Список самых тяжелых фильмов
Может ли тридцатиминутный фильм передать всю травму одного из самых страшных событий мировой истории — Холокоста?Кажется, что за столь краткий хронометраж невозможно адекватно рассказать о гибели миллионов невинных людей, но французскому режиссеру Алену Рене удалось заключить всю боль послевоенной Европы в полчаса фильма. Короткая картина источает настоящий ужас, а архивные кадры вкупе с современными съёмками развалин Аушвица рождают в зрителе пугающее ощущение сопричастности трагедии.Чёрно-белые кадры сваленной в кучу одежды и обуви, измождённые тела узников и закадровый рассказ о зверствах фашистов остро контрастируют с цветными планами спокойного послевоенного концлагеря, поросшего травой и как будто забывшего о криках людей в газовых камерах. Даже читать про Холокост трудно, а наблюдать ужасы гитлеровского режима прямо на экране становится практически непосильной задачей для неподготовленного зрителя. Не всем понравился эксперимент Рене – немецкое консульство даже пыталось отозвать короткий метр с Каннского кинофестиваля, но столкнулось с резкой критикой со стороны общественности.Фильм Рене до сих пор лидирует в списках лучших документальных картин всех времён, но это совсем не значит, что просмотр «Ночи и тумана» будет легким.
Психиатрическая больница — одна из самых табуированных и загадочных институций современного общества. Обычный человек не может попасть в её стены, ощутить на себе клаустрофобию мягких стен и неотапливаемых палат. А теперь представьте себе фильм, полностью снятый изнутри психиатрической лечебницы для преступников — это и есть «Безумцы Титиката».Режиссер Фредерик Уайзман отказался от «говорящих голов» и закадрового текста в своём документальном фильме, позволив больнице говорить самой за себя — камера занимает позицию молчаливого наблюдателя, который честно документирует повседневную жизнь врачей и их сложных пациентов. Уайзман задумал свой фильм как кинематографическое обвинение властей США, не обращающих внимания на ужасные условия в психиатрических лечебницах страны, в которых больных не лечили, а скорее мучили. Поэтому кадры, вошедшие в фильм, пугают гораздо сильнее, чем многие хорроры — страшно представить, через что проходили некоторые пациенты подобных «больниц».
Жизнь американского патологоанатома (и героя нашего фильма) сложно назвать сказкой — через питтсбургский морг ежедневно проходят десятки трупов, каждый из которых нужно вскрыть и установить причину смерти. Но если такое тесное соприкосновение со смертью давно уже стало обыденностью для врача, то простому человеку трудно даже представить себя посетителем в морге.Именно с этим ощущением и работает экспериментальный режиссер Стэн Брэкедж, направляя свою камеру на стол для вскрытий, не отводя её даже после того, как патологоанатом начинает срезать грудную клетку, вынимать органы и трепанировать череп. Брэкедж заставляет своего зрителя посмотреть смерти прямо в глаза, превращая её из таинства в опыт, с которым рано или поздно столкнётся каждый.Возможность подсмотреть за работой патологоанатома — сама по себе достойная причина для просмотра фильма, а радикальная близость к мёртвому человеческому телу способна сподвигнуть зрителя на сложные, но необходимые сдвиги в его отношении к смерти.
На закате Второй мировой войны лидеры фашистской элиты уединяются в стенах древнего палаццо – насилуют и пытают десятки молодых людей, претворяя в жизнь свои самые жестокие фантазии. Невинные юноши и девушки проходят через все круги ада, пока пресыщенные властью либертины наслаждаются мучениями своих пленников.Безусловный шедевр Пьера Паоло Пазолини до сих пор остаётся поразительно непонятым широкой публикой — отвратительные издевательства, которым подвергаются молодые герои ленты, включены режиссёром в фильм не ради банального садизма, но для расширения возможностей кинематографа влиять на психику своего зрителя. За всеми изнасилованиями, убийствами и актами копрофилии, запечатлёнными в «Сало», кроется тонкая структура фильма — Пазолини прекрасно понимает, что говорить о насилии можно только на языке жестокости.К сожалению, лишь немногие способны увидеть в последнем фильме великого итальянца что-то помимо «чернухи», а ведь фильм точно достоин внимательного и непредвзятого просмотра.
