Д стейнбек
Биография
Редкий рассказ о жизни лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Стейнбека обходится без упоминания постоянных взлетов и падений его творческой энергии, но написанные в любом из этих периодов книги – достойные образцы американской литературы, в которых с огромной художественной силой изображена жизнь рядовых жителей США в ХХ веке, со всеми ее трудностями и печалями.
Детство и юность
Существует немало версий биографии Джона Стейнбека. В США даже есть общество поклонников, тщательно анализирующее наследие писателя и бережно собирающее мелкие факты о нем. Самое обширное его жизнеописание составляет 1100 страниц.
Джон Эрнст Стейнбек родился 27 февраля в Салинасе (Калифорния). У него были немецкие и ирландские корни: дед по отцу носил фамилию Гросстейнбек (он сократил ее после переезда в США), а из Ирландии происходила его мама.
Отец Джона работал казначеем, мать – учительницей в школе. Оба любили книги и приучили к чтению всех своих четверых детей. Что касается денег, то сначала семья жила вполне благополучно – они владели просторным жильем в Салинасе и домиком для каникул на побережье, но, когда пришло время платить за образование старших детей, начались финансовые трудности.
Летом родители работали на ближайших ранчо, привлекая к этому остальную семью. С юных лет Джон привык к тяжелому физическому труду и многое узнал о природе и сельском хозяйстве, что позже нашло отражение в его произведениях.
Окончив среднюю школу в 1919 году, Стейнбек стал студентом Стэндфордского университета, но потом бросил его, так и не доучившись. Детской мечтой юноши была карьера писателя, и он не расставался с ней даже тогда, когда издательства один за другим присылали ему отказы. В молодости Джон перебивался случайными заработками, трудясь сторожем, гидом, рабочим, но сочинять «в стол» не переставал.
Книги
Ситуация изменилась в 1930 году, когда отец Джона решил поддержать сына, позволив ему поселиться у себя в коттедже и даже снабдив бумагой для письма. Стейнбек-младший бросил работу и сосредоточился на новых произведениях, что со временем начало приносить плоды. Первые 3 работы – романы «Золотая чаша» и «Неведомому богу», а также сборник рассказов «Райские пастбища» – издали очень скромным тиражом, в сумме не превышающим 3 тыс. экземпляров.
В списки бестселлеров попало только следующее произведение – «Квартал Тортилья-Флэт», юмористическая повесть о приключениях бродяг в приморском городке. Она была удостоена награды штата, а выплаченного гонорара семье Стейнбека хватило на постройку собственного дома в Лос-Гатосе. Окончательное признание в среде профессиональных литераторов принесла Джону книга «О мышах и людях».
Культовые «Гроздья гнева» стали 10-й по счету работой Стейнбека, и их выход готовился издательством по всем правилам – только на предварительную рекламу было потрачено $10 тыс. Роман о приключениях многочисленной семьи Джоудов оправдал все ожидания: поклонники разобрали его на цитаты, а популярность распространилась далеко за пределы Калифорнии.
Критический тон «Гроздьев гнева» оказался близок рядовым читателям, страдавшим от экономического кризиса. Книгу Стейнбек написал на основе живого материала, который тщательно собирал в поездке по родному штату.
Экранизация «Гроздьев гнева», снятая в 1940 году, получила 2 премии «Оскар». Съемки проходили тайно, поскольку режиссер опасался, что руководство Техаса и Оклахомы может не разрешить показ своих территорий в кино. В СССР фильм запретили из-за того, что американские фермеры, даже разоренные, выглядели чересчур зажиточными по сравнению с советскими колхозниками.
После выхода романа место писателя в американской литературе определилось окончательно – его героями стали представители низов общества, целью произведений – социальный протест, а манера написания – выдержанной в классическом стиле без сложных экспериментов с формой и сюжетом.
