Норман фостер биография
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r129328105">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
норман фостер биография
Британский архитектор
Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.
Норман Роберт Фостер (Norman Robert Foster) родился 1 июня 1935 года [34], [43], [45] в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта - Реддише (Reddish) в семье рабочих [37], [42], [23], [40], [41], [27]. Он был единственным ребенком в семье Роберта (Robert) и Лилиан (Lilian) Фостеров [43]. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers [43]. Мать Нормана имела цыганские корни [43], работала на заводе [43]. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, "было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским" [28].
Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники [43]. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами [43]. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier) [28], [43], [37]. Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку [28], [43].
Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики [27], [28], [43], [34]. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС [28], [27], [34], [43]. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw Partners [28], [37]. Там он занимался рисованием эскизов [43], но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение [28].
В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester's School of Architecture and City Planning) [43], [27], [34], [37], [23]. Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе [38], [28], [27], [43]. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом [43], [28]. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture) [43], [34], [44], [37]. Там он получил степень магистра архитектуры [44], [34], [37], [42], [23], а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) [43]. Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully) [27].
В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму "Team 4". Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек [45], [43], [37], [34], [23], [27], [28], [38].
Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates [37], [28], [45], [43], [34]. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller) [27], [45], [28], [37], [43]. Фуллер стал одним из основных учителей Фостера [27]: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки - системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих "мембрану", при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов [45], [47], [38]. Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым [31], [20]. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году [37]. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Willis Faber Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой [37], [34], [43], [42]. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика [27].
В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые [21], культурные и инфраструктурные объекты [45], [42]. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год) [21], [41], [39], [23], [43], [21]. Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) [34], [44] и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом. Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище "огурец" [21], [34], [46]. Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) [42] и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире [44], [34]. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби [27]. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными [39].
В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster Partners, однако желает остаться руководителем компании [29], [32]. Акции были проданы группе старших партнеров компании [27]. В середине 2008 года в Foster Partners работало более тысячи сотрудников [27].
Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой "Байтерек" (тополь) - сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны. Кроме того, Фостер был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане [24]. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса "Россия" и Пушкинского музея [27]. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция "Новой Голландии" по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова [27], [33], [36], [22]. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба "Башня Россия" на территории делового комплекса "Москва-Сити" [35], [21], [27], плана застройки на месте снесенной гостиницы "Россия" и культурно-делового комплекса "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме, предложенных российским бизнесменом Шалвой Чигиринским [30], [27], [9]. Все эти проекты были встречены жесткой критикой [9], [30], а во время их строительства осенью 2008 года возникли трудности из-за финансового кризиса [18]. Со сложностями в реализации столкнулся также проект 15-этажного многофункционального комплекса "Апельсин" (совместный проект Фостера и российской компании "Интеко"), который предполагалось построить на месте Центрального дома художника в Москве на Крымском валу [19], [27].
Летом 2009 года СМИ широко освещали состояние дел Чигиринского, который испытывал финансовые затруднения, находился в конфликте с московскими властями и против которого было подано несколько исков в российские и английские суды [16], [15], [8]. Предприниматель не имел возможности достраивать гостиничный комплекс "Москва", в связи с чем было объявлено, что он будет застроен не по проекту Фостера [9], [6]. В конце июля в СМИ появились сообщения о том, что британский архитектор якобы причастен к отмыванию денег Чигиринского, и британские и российские следственные органы совместно изучают их банковские переводы [12], [11]. По неофициальным данным, бизнесмен перечислял Фостеру деньги за разработку проектов со счетов учрежденной им и контролируемой кипрским офшором Leondaris Holding Limited компании "СТ Тауэрс". На личные счета архитектора и его жены в одном из швейцарских банков переводились миллионы долларов. При этом утверждалось, что все крупные тендеры на застройку Чигиринский выигрывал благодаря известности Фостера, а тот оправдывал свои миллионные гонорары тем, что приходится нанимать много работников [14], [12], [13]. Представители компании Фостера эти обвинения категорически отвергли. Помимо этого, в прессе также появились опровержения того, что дело об отмывании средств Фостером рассматривают прокуратуры Великобритании и России [7].
