Ниндзя кто
Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.
Искать среди 1 909 558 статейСейчас в Википедии 1 909 558 статей на русском языке.
- Создать статью
- Справка
- Порталы
Мика Морозов
«Мика Морозов» (другое, иногда встречающееся название — «Портрет Мики Морозова») — картина русского художника Валентина Серова. Она написана в 1901 году. Для художника в возрасте четырёх лет позировал будущий советский литературовед (специалист по творчеству Уильяма Шекспира), театровед, педагог, переводчик Михаил Морозов, сын крупного российского предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова. Портрет был написан на съёмной квартире автора в Большом Знаменском переулке в Москве. Работа Серова над портретом отражена в воспоминаниях матери мальчика.
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, куда она поступила в 1917 году. Она была неоднократно представлена на национальных и международных выставках. Среди них выставка «В традициях русского искусства», проходившая в 2004—2005 годах в Смитсоновском институте в Вашингтоне, и выставка произведений из коллекции братьев Морозовых в Фонде Луи Вюитона в Париже в 2021—2022 годах.
Картина «Мика Морозов» привлекала серьёзное внимание мемуаристов, искусствоведов, литературоведов, как в советский период, так и в современной России. Заслуженный деятель искусств РСФСР Паола Волкова в книге «Мост через бездну» (2015) отмечала, что полотно отражает характерное для второй половины XIX века представление о ребёнке — «подчас эмоциональный или психический, или внутренний мир ребёнка значительней, нежели мир взрослого человека». Взрослый живёт «в мире социально определённом» — в «ложном и закрытом» мире. Полная же открытость свойственна, с точки зрения художников того времени, именно детям. Она отмечала, однако, что именно со второй половины XIX века художники «начинают заниматься только спасением мира», а дети их интересуют мало. Поэтому трактовка Серовым ребёнка на портрете Мики Морозова «самая малочисленная и очень быстро обрывающаяся», но одновременно и «самая глубокая, самая плодотворная».
- Читать
- Все 1754 избранные статьи
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Проект Скуби-Ду
«Проект Скуби-Ду» (англ. The Scooby-Doo Project) — американский анимационно-игровой специальный выпуск мультсериала «Скуби-Ду» к хэллоуину, вышедший в эфир телеканала Cartoon Network 31 октября и 27 ноября 1999 года. Роли героев корпорации «Тайна» озвучили Скотт Иннес, Фрэнк Уэлкер, Мэри Кей Бергман и Би Джей Уорд. 29 октября 2022 года официальная версия эпизода длинной в 9 минут была опубликована на официальном YouTube-канале Cartoon Network.
Спецэпизод является пародией на фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» 1999 года режиссёров Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса. Как следствие, множество элементов, в том числе и сюжет, копируют таковые из ужастика. Корпорация «Тайна» решает задокументировать своё очередное дело и отправляется ночью в лес на поиски чудовища. Короткометражка высмеивала не только фильм ужасов Мирика и Санчеса, но и сценарные тропы мультфильмов о Скуби-Ду. Фильм комбинирует натурные съёмки и рисованную анимацию: главные герои, а также монстр, были анимированы, в то время как остальные персонажи, например, жители города, были сыграны живыми людьми.
«Проект Скуби-Ду» получил положительные оценки от критиков. Журналисты отмечали не только хорошее сочетание анимации и живых съёмок, удачно уложившееся в низкий бюджет эпизода, но и несколько необычный тон повествования в сравнении с другими мультфильмами о Скуби-Ду, однако чрезмерно жуткая атмосфера испугала детей, смотревших ТВ-марафоны, во время которых демонстрировался спецэпизод. Многие обозреватели назвали короткометражный фильм одной из лучших пародий на «Ведьму из Блэр»; её оценил и один из авторов оригинального фильма, Дэниел Мирик. Помимо этого, «Проект Скуби-Ду» был отмечен несколькими наградами, среди которых — премия «Энни
- Читать
- Все 4477 хороших статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
- Последний избранный список
Список Далай-лам
- Предыдущий избранный список
Список глав Закавказья
- Другие избранные списки
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Изображение дня
Аула (актовый зал) в главном корпусе Тартуского университета
- Просмотр шаблона
Знаете ли вы?
- Самому старому действующему паровозу в России (на илл.) исполнилось 126 лет.
- Лоуренс Оливье решил сам спеть свои партии в «Опере нищих», хотя и не имел певческого голоса.
