Национальность зверева сергея
Недавно известный российский артист и шоумен Сергей Зверев заявил, что готов пойти на выборы в Госдуму от Бурятии. Заметим, что предложение выдвинуться он получил от лидеров сразу пяти партий.
В этой связи мы решили взять интервью у Сергея, тем более, что он уже долгое время гостит в Бурятии и впервые побывал в ее столице.
Из рода тункинских казаков
- Сергей Анатольевич, начнем с самого популярного в Бурятии вопроса: Хаантибта? Буквально переводится – откуда, но подразумевает знание своего рода-племени.
- Наша фамилия Зверевы известная и распространенная в Тункинском районе. К сожалению, отец ушел из жизни, когда мне было 6 лет. Дедушка – ветеран войны – тоже. Они не успели передать мне знания о своей родословной. Но я читал книгу «Иркутское казачье войско: история и современность» атамана Иркутского казачьего войска Союза казаков России Николая Михайловича Меринова. Он приводит данные Иркутского казачьего войска за 1919 год. В него входило восемь станиц, из них две в Тункинской долине. Казачьими селами были мои родные Гужиры, Тибельти, Нерюхай, Бадары, Булунтулай. Как считает преподаватель английского языка Кыренской средней школы Юрий Зверев, фамилия Зверевых, скорее всего, была распространена среди казаков Зактуйской заставы, откуда родом предки самого учителя. Возможно, и наш общий прародитель тоже был родом из Зактуя. Поэтому я собираюсь поискать документы предков в Иркутском областном архиве. Надеюсь, что там сохранились книги Гужирской церкви, куда вносили имена детей при крещении. Ведь мое родное село Гужиры основали в 1827 году новокрещенные буряты рода хурхууд. Это древние жители земель вокруг Байкала. По одной из версий историков хурхууды – потомки курыкан – предков бурят и якутов.
- Так вы из древнего рода хурхуд?
- Вы знаете, что по всей Бурятии казаки, прибывшие охранять границы, женились на местных девушках. Не исключение тункинские казаки. Они брали в жены уроженок из разных бурятских племен, издавна живших в Тункинской долине – из племен хурхууд, хонгодор, шошолог, тэртээ. Так что во мне, как в любом уроженце приграничных районов Бурятии, течет бурятская кровь.
- Вы еще до пикета в защиту Байкала выступали с призывом восстановить уникальную церковь в Гужирах. В чем уникальность вашей сельской церкви?
- Прежде всего, в ее истории. Как я уже говорил, основатели села – крещеные буряты –построили деревянную православную церковь в 1852 году по инициативе заседателя Думы Бордоя Порушенова. Имя и фамилия говорят сами за себя. У нас образовался Гужирский миссионерский стан. Когда через 7 лет деревянное здание сгорело, протоиерей Николай Доржеев, находившийся на тот момент в Санкт-Петербурге, занялся сбором пожертвований и поиском благотворителей. Обратите внимание на фамилию протоиерея – Доржеев. Это чисто тункинское окончание бурятских фамилий в Тунке: Дашеевы, Сушкеевы, Доржеевы. Тогда императрица Александра Федоровна, вдова императора Николая I, отправила в Гужиры икону Спасителя. В 1861 году Доржеев вернулся и приступил к строительству двухэтажной церкви. Под его руководством храм был построен в августе 1866 года. Богослужение там велось на русском и бурятском языках. И это зафиксировано в документах.
- Так ваши предки говорили на бурятском языке?
- Причем ближайшие. Дедушка и бабушка по отцу хорошо говорили по-бурятски. Мама то у меня из детдома. Самым любимым блюдом у меня в детстве был саламат, который мастерски готовили в нашем доме. Из его окон была видна эта наша, можно сказать, родовая церковь. Жаль, что в 1980-х годах здание Гужирской церкви решили превратить в культурно-спортивный комплекс. С тех пор храм и не действовал.
- Вы хотите ее восстановить как действующий храм или как памятник истории?
- Убежден, здание Гужирской церкви надо восстанавливать, именно как православный храм. Во время встречи с владыкой Иосифом обговорили некоторые моменты. Владыка подсказал, как действовать. Дал полезные советы. Благодарен владыке за встречу.
