Алексей соломин биография
Интервью с главным редактором исторического онлайн-издания Diletant.media Алексеем СоломинымВ 2012 году в России появился исторический журнал главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова «Дилетант». Спустя некоторое время в качестве поддержки проекта был запущен интернет-ресурс Diletant.media. «Реальное время» побеседовало с главредом онлайн-издания Алексеем Соломиным и расспросило его о том, насколько успешным оказался столь нишевый проект, тяжело ли работать с Венедиктовым, любят ли «Дилетант» в Кремле.«Было много разговоров о том, что подобный проект в России «не прокатит»
— Алексей, не могли бы вы рассказать об истории появления «Дилетанта» и о том, как менялось издание в течение минувших лет?
— «Дилетант» начинался исключительно как хобби-проект Алексея Венедиктова. Насколько мне известно, он всегда хотел запустить историческое издание и где-то в 2012 году все-таки взялся за этот проект. Поначалу было много разговоров о том, что подобная история в России «не прокатит»: с одной стороны, это очень нишевый проект, а с другой — это бумага. Тем не менее Венедиктов хотел делать именно журнал, и пока, судя по цифрам окупаемости, все очень хорошо, вопреки страшным предсказаниям.
Затрудняюсь назвать точные данные по тиражу, но цифра сейчас колеблется в районе 60 тысяч экземпляров. Одно могу сказать точно: за годы существования журнала тираж не снижался. Наоборот, у нас появляется больше распространителей, больше магазинов, в которых можно купить журнал (к примеру, в Казани его можно купить в сети «Бахетле»), соответственно, увеличивается число заказов и растет тираж. Бумага, действительно, очень хорошо продается, плюс у читателей есть возможность получать журнал по почте.
Что касается сайта, то он был создан, как некая поддержка журнала, однако сейчас он представляет собой отдельный проект — это отдельная редакция, которая делает свои материалы. Мы всячески поддерживаем журнал (главным редактором которого является Виталий Дымарский), поддерживаем его продажи, а также публикуем у себя четыре материала из каждого номера. Иногда у нас бывают пересечения по авторам, но в целом мы работаем достаточно самостоятельно и, могу сказать, вполне успешно.
Сайт начинал с довольно скромных цифр, а сейчас мы получаем около 80 тысяч уникальных посетителей в день. Мне кажется, это достаточно хорошо. Если сравнивать с показателями сайта радиостанции «Эхо Москвы», то это примерно 1/7 их суточной доли посетителей, но надо понимать, что «Эхо» — это совершенно другая ниша. Для нас самих было удивительно то, что людям интересны такие проекты, что им интересна история и они так активно вовлекаются.
«За годы существования журнала тираж не снижался. Наоборот, у нас появляется больше распространителей, больше магазинов, в которых можно купить журнал». Фото tjournal.ru
— В одном из недавних интервью Алексей Венедиктов предрекал выход издания «в ноль». Уже удалось? Возможно, вы уже вышли в плюс?
— Не могу точно ответить на ваш вопрос, поскольку не являюсь генеральным директором, но, насколько мне известно, мы либо уже вышли в ноль, либо очень близки к этому.
— Вы не собираетесь вводить платную подписку для читателей на сайте?
— Мы думали об этом в самом начале, однако тогда было принято принципиальное решение — никаких пейволлов на сайте и никакого ограничения доступа к материалам. Мы зарабатываем на рекламе, коммерческих спецпроектах, но не на наших пользователях. Это связано с позицией Венедиктова, и я полностью ее разделяю.
Да, у нас «Дилетантские чтения», которые мы предлагаем посетить за билеты, но это немного другая история — в данном случае нужны площадки, аренда, свет и многое другое. Это те деньги, которые не идут нам в доходную часть. Основные поступления — это продажи журнала, а также доход от рекламы и спецпроектов. Пейволл — это не наше.
«Единственное, что нам было сказать Марею — это наши официальные извинения»
— Вернемся к эволюции журнала: за эти годы как-то менялся подход к освещаемым темам, менялась ли редакционная политика?
— Да, мы прошли определенный путь, но я не могу сказать, что у нас есть какие-то ограничения по темам. Во всяком случае, я не делаю никаких стоп-листов. Честно, я не могу назвать тему, о которой мы не могли бы написать.