- «Смерть на Ниле» и «Убийство на Ниле» Агата Кристи не доверила расследовать ни Эркюлю Пуаро, ни мисс Марпл.
- Приносимые в жертву богу Уицилопочтли на посвящённом ему празднике должны были танцевать и петь, изображая радость.
- Французское предприятие, изображённое (на илл.) Полем Гогеном, неоднократно упоминается в романах Жюля Верна.
- Артуриана началась с охоты на чудовищного вепря.
- Чтобы лучше видеть, Лев Толстой подпилил ножки стула в своём кабинете.
- Только один из участников Порохового заговора не был дворянином.
- Шестнадцатилепестковый храм (на илл.) в ярославском селе не имеет аналогов в русской, а возможно и в мировой архитектуре.
- Богословское течение VI века получило название только в XX веке.
- Из-за сброса топлива при аварийной посадке самолёта пострадали учащиеся нескольких школ Лос-Анджелеса.
- Название итальянской газеты напоминает, что её покупали на сдачу с сигары.
- Обсудить
- Предложения
- Архив
- Просмотр шаблона
Текущие события
Актуальные темы блокада Нагорного Карабаха вторжение России на Украину матч за звание чемпиона мира по шахматам | Недавно умершие- Российский оппозиционный политик Владимир Кара-Мурза (младший) (на илл.) осуждён на 25 лет лишения свободы по обвинению в государственной измене.
- Женская сборная США по хоккею с шайбой выиграла чемпионат мира, победив в финале команду Канады со счётом 6:3.
- В театре Маджестик завершился показ самого долгого в истории Бродвея мюзикла — «Призрак оперы».
- Силы быстрого реагирования подняли мятеж в Судане, погибло как минимум 97 человек.
- В Вакаяме совершено покушение на премьер-министра Японии Фумио Кисиду.
- С космодрома Куру запущен зонд миссии Jupiter Icy Moons Explorer, который должен начать исследования спутников Юпитера в июле 2031 года.
- Другие текущие события
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
18 апреля
Международный день памятников и исторических мест
- 1775 — скачка Пола Ревира ознаменовала собой начало американской Войны за независимость
- 1853 — введена в строй первая в Азии железная дорога (Бомбей — Тхане, 36 км)
- 1881 — в Южном Кенсингтоне открылся крупнейший для своего времени музей естествознания (на илл.)
- 1902 — первое применение дактилоскопии для опознания преступника
- 1906 — Сан-Францисское землетрясение, одно из самых разрушительных в истории США
- 1923 — по инициативе Феликса Дзержинского создано спортивное общество «Динамо»
- 1942 — американская авиация совершила первый налёт на Японию
- 1946 — Лига Наций собралась в последний раз, чтобы передать свои полномочия ООН и самораспуститься
- Читать
- Просмотр шаблона
Совместная работа недели
Приглашаем всех желающих принять участие в работе над статьями о Бенедикте XVI, телевидении в США и лауреатах премии «Человек человеку».- .mw-parser-output .ts-templateCallCode-weak{color:#72777d}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe{margin:0 2px}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-pipe,.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-param>.ts-templateCallCode-weak:first-child>.ts-templateCallCode-pipe:first-child{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-param .ts-templateCallCode-closing{margin-left:2px}.mw-parser-output span.ts-templateCallCode>.ts-templateCallCode-templateName a{padding:0 0.5em!important;position:relative;margin:-0.5em}{{Бенедикт XVI}}
- {{Телевидение в США}}
- {{Лауреаты премии Человек Человеку}}
- Примите также участие в «Неделе Флориды».
