Советская магнитола
Конечно, они не могли похвастать многими наворотами зарубежных магнитол, однако для советских подростков они тоже были предметом несбыточных мечтаний, так как стоили весьма недешевоpp>
ВЭФ-280-стерео Эта кассетная магнитола выпускалась опытной партией Рижским производственным объединением «ВЭФ» с 1982 года, экспортное название – «VEFONTA-280».
В ней использовался лентопротяжный механизм венгерского производства 1S35-113/GMF-050/76.
Радиоприемник работал во всех частотных диапазонах, включая УКВ-ЧМ. Максимальная выходная мощность модели составляла 2 х 3 Ватта, в переносном варианте аппарат питался от восьми батареек типа 373.
Размеры магнитолы были 500 х 370 х 130 мм, масса - 9 кг.
Вега-328-стерео Модель производства Бердского радиозавода, выпускавшаяся с начала 1982 года, была одной из первых советских кассетных магнитол, работавших в стереофоническом режиме.
Приемник работал в диапазонах СВ, КВ и УКВ.
Мощность встроенного усилителя была невелика – максимум 2 х 0,8 Ватт при питании от батарей – требовалось шесть штук типа А-373 – и 2 х 2 Ватта при работе от сети.
Весила магнитола 5,5 кг. и стоила довольно дорого – 420 рублей.
Рига-120-стерео Стереофоническая магнитола производилась с 1983 года Рижским ПО «Радиотехника».
Она имела в своем составе кассетную деку, выступающие клавиши управления которой были защищены металлической скобой.
Она могла работать с лентами двух типов, а приемник поддерживал четыре диапазона – ДВ, СВ, КВ и УКВ.
Номинальная выходная мощность составляла 2 х 1 Ватта.
Размеры корпуса были 505 x 350 x 160 мм, весила магнитола 8,5 кг.
Розничная цена модели составляла 700 рублей.
Арго-004-стерео Данная магнитола высшего класса и ее сестра-близнец с индексом 002 с 1984 года производились Ленинградским заводом «Новатор».
Встроенная кассетная дека имела отключаемую систему АРУЗ, устройство шумопонижения, регуляторы уровня записи, счетчик ленты, а также автостоп. Приемник работал во всех диапазонах вещания, встроенные колонки имели двухполосную конфигурацию.
Для подстройки звучания под свой вкус имелись темброблоки на НЧ и ВЧ, а также контур расширения стереобазы.
Питание было от сети либо шести батарей А-373 или внешнего источника. Номинальная выходная мощность модели была 2 х 1,5 Ватта, то есть максимальная была в два раза выше.
Весила магнитола 8,5 кг. и стоила 595 рублей.
Ореанда-203-стерео Продукция Симферопольского завода «Фиолент», выпускавшаяся с 1985 года. Приемник мог вести прием радиопередач в диапазонах ДВ, СВ, КВ (4 поддиапазона) и УКВ.
Усилитель имел устройство расширения стереобазы, кассетная дека была снабжена системой шумопонижения, АРУЗ, автостопом и поиском по паузам.
Присутствовал выход на внешние АС и на наушники.
Для питания требовались семь батареек А-343 либо подключение к электросети. Номинальная мощность была 2 х 1 Ватт.
При габаритах 510 х 310 х 130 мм аппарат весил 7,5 кг.
С начала 1988 года магнитола именовалась «Ореанда РМ-203С».
Медео-102-стерео Данную стереофоническую кассетную магнитолу с 1986 года выпускал Петропавловский завод имени С.М.Кирова.
Она содержала приемник, работавший в диапазонах ДВ, СВ, КВ-1, КВ-2, УКВ, а также кассетный магнитофон.
Функциональное оснащение включало встроенные микрофоны, автоматическое и ручное регулирование уровня записи, автостоп, автопоиск фонограмм по паузам, светодиодный индикатор уровня записи и воспроизведения, поддержку двух типов ленты, систему динамического шумоподавления.
