Кайдановский актер
Биография Александра Кайдановского
Александр Кайдановский – знаменитый Сталкер, актер, чей талант был признан мировым сообществом кинематографии. Свободолюбивый и нестандартный, он несколько раз менял место учебы в театральных вузах. Был режиссером и автором сценариев нескольких фильмов-фантасмагорий, в числе которых «Гость» и «Жена керосинщика». В 1994 году был приглашенным членом жюри на Каннском фестивале, при его участии Золотую пальмовую ветвь получил фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». В 1995 году Кайдановский ушел из жизни в возрасте 49 лет. На фото: Александр КайдановскийДетство и юность
Александр родился летом 1946 года в семье Леонида и Веры Кайдановских, проживавших в Ростове-на-Дону. Леонид Львович во время войны был летчиком, после ранения его комиссовали. Он устроился служить в ростовское МГБ, где занял должность начальника радиолокационной станции. В 1945 году он женился на Вере Александровне Онищук. Александр Кайдановский с родителями Брак обещал быть счастливым, правда, было одно «но». Сашина мама хорошо пела, разбиралась в музыке и литературе и очень хотела стать артисткой, а сын стал досадной помехой на пути к успеху. Людмила Булгакова, двоюродная сестра Кайдановского, вспоминала позже:Она оставила ребенка на мужа и старенькую мать и махнула в Москву, поступила в институт культуры. Пять лет не приезжала домой – училась… Когда Саше пришла пора идти в школу, его сдали в интернат, а ранец с книгами, тетрадками, с пеналом и всем необходимым пришел посылкой из Днепропетровска. На каникулы отец привозил его к нам. У нас мальчик был накормлен, присмотрен. Нам с братом иногда казалось, что его мама любила больше нас, а Саша хорошо знал, что если надо – тетя Зина сделает для него все, что можно и что нельзя – тоже.Впоследствии Кайдановский свою бесконечно преданную ему собаку назвал в честь тёти – Зиной. Кайдановский и его собака Зина Мальчик очень много читал, часами слушал радио, учился правильно говорить. Всегда ходил с томиком стихов под мышкой, всего Пушкина выучил наизусть. Когда мама вернулась из Москвы, стала вести театральный кружок при клубе «Ростсельмаша», но своему сыну серьезных ролей не давала, чего Саша так и не смог ей простить. Александр Кайдановский в детстве Подростку было 14 лет, когда родители развелись, и Вера Александровна вышла замуж за футболиста ростовской команды. Саша остался жить с папой. Когда у мамы родился сын Миша, она купила для него пианино, записала в школу с углубленным французским. Александр, зная об этом, иронично восклицал: «Мама, ты все перепутала! Это меня надо было учить музыке и французскому языку!». А Миша с утра до вечера гонял в футбол и даже гамму не мог сыграть.
Саша привык жить без матери. Отец делал все возможное, чтобы ее отсутствие не сказывалось на сыне, характер которого становился все сложнее. После того как отец женился на киевлянке Ирме Пухальской, надеясь, что она заменит Александру мать, мальчик и вовсе перешел жить к бабушке. Ирма одну за другой родила двух дочерей, и ей совершенно не было дела до Сашиных подростковых трудностей.
По окончании седьмого класса Сашу отвезли в Днепропетровск, где он поступил в сварочный техникум и параллельно стал заниматься в драматическом кружке под руководством педагога Виталия Ковалевского. Именно Виталий Иннокентьевич открыл в парнишке актерский дар и объяснил, что ему необходимо развиваться в этом направлении.
Александр Кайдановский в юности Кайдановский оставил техникум после первого курса и вернулся в Ростов, чтобы поступить в местное театральное училище. Сложный характер студента пришелся не по нраву педагогам, и Саша заканчивал учебу уже у другого наставника, Михаила Бушнова, который позже вспоминал, что они с Кайдановским нашли общий язык и даже ни разу не поссорились. Сестра рассказывала:Когда мы с мамой в начале лета приехали в Ростов, вся родня была под впечатлением. Все посмотрели Сашин выпускной спектакль «Домик на окраине», где он сыграл главную роль. Тетя Лина – наша с Сашей общая тетя, старшая сестра моей матери и его отца, сказала: «Саша играл потрясающе. Это была его жизнь – жизнь без матери при живой матери…». Утром телефон в доме не прекращал звонить: главные режиссеры ростовских театров предлагали Саше работу.Но Кайдановский решил продолжить учебу в столице. Он поступил в Школу-студию МХАТ в 1965 году, как и мечтал. Но «там оказалось столько дурацких церемоний», раздражающих Александра традиций, что через несколько месяцев он перевелся в Щукинское училище. Его другом, пораженным глубокими познаниями ростовчанина в литературе, стал Леонид Филатов.