Замечу, что сайт позволяет себе чуть больше, чем журнал, поскольку он рассчитан на иную, более широкую аудиторию. У сайта есть определенная ставка на энтертейнмент (много тестов, различных игр), а в журнале больше интересных статей. Иногда мы позволяем себе уйти от чисто исторических тем: к примеру, можем сделать тест про «Звездные войны».
«Когда случилась история с Александром Мареем, мы зафиксировали этот момент в тех изменениях, к которым пришли. Теперь каждый авторский материал, вне зависимости от того, какой замечательный человек его делает, проходит проверку на плагиат». Фото cfs.hse.ru
В плане изменений в работе многое связано с нашим подходом к созданию материалов. Наша аудитория растет, и мы становимся все более требовательными к качеству текстов. Пользователю это может быть не так заметно, но над каждой публикацией у нас работают сразу несколько человек: один подбирает иллюстрации и занимается версткой, другой вычитывает и редактирует текст, третий придумывает, как это будет подаваться в социальных сетях. В процессе развития нам удалось четко выстроить эту цепочку.
Забегая вперед: у вас, наверное, будут отдельные вопросы по истории с плагиатом? (В апреле доцент НИУ ВШЭ Александр Марей обвинил редакцию «Дилетанта» в плагиате материала одной из своих лекций для статьи интернет-портала, — прим. ред.)
— Да, конечно. Об этом тоже хотелось бы поговорить.
— Мы проделали огромную работу над тем, чтобы подобных историй больше не случалось. Конечно, нельзя сказать, что раньше мы не проверяли тексты на плагиат: за время своего редакторства я уволил с сайта троих людей за некорректное цитирование (даже не за плагиат, а за то, что человек написал материал, переписав отрывки других статей и поменяв местами слова).
Не могу сказать, что у нас была системная проблема с плагиатом — этот вопрос никогда не стоял остро, однако, когда случилась история с Александром Мареем, мы зафиксировали этот момент в тех изменениях, к которым пришли. Теперь каждый авторский материал, вне зависимости от того, какой замечательный человек его делает, проходит проверку на плагиат. С любым автором, в тексте которого будет найден копипаст, мы расстаемся.
Кроме того, мы ввели новое правило — публикация списка источников. Теперь каждый автор указывает названия книг или ссылки на статьи, которыми он пользовался при создании материала. Прежде всего мы делаем это для наших читателей: теперь у них есть возможность оперативно обратиться к источникам с большим количеством информации по заинтересовавшей их теме. Если резюмировать, то кейс с плагиатом помог нам улучшиться.
— Алексей, а какая судьба постигла автора того текста? Александр Марей, судя по его «Фейсбуку», хотел поспособствовать отчислению молодого человека из ВШЭ.
— Насколько я знаю, он продолжает учебу. Вообще, мне бы не хотелось давать оценку требованиям Александра Марея. Единственное, что нам было ему сказать — это наши официальные извинения, которые были опубликованы на сайте.
«Если резюмировать, то кейс с плагиатом помог нам улучшиться». Фото vk.com/alexsolomin
Мы отстранили автора от написания статей до 1 июля. Это хороший, талантливый парень, он полностью осознал свою ошибку и тысячу раз извинился перед нами и перед Александром Мареем, поэтому мы решили вопрос таким образом. Но, повторюсь, после этого случая я предупредил всех авторов о том, что любой кейс с копипастом приведет к увольнению.
— Андрей Тесля — товарищ Александра Марея — написал колонку о произошедшем, в которой назвал «Дилетант» «изданием, лишенным большого авторитета, с весьма сомнительной репутацией». «Дилетант» часто оказывается в центре публичных скандалов, чтобы называть его репутацию сомнительной?
— Нас периодически упоминают в связи с громкими инфоповодами. Можно вспомнить ту же историю с опросом телеканала «Дождь»: тогда, помимо прочего, была организована атака на «Дилетант» (хотя, на мой взгляд, это, скорее, атаки на Алексея Венедиктова). Такие истории периодически случаются, но мы привыкли к этому и не обращаем особого внимания. А слова историка, которые вы упомянули, — это его личное мнение. Все-таки у нас в России свобода выражения.
«Алексей Венедиктов непростой человек и непростой начальник, но...»
— Часто ли вы получаете отклики от высокопоставленных читателей? И на какие публикации они реагировали, если не секрет?