Максимальная мощность при работе от сети – 2 х 2,5 Ватта.
Рига-230/Радиотехника МЛ-6201 Два названия использовались только для расширения ассортимента, обе магнитолы были фактически идентичны.
Их выпускал Рижский радиозавод имени А.С.Попова с осени 1987 года.
Съемные акустические системы имели двухполосную конструкцию, встроенный магнитофон мог работать с двумя типами ленты, он имел поканальную регулировку уровня записи, систему шумопонижения и автостоп.
Фактически, модель представляла собой набор блоков в отдельных корпусах. Максимальная выходная мощность при питании от сети достигала 2 х 3 Ватт, в переносном варианте эксплуатации требовались 8 батареек типа 343.
Общий вес составлял 10,5 кг, продавалась модель за 675 рублей.
Томь-РЭМ-209С По сути, это была не совсем магнитола, а целый комплекс, состоящий из трех отдельных устройств.
Два из них - УКВ приемник и кассетный плеер – могли работать как в составе магнитолы, так и отдельно.
Модель производилась под двумя названиями – второе «Томь RTR-209S» - Томским радиотехническим заводом с 1987 года.
При работе в составе магнитолы два кассетных кармана позволяли осуществлять перезапись с одной кассеты на другую.
Максимальная выходная мощность при работе от сети достигала 5 Ватт на канал. Цена составляла 690 рублей, весила магнитола в сборе 7 кг.
Арго РМ-006С Похожая на импортные геттобластеры модель производилась с 1988 года Ленинградским заводом «Игротека».
Ее приемник работал в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ, в котором принимались стереопрограммы.
Кассетный магнитофон мог записывать и воспроизводить фонограммы с встроенных микрофонов, радиоприемника и внешних источников сигнала.
Из функций следует отметить пятиполосный эквалайзер, систему шумопонижения, автоматическое переключение типов магнитной ленты, электронные часы с таймером.
Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт на канал. Габариты магнитолы были 519 х 327 х 170 мм, вес - 7,7 кг.
Стоила эта красота 608 рублей.
Вега РМ-235С Эту магнитолу с 1991 года выпускало Бердское производственное объединение «Вега», существовала также версия «Вега РМ-235С-1», в которой применялся лентопротяжный механизм японской фирмы Tanashin.
Центральный блок магнитолы можно было эксплуатировать и без съемных широкополосных АС, для этого было предусмотрено подключение наушников.
В приемнике была фиксированная настройка на четыре радиостанции в диапазоне УКВ.
Максимальная мощность при питании от электросети достигала 2 х 4 Ватта, масса аппарата с установленными батареями составляла 7 кг.советская магнитола
История автомобильных аудиосистем началась в 1904 году. На протяжении долгих десятилетий Советский Союз в ней не участвовал. Однако позже в СССР было изготовлено множество интересных приемников и проигрывателей. Сегодня мы решили рассказать об этом.
Фото Andshel / CC
Эпоха радиоприемников
Считается, что мировая история автомобильных аудиосистем началась в 1904 году, когда американский изобретатель Ли де Форест (Lee De Forest), прозванный «Отцом радио», продемонстрировал на Всемирной выставке первое автомобильное радио. Однако на массовый авторынок подобные устройства попали лишь в 1930-х. Это произошло также в США, где в те годы активно шло развитие автомобильной индустрии.
В СССР же в это время только создавались первые крупные производства легковых автомобилей. Советские модели «первой волны», например, НАМИ-1, собирались вручную, потому процесс их производства был длительным и дорогим. При этом они распределялись между гаражами предприятий, а ездили на них профессиональные шоферы. Как можно судить по дошедшим до нашего времени сведениям, приемники в них не устанавливались.
Автомобильные радиоприемники в СССР появились примерно в то время, когда началось активное развитие радиовещания. Самым первым советским автомобильным радиоприёмником стал «АИ-656», выпущенный в 1936 году для лимузина «ЗИС-101». В названии приемника были зашифрованы его характеристики — «6-контурный, 5-ламповый» — и год выпуска (1936).