Первые роли
На втором курсе «Щуки» Кайдановский сыграл Гамлета, да так, что дал пищу не только критикам: его интерпретацию классического образа с восхищением обсуждали студенты, слухи просочились и в другие театры. Гамлет-интеллектуал в исполнении Саши взбудоражил умы. Александр Кайдановский в роли Гамлета В 1967 году состоялся и дебют актера в большом кино. Он появился в образе иностранного медиума Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а затем снялся в картине по одноименной повести Ивана Тургенева «Первая любовь», сыграв поэта Майданова. Первая роль Кайдановского в кино («Анна Каренина») Была еще научно-фантастическая картина «Таинственная стена», где Кайдановский предстал в образе сотрудника вычислительного центра, но цензура настолько покромсала фильм, что сцены с актером были удалены практически все, а его самого даже не упомнили в титрах. Кадр из фильма «Таинственная стена» В 1969 году, сразу по окончании училища Кайдановский пришел в труппу театра имени Евгения Вахтангова с надеждой на роль князя Мышкина в постановке «Идиот». Закулисные интриги ему были неведомы, но именно они стали причиной того, что Саше не дали сыграть обещанного персонажа. Молодой Александр Кайдановский Молодому актеру давали второстепенные роли, и в 1971 году Кайдановский ушел из театра, позже заявив, что «вахтанговская “корпорация” отравила в нем любовь к театру». Но признавался – во многом его увольнение было обусловлено чрезмерным свободолюбием и алкогольными излишествами:Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться.Не сложилась театральная карьера Кайдановского ни во МХАТе, ни в театре на Малой Бронной. Но поклонникам фильмов-спектаклей он запомнился как граф Алексей Карнеев в «Драме на охоте» (1970), Виссарион Белинский в постановке Былое и думы» (1970). В роли Карнеева («Драма на охоте») Очень выразительным был его мистер Астлей в советско-чешском проекте Алексея Баталова «Игрок» по произведению Федора Достоевского. В этой картине актер снимался вместе с Николаем Бурляевым, Иткой Зеленогорской, Василием Ливановым. Александр Кайдановский в драме «Игрок» Позже режиссер Евгений Ташков пригласил Александра на роль Кости в свою драму «Дети Ванюшина», где его экранного отца сыграл Борис Андреев, а сестру – Людмила Гурченко.
Расцвет карьеры. «Сталкер»
В 1973 году Кайдановскому пришла повестка в армию. Службу он проходил в кавалерийском полку «Мосфильма», где его выправку и стать заметил Никита Михалков и пригласил актера в свой новый фильм о Гражданской войне «Свой среди чужих, чужой среди своих», который стал поворотным в актерской судьбе Александра. Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Кайдановский экспрессивно сыграл белого налётчика Лемке, персонажа отрицательного, но подкупающего «холодным» очарованием и образом никем не понятого одиночки. Сложнее пришлось Юрию Богатыреву, человеку крайне дружелюбному, которому по сюжету надо было ударить Кайдановского – на помощь пришел Михалков, убедивший актера, что он – чекист, а герой Кайдановского – белогвардеец, и они враги на подсознательном уровне. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Отрывок После триумфа у Михалкова режиссеры наперебой стали приглашать Александра в свои картины. В 1975 году на экраны вышло сразу несколько фильмов с Кайдановским в главных ролях. Графа Виктора Воронцова он сыграл в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата», драматурга Александра Островского – в биографической драме «Мой дом – театр», бывшего царского офицера Кирилла Зимина – в дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка». Кадр из фильма «Золотая речка» В 1980 году состоялась премьера фантастической драмы Андрея Тарковского «Сталкер», о съемках которой до сих пор ходят легенды. Братья Стругацкие переписывали сценарий около десяти раз, мало что оставив в нем от своего романа «Пикник на обочине». Локации менялись несколько раз, непостижимым образом пропала часть отснятого материала, из-за чего в работе наступил перерыв. Александр Кайдановский в роли Сталкера Несмотря на частые конфликты с режиссером, неизбежные при столкновении двух творческих личностей, Кайдановский был под впечатлением от работы с Тарковским:До сих пор я снимался у режиссеров, для которых главное — это актер, а не изобразительное решение само по себе…Кайдановский, игравший главного героя, настолько был погружен в образ, что даже вне съемок жил его жизнью. «Сталкер» имел необычайный успех и получил специальный приз на кинофестивале в Каннах. Кайдановский и Тарковский на съемках «Сталкера» Кайдановский же, сам для себя установивший столь высокую планку, хорошо понимал, что в будущем ничего подобного в его фильмографии не появится:
Я никем не могу быть после Сталкера: это всё равно что, сыграв Христа, взяться за роль главного бухгалтера.
Режиссерские работы
Актер погрузился в депрессию, решил сам снимать кино и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров к Андрею Тарковскому. Когда режиссер эмигрировал в Италию, Кайдановский продолжил обучение у Сергея Соловьева. За два года учебы успел написать несколько сценариев и сал две короткометражки – «Сад» и «Иона, или Художник за работой». «Александр Кайдановский. Сжимая лезвие в ладони». Документальный фильм Первым полным метром стала драма «Простая смерть…» (1985) с Алисой Фрейндлих и Валерием Приемыховым в главных ролях. Если в СССР она прошла почти незамеченной, то в Испании была удостоена приза на кинофестивале. Кадр из фильма «Простая смерть…» Также Кайдановский снял мистическую драму «Гость» и гротескную картину «Жена керосинщика», отмеченную Гран-при (в номинации «Странные фильмы») на международном кинофестивале фантастического кино и фильмов ужасов в Авориазе (1990 год). Кадр из фильма «Жена керосинщика»Последние роли
Из актерских ролей последних лет жизни Кайдановского в памяти зрителей остались его композитор и певец Пранас в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Извините, пожалуйста», Филипп Ломбард в детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» и Ланселот в фантастической картине Виктора Греся «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Александр Кайдановский в фильме «Десять негритят» Последняя роль актера в кино – отец Дениса в драме «Прибытие поезда» (новелла «Свадебный марш», 1995 год).Личная жизнь Александра Кайдановского
В 1966 году первой женой Кайдановского стала подруга юности Ирина Бычкова, впоследствии доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии в университете Ростова-на-Дону. Свадьба Александра Кайдановского и Ирины Бычковой По воспоминаниям Ирины, когда Саша сделал ей предложение, она оказалась к этому не готова. Отец Кайдановского, когда сын представил ему невесту, лишь вздохнул и спросил, умеет ли она готовить борщ.Родители устроили им прекрасную свадьбу. Александр, до этого ходивший в растянутых свитерах, впервые появился в костюме ради, по его определению, «шоу-представления» в загсе.
