Шварцман леонид аронович
Сетевое издание 360tv.ru зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 70721 от 15.08.2017. Учредитель – АО «Телеканал 360». Главный редактор – Погорелова Н.А. Адрес электронной почты редакции – info@360tv.ru, номер телефона редакции 7 (495) 990-98-98.
шварцман леонид аронович
ТАСС-ДОСЬЕ. 2 июля 2022 года стало известно, что на 102-м году жизни умер народный художник РФ, режиссер анимационного кино и художник детской книги Леонид Шварцман. Об этом ТАСС сообщил шеф-редактор студии "Союзмультфильм" Сергей Капков.
Происхождение и образование
Леонид Аронович Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске в семье бухгалтера и домохозяйки.
При рождении получил имя Израиль. Сменил его возрасте 40 лет, поскольку, по собственному свидетельству Шварцмана, с детства "все вокруг" звали его Лёлей.
В 1941 года окончил школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств). В 1951 году окончил в Москве художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК, теперь Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова).
Во время Великой Отечественной войны работал учеником токаря, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде, а с ноября 1941 года - в эвакуации на танковом заводе в Челябинске.
В 1948 году, не прерывая обучения на третьем курсе ВГИКа, пришел на московскую киностудию "Союзмультфильм" ассистентом режиссера. Проработал на студии более 50 лет, до 2001 года. В 1951-1975 годах - художник-постановщик анимационных фильмов (до 1963 года - в соавторстве с Александром Винокуровым). В качестве художника-постановщика работал с режиссерами Львом Атамановым ("Аленький цветочек", 1952; "Золотая антилопа", 1954; "Пес и кот", 1955; "Снежная королева", 1957; "Котенок по имени Гав", 1976-1980), Иваном Аксенчуком ("Дядя Стёпа - милиционер", 1964), Романом Качановым ("Варежка", 1967; четыре мультфильма о Крокодиле Гене и Чебурашке, 1971-1983; "Аврора", 1973), Иваном Уфимцевым ("38 попугаев"; 1976-1992). Многие из этих картин были отмечены призами международных фестивалей. Шварцман создал облик одного из самых известных персонажей советской анимации - Чебурашки.
С 1975 года работал режиссером на "Союзмультфильме". После смерти Льва Атаманова снял пятую серию из цикла о котенке по имени Гав (1982). Наиболее известная режиссерская работа Шварцмана - семь частей анимационного фильма "Обезьянки" (1983-1997), отдельные серии были удостоены призов фестивалей в Тампере (Финляндия; 1983) и Минске (1984).
В числе других работ режиссера - "Как верблюжонок и ослик в школу ходили" (1975), "Я жду тебя, кит!" (1986), "Доверчивый дракон" (1988), "Всех поймал" (1989), "Невиданная, неслыханная" (1990).
Шварцман также известен как иллюстратор детских книг и классических литературных произведений. В этом качестве сотрудничал с советскими издательствами "Малыш", "Детгиз", "Просвещение", студией "Диафильм" и другими. В 2010 году был издан альбом работ художника "Классик по имени Лёля в стране Мультипликации".
В 2000-х годах снялся в нескольких документальных фильмах, посвященных анимационному кино.
Награды и премии
Шварцман был награжден орденом Александра Невского (2020, "за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность") и медалями, в т. ч. "За оборону Ленинграда".
Народный художник Российской Федерации (2002, "за большие заслуги в области искусства"), заслуженный художник РСФСР (1981, "за заслуги в области советского киноискусства"). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (2017, "за вклад в развитие отечественного анимационного искусства").
Ветеран труда.
Обладатель приза "За вклад в профессию" (2006, XI Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале), лауреат премии "Голливуд - детям" Детского фонда Одри Хепбёрн (1997). Был членом академии кинематографических искусств "Ника" и Международной ассоциации мультипликационного кино (АСИФА), почетным директором Московского музея анимации.
Персональные выставки художника проходили в 2000 и 2011 годах в Москве.
Шварцман был женат на Татьяне Домбровской (1925-2021), художнике-аниматоре, ассистенте режиссера.
Леонид Шварцман был настоящей легендой среди кинематографистов; зрители же куда лучше знали нарисованных им персонажей. Чебурашка, Крокодил Гена, Шапокляк, котенок по имени Гав, Попугай, Удав, Мартышка и Слоненок сопровождают с самой колыбели которое по счету поколение россиян — и не только. Сегодня, 2 июля, Леонида Ароновича не стало. «Известия» вспоминают великого художника, скончавшегося на 102-м году жизни.
Леонид Шварцман — биография создателя Чебурашки
Леонид (Израиль) Аронович Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске в еврейской семье. Отец, Арон Нахманович, уроженец Вильно (ныне Вильнюс), работал бухгалтером. Мать, Рахиль Соломоновна, коренная минчанка, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Имя, данное при рождении, Шварцман сменил в конце 1960-х после победы Израиля в Шестидневной войне — к тому же, как вспоминал сам художник, с детства его все звали Лелей.