Однако, как можно судить по вырезкам из газет, которые приводят пользователи форума радиолюбителей, первым серийным автомобильным радиоприемником в СССР стала модель «А-5». Она разрабатывалась на базе «А-695», который выпускался с 1945 года для автомобиля представительского класса «ЗИС-110» и последовавшего за ним «ЗИМ».
Массовая комплектация автомобилей приемниками началась с выпуска «Москвичей» для зарубежных рынков. Одной из экспортных моделей стал «Москвич-402», выпущенный в 1956 году. Он получил несколько обновлений в части дополнительного оборудования по сравнению со своими предшественниками — «400-м» и «401-м». В числе прочего «402-й» был укомплектован штатным радиоприемником — «А-8М».
Евгений Кочнев, автор книги «Знаменитые автомобили. 1946-1970» указывает, что на момент выпуска усовершенствованной версии «402-го» — автомобиля «Москвич-407» — приблизительно треть «Москвичей» отправлялась за границу. Там особенно ценили их двухцветную окраску и редкие для такого класса радиоприемники.
Фото bogdan / CC
В последующие годы и другие советские автомобили начали оснащать приемниками. В их числе были «Волги» и «Запорожцы». Параллельно начал формироваться «элитный сегмент» автомобильных систем — ими оборудовали машины высокопоставленных лиц. Например, в поздний советский период в «Чайку» и «ЗИЛ-115» ставили «АВ-75». Приемник имел несколько модификаций: «АВ-75-3С», «АВ-75-3Е», «АВ-75-ЧС» и «АВ-75-ЧЕ» — буквы в конце наименования указывали марку автомобиля и диапазон УКВ (для СССР или Европы).
Машины некоторых партийных руководителей, в том числе и лимузин Леонида Брежнева, были оборудованы приемником «АВ-75-3С» рижского завода Radiotehnika. Его особенностью было наличие пульта управления и входа для подключения кассетной магнитофонной приставки.
Фото Pxhere / CC
Некоторые модели советских приемников ценятся до сих пор — на интернет-аукционах можно найти раритетные устройства «Урал Авто». Этот приемник выпускали в 70-х. Его главной особенностью служила универсальность — он мог использоваться в качестве портативного устройства. Например, вот как работает «Урал Авто-2».
В целом ассортимент радиоприемников в период с 1950 по 1970 год немногим превышал 20 моделей.
Новые форматы
Во второй половине XX века радио пользовалось популярностью по всему миру. В то же время появлялись и новые форматы. Эта тенденция не обошла стороной автомобильную промышленность. В конце 1950-х в США выпустили серийные проигрыватели пластинок (например, Highway Hi-Fi в Chrysler) для машин. Устройство не успело стать широко востребованным из-за ряда ограничений (в частности, у него была скромная коллекция доступных пластинок) и уступило место кассетным проигрывателям.
В 60-х в СССР предприняли свою попытку сделать автомобильный виниловый проигрыватель — «Даиси». О нем сохранилось не так много свидетельств, но известно, что производили его в Тбилиси. Как и в случае с Highway Hi-Fi, для «Даиси» выпускали пластинки формата медленнее привычного — 16⅔ оборотов. Есть мнения, что производителю удалось решить проблемы американского аналога. В то время как медиатека для Highway Hi-Fi была ограничена, для «Даиси» якобы подготовили «широкий ассортимент грампластинок». Такой проигрыватель можно было установить в «Волгу».
А вот о кассетных магнитолах того времени известно больше. В 1972 году на заводе в Санкт-Петербурге разработали три системы — «Автокассета-Стерео», «Автокассета-201» и «Автокассета-202-стерео» — для «Жигулей», «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». Однако эти магнитолы по каким-то причинам так и не пошли в производство. Зато через два года на их базе в Московской области наладили выпуск систем «АМ-301», а в Гродно — «Гродно-301». Проигрыватели были схожи между собой по устройству и были рассчитаны на установку в легковые автомобили ВАЗ-2103 и ИЖ-2125. «АМ» и «Гродно» воспроизводили кассеты МК-60 с лентой шириной в 3,81 мм.