С первой женой После свадьбы супруги переехали в Москву, жили в полуподвальном помещении без многих бытовых удобств, но были абсолютно счастливы. К ним в гости приходили актеры и художники, музыканты и скульпторы.Александр был очень далек от образа семьянина-домоседа, но рождению дочки Даши в 1970 году обрадовался, хотя до этого едва не попал в тюрьму из-за очередного дебоша. Суд по уголовному делу Кайдановского состоялся за два месяца до рождения дочки. От реального срока актера спас Михаил Ульянов, выступивший на слушании дела с такой пламенной речью, что Александру дали всего два года условно.
С дочкой Дашей К середине семидесятых Кайдановский стал узнаваемым актером, у него появилась своя группа поклонниц. Не со всеми девушками, осаждавшими его, отношения оставались платоническими. Саша обо всех рассказывал жене, которая любила, терпела и прощала его измены. Но когда у мужа начался сжигающий всё на своё пути роман с Валентиной Малявиной, не выдержала. Валентина Малявина в молодости Валентина поначалу вошла в их дом как друг семьи. Она была замужем за режиссером Павлом Арсеновым, уже находилась на пике успеха после ролей в «Ивановом детстве» и «Короле-олене». Женщина она была странная, загадочная и роковая. После совместных съемок в фильме «Красная площадь» они сблизились, а после гастролей с театром Вахтангова решили признаться во всем своим супругам. Малявина и Кайдановский в фильме «Мой дом – театр» (1975) Павел развода не дал, считая, что всё рано или поздно уляжется, и Валентина вернётся. Ирина же забрала дочь и уехала к родителям в Ростов. Позже, в 1975 году, она подала на развод. В дальнейшем Александр общался с ней редко, в отличие от дочери, которой часто звонил по телефону.Кайдановский с Малявиной поселились в мастерской у хорошего приятеля. Их отношения были болезненными – как сказали бы сейчас, токсичными. Кайдановский ужасно ревновал, требовал добиться развода с Арсеновым. Пока он снимался в фильме Михалкова, Валентине позвонил кто-то из съемочной группы фильма, над которым работал Арсенов. Актрису попросили срочно вылететь в Ялту и успокоить Павла, впавшего в депрессивное состояние – иначе съемки могли сорваться.
Прилетев обратно в Москву, дома она лицом в лицу встретилась с Александром. Взбешенный из-за того, что Валентина летала к мужу, он страшно избил ее – еще две недели женщина с трудом стояла на ногах.
О чём молчат женщины Александра Кайдановского? Их отношения продолжались шесть лет, и даже после расставания они не исчезли из жизни друг друга. Поговаривали, что в третий раз Кайдановский женился в пику Малявиной. Валентину ждало печальное будущее: алкоголь, тюрьма, тяжело возвращение к мирной жизни. Но Александр всегда помнил о ней и по первому зову приходил на помощь.За год до развода, на съемках фильма «Пропавшая экспедиция», Александр познакомился с актрисой Евгенией Симоновой. Кайдановский надеялся, что именно эта тоненькая девушка спасет его от него самого. Она была полной противоположностью Валентины: наивная, домашняя, трогательная.
Кадр из фильма «Домашняя экспедиция» В 1975 году они поженились, через год родилась их дочь Зоя. Но семейной жизни не получилось. Актер, сам человек влюбчивый, стал изводить супругу ревностью, женщина страдала от безосновательных обвинений и постоянных ссор. В 1980 году пара развелась. Александр Кайдановский, Евгения Симонова и их дочь Зоя Через некоторое время Александр встретил Наталью Судакову, балерину Большого театра. В этом браке в 1987 году родился сын Андрей, позже пошедший по стопам матери. С Натальей Судаковой и сыном Андреем Незадолго до смерти актер женился в четвертый раз – на актрисе Ленкома Инне Пиварс, которая была младше его на четверть века. С ней он познакомился в 1994 году, когда девушка пришла в коммунальную квартиру на пробы в картину Кайдановского «Восхождение к Эрхарту». И осталась там навсегда. Инна Пиварс, четвёртая жена Кайдановского В середине 1995 года Александру Леонидовичу удалось наконец приобрести собственное жилье и начать ремонт. В ноябре состоялась их свадьба с Инной, которую многие не восприняли всерьез и не пришли. А через три недели актера не стало. Он так и не успел переехать в новую квартиру – Пиварс переехала в нее одна.Смерть и память
Александр Кайдановский скончался от инфаркта, который стал уже третьим в его жизни, в декабре 1995 года, не дожив полгода до полувекового юбилея. У него была наследственная предрасположенность: больное сердце. Несколько раз его пытались уложить на лечение в больницу, но актер демонстративно уходил оттуда в пижаме, лечиться не желал, много курил.Похоронили Кайдановского на Кунцевском кладбище Москвы. Поминки прошли в ресторане Дома актеров. На его могиле был установлен каменный православный крест.
