Андерссон бенни
Так сложилось исторически, что история скандинавской музыки знает совсем
немного всемирно известных имён. Люди, далёкие от искусства, с ходу
смогут назвать, пожалуй, только Эдварда Грига. Профессионалы и меломаны
непременно вспомнят имя Яна Сибелиуса. Об остальных представителях
музыки Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии знают, наверное, только
въедливые исследователи.Между тем вторая половина XX века подарила миру композитора, творения которого потомки весьма вероятно поставят в один ряд с шедеврами Моцарта и Бетховена. Нашим современником является человек, имя которого ассоциируется обычно с одной из самых ярких поп-групп 70-х годов прошлого столетия. А между тем, оставленное им музыкальное наследие составляет огромный и неизведанный широкими слоями слушателей пласт настоящих шедевров. Речь идёт о Бенни Андерссоне, музыканте-клавишнике, композиторе, продюсере, бывшем участнике шведского квартета ABBA.Он родился 16 декабря 1946 года в семье, которая была музыкальной династией. Дед и отец Бенни были аккордеонистами, и будущая знаменитость с детских лет перебирал пальцами клавиши аккордеона и фортепиано. Склонность к сочинению музыки проснулась в нём довольно рано. Когда Бенни было 20 лет и он был клавишником культовой в 60-е годы шведской группы The Hep Stars, один из друзей сравнил его с музыкальной табакеркой, из которой струится нескончаемый поток разнообразных мелодий.Поклонники ABBA знают Бенни Андерссона как обаятельного бородача, играющего в группе на клавишных инструментах. Однако миссия Бенни была гораздо шире, чем простое «подыгрывание» двум ведущим вокалисткам группы. Именно Бенни Андерссон стал автором музыки всех основных хитов квартета. Создавая песни в тандеме со своим другом и коллегой, Бьёрном Ульвеусом, Андерссон, как правило, отвечал в группе за написание мелодий и исполнял «функцию» композитора. Ансамбль народных музыкантов, с которыми Бенни записывал альбомы своей инструментальной музыки в 80-е годы, со временем преобразовался в группу, которая так и называется: «Оркестр Бенни Андерссона» (Benny Anderssons Orkester). Для своего оркестра бывший АББАвец пишет сегодня новые вещи, дающие возможность слушателям насладиться композициями и в духе далёких джазовых 50-х, и выдержанными в традициях лучших творений традиционной шведской фолк-музыки. Бенни вместе со своим музыкальным коллективом (на компакт-дисках обычно используется сокращение “ВАО”, – прим. авт.) очень любит выступать на открытых площадках перед шведами, и часто ездит с гастролями по самым отдалённым уголкам страны. Настоящим украшением этого музыкального коллектива стала певица Хелен Шёхольм, которую шведская пресса иногда называет «голосом ABBA XXI века». «Они делают очень важное дело», – говорит о фолк-музыкантах Бенни. – «Передавая народную музыку от поколения к поколению через десятилетия и даже через столетия, они способствуют сохранению музыкальных традиций, не позволяя нам забывать о своих музыкальных корнях».