Нуриев биография
Только Нуреев мог в 17 лет приехать в Ленинград и заставить (именно заставить) взять себя в Ленинградское хореографическое училище (им. А. Я. Вагановой), учеба в котором начинается с 11 лет. Только Нуреев мог в возрасте 22 лет в аэропорту Парижа совершить «прыжок в свободу» и остаться на Западе. Только Нуреев мог изменить мужской танец раз и навсегда, сделав его более выразительным и под стать балерине. Только Нуреев с 23 лет начал ставить свое видение «русской классики», заполонив им в течение 20 лет репертуар всего мира.
В биографии Нуреева было множество ярких событий. Для вашего удобства мы расскажем историю жизни гения на примере 10 видео.1958 год
Звезда родилась
О себе Нуреев заявил сразу, еще во время обучения в хореографическом училище. Скандальный характер, невероятный талант. Он менял преподавателей, выводил из себя студентов, доводил до истерики руководство. Но Нурееву все прощалось. Во время Всесоюзного конкурса артистов балета Руди ярко выделялся своей необычной индивидуальностью даже на фоне сверстников.
После конкурса и выпускного спектакля, где Рудольф вместе с Аллой Сизовой танцевал фрагмент из балета «Корсар», его пригласили в Большой театр.Пока Большой театр звал его сразу на позицию солиста, родной Кировский (сейчас Мариинский) театр приглашал только в кордебалет. По легенде, звезда Кировского балета Наталья Дудинская переубедила Руди, предложив танцевать вместе с ней. Так и произошло: дебют Нуреева на сцене Кировского театра состоялся в 1958 году в балете «Лауренсия», где он танцевал в дуэте с великой Дудинской.За 3 года в Кировском театре Нуреев перетанцует 15 главных партий в таких балетах, как «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». У него появится клуб поклонников, который будет забрасывать сцену цветами и преследовать Рудольфа по Ленинграду. И уже тогда Нуреев будет позволять себе больше, чем кто было еще. Например, однажды Нуреев задержал спектакль «Дон Кихот» на 40 минут, отказываясь выходить на сцену в традиционном для СССР мужском костюме с шортиками. Он хотел танцевать как на Западе — только в трико. У руководства не было другого выхода, и Нуреева выпустили в его личном костюме.1961 год
Прыжок в свободу
Когда Рудольф Нуреев впервые оказался на настоящих гастролях на Западе (а не только в странах советского блока), все с первого дня пошло не по плану. Нуреев не должен был ехать в Париж. Руководство было против, понимая и учитывая риски, связанные с характером юного дарования. Но вмешалась французская сторона, которая отказалась согласовывать гастроли без 22-летнего Нуреева.В первый же день генеральная репетиция Нуреева в роли принца Дезире в «Спящей красавице» на сцене Парижской оперы произвела фурор. И хотя Рудольф так и не выйдет в этом балете на официальных гастролях, «Спящая красавица» будет первым, что он исполнит после своего побега из аэропорта Ле-бурже. На следующий день после генеральной репетиции во французском L’aurore выйдет заметка с заголовком «В Ленинградском балете появился свой космонавт» (всего месяцем ранее Юрий Гагарин впервые полетел в космос).Последующие выступления Нуреева в «Баядерке» и «Корсаре» производили на публику и танцевальную критику не меньший эффект. Но пока популярность Нуреева взлетала в небеса, его карьера в СССР летела в пропасть. Во время гастролей Нуреев нарушал все мыслимые предписания. Ответственный на гастролях сотрудник КГБ был даже вынужден отправить в Москву рапорт на «совершенно недопустимое» поведение Нуреева.
Было принято решение, что после окончания гастролей в Париже Нуреев летит в Москву, а вся труппа продолжает гастроли в Лондоне. Об этом решении Рудольф узнает уже в аэропорту Ле-бурже. Впоследствии эти события в прессе получат название «Прыжок в свободу», но как вспоминает сам Нуреев: «Я никуда не прыгал — я шел».По словам самого Нуреева, сделав ровно шесть судьбоносных шагов, от сотрудников КГБ к французской полиции, он навсегда становится «невозвращенцем» и «перебежчиком на Запад». Тогда 22-летний Руди выбрал не просто личную свободу, но и свободу творчества. В СССР его либо «закрыли» бы навсегда, либо посадили — и то, и другое для него было равно смерти.