Между тем в апреле 2008 года в Палате лордов, членом которой - пожизненным пэром - Фостер стал в 1999 году [32], [37], [44], [23], разразился скандал: тогда стало известно, что архитектор, переехавший в Швейцарию, получил статус резидента этой страны [26]. Таким образом, архитектор, остававшийся гражданином Великобритании, имел право выплачивать на родине налог с доходов не в полном размере [17], [26]. В связи с этим в начале 2009 года появились слухи о том, что за укрывательство от налогов Фостер может быть исключен из Палаты лордов [17].
В августе 2009 года Foster Partners задекларировали рекордный для компании убыток в размере 16,1 миллиона фунтов стерлингов. Впрочем, это не помешало Фостеру увеличить себе зарплату на 500 тысяч до 1,7 миллиона фунтов стерлингов [10].
1 февраля 2010 года стало известно о том, что созданный Фостером проект реконструкции "Новой Голландии" также не будет реализован: вместо него более "рентабельную" концепцию реставрации застройки было поручено реализовать компании "Моспроект-2" Михаила Посохина [5].
После того, как в Великобритании был принят закон, запрещавший членам парламента платить налоги в других странах, в июле 2010 года Фостер и четыре других пэра отказались от членства в Палате лордов [4], [3]. В связи с этим в прессе отмечалось, что хотя Фостер, не входивший ни в какую партию [25], и выступал в палате несколько раз, за все время работы в парламенте он только один раз принял участие в голосовании [2]. Хотя отказавшимся от своих мест лордам было запрещено возвращаться в палату, они получили право продолжать носить титул лорда [4], [3], [1].
Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры [28], [41], [37], [42], [40], [38]. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах) [37], [42], [28], был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) [28], [42], [44], [43], был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году [44]. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали [42]. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств [28], [45], [43], [42].
В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание [28], [27], [43], в 1997 году был награжден орденом "За заслуги" [43], [28]. Пэрский титул Фостера - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish) [23], [37], [45], [44], [32].
Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году [23], [43], [45], [34], [28]. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster Partners, однако их брак распался в 1995 году [43], [34], [23]. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa) [25], [23], [43], [34]. У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили [43]) [28], [23]. От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo ) и дочь Паола (Paola) [25].
Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам [23], [34], [25]. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете [34], [23], [43].
Использованные материалы
[1] Andy McSmith. A matter of honour: Clamour grows for non-dom peers to give up their titles. — The Independent, 09.07.2010
[2] Kevin Rawlinson. Profile: Just a solitary vote in the Lords, but no shortage of power. — The Independent, 09.07.2010
[3] Murray Wardrop, Christopher Hope. Lord Foster quits House of Lords rather than sacrifice non-dom tax status. — The Daily Telegraph, 08.07.2010
[4] Joe Murphy. Architect Norman Foster gives up seat in Lords over taxes. — London Evening Standard, 07.07.2010
[5] Анна Пушкарская. Петербург отреставрировал проект Нормана Фостера. — Коммерсант, 01.02.2010. — № 16/П (4316)
[6] Юридические вопросы по застройке территории гостиницы "Россия" будут решены к ноябрю этого года - Ресин. — Интерфакс, 24.08.2009
[7] Masha Rumer. Developer Who Brought Norman Foster To Russia Is Being Sued for Tax Evasion and Breach of Contract. — RUSSIA! magazine, 23.08.2009
[8] Яна Карпова, Ольга Сичкарь. ВТБ ждет от Шалвы Чигиринского "Пассажа". — Коммерсант, 21.08.2009. — №153 (4208)
[9] Павел Огородников. Стало известно, что будет с «Россией» и долгом Чигиринского. — Взгляд-Недвижимость, 21.08.2009
