Маша кац евровидение
В 1994 году Маша Кац стала первой российской исполнительницей, принявшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение». Песня «Вечный странник» в исполнении рыжеволосой красавицы с библейским псевдонимом Юдифь покорила всю Европу, однако на родине осталась почти незамеченной. Сегодня Маша по-прежнему выступает, обучает вокальному мастерству и готовит новые, интересные проекты. О «грязном шоу-бизнесе», антисемитизме и о своем непоколебимом характере Маша рассказала в интервью Jewish.ru
— Маша, задам вопрос, который интересует многих: чем вы сегодня занимаетесь? В прессе о вас практически ничего не слышно...
— Я много выступаю, к тому же у меня есть своя мастерская, где я занимаюсь вокалом и провожу тренинги со своими коллегами. Это состоявшиеся люди, которые, избрав вокал делом своей жизни, перед выходом на сцену хотят получить дополнительную профессиональную поддержку. Я занимаюсь творчеством, пишу музыку, делаю новый проект, так что у меня очень насыщенная жизнь. Я мама, моей дочери Серафиме девять лет.
— А на каких площадках вы чаще всего выступаете?
— В первую очередь это клубы и, конечно, корпоративы. Мы никогда не исполняем ничего на заказ, у нас есть своя концертная программа. Иногда на корпоративах люди пытаются вести себя непотребным образом, причем это не зависит от их статуса. Глава крупной корпорации может быть благодарным слушателем и прекрасно себя вести, а какой-нибудь менеджер среднего звена может возомнить из себя невесть что. Обо мне говорят, что я никогда не пою на корпоративных мероприятиях, но это не так. Это замечательная возможность выходить к публике и петь для нее.
— К тому же это значительный дополнительный заработок...
— Конечно. Но в моем случае концерты — это, в первую очередь, удовольствие, а не заработок. Если бы речь шла о деньгах, я бы исполняла совершенно иной репертуар, и вы бы чаще видели меня по телевизору.
— У вас есть музыкальное образование?
— С образованием все не так просто. Когда его нужно было получать, я работала. Я из очень бедной семьи, и мне необходимо было помогать родителям. С 14 лет я работала нянечкой в детском саду, а в 15 уже записывалась в студии. Сейчас я получаю образование, но, скорее, для галочки. К сожалению, сегодня в вузах не преподают того, что я ищу.
— Можно ли сказать, что «Евровидение» разделило вашу жизнь на «до» и «после»?
— Оно раскрыло мне глаза, ведь до участия в конкурсе я была совершенно наивной девочкой. Не было никакого блата, я абсолютно честно прошла отборочный тур. В моей жизни «Евровидение» сыграло скорее роковую, злую роль. Сегодня «Евровидению» создаются рейтинги за счет звезд высокого уровня, а ведь изначально конкурс предназначался для молодых, никому не известных ребят.
Меня, занявшую девятое место, на родине приняли так, будто я проиграла все на свете. Обычно дебютанты не прорываются дальше 19-й строчки, но это мало кого волновало. Пиар — дело управляемое, а у меня в тот момент не было ни ресурсов, ни статуса, чтобы ответить на колкости и нападки в свой адрес. Я была просто раздавлена и следующие пять лет никто не хотел иметь со мной дела: меня никуда не приглашали, отовсюду вырезали, совершенно не объясняя причины. Однажды Гидон Крамер предложил мне сымпровизировать вместе с ним и Леонидом Аркадьевичем Десятниковым. Это был судьбоносный для меня проект, который снимал на Новый год Никита Михалков. Вырезали.
Я прошла массу кастингов на телевидении — никуда не брали. Сколько гадких статей было обо мне в прессе! Раздувала скандал Вика Цыганова. Писали, что я принадлежу к еврейской мафии, ведь как иначе девочка по фамилии Кац могла оказаться на «Евровидении»? Говорили, что за мной, якобы, стоит Иосиф Кобзон... А ведь я с ним даже не знакома!.. Рафинированная москвичка, которая всю жизнь занималась музыкой, я была совершенно не подготовлена к такому потоку грязи.Я из настоящей еврейской семьи, в которой много внимания уделялось образованию. Родители всегда оплачивали мои частные занятия, хотя сами недоедали и относили вещи в ломбард. В 21 год мне, привыкшей заниматься музыкой, творчеством, самореализацией, просто открыли глаза на истинную сущность шоу-бизнеса. Чтобы стать известной артисткой, нужно было быть Аленой Апиной, которая училась в консерватории, а работать пошла в «Комбинацию». Я не смогла переступить через себя. Я абсолютно счастлива, что у меня этого не получилось.