Один поклонник музыкального творчества Бенни Андерссона сравнил его однажды с могучим дубом, глубоко пустившим корни в родную шведскую почву. Любовь и тяга музыканта к народной музыке всегда остаются с ним. И не только к шведской. В 1999-м году грузинский вокально-инструментальный ансамбль «Тбилиси», выступавший с гастролями в Стокгольме, настолько пленил Бенни Андерссона своими голосами и исполнительским мастерством, что тот немедленно записал на своей студии “Mono Music” целый компакт-диск с музыкальными композициями талантливых грузин. Андерссон стал одним из немногих мировых поп-музыкантов, кто сумел перешагнуть амплуа “поп-звезды”, сумев по-настоящему реализовать свой творческий потенциал как композитора. Как продюсер, он помог раскрыться многим шведским поп-исполнителям, среди которых и ныне, увы, покойная Джозефин Нильссон – певица группы Ainbusk Singers. Став, без преувеличения, “нашим всё” шведской поп-сцены, теперь он вернулся к тому, с чего начинался его жизненный и творческий путь: к народной шведской музыке. Мега-звезда, солист культовой группы 70-х, богатейший музыкант Скандинавии, сегодня он предпочитает стоять на одной сцене с простыми скрипачами и тромбонистами – такими же, какими были его отец и дед. Бенни Андерссон, по его собственному признанию, хочет выступать на обычной сцене, без софитов и телекамер, и играть перед обычными слушателями, которые с радостью воспринимают написанные им новые мелодии. И аккордеон, на котором он учился играть в далёком детстве, по-прежнему является его любимым инструментом. Бенни всегда с огромным уважением относился к русским композиторам, и особенной любовью у него всегда пользовались произведения Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. Но мало кто знает, что музыканта связывает и сотрудничество с советским кинематографом. В 1987 году Бенни Андерссон написал музыку для картины советского режиссёра Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио». Заглавная тема этого фильма впоследствии вошла в альбом шведского дуэта Gemini, продюсером которого стал Бенни Андерссон.В 80-е и 90-е Бенни писал музыку для музыкальных спектаклей. В его творческом активе – мюзиклы «Шахматы» (“Chess”), в течение многих лет успешно ставившиеся на европейской сцене, и «Кристина из Дювемолы» (“Kristina från Duvemåla”). Последний представляет собой масштабное музыкальное полотно, повествующее об одной из самых драматичных страниц в истории Швеции – массовой эмиграции шведов из страны в XIX веке в более благополучную в то время Америку. С мюзиклом «Шахматы» связана интересная история знакомства Бенни с Аллой Пугачёвой. Примадонна советской эстрады получила приглашение от именитого шведа принять участие в записи и постановке мюзикла, исполнив роль жены советского гроссмейстера, но была вынуждена отказаться по политическим соображениям.«Величие музыки, созданной им в паре с Бьёрном Ульвеусом, стало очевидным уже при их жизни. Наши потомки будут так же скрупулёзно изучать наследие «Битлз» и «АББА», как сейчас люди изучают музыку Бетховена и Баха», – так писала газета «Московский комсомолец» в 2006-м году, в преддверии постановки мюзикла «Mamma Mia!» в России. В середине 90-х, когда по всему миру поднялась волна ностальгии по музыкальным группам прошлых десятилетий, Бенни не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с коллективом, ставшим главной страницей в его творческой биографии. Сегодня он, похоже, примирился с этим как с «неизбежным злом». Время всё расставило на свои места. В начале XXI века, когда ди-джеи заменили композиторов, а исполнителей, способных “зацепить” слушателей, можно пересчитать по пальцам одной руки, востребованной вновь и вновь становится музыка, созданная 20, 30, а то и 40 лет тому назад. И мелодии, написанные Бенни Андерссоном для ABBA, сегодня звучат так свежо, как будто он сочинил их за своим роялем только вчера.