Примите также участие в конкурсах:
- Вики-весна
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
Википедия расположена на серверах Фонда Викимедиа — некоммерческой организации, также обеспечивающей работу ряда других проектов
- Викисловарь Словарь
- Викицитатник Цитаты
- Викиучебник Учебники
- Викитека Библиотека текстов
- Викиновости Новости
- Викиверситет Обучающие материалы
- Викисклад Хранилище медиафайлов
- Викигид Путеводитель
- Викиданные База знаний
- Викивиды Каталог биологических видов
- Мета-вики Координация сообществ
- Медиавики Вики-движок
--> Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Заглавная_страницаoldid=129560842
ниндзя кто
Перед вами первая русскоязычная статья о ниндзя. Вышла она в 1966 году в августовском номере журнала «Вокруг света» (№8). Там, между разделом «Пёстрый мир» с коротенькими новостями-фактами и главами из романа Станислава Лема, устроилась небольшая статья некоего С. Милина под названием «Ниндзя — кто они?». Статья разделена на две не совсем равные части: большую художественную с красочными описаниями ниндзевских подвигов и публицистическую поменьше, где рассказывается о том, как они это проделывают. Если вы хоть немного в теме ниндзя, то ничего нового из публицистической части не узнаете, а вот художественная может доставить определённое удовольствие. Я не знаю точно, откуда черпал информацию товарищ Милин, но могу предполагать, что он читал статью Клиффорда Харрингтона «Невероятные ниндзя» (The Fabulous Ninjas), которая вышла в "The Times of India" в 1962 году и была первой статьёй о ниндзя на английском языке. Во всяком случае именно на Харрингтона Милин ссылается в своей публицистической части. Если это так, то можно с уверенностью сказать — перед вами действительно самое первое знакомство с ниндзя в нашей стране.
Ниндзя — кто они?
Пронизанная лучами заходящего солнца стелется лёгкая дымка. Через раздвижные бумажные сёдзи струится нагретый за день воздух; тёплый ветер гуляет по залам и бесконечным переходам окадзакского замка. Его владелец, тайро* Иэясу, сидит в парадном зале перед алтарём, задёрнутым лиловым занавесом — коренастый человек с массивной головой. У его ног тлеют угли в медной жаровне — хибати. Но по телу Иэясу то и дело пробегает дрожь. Она выдаёт тревогу и необычное возбуждение, терзающие тайро.
*. Тайро — один из пяти членов высшего совета в Японии. [Совет пяти старейшин (го-тайро) — регентский совет из пяти самых влиятельных феодалов, которые должны были гарантировать, что малолетний наследник умершего правителя займёт его место после совершеннолетия.] — Здесь и далее примечания из оригинальной статьи, если не указано иное [, а в квадратных скобках добавления от Алкэ Моринэко].
...Третий год подряд после смерти сёгуна*Японии Тоётоми Хидэёси весь Хонсю охвачен войной. Могущественные даймё — князья — Токугава Иэясу и Исида Кадзусигэ** насмерть бьются друг с другом за власть. Отряды их самураев под предводительством самых опытных военачальников в бесчисленных схватках решают затянувшийся спор: кому из двух даймё быть новым сёгуном***. Но пока что обманчивая военная удача не дала перевеса ни одному из них.
*.Сёгун (или сэйи тайсёгун) — «великий полководец, покоряющий варваров» — традиционный наследственный титул верховного правителя Японии [, официально правящего от лица императора. Однако Тоётоми Хидэёси никогда не был сёгуном и правил под титулами «кампаку» и «дайдзё-дайдзин», т.е. грубо говоря «советник императора» и «глава правительства».].
**. Сегодня он известен как Исида Мицунари. — Прим. Алкэ Моринэко
***. Изначально сражение шло за регентское влияние от лица малолетнего наследника Тоётоми Хидэёси. — Прим. Алкэ Моринэко
Наступил пятый год эры Кэйтё*. Две огромные армии — с востока Токугава, а с запада Исида — готовятся вновь померяться силами. Исход этой битвы должен, наконец, определить, кто станет правителем страны. Впрочем, шансов на победу у Исида Кадзусигэ теперь больше. На его стороне и численный перевес, и богатый военный опыт, приобретённый во время походов в Корею, и, наконец, поддержка других даймё — Уэсуги, Мори, Симадзу.
*. Соответствует 1600 году новой эры.
И тайро Токугава Иэясу знал это.
Иэясу отправил надёжного вассала Отомо с отрядом самураев на поиски таинственных ниндзя, по слухам обитающих где-то в лесистых долинах Ёккаити. Но прошло уже несколько дней, а Отомо всё ещё нет. Мучительно долго тянутся часы ожидания.
Близилась полночь, когда вдали послышался конский топот. Заскрипели ворота, донеслись приглушённые голоса. С глухим стуком раздвинулись синие ширмы, и в зале появился Отомо вместе с высоким незнакомцем. На нём было чёрное кимоно с гербами, за поясом мечи — большой и малый — в чёрных ножнах. Должно быть, незнакомцу за сорок. Щёки и подбородок гладко выбриты, брови сдвинуты в прямую линию.
