Марка маяковский
марка маяковский
Владимир Маяковский родился 1893 в году в Багдати Кутаисской губернии. В 1906 году семья переехала в Москву.
Поэзия Владимира Маяковского — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Его работы отличаются использованием короткого стиха и разрывов строк («лесенки»); смешиванием лирического и сатирического элемента; употреблением эмоционально окрашенной, в том числе нецензурной, лексики; автобиографичностью и отождествлением автора и лирического героя.
Среди произведений поэта можно отметить такие, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Во весь голос», «Прозаседавшиеся», «Хорошо!», пьесы «Клоп» и «Баня», трагедия «Владимир Маяковский» и др.
На карточке с оригинальной маркой изображены плакаты и портрет В.В. Маяковского.
125-летие со дня рождения Владимира Маяковского, отмеченное в 2018 году, стало значительным событием в жизни России. Вышли новые книги о поэте, появились подарочные издания его стихов и поэм. Составлена подробная летопись жизни поэта, в которой его биография расписана буквально по дням. Отдельно отмечено столетие выхода в свет пьесы “Мистерия Буфф”.
Но это было четыре года назад. А 23 марта 2022 года вышел в свет почтовый конверт с оригинальной маркой, посвященный Московскому академическому театру имени В.В. Маяковского. Впервые в истории отражения нашей темы на марках портрет поэта помещен в круг. И это довольно оригинальный прием.
Маяковского всё реже называют поэтом революции, но и вне пределов революционной темы у него по-прежнему есть множество поклонников и почитателей во многих странах мира. Филателисты, занимающиеся литературной тематикой, тоже получили подарок к юбилею: АО “Марка” выпустило в свет почтовую карточку с оригинальной маркой, посвящённую знаменитому поэту, которая напомнила нам о неповторимом стиле 1920-х годов (художник В. Хабловский, фото А. Темерина).
На карточке мы видим композицию из авангардистских плакатов и афиш, а среди элементов фона – красный прямоугольник в стиле К. Малевича. На марке – изображение Маяковского. Шрифты тоже напоминают нам о плакатах и новаторских журнальных обложках двадцатых годов. На спецштемпеле – портрет Маяковского анфас. Это серьёзный вклад в филателистическую летопись отечественной поэзии.
Но Маяковский – это не только двадцатые годы. Ведь это и эпоха футуризма, и столь значимый для ХХ века семнадцатый год, и даже период символизма в русской поэзии (разве мало у раннего Маяковского аллегорий и символов!).
Известно, что поэт родился в 1893 году в деревне Багдади Кутаисской губернии в дворянской семье. Его отец был лесничим. Интересно, что Маяковский-гимназист собирал марки, но это увлечение было кратковременным. Какие марки могли привлекать юношу из Багдади? Скорее всего, это были почтовые миниатюры экзотических стран, колоний… В дальнейшем поэт утратил к филателии всякий интерес. Его влекла политика, революционные брожения в обществе.
В 1906 году семья поэта переселилась в Москву. Маяковский некоторое время учился в Пятой классической гимназии, но был исключён, так как не мог оплатить обучение. Он рано увлёкся марксизмом, революционными идеями и даже сидел в Бутырской тюрьме за политическую деятельность. Там он написал целую тетрадь стихов, которая впоследствии была утрачена.
Итак, политика интересовала поэта с юных лет. Однако его столь же неудержимо влекло литературное творчество. В начале ХХ века литературные течения словно конкурировали друг с другом, и многие талантливые поэты стремились попробовать себя в разных стилях. В этом обилии направлений Маяковского больше всего привлекал очень популярный тогда футуризм с характерной для него ориентацией на будущее. Ранние футуристические стихи Маяковского очень талантливы.