Всего через неделю после вынужденной эмиграции Нуреев вновь выйдет на сцену в балете «Спящая красавица», но уже в театре Елисейских полей. По редким записям с репетиций видно, каким выдающимся танцовщиком был Нуреев уже тогда. Неслучайно, закадровый голос называет Нуреева «Нижинским 1960-х»: весь мир уже 50 лет, с блистательных выступлений Нижинского в Париже, не видел ничего подобного в мужском танце.1962 год
Божественное явление
Несмотря на эффектное появление на Западе и мировую популярность, Нуреев очень быстро оказывается за бортом. Парижская опера отказывается заключать с Нуреевым контракт, опасаясь разрыва отношений с СССР и прекращения культурного (и гастрольного) обмена. Нуреев ненадолго уезжает в Данию, где знакомится со своим кумиром и любовью всей жизни — танцовщиком Эриком Бруном.Неизвестно, каким образом сложилась бы карьера Нуреева на Западе, каким витиеватым и тернистым мог стать его путь на Олимп, если бы в его жизни не появилась Марго Фонтейн. Тогда 42-летняя Фонтейн, прима-балерина Английского королевского балета, мировая звезда с королевским титулом «Дамы» приглашает Нуреева в Лондон выступить на благотворительном концерте, чтобы познакомиться с русской знаменитостью. На том судьбоносном концерте за Нуреевым следил весь балетный мир, в том числе руководитель Английского королевского балета Нинет де Валуа. Она сразу делает Нурееву предложение стать премьером ее труппы. Так, начнется многолетнее сценическое партнерство и дружба Марго и Руди.Первый официальный дебют Нуреева в статусе премьера Английского королевского балета состоялся 10 марта 1962 года в балете «Жизель». Один танцевальный критик назвал выступление Нуреева «божественным явлением». В старый романтический балет Нуреев привнес новые краски. Он не был похож на коварного соблазнителя или жестокого графа, каким в то время изображали Альберта лучшие танцовщики современности. Альберт Нуреева был всем сердцем влюблен в Жизель, однако был глупым, неопытным мальчишкой, запутавшимся в своей лжи.Клив Барнс из The New York Times назвал это выступление «чем-то настоящим, мощным и восхитительным». В кульминации балета, когда Альберт Нуреева навсегда расстается с Жизелью Фонтейн, зрители плакали. Когда спектакль закончился и опустился занавес, зал сидел в оцепенении и несколько минут стояла гробовая тишина.
Когда Фонтейн и Нуреев вышли на поклоны, Марго вынула из своего букета розу и подарила ее Нурееву. Рудольф в свою очередь опустился на колено и расцеловал руку Фонтейн. Зрители и пресса были уверены в подлинности чувств пары и в реальной жизни.1963 год
Главная балетная пара XX века
Если на сцене Марго и Руди выглядели как влюбленная пара, то на репетициях разворачивалась совершенно другая жизнь. Нуреев обладал бешеным темпераментом и неуравновешенным характером. На репетициях с Фонтейн он позволял себе крики, обзывательства, скандалы и истерики. Все вокруг были в ужасе от «бешеного русского», который вел себя непозволительно.Но их союз был взаимовыгодным. Нуреев не только продлил годы сценической жизни Фонтейн, но и учил ее русской балетной школе, заставлял соревноваться с собой в танце и всей душой отдавался партнерству. Фонтейн в свою очередь уравновешивала бешеный темперамент Нуреева и придавала его танцу английского аристократизма.В 1963 году руководитель Английского королевского балета Фредерик Аштон ставит специально на Марго и Руди балет «Маргарита и Арман». Аштон давно хотел поставить на свою музу Фонтейн роман Александра Дюма «Дама с камелиями», но все не складывалось.Аштон в этом балете позволил Нурееву максимально свободно проявить свою индивидуальность. Каждое па в балете выигрышно подчеркивало танцевальный стиль Нуреева и раскрывало его личность. Премьере балета сопутствовали шумные овации. Поклонники только укрепились в своей вере в подлинности романа Марго и Руди. Однако Фредерик Аштон, пораженный поведением Нуреева на репетициях, больше не поставит ничего на Рудольфа.1964 год
Балет под названием «Зигфрид»
Всего спустя три года после своего побега на Запад Нурееву вновь стало не хватать свободы творчества, но теперь в Английском королевском балете. После премьеры в «Жизели» Фонтейн предложила Рудольфу станцевать с ней «Лебединое озеро».