Фото: ТАСС/Людмила ПахомоваХудожник-постановщик Леонид Шварцман и режиссер Иван Уфимцев во время съемок мультфильма «38 попугаев», 27 октября 1978 годаОтец Шварцмана трагически погиб в 1934 году — его сбила машина. После этого будущий мультипликатор перебрался в Ленинград, где уже обосновалась его старшая сестра Этта. Там Леонид Аронович получил среднее образование и поступил в школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры, которую окончил в 1941 году перед самой войной. Был призван в армию, но успел съездить в Минск и вывести оттуда мать. Рахиль Соломоновна умерла во время блокады Ленинграда.
Шварцман работал на строительстве укрепрайона на подступах к Ленинграду. В ноябре 1941 года его вместе с другими специалистами по решению правительства СССР эвакуировали самолетом в Тихвин, а оттуда поездом в Челябинск. Там Шварцман работал токарем на танковом заводе имени Кирова, одновременно занимаясь оформлением Ленинской комнаты и «красного уголка». После того как заводское начальство увидело созданный им портрет Сергея Кирова для заводской проходной, Шварцман был переведен на должность художника-оформителя в специально созданную для него мастерскую.
Посетительница на выставке в Санкт-Петербурге, приуроченной к 100-летию знаменитого художника и мультипликатора Леонида Шварцмана, 28 ноября 2020 года
Вернувшись из эвакуации, Шварцман поступил во ВГИК, который окончил в 1951 году с дипломом художника-постановщика мультфильмов. С 1948 года работал на «Союзмультфильме». По собственному признанию, выбор профессии был во многом случаен: «Во ВГИКе, на художественном факультете, оказался случайно. Там было деление на художников натурного и мультипликационного кино. В натурном тоже делают интересные эскизы, но строительство декораций ближе к работе прораба. Ну я и пошел в мультипликацию, в ней всё основано на графике, близкой к книжной, а это мне нравилось, как и иллюстрация».Фото: РИА Новости/Владимир АстапковичХудожник-мультипликатор Юрий Норштейн (в центре) получает награду за художника и режиссера Леонида Шварцмана — специальный приз премии «Ника» за вклад в отечественный кинематограф, 25 апреля 2021 годаВ юности он мечтал стать художником, но разочаровался в возможностях соцреализма: «В советские времена изобразительное искусство было неуклюжим. Знаменитый социалистический реализм накладывал оковы, в частности, на станковую живопись. Картины были в основном одного направления, а в мультипликации цензуры практически не было. Высокое начальство обращало на нас мало внимания».
Шварцман начал работать в соавторстве с Александром Винокуровым как художник-постановщик с классиком советской мультипликации Львом Атамановым, с которым создавал такие признанные шедевры, как «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева». С 1963 года начал самостоятельную работу, а в 1975-м занялся режиссурой. Среди самых знаменитых творений Шварцмана как художника — персонажи мультфильмов Романа Качанова про Чебурашку и Крокодила Гену (хотя их авторство и оспаривалось в суде уже в постсоветские годы), Дядя Степа, котенок по имени Гав, герои мультсериала «38 попугаев» и другие.
Граффити во дворе дома художника-мультипликатора Леонида Шварцмана с изображением Удава из мультфильма «38 попугаев»
На «Союзмультфильме» Шварцман познакомился и с женщиной, ставшей спутницей всей его жизни. Татьяна Владимировна Домбровская также работала мультипликатором. В 1951 году они поженились и прожили вместе до самой кончины Татьяны Владимировны в 2021 году. Свое собственное долголетие Шварцман приписывал занятиям спортом и здоровому образу жизни. «Уже 90 лет я по утрам делаю легкую зарядку, что и всем советую. Раньше бегал трусцой, ходил на лыжах, любил велосипед, плавал в море или бассейне. Ем полезные вещи. Люблю сырые овощи больше, чем фрукты. Сладким не увлекаюсь», — говорил он в интервью перед своим столетием.Заслуги Леонида Ароновича перед искусством были высоко оценены и на родине, и за рубежом. Он номинировался на Сталинскую и Ленинскую премии, был награжден орденом Александра Невского (за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность) и премией президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (за вклад в развитие отечественного анимационного искусства).
Леонид Шварцман на балконе своего дома принимает поздравления со 100-летним юбилеем, 30 августа 2020 года
Среди профессиональных наград Шварцмана — призы «Голливуд — детям» и «За вклад в профессию» на XI Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале. Он был членом Академии кинематографических искусств «Ника» и Международной ассоциации анимационного кино, почетным директором Музея анимационного кино, лауреатом национальной анимационной премии «Икар» в номинации «Мастер».Последние годы жизни Леонид Аронович отошел от активной творческой деятельности. Новейшие веяния в мультипликации он не одобрял и, по собственному признанию, не мог принять. Но всё новые и новые поколения детей начинают свое знакомство с прекрасным именно с мультфильмов, над которыми он некогда работал как художник-постановщик и как режиссер. Как говорил в одном из последних интервью сам мастер, «главное, что я всю жизнь для детей работал, — был мультипликатором с 1948 года. А значит, с интересом провел жизнь».