Несчастный человек кончает жизнь самоубийством, предварительно разослав свои предсмертные записки знакомым и случайным людям — каждый, кто получит письмо, сам станет самоубийцей.Экспериментальный фильм немца Йорга Буттгерайта очень прост по своей структуре: зритель знакомится с семью разными героями, каждый из которых обязательно отнимет жизнь, свою или чужую. Оригинальность фильма кроется в деталях — каждая из семи историй представлена как короткометражный фильм, насыщенный не только насилием, но и глубоким чувством эмпатии, пусть и практически незаметной за литрами крови, массовыми убийствами и истошными криками о помощи.Режиссер культового «Некромантика» продолжает посвящать зрителя в самые тёмные закоулки души немецкого послевоенного общества, но делает это более тонко, чем в его предыдущем манифесте некрофилии. Герои «Короля смерти» не вызывают отвращения, а их страсть к саморазрушению заставляет смотрящего не осуждать, но сопереживать им.Советовать такой фильм неподготовленному зрителю было бы жестоко — если вы не уверенны, что сможете справиться с натуралистичным насилием и психологической тяжестью ленты, то лучше отложить «Короля смерти» до лучших времен.
Этот экспериментальный черно-белый фильм начинается с одной из самых тошнотворных сцен в истории мирового кинематографа — обезображенная фигура, закутанная в белый балахон, кромсает свой живот острой бритвой, выпуская кишки и литры крови наружу. И не думайте, что режиссер Э. Элиас Мэридж остановится на этом: шокированного зрителя затем заставят смотреть на некрофилию, каннибализм и групповое изнасилование.Однако «Порождённый» — это не просто провокация, но дотошное исследование самой сути насилия, с идеальной точностью давящее на болевые точки зрителя. Схематичный сюжет о смерти Бога и рождении нового человека понятен неподготовленному зрителю лишь отчасти — в фильме нет диалогов, только авангардный монтаж с оригинальной манерой съёмки. Мэридж отвергает устоявшуюся кинематографическую традицию в пользу дешёвой камеры и некачественной пленки, разрешая зрителю наблюдать за зверствами, но не забывать, что он смотрит кино.Конечно, советовать настолько извращённый фильм каждому не имеет никакого смысла, но если вам хочется соприкоснуться с настоящим безумием — дерзайте!
Молодой японец решает усовершенствовать своё тело, вживив в ногу тридцатисантиметровую трубу, в то время как ничего не подозревающий бизнесмен подхватывает странный вирус, постепенно превращающий его в груду металлолома. Синъя Цукамото задумал «Тэцуо» как визуальную Библию технофетишизма, наполненную настолько отвратительными образами и сценами, что даже мизерный бюджет ленты не переубедит зрителя в подлинности всего происходящего. Японский режиссер открыто иронизирует над современным обществом, помешанном на новых технологиях настолько, что даже идея модернизировать свое тело металлом и проводами не кажется некоторым людям такой уж безумной.Несмотря на ощутимую связь с боди-хоррором, «Тэцуо» выделяется на фоне различных «Титанов» и «Мух» своей безапелляционной жестокостью: в фильме нет присущей европейскому кинематографу осторожности в обращении с актёрами — исковерканные тела японских артистов вызывают лишь ужас, а не восхищение работой гримера.Цукамото снял к «Тэцуо» два не менее замечательных сиквела, погружающих зрителя еще глубже в бездну технофетишизма.
Спокойная жизнь семьи австрийских буржуа неожиданно превращается в настоящий ад — в их загородную резиденцию врываются двое молодых людей, которые жестоко убивают собаку и берут семью в заложники. Загадочные пришельцы продолжат издеваться над невинными людьми на протяжении всего фильма, заставляя каждого из членов семьи пройти через садистские игры, правила которых понятны только самим психопатам.«Забавные игры» вывели феномен тяжёлого для просмотра кино на новый уровень, преодолев грань между трэшем и фестивальным кинематографом — творение австрийского режиссера Михаэля Ханеке настолько напугало некоторых зрителей Каннского кинофестиваля, что к концу премьерного показа аудитория заметно поредела.Режиссёр сам снял американскую версию «Забавных игр» десять лет спустя, но, несмотря на более серьёзный актерский состав и заметно подросший бюджет, ремейк начисто потерял безумно давящую атмосферу оригинального фильма.
