Судзи
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r129328105">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
судзи
Полагаю, что японские шлемы - самая больная тема для любителей восхвалять вооружение самураев. Если корпусные доспехи воинов Страны Восходящего Солнца мало чем уступали европейским (и превосходили любые "азиатские аналоги"), а слабая защита рук - неизбежность при использовании длинных луков и дульнозарядных аркебуз тэппо, то эволюция шлема кабуто надолго "застряла вне времени", что привело к вопиющему отставанию японских боевых наголовий от шлемов других стран. Более того, весьма продолжительный период времени шлем сам по себе являлся "штучным товаром" для обеспеченных воинов, а бОльшая часть бравых японских вояк имели, в лучшем случае, защитные полумаски хаппури. Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, японские оружейники все-таки стремились улучшить откровенно неудачную конструкцию "классического" хоси-кабуто. О том, что вышло из этого долгого (и, судя по всему - нелегкого) "мозгового штурма", мы и поговорим в этой статье.
Портрет Яманака Юкимори (известный самурай клана Амаго времени Эпохи Воюющих Провинций). Его корпусный доспех - ламинарный могами-до, а на голове - герой сегодняшней статьи, не прорисованный детально))Появившийся в период Хэйан (794-1185), шлем хоси-кабуто, по сути, безнадежно устарел уже к концу периода Камакура (1185-1333). При условиях ведения дистанционного боя (для которого он, собственно, и предназначался) его выступающие заклепки (в их честь он и имел гордое название "хоси") не были большой проблемой... но вот в пешей битве с применением холодного оружия ближнего боя они становились откровенно опасными для владельца шлема. Потому, нет ничего удивительного, что первым изменением, привнесенным в конструкцию кабуто, стал именно отказ от больших головок заклепок.
Хоси-кабуто. Конкретно этот шлем - "кабинетный", но суть одна: любые выступающие части на куполе шлема представляют опасность для жизни владельца."Новая версия" японского шлема появилась очень поздно - лишь в конце XIV - начале XV века. Шлем получил название судзи-кабуто (где судзи - полосы). По сути, это был все тот же, еще более устаревший к этому времени, хоси-кабуто, но теперь пластины купола в нем склепывались впотай, а снаружи виднелись не головки заклепок, мешающие соскальзыванию лезвия оружия, а характерные ребра жесткости на краях пластин. Купол боевого судзи кабуто изготавливали из 6-12 пластин (а на дворе, тем временем - XV век...). Если же закрыть глаза на общую технологическую отсталость шлема, то можно отметить, что это таки было большим шагом вперед, очевидно - напрямую связанным с быстрым развитием оружия ближнего боя. Нелишним будет вспомнить, что именно XIV век в Японии стал периодом широкого применения топоров, боевых палиц, тяжелых мечей/глеф (на деле - это что-то среднее) нагамаки, глеф нагинат (кто не знал: нагината XIV века - совсем не то, что сегодня выставляется в музеях, она намного тяжелее), копий яри и другого "счастья", требовавшего от японских оружейников поспешить наконец и сделать кабуто хоть какой-то защитой для головы в ближнем бою.
Галерея боевых судзи-кабуто. Никаких украшений, это сугубо утилитарные доспехи.Собственно, все остальные конструктивные особенности судзи-кабуто в той или иной степени соответствовали этому требованию. Ранее почти прямой, козырек шлема мабидзаси теперь имел солидный угол наклона, намного лучше защищая лицо от вертикально нанесенных ударов. "Бармица" сикоро же (само собой разумеется, что к этому моменту она стала ламинарной) уже не "имитировала раскрытый зонт", а исправно защищала шею воина. Важно отметить, что, несмотря на всю "технологичность" (тут можно и двойные кавычки ставить) судзи-кабуто, он все так же имел абсолютно бессмысленное и бесполезное отверстие тэхэн в накладке тэхэн-канамоно, закрывавшей верхние края пластин (да, в шлеме XV века пластины, собранные в купол оставляли на макушке зияющую дыру...).
Этот судзи-кабуто интересен утерянной накладкой тэхэн-канамоно. Как видите, пластины таких шлемов сами по себе не образуют целый купол. Вот такие вот технологии... Обязательно пролистайте до последнего фото!Как вы уже могли догадаться, "прорывом" судзи-кабуто, мягко говоря, не стал. Фактически, этот шлем потеряет свою утилитарную функцию уже к концу XV века, уступив место более совершенным (казалось бы, куда уж совершенней?)) формам кабуто. Однако, "преимущества" судзи-кабуто по достоинству оценил... командный состав японских армий. Для самураев высоких рангов, не лезущих в бой, оружейники делали судзи-кабуто из 32, 64, 72 и даже 120(!) пластин, чем важней командир - тем больше пластин. Само собой, "современная" сикоро полководцу никак не подходила (вы бы ему еще ружье вручили... вместо веера), и "командирские" шлемы дополнялись традиционными ламеллярными сикоро из мелких пластинок (начальники помельче довольствовались их "жалкой" имитацией).
А вот так выглядели судзи-кабуто "больших командиров" японских армий. Сикоро отходит широко в стороны, его пластины имитируют ламелляр, на них - декоративные накладки, накладка тэхэн-канамоно богато украшена ... а сам купол - собран из 120 пластин! Сильно сомневаюсь, что эта конструкция может выдержать сильный удар, если бы даже боевые судзи-кабуто держали их - не появились бы "протыкатели шлемов" кабутовари (о них мы еще поговорим отдельно)... но владельцы таких шлемов и не планировали проверять это, подставляя голову под удары.Таким образом, судзи-кабуто несильно повлиял на сохранность горячих голов японских самураев, зато - изменил доспешную моду их командиров. Так себе достижение... но тут уж, как говорится, какой корабль - такое и плаванье. На этом и закончим, о японских шлемах, которые не стыдно показать людям, мы еще поговорим в будущем. Большое спасибо!
И в конце - большаааая редкость: судзи-кабуто из 6 пластин... со следом пулевой пробы на куполе. Держал ли на деле этот шлем пулю, или эта проба - подделка... решать вам, друзья, я не знаю.