На встрече с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Иосифом
«Дух воина всегда во мне»
- Вы выросли у подножья одной из самых почитаемых священных гор - Буха-нойон. С ее вершины, как писал один из православных миссионеров-священников, побывавший там в начале XX века, «открывается роскошный вид на Торскую степь. Вообще окрестности Гужир своей сказочной красотой поражают всякого заезжего сюда человека». Есть ли у вас фото и видео природы вашей малой родины?
- Да, как вы правильно сказали, окрестности Гужир поражают красотой плодородной Торской степи. У меня много фото с родными пейзажами дома и в моем телефоне. Скажу с гордостью – фото и видео моей родины поразили живописностью и конкурсную комиссию ТРК «Тункинская долина». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всю команду проекта, жителей Тунки, главу района Ивана Альхеева, директора национального парка Алдара Доржиева, главу Бурятии Алексея Цыденова за любовь к Тунке, Бурятии, за энтузиазм и самоотверженность. Я всегда с трепетом отношусь ко всем святым местам Тункинской долины. Особенно, к священной Белой Горе – Буха-Нойон. По-русски она называется Бычья гора, поскольку олицетворяет окаменевшее небесное божество в облике быка – легендарного первопредка двух крупных бурятских племен. В 1840-х годах на одной из вершин горы лама из Монголии построил небольшую часовню – бумхан. И хозяин Буха-нойон стал буддийским божеством богатства Ринчин-ханом. Его изображают всадником на белом коне, с железным крюком в правой руке и чиндамани (драгоценность, исполняющая желания) в левой.
- Мне удалось побывать в Китае, во Внутренней Монголии в центре поклонения Чингисхану в местности Ордос. Там поют гимны соратникам Чингисхана, в том числе Буха-Нойону. Поэтому крупные бурятские ученые считали, что образ бурятского божества-быка в основе своей содержит реальное историческое лицо. Полководца-тысячника Чингисхана с именем Буха-нойон, бык-господин. В гимне про него поется:
Муж несгибаемой воли,
И подвиги его неувядаемы,
Отдавал он силы свои
И в походах не знал
Страха и смятения,
И буря, и ливень
не задерживали его никогда!
- Спасибо за интересную дополнительную информацию. Дух воина всегда во мне. Мне было нелегко одному – начинать жизнь, учебу, карьеру. Но как Буха-Нойона меня не согнуть никакими интригами и завистью. Я продолжу свой путь, как бы ни задерживали никакие бури и ливни. Я всегда ощущаю духовное покровительство божеств-хозяев Тункинской долины. Им всегда молилась моя бабушка, вырастившая меня.
- Даже в советское время ваши односельчане продолжали поклоняться Буха-Нойону?
- Конечно, независимо от национальности. Русские гужирцы посещали гору в Духов день (понедельник, следующий день после Троицы). Бабушка вместе с соседками, подругами поднимались к подножию Белой горы, где было бурятское обо. Молились по бурятским народным традициям богам Тункинской долины, приносили подношения «белой пищей». Я хорошо помню эти народные праздники. И как бабушка, которой уже была далеко немолодой, проворно восходила к подножию Буха-Нойона, где была часовня. И так все отчетливо сохранилось у меня в памяти – ощущение великого праздника, когда нарядная, вся в новой одежде, новом, красивом платке, красиво причесанная, ведет меня, тоже принаряженного, на праздник. После обряда все собирались, варили чай «зутаран», саламат на топленом масле.
- Ваши земляки берегли природу. Еще в конце XIX века писалось, что «лес у горы Буха-ноин тункинские буряты и гужирские казаки не смеют рубить для домашнего употребления». В каком сейчас состоянии лес у вашего села?
- Состояние леса около Гужир в целом неплохое. Ведь известно, как грабительски вырубалась тайга в Тункинском районе, в конце 1980-1990-х годов. Круглые сутки шли лесовозы. Возле Ахалика, где крупное месторождения каменного угля, уже начали рыть карьеры. Если бы не создали нацпарк, то была бы катастрофа. В этом году будем отмечать 30-летие Тункинского национального парка. И я приложу все силы, чтобы он стал брендом не только Бурятии, но и России во всем мире.