Отсмотрев спектакль, Нуреев пришел в ужас. Английская редакция дореволюционного «Лебединого озера» была максимально близка к оригиналу. В свою очередь Нуреев иначе смотрел на балет. Рудольф был уверен, что в 1960-е невозможно исполнять балет так, как его ставили в 19 веке. Основная претензия у танцовщика была к устаревшей пантомиме и роли мужчины в балете. Мариус Петипа ставил партию принца Зигфрида из «Лебединого озера» на Павла Гердта, которому в тот момент было уже за 50. Нуреев был уверен, что невозможно создать достоверный образ принца, если в первом действии герой 35 минут сидит, а во втором и третьем — только носит балерину по сцене.Рудольф хотел представить последовательный и субъективный взгляд на принца Зигфрида, который по сюжету является главным персонажем и связующим звеном в балете. Такая возможность ему представилась уже в 1964 году, когда Венская опера заказала у молодой звезды балет. Венской труппе нечего было терять, у них не было старого балетного наследия, а вот от пиара они бы не отказались.
Таким образом, Нуреев получает полную свободу творчества и ставит балет, который в рецензии Dancing Review назовут «Балет под названием “Зигфрид”». Нуреев впервые по-настоящему переносит фокус в балете с балерины на танцовщика: с королевы лебедей Одетты на романтического принца Зигфрида.Нуреев не только возвращает балету трагический финал Чайковского, от которого когда-то избавился Мариус Петипа, но и передает реальный замысел композитора. Нуреев в этом балете лучше многих чувствовал Чайковского. Он уловил внутреннюю (а не внешнюю) борьбу добра и зла, переживания композитора, который, безусловно, олицетворял себя с Зигфридом.
Спустя два года в Вене будет записана уже каноническая киноверсия «Лебединого озера» с Нуреевым и Фонтейн. После совместной работы пара не сможет танцевать английское прочтение балета. А премьера нуреевского «Лебединого озера» вошла в Книгу рекордов Гиннеса: публика вызывал звезд на поклоны 89 раз. Этот рекорд остается недостижимым и по сей день.1965 год
Мик Джаггер от мира балета
Рудольф Нуреев в 1960-е был мировой звездой и имел армию поклонников. Именно в то время в мире развивается фан-культура и возникают целые движения. Все началось, конечно, с «битломании». Но если сумасшествие по The Beatles и Rolling Stones было понятным и объяснимым, то популярность Нуреева была нонсенсом для мира балета.Когда в 1965 году Фонтейн и Нуреев приехали на гастроли с новым «Ромео и Джульеттой» в Америку, администрации Metropolitan Opera пришлось вызывать конную полицию, чтобы обеспечить безопасность Нуреева. Фанаты днями и ночами стояли в очередях на улице, чтобы купить билет на Нуреева с Фонтейн. Где бы не появлялся Руди, за ним следовали многочисленные папарацци и поклонники. Неудивительно, что один танцевальный критик прозвал Нуреева Миком Джаггером из мира балета. Нуреев сделал балет популярным и ввел на него моду, вызывая фанатичную любовь у сдержанной балетной публики.Театры и импресарио по всему миру шли на поводу у публики. Накануне премьеры балета Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» в Лондоне руководство приняло решение, что премьерный блок откроется парой Фонтейн-Нуреев. Это был чистый маркетинг, который подставил не только артистов, но и привел к нервному срыву и уходу из труппы Кеннета Макмиллана.Несмотря на то, что Нуреев и Фонтейн прекрасно справились с балетом, они не отражали до конца задумки и видения Макмиллана. Фонтейн восходила образом к Джульетте Улановой, а Нуреев как и всегда добавлял себя. Тем не менее, взлетающая в воздух рубашка Нуреева во время сцены на балконе вошла в историю.1966 год
