Лежащая обнаженная
Неповторимы не только меланхоличные герои Амедео Модильяни. Его жизнь — трагическую, но бурную, а порой и буйную — тоже ни с чьей не спутаешь. День рождения художника — отличный повод вспомнить самые яркие моменты его короткой, но насыщенной биографии.
Амедео Модильяни. Автопортрет
1. Младенец-спаситель
Амедео Модильяни спас свою семью от нищеты, просто появившись на свет в нужное время и в нужном месте — 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно.
Отец будущего художника — Фламинио Модильяни — был бизнесменом: торговал углем и дровами, имел долю в серебряных копях и даже держал собственную маклерскую контору. Но к моменту рождения четвертого сына обанкротился. Ровно в том момент, когда супруга мучилась в схватках, в дверь постучали: пришли описывать имущество горе-бизнесмена. Но семья догадалась провернуть один фокус.
Итальянские законы в то время были таковы, что кровать роженицы оставалась неприкосновенной для приставов. В ожидании должностных лиц и маленького Амедео домашние просто завалили роженицу и ее постель тем, что было нажито непосильным трудом и могло спасти от голода и прозябания в будущем.
Впрочем, мать ребенка — Евгения Гарсен — трактует этот эпизод иначе: вломившихся в дом во время родов приставов она сочтет дурным предзнаменованием для своего ребенка. И, к сожалению, окажется права: мальчик будет расти болезненным, подхватит туберкулез, подсядет на алкоголь, наркотики и прочие атрибуты богемной жизни, его талант по достоинству оценят только после его смерти, а умрет он рано — в 35 лет.
2. Вдохновляющий бред
Амедео рос в семье интеллектуалов, получил отличное образование, но покладистым характером не отличался. «Может, будет художником?» — утешительно объясняла мать строптивость сына. Точки над i расставит тиф: во время болезни, в жару и в бреду, юноша будет бормотать слова восторга в адрес шедевров итальянских мастеров и уверять, что не умрет, пока не посетит Галерею Уффици. Когда он выздоровеет, его отдадут учиться в художественную студию.
Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина, сидящего у стола
1917, 91.7×59.7 см
Амедео Модильяни. Портрет Леона Бакста
1917, 55.3×33 см
Амедео Модильяни. Портрет Диего Риверы
1914, 104×75 см
Амедео Модильяни. Портрет Пабло Пикассо
1915, 43.2×26.7 см
Как Винсент
У итальянского гения Модильяни много общего с голландским гением Ван Гогом. Оба имели скверный нрав, не упускали случая встрять в драку, не смогли конвертировать свой талант в головокружительные гонорары при жизни и, случалось, расплачивались своими шедеврами — которые теперь гораздо, гораздо дороже золота — за еду.
Карандашный набросок за чашку кофе — вполне обычное дело для Модильяни. Откуда было взяться свободным средствам, если учесть, что большинство знаменитых портретов Модильяни написал за один сеанс и отказывался растягивать работу, даже если заказчик платил почасовой гонорар?
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная с голубой подушкой
1917, 92×60 см
4. Нагота: драгоценная и скандальная
В 2012 году самой дорогой картиной Амедео Модильяни считалась «Лежащая обнаженная с голубой подушкой»: за 118 миллионов долларов в результате закрытой частной сделки ее приобрел российский миллиардер, владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев. Правда, вскоре он выяснил, что предыдущий владелец полотна получил всего 93,5 млн. Коллекционер заподозрил, что разницу прикарманил швейцарский арт-дилер Ив Бувье, которого в начале 2015-го по заявлению Рыболовлева арестовали. В том же 2015-м самой дорогой картиной Модильяни стала другая «Лежащая обнаженная»: миллиардер из Китая Лю Ицянь отдал за нее 170 миллионов долларов (тогда как эстимейт составлял только 100).