- А ведь есть еще одна достопримечательность Тункинской долины. Вы знаете, что она считается и местом рождения великой праматери золотого рода Чингисхана? Ей хотят поставить монумент у тункинского села Галбай.
- Знаю, вы говорите об Алан-гоа. Скажу больше, в детстве я читал известную притчу о матери, которая научила своих детей единству на примере прутиков, которые легко сломались по одному. Но собранные в пучок прутики были несгибаемы. Только став взрослым я понял, что это была легенда об Алан-гоа, когда прочитал «Сокровенное сказание монголов». Я уважаю древнюю историю бурят-монголов. Убежден, что нашего общего прародителя Чингисхана не зря назвали «Человек тысячелетия». Пока же, я считаю, что в Тунке нужнее монументы Хану Шаргаю-нойону у Хойтогола, Буха-Нойону, где рядом – мое родное село Гужиры. Тем более, что идея установки скульптурной композиции на въезде в нацпарк или в райцентре Тунки – Кырене высказывалась во время защиты проекта туристско-рекреационного кластера «Тункинская долина». Конечно, для исполнения этой мечты нужно время.
На встрече с XXIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым
«Красота женщин Бурятии меня восхищает!»
- Как-то вы рассказывали федеральным журналистам про свою первую любовь в детсаду – Таню Ободоеву. «Мне казалось, что она невозможно красивая. Мне тогда все говорили: «Что ты нашел в ней?! Вон какие девчонки красивые!», «Куда она такая худющая: узкие глаза, черненькая?!» А для меня это был просто предел красоты, что-то неземное», говорили вы. Как сейчас вы бы охарактеризовали красоту бурятских женщин?
- Красота бурятских женщин и всех женщин Бурятии, конечно, меня восхищает! Женщины у нас красивы необыкновенно! А у буряток – превосходная кожа. Меня, как и других, поражает, что даже в «бальзаковском» возрасте, у вас почти нет морщин! Мне нравится, что женщины в Улан-Удэ ухоженные, с модными прическами. Стильно одеты, тактичный макияж. Чувствуется, что следят за собой и за последними трендами в моде, парикмахерском искусстве. Молодцы!
- Вопреки стереотипам, в советские годы многие сельские магазины имели хорошее снабжение качественной одеждой. Вы рассказывали в ранних интервью о покупках качественной одежды в Кырене, как мама вас очень хорошо одевала. Вы были самый модный в детском саду. Самый такой фэшн-ребенок, как вам казалось. То есть, чувство стиля вам привили в семье?
- Бабушка, мама, ее сестры хорошо шили, вышивали. Меня старались, насколько позволяли деревенские условия, одевать чисто, красиво. И эстетическое чувство прекрасного, чувство цвета и формы, у меня от них, в крови. В домах было очень чисто, уютно. Много цветов разводили, содержали большие хозяйства. Словом, жили своим трудом и меня научили не бояться трудностей. Помню, как после окончания начальной школы в Гужирах мы учились в средней школе в соседнем селе Далахай. Ходили пешком туда и обратно каждый день 11 километров. Автобусов, машин не было. Бабушка была очень строгая. Гоняла меня, приучала быть ответственным. Особенно уроки не пропускать. Как-то прихожу зимой, весь заледеневший, в школу. Зашел, а вахтерша говорит – «Ты зачем пришел? Сегодня 40 с лишним градусов мороза. Никто не учится». А я был маленький, худенький, весь синий. Что поделать? Немного погрелся и пошел обратно, опять за 11 км. Как тут характер не закалится?
- Ваш дедушка был героем ВОВ, дошел до рейхстага, прекрасно играл на баяне и аккордеоне, как и ваш отец Анатолий Андреевич Зверев. Вы унаследовали от них любовь к музыке?