[10] Anna Winston. Huge losses at Foster Partners revealed. — Building Design Online, 20.08.2009
[11] Лондон заинтересовался делом Чигиринского. — Дни.Ру, 07.08.2009
[12] Финразведка проверяет переводы Чигиринского архитектору Фостеру: все похоже на отмывание. — Life.Ru, 30.07.2009
[13] В мошеннические схемы Чигиринского был вовлечен знаменитый архитектор Фостер. — ИА Росбалт, 30.07.2009
[14] Николай Севрюгов. Расплата за "Россию". — Бюллетень Недвижимости, 30.07.2009
[15] Денис Ребров, Евгений Хвостик. Музыка Rossini, слова Шалвы Чигиринского. — Коммерсант, 28.04.2009. — №76 (4131)
[16] Денис Ребров. Sibir Energy пришла за долгами. — Коммерсант, 08.04.2009. — №62 (4117)
[17] Will Hurst. Foster set to be expelled from House of Lords. — Building Design Online, 02.02.2009
[18] Вероника Шарова. Столичные власти начали выкупать жилье в новостройках у застройщиков. Московский стройкомплекс в СМИ. — ИА Regnum, 25.10.2008
[19] Архитектурная биеннале в Венеции не увидит "Апельсин" Фостера. — Интерфакс, 17.10.2008
[20] Виталий Лелеко. Архитектор стали и балок. — Вести-Москва, 15.10.2008
[21] Олеся Алдушенко. Архитектор Норман Фостер построит самый дорогой жилой дом в Аргентине. — РИА Новости, 19.09.2008
[22] Татьяна Хорошилова. Кто боится лорда Фостера? — Российская газета, 24.08.2008. — № 4055
[23] Lord Norman Foster portrait. — Telegraph, 08.08.2008
[24] Астана: культурно-архитектурное портфолио столицы Казахстана. — РИА Новости, 20.06.2008
[25] Robert Watts, Marie Woolf. Lord Foster designs himself new life in Switzerland. — The Sunday Times, 27.04.2008
[26] Will Hurst. Norman Foster's tax status questioned in Parliament. — Building Design Online, 24.04.2008
[27] Владимир Белоголовский. Лорд Норман Фостер. Foster Partners. — Агентство архитектурных новостей, 15.04.2008
[28] About Sir Norman Foster. — Официальный сайт Прицкеровской премии (www.pritzkerprize.com), 09.04.2008
[29] Dan Roberts, Sylvia Pfeifer. Lord Foster prepares to sell his practice. — Telegraph, 22.01.2008
[30] Любовь Пятилетова. Новогодний сюрприз от Норманна Фостера. — Российская газета, 17.12.2007. — №4545
[31] Ирина Пуля. Гиперболоид инженера Шухова. — Российская газета, 20.03.2007. — № 4319
[32] Movers: Architect weighs sale of Foster Partners. — Bloomberg News, 22.01.2007
[33] Павел Никифоров. Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии. — Коммерсант, 02.10.2006. — №183/П (3514)
[34] Ian Irvine. Norman Foster: Man of steel. — The Independent, 09.09.2006
[35] Эндрю Осборн (Andrew Osborn). Олигархи - от А до Я. — The Independent (пер. ИноСМИ.Ru), 30.05.2006
[36] Мария Станиславчик. Лорд Фостер получил остров. — Бюллетень Недвижимости, 27.02.2006
[37] Norman Foster - Architect. — BBC h2g2 Online Encyclopedia (www.bbc.co.uk/dna/h2g2/), 13.06.2003
[38] Norman Foster: Building the future. — BBC News, 29.04.1999
[39] Andrew Gimson. Critics deplore Foster's 'banal' Reichstag design. — Telegraph, 19.04.1999. — № 1424
[40] Herbert Muschamp. Briton Wins the Pritzker, Architecture's Top Prize. — The New York Times, 12.04.1999
[41] Benjamin Forgey. Sir Norman Foster Wins Architecture Prize. — The Washington Post, 12.04.1999
[42] Sir Norman Foster: Fact Summary. — Официальный сайт Притцкеровской премии (www.pritzkerprize.com), 09.04.1999
[43] Sir Norman Foster: The master builder. — The Guardian, 02.01.1999
[44] Chariman: Norman Foster. — Foster Partners (www.fosterandpartners.com)
[45] Norman Foster RA. — Royal Academy of Arts (www.royalacademy.org.uk)
[46] Елена Рыбалтовская. Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30. — Строительство и невдижимость. — № 17, 2004
[47] Алексей Новиков. Онтология сетчатых оболочек. — Форма (www.forma.spb.ru)
Норман Фостер — один из основоположников стиля хай-тек, автор множества высокотехнологичных зданий, обладатель Притцкеровской премии, которую называют аналогом «нобелевки» для архитекторов, и учрежденной в Японии Императорской премии. В свои 85 лет этот архитектор полон оригинальных и новаторских идей.