Важным этапом в жизни поэта стало поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Там он познакомился с Давидом Бурлюком, и это творческое содружество оказалось очень значимым для молодого поэта. Футуристы были в моде: о них спорили, их цитировали, странноватые на вид футуристические книги покупали самые разные слои населения. Маяковский считал себя в первую очередь поэтом, но уроки, полученные в МУЖВЗ, позволяют говорить о нём ещё и как о сложившемся художнике. Он писал маслом и прекрасно рисовал портреты, хорошо передавая сходство.
Маяковский был в курсе новейших течений в живописи, знал творчество П. Пикассо, Ж. Брака…
Грянула революция, и стиль, выработанный Маяковским и преломлённый им через футуристическую эстетику, оказался удивительно подходящим для агитационно-массового искусства. Футуристические неологизмы приобрели новую, революционную окраску. Маяковский стремился звучать современно и это у него прекрасно получалось.
В 1918 году он выступил перед солдатами с чтением стихотворения “Левый марш”. Революционные стихи поэта имели огромную популярность. Вскоре началось его сотрудничество с РОСТА – Российским телеграфным агентством. Плакатный стиль Маяковского стал новым словом в искусстве агитации. Пользуясь трафаретами, поэт изготавливал лаконичные агитационные произведения, ставшие классикой мировой сатиры – как литературной, так и графической.
Маяковский действительно родился вовремя: он удивительно тонко чувствовал историческое время, ощущал ход истории. И очень умело отражал ощущение исторического процесса в своих талантливых стихах. Филателист, который захочет связать образ Маяковского с мировой историей, должен будет поместить в свою коллекцию филателистические материалы, связанные с Первой мировой войной, Октябрьской революцией, Гражданской войной в России, образованием СССР и другими историческими событиями.
Жизнь поэта завершилась трагически. Маяковский покончил с собой в 1930 году. Его уход из жизни был трагедией не только для любителей поэзии, но и для миллионов людей во всём мире. В Москве работает мемориальный музей Маяковского. Произведения поэта переведены на многие языки. О нём выходят статьи и монографии.
В СССР было выпущено немало марок и конвертов, посвящённых поэту. Большая часть из них выполнена в академическом ключе, традиционном для советских марок литературоведческой тематики. Не забудем, что в середине ХХ века художники редко могли позволить себе эксперименты с композицией знака почтовой оплаты. Марки, посвящённые Маяковскому, как правило, содержали портрет поэта и какую-либо цитату из его поэм. Часто использовался мотив лавровой ветви.
Перечислим эмиссии нашей страны. В 1940 году была выпущена серия из четырёх марок, посвящённая 10-летию со дня смерти поэта. Две из них имели в основе фотографию А. Родченко. Это едва ли не первый случай филателистической фиксации произведения русского авангарда в филателии.
В 1943 году были выпущены две марки с портретом поэта и сценой танковой атаки. В суровые военные годы были востребованы стихи поэта о Красной Армии и сцена боя на этих марках далеко не случайна. Художником марок был знаменитый мастер графики И. Дубасов. Марка синего цвета известна с пропуском перфорации вверху. Марки 1953 и 1955 годов были выполнены в традиционном для советского почтового дизайна классическом стиле (в обоих выпусках был использован мотив красных знамён).
А в 1959 году появилась марка с изображением памятника Маяковскому (скульптор А. Кибальников). 20-копеечная миниатюра имеет лиловый фон (художник Х. Ушенин).
Шли годы, и марки становились менее патетичными. Ведь поэты революции – это не только красные знамёна и призывы двигаться к светлому будущему. Они были земными людьми. В 1963 году вышла сдержанная по своей графической схеме портретная почтовая миниатюра, которая из-за особенностей печати имела множество разновидностей по зубцовке (художник С. Поманский).
Отметим, что на марках помимо портретов поэта есть эмблема театра им. Маяковского (10-копеечная миниатюра 1973 года имела в основе линогравюру работы Ю. Могилевского), изображения станции метро “Маяковская” (Москва) и памятника поэту в Москве.