- Да, у нас семья была очень музыкальная. Любили и работать, и отдыхать. Может, поэтому у меня родилась песня о родине. Я услышал ее мелодию во сне. Проснулся, написал почти сразу и стихи, и музыку. Позвонил в семь утра Иосифу Давыдовичу Кобзону. Думал, что он трубку не возьмет. Слава богу, он взял! И только сказал – «Приезжай на запись, сегодня». И в восемь утра мы встретились. Иосиф Давыдович был уже готов к записи. Было так рано, но Кобзон был в эффектном костюме, свежий, в бодром настроении. «Вот это настоящий супер профи!» - отметил я про себя. И мы с ним на одной волне исполнили песню. Она очень понравилась Иосифу Давыдовичу. А через некоторое время его не стало. Оказалось – это последняя песня, исполненная вместе со мной. Скоро, надеюсь, состоится ее премьера. Из современных композиторов мне по душе творчество Лудуба Очирова. Он невероятно талантлив. У нас в планах – тоже записать одну из его новых песен.
- Вернемся к вашему детству. Вам повезло вырасти в СССР, в большой стране, куда входил независимый сейчас Казахстан. Там вы закончили среднюю школу и училище. Какие чувства вы испытываете к Казахстану?
- Cамые теплые чувства. Там меня тоже считают своим.
Сила богов Тунки
- Сейчас трудно поверить, что вас взяли в техникум только с третьего раза, поскольку специальности «парикмахерское искусство, специалист по макияжу и дизайнер по одежде» считались женскими. Более того, вы еще студентом стали звездой училища, выигрывая все конкурсы. Можно ли сказать, что вы своим примером открыли дорогу в эти специальности юношам?
- Смею надеяться - моя история как раз убеждает в том, что нет «женских» и «мужских» профессий. Просто ты - или профессионал, или нет.
- Вы вспоминаете, как педагоги возили вас в детские дома стричь и причесывать детей. Они тянули к вам руки, просили забрать. Вы с однокурсниками плакали. С тех пор вы начали постоянно помогать детям?
- Еще раньше. Я рано начал зарабатывать. Когда у моих друзей было свободное от учебы время, они шли в кино, в кафе. А мне надо было самому зарабатывать, «пахать» на нескольких работах, чтоб самому себя содержать, одеваться. Но я ни у кого ничего не просил. Надеялся только сам на себя. Когда стал зарабатывать, начал покупать в детдома продукты и игрушки с техникой. Посылать сам деньги домой, маме. Она сама воспитывалась в детском доме, вместе с сестрой. И приучила меня помогать детям. Я и сейчас жертвую часть денег со своих концертов в разные фонды. И так должен поступать настоящий мужчина. И, одновременно, я, в самые трудные моменты, ощущал – мне помогает какая-то светлая сила. Может быть, это и есть сила богов Тунки.
- В годы железного занавеса вы попали за границу. Что вас больше всего поразило?
- В первый раз я попал за границу, когда служил в армии в Польше. Там впервые я увидел книги, красочные журналы по парикмахерскому и дизайнерскому искусству. Увидел девушек, одетых в леггинсы, с яркой бижутерией, макияжем. Прическами, о которых мы, в Советском Союзе, практически не имели понятия. А я уже закончил парикмахерское отделение профессионально-технического училища в Усть-Каменогорске, в Казахстане, где мы жили. И мне было очень интересно узнавать новое, я хватал все, буквально на лету.
«Если Родина призовет, пойду воевать!»
- В наше время парни стараются избежать службы в армии, хотя срок сократили до года. Вы же не просто отслужили два года, но и попали в элитные войска ПВО в Польше, хоть и социалистической стране, но за границей. Вы до сих пор вспоминаете тяжелые военные учения, когда порой засыпали в одежде и с оружием в руках. Чтобы, не одеваясь, сразу по тревоге выбегать и действовать. Случись война, вы так же, не раздумывая, пойдете воевать за родину?
- Верно говорят отцы-командиры, тяжело в учении – легко в бою. Если Родина призовет, конечно, не раздумывая, пойду воевать! Как мои деды и прадеды!
- В армии вы стали заместителем командира взвода, секретарём комсомольской организации, дослужились до звания старшего сержанта. Там вступили в Коммунистическую партию Советского Союза. Могли бы сделать партийную карьеру во власти. Почему предпочли заниматься индустрией красоты?