— Значит вы ни о чем не жалеете?
— Нисколько. У меня нет надобности вкачивать в себя силикон до потери сознания, чтобы соответствовать параметрам поп-звезды, я могу позволить себе тот цвет волос, который мне дал Б-г. Могу позволить себе все то, что я сама хочу себе позволить.
— И все таки, как же получилось, что именно вы попали на «Евровидение»? Отправить от России дебютантку с фамилией Кац, да еще и под псевдонимом Юдифь, было довольно смелым решением.
— За полгода до конкурса я подписала контракт со звукозаписывающей студией и в качестве сессионной вокалистки записала песню «Вечный странник» для композиторского альбома Льва Землинского. Текст песни на английском языке написала я и мои близкие. Подписались мы просто: «Пилигрим». Дальше следует аболютно леденящая кровь история... Мне позвонили и сообщили, что нашу песню без моего ведома отправили в редакцию «Программы А» на телеканале РТР. В то время эта передача занималась отбором конкурсантов на «Евровидение». За день до съемок мне сказали, что песню необходимо срочно перевести на русский язык, что мы молниеносно и сделали. В отборочном туре «Евровидения» я принимала участие вместе с группами «Ногу свело», «Мегаполис», «Квартал» (в которой раньше пела). Я болела за «Ногу свело», так как с ее вокалистом Максом Покровским мы выросли буквально в соседних дворах. Я абсолютно неожиданно выиграла с перевесом в один голос. В тот же вечер мне настоятельно посоветовали сменить фамилию, или, например, взять фамилию мужа. А муж носил фамилию Лиокумович. Тогда посоветовали взять фамилию мамы или бабушки. Мама у меня Шкляр, бабушка — Муха. Ну не было у меня в роду никого кроме евреев! Дело закончилось тем, что меня пригрозили заменить любой другой певицей. Они не знали, что автором текста была я и моя семья, а, значит, по правилам конкурса я имела право ехать и, более того, просто обязана была там быть. Мне угрожали, звонили по ночам — все по законам жанра. На официальной пресс-конференции мне задали вопрос: «Как вы отнесетесь к тому, что телеканал примет решение заменить вашу кандидатуру?» И тут я возликовала, пояснив, что под псевдонимом «Пилигрим» стою я и моя семья, а это значит, что телеканалу будет очень невывогодно менять не только певицу, но и автора текста. Наступила тишина... и речи о том, чтобы меня заменить, уже не было. Спонсором нашей поездки на «Евровидение» стал Сергей Крылов, которого я видела всего один раз в жизни, да и то со спины! Он предложил свою помощь, сказав, что найдет для меня деньги, так как я ему очень понравилась. Сказал — сделал. С тех пор мы практически не общаемся, судьба нас развела. Это был какой-то неожиданный порыв с его стороны. Так я поехала на «Евровидение».
— Получается, что антисемитизм препятствовал вашей карьере?
— Я живой человек, было обидно, но меня это не сломало. Мой характер построен из совершенно других кирпичиков. С завистью я распрощалась еще в детстве, когда мама сказала мне, что зависть разъедает душу. Я абсолютно спокойно наблюдаю за всеми этими «поющими трусами». Кстати, этот термин придумала именно я. Ко мне часто подходят и говорят: «Они отбирают ваш хлеб, они заняли ваше место». Честно признаться, я бы хотела посмотреть на того человека, который бы хотел оказаться на моем месте. Один раз продавец в музыкальном магазине узнал меня и говорит: «Скажите, а Кац — это ваш псевдоним?» Это ж до чего нужно додуматься! (смеется). Фамилией я своей очень горжусь. Я три раза была замужем, но фамилию свою никогда не меняла. Более того, моя девятилетняя дочь, которая носит русскую фамилию отца, намерена поменять ее на мою.
— Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам?
— Она у меня очень одаренный человек: поет, играет на фортепьяно, кларнете, флейте, даже выступает со мной. Как и у любого талантливого человека, у нее очень мало усидчивости. По себе знаю, что сложно жить, когда все легко дается. Рано или поздно все равно приходится добирать. Она выберет для себя такой путь, какой посчитает нужным. Наша профессия — это компромисс. Конечно я во многом могла бы ей помочь, но, если честно, не пожелала бы ей столкнуться с проблемами, которые были у меня.
— Маша, вы сказали, что Серафима хотела бы взять вашу фамилию. В вашем доме поддерживаются еврейские традиции, вы рассказываете ей о своем происхождении?
— Начнем с того, что мой прадед еще в начале века был раввином. Он похоронен при синагоге на еврейском кладбище в Нью-Йорке. Позже, при Сталине, всех евреев, в том числе и мою семью, ужасно запугали. Но, так или иначе, еврейские традиции в семье все равно сохраняются. В этом году мы впервые с дочкой были на Песахе в синагоге на Большой Бронной. Ее очень поразил раввин, она в него просто влюбилась! «Какой красивый мужчина, мама!» — сказала потом Сима. У нее русский папа, и она первая в моем роду, на ком прервалась абсолютно еврейская линия. Из Иерусалима я привезла ей крестик, сама же ношу могендавид. Как-то Сима приболела, и я, подсев к ее кроватке, заметила, что крестика-то на груди и нет. Так вот, она сознательно его сняла, заявив, что она еврейка и хочет носить могендавид. В девятилетнем возрасте у нее уже выработалась четкая позиция по этому вопросу.маша кац евровидение
Впервые Россия была представлена на конкурсе «Евровидение» в 1994 году. Участницей, отобранной национальным жюри, стала Мария Кац. Для выступления она и её творческий коллектив выбрали образ Юдифи. Вдохновила их картина Густава Климта. О том, чем сейчас занимается певица Мария Кац, какие воспоминания у неё остались от участия в конкурсе и почему, по мнению певицы, именно в 1990-е было принято решение об участии России в этом дорогом проекте, — в материале RT.
Мария Кац вышла на участие в конкурсе «Евровидение» в Дублине в 1994 году под сценическим псевдонимом Юдифь. На отборочный тур была представлена песня «Вечный странник» на музыку Льва Землинского, слова для песни написала сама Мария. Это был не просто дебют России на Евровидении — впервые со сцены конкурса звучал русский язык. До этого лишь однажды, в 1969 году, участник от Югославии спел фразу на русском языке в «Приветствии миру».
1994 год был очень сложным для России — и в экономическом, и в политическом плане. Страна только-только набирала вес после развала СССР. А участие в конкурсе требовало немалых финансовых вложений. Тем не менее Мария Кац считает, что это было очень правильное решение.
«Именно тогда и нужно было интегрироваться в мировое сообщество, в музыкальное в том числе, — говорит она. — Потому что музыка — это агент влияния на всё общество в целом. Этого нельзя игнорировать, никогда и ни в какие времена, тем более в тяжёлые. Поэтому, на мой взгляд, было принято политически верное решение. Другое дело, что Евровидение в то время в России почти не освещалось».
Популярность к конкурсу в России пришла во второй половине 1990-х — после участия в нём Филиппа Киркорова (1995 год) и Аллы Пугачёвой (1997-й).
Мария вспоминает, что во время проведения национального отборочного тура она даже не предполагала, что сможет победить: «Фаворитом отборочного тура была группа «Ногу свело» с песней «Сибирская любовь».
«С Максом Покровским мы выросли в одном дворе. У нас был контракт с одной фирмой: я тогда была солисткой группы «Лига блюза». По сути, мы вылетели с ним из одного гнезда, и я сама очень болела за «Ногу свело». Мне нравилась их песня, а Макс — чудесный исполнитель, музыкант и идеолог», — рассказывает Кац.
В отборочном туре ещё были группа «Квартал», в которой Мария к тому моменту тоже успела поработать, группа «Мегаполис», Алиса Мон, Татьяна Марцинковская. «И, главное, мы все прекрасно друг друга знали», — добавляет Мария.