Работы Нормана Фостера можно увидеть в Сингапуре, Германии, США, Китае, Франции, Канаде. Они поражают своей масштабностью и геометрической сложностью — будь то небоскреб, оранжерея, станция метро, спортивный стадион, музей, штаб-квартира крупной корпорации или космопорт. Рассказываем о десяти самых впечатляющих работах британского архитектора.Краткая биография Нормана Фостера
Норман Фостер родился в небогатой семье в британском Манчестере. Его отец был маляром на железнодорожном заводе, а мать работала в местной пекарне. Чтобы помогать родителям, будущий архитектор рано бросил школу.
Путь к архитектурной славе был непростым. До службы в армии он успел поработать в городском казначействе, а после демобилизации из ВВС — в пекарне, на заводе и в магазине мебели. Некоторое время Норман Фостер развозил мороженое.
Изучать архитектуру он начал в 21 год, когда стал студентом Манчестерского университета. А после его окончания в 1961 году талантливый выпускник смог выиграть стипендию, которая позволила ему поступить в Йельский университет.
Именно там Норман Фостер впервые встретился со своим деловым партнером Ричардом Роджерсом. Вместе с женами они основали архитектурную студию Team 4 и сформулировали новое направление в архитектуре — хай-тек. А после ее распада Норман Фостер создал свое всемирно известное бюро Foster Partners. Нескольких следующих лет он сотрудничал с американцем Ричардом Фуллером. Благодаря этой коллаборации архитектор начал придерживаться экологичного подхода в дизайне. В 1979 году его студия выиграла международный конкурс на проектирование новой штаб-квартиры корпорации HSBC в Гонконге — к тому моменту самого дорогого здания в мире.
С тех пор на Foster Partners посыпались десятки крупных заказов. К началу 2000-х годов в копилке архитектора уже имелись золотая медаль RIBA, награда AIA и звание лауреата Притцкеровской премии. А британская королева присвоила ему баронский титул.
Излюбленные материалы Нормана Фостера — стекло и сталь. Его проекты сочетают в себе достижения технологического прогресса, экологически эффективный дизайн и эстетическую выразительность. По словам архитектора, его кумир — советский инженер Владимир Шухов. Помимо основной работы, Норман Фостер пишет книги, проектирует яхты и занимается дизайном мебели.
Здание Рейхстага, Германия
В 1993 году Норман Фостер взялся за восстановление Рейхстага. Обновленное здание немецкого парламента должно было символизировать воссоединение Германии.
Архитектор решил сохранить исторический облик фасада, достроив большой стеклянный купол. Получилось не только красиво, но и экономично. В центре купола находится колонна с сотнями зеркальных панелей. Они меняют угол наклона в зависимости от погодных условий и направляют солнечный свет во внутренние помещения. В этой же колонне спрятана вентиляционная шахта. Воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить потребление энергии.