Могила Александра Кайдановского В 2000 году в сборнике Федора Раззакова «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» была представлена биография актера, а спустя два года выпущена еще одна биографическая книга «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях». Как уходили кумиры. Александр Кайдановский О жизни и творчестве ушедшего навсегда артиста был снят биографический фильм «Сны Сталкера» режиссером Евгением Цымбалом. Позже на экраны вышли документальные картины «Трагедия Сталкера» к десятилетию смерти и «Жажда крови». В 2021 году о личной жизни и творчестве Кайдановского рассказала картина «По лезвию бритвы».Интересные факты
- Дедушка Александра Кайдановского, Лев-Иезиекиль Кайдановский, был артистом и очень эрудированным человеком. Он играл в народном театре Екатеринослава (позже Днепропетровска), был убежденным меньшевиком. Зная это, актер говорил: «Слава богу, мой дед был приличным человеком». Его родственники считали, что Саша во многом был похож на своего дедушку, от него у внука – и любовь к литературе, и актерские задатки.
- В начале творческого пути Кайдановский начал репетировать роль Алеши Карамазова для съемок в картине Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». Но однажды в кулуарах прозвучала его грубая шутка, дескать, «старый Пырьев помрет на скирде» (лавную женскую роль играла молодая жена режиссера – Лионелла Скирда). Пырьеву тут же доложили, после чего он приказал отдать роль Андрею Мягкову. Для Александра это был тяжёлый удар.
- Андрей Тарковский, эмигрировавший в Италию, собирался снять Кайдановского в своем фильме «Ностальгия». Но актера решили не выпускать из страны как неблагонадежного, за него никто не был готов поручиться на «Мосфильме». В результате русского писателя Андрея Горчакова, роль которого писалась для Александра, сыграл Олег Янковский.
- Хотя Кайдановский прекрасно пел и играл на гитаре, в музыкальной картине «Под крышами Монмартра» за его героя пел артист оперетты. Тётя Александра заявляла, что он этой ролью опозорил фамилию, но актер лишь смеялся и говорил, что поддался на участие в этой авантюре лишь из-за уговоров его жены Жени Симоновой.
- Последней режиссерской работой Кайдановского оказался ролик для группы «Аквариум» на композицию «Гарсон №2». Из-за отсутствия финансирования Александр так и не снял фильм про Ивана Грозного и картину «Восхождение к Эрхарду», сценарии к которым написал сам.
Важные события в жизни
- 1960 год: поступил в Днепропетровский сварочный техникум.
- 1961 год: бросил учебу в техникуме, поступил в Ростовское театральное училище.
- 1965 год: окончил училище, поступил в Школу-студию МХАТ, затем перешел в «Щуку».
- 1966 год: женился на ростовчанке Ирине Бычковой.
- 1967 год: дебютировал в фильме «Анна Каренина». Сыграл Гамлета в одноименном спектакле.
- 1969 год: окончил Щукинское училище. Поступил на службу в театр имени Евгения Вахтангова.
- 1970 год: родилась дочь Даша.
- 1971 год: ушел из вахтанговского театра. Снялся в фильме «Собака Баскервилей».
- 1972 год: снялся в фильме «Игрок».
- 1973 год: проходил воинскую службу в кавалерийском полку «Мосфильма». Снялся в фильмах «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина».
- 1974 год: снялся в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».
- 1975 год: развелся с Ириной Бычковой. Женился на актрисе Евгении Симоновой. Снялся в фильмах «Мой дом – театр», «Пропавшая экспедиция».
- 1976 год: родилась дочь Зоя. Снялся в фильме «Золотая речка».
- 1978 год: снялся в фильме «Жизнь Бетховена».
- 1979 год: сыграл главную роль в фильме «Сталкер».
- 1980 год: развелся с Евгенией Симоновой.
- 1985 год: женился на балерине Наталии Судаковой. Снял как режиссер первый полнометражный фильм «Простая смерть…».
- 1987 год: родился сын Андрей.
- 1988 год: снял фильм «Жена керосинщика».
- 1990 год: удостоен Гран-при на международном кинофестивале фантастического кино и фильмов ужасов в Авориазе в категории «странные фильмы».
- 1992 год: удостоен звания заслуженного деятеля искусств России.
- 1994 год: развелся с Наталией Судаковой. Стал членом жюри на Каннском кинофестивале под председательством Клинта Иствуда.
- 1995 год: женился на актрисе Инне Пиварс. Сыграл последнюю роль в фильме «Прибытие поезда».