Потерянный юноша
Весь свой взбалмошный характер Рудольф Нуреев в полной мере смог представить в балете французского хореографа Ролана Пети «Юноша и смерти». Когда Пети ставил балет в 1948 году, он хотел отойти от балетных пачек и принятого восприятия балета. В его танце обычные движения из жизни и балетные па соединялись в муки от боли и страдания.Как следует из самого названия, в балете всего два персонажа: красивая девушка, олицетворяющая Смерть, и молодой творец — Юноша. В 1966 году Ролан Пети вместе со своей женой Зизи Жанмер решили записать балет и искали для этой роли подходящего Юношу. Роль в «Юноше и смерти» стала первым настоящим танцевальным экспериментом для Нуреева. Эта работа была максимально далека от привычных ему классических балетов.За 15 минут балета Нуреев сумел создать невероятный образ, отличающийся разительно от других прочтений. Его юноша был очень ранимым, обладал двойственной сексуальностью и был заворожен красивой женщиной, которая сильно старше его. Совершенно другой образ через 10 лет создаст Михаил Барышников. А Ролан Пети и Рудольф Нуреев продолжат свой творческий союз, открывший Нурееву путь в современный танец.1973 год
Долгожданный «Дон Кихот»
Поставить балет «Дон Кихот» Нуреев задумал сразу после постановки «Лебединого озера» для Венской оперы. С большим риском для себя Александр Пушкин (главный наставник и педагог Нуреева в Ленинграде) передал Нурееву подробные записи спектакля и от руки переписал ноты партитуры. Тогда, в начале 60-х, Нуреев мечтал поставить балет в Австралии, где работал Эрик Брун — любовь всей его жизни.Нуреев и Брун постоянно были разлучены гастролями, контрактами и своими личными артистическими амбициями. Их встречи были редкими, а оба танцовщика изнемогали в одиночестве друг без друга. Из-за насыщенного графика Нуреев так и не смог тогда поставить балет в Австралии и снова остановил свой выбор на Вене. Только в 1970 году Нуреев переносит «Дон Кихота» в Австралию, где балет до сих пор идет в его прочтении.К 1973 году у Нуреева был не только большой опыт в постановке балетов, но также и в съемке их на кинокамеру. Последние съемки BBC балетов «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» сильно разочаровали Нуреева. Поэтому в 1973 году Руди решил примерить на себя новую роль — режиссера. В этот раз Рудольф стоял не только по ту сторону камеры (а роль Базиля исполнял именно он), но и руководил совместно с режиссером Робертом Хелпманом всем съемочным процессом. Впоследствии Нуреев перенесет своего «Дон Кихот» и на сцену Парижской оперы.1980 год
Трибьют Нижинскому от «Нижинского 60-х»