– Кто ты?
– Хаями Ясабуро, ваша светлость.
– Значит, ты самурай, если тебе разрешено иметь фамилию и носить мечи?
– Да, мой предок был вассалом сэйи тайсёгуна Минамото Ёритомо. Но триста лет назад, после падения дома Ёритомо, наш род Хаями лишился своих наделов. Мы — ронины*.
– А ты разве не знаешь, что ронинам запрещено ходить вооружёнными? Почему ты не сдал мечи во время катана-гари**? — Иэясу всё-таки сдержал раздражение: от этого человека, возможно, зависело его будущее. — Ладно, я разрешаю тебе оставить оружие, — смилостивился тайро.
*. Ронин — безземельный самурай, потерявший своего сюзерена.
**. Катана-гари — «охота за мечами» — изъятие оружия у крестьян и ронинов японским правительством в 1588–1590 годах.
Гнев вельможи нисколько не испугал Хаями, с чуть заметной усмешкой глядевшего на Иэясу.
– Скажи-ка мне, ты и вправду ниндзя?
– Да, ваша светлость.
– И можешь становиться невидимым и проходить сквозь стены?
– Да, ваша светлость.
– Ты, наверное, слышал, что даймё Исида Кадзусигэ собрал большое войско и осмеливается посягать на божественную власть самого тэнно*. Ты должен проникнуть в замок Исида в Сэкигахаре, узнать его планы и сообщить их мне. А ещё лучше, если Исида и его приверженцы исполнят мино-одори**. Если справишься, я дам тебе и твоим людям землю и деньги.
*. Тэнно — японский император. — Прим. Алкэ Моринэко
**. Мино-одори — «танец соломенного плаща» — так называли убийство или казнь в феодальной Японии.
Как стрелы, выпущенные из лука, мчатся по небу тучи. Когда сквозь них пробивается диск луны, из мрака выступают склоны гор, покрытые сосновым лесом, и заросшая камышом долина, по которой вьётся тропинка. Под порывами ветра камыш бушует, словно морские волны. В этот полночный час по тропинке пробираются пятеро в чёрном. Чёрные одежды с капюшоном, похожие на монашеские рясы, чёрные маски на лицах; даже лошадь, которую ведёт в поводу замыкающий, и та вороная. На ногах у людей какая-то мягкая обувь, копыта лошади обернуты соломой, а морда замотана тряпками.
Куда торопятся эти безумцы? Ведь выход из долины наглухо перекрыт войском Исида Кадзусигэ. Вдали уже виднеются отблески костров. И чем ближе к замку Сэкигахаре, цитадели Исида, тем больше солдат. Ни зверь, ни человек не проскользнёт незамеченным сквозь плотное кольцо дозорных. А если даже кому-то это и удалось, на пути смельчака непреодолимой стеной встанут отвесные стены замка и глубокий ров, вдоль которого парами расхаживают часовые с обнажёнными мечами.
В воротах замка, заполняя весь проезд, тесно сидят и стоят десятки охранников. Яркое пламя костра освещает угрюмые лица, каменный мост через ров и часть внутреннего двора замка. Они насторожённо прислушиваются и пристально вглядываются в подступающую темноту. Но ни один из стражей не замечает, что две тени час как появившиеся на том конце моста, постепенно перемещаются вдоль низкого парапета. Когда каких-нибудь десять-двадцать шагов отделяют пятна от толпящейся в воротах охраны, они словно растворяются в пляске бликов и теней, отбрасываемых языками пламени и неровностями почвы.
Один из самураев подкидывает в костёр охапку дров. Огонь рассерженно фыркает, ворчит, выбрасывает фонтаны искр. И тут в костер падает никем не замеченный белый комочек. Проходит минута, другая. С громким треском вспыхивает невыносимо яркое пламя. Ослеплённые охранники зажмуриваются, некоторые закрывают лица руками. Буквально между ног у них проскальзывает чёрное гибкое тело и тотчас исчезает в глубине двора. Пламя гаснет. Со всех сторон на самураев надвигается мрак.
– Дыхание дракона! — произносит кто-то дрожащим голосом.