— Действительно, многие чиновники читают «Дилетант» (точно знаю, что несколько экземпляров выписывают в Кремле, а также в правительстве) и любят его. Реагируют очень хорошо и иногда даже советуют, какую тему можно взять для материала. Губернаторы очень интересуются, потому что у них самих есть местные истории, которыми они могли бы поделиться. Отзыв о «Дилетанте» очень хороший — во всяком случае, с плохим я не сталкивался, как и с пренебрежительно-отсутствующим.
Некоторым чиновникам мы отдаем экземпляры прямо в руки. Я лично дарил наш альманах Дмитрию Медведеву, Алексей Венедиктов вручал журнал лично Владимиру Путину. Кстати, президент был человеком, который получил самый первый номер журнала.
— От него не было пожеланий, замечаний?
— Это, конечно, вопрос к Венедиктову, но я точно помню, что была какая-то смешная история с Берией… Да, у нас на обложке был Берия, и мой шеф во время какого-то кремлевского приема отнес журнал президенту и другим чиновникам. После этого Путин вставил в одну из своих речей какую-то фразу про Берию. Нам сказали, что она там появилась после того, как он увидел обложку.
— Сложно ли делать «Дилетант» вместе с Алексеем Венедиктовым? Все эти переверстывания номера в последний момент, обложки, которые запрещают юристы...
— С Алексеем Венедиктовым очень интересно работать. Изменение темы номера за 10 дней до выхода и еще какие-то подобные вещи — это постоянная часть нашей работы. Мы уже давно перестали от этого уставать, злиться — мы просто веселимся. Я бы сказал, что работать тяжело, но крайне интересно. Алексей Венедиктов непростой человек и непростой начальник, но действительно хорошие начальники простыми не бывают.
«Алексей Венедиктов непростой человек и непростой начальник, но действительно хорошие начальники простыми не бывают». Фото Олега Тихонова
— Его контроль за редакционными процессами сильно ощущается?
— В плане свободы принятия решений у меня нет никаких ограничений. Если мне поручили работу над каким-то материалом, то, конечно, мне могут что-то посоветовать, но непосредственно контроль осуществляется, скорее, постфактум. Критики бывает очень много, но она звучит уже после того, как мы все сделали.
«Другое дело, когда искажения истории используются для решения политических вопросов
— Не стало ли сложнее или интереснее работать над «Дилетантом» из-за того, что в последние годы история у нас превратилась в политику?
— Я бы хотел напомнить, что темой первого номера были опричники Ивана Грозного, а на обложке был изображен Владимир Путин. Не думаю, что за годы существования журнала история начала играть еще более значимую роль в политике. Она играла ее всегда — ее не стало больше или меньше.
Каждый номер «Дилетанта» так или иначе перекликается с какими-то текущими политическими процессами. Александр III не появился на нашей обложке совершенно случайно как и другие герои. Это абсолютно нормальная взаимосвязь.
— В продолжение темы политики: российские чиновники уже неоднократно были пойманы на упоминании тех или иных исторических событий, причем с адскими ошибками или искажениями. В то же время, некоторые политики с удовольствием используют искажение исторических фактов для продвижения собственной позиции или агитации. Как вы относитесь к подобным случаям?
— Мы используем в журнале следующий девиз: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, эта известная фраза может быть применена к каждому. У меня не возникает злорадства, если речь идет о том, что человек просто чего-то не знает. Губернатор Потомский, может быть, не знал о том, что Иван Грозный не мог путешествовать из Петербурга в Москву в то время.
Другое дело, когда искажения используются для решения каких-то политических вопросов. На это у нас есть один ответ: если власть или кто-то из другого лагеря пытается использовать историческое событие в качестве пропаганды, искажая его и притягивая за уши факты, то мы предложим альтернативную точку зрения — взгляд на событие не политика, а историка. Мы относимся к нашей аудитории очень уважительно и считаем, что она сама может сделать вывод о том, что является фейком, а что — правдой.
«Если власть или кто-то из другого лагеря пытается использовать историческое событие в качестве пропаганды, искажая его и притягивая за уши факты, то мы предложим альтернативную точку зрения — взгляд на событие не политика, а историка». Фото labirint.ru
— Алексей, тяжело ли собирать информацию для ваших материалов? Выбивать доступ к архивам, например?
— Вы знаете, по-разному. Есть архивы, с которыми действительно очень тяжело (к примеру, мы все никак не можем взять один материал из «мидовского» архива), а с некоторыми наоборот очень легко работать. Вместе с тем, у нас установились очень хорошие дружеские отношения с некоторыми музеями, и получить у них какой-нибудь документ или изображение для публикации не является проблемой. Я очень благодарен им за то, что они столь открыты к нам и к нашей аудитории.