Еще в Ленинграде юный Руди сходил с ума по Вацлаву Нижинскому, а его эффектные выступления на Западе тут же охарактеризовали как появление второго Нижинского. Нуреев, как и Нижинский, прославлял мужской танец и смещал акцент на себя. Они оба совершили революцию в балете. Оба были гениями не только танца, но и актерского мастерства. Оба были не поняты на Родине и выдавлены заграницу. Оба вышли из Мариинского театра. Оба дебютировали в Париже.Несмотря на преклонение перед Нижинским, Нуреев много лет старался не танцевать знаменитые партии кумира. Но к своему 40-летию Руди решил сделать себе подарок. Для самого Рудольфа исполнение партий Нижинского, понимание того, о чем он думал, что хотел сказать, как двигался, — было способом соединить себя с историей. Понимая, что балет очень эфемерное искусство, Нуреев при подготовке «Видения розы», «Послеполуденного отдыха фавна» и «Петрушки» старался как можно больше времени работать с людьми, заставшими Нижинского.Несмотря на то, что премьера трех ключевых партий Нижинского в исполнении Нуреева, не вызвала такой бури эмоций, как его более ранние выступления, Нуреев по-настоящему вошел в историю и соединился с Нижинским. В 1980 году три балета в исполнении Нуреева с чикагской труппой Joffrey ballet были записаны.1989 год
Возвращение домой
Спустя 26 лет Рудольф Нуреев на 3 дня возвращается в СССР. В 1987 году из России пришли печальные новости о тяжелой болезни мамы Нуреева. Тогда у власти был уже более демократичный Горбачев, который выдал визу на 3 дня для Нуреева, ранее заочно осужденного в СССР на пожизненный срок. Сложно передать, какие эмоции испытывал Нуреев, возвращаясь домой. Чтобы обеспечить его безопасность в переговорах даже участвовала Жаклин Кеннеди, давняя поклонница и подруга Нуреева. Жаклин писала письма и задействовала все свои связи.Нуреев приехал в Уфу проститься с мамой, которая, по его воспоминаниям, даже не узнала сына. Руди походил по местам детства и даже заглянул в Башкирский театр, где когда-то впервые увидел балет и сам делал первые шаги.
С тяжелым сердцем Нуреев вернулся на Запад, но главный его подарок был впереди. Спустя два года Горбачев снимает с Нуреева все обвинения, а бывший однокурсник по Ленинградскому хореографическому училищу Олег Виноградов приглашает Нуреева выступить на сцене Мариинского театра.В 1989 году Нурееву уже 51 год. Он перенес множество травм и тяжело болеет СПИДом. Но возвращение на родную сцену становится исполнением самого заветного желания: показать на Родине, чего же он добился за эти 30 лет. На этом редком видео можно увидеть, как Нуреев говорит с акцентом по-русски, и оценить его очаровательные манеры. И хотя в 1989 году Нуреев не мог танцевать «Сильфиду» на том же уровне, что и в молодости, к его танцу были прикованы взгляды всего балетного сообщества СССР.Рудольф Нуреев умер в 1993 году в возрасте 54 лет. За свою долгую карьеру он много добился: в 1983 году Нуреева назначают руководителем балетной труппы Парижской оперы, того самого театра, где он когда-то, как Гагарин, заявил на весь мир о своем первенстве в балете.
Нуреев будет руководить Парижской оперой до 1989 года. В отличие от Сержа Лифаря (последнего фаворита Дягилева) Нуреев не будет ограничивать других хореографов и расширит репертуар труппы работами Макмиллана, Кранко, Баланчина, Роббинса, Пети, Лакотта, Форсайта. Нуреев откроет миру молодое поколение танцовщиков, которое до сих пор продолжает наследие своего учителя по всему миру.Конечно, наш список значимых выступлений Нуреева далеко не полный. Однако даже на примере этих 10 видео можно понять, что Нуреев отдавал сцене и балету всего себя без остатка. Именно поэтому и спустя 50 лет Рудольф Нуреев остается непревзойденным гением.