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
1917, 92×60 см
5. Каменный гость
Есть мнение, что Модильяни родился гениальным скульптором, но, поскольку его опыты в этой области не были приняты современниками (однажды Модильяни даже утопил свои работы), он вынужден был сосредоточиться на живописи — делая при этом героев своих полотен такими, будто они высечены из камня.
Вот одна из многочисленных историй, демонстрирующих, насколько Модильяни был одержим камнем. Однажды летней ночью он вышел прогуляться, приметил на стройке отличный камень и тут же принялся превращать его в скульптуру. Пришедшие утром на работу строители творческого порыва Модильяни не оценили и отправили его произведение в фундамент возводящегося здания.
Амедео Модильяни. Портрет сидящей Жанны Эбютерн в профиль (в темной одежде)
1918, 99.4×64.8 см
Амедео Модильяни. Красный бюст
1913, 81.2×53.3 см
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн (с шейным платком)
1919, 92×54 см
Амедео Модильяни. Мадам Помпадур. Портрет Беатрис Хастингс
1915, 60.6×49.5 см
Амедео Модильяни. Портрет сидящей Жанны Эбютерн в профиль (в темной одежде)
1918, 99.4×64.8 см
6. И в жизни, и в смерти
Модильяни умер от туберкулезного менингита. Жанна Эбютерн — его муза, возлюбленная и будущая жена (они не успели зарегистрировать отношения, хоть уже ждали второго ребенка) — пережила его на один день. Попрощавшись с любимым и положив ему в гроб прядь своих волос, она отправилась в родительский дом, но не вынесла боли утраты даже до рассвета — и выбросилась из окна. Она была на девятом месяце беременности.
Жанна была его самой большой любовью. Но далеко не единственной: женщин Модильяни менял едва ли не чаще, чем кисточки…
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн
1918, 92×60 см
7. Две звезды: Ахматова и Модильяни
Она приехала в Париж из России. А он из Италии. Она — в свадебное путешествие. А он — в поисках славы. Что же они делали, познакомившись? Гуляли под дождем и читали вслух Верлена.
Ахматова их роман отрицала. Впрочем, не уточняя, какую именно степень близости она под этим словом подразумевает. А близость, безусловно, была. Ему этой близости хватило на серию рисунков (к сожалению, не все они сохранились). А ей — на стихи (она утверждала, что специально для Моди ничего не писала, но исследователи находят в ее парижских строках настроения, явно спровоцированные общением с художником):
Мне с тобою пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги жёлтые на вязах.
Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
1911, Париж
Между прочим, Модильяни не рисовал Ахматову с натуры. Они гуляли, читали стихи, а потом он шел в мастерскую и брался за карандаш. Во всяком случае, на такой версии настаивала Ахматова.
Амедео Модильяни. Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)
1911, 26.5×43 см
Амедео Модильяни. Обнаженная с зажженной свечой
Амедео Модильяни. Стоящая на коленях (Голубая Кариатида)
…все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания.
Анна Ахматова
8. Странный малый
Однажды в Рождество Модильяни нарядился Санта-Клаусом и угощал посетителей парижского кафе «Ротонда» пастилками, а когда те чуть не сожгли заведение, облив его ромом и побив керосиновые лампы, выяснилась и причина праздничных беспорядков: пастилки были с гашишем.
Он знал наизусть трактат Ницше «Так говорил Заратустра» и часто цитировал его. Не появлялся на Монмартре без красного шарфа и широкополой шляпы. По ночам вместе с Морисом Уитрилло прогуливался по кладбищам. Любил обнажиться на людях. И щедро приправлял все это великолепие более традиционными пороками.
Шедевры свои Модильяни
Обычно рисует по пьяни,
Дождется момента,
Нажрется абсента
И пишет все рьяней и рьяней…
Строчки неизвестного русскоязычного рифмоплета звучат вульгарно, но именно так все и было. Разночтения существуют только насчет причин пристрастия к алкоголю и наркотикам. То ли с их помощью Модильяни хотел забыться: он был болен и понимал, что жить ему недолго. То ли это был элемент его бунтарского стиля. То ли так он делал себе судьбу проклятого и отверженного: многие творческие люди находили такой имидж обаятельным.