— Возможно, есть некая тема, информация по которой точно лежит в каком-нибудь архиве, но вы не можете до него добраться по тем или иным причинам?
— Да, конечно. Во многом, это материалы из архива ФСБ, касающиеся преступлений сталинского режима. Конкретный пример — это история Рауля Валленберга, подробности убийства которого до сих пор неизвестны. К сожалению, архивы за этот период все еще засекречены. Вообще, это действительно большая проблема — очень много архивов до сих пор не открыто, и многие историки бьются над тем, чтобы это произошло как можно скорее.алексей соломин биография
Однажды я патриарха Старообрядческой церкви спросоня назвал батюшкой. Здравствуйте, говорю, батюшка. А он говорит: «Э-э, владыко». Но не обиделсяЮрий Дудь нападает на Павла ЛобковаНарышкин - один из лучших интервьюеров, которых я знаю. Надеюсь, что остался в журналистике, вопреки обстоятельствам и вашему о нем неверному представлениюЗадним числом все знают, что нужно говорить, а посмотрим, что с вами будет, когда вам ЕМ позвонит!Это неправда, Ганапольский нас наставлял и оберегал. И первые годы буквально заставлял иметь свое собственное мнение, находить свою точку зрения. Чуть ли не с розгами заставлялПлохо, когда у всех плохо, а у тебя хорошо. Сразу подозревают, что ты негодяй. Но я просто всем отвечал «хорошо», иначе что, жаловаться чтоли? Не за этим же звонятЖопой об косяк, вестимоНастолько же правда, насколько вы - путинский хуесос и у нас с вами трудовой договорМне однажды позвонила Евгения Марковна Альбац и на первый формальный вопрос «Как дела?» я формально ответил ей: «Хорошо», за что был уничтожен. С тех пор, во избежание недоразумений, отвечаю так же, как выsame https://twitter.com/leib_medic/status/1586460694198747136…Аникина - хорошая ведущая. Въедливая, неудобная, небанальная. Ваш комментарий скорее хвалит нас, чем унижает ееВ какой передаче им было противно нас обсуждать?Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Или, как говорили в моем детстве - у верблюда два горба, потому что жизнь - борьбаНет, я не администрирую ЖГ, не работаю в ЖГ, но смотрю и слушаю. Там отличные люди, мои коллеги по «Эху». Я делал кое-что для канала по визуальной части. И Нарышкин дружил с коллективом и был всегда горячо коллективом любим, здесь никаких проблем нетЧто нового?- Считаю, что надо дать еще один шанс!
- Говорите прямо, Сергей Евгеньевич!
- Считаю, что еще одного шанса давать не надо!Голосуйте за «Эхо»! https://ag.mos.ru/poll/12168?ref=1hLGdIUZPn…окружен, но не сломленПриходите ко мне сегодня в "Один", начало в полночь
https://youtube.com/watch?v=b1Xx5UoKSU8…Вы бы вживили себе чип в мозг, чтобы силой мысли управлять, например, умным домом или машиной?То есть совершить геноцид или что? Что такое полностью уничтожить?Просто, чтоб вы понимали, что происходит, когда я вызываю такси…Подкаст "Кинополночь": "Иди и смотри" Элема Климова, "Чунгкингский экспресс" Вонг Карвая и "Восемь сотен" Гуань Ху https://echo.msk.ru/podcasts/kinopolnoch/2839218-echo/…Сегодня я весь такой из себя актуальный, знающий (если уж сам не вписывающийся) тренды, не смог выговорить сценический псевдоним «Моргенштерн»
«Монгер... - говорю, - не, Могенршт... не, Монгерш... Я знаю о нем, я даже песни знаю, просто выговорить не могу!» Но мне уже не верилиЯ, например, не курю. Почему мне не запретили курить? Почему курить мне можно? Почему мне можно то, чего я не хочу и нельзя то, что я хочу? Почему жизнь так несправедлива к тем, кто платит налоги и не прелюбодействует?Мне запретили пить кофе и сладкую газировку, сказали исключить цитрусовые и шоколад. Все то, на чем я сижу последние два года, ни для чего не сделали исключений, ни для одного моего маленького грешка. У меня не осталось радостей в жизни, ребята 😔РазговелсяНичего важнее я не писала в жизниПроглотил смешинкуОскар на биржеМихаил Куницын, ведущий программы "Винил", отвечает прямо сейчас на ваши вопросы:
https://youtube.com/watch?v=nxHpde3klWU…Идите, конечно, мне-то что? Никого никогда в жизни не отговаривал ходить на митинги, окститесь, взрослые все люди https://twitter.com/BrigitaGrohman/status/1383831162930438144…“Were you a CONTAINER ship or were you a CONTAINED ship?”лол https://twitter.com/sinapsy2015/status/1373729388999630851…Россиянами, активно занимающимися королевскими семейными делами,совершенно не исследован вопрос о судьбе царской. Там тоже события, наследник женится! Избранницей его высочества Георгия стала Виктория Романовна Беттарини, она уже приняла православие и свадьба состоится 1 октябряПочему мультфильм называется «Райя», если она просто Рая? РаечкаВ прямой эфир влетает котЯ понял, возвращение Феликса Дзержинского возможно на Лубянскую площадь, но только как православного святого
23.02.2023
Слушатели оппозиционной радиостанции «Эхо Москвы» (закрыта в 2022 г.) хотят знать, где сейчас Соломин Алексей, Венедиктов Алексей, Латынина Юлия и многие другие журналисты и ведущие, которые много лет выходили в эфир с разнообразными программами, интервью и диалогами с интересными гостями. Никто не будет спорить, что у этой радиостанции было много не только так называемых «хейтеров», но и поклонников. Бурные обсуждения и критика решений, принимаемых властями, всегда интересовали достаточно обширную аудиторию. После ликвидации радиостанции в марте прошлого года большинство сотрудников «Эха» остались без работы. Сегодня некоторые радиослушатели активно интересуются, что делает Алексей Соломин (журналист), где сейчас работает и не покинул ли Россию, как многие его коллеги.
Коротко о популярном журналисте и ведущем
Алексея Соломина всегда слушали с особым удовольствием, поскольку он был отлично образован, интеллигентен и прекрасно воспитан. Однако эти замечательные качества не мешали ему вести диалог с отличным чувством юмора и иронией. Долгие годы он считался «лицом» и одним из главных «голосов» радиостанции. Журналист, который родился в 1987 г., попал на работу на «Эхо Москвы» студентом второго курса во время практики. Интересным фактом стало то, что Соломин пришел на радиостанцию буквально на второй день конфликта, который разгорелся из-за Южной Осетии (2008 г.). Как позже вспоминал сам Алексей из-за этого совпадения студенту МГУ, который еще не стал настоящим журналистом, пришлось работать «в настоящем аду».
Во время этой тяжелой практики будущего журналиста неоднократно посещала мысль все бросить и больше никогда не возвращаться на радиостанцию. К счастью для будущих радиослушателей он этого не сделал. Практика в сложных условиях только укрепила его характер и по ее окончанию он попросился в штат «Эха Москвы». В итоге, Соломин проработал на радиостанции до самого ее закрытия, практически 15 лет. Он вел несколько программ, среди которых следующие:
- «Персонально ваш»;
- «Один»;
- «Ганапольское»;
- «Дорожная карта»;
- «Дневной разворот» и др.
Перед самым закрытием «Эха Москвы» журналист частенько появлялся в передаче «Утренний разворот». В ней вместе с коллегами он освещал и обсуждал важные политические события, происходящие в стране и мире. В начале марта 2022 г. радиостанция была закрыта, а ее главный редактор Алексей Венедиктов был признан иноагентом.
Соломин Алексей («Эхо Москвы»): где сейчас работает известный журналист
Журналист всегда достаточно осторожно высказывался о любых радикальных вариантах смены власти. Соломин позиционировал себя, как человека, который категорически против экстремального развития событий. Видимо, имея в виду любые ситуации, напоминающие революционные. В то же время, он в шутку заявлял, что «лучше быть ждуном, чем бздуном». Впервые эти слова прозвучали во время эфира в 2021 г., когда Соломин вел программу на радиоканале вместе с М. Ганапольским.
Итак, что сегодня делает Алексей Соломин, где сейчас работает и живет. К сожалению, информации по этому поводу в Сети нет. Если некоторые его бывшие коллеги ведут активную деятельность на видеоплатформе YouTube, то о Соломине ничего не слышно. Он, в отличии от Ю. Латыниной или других журналистов не дает резких оценок всему происходящему после февраля 2022 г. Его гражданская позиция неизвестна. Впрочем, данных о месте жительства журналиста тоже нет.
author@zarplata-es.com