Политика и общественная деятельность
В 1940-м Джон с женой по приглашению друзей отправились в путешествие вокруг Калифорнийского залива. Эту поездку он позже описал в романе «Море Кортеса». В годы Второй мировой войны Стейнбек поступил на службу военным корреспондентом и поучаствовал в операции Дугласа Фэрбенкса в Джуниорс-Бич. В 1944-м он уехал в Северную Африку, где получил ранение, оказавшись неподалеку от места взрыва на складе боеприпасов.
Поправлять здоровье писатель уехал на родину. Послевоенные годы оказались для Стейнбека плодотворным временем – именно тогда он написал роман «Зима тревоги нашей», после которого получил Нобелевскую премию по литературе.
В 1947-м американский писатель побывал в СССР. Компанию ему составил известный фотограф Роберт Капа, вместе с которым он посетил 5 крупных городов. Это была первая масштабная поездка американцев по Союзу со времен революции. Свои впечатления Джон зафиксировал в «Русском дневнике», проиллюстрированном фото Капы. После издательства этой книги он получил приглашение стать членом Американской академии искусств и литературы.
В том же году была написана повесть «Жемчужина», изначально задумывавшаяся как сценарий. После нее у писателя начались проблемы личного характера. Из Калифорнии пришла весть, что давний друг Стейнбека, Эд Рикеттс, серьезно ранен в автокатастрофе.
Джон устремился на родину, но уже не застал его в живых – Эд скончался всего за час до его прибытия. Боль от потери близкого человека усугубилась проблемами в его собственной семье, и писатель погрузился в депрессию, из которой потом выбрался с трудом.
В конце жизни Стейнбек вновь решился затронуть темы войны и мира. Оба его сына воевали во Вьетнаме, и резкие политические статьи Стейнбека обличали бессмысленность и жестокость происходящего. Однако, когда по личной просьбе президента он провел в местах военных действий 1,5 месяца, то подготовил серию репортажей, в которых фактически поддержал войну, чем изрядно удивил публику. Газета New York Post назвала смену позиции Стейнбека предательством.
Личная жизнь
В личной жизни писателя было 3 брака. Первый раз он женился в 1930 году на Кэрол Хеннинг. Вместе они прожили 11 лет, но все закончилось разводом. Вторая жена Гвендолен родила ему двоих сыновей – Томаса и Джона. Брак с ней оказался самым коротким, 5 лет, после чего в 1948-м они расстались по инициативе самой Гвен. Своим детям автор посвятил роман «К востоку от рая», который считал лучшим в своем творчестве (в 1981 году по нему сняли фильм).
Стейнбек тяжело переживал развод, тем более что по времени он совпал со смертью друга и накопившимися личными проблемами, но вскоре его одиночество скрасила новая подруга – режиссер Элейн Скотт. Вместе они прожили до самой смерти писателя. Общих детей у них не было.
Смерть
После возвращения из Вьетнама здоровье начало подводить писателя. В 1967 году Стейнбек перенес сложную операцию, после чего один за другим последовали 2 инфаркта.
20 декабря 1968 года он скончался, причиной смерти стала сердечная недостаточность. Знаменитому автору тогда было 66 лет. Умер он в Нью-Йорке, но тело для похорон увезли в родную Калифорнию.
Цитаты
Смолоду кажется, что тебя хватит на тысячу жизней, а на самом-то деле дай бог одну прожить.
Женщины и дети знали твердо: нет такой беды, которую нельзя было бы стерпеть, лишь бы она не сломила мужчин.
Трудно расставаться с укоренившимся укладом жизни, даже если ты эту жизнь ненавидишь.