- 3 декабря 1995 года: дата смерти. Скончался от инфаркта.Лучшие фильмыdecoding="async" alt="Марина Веселенко" src="http://res.cloudinary.com/ddj3rwzfc/image/upload/v1643211748/marina-veselenko_1629294428.jpg" srcset="https://uznayvse.ru/images/svg/placeholder.svg 100w" data-srcset="https://images.uznayvse.ru/author_single/p/images/author/2021/8/marina-veselenko_1629294428.jpg 100w" sizes="100vwМарина Веселенко
редакторimg alt="Редакция УзнайВсё.ру" src="http://res.cloudinary.com/ddj3rwzfc/image/upload/v1643211748/marina-veselenko_1629294428.jpgОбнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl Enterbr>кайдановский актер
Родился 23 июля 1946 года в городе Ростов-на-Дону. Его родители развелись, и впоследствии он стал жить с отцом и мачехой. После окончания восьми классов средней школы Александр стал обучаться в сварочном техникуме, но профессия электросварщика пришлась ему не по душе, и он оставил учебу. В итоге юный Кайдановский поступил в Ростовское училище искусств, которое и окончил в 1965-м году, там он учился под руководством Михаила Бушнова. В период учебы Александр в первый раз женился и после окончания училища вместе с женой переехал в Москву, где благополучно поступил во МХАТ. Однако спустя какое-то время он перешел в театральное училище имени Щукина. Сразу же после окончания он был зачислен в труппу Театра имени Вахтангова, где ему выпадали лишь небольшие роли и он, разочаровавшись, покинул театр в 1972-м году.
Еще в период учебы в 1967-м году Кайдановский в эпизодической роли дебютировал в кино в картине «Таинственная стена», после чего снялся в драме «Анна Каренина». Спустя год с его участием вышла мелодрама «Первая любовь». Затем он снялся еще в нескольких фильмах, которые не принесли заметного успеха. Так, после ухода из театра казалось, что его жизнь зашла в тупик, тогда он жил в полуподвальном помещении с женой и ребенком без каких либо перспектив. Многие ему советовали возвращаться в Ростов и пытаться устроиться там. Вместо этого в 1973-м году Александр ушел в армию, при этом местом службы оказался кавалерийский полк при «Мосфильме».
В 1974-м году к Кайдановскому пришла первая широкая известность благодаря роли в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А уже к концу 70-х годов Александр, снявшись во множестве фильмов, стал достаточно популярным актером. Так, в тот период вышли такие ленты с его участием, как «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция», «Вперед, время!», «Золотая речка» и «Поворот». А в 1979-м году свет увидела знаменитая картина Андрея Тарковского «Сталкер», где Кайдановский исполнил одну из главных ролей, которая стала, возможно, самой знаменательной для актера. Кроме того, именно благодаря этой работе с Тарковским, в Александре проснулась тяга к режиссерской деятельности, в результате чего он поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем и был сам Тарковский. Легендарный режиссер впоследствии также прислал Кайдановскому приглашение сняться в его зарубежной ленте «Ностальгия», но Александру не разрешили выезд из страны.
Наиболее заметными режиссерскими работами Кайдановского стали фильмы «Простая смерть», «Гость» и «Жена керосинщика». В то же время продолжал Александр и актерскую деятельность. Он снялся в таких картинах, как «Рафферти», «Рассказ неизвестного человека», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Десять негритят», польско-французской ленте «Листопад» и испанской картине «Дыхание дьявола». Среди последних работ актера можно отметить фильмы «Откровения незнакомцу» и «Прибытие поезда».
В 1995-м году у Кайдановского появился собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, также он был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом, но этому не суждено было осуществиться, так как утром 3 декабря 1995 года Александр скончался от инфаркта. При этом незадолго до смерти Кайдановский женился на молодой актрисе Инне Пиварс, также в тот период шла подготовка к съемкам во французской картине «Восхождение к Эрхарту».
На экране он всегда был исключительным: его персонажи отличались от остальных героев, даже если им отводилась второстепенная роль. Попытки режиссеров поместить Александра Кайдановского в стандартные рамки успехом не увенчались, возможно, поэтому первой знаменитой киноработой для него стала роль ротмистра Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». За плечами актера уже было 19 фильмов.
Именно погоны белогвардейского офицера оказались достойной огранкой нестандартной внешности и таланта актера. После выхода фильма кинематографисты использовали эту находку Михалкова настолько часто, что, по воспоминаниям друзей, Кайдановского действительно стали принимать за потомка дворянского рода. Так в глазах зрителей актер, родившийся в семье инженера и сотрудницы библиотеки, оказался человеком голубой крови. Он и был в какой-то степени аристократом: любил читать, блестяще разбирался в классической и современной музыке.
«Саша был одним из самых образованных людей, какие вообще мне в жизни встречались. Не просто образованный, а истинно глубоко образованный. Саша, к примеру, не мог видеть никакого печатного текста без того, чтобы его не прочитать и не уразуметь в нем написанного. …> Интересовали его больше все вещи сложнейшие. Он, к примеру, обожал психоанализ и вообще все, что связано с психической жизнью человека. Особенно увлекали его психические аномалии, сумасшествия — огромное количество литературы на эту тему было им перелопачено серьезнейшим образом, с пометками и замечаниями на полях.