- Потому что создавать, придумывать, творить красоту – это мое призвание. Я не раз в жесточайшей конкуренции становился абсолютным чемпионом Европы, абсолютным чемпионом мира по парикмахерскому искусству. Получил четыре раза Гран-При «Золотая роза», в разные годы, во Франции, Германии, других странах Европы и мира. И там надо было конкурировать с лучшими мастерами не только в парикмахерском искусстве. Но и в мастерстве стилиста, визажиста. Надо было полностью создать цельный образ модели в повседневном, вечернем облике. Но и показать образ девушки в футуристической моде будущего. Я побывал с показательными выступлениями во многих известных домах моды, во многих городах мира. Пока больше никто не повторил моих достижений.
Сергей Зверев возлагает цветы героям Великой Отечественной войны на Мемориале Победы в центре Улан-Удэ
«Я держал ножницы уверенно»
- Ваш трюк, когда вы стрижете, держа руки за спиной, или укладываете сложнейшие прически только пальцами, пытался ли повторить кто-либо?
- Возможно, кто-то и пытался. Но я вам скажу, что это очень опасно. Я держал ножницы уверенно. Никому не причинил ни малейшего ущерба. Да, укладывать только пальцами, без расчески и фена считается высшим уровнем мастерства. Все мои модели приходили в восторг.
- «Я сделал себе имя сам. Не было никаких людей, за которых я бы зацепился и влез на Олимп. Я всему обязан своим собственным рукам, таких рук ни у кого больше нет. Даже если я останусь сейчас на улице, сгори у меня все, что есть, исчезни, я смогу выжить. Главное - что у меня останутся мои руки, и я сделаю все еще лучше», – сказали вы в одном из интервью. В 2006 году вы застраховали свои руки на 1 миллион долларов США. Как Вы бережете свои «руки-ножницы» от физической работы?
- Да, был такой эпизод в моей жизни. Сейчас я стригу избранных клиентов.
- Переехав в Москву, вы едва не повторили судьбу погибшего в ДТП отца. Врачи спасли вам жизнь, но сохранить лицо не удалось. «Перелом носа был такой, что он просто съехал, стекол очень много» - вспоминаете вы и признаетесь, что одной стороной носа до сих пор дышите с трудом. «Какие-то ноты взять из-за этого не могу. До сих пор не могу дышать «молча», чтобы не шипеть. Я не могу вдохнуть через нос на полный объем легких. Понятно, что мне еще нужна операция, и не одна».
- Действительно, было такое. Но зачем человеку дан мозг? Чтобы совершенствовать себя. Невзирая на боль.
- Совсем молодым вы могли себе позволить все: рестораны безумные, машины, вечеринки. Звездная жизнь подразумевает многое из этого списка. Но ни наркотики, ни алкоголь, ни сигареты вы не употребляете?
- К счастью, мне удалось побороть пагубные «соблазны» молодости. Просто не считал нужным тратить на это свое драгоценное время. К слову, я и сейчас поддерживаю форму, хожу в тренажерный зал, соблюдаю диету.
- Не обойтись без вопросов о личной жизни. Разные источники в интернете пишут, что вы были четыре раза официально женаты. Неофициальные браки приписывают с самыми красивыми женщинами страны. Такими, как Ирина Понаровская и Наталья Ветлицкая, Александра Гинзбург (известна как Саша Project), солистка группы «Блестящие» Полина Иодис, исполнительница Юлианна Лукашева, певица Паола и композитор Ирина Билык. О своих четырех женах, вы пишете: «Все мои бывшие жены очень сильные женщины, но в итоге оказывались не сильнее меня. Возможно, если бы нашлась женщина, которая была бы сильнее или совсем слабая, нейтральная, брак был бы и прочнее. А так меня хватало на несколько лет, и до свидания. Я так избалован женщинами, избалован этой вот звездностью, что в принципе, если надо, мне никто не откажет. Но все-таки инстинктивно я ищу ту, единственную. Даже на каких-то мероприятиях наблюдаю, смотрю за всеми, но то ли ее нет, либо она уже замужем». Есть ли шанс у красавиц из Бурятии?