Наступает день, и ночные страхи забываются. Двор замка гудит от множества голосов, звона оружия, ржания лошадей. Но в самом замке царит тишина. Сегодня Исида Кадзусигэ принимает высоких гостей. Впрочем, один гость явно незваный. По тускло освещённым переходам мимо сидящих на каждом повороте охранников, прижимаясь к стенам, крадётся закутанный в чёрное человек. Он минует анфиладу пустых покоев и, наконец, оказывается рядом со входом в главный зал. Там собрались могущественные даймё Японии — Мори Тэрумото, Симадзу Ёсихиро, Уэсуги Кагэкацу, Кобаякава Хидэаки. Вместе с Исида Кадзусигэ они обсуждают планы предстоящего сражения.
Двери, ведущие в зал, охраняют два рослых самурая с мечами на изготовку. Распластавшись вдоль стены, в нескольких метрах от них притаилась чёрная фигура. Кажется, что прошла уже целая вечность, но чёрная тень не шелохнулась. Стоящий ближе самурай вдруг судорожно вскидывает руки к лицу. Короткий приглушённый стон, и он грузно оседает на пол.
– Тэнгу-дьявол плюнул в меня, — с трудом шепчут холодеющие губы.
Второй самурай отшатывается в сторону. В ужасе он чувствует, как что-то неслышное кольнуло его в щёку. Крикнуть самурай не успевает. Горло перехватывает спазма, и сознание навсегда покидает его.
Человек в чёрном поспешно приникает к дверям. Увы, их резные панели настолько толсты, что не пропускают ни звука. Лазутчик осторожно нажимает на створки ладонями. Ещё усилие, и створки чуть-чуть приоткрываются. В зале слышны голоса, однако разобрать, что именно говорят они, нельзя.
Неужели все ухищрения и смертельный риск напрасны? Проникнуть непосредственно в зал, где идёт военный совет, не сможет даже он, ниндзя Хаями Ясабуро. Откуда-то из складок одежды он достает небольшой продолговатый предмет; после быстрых манипуляций он превращается в тонкую длинную трубку. Опустившись на корточки, ниндзя просовывает её в щель между створками дверей, приставляет конец к уху и плавно тянет за шёлковый шнурок, прикреплённый к трубке.
Никто из собравшихся в зале не замечает, как на конце лежащей на полу трубки распускается веерообразный раструб. Составляющие его пластинки настолько тонки, что он кажется прозрачным и невидим даже в нескольких шагах. Как цветок к солнцу, раструб медленно поворачивается туда, где сидит группа мужчин в парадных кимоно, и застывает, изредка чуть подрагивая своими лепестками-пластинками.
…Так, солдаты Мори Тэрумото ещё где-то за Осакой… Даймё Кобаякава Хидэаки бурно спорит с Исидой, кому после победы будут принадлежать наследственные поместья дома Токугавы… А Симадзу Ёсихиро, кажется, больше озабочен отражением набегов вако* на его владения на острове Кюсю, чем предстоящей битвой, и едва ли сможет оказать Исиде существенную помощь. Даймё Уэсуги…
*. Вако — морские пираты.
За спиной Хаями Ясабуро раздаётся изумлённый возглас. С быстротой молнии он отпрыгивает от двери и хочет выпрямиться. Но на этот раз ему несдобровать. Самурай-охранник опускает меч на голову ниндзя, которую тот пытается прикрыть выставленной вперёд правой рукой. Но разве может она предотвратить смертельный удар острого как бритва лезвия!
Но что это? Скользнув по руке и располосовав широкий рукав чёрного балахона меч со звоном отлетает в сторону. В то же мгновение следует резкий взмах руки, и лицо нападающего заливают потоки крови из рваных, словно оставленных когтями тигра, ран.
Медлить нельзя. Где-то совсем рядом раздаются топот и крики встревоженной стражи. Скорее к выходу! Лазутчик стремительно скользит по коридору в сторону внешних комнат. Поворот, ещё поворот, и вдруг впереди слышатся громкие голоса бегущих на помощь солдат. Ниндзя в ловушке. Вон в дальнем конце коридора показались разгорячённые погоней самураи. Но Хаями не думает сдаваться. Сильно оттолкнувшись от каменных плит, он буквально взвивается вверх, как бы собираясь улететь, и… исчезает.
Стража в растерянности. Наконец толпа бросается к выходу. Но ни на галереях, ни во дворе его нет. Лагерь напоминает теперь потревоженное осиное гнездо. Поиски продолжаются до самого вечера, но человек в чёрном бесследно пропал, словно сквозь землю провалился.