Еще Саша был поразительно музыкально образованным человеком. …> Все сложнейшие сочинения композиторов второй половины XX века были им освоены и усвоены. У меня тоже множество пластинок, но из них всерьез прослушал в лучшем случае, может быть, всего лишь сотню», — вспоминает режиссер Сергей Соловьев.
Будущий актер рано понял, что такое предательство: мать, мечтающая стать актрисой, бросила маленького сына и мужа и уехала учиться в Москву. После неудачной попытки покорить столицу женщина вернулась, но сохранить отношения родители уже не пытались. Позже у каждого из них появились новые семьи. Саша остался жить с отцом, которого беззаветно любил, но чувство одиночества подростка не покидало. Тогда Кайдановский еще не знал, что, подобно матери, не раз будет жертвовать всем, включая семью, ради искусства.
Весь свой талант Кайдановский отдал кинематографу. Не из-за денег, а потому, что отношения с театром не заладились с самого начала.
«Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел».
После увольнения из Театра имени Вахтангова актер работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной, но и там не задержался надолго. Затем — служба в армии (кавалерийский полк при «Мосфильме») и та самая роль Лемке в картине Михалкова. В 1970-е Кайдановский много работает на съемочных площадках различных режиссеров. В это время актер, начинавший с экранизаций классики («Анна Каренина» Александра Захри, «Первая любовь» Василия Ордынского, «Игрок» Алексея Баталова), снимается в приключенческих фильмах: «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» Вениамина Дормана, «Дознание пилота Пиркса» Марека Пестрака. Герои Кайдановского наконец-то попадают в необычную обстановку и необычные обстоятельства, само их происхождение вызывает много вопросов у окружающих. Кайдановский играет уникумов, но его талант еще не до конца раскрыт, главная роль актера была впереди.
В 1979 году на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер». О создании картины до сих пор ходят легенды. Бессчетное количество раз переписывали сценарий братья Стругацкие — сознательно наступая на горло собственной песне, они мало что оставили от первоначального сюжета романа «Пикник на обочине». Несколько раз пришлось менять локацию для натурных съемок, а во время отработки пленки пропала большая часть отснятого материала. Александр Кайдановский, игравший заглавного героя, даже вне съемочной площадки продолжал жить жизнью своего странного персонажа. Проблемы с пленкой и перерыв в работе над «Сталкером», во время которого многие были уверены, что картину закроют, стали для него настоящим ударом. После выхода фильма он признавался, что уже не может работать над обыкновенными ролями.
«Я ни кем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера».
И тем не менее актерская карьера продолжалась до самой его смерти, вот только фильмов, в которых Кайдановский появлялся, стало намного меньше. Следующей важной и, как говорил актер, пророческой его ролью оказался образ режиссера-документалиста Николая Вараксина в картине Сергея Соловьева «Спасатель». После этой ленты он действительно поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров сначала в мастерскую Тарковского, а потом, когда последний уехал в Италию, в мастерскую Сергея Соловьева.
О режиссере Кайдановском критики говорят как о тонком философе, интеллектуале, щедро насытившем свои фильмы цитатами из лучших произведений мировой культуры, аллюзиями и религиозной метафизикой. Он экранизировал Камю, Борхеса и Толстого. Поставил по собственному сценарию «Жену керосинщика», за которую получил Гран-при как самый «странный фильм» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Авориазе.
Однако многие задумки автора так и не были осуществлены, например картина об Иване Грозном, сценарий к которой Кайдановский также написал сам. Это не могло пройти даром для человека, живущего ради своей работы. Александр Кайдановский пережил два инфаркта, третий стал для него смертельным. Актер и режиссер скончался 3 декабря 1995 года, ему было 49 лет.
Перейти к навигации Перейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кайдановский. Александр Кайдановский Имя при рождении Александр Леонидович Кайдановский Дата рождения 23 июля 1946 Место рождения- Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР[1]
- Москва, Россия[1]
- СССР
- Россия
кинорежиссёр,
сценарист Награды IMDb ID 0435289
Алекса́ндр Леони́дович Кайдано́вский (23 июля 1946, Ростов-на-Дону, СССР — 3 декабря 1995[2], Москва, Россия) — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992)[3].
Биография
Памятная доска в Ростове-на-Дону Могила Кайдановского на Кунцевском кладбищеАлександр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону.
В 1960—1961 годах учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона[4].
В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс М. И. Бушнова). Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл оттуда.
В 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.
В 1969—1971 годах работал в театре имени Е. Б. Вахтангова. Сам актёр вспоминал: «Вахтанговская „корпорация“ отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться»[5].
Потом работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной. С 1973 года — служба в армии (кавалерийский полк при «Мосфильме»).
В 1982 году Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерскую Андрея Тарковского, которую режиссёр открыл чуть ли не специально для него[6]. Однако Тарковский вскоре эмигрировал в Италию, потому доучивался Кайдановский у Сергея Соловьёва. Окончил курсы в 1984 году.
После знакомства со своей третьей женой он переехал в коммунальную квартиру, чему поначалу был не рад, но позже освоился. За этот период (с 1983-го по 1988-й годы) он снял 5 фильмов по собственным сценариям. К ним он сам подбирал актёров и музыкальное сопровождение.