андерссон бенни
Нельзя сказать, что с годами моя неприязнь к ABBA сменилась любовью. Скорее, моё новое отношение к группе можно назвать уважением и осознанием того, что своё место на пьедестале поп-музыки этот шведский коллектив занимает более чем заслужено. Вне зависимости от вкусов, я всегда ценил ярких мелодистов, а в этом отношении ABBA были явно на высоте. Их мелодии отличались разнообразием, изысканностью и цепко въедались в память на всю жизнь. Кроме того, и песни, и имидж ABBA навсегда останутся для меня своеобразным ностальгическим эталоном эпохи 1970-хp>
Показательно, что многие рок-музыканты — от Джона Леннона до Боно из U2 — относились к творчеству группы более чем благосклонно. А однажды в аэропорту к вокалисткам группы — Агнете и Фриде — подкатил в зюзю пьяный панк из SEX PISTOLS по имени Сид Вишес, чтобы уважительно «поручкаться» со шведскими барышнями, чем тех несказанно удивил (и, наверное, испугалpp> Даже ветер времени не смог выветрить популярность этой группы. Напротив. Спустя 10 лет после её распада сборник «ABBA Gold» (1992) разошёлся тиражом 20 млн. экземпляров — ни один предыдущий диск группы не продавался так хорошо. А в преддверии Миллениума подмостки театров потряс основанный на песнях ABBA мюзикл «Мама мия!», триумфальное шествие которого по миру достигло пика в 2008 году, когда на экраны вышел одноименный фильм с Мерил Стрип и Амандой Сэйфридp>
Выбрать из творчества ABBA хиты, о которых стоит рассказать — задача непростая. Хитов этих масса, поэтому не судите строго, если что-то я обойду сторонойp>
«Waterloo» (1974)
Впрочем, с первым хитом долго думать не приходится. Это, конечно, песня «Waterloo». Может, она и не лучшая в творчестве АББЫ, но уж точно самая судьбоносная.
В начале 1970-х шведская поп-музыка считалась глубоко провинциальной. Попытки шведских исполнителей выйти на мировой музыкальный рынок (даже с англоязычными песнями) были сравнимы с подвигами Геракла. Единственной «открытой» площадкой для рекламы своего творчества в те времена был конкурс «Евровидениеp>
В 1972 году будущие «гераклы» шведской поп-музыки уже были укомплектованы в великолепную четвёрку. Надо сказать, что комплектация вышла более чем удачной, ведь группу объединяли не только творческие, но и личные отношения. Главными композиторами были мужчины — Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, а голосами и «лицом» стали их «половинки» — Анни-Фрид (Фрида) Лингстад и Агнета Фельтског. Не стоит забывать и о продюсере коллектива — Стиге Андерссоне, который не только продюсировал, но ещё и непосредственно участвовал в создании песенp>
Наша четвёрка стремилась попасть на «Евровидение» не первый раз, но всё никак не могли пройти отборочный тур. Перед конкурсом 1974 года они попробовали ещё раз. Чтобы как-то выделиться из потока однообразных респектабельных баллад, группа решила написать ритмичную радостную песню. Музыкой занимались Бьорн и Бенни, а создание текста взял на себя продюсерp>
По мнению Стига, ключевое слово песни должно было идеально ложиться на мелодию, содержать три слога и быть интернационально понятным. Первое, что пришло в голову, звучало как «Honey Pie» (Медовый пирог), и продюсер долго копался в кулинарных книгах жены, пытаясь выяснить, что же это такоеp>
Однако вскоре он нашёл более подходящее и известное слово — «Waterloo». Именно в битве под этим бельгийским городом войска Наполеона Бонапарта были разбиты окончательно, и с тех пор слово «Ватерлоо» стало синонимом «поражения». Это переносное значение и было использовано в тексте песни, где речь шла от лица девушки, которая «капитулирует» перед любовью парняp>
Правда, нашёлся шведский репортёр-недоумок, который не удосужился вслушаться в текст и заявил, что «вы записали песню о том, как, говоря цинично, погибло 40 тысяч людейp>
«Waterloo» была записана в декабре 1973 года и победила на предварительном отборе в Швеции.
Ещё в процессе подготовки к конкурсу группу посещали сомнения — не слишком ли «роковую» песню они выбрали для «Евровидения»? Они даже хотели заменить её более традиционной балладой «Hasta Manana», но к счастью, одумалисьp>
В результате премьера «Waterloo» на «Евровидении», проходившем в британском городе Брайтон, произвела настоящий фурор. Посреди «медляков» и официозных вечерних платьев на сцене возникли жизнерадостные молодые люди в лучших традициях «глэм-рокового» стиля — яркие переливающиеся костюмы, клеша, туфли на высоченной платформе. Даже дирижёр струнной секции, и тот был наряжен в костюм Наполеона!