Правда, один солдат утверждает, будто видел, как огромный чёрный паук прополз по отвесной стене. Однако ему никто не верит. Скорее всего, это злые духи погубили двух самураев и одного искалечили. Ведь только духи способны отвести удар меча, убить человека не оставив на теле ни единой царапины, или растерзать страшней, чем хищный зверь, а затем исчезнуть прямо на глазах у преследователей.
Предчувствия солдат Исида Кадзусигэ оправдались. Битва при Сэкигахаре завершилась полной победой войск тайро Токугава Иэясу. Его нападение было настолько внезапным, что Исида не успел собрать своих сторонников.
С 1600 года род Токугавы в течении 268 лет безраздельно правил Японией.
Существовали ли ниндзя на самом деле или это всего лишь увлекательная легенда? А если даже и были, могли ли они совершать те удивительные подвиги, которые им приписываются?
Если задать эти вопросы японцам, то едва ли не в 99 случаях из 100 ответы будут утвердительными. Мало того, многие верят, что ниндзя и правда обладали сверхъестественными способностями. И в кино, и по телевидению их изображают именно в виде каких-то средневековых суперменов. «Экранные» ниндзя не только появляются и исчезают, когда им вздумается, но и превращаются в кого угодно, например, в лягушку, притаившуюся где-нибудь в укромном месте для того, чтобы выяснить планы злодеев. Ну, а умением проникать сквозь стены и ходить по воде ниндзя овладевают якобы ещё с пелёнок.
В «кинопреданиях» по милости сценаристов и операторов правда настолько тесно переплетается с вымыслом, что отделить одно от другого зритель просто не в силах. Между тем существование ниндзя — это вполне достоверный факт, и не только исторический: хотя ниндзя очень мало, они есть и в сегодняшней Японии.
Итак, кто же такие ниндзя? По свидетельству английского журналиста Клиффорда Харрингтона, подробно изучавшего историю ниндзя, они появились в Японии приблизительно восемь столетий назад, в то время, когда небольшие отряды воинов-самураев стали искать спасения от врагов в лесистых горах центрального Хонсю. С течением времени ниндзя выработали приёмы борьбы, которые были окружены глубокой тайной и передавались от поколения к поколению только внутри обособленного клана. Так возникло «ниндзюцу» — «искусство быть невидимкой», а членов клана стали называть «ниндзя» — «невидимки». В период феодальной междоусобицы ниндзя нередко использовались враждующими даймё в качестве наёмных шпионов, убийц, а иногда и телохранителей. Это были своего рода диверсанты средневековой Японии.
Конечно, ниндзя были ничуть не прозрачнее обычных людей. Секрет их «невидимости», как, впрочем и других на первый взгляд фантастических способностей кроется в необычайной ловкости, приобретённой в результате длительной тренировки, и знании человеческой психологии. Например, ночью или в плохо освещённых помещениях замков чёрные балахоны с капюшонами и маски делали ниндзя почти невидимыми. Их одежда была очень свободной отнюдь не случайно — ниндзя учитывали, что глаз гораздо легче воспринимает предметы со знакомыми контурами. Поэтому они носили мешковатые и, казалось бы, неудобные одеяния, которые до неузнаваемости изменяли очертания фигуры человека. Поскольку ниндзя часто приходилось действовать в узких переходах и коридорах, они выработали особую манеру ходьбы. Быстро и плавно переставляя ногу за ногу, «невидимки» в одну секунду могли переместиться на несколько метров. Иногда они подвязывали к подошвам некоторое подобие роликов из небольших отрезков бамбука и катились на них по каменному полу, как на коньках. Отсюда легенды о том, что ниндзя бегают быстрее ветра.
Если нужно было пробраться мимо сидящей у костра стражи, в ход шла пустая яичная скорлупа, наполненная специальной смесью. Яйцо тайком подбрасывали в огонь, и, когда смесь вспыхивала, ослепляя часовых, ниндзя проскальзывал мимо.
Скрываясь от преследования, они могли часами отсиживаться под водой, дыша через свои слуховые трубки из бамбука или через полые ножны меча. Если ниндзя приходилось передвигаться в темноте, он наполовину вынимал меч из ножен и с помощью длинного «щупа» проверял путь перед собой, обходя препятствия. Даже если конец щупа касался врага, тот не мог достать ниндзя. И если невидимка не мог уклониться от схватки, он делал глубокий выпад и поражал в буквальном смысле нащупанного противника. Не случайно «невидимкам», кроме всего прочего, приписывалась ещё и способность видеть в темноте.