Кроме того, прямо под куполом находятся ресторан и смотровая площадка, откуда полюбоваться видом на Берлин может любой желающий. «Фостер деликатно работает с существующими объектами. Он создает новую архитектуру, гармонично сочетающуюся с историческими зданиями. Находит компромиссы и смелые решения, которые украшают, а не портят», — говорит генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин. Башня «Мэри-Экс, 30», Великобритания
Одна из самых узнаваемых работ Нормана Фостера. Небоскреб «Мэри-Экс, 30» стал современным символом Лондона. «Ему посвящен целый документальный фильм, рассказывающий о том, что строительство подобных объектов — сложный процесс, который требует культуры в организации труда, слаженной работы команды и профессионализма на всех этапах», — рассказывает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин. Из-за необычной формы и зеленоватого оттенка стекла англичане прозвали здание «огурцом», The Gherkin. Это не просто оригинальный дизайнерский ход. Как всегда, при проектировании Норман Фостер заботился об энергоэффективности будущего творения. «Башня «Мэри-Экс, 30» — не его изобретение по форме. Жан Нувель сделал похожую башню «Агбар» в Барселоне раньше. Но у Фостера решения и реализация элегантнее. Причем не только внешне, но и технически», — объясняет основатель архитектурной практики «Северин Проект» Александр Балабин. Интересная конструкция 41-этажной башни и использование солнечных батарей дали впечатляющий результат. «Мэри-Экс, 30» потребляет вдвое меньше энергии, чем другие небоскребы аналогичного размера. А благодаря специальным фасадным панелям воздух проникает внутрь здания и обеспечивает естественную вентиляцию офисных помещений.
7 архитектурных чудес современности
Мост Миллениум, Великобритания
Миллениум — горизонтальный висячий мост, переброшенный через Темзу. Его строительство приурочили к наступлению третьего тысячелетия. Сегодня это единственный пешеходный мост в Лондоне. Перед Норманом Фостером стояла задача построить переправу с минимальным влиянием на городской пейзаж. Он решил протянуть через реку 320-метровую «стальную ленту». Этот мост сложно спутать с каким-то другим. Он состоит из двух Y-образных речных опор, между верхушками которых проходят натянутые стальные канаты. Благодаря такой конструкции пешеходы могут беспрепятственно любоваться живописным панорамным видом. Кстати, именно этот мост показан в начале фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». По сюжету на него нападают Пожиратели Смерти.
10 мест, где снимали «Гарри Поттера»
Штаб-квартира Apple, США
Новая штаб-квартира компьютерного гиганта напоминает огромный пончик. Желающим обойти его по периметру придется преодолеть более 1,7 км. Этот инновационный офис Норман Фостер стал проектировать еще при жизни Стива Джобса — здесь все отвечает пожеланиям основателя корпорации. На крыше установлены солнечные панели, кампус на 100% обеспечивается энергией из возобновляемых источников. Кроме того, комплекс оснащен сложной системой естественной вентиляции. Благодаря ей большую часть года можно обходиться без кондиционеров и отопления. Стив Джобс мечтал, чтобы новый офис был похож на природный заказник, поэтому 80% территории занимают деревья. Строительство офиса обошлось в $5 млрд.
10 домов с необычными фасадами со всего мира
Торговый центр «Хан Шатыр», Казахстан
Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хотел, чтобы «Хан Шатыр» стал не только всесезонным местом встреч, но и новым инженерным символом столицы Казахстана. Торгово-развлекательный центр в исполнении Нормана Фостера получился впечатляющим. Это 150-метровый футуристичный шатер, состоящий из стальных вант и прозрачной трехслойной оболочки из полимеров. Последняя защищает 127 тыс. кв. м внутреннего пространства от перепадов температур и обеспечивает комфортный микроклимат во время суровых зим и засушливого лета. Кроме магазинов, здесь расположены рестораны, городской парк, офисы, фитнес-центры, кинотеатр и аквапарк с искусственно созданным тропическим климатом, водными горками и белоснежным мальдивским песком.