нуриев биография
МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Павел Сурков. "Прыжок к свободе" Рудольфа Нуреева был мировой сенсацией. Однако Франция не спешила предоставлять убежище звезде балета, а сам он тосковал по родине. В Москве и других городах России в эти дни проходят "Нуреевские сезоны". Хореографу и дирижеру 17 марта исполнилось бы 85 лет."Предатель родины": побег из СССР в Европу Шестнадцатого июня 1961 года труппа Театра оперы и балета имени Кирова — главный балетный коллектив Ленинграда — находилась на гастролях в Париже. Среди артистов, прилетевших покорять французскую столицу, был и всемирно известный танцовщик Рудольф Нуреев. Всесильный КГБ не хотел включать его в состав гастрольной труппы, но принимающая сторона настояла на том, чтобы он приехал. В Париже Нуреев гулял по улицам в обществе французских коллег и как-то подозрительно пристально изучал столицу капиталистической страны. Начальство распорядилось снять его с гастролей и вернуть в Советский Союз.Нуреев отказался возвращаться, более того, попросил политического убежища. Французская пресса окрестила это "прыжком к свободе". Ну а на родине поступок Нуреева расценили как предательство. Был большой скандал: впервые советский артист такого уровня решил остаться за границей. Это означало полный и окончательный разрыв. Нуреев стал, пожалуй, самым знаменитым "невозвращенцем" в истории СССР.Отказ Франции: скитания по ЕвропеЕго жизнь за границей была не такой уж безоблачной: Франция отказала в политическом убежище, пришлось отправиться в Данию, затем в Великобританию, потом — в Австрию. К переездам Нурееву было не привыкать: артисты вообще постоянно гастролируют. Он неустанно работал: не только выступал, но и сам ставил спектакли, даже снимался в кино. Заглавная роль в фильме "Валентино" — самая успешная.Нуреев демонстрировал отличное чувство юмора: например, в знаменитом "Маппет-шоу" Джима Хенсона вместе с куклой-свинкой Мисс Пигги исполнил дуэт из "Лебединого озера".Когда в 1980-е его пригласили возглавить парижскую Гранд-опера, он все начал делать по-своему. Активно продвигал молодых, давал им главные роли. Это, конечно же, возмущало маститых звезд, которых в труппе было более чем достаточно. Но Нуреев сразу заявил, что ни на какую иерархию солистов ориентироваться не намерен. Он распределял роли исходя в первую очередь из таланта артиста.Тоска по родине: возвращение в Уфу в 1985-мНуреев старался связаться с оставшимися в Союзе родственниками, прежде всего с матерью. Однажды даже попросил одну из высокопоставленных особ включить Уфу, где жила его мать, в программу официального визита в СССР, чтобы передать письмо. И ему это удалось.Правительство СССР разрешило танцовщику приехать в страну в 1985-м всего на трое суток. Повод был трагичный: мать умирала. Она даже не узнала сына, просидевшего эти дни рядом с ней. Ни с кем из бывших друзей и коллег Нуреев не встретился: им это запретили.Единственная женщина, которая, помимо матери, была для него дорога, — балерина Марго Фонтейн — умерла от рака. Нуреев до последнего оплачивал ее медицинские счета и постоянно находился рядом, сетуя, что не женился на ней. Может, тогда, говорил он, "жизнь нас обоих сложилась бы удачнее".Угасание звезды: ВИЧ погубил НурееваВ тот момент и сам Нуреев уже был на грани жизни и смерти: в 1983-м он узнал, что ВИЧ-инфицирован. Артист слабел с каждым годом, не мог танцевать и даже ставить спектакли. Но все равно продолжал работать — научился дирижировать, управлять оркестром. Без музыки он своей жизни не представлял.Рудольф Нуреев умер в 1993-м и обрел последнее пристанище на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены многие русские эмигранты.
85 лет назад, 17 марта 1938 года, родился Рудольф Нуреев. Легенда мирового балета. Человек-эпоха. О котором даже спустя 30 лет после смерти слагают легенды и мифы.
Aif.ru собрал воспоминания людей, знавших артиста — друзей, коллег, родственников. Их рассказы гораздо более ценны, чем все слухи и небылицы, вместе взятые. Хотя поверить в быль часто сложнее...
Писательница Франсуаза Саган:
«Ноги, ляжки, икры Нуреева очень сильные и при этом на редкость тонкие для мужчины его роста, что создает впечатление невероятной крепости и придает земной облик телу; а торс его, руки, шея легки и устремлены в небо.
...У него много друзей и нет друга, много любовных похождений и нет любви, он почти всегда в одиночестве, но никогда не чувствует себя одиноким».
Племянник Юрий Евграфов:
«Мне было 18 лет, когда Рудольф приехал в Уфу к умирающей матери... Мы не теряли с ним связь, несмотря на строгий надзор КГБ. Через третьих лиц он постоянно помогал семье — не знаю, как мы вообще выжили бы без него.