В СССР было выпущено немало почтовых конвертов по данной теме. Особо хочется отметить конверт 1973 года выпуска, рисунок для которого был создан известным ксилографом А. Калашниковым, крупнейшим мастером почтовой графики и экслибриса.
На других конвертах изображены памятник Маяковскому в Москве, музей поэта в Евпатории, уже упомянутое нами здание театра, который носит имя поэта и подземный вестибюль станции метро “Маяковская” в Москве. Есть и конверт, посвящённый музею Маяковского в Грузии.
Однако в коллекцию, посвящённую знаменитому поэту, можно включать не только иллюстрированные конверты. Дело в том, что во многих городах России и бывшего СССР имеются улицы Маяковского.
Открытки и конверты с соответствующими адресами могут включаться в коллекцию, однако собственно филателистическим материалом здесь будет считаться не адрес, а штемпель того или иного почтового отделения, которое обслуживает улицу или площадь Маяковского. И пусть эти почтовые карточки и конверты не так живописны и выразительны, как цельные вещи с портретами поэта, они всё равно являются интересными документами, относящимися к нашей теме.
А теперь проанализируем имеющиеся в коллекциях зарубежные филателистические материалы. В разные годы Маяковскому посвятили марки такие страны как Болгария, ЧССР, ГДР и Никарагуа. К юбилею поэта в 2018 году не вышло ни одной зарубежной марки, однако, может быть, мы мало знаем о почтовых эмиссиях далёких стран?
Особо хочется отметить марки Чехословакии. Две из них (1950 г.) созданы по рисунку знаменитого художника Карела Сволинского (1896 – 1986), спроектировавшего немало запоминающихся почтовых миниатюр. Это признанный мастер почтовой графики. Именно им созданы марки ЧССР, посвящённые А.С. Пушкину, которые стали классикой чехословацкого почтового дизайна. Вот и портрет Маяковского получился у Сволинского очень удачно. Был выпущен конверт первого дня со шрифтовой композицией (тоже по рисунку К. Сволинского). На спецштемпеле текст на чешском языке “20 лет со дня смерти В. Маяковского”.
А ещё одна марка ЧССР 1968 года репродуцирует дружеский шарж на поэта, созданный художником Адольфом Гофмейстером (можно сказать, что один талантливый авангардист нарисовал другого одарённого авангардиста). Серия марок с карикатурами, в которую входила эта марка, привлекла многих филателистов и получила широкое распространение во всём мире. Маяковский изображён на этом портрете в своей знаменитой жёлтой кофте (редкий случай, когда зарубежная страна отдала дань одному из символов русского футуризма).
А. Гофмейстер (1902 – 1973) был настоящим авангардистом, в том числе и в карикатуре. Он лично знал Маяковского. Это единственный случай в мировой филателии, когда изображение русского поэта на зарубежной марке выполнено в юмористическом жанре. Да и на отечественных марках никаких дружеских шаржей на поэтов нет (хотя такие почтовые миниатюры имели бы заслуженный и закономерный успех у филателистов).
Ещё одно очень значительное имя в истории мирового почтового дизайна – Шандор Легради (Венгрия, даты жизни 1906 – 1987). Он считается крупнейшим мастером графики малых форм не только у себя на родине в Венгрии, но и в мире. В 1959 году он создал марку номиналом 60 филлеров, на которой изображён фрагмент памятника В.В. Маяковскому. На заднем плане были размещены лира, открытая книга, штык и перо. Легради часто создавал монохромные марки, но и активно работал с цветом.
Филателист, который захочет проиллюстрировать марками факт написания Маяковским поэмы “Владимир Ильич Ленин” вполне мог бы поместить в свой кляссер три почтовые миниатюры Венгрии, вышедшие в 1967 году к 50-летию Октября. Они отличаются экспрессивным цветовым решением и высоким качеством рисунка. Спроектировал эти крупноформатные марки Ш. Легради.