Позже стереосистемы начали изготавливать в Харькове, Арзамасе, Тамбове, Муроме и других городах. Устройства выпускали в течение 80-х, а некоторые модели продолжили собирать и в 90-е.
Фото Jury Svetashev / CC
Далее началось производство и автомобильных стереофонических систем. Например, с 1987 года в Новосибирской области выпускали «Вега 8АС-2А», которую позиционировали как оборудование с высококачественным звучанием. Таким образом, за полвека аудиосистемы в советских автомобилях прошли путь от первых приемников до прототипа автомобильного Hi-Fi.
Материалы для дополнительного чтения из «Мира Hi-Fi»:
Конечно, они не могли похвастать такими фишками, как противоугонная система или прямоугольными сотовыми диффузорами, для многих советских подростков они тоже были предметом несбыточных мечтаний, так как стоили весьма недешевоh2>ВЭФ-280-стереоМаксимальная выходная мощность модели составляла 2 х 3 Ватта, в переносном варианте аппарат питался от восьми батареек типа 373. Размеры магнитолы были 500 х 370 х 130 мм, масса - 9 килограммовh2>Вега-328-стереоРига-120-стереоНоминальная выходная мощность составляла 2 х 1 Ватта. Размеры корпуса были 505 x 350 x 160 мм, весила магнитола 8,5 килограммов. Розничная цена модели составляла 700 рублейh2>Арго-004-стереоПриемник работал во всех диапазонах вещания, встроенные колонки имели двухполосную конфигурацию. Для подстройки звучания под свой вкус имелись темброблоки на НЧ и ВЧ, а также контур расширения стереобазы. Питание было от сети либо шести батарей А-373 или внешнего источника.
Номинальная выходная мощность модели была 2 х 1,5 Ватта, то есть максимальная была в два раза выше. Весила магнитола 8,5 килограммов и стоила 595 рублейh2>Ореанда-203-стереоПрисутствовал выход на внешние АС и на наушники. Для питания требовались семь батареек А-343 либо подключение к электросети.
Номинальная мощность была 2 х 1 Ватт. При габаритах 510 х 310 х 130 мм аппарат весил 7,5 килограммов. С начала 1988 года магнитола именовалась «Ореанда РМ-203Сh2>Медео-102-стереоФункциональное оснащение включало встроенные микрофоны, автоматическое и ручное регулирование уровня записи, автостоп, автопоиск фонограмм по паузам, светодиодный индикатор уровня записи и воспроизведения, поддержку двух типов ленты, систему динамического шумоподавления.
Максимальная мощность при работе от сети – 2 х 2,5 Ваттаh2>Рига-230/Радиотехника МЛ-6201Съемные акустические системы имели двухполосную конструкцию, встроенный магнитофон мог работать с двумя типами ленты, он имел поканальную регулировку уровня записи, систему шумопонижения и автостоп. Фактически, модель представляла собой набор блоков в отдельных корпусах.
Максимальная выходная мощность при питании от сети достигала 2 х 3 Ватт, в переносном варианте эксплуатации требовались 8 батареек типа 343. Общий вес составлял 10,5 килограммов, продавалась модель за 675 рублейh2>Томь-РЭМ-209СМаксимальная выходная мощность при работе от сети достигала 5 Ватт на канал. Цена составляла 690 рублей, весила магнитола в сборе 7 килограммовh2>Арго РМ-006СИз функций следует отметить пятиполосный эквалайзер, систему шумопонижения, автоматическое переключение типов магнитной ленты, электронные часы с таймером.
Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт на канал. Габариты магнитолы были 519 х 327 х 170 мм, вес - 7,7 килограммов. Стоила эта красота 608 рублейh2>Вега РМ-235СКассетник
Мечта каждого пацана в 80-е. Круто было пройтись с друзьями по району с кассетником на плече, из динамика которого раздавалось голосом Цоя: «Только капля за каплей из крана вода, Только капля за каплей из времени дни, Ты пойдешь рубить лес, но увидишь лишь пни. Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла, Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.» Или взять с собой в поездку всем классом в Домбай или Архыз.