Вообще «ниндзюцу» включало в себя не только умение прятаться, но и множество разнообразных боевых приёмов. На запястьях ниндзя носили металлические пластины с выступами ближе к кисти. Пластина и выступ образовывали узкую щель, в которую соскальзывало лезвие, когда ниндзя парировал удар меча. Ему достаточно было резко повернуть руку в сторону, чтобы противник выпустил рукоять и оказался безоружным.
«Невидимки» предпочитали свои собственные виды оружия, тайну которых тщательно оберегали. Одним из них были железные браслеты с острыми шипами. С помощью именно такого браслета ниндзя Хаями Ясабуро не только вывел из строя заставшего его врасплох самурая, но и спасся от погони. Высоко подпрыгнув, он сумел уцепиться шипами за потолочную балку, взобрался на неё и там спрятался от преследователей. Конечно, для подобных акробатических прыжков требовались незаурядная сила, ловкость, поразительное владение своим телом. Но их было ниндзя не занимать. К примеру, один из современных мастеров «ниндзюцу» Фудзита Сэйдзи в свои 63 года демонстрирует такой трюк. Левой рукой он последовательно вынимает из суставов сначала пальцы, затем локоть, наконец плечо правой. После этого Фудзита Сэйдзи без всякого усилия придает руке самые невероятные положения, разве что не завязывая её узлом. Опытный ниндзя, утверждает он, может таким образом полностью вынуть из суставов руки и ноги, освободиться от оков или же пролезть через отверстие, слишком маленькое для нормального человека.
Кстати, раскроем и другую тайну Хаями Ясабуро — так называемый «плевок дьявола». Ниндзя, пользуясь распространенными суевериями, умело маскировали воздействие своего «сверхсекретного оружия». У Хаями было миниатюрное духовое ружьё, состоящее из двух-трёх маленьких трубочек, скреплённых вместе наподобие свистка. Сильным выдохом ниндзя выталкивают из трубочек крохотные иголки. Хотя дальность стрельбы невелика — всего несколько метров, в какой-то степени это компенсировалось необычным поражающим свойством — концы иголок были покрыты сильнодействующим ядом. Стоило ему попасть в ранку или даже просто на кожу, как наступал паралич нервной системы и человек умирал без всяких «видимых» причин.
Клиффорд Харрингтон побывал в гостях у одного из современных «невидимок». Его зовут Хацуми Ёсиаки. Живёт он в токийском пригороде Нода и является представителем 34-го поколения ниндзя в своём роду.
Хацуми, современный «невидимка», начал изучать своё необычное искусство с одиннадцати лет. В процессе обучения японским традиционным видам спорта он достиг шестой степени совершенства в карате, четвёртой — в дзюдо и третьей — в кэндо. Однако «ниндзюцу», как объяснил Хацуми, намного превосходит все эти виды борьбы.
«Пока мы беседовали, Хацуми Ёсиаки взял большую виноградину и проглотил её. Затем продолжал разговор (к тому времени я уже забыл об этой мелочи) и вдруг раскрыл рот, глубоко засунул в него два пальца и… достал целую виноградину. Когда-то, по словам Хацуми, таким способом доставлялись секретные сообщения.
В конце моего визита Хацуми Ёсиаки и двое его учеников вышли в сад, чтобы продемонстрировать различные виды борьбы. И если бы ниндзя намеренно не смягчал своих ударов, то каждый из учеников был бы дважды убит во время этой показательной схватки, хотя они и нападали с мечами и кинжалами на безоружного человека. Бой завершился тем, что ниндзя стремительно бросился к стене своего двухэтажного дома, на бегу забросил на крышу прикреплённый к веревке крюк и в считанные секунды взобрался наверх. В этом ему помогли специальные петли на верёвке, по которым он поднимался, как по ступеням лестницы. (Вспомните «чёрного паука», бежавшего по вертикальной стене!)
"Ниндзя всегда стремились сгустить покров окружавшей их таинственности, распуская о себе самые невероятные слухи, — признался Хацуми Ёсиаки. — В былые времена собратья сразу же убили бы меня, стоило бы мне только сказать кому-нибудь, что я — ниндзя".»
© «Вокруг Света» №8, 1966 г. (Ссылка откуда можно скачать номер журнала здесь — дата обращения 14.06.2022)