«Обычная» японская семья постепенно разваливается на части — сын издевается над родителями и сестрой, мать сидит на героине, а отец спит с собственной дочерью, документируя весь процесс на видеокамеру. Всё изменится с приходом загадочного незнакомца, который моментально изменит жизнь маргинальной семейки Ямадзаки.Легенда японского кинематографа Такаси Миике полностью снял свой фильм на дешёвую видеокамеру, пытаясь придать максимальную реалистичность жутким поступкам своих героев. И действительно, «Посетитель Q» выглядит и ощущается как настоящий хоум-муви, попавший на наши экраны из самых мрачных глубин интернета.Но всё же, в отличие от остальных фильмов этого списка, фильм Миике может похвастаться одним существенным преимуществом — в нём есть надежда. Извращенная, пугающая, но все-таки надежда — после полутора часов невероятной жестокости, зритель будет готов принять даже тошнотворный финальный кадр за духоподъемный хэппи-энд.
Педофил Михаэль похищает десятилетнего мальчика и прячет его в подвале своего неприметного домика на окраине Вены, изредка навещая своего пленника. Напуганному ребёнку придется провести в обществе сорокалетнего маньяка почти пять месяцев, а беспомощному зрителю останется лишь наблюдать за бесконечной чередой одинаковых дней, всеми силами надеясь на близкий конец мучений мальчика.Австрийский режиссер Маркус Шляйнцер не пытается напугать зрителя жестокостью, показывая обыденность жизни педофила и его пленника — мы никогда не видим, что Михаэль делает с мальчиком за закрытыми дверями подвала, лишь наблюдаем за неторопливым течением их жизни.Ощущение дискомфорта при просмотре фильма сложно описать словами: нас насильно заставляют переживать за педофила и проводить с ним время, и ощущение собственной вины будет копится внутри зрителя до самого финала. Проверьте, кто из друзей вздрогнет первым!Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»список самых тяжелых фильмов
Отечественное кино у многих ассоциируется с глупыми несмешными шутками и поверхностными сюжетами. Сразу вспоминаются дешевые комедии и откровенно плохие фильмы — попытка адаптировать западное популярное кино на российский лад. Как там пели сибирские КВН-щики на Первом канале: «Дороги в стране, как машины в стране, как и зарплаты, футбол, ЖКХ и, конечно, кино — г..но!». Но и среди киношелухи находятся настоящие бриллианты: талантливые режиссеры, сильные сюжеты, очень хорошие актеры.
Мы выбрали 10 тяжелых российских и советских фильмов, которые в пух и прах разбивают стереотип, что отечественное кино — это про несмешные тупые шутки. При присмотре этих фильмов становится жутко — и дело не в страшных выдуманных сюжетах, а в том, как сильно эти истории похожи на нашу обычную жизнь.
Волчок
2009 год
Это страшная история рассказана от лица живущей в неизвестной поселковой души безымянной девочки — маленького и насупленного существа с длинной челкой и в растянутых колготках. В её жизни появляется отсидевшая семилетний срок мать, а вместе с ней два подарка — маленький и яркий волчок и мамин залетный хахаль дядя Коля, который должен стать новым папой.
Осыпать любовью и лаской новоиспеченная мать девочку не спешит. Она продолжает пить, гулять с мужиками и зарабатывать на жизнь проституцией. Ребенок же с железобетонным упорством продолжает ждать любви от женщины, материнский инстинкт у которой остался в зачаточном состоянии.
Чистилище
1997 год
Эта картина не похожа ни на один фильм про войну, который вы когда-либо смотрели. Эта жестокая и безумно реалистичная лента шокирует и пробирает так, как это не сможет сделать ни один голливудский фильм. Это кино не захочется рекомендовать никому, но в то же время его должен посмотреть каждый.
В центре сюжета лежит первая чеченская кампания 1995-1996 годов. Штурм Грозного, на улицах идут жесточайшие, кровопролитные бои. Молодые восемнадцатилетние мальчишки пытаются противостоять армии профессиональных наемников, защищая корпус больницы. В этом кромешном аду человеческая жизнь не стоит ничего.