Имидж АББЫ был настолько непривычным, что охрана сцены однажды не поверила, что эти два разряженных «клоуна» — призёры приличного конкурса. «Куда вы прётесь, тупые шведы!» — рычали охранники. Прорвался лишь Бении, поэтому получать приз и повторно исполнить «Waterloo» группе пришлось без Бьорнаp>
ABBA всегда считали именно Британию, а не Америку «штаб-квартирой поп-музыки», поэтому безумно обрадовались, что их песня-победительница тут же возглавила британские чарты (в США она стала № 6).
А в 2005 году, когда «Евровидение» праздновало своё 50-летие, «Waterloo» была признана лучшей песней за всю свою историю. И немудрено — много ли вы можете вспомнить участников этого конкурса, чья слава не ограничилась одним хитом-призёромp>
Тогда — в 1974 году — АББА тоже прекрасно понимала, что может остаться группой «одной песни». Прошло больше года, прежде чем удалось доказать, что это не такp>
«SOS» (1975)
Следующей заметной песней группы стала «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do» — слишком эстрадная, вальяжная, слащавая и поэтому мною страстно нелюбимая. В Британии она заняла лишь 38-е место, зато имела большой успех в других странах. Именно благодаря «I Do…» в Австралии началась настоящая «АББА-мания», ничуть не уступавшая по накалу «битломанииp>
Но эталонный стиль АББЫ выкристаллизовался в другой песне. Написана она была той же троицей — Бенни с Бьорном (композиторы) плюс Стиг — мастер придумывать для песен эффектные и интернациональные названия. Текст «SOS» особой глубиной не отличался, но зато мольбу влюблённой девушки о помощи Агнета передала очень трогательно и убедительно. В этой песне уже были все составляющие классического АББА-стиля — сложные аранжировки вместе с запоминающимися красивыми мелодиями, контрасты и перепады звучания, некая интеллигентность исполнения и слаженное хоровое пениеp>
Добиться последнего Агнете и Фриде с их сопрано и меццо-сопрано было, ох, как нелегко. Девушки вспоминали, как мужья довели их бесконечными дублями во время записи этой песни до настоящего изнеможенияp>
Несмотря на то что «SOS» был явным шедевром, музыканты повели себя осторожно и сначала поместили песню на вторую сторону сингла (на первой был трэк «So Long», более похожий по звучанию на «Waterloo»). Однако слушатели полюбили именно вторую сторону, и на очередном сингле песне отвели уже ведущую рольpp> Теперь уже всем стало ясно, что группа из Швеции не однодневка и имеет большие перспективы в мировой поп-музыке. «SOS» стала вторым хитом АББЫ, вошедшим в Британский ТОП-10, став № 6p>
Эту песню очень любил Джон Леннон (как тут не вспомнить и его хит с криком о помощи «Help»). Пит Таусенд из THE WHO вспоминал, как во время гастролей ехал в австралийском такси и услышал по радио «SOS», показавшейся ему тогда настоящим «бальзамом на душу». Ну, а главный композитор SEX PISTOLS Глен Мэтлок даже утверждал, что почерпнул из этой песни гитарный рифф для своей композиции «Pretty Vacantp>
Но окончательно АББА «добьёт» слушателей в следующем 1976 году. Об этом — в следующий разpheader> 16.12.2022, 20:00 Когда Бенни полюбил другую женщину, Фрида вышла замуж за настоящего принца. Сердечные тайны легендарной группы
Лариса Хомайко Getty Images 16 декабря 1946 года в семье обанкротившегося фабриканта родился Бенни Андерссон. Его отец и дед обожали музыку, и кажется, Бенни даже говорить начал позже, чем нажимать на клавиши аккордеона и пианино. И он с самого детства отлично играет на шести музыкальных инструментах. В шесть лет он сам (никто не учил) виртуозно начала играть на подаренной губной гармошке, а в восемь впервые вышел на сцену с отцом и дедом. Содержание статьи 1. Молодой папа 2. Рождение легенды 3. История Золушки 4. Шоу продолжается СкрытьМолодой папа
Бенни рано понял, что будет жить по своим собственным правилам: в 14 лет начал встречаться с популярной семнадцатилетней Кристиной Грёнвалль, лидеркой молодежного клуба, в 15 лет бросил школу и стал играть в клубе на пианино. Они с Кристиной играли в своей группе с ироничным названием «Народный ансамбль электрического щита». В 16 лет Бенни впервые стал отцом – сына они с Кристиной назвали Петером, а в 18 лет стал отцом во второй раз, дочку назвали Хелен. Бенни писал музыку, сколько себя помнит: в 20 лет (тогда он был клавишником культовой шведской группы The Hep Stars) его называли музыкальной шкатулкой – он был каким-то генератором мелодий.