Небоскребы в степи: зачем туристу ехать в столицу Казахстана
Стадион «Уэмбли», Великобритания
В 2003 году был снесен легендарный футбольный стадион «Уэмбли». Тогда же Норман Фостер взялся за проектирование новой арены. Она получилась почти в четыре раза выше и вдвое больше своего предшественника. Теперь «Уэмбли» вмещает 90 тыс. зрителей. Здесь сделано все для максимального удобства и комфорта болельщиков — появилось больше пространства для ног, лестницы заменены на эскалаторы, а благодаря 315-метровой стальной опорной арке с любого места на трибунах обеспечивается беспрепятственный обзор. Одна из особенностей новой арены — раздвижная крыша в форме двух полумесяцев, которая защищает зрителей от солнца и дождя. Кроме того, при необходимости «Уэмбли» быстро трансформируется в атлетический стадион и концертный зал.
Виадук Мийо, Франция
Виадук Мийо связывает Южную Францию с Испанией. Многие местные жители выступали против его строительства. Они считали, что в провинции такой мост никому не нужен — он опустошит государственную казну и вряд ли окупится. И все же его появление пришлось как нельзя кстати. Во-первых, вантовый мост помог забыть о многочасовой пробке, возникающей на национальной трассе. Во-вторых, он стал пользоваться популярностью у фотохудожников и туристов. Сегодня эта конструкция считается одной из сложнейших в мире. Длина моста равна 2,46 км, а высота самой большой опоры — 343 м. Даже Эйфелева башня немного ниже. Внешне виадук кажется очень «воздушным», как паутина. Но это впечатление обманчиво. Одно только его дорожное полотно весит 36 тыс. тонн. «Виадук Мийо — самый поразительный объект, который спроектировал Фостер, я считаю. Это главная особенность его проектов — изящные инженерно-конструктивные решения. Все его работы исключительны благодаря этой элегантности», — отметил Александр Балабин.
Между двух стран: 8 мостов, связывающих государства
Арочные, вантовые и подвесные: как выглядят самые длинные мосты в России
Небоскреб «Херст-тауэр», США
В 1920-х медиамагнат Уильям Херст решил построить новый офис для своего издательства. Согласно уцелевшим наброскам, он мечтал о высотной башне, но из-за экономического кризиса смог закончить только шестиэтажный цоколь. Спустя 70 лет Норман Фостер осуществил этот замысел. Сложнее всего было объединить оба здания — старый цоколь и новый 46-этажный небоскреб. Но он смог этого добиться, не нарушив исторических фасадов. Как всегда, здесь не обошлось без «зеленых» технологий. Специальная сетчатая оболочка со срезанными углами позволила сэкономить 21% стали. Кстати, почти вся она — вторично переработанная. Кроме того, небоскреб собирает дождевую воду и потребляет на 25% меньше электроэнергии, чем классическое офисное здание.
10 самых дождливых мест на планете
«Сити-Холл», Великобритания
Здание мэрии Лондона отдаленно напоминает современный купол Рейхстага. Оно тоже выполнено из стекла и имеет выпуклую форму. Кроме того, Норман Фостер повторил идею спиральной лестницы — она пронизывает все десять этажей. «Сити-Холл» известен, прежде всего, своей необычной искривленной формой. Она пришлась не по вкусу многим критикам, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон даже называл здание «стеклянным яичком». По словам архитектора, такой оригинальный дизайн был выбран для того, чтобы уменьшить поверхность постройки и таким образом снизить расход потребляемой энергии. Кроме того, поскольку верхние этажи получились более узкими, нижние получают больше естественного света.
Проекты Фостера в России
Россия
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России, но пока удалось реализовать только два проекта. Сначала архитектор разработал концепцию 612-метровой башни «Россия», которая должна была стать самым высоким зданием в Европе. Строители успели вырыть котлован и сделать некоторые подземные конструкции, но вскоре работы пришлось свернуть из-за нехватки средств. Потом Норман Фостер взялся за реконструкцию острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. Пушкина в Москве. А еще позже представил проекты многофункционального комплекса «Апельсин» на Крымском Валу и экологического небоскреба-кристалла в Ханты-Мансийске. Но по разным причинам ни один из этих замыслов так и не был воплощен в жизнь.