- Ничего невозможного нет (смеется). Хочу отметить, со всеми моими бывшими женами я дружу, общаюсь. И у них между собой уважительные отношения.
- Спектакль «Улейские девушки» в театре бурятской драмы напомнил вам о детстве в Тункинском районе, где вы видели веселые сельские свадьбы. Что еще вас поразило в Бурятском театре драмы?
- На меня произвела большое впечатление игра актеров Бурятского театра драмы. Столько динамики, эмоций, пластики! Сам театр тоже очень живой. В нем чувствуется ДУША – любовь зрителей, профессиональные традиции. Звучание мелодичной бурятской речи. Великолепные, неповторимые интерьеры. В спектакле «Улейские девушки» я увидел интересные, оригинальные режиссерские, актерские находки. Желаю коллективу театра новых творческих открытий, все новых и новых поколений зрителей. В эпоху интернета театрам приходится нелегко. Но в Бурятском театре драмы поток зрителей, по-моему, будет только увеличиваться!
- 4 марта 2019 года вы устроили на Красной площади одиночную акцию протеста против строительства заводов по розливу бутилированной воды на озере Байкал. Административным нарушением такая акция считается в том случае, если она проводится у резиденции главы государства, которой и является Кремль. Вам грозил штраф или до 40 часов обязательных работ. Но если это решение вы обжаловали, то как быть с другим наказанием от властей? Вас действительно перестали приглашать на некоторые выступления?
- Могу сказать – «да». Но трудности только закаляют. Я уже добился невероятных высот в мире моды, получил признание в индустрии красоты и шоу-бизнесе. Из обычной профессии сделали звездную фэшн-профессию. Раньше считалось почтальон, парикмахер и банщик-мойщик — это службы быта, не интересные никому. Но я стал звездой уровня поп или рок-звезд. Я показал всему миру, что в этой профессии многое реально. Очень тяжело быть номером один в своей профессии, быть номером один во всем мире и при этом не показывать проблем. Научиться держать все в себе. Не все публика должна знать, не все должна слышать и видеть. Что-то должно быть твое и только твое. Я и сейчас рассказываю о некоторых событиях дозировано. Мне очень тяжело возвращаться в то время.
«Определюсь позже»
- Вы решили пойти в политику, вы сохраните этот принцип дозированности рассказов о себе?
- Скорее всего, да. У каждого человека есть личное, душевное пространство. В том числе и у меня.
- Вы уже выбрали партию, которая двинет вас в Госдуму от Бурятии?
- Нет. Определюсь позже. Пока могу сказать, что лидеры пяти партий, в том числе парламентской, сделали мне предложение.
- Как оцениваете действующих депутатов от республики? Алдара Дамдинова и Николая Будуева. Второй уже выпустил свою газету.
- Я отношусь ко всем ровно. С названными вами депутатами не знаком.
- Возможно, что вашим соперником от КПРФ будет Вячеслав Мархаев. Сможете помериться с ним силами?
- До выборов в сентябре 2021 года еще много времени.
- В своей автобиографии вы рассказали, что у вас бывают видения будущего. Причем, началось все с раннего возраста. Вы увидели, как ваш папа лежит в гробу в черном костюме, в белой рубашке. И когда в ваши шесть лет он умер, на похоронах вы все думали: «Ну, надо же, я все это уже видел». Объяснение этому нашел только когда стал взрослым». Какие еще видения были у вас в последние годы? Может у вас в роду были ламы, не зря ваш троюродный брат – лама в дацане, в сакральном месте Бурхан-Баабай?
- В нашем роду, возможно, по бурятской линии, были шаманы, ламы, православные священники. Видений было у меня много. Но я пока не стану ими делиться. Скажу одно – мечтайте о самом большом. О самом лучшем не только для себя, но и для своей родной земли. Она тебя вскормила. И надо отдавать ей долги. Всех с наступившим Новым 2021 годом. Всем – мира, добра, тепла, любви, надежных друзей!
- Сергей Анатольевич, спасибо за интервью.Автор: Андрей Яннациональность зверева сергея