Вскоре от Рудольфа пришли приглашения для всей семьи. И тут мы узнали, что он приедет в Кировский театр. Мы отправились в Питер. Во время ужина Рудольф спросил: “Вы сделали визы? Паспорта с собой? Поехали”. Мама опешила. Но Рудольф ничего не желал слушать. Так все родственники налегке и отправились в Париж.
Окружающие часто его боялись. Дядя был вспыльчив, мог обращаться с людьми очень грубо, но в глубине души любил, когда ему давали отпор, — ему нравились сильные люди. Говорил, что доходит только до той грани, до которой собеседник ему позволяет. Его многолетняя преданная помощница Дус Франсуа много от него натерпелась. Меня еще в России шокировало, как она несла его чемоданы, а Рудольф ей говорил что-то вроде “тащи быстрее”. В быту был совсем беспомощен, даже не умел пользоваться карточкой в банкомате».
Ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе:
«В каждом поколении существует своя знаковая фигура, с которой сравнивают того или иного актера. Нуреева и всех танцовщиков эпохи Нуреева всегда сравнивали с Нижинским. То же самое сейчас — всех сравнивают с Нуреевым. Сравнение свидетельствует о не очень большом профессионализме людей, которые это делают. Такой легендой века, как Нуреев, мне не хотелось бы стать. Он занял нишечку необычайности, тайны, и вроде как и политический скандал был, и неординарная личность, рано ушел из жизни, даже собственные похороны превратил в шоу. Единственным героическим поступком его жизни, я считаю, был переезд из Уфы в Ленинград, в Вагановское училище. В Советском Союзе нужно было кучу бумажек с подписями и печатями собрать, чтобы тебя только посмотрели».
Николай Цискаридзе не зря отметил, что Нуреев даже похороны собственные умудрился превратить в шоу. Танцовщик умер 6 января 1993 года, несколько месяцев не дожив до 55-летия. Прощание с Нуреевым проходило в фойе парижской «Гранд-опера», утопавшем в белых хризантемах. Шесть ведущих танцовщиков установили гроб красного дерева на центральной площадке парадной лестницы. На пяти языках (в том числе на русском), согласно последней воле артиста, звучали стихи Пушкина, Гете, Рембо, Байрона, Микеланджело. Было ощущение, что режиссером траурной церемонии выступил сам Нуреев — она была столь же оригинальной, как и вся его жизнь. Покойный лежал в гробу в строгом черном костюме и в чалме. На похороны прибыл весь высший свет Франции, важные зарубежные гости и родные танцовщика из Уфы. Незадолго до смерти Нуреев принял православие, но панихида была устроена также по мусульманскому обряду. Могила артиста на русском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа представляет собой дорожный сундук, покрытый текинским ковром из разноцветной смальты... И там всегда лежат живые цветы.
Первая партнерша Памира Сулейманова:
«Когда стала ходить в танцевальный кружок Дома пионеров, Тебя не сразу заметила. Но однажды нас поставили в пару, и оказалось, что с Тобой танцевать легче и приятнее, чем с другими мальчиками.
У Тебя все было трудно. Родители не разрешали заниматься балетом. Ты вечно опаздывал, прибегал взъерошенный. И всегда с большой сумкой или бидоном. Делал вид, будто уходишь за хлебом или молоком, а сам мчался в студию.
...После уроков Ты подходишь ко мне и говоришь: “Все. Я уезжаю учиться в Ленинград”. Внутри у меня все оборвалось. До сих пор не пойму, почему я так плакала: то ли из-за того, что и мне хотелось учиться, то ли из-за того, что жалко было расставаться с Тобой».
Хореограф Пьер Лакотт:
«Нуреев никогда не критиковал Советскую Россию. Напротив, всегда гордился подготовкой, которую получил в Вагановском училище и у своего педагога Александра Пушкина. К тому же он был прекрасным актером и одним из своих учителей называл Станиславского.
Рудольф полушутя-полусерьезно говорил, что хочет быть не менее богатым, чем Барышников. Он считал, что тот слишком “американизировался”, и звал его Микки Маусом.