Критик Андре Сальмон и вовсе утверждал, будто неповторимый стиль Модильяни — следствие его алкоголизма и наркомании. Сальмон считал, что в трезвом уме и светлой памяти из Модильяни художник — так себе, но вот когда он заправится…
9. Однодневная выставка
При жизни Модильяни прошла только одна его персональная выставка. Она открылась 3 декабря 1917 года в галерее Берты Вейль — первой французской женщины-галеристики и арт-дилера. В экспозиции были представлены обнаженные красавицы, ставшие теперь визитной карточкой художника. Парижские жандармы модернистские ню Модильяни оценили высоко — и закрыли выставку прямо в день ее открытия, возмущенные фривольностью поз и живостью изображенных дам.
Амедео Модильяни. Обнаженная с коралловым ожерельем
1917, 66.5×101.5 см
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная
1919, 72.4×116.5 см
Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная со скрещенными за головой руками
1917, 60.6×92.7 см
Амедео Модильяни. Альмаиза. Обнаженная на софе
1916, 81×116 см
1916-й год. Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и критик Андре Сальмон.
10. Отмщение
Амедео Модильяни похоронили на кладбище Пер-Лашез. «Смерть настигла его на пороге славы» — такие слова начертаны на его надгробии. Художник, над которым еще вчера насмехались, совсем скоро обогатит тех, кто додумался скупить его работы. И прямо сейчас, на собственных похоронах, получает запоздалое признание в виде скорбных лиц коллег-художников и натурщиц. Даже полицейские салютуют ему! Увидев это необычное зрелище — не те ли самые это жандармы, которые запретили обнаженных дев Модильяни? — Пикассо шепнет на ухо писателю Франсису Карку: «Смотри-ка, он отмщен!».
Автор Наталья Кандаурова
Источник - Артхив
А также мои посты - "Модильяни" и "Амедео Модильяни: гений-шлимазл"
В 2015 году «Лежащая обнаженная» Модильяни получила статус второй самой дорогой в мире картины из выставлявшихся на открытые торги. В ноябре 2015 года покупатель из Китая выложил за нее 170 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Дороже на 9 миллионов на открытых торгах оценивались лишь «Алжирские женщины» Пикассо. Горькая ирония судьбы! Около ста лет назад Модильяни, внезапно оказавшийся при деньгах (что с ним случалось нечасто), вручил пять франков Пикассо, бывшему на тот момент без гроша в кармане. Через несколько лет уже прославившийся Пикассо занес бедствующему Модильяни сто франков. Если Пикассо и при жизни удалось познать успех и финансовое благополучие, то Модильяни жил и умер в нищете. Знали бы они, сколько будут стоить их работы через сто лет!
Большинство ню Модильяни написаны в 1916-1917 году по заказу Леопольда Зборовского. Коллекционер, немало сделавший для того, чтобы мир узнал об Амедео Модильяни, чувствовал, на что ставить.
Как это свойственно работам Модильяни, лицо модели стилизовано, миндалевидные глаза написаны без зрачков и полуприкрыты, что усиливает томную эротическую атмосферу. Модильяни мечтал быть скульптором, но на это у него не хватило ни средств, ни здоровья. Любовь к скульптуре отчетливо заметна в его ню – словно он смотрит на натурщицу в первую очередь взглядом ваятеля, а не художника. Четко обозначенные мышцы, любовно «слепленная» грудь делают тело лежащей на голубой подушке женщины практически осязаемым. Четко продумана композиция картины: обнаженное тело образует диагональ, а раскинутые руки модели создают пересекающую эту диагональ линию.
Если тело и лицо женщины наполнены ощущением неги и расслабленности, они излучают теплое сияние, то тон написан ярко, плотно, в экспрессивной манере. Создаваемый таким образом контраст усиливает общее впечатление от этого ню – одного из самых удачных в творчестве художника.