Getty ImagesРождение легенды
В 1972 году в Стокгольме Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон и Анни-Фрид Лингстад объединились в группу, которую назвали по первым буквам участников: АВВА. Им пришлось просить разрешения у компании с таким же названием, которая занималась переработкой морепродуктов. «Смотрите, чтобы нам не было за вас стыдно!» – сказали переработчики.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕЗнали бы они! Через два года шведская четверка с песней Waterloo выиграла «Евровидение. Мировая слава уже стучалась в двери. Они были талантливы, трудолюбивы, любили друг друга и музыку. За 10 лет существования ABBA выпустила восемь студийных альбомов, которые были проданы по всему миру тиражом более 350 000000 копий.
История Золушки
Участники АВВА говорили: их группа – это две любящих пары. Анни-Фрид и Бенни обручились в 1969 году. Анни-Фрид, Фриде, выпала судьба настоящей Золушки: мама родила ее в 19 лет от нацистского солдата, и чтобы избежать пересудов, перебралась с дочкой в Швецию; в 21 год она умерла, Фриду воспитывала бабушка. Она очень старалась быть такой, чтобы мама там, на небесах, ей гордилась. Бенни в этой истории выпала роль кучера, который привезет Золушку к принцу – но они тогда этого не знали. У Фриды тоже было двое детей, по выходным и ее дети, и дети Бенни приезжали в их большой дом. Было шумно, весело и тепло.
Миром правили любовь и музыка, АВВА, казалось, вечно будет на пике популярности – Бенни писал гениальные вещи, даже в СССР, за железным занавесом, выпустили четыре пластинник, больше, чем у «Битлз»! Анни-Фрид и Бенни прожили вместе девять лет, в 1978 году поженились, но через три года расстались: Бенни встретил свою теперешнюю жену Мону Норклит, и у них родился сын. А Фрида вышла замуж за настоящего шведского принца. Теперь она – Ее Светлость принцесса Анни-Фрид Рейсс фон Плауэн.
Шоу продолжается
Андерссон всегда был самым предприимчивым из АВВА. Шведские СМИ оценивают его состояние в 1,5 млрд шведских крон, у Анни-Фриды немного меньше, а у Бьорна Ульвеуса и Ангеты Фельтског на счетах сотни миллионов. У него две докторских степени, свой оркестр Benny Andersson Orkestra и много успешных проектов. Когда легендарная группа распалась, Бенни продолжил композиторскую карьеру: он писал музыку ко всему подряд, от мюзиклов до политических фильмов, от бракосочетаний королевских особ до чемпионата мира по футболу.
Бьорн Ульвеус продал авторские права на песни АВВА, а Бенни нет, и не прогадал – до сих пор каждый год продаются сотни миллионов дисков группы. В 64 года Андерссон рассказал, что у смог победить алкогольную зависимость – это случилось в 2001 году, 20 лет назад: «Я знал, что если я продолжу пить, я потеряю все». Бенни продолжает жить интересно, радует поклонников и не собирается превращаться в музей: в этом году у АВВА вышел новый альбом – как будто и не было этого перерыва в сорок лет!