Нуреев отличался непомерной скупостью и боялся остаться к старости без денег.
Он был наделен необычайной деловой хваткой. Всегда отчаянно торговался. Приобретал квартиры, дома, даже островок Ли Галли в Средиземном море.
Когда он пришел в парижскую Оперу, то объявил, что никаких налогов платить не намерен. И в конце концов Рудольфу удалось заполучить австрийское гражданство, чтобы не платить налоги.
Он мне первому рассказал о своей болезни. Тем не менее Рудольф был убежден, что его, как Распутина, убить невозможно. Даже больной не переставал работать.
В душе он считал себя бессмертным. Таким он и остался... За 54 года он успел совершить столько, сколько другие не успели бы и за сто лет».
Балерина, педагог Нинель Кургапкина:
«Он любил оставаться независимым, и проявлялось это часто в поступках резких.
По окончании школы Рудик первый раз приходит на урок. Заходит в зал и становится у палки. А была такая традиция, что самый молодой берет лейку и поливает у палки и на середине. Все стоят и ждут, когда он будет поливать. Рудик тоже встает, избоченясь, и смотрит. Кто-то говорит: “Рудик, ты самый молодой, давай, поливай”. Нуреев показал всем длинную фигу, взял свои шмотки и ушел из зала. Я потом спросила, почему он не полил. “А почему я должен поливать?! Я не такой молодой, а потом, там есть такие бездари, которые только поливать и должны!” В подобных вещах ему, конечно, сильно недоставало воспитанности».
Танцовщик и хореограф Ролан Пети:
«Я назвал бы его типичным героем истеричного кино Тарантино — грубым, нервным, опасным, дерганым и непредсказуемым!
Красавцем назвать его язык не поворачивался. При этом он производил впечатление совершенно ослепительного человека. Среднего роста, крепкий и гибкий, он обладал мускулистыми, чуть коротковатыми по балетным меркам ногами и руками, совершенно гладкой, по-детски неразвитой грудью, большими губами со шрамом, пронзительными карими глазами и повадками уличного хулигана... Ничего особенного, но вы необъяснимым образом мгновенно подпадали под его гипнотические чары.
Он был очень одиноким человеком и, мне кажется, делал все, чтобы обмануть это печальное и мучительное чувство... Знаю, он посещал злачные места, а возвращаясь домой, быстро принимал душ, смывая остатки чужих запахов и прикосновений... У него не было времени на серьезный любовный роман... Вся его энергия была направлена исключительно на работу».
Подруга юности Любовь Романкова:
«После того как в 1961 году Рудик остался на Западе, наше общение с ним ограничивалось лишь редкими секретными письменными контактами и телефонными разговорами через третьих лиц... После перестройки мы снова смогли встречаться. В 90-м году мы с братом уже гостили у Рудика в Париже. У него была квартира на набережной Вольтера, напротив Лувра. Все стены от пола до потолка были увешаны картинами художников XIX века с изображением обнаженных мужских фигур, а на изящных антикварных столиках стояла мелкая пластика — юноши, кентавры, боги... Родившись в семье военного политрука и домохозяйки, не имеющий специального художественного образования, он обладал тонким, безупречным вкусом.
В первый его приезд в Ленинград после 28-летней разлуки моя мама спросила его: “Рудик! У вас есть все: гениальное мастерство, слава, почет, богатство. Чего вы еще хотите?” “Жить! Жить! Жить!” — страстно ответил Рудик. Тогда мы и представить себе не могли, что он смертельно болен...
Музей Нуреева, о котором он писал в завещании, так и не создан, его вещи распроданы на аукционах, в его квартирах живут новые жильцы, остров тоже кто-то купил... Но есть ощущение радости и веры, что сам Нуреев, его душа, его бессмертные танцы — с нами, с людьми, которым посчастливилось хоть ненадолго побыть с ним на Земле».ИНТЕРВЬЮ«Каспар Хаузер — это исторический персонаж, который, может быть, и миф, но мы очень любим мифы». Лиза и Саша Цикаришвили о новом проекте для ярмарки Cosmoscow