Напомним, что в ХХ веке возникло новое прочтение ню, поначалу приведшее к скандалам и вызвавшее возмущение у благочестивых зрителей. «Обнаженкой» в высоком искусстве никогда не удивишь, но – возмутительно! – эти выскочки художники умудрялись показывать не просто обнаженных, а раздетых женщин. Но женщины Модильяни именно обнажены. Кажется, что они даже отделены от зрителя некой чертой, завесой, к ним просто так не протянешь руку. И при этом они более чем чувственны, их эротизм не вызывает сомнений. Известно, что писались они в весьма фривольной атмосфере: женщины обожали Модильяни, он на них действовал гипнотически (есть легенда, что художник в юности даже соблазнил собственную тетю Лауру), и натурщицы с превеликом удовольствием за время сеанса несколько раз перемещались с подиума в его постель и обратно.
Модильяни – мастер линии. Неповторимое изящество, с которым в его ню описаны контуры женского тела, делает эти картины узнаваемыми и придает им особый шарм. Лежащих женщин с запрокинутыми руками он писал неоднократно (1, 2, 3).
При взгляде на них вспоминается знаменитая «Обнаженная Маха» Гойи. Напомним, в 1813 году инквизиция конфисковала две картины Гойи с Махой (в одежде и без), сочтя их непристойными. В следующем веке нравы смягчились, и выставку (единственную прижизненную!) Амедео Модильяни через пару часов после открытия полиция просто велела закрыть. Аргументы организатора Леопольда Зборовского и Берты Вайль, в чьей галереи были выставлены картины, о том, что ню – чтимый с давних времен жанр, и апелляция к классике не возымели действия. Что же им противопоставил инспектор полиции? «Да, но у этих обнаженных – волосы!». Именно так, отсутствие депиляции сделало произведения искусства недопустимым и практически порнографическим явлением.
Автор: Алена Грошева «Лежащая обнаженная» ушла с молотка за $170,4 млн, сообщает официальный сайт аукционного дома, в то время как самое дорогое полотно в мире — «Алжирские женщины (Версия О)» Пабло Пикассо — было продано в мае 2015 года на Christie’s за $179,4 млн.
Картина стала самым дорогим когда-либо продававшимся полотном Модильяни. До этого личный ценовой рекорд художника установила «Обнаженная, сидящая на диване». Она была продана за $68,9 млн на торгах Sotheby’s в 2010 году. Тогда картине тоже удалось существенно превысить свой эстимейт. «Обнаженную, сидящую на диване» эксперты называли «триумфом наготы» и ставили в один ряд с шедеврами обнаженной натуры кисти Боттичелли и Веласкеса. Тем не менее полотно оценивали лишь в $40 млн.
«Обнаженная, сидящая на диване»
На этот раз картине Модильяни удалось превысить эстимейт сразу на $70 млн. Борьба за полотно продолжалась девять минут, а покупателем стал пожелавший остаться анонимным гражданин КНР. «Лежащая обнаженная» выставлялась на торги впервые, а в последние годы она находилась в частной коллекции в Швейцарии. До этого картина хранилась во Франции и Италии.
Картина, на которой изображена нагая женщина на красном покрывале и синей подушке, была написана в 1918 году. Ее заказал друг художника — поэт Леопольда Зборовски, и он же стал первым владельцем «Лежащей обнаженной». Всего в серию входило несколько полотен с обнаженной натурой. В 1917 году в Париже прошла единственная персональная выставка Модильяни. Но она не то что не имела успеха, а, напротив, вызвала скандал и была закрыта всего через несколько часов. Стражи порядка, увидев в окне галереи картину «Большая обнаженная», посчитали экспозицию непристойной.
Общая выручка торгов Christie’s составила $491,3 млн. Второе место по стоимости лота заняла картина Роя Лихтенштейна «Медсестра» ($95,3 млн), третье — деревянная скульптура Поля Гогена «Тереза».