«Хрустальный остров»
Особого внимания заслуживает его «Хрустальный остров». Это 450-метровый небоскреб гиперболоидной формы, который мог появиться в Нагатинской пойме. Теперь на его месте находится тематический парк развлечений «Остров мечты». Внутренняя площадь здания превышала 2,5 млн кв. м, что делало его самым вместительным в мире. Внутри «Хрустального острова» планировалось разместить квартиры, гостиничные номера, магазины, офисы, спортивные комплексы, международную школу и смотровую площадку. Как и в случае с башней «Россия», этот проект был отменен из-за проблем с финансированием. Отель «Mriya Resort Spa»
Первый реализованный проект Нормана Фостера в России. Пятизвездочный отель «Mriya Resort Spa» расположен на южном побережье Крыма — в 28 км от Ялты. Создавая его, архитектор постарался максимально использовать возможности и преимущества окружающего горно-водного ландшафта.
Всего в отеле 425 номеров и 17 вилл. Здание выполнено в виде цветка лотоса с пятью раскинувшимися лепестками — четырьмя корпусами и бассейном. Благодаря такой необычной форме Норман Фостер смог сохранить приватность каждого номера и обеспечить всем постояльцам комплекса живописный вид на море и горы.
Здесь есть все для отличного отдыха: рестораны, кинотеатры, подогреваемые бассейны, пляж с водными аттракционами, банный комплекс, спа-салон, медицинский центр, семейный парк развлечений, площадки для волейбола и тенниса. Комплекс открыли в конце 2014 года. С тех пор он не раз признавался лучшим европейским курортом и сегодня по праву считается одной из визитных карточек полуострова. Штаб-квартира «Русской медной компании»
Строительство главного офиса «Русской медной компании» началось в 2012 году и было завершено прошлым летом. Это 15-этажное здание в центре Екатеринбурга, которое жители города ласково называют «ананасом» — за его необычный фактурный фасад медного цвета.
Специалисты Foster Partners отвечали не только за архитектуру и интерьеры, но и за рассадку сотрудников РМК. Для этого им пришлось тщательно изучить то, как люди коммуницируют друг с другом и между отделами. Всего здание вмещает 450 сотрудников. Интересно, что после окончания рабочего дня и в праздники оно автоматически переключается в режим энергосбережения. «Здание построено в стиле Фостера,п но сам архитектор в проекте не участвовал. Его автор — старший партнер бюро Foster Partners австралиец Люк Фокс», — уточняет Александр Балабин.
5 московских проектов, которые не построили при Лужкове
Комментарии архитекторов Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:
— Фостер — один из моих любимых архитекторов. Вдохновлялся им, еще учась в университете. Я глубоко погрузился в его творчество, посещал объекты, многое для себя почерпнул. А несколько лет назад встретился с Норманом Фостером лично на премии World Architecture Festival.
Он внес большой вклад в мировую архитектуру. Например, современные здания аэропортов появились благодаря Фостеру. Раньше они строились по одному типу — малоэтажными, без окон, инженерия располагалась наверху. Норман Фостер убрал инженерное оборудование вниз, сделал парящие кровли, стал использовать зенитные фонари. Он не только думает об архитектурном и визуальном образе здания, но и тщательно прорабатывает узлы, детали. Его объекты чисты в решениях. Особенно это заметно, когда смотришь на здания вблизи.
Норман Фостер одним из первых стал использовать переработанные материалы, естественную вентиляцию в офисных помещениях и альтернативные источники энергии. Причем архитектор начал делать это еще тогда, когда технологии только появлялись. Почти каждый его проект получает статус одного из самых экологичных зданий в мире. Норман Фостер много лет предлагает создавать многофункциональные комплексы, которые совместят в себе офисы, жилье, ретейл и досуг. А главное — снизят городской трафик, что положительно скажется на экологии. Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:
— Норман Фостер работает с открытыми конструкциями и со сложносочиненными конструктивными узлами. Поэтому он и называет своим предтечей русского инженера Владимира Шухова, который использовал в качестве опор для инженерно-строительных сооружений бетонные и каменные конструкции.