Уже находясь в Италии, Тарковский хотел видеть Кайдановского в главной роли в «Ностальгии», которая снималась в Италии, но того не выпустили из СССР[7].
В 1989 году Кайдановский преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина.
В 1992 году Александру Кайдановскому было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ»[3].
1994 — член жюри кинофестиваля в Каннах.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.
Александр Кайдановский умер утром 3 декабря 1995 года от третьего инфаркта в комнате своей московской коммунальной квартиры[8].
Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы, участок 10.
Память
О творчестве Александра Кайдановского в 1998 году режиссёр Евгений Цымбал снял документальный фильм «Сны Сталкера».
Дань уважения актёру отдали разработчики игры «S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо»: они использовали внешность Александра Кайдановского, который исполнил главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», при разработке облика протагониста игры[9].
Из воспоминаний современников.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{padding:0.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}body.skin-minerva .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .ts-oq-header.ts-oq-header,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .ts-oq-content{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}— Леонид Филатов. Чтобы помнили, Глава 29. Александр Кайдановский, 1996
С 2021 года на кинофестивале «Зеркало» вручается приз имени Александра Кайдановского лучшему актёру и режиссёру.[10]
Семья
Родители поженились в 1945 году вскоре после демобилизации отца.
- Отец — Леонид Львович (Лев Львович, Лейб Лейбович) Кайдановский (1921, Екатеринослав — 2 декабря 1970, Ленинград), участник Великой Отечественной войны (радист службы земного обеспечения самолётовождения, младший сержант)[11][12], работал начальником радиолокационной станции в Батайске, впоследствии заместителем начальника ростовского СМУ-5, специализирующегося на подводной сварке[13].
- Мать — Вера Александровна Онищук (умерла 1 декабря 1990 года), после окончания Московского библиотечного института (1955) заведовала детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, была режиссёром-постановщиком детской театральной студии.
После развода родителей в 1960 году жил с отцом, с 1962 года — в новой семье отца, приёмная мать — Ирма (Ирина) Михайловна Пухальская (родом из Киева)[14]. Единокровные сёстры — Ольга (род. 1963) и Татьяна (род. 1964) Кайдановские. Мать вторично вышла замуж в начале 1960-х годов, занималась надомным трудом в комбинате прикладных искусств. Единоутробный брат — Михаил Владимирович Есипов (1965—2000), работал ревизором.
- Дед, Лев-Иезекииль Кайдановский, по утверждению сестры Александра Леонидовича[15], был артистом в Народном театре Екатеринослава; вместе с женой, Фридой Шульман, был расстрелян во время истребления еврейского населения в Днепропетровске[15].
- Первая жена (1966—1975) — Ирина Анатольевна Бычкова (Кайдановская), впоследствии доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Ростовского-на-Дону госуниверситета[16].
- дочь Дарья (род. 1970).
- Вторая жена (1975—1980) — актриса Евгения Симонова, с которой познакомился на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция» (1974).
- дочь Зоя (род. 1976).
- Третья жена — Наталия Судакова (Кайдановская), балерина Большого театра (ее двоих детей от первого брака Кайдановский усыновил)
- сын Кайдановский Андрей Александрович (род. 1987), учился в Московском хореографическом училище, потом в балетных школах Санкт-Пёльтена (Австрия), Штутгарта (Германия), Вены. Был принят в балет Штатсоперы (Вена, Австрия). Пробует свои силы в хореографии.
- Четвёртая жена (1995) — Инна Пиварс. Брак продлился всего три недели (до смерти актёра).
Фильмография
Актёрские работы
1967 — Таинственная стена (реж. И. И. Поволоцкая, М. Н. Садкович) — Некто 1967 — Анна Каренина (реж. А. Г. Зархи) — Жюль Ландо 1968 — Первая любовь (реж. В. С. Ордынский) — Майданов 1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм) 1970 — Драма на охоте (реж. Б. Э. Ниренбург) — граф Алексей Карнеев 1970 — Красная площадь (реж. В. С. Ордынский) — солдат 1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Н. С. Михалков) — сержант 1971 — И был вечер, и было утро… (реж. А. А. Салтыков) — мичман 1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон 1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. С. Туманян) — связной 1972 — Игрок (реж. А. В. Баталов) — Астлей 1972 — Четвёртый (реж. А. Б. Столпер) — Второй 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин 1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Чёрт 1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. И. Ташков) — Константин 1973 — Крах инженера Гарина (реж. Л. А. Квинихидзе) — доктор Вольф 1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих (реж. Н. С. Михалков) — ротмистр Лемке 1974 — Следую своим курсом (реж. В. Г. Лысенко) — Миша 1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. В. Бровкин) 1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Д. Дорман) — офицер Зимин 1975 — Мой дом — театр (реж. Б. В. Ермолаев) — А. Н. Островский 1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. М. Гориккер) — Рауль 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Е. Кроманов) — Воронцов 1976 — Огненный мост — Геннадий Дубравин, поручик (реж. Б. Ниренбург) 1976 — Золотая речка (реж. В. Д. Дорман) — Зимин 1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А. А. Белинский) 1976 — Моё дело (реж. Л. Г. Марягин) 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов) 1977 — Это было в Коканде (реж. У. Е. Назаров) — Зайченко 1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Д. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена 1978 — Поворот (реж. В. Ю. Абдрашитов) 1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак 1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо 1979 — Сталкер (реж. А. А. Тарковский) — Сталкер 1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир 1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс 1980 — Спасатель (реж. С. А. Соловьев) — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин[17]) 1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав 1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты 1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. П. Жалакявичюс) — Пранас 1982 — Кафедра (реж. И. Д. Киасашвили) — Орлов 1982 — Братья (к/м) 1987 — Десять негритят (реж. С. С. Говорухин) — Филипп Ломбард 1987 — Хареба и Гоги (реж. Г. Н. Шенгелая) — князь Ольшевский 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура (реж. В. С. Гресь) — Ланселот 1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский) 1992 — Дыхание дьявола (Испания) (реж. Пако Лусио) 1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия) (реж. И. Эньеди) 1995 — Откровения незнакомцу (Франция—Россия) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков 1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда») (реж. А. Ф. Хван)Озвучивание мультфильмов
- 1977 — Вперёд, время! (реж. В. И. Тарасов) (читает текст)
- 1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
- 1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
- 1985 — Два билета в Индию (реж. Р. А. Качанов)
- 1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
- 1992 — Сон смешного человека (реж. А. К. Петров)
Озвучивание фильмов
- 1982 — Кондор / Dögkeselyű (Венгрия, реж. Ф. Андраш)
- 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
- 1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
- 1988 — Жена керосинщика — Василий Петрович (роль Н. Исполатова)
Режиссёрские работы в кино
- 1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, по одноимённому рассказу А. Камю, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
- 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
- 1985 — Простая смерть… — режиссёр, сценарист. Дипломная работа по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
- 1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
- 1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
- 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
- 1989 — For a Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
- 1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
- 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
- 1993 — Дефлорация — художественный руководитель
- 1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)[18]
Примечания
↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #124428835 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. ↑ Андрей Колобаев. Пунктик Кайдановского. Первая жена Сталкера - о загадках самого неразгаданного актера. Российская газета (24 декабря 2015). — Интервью. Дата обращения: 26 февраля 2020. ↑ 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. № 1524. О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» творческим работникам кино. Администрация Президента России. Дата обращения: 29 мая 2020. ↑ Воспоминания Евгения Ханиса ↑ Кайдановский Александр Леонидович. 70 лет со дня рождения Александра Кайданосвкого (1946-1995) советского и российского актёра, режиссёра, сценариста. Ростов-на-Дону: Муниципальные библиотеки (20 мая 2019). Дата обращения: 29 мая 2020. ↑ Лев Наумов. Александр Кайдановский и семья его керосинщика // Аврора : журнал. — 2016. — № 3—5. ↑ Андрей Тарковский. Мартиролог. — 2008. — ISBN 978-88-903301-0-0. ↑ Артём Стоцкий. Несостоявшееся будущее звёзд. Экспресс-газета (22 апреля 2015). Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 3 ноября 2018 года. ↑ Вячеслав Мурыгин. Знакомые все лица: Персонажи S.T.A.L.K.E.R. в игре и в жизни. gsc-fan.com (16 февраля 2013). Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 3 ноября 2018 года. ↑ Кинофестивали "Зеркало" и "Окно в Европу" открылись в День российского кино. Российская газета. Дата обращения: 30 августа 2021. ↑ Александр Кайдановский: детство ↑ Подвиг Народа: Лев Львович Кайдановский (Ростов, 24 августа 1945 года): Младший сержант, радист 27-й отдельной роты ЗОС ВВС, медаль «За оборону Кавказа». ↑ Воспоминания Ирины Кайдановской Архивная копия от 10 июля 2016 на Wayback Machine ↑ Людмила Булгакова «Мой брат — Саша» ↑ 1 2 Людмила Булгакова «Мой брат — Саша» ↑ Кандидат психологических наук И. А. Кайдановская (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июня 2012. Архивировано 11 ноября 2014 года. ↑ Сайт об Александре Кайдановском: Фильм «Спасатель» ↑ Валерий Панюшкин. Надоело нести заумь // Матадор. — 1996. — Вып. 5.Литература
- Фёдор Раззаков. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. — М.: Эксмо, 2000. — 400 с. — ISBN 5-04-004335-X. — ISBN 5-04-004333-3.
- Сергей Медведев. Александр Кайдановский. Диагноз — гений // Кто главный : журнал. — Ростов-на-Дону, 2007. — № 10.
- Ирина Зайчик. Свой среди чужих // Огонёк : журнал. — М., 1998. — 12 июля (№ 27). — С. 16.
- Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях / Сост. Е. В. Цымбал. — М.: Искусство, 2002. — 264 с. — ISBN 5-85200-141-4.
Ссылки
Тематические сайты- AllMovie
- AlloCiné
- ČSFD
- Internet Movie Database
- Кинопоиск
- MovieMeter
- Большая российская
- Find a Grave
- BNE: XX4940833
- BNF: 14046477p
- GND: 124428835
- ISNI: 0000 0001 1557 198X
- LCCN: nr97012556
- NKC: xx0185904
- NTA: 074938118
- NUKAT: n2011047007
- SUDOC: 072250542
- VIAF: 79498133
- WorldCat VIAF: 79498133