Певица одержала победу в национальном отборе с перевесом в два балла, и для неё это было большой неожиданностью. Только спустя много лет она узнала, что решающим стал голос композитора Юрия Саульского, председателя жюри: «Он решил, что его балл будет в мою пользу. И у меня даже не было возможности его поблагодарить, потому что об этом я узнала уже после его смерти. Мы встречались, общались, но именно за это сказать спасибо я не успела».
Ожившая картина
Чтобы оправдать образ библейской героини Юдифь, стали искать режиссёра, который смог связать его с самой певицей и с песней о вечном страннике: «Нужно было найти интересного, креативного, с чудинкой режиссёра, который сможет это правильно преподать. Нашёлся такой человек — Валентин Гнеушев. Он придумал, что мы будем делать ожившую картину Густава Климта «Юдифь». Ещё до того, как блистательные режиссёры и фотографы начали делать ожившие картины, всё это было придумано на кухне у Вали Гнеушева».
Мария вспоминает, что режиссёру никак не удавалось сделать из неё, двадцатилетней московской рокерши, библейскую красавицу. Чтобы приблизиться к образу Юдифи, Мария проделала большую работу.
«Вы не представляете, сколько я прочла, сколько я посмотрела работ, в скольких музеях я побывала, прежде чем что-то осознать, понять, переработать и превратить этот образ в действительно ожившую картину Климта. Отсюда и платье-трансформер. Отсюда и эти руки, которые казались многим неестественными. Это был фактически вокально-цирковой номер», — говорит она.
По словам Кац, образ Юдифи был выбран, поскольку в Европе в тот момент наблюдался всплеск интереса к творчеству Густава Климта.
«Идти туда с медведями, цыганами, да так, чтобы у медведя ещё и все зубы были золотые, — это глупо и неприлично», — говорит певица.
И действительно, выступление Марии на Евровидении было воспринято хорошо. Юдифь заняла девятое место — для дебютирующей страны это большой успех. Перед началом конкурса аналитики ставили российскую участницу лишь на 22-е место.
«Закидали помидорами»
На следующий после финала конкурса день Мария проснулась не знаменитой, а виноватой. «Дома реально закидали помидорами. Более того, пять лет не было выступлений на телевидении, никуда не приглашали. Именно потому, что все считали девятое место провалом. Пока разобрались и ложки нашлись — осадочек остался», — рассказывает она.
После конкурса надо было работать, а учитывая реалии времени, просто выживать. Мария стала одной из самых востребованных бэк-вокалисток страны. Она много ездила по стране, но выхода на большую сцену, и тем более на телевидение, у неё не было.
«Однажды меня позвали на телевидение. Когда я уже была загримирована и должна была начаться съёмка, вдруг выключили свет, с меня сняли петличку, подошёл продюсер и сказал: «А в чём дело? Почему вечером вы были утверждены, а утром вас сняли с эфира?» А я не знаю, в чём дело. Видимо, это были отголоски того приёма, который я ощутила после конкурса», — вспоминает певица.
Мария убеждена, что выступила настолько хорошо, насколько смогла справиться с волнением: «Я ни секунды себя ни в чём не виню. Всё, что могла сделать, я сделала. Я так старалась! Но обстоятельства бывают выше и сильнее нас. Быть может, мне нужно было пройти это».
Надежды Марии Кац на скачок в карьере в связи с конкурсом не оправдались: «Я не взошла свечой на Олимп». Однако всё происходящее с певицей в жизни она считает связанным с участием в Евровидении.
В 1998 году Мария Кац стала русским голосом принцессы Анастасии в одноимённом мультфильме компании Disney. Это была первая большая мультработа певицы, которая стала её визитной карточкой. Но любимой и самой интересной своей героиней она считает матушку Готель из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история», где она не только поёт за эту героиню, но и разговаривает за неё в русском дубляже. «Дочь считает, что матушку Готель с меня рисовали. Наконец-то мне доверили спеть отрицательного персонажа! Интереснее озвучивать злодейку», — поделилась певица.