Небольшой обзор по кассетным магнитофонам я уже делал полгода назад, но был ещё один тип мобильных кассетников — магнитолы. И ничего, что по радио в те времена слушать было нечего. Не было ни «Нашего Радио», ни даже «Европы плюс». Максимум «Маяк» (для того чтобы слушать «ВВС» была необходима аппаратура покруче). Но тем не менее эта добавка к проигрывателю кассет придавала к статусу обладателя магнитолы дополнительный плюсик.
История портативных кассетных магнитол в СССР началась с аппарата «Ленинград-003»
Он был разработан в 1972 году. По сути в этом аппарате был объединён приёмник «Ленинград-002» с ленто-протяжным механизмом от магнитофона «Весна-305«. В серию он не пошёл, гибрид приёмника высшего класса с магнитофоном третьего не устроил экспертов.
В итоге первой серийной портативной магнитолой стал «Форум-301«, объединивший в 1973 году радиоприёмник 3-го класса и кассетную магнитофонную панель 4-го класса.
Далее стали появляться и другие модели с различных заводов нашей страны, Киевского «Радиоприбора» и Томского радиотехнического, Бердского и Владимирского, Брестского и Петропавловского, Иркутского и Арзамасского, Московского ПО «Темп» и Ленинградского завода «Новатор», Рижского электротехнического и Запорожского электромеханического, Харьковского «Протона» и Челябинского «Полета».
И модели были у всех свои!
«Эврика»
«Азамат», «Аэлита», «Весна»
«Арго»
«Казахстан», «Сокол»
«Ореанда»
«Томь»
«Нерль»
«Урал»
И конечно же «Вега»
«Вэф»
И главная легенда тех лет «Радиотехника»
Легендарная «Рига-110» и последующие модификации
и другая продукция знаменитого в те времена Рижского ПО
Были ещё «Медео»
«Скиф», «Соната», «Орбита»
«Россия»
«Протон»
«Галактика», «Маяк», «Аэлита»
Это гораздо более крутые аппараты, с которыми нельзя было пройтись по улице или взять с собой в поход. Они стояли только дома — стационарные магнитофоны, или как мы их тогда называли — деки.
Первым таким магнитофоном, выпущенным в нашей стране, стал аппарат «Вильма-302-стерео«, выпущенный в 1972 году Вильнюсским приборостроительным заводом «Вильма»
Этот завод вообще можно считать флагманом в этой области. Им же был выпущен первый в СССР магнитофон-приставка высшего класса
И в дальнейшем линейка дек этого завода была внушительной
А вот такой аппарат стоял у меня дома — «Маяк-232«, в своём роде аппарат-легенда. Служил он верой и правдой до второй половины 90-х. Нет, он не сломался. Я его подарил, когда стал обладателем магнитолы Sony — эпоха кассет к тому времени уже ушла, в моде было CD.
Линейка «Маяков» тоже была достаточно внушительная
Но хоть и почти всем меня устраивал «Маяк«, всегда хотелось иметь такой аппарат — «Радиотехника«. Когда во второй половине 80-х у нас открыли фирменный магазин «Ригонда«, мы мальчишками ходили в него как в музей — поглазеть на классную аппаратуру. Круче «Ригонды» «музеем» считался только комиссионный магазин с импортной аппаратурой.
Помимо этих брендов, было еще огромное количество дек других марок, выпускаемых различными заводами нашей страны:
Амфитон
Арктур
Вега
Карат
Комета
Морион
Нота
Ода
Орбита
Орель
Рапри
Рифей
Романтика
Рута
Соната
Тоника
Электроника
Яуза
Возможно что-то я и упустил. Но и так список получился очень внушительный! Намного рекламы из тех времен.