Иди и смотри
1985 год
Еще один фильм, ярко и честно демонстрирующий ужасы войны. Действие разворачивается в 1943 году, в Белоруссии, оккупированной фашистами. Всё происходящее зритель видит глазами шестнадцатилетнего мальчишки Флёры.
Всех жителей деревни, в которой жил главный герой, нацисты загнали в амбар и сожгли. Малька спасло только то, что он сам решил отправиться в партизанский отряд. То, что он увидел на своем пути, было чудовищным, ужасным, как будто заглянул в глаза самому злу.
Груз 200
2007 год
Тяжелый, жестокий и неоднозначный фильм со скандальной репутацией, которую он приобрел еще задолго до выхода в прокат. Его отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях, ни один телеканал так и не решился пустить его в эфир, и показ в кинотеатрах был под большим вопросом.
Всё происходящее в нем кажется выдумкой больного и изщвращенного сознания, однако создатели предупреждают: фильм основан на реальных событиях. В глухой провинции капитан полиции Журов похищает дочь секретаря райкома партии и жестоко над ней издевается. Чуть позже она оказывается прикованной к кровати рядом с трупом жениха, погибшего в Афганистане.
Сибирь. Монамур
2011 год
Тяжелый, но душевный фильм с несколькими сюжетными линиями, сливающимися воедино. Действие разворачивается в глухой, богом забытой сибирской деревне и удивительно реалистично. Люди живут суровой жизнью и другой не знают.
В одном из домов живут дед с маленьким внуком. Мать давно умерла, отец пропал и только дядька заезжает и привозит еду. Он бы забрал парня к себе, да дома свои дети и жена, которая категорически против. Так и течет их жизнь своим чередом, пока с дядькой не случается несчастье…
Белый Бим Черное ухо
1976 год
Старая, грустная история, знакомая каждому из детства. Великолепная экранизация одноименной повести Гавриила Троепольского. Душевный фильм, который должен посмотреть каждый. Картина рассказывает об одиноком человеке и собаке по имени Бим, которая заменила ему всех близких людей.
Доброе, преданное существо стало частью его души и заполнило раны. Когда человек попал в больницу, пес остался один. С этого момента началось его путешествие среди людей, добрых и жестоких…
Я буду рядом
2012 год
Пронзительно глубокий и очень эмоциональный фильм, однозначно заслуживающий внимания. В центре сюжета женщина Инна — молодая, успешная, удивительно жизнелюбивая. Она работает управляющей ресторана и воспитывает шестилетнего сына, которого сильно любит.
Жизнь главной героини круто переворачивается после новости о неизлечимой болезни, которая уже начала убивать её изнутри. Теперь Инну волнует только один вопрос: что будет с сыном, когда её не станет? Женщина начинает искать для мальчика новую семью.
Майор
2013 год
Холодным зимним утром майор полиции Сергей Соболев спешит в больницу к беременной жене и по неосторожности на скользкой дороге насмерть сбивает семилетнего мальчика на глазах у его матери.
Признать вину и понести наказание у героя духу не хватает. Вместо этого он вызывает на место происшествие коллег, которые моментально прибывают и начинают вытаскивать товарища. Всё это повлечет целую цепочку кровавых событий, и сам Соболев уже будет не рад, что заварил эту кашу.
Ярик
2007 год
Ярик — маленький, одинокий и совершенно никому не нужный человечек в центре огромного мегаполиса в канун Нового Года среди сотен радостных лиц, которым совершенно нет до него дела. Фильм, рисующий картину суровой реальности, от которой сжимается сердце.
Шестилетний герой вместе с мамой приехал в Москву к папе, но тот их не встретил. Мать отошла купить сыну что-нибудь поесть, но так и не вернулась. Ярик остался один, и теперь ему предстоит очень многое пережить.
Жить
2011 год
К просмотру этого фильма нужно морально готовиться, он тяжелый и смотреть его по-настоящему больно. В центре сюжета три разные истории и три извечные и тесно связанные темы: любовь, жизнь и смерть.
Каждый из героев теряет близкого и переживает его смерть по-своему. Усиливает впечатление гнетущая атмосфера серых и мрачных российских реалий, создающая стойкое ощущение печали и безысходности.
Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!