Архитектура Фостера — хай-тек в своем лучшем проявлении. Открытые конструкции фостеровских зданий крайне точны, аккуратны и являются архитектурно-художественными элементами фасада. Основные материалы, с которыми он работает, — алюминий, высококачественная сталь и стекло. Поскольку для проектов Нормана Фостера характерно почти стопроцентное наружное остекление — им требуется защита от солнечного света и решения, которые позволяют избежать тепловых потерь.
В солнечные дни у зданий теплоизбытки, а в холодное время — теплопотери. Поэтому архитектору важно найти способ поддерживать ровный климат внутри помещений и уменьшить потребление электроэнергии.
Норман Фостер старается использовать естественную вентиляцию и стекло со специальными свойствами, которое имеет более низкую теплопроводность и защищает от ультрафиолета. Однако естественная вентиляция не может в полной мере гарантировать качественный воздухообмен. Для обеспечения работы инженерных систем архитектор предлагает своим заказчикам альтернативные источники энергии.
Здания Нормана Фостера насыщены высокотехнологичным оборудованием и управляются компьютерами. Но чтобы их построить, нужно потратить огромное количество энергии — и ее вырабатывают совсем не ветряки. Например, на создание генерирующего устройства (той же солнечной батареи) тратится столько средств и энергии, сколько само оно за срок службы выработать не может. Экологизация архитектуры — гуманная идея. Но сегодня она используется, скорее, как маркетинговый ход. С экономической точки зрения это пока себя не оправдывает.
Архитектура Нормана Фостера и его бюро качественная, но дорогая в проектировании, строительстве и обслуживании. Ее могут позволить себе только богатые покупатели.
Здания, сделанные Фостером от начала и до конца, — это Bentley в мире архитектуры.
Лучше они или хуже, чем результаты других архитекторов — вопрос дискуссионный. На мой взгляд они «холодноваты» — монотонны с точки зрения подбора материалов и цвета. Его проекты не предполагают человеческих слабостей. В них все настолько идеально, словно ими должны пользоваться механизмы, а не живые люди. Но это дело вкуса. Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Хочу выделить один из проектов Нормана Фостера — частный космодром «Америка» в США. В большинстве своих работ архитектор представляет качественные, выверенные и тонкие решения. Но без поиска новых средств выразительности. Космодром — иной проект. В нем прослеживается новая эстетика, несвойственная Фостеру. Интересная и актуальная.
А вот в проекте штаб-квартиры Русской медной компании новаторства и художественности не так много. Да, здание интересно пластикой фасада — он выверен и эстетичен. Но в целом здесь преобладают, скорее, механистические решения. Я слышал, что среди западных коллег у Нормана Фостера сложился примерно такой же образ, как в России у Зураба Церетели — в его работах преобладает грубоватость. Я отчасти соглашусь. Но бюро Нормана Фостера коммерчески успешно. А это говорит о его востребованности у заказчиков.
Работы Владимира Шухова были на грани инженерии и архитектуры. Даже по сегодняшним меркам его решения новаторские. Поэтому любой архитектор, ответственно относящийся к своей работе и желающий сделать проект интересным с инженерной, конструктивной и эстетической сторон, непременно обращается в творчеству Шухова. Норман Фостер не исключение.
Его работы ассоциируются с энергоэффективными решениями, высоким качеством стекла и алюминиевых конструкций. Архитектура Фостера изобилует «зелеными» технологиями. Например, он использует солнцезащитные ламели — подвижные части каркаса здания, снижающие уровень солнечного воздействия. В стиле хай-тек форма вторична — первичен функционал, а также коммерческая и технологическая эффективность зданий.
Читайте также