Библиография
- 1929 — «Золотая Чаша»
- 1933 — «Неведомому Богу»
- 1935 — «Квартал Тортилья-Флэт»
- 1936 — «И проиграли бой»
- 1939 — «Гроздья гнева»
- 1945 — «Консервный ряд»
- 1947 — «Заблудившийся автобус»
- 1952 — «К востоку от Эдема»
- 1954 — «Благостный четверг»
- 1957 — «Короткое правление Пипина IV»
- 1961 — «Зима тревоги нашей»
д стейнбек
Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек родился в Салинасе, Калифорния, и был единственным сыном и третьим из четырех детей в семье Олив (Гамильтон) Стейнбек, школьной учительницы, и Джона Эрнста Стейнбека, управляющего, затем владельца мукомольни, а в дальнейшем казначея округа Монтерей. Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей. Долина Салинас с обрамляющими ее живописными холмами и прибрежными плато надолго запомнилась юному Стейнбеку, который впоследствии запечатлел родные места во многих своих произведениях.
В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету.
Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.
Нанявшись рабочим на грузовое судно, Стейнбек морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал Стейбек, – и она меня раздражает».
В следующем году Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров Стейнбек встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная Стейнбеком у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления Стейнбека как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.
Следующий роман Стейнбека «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, Стейнбек в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть Стейбека «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой Стейнбек становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.
Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., Стейнбек пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.
Чтобы избежать участия в полемике, Стейнбек отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах Стейнбека и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. Стейнбек развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.
В годы второй мировой войны Стейнбек служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также пьесе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию). В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).
В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) Стейнбек изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера Стейнбека, что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а Стейнбек разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.
Пьеса Стейнбека «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги Стейнбека 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.
Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений Стейнбека. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».
Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого Стейнбек в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором Стейнбек превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.
В 1962 г. Стейнбек был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав Стейнбека «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».
В своей краткой ответной речи Стейнбек говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».
Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, Стейнбек выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d'Arthur»), – работу над которой Стейнбек начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).
Стейнбек перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.
Фантастическое в творчестве Стейнбека
К фантастическим произведениям в творчестве Джона Стейнбека можно отнести небольшой роман «Короткое правление Пипина IV», в котором в сатирической форме описывается недалекое будущее. Пипин приходит к власти и устраивает религиозную диктатуру, которая в свою очередь приводит к мировой войне.
Также в качестве проявляемого Стейнбеком интереса к жанру показателен поздний рассказ «Краткий курс истории человечества», включавшийся Дж. Меррил и Б. Олдиссом в антологии научной фантастики.
В начальный период своего творчества Джон Стейнбек находился под влиянием таких авторов как Джеймс Брэнч Кейбелл и Донн Бирн, что нашло отражение в рассказе «The Gifts of Iban», интересном образце ранней фэнтези, выросшей из fairy tales, истории любви поэта и феи. Некоторые критики даже называют героев и антураж в этой вещи практически идентичными таковым в 3-й и 4-й главах кейбелловского «Юргена».
Некоторое количество других рассказов Стейнбека относятся (или могут быть отнесены) к мистике и хоррору. Это, например, «Пресвятая Кэти-девственница» — о плохой свинье, которая после изгнания из нее бесов искренне уверовала и была в итоге канонизирована, а также странная история о «жвачке, которая жевала мальчика» «Случай в доме №7 на улице М.» и рассказы близкие к историям с привидениями — «The Elf in Algiers» и «Case of the Hotel Ghost».
К психологическому хоррору автор выразил интерес в таких рассказах как «Змея» и «Белая перепёлка», наполненных фрейдистски трактуемыми символами, и «Убийство». Впоследствии они иногда перепечатывались в антологиях хоррора, триллера и саспенса.
Кроме того, Стейнбеком была произведена современная литературная обработка Артуровских легенд авторства Томаса Мэлори, опубликованная уже после смерти Стейнбека под заглавием «Легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола». Нашли опечатку? Помогите исправить её! Выделите ее и нажмите CTRL ENTER orphus
Мы в соцсетях:
© «24smi.org», 2010 - 2022. Использование материалов, авторские права на которые принадлежат 24smi.org, возможно только с прямой активной ссылкой на первоисточник. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Категория интернет-ресурса 18