Жизнь после конкурса
Сейчас Мария Кац активно пишет музыку, продюсирует, преподаёт в Высшей школе музыки имени Шнитке. Много лет Мария вела дневник, в который заносила заметки по вокальному мастерству. Постепенно они выстроились в рубрики и главы, а затем и в целую систему преподавания вокала. Однажды она показала эти записи Андрею Макаревичу, который предложил Марии довести эту работу до конца, помог найти издательство и сделал иллюстрации к учебнику.
С его иллюстрациями книга превратилась в арт-объект, говорит певица, хотя Макаревич около года не мог ничего нарисовать, говорил, что не понимает, какими должны быть иллюстрации.
«Тогда я приехала к нему, — вспоминает Мария. — Он взял в руки карандаш, бумагу, а я стала объяснять, что такое опора: «Представь, что у тебя внизу живота лежит кирпич». И он тут же нарисовал человечка с кирпичом внизу живота. И слово за слово он проиллюстрировал книгу ровно за один вечер».
Свою педагогическую деятельность Мария Кац перенесла и на онлайн-платформу, создав школу обучения вокалу. Ведёт свой сольный проект «Музыкальная гостиная Маши Кац», где поёт только то, что ей нравится.
Мария Кац является также членом Женской лиги и Попечительского совета Российского еврейского конгресса: «В РЕК я попала благодаря инициативе создания Торы для невидящих людей. Это очень важный проект, потому что мой папа был слепой».
Первая участница Евровидения от России замужем, у неё 19-летняя дочь, тоже музыкант. «Я счастливый человек, не обделённый вниманием ни одной секунды», — считает Мария.
Сравнивая, что изменилось в Евровидении за четверть века, Мария отвечает: «Многое».
Плюсами конкурса образца 1994 года она считает живой оркестр на выступлении, а также то, что можно было петь только на своём языке. С другой стороны, то, что сейчас все стараются петь на английском, она также считает замечательным, потому что все участники и зрители понимают текст.
Ещё один плюс, полагает Кац, — присутствие больших игроков музыкального бизнеса. Почти все исполнители имеют контракты, что даёт возможность серьёзно продвинуться в карьере. В 1994 году, когда на сцене появилась Юдифь, такого не было.
«За это время конкурс был и фриковый, и с чудинкой — всякое бывало. Главное, что у Евровидения есть своё музыкальное лицо. И он как был телевизионным праздником музыки, так им и остался», — говорит певица.
Отбор на первый в истории России конкурс «Евровидение» в 1994 году не обошелся без скандалов. Двух суперзвезд дисквалифицировали до начала, а остальные проиграли Марии Кац, выступающей под псевдонимом Юдифь.
Международный песенный конкурс «Евровидение» ежегодно проходит с 1956 года. СССР ни разу не принимал в нем участие. Дебют России состоялся только в 1994 году. Первого делегата от нашей страны выбирали путем национального отбора в ночь с 12 на 13 марта – за шесть недель до самого конкурса. Отбор проходил в рамках программы «А» в прямом эфире телеканала РТР (ныне «Россия-1»).
Вести шоу доверили актеру Вадиму Долгачеву. По его словам, на конкурс было прислано более 30 песен, из которых отобрали 9. Очередность выступлений определила жеребьевка. Жюри состояло из 17 человек: восемь телезрителей (четверо студентов, двое бизесменов, милиционер, экономист) и девять профессионалов (продюсер Бари Алибасов, журналистка Майя Гордеева, режиссер клипов Олег Гусев, юмористка Клара Новикова, композиторы Юрий Саульский и Лора Квинт, звукорежиссер Михаил Кувшинов, певица Елена Великанова, директор РТР Сергей Подгорбунский).Семь песен «Евровидения», которые не победили, но стали хитамиДалеко не каждая песня, побеждающая в самом престижном и популярном музыкальном соревновании Европы Евровидении, автоматически становится хитом. Зато среди «лузеров» конкурса есть немало номеров, которые знают и помнят даже в самых отдаленных уголках планеты.Участники российского отбора на конкурс «Евровидение 1994»
Группа Мегаполис «Пушкин»Юдифь (Мария Кац) «Вечный странник»Андрей Мисин «Российская лирическая»Татьяна Марцинковская «Распятие»Сергей Пенкин «Вспомни»Группа Ногу Свело «Сибирская любовь»Группа Квартал «Прилети ко мне»Алиса Мон «Ва-банк»Елена Кирий «Девки песни распевают»Дисквалификация Алены Апиной и Вики Цыгановой
Не обошлось и без скандала. Перед началом отбора были дисквалифицированы сразу две звездные участницы. Алену Апину убрали из гонки за то, что ее песня «Ой, ой, ой» ранее звучала в другой программе, что было запрещено правилами «Евровидения».