Из зарубежных марок, связанных с именем Маяковского, назовём также блок ГДР 1977 года, посвящённый Ф.Э. Дзержинскому. Мы имеем здесь дело с необычной композицией, которая интересна даже сегодня, когда блоки отличаются максимальным структурным разнообразием.
В центре блока находится крупноформатный купон, на котором помещены слова Маяковского о Ф.Дзержинском, обращённые к “юноше, обдумывающему житьё” (конечно же, в немецком переводе). Этот купон стал смысловым (да и оптическим) центром блока, что редко бывает. Слева и справа от него мы видим посвящённые Дзержинскому марки. Данный блок – уникальный пример размещения на зарубежном филателистическом объекте стихов, переведённых с русского языка.
Марки Болгарии, Румынии и Никарагуа имеют в основе портреты Маяковского. На болгарской марке номиналом в 1 лев (1953 г.) малоизвестная фотография, на которой поэт коротко пострижен, а почта Румынии отдала предпочтение традиционному портрету поэта. Румынская марка имеет номинал 55 бани. Композицию обогащают две лавровые ветви. Марка вышла в свет к 60-летию со дня рождения поэта.
На марке Никарагуа (она издана в малом листе, который называется “Великие писатели ХХ века”) мы помимо портрета Маяковского видим ещё и факсимиле поэта, а также флаг Российской Федерации. Рядом флаг Никарагуа, на полосы которого (!) нанесены имя и фамилия поэта.
Лист имеет вытянутый по вертикали формат и цветные поля, он снабжён шестизначной нумерацией. На одном уровне с маркой “Маяковский” (это седьмая марка в листе или первая в третьем ряду слева) размещены марки с портретами Эзры Паунда и Франца Кафки. Соседство с Эзрой Паундом (пусть и случайное!) особенно интересно: оба поэта были признанными новаторами в области поэтического языка.
Очень жаль, что у филателистов нет объективных возможностей отразить тему “Маяковский – детям”. Ведь его детские стихи очень выразительны. Отметим, что в 1963 году в СССР была выпущена красочная маркированная открытка с иллюстрацией к стихотворению “Кем быть?” На лицевой стороне были приведена строка “У меня растут года”. Пока что это единственный филателистический объект на данную тему. Хочется верить, что в альбомах коллекционеров появятся марки и конверты, посвящённые детским стихам знаменитого поэта.
Когда говорят о новаторстве Маяковского, рядом с его именем часто называют имена художников двадцатых годов, например, К. Малевича и А. Родченко (а на марке 2000 года помещён ещё и плакат художника М. Черемных). И всё же творчество авангардистов 1920-х годов пока что не очень подробно отражено на отечественных знаках почтовой оплаты. Многие темы, мотивы и стили, прямо и косвенно связанные с Маяковским, ещё предстоит освоить.
Но отметим при этом, что футуризм и конструктивизм постепенно находят всё более полное воплощение в филателии. Хочется надеяться, что маркоиздатели когда-нибудь обратят внимание на талантливые рисунки Маяковского, да и на созданные им Окна РОСТА (на конверте 1983 года они присутствуют, но могла бы получиться интереснейшая серия марок). Многие графические работы поэта настолько выразительны, что словно созданы для воспроизведения на конвертах и открытках.
Филателисты, которые захотят создать масштабную коллекцию, посвящённую мировому значению творчества поэта, имеют в распоряжении богатый материал. Маяковского высоко ценили Бертольд Брехт и Пабло Неруда, имя поэта упоминал Хемингуэй (в романе “По ком звонит колокол”).
Знаменитые плакаты, известные как “Окна РОСТА” получили широкую известность в Германии и США и вошли в учебники по дизайну. Имя Маяковского встречается на страницах мемуаров многих известных людей (марки с их портретами составили бы целую галерею). А это значит, что у коллекционеров есть большие возможности для образного и разностороннего раскрытия темы.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)