденный католик Гибсон прежде всего ищет новое доказательство бытия Божьего. Для себя он его находит. Зритель может соглашаться с ним или нет — но даже закоренелые атеисты вряд ли забудут лица солдат, которые перед тем, как идти на штурм, зачарованно ждут, пока рядовой Досс помолится.
33. «Счастливого рождества, мистер Лоуренс»
- Год выхода: 1982, Великобритания, Новая Зеландия, Япония
- Режиссер: Нагиса Осима
- В ролях: Дэвид Боуи, Том Конти, Рюити Сакамото
Разница менталитетов проявлялась даже на съемочной площадке. Дэвид Боуи вспоминал после съемок, что режиссер Нагиса Осима детально прорабатывал сцены с актерами-японцами, британцам же говорил «делать что-нибудь, что ваши люди делают».
34. «Они никогда не станут старше»
- Год выхода: 1018, Великобритания-Новая Зеландия
- Режиссер: Питер Джексон
Такой реалистичной Первую мировую не видел еще никто — кроме, разумеется, тех, кто побывал на ней лично. И благодаря этому фильму можно еще ярче представить, насколько чудовищной она была мясорубкой.
35. «1917»
- Год выхода: 2019, США-Великобритания
- Режиссер: Сэм Мендес
- В ролях: Джордж МакКей, Дин-Чарльз Чэпмен, Марк Стронг, Колин Ферт, Бенедикт КамбербэтчСюжет: Фильм о двух юных капралах, которые 6 апреля 1917 года должны доставить срочное донесение через линию фронта. С одной стороны – стопроцентно «зрительское», захватывающее приключенческое кино; с другой – Мендесу удается сказать о Первой мировой все, что он хочет, за два часа развернуть панораму трагедии со всеми ее трупами, окопами и ужасами, показать абсолютно живых людей, теряющих друзей, родных, жилье, представление о том, как жить дальше. И, наконец, с третьей, «1917» – почти волшебство в техническом отношении. Фильм притворяется, что снят одним куском, без монтажных склеек (ну хорошо, двумя кусками, в середине там на несколько секунд темнеет экран). На самом деле, конечно, снят он длинными планами и склеек там очень много, просто все они виртуозно замаскированы. Минуте на пятой ты как открываешь рот, так и не закрываешь его до самого конца: «1917», как драгоценную игрушку, хочется поскорее разобрать, чтобы понять, как там все устроено внутри.