Насчет Вики Цыгановой все не так просто. Ведущий сказал, что Цыганова сама сняла свою кандидатуру «по таинственным причинам». Потом была озвучена версия, что кандидатуру Вики сняли из-за того, что она решила сменить композицию на «Когда я вернусь в Россию». Спустя много лет Цыганова рассказала в интервью, что в 1994 году она познакомилась с немцами, которые якобы гарантировали ей первое место на «Евровидении». Вика донесла эту информацию до руководства телеканала. Ее позвали на отбор, а потом дисквалифицировали.
При этом обеим исполнительницам разрешили выступить на шоу вне конкурса.
Маша Кац на «Евровидения» 1994
Победителем российского национального отбора на конкурс «Евровидение 1994» стала 21-летняя Мария Кац, выступившая с песней «Вечный странник» под псевдонимом Юдифь. «Ногу свело» заняли 2 место, Андрей Мисин — 3. Далее места распределились следующим образом: Елена Кирий (4), Сергей Пенкин, Татьяна Марцинковская и«Квартал» (5), «Мегаполис» и Алиса Мон (8).
До своего звездного часа Маша Кац солировала в группе «Квартал», с которой ей пришлось соперничать на отборе. Была бэк-вокалисткой «Лиги Блюза».
Слова к балладе «Вечный странник» Маша написала сама, музыку – Лев Землинский. Песня – обращение к неназванному герою, которого лирическая героиня называет вечным странником, заняла на «Еровидении 1994» девятое место из 25 возможных. Вполне неплохо, учитывая, что композиция была русскоязычной и исполнялась под живой оркестр. Победителем конкурса стала Ирландия – страна-хозяйка, которую с песней «Rock ‘n’ Roll Kids» представляли Пол Харрингтон и Чарли Макгеттиган.
После смерти звездного стилиста и эксперта моды Александра Шевчука 24 января 2021 года, Мария Кац рассказала, что стилист входил в команду людей, которые создавали образ Юдифь для «Евровидения».
— Он привез меня в домашний шоурум к фарцовщикам. Там я почувствовала себя героиней фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Был почти задан вопрос: «Ты что? С Урала?» Саша был со мной в кулисах и видел мое волнение. Он научил меня искусству макияжа. Строго и вместе с тем с добром в сердце давал мне бесценные советы, — написала она на своей странице в Instagram.Мария Кац сейчас
Мария Кац не стала успешной сольной исполнительницей. Но как бэк-вокалистка она всегда была супер востребована. Сотрудничала с Филиппом Киркоровым,Григорием Лепсом, Сергеем Трофимовым и многими другими. Ее бэк-вокал звучит почти на 200 альбомах российских исполнителей. Также Кац озвучивает фильмы и мультфильмы: «Чикаго», «Анастасия», «Рапунцель: Запутанная история» и другие.
В 2002 году Мария работала педагогом по вокалу на реалити-шоу «Стань звездой», на котором была собрана группа «Другие правила», известная по песне «Лети, беги». Кац продолжает преподавать вокал и сегодня, у нее собственная авторская методика.«Простые мальчики, летят навстречу жизни»: Участника группы «Другие правила» не стало в 39 летПесня «Лети, беги» группы «Другие правила» была суперхитом 2003 года. Однако слава была недолгой. Одного из солистов – Алексея Игнатова уже нет на этом свете. Жаннет Кавеса эмигрировала в США. Карина Ахметзарипова стала педагогом. А Роман Береснев и Алена Серезнева остались в музыке.Также Мария была участницей музыкальных проектов «Ты суперстар» (многие помнят ее исполнение песни «Ангелы здесь больше не живут» Ульяны Каракоз) и «Голос» (была в команде Григория Лепса).
Маша Кац замужем. Есть дочь.