Третий пол в индии
В 2014 году в Индии официально появился третий пол. К нему отнесли всех, кто принадлежал к хиджрам — касте неприкасаемых, включающей в себя около пяти миллионов кастратов, трансгендеров и гомосексуалов.
Хиджры зарабатывают на жизнь в основном традиционными песнями и танцами. Одни соотечественники их сторонятся и презирают, другие же готовы молиться на хиджр и ловить каждый их взгляд. Так почему же к этой касте такое двоякое отношение?
Как появилась каста хиджр
Как известно, в современной Индии до сих пор существуют различные касты. История многих из них, таких как брахманов-священнослужителей и кшатриев-воинов, уходит своими корнями в давние века. А вот хиджры, каста неприкасаемых, появились не так давно. Вероятно, в касту объединились евнухи, оставшиеся без своих хозяев после того, как Индия избавилась от власти мусульман. Поскольку евнухи были кастратами и в придачу мусульманами, то они оказались на самом дне социальной ямы Индии.
Ситуация для ставших никем евнухов сложилась патовая. В гаремах своих господ они привыкли только развлекать хозяина и его гостей песнями и танцами, вели хозяйство и, конечно, смотрели за жительницами гарема. Ничего особо полезного, например, возделывать землю, они не умели. Чтобы выжить, евнухи вынуждены были пойти на улицы и предлагать своё тело мужчинам, чтобы получить еду и деньги. Со временем общины евнухов объединились с общинами мужчин-проституток, ещё более презираемых, чем они сами. Конечно, естественного прироста в таких общинах не было, да оно и понятно — мужчины же не могли родить. Тогда евнухи придумали выход.
Евнухи, замаскировавшись под женщин, стали ходить на празднества по случаю рождения ребёнка. Там они осматривали малышей, чтобы найти среди них тех, у кого имелись нарушения формирования гениталий, например, гермафродитизм. Со временем такие осмотры стали традицией, которой никто не препятствовал. К тому же, на праздниках хиджры высматривали подростков, выказывающих признаки особенного полового развития, или просто слишком красивых мальчишек. Таких детей они выкупали у их родителей. Бывало, что детей просто крали, а после оскопляли, принимая в свою касту. Некоторых оставляли невредимыми, так сказать, на развод. После приказывали им спать с женщинами, чтобы те рожали новых членов касты. Сегодня же к хиджрам приходят сами.
Внутренние порядки в касте хиджр
Обычно к хиджрам приходят те, кто с самого детства ощущает свою принадлежность не к мужскому полу, а к женскому, то есть трансгендеры. Причём, это могут быть как совсем юные парни, так и мужчины в возрасте. Попадают в эти общины Индии и гермафродиты, и гомосексуалы. Словом, те, кто не вписывается в традиционное индийское общество и подвергается гонениям. Часто к хиджрам подбрасывают детей или отдают больных мальчиков. Женщины в общинах тоже есть, но они хиджрами не считаются, лишь их жёнами и дочерьми. Кстати, хиджры могут иметь детей, ведь не все из них подвергаются кастрации.
Однако подавляющее большинство хиджр всё-таки предпочитает пройти обряд кастрации. Для них не важно, что он проходит совершенно негуманно, они хотят избавиться от всякого напоминания о своём гендере. Процедура кастрации проходит в главном доме общины, руководит всем гуру, он же и проводит обряд. Желающий стать настоящим хиджра кладёт свои гениталии на стол, а гуру одним чётким ударом большого ножа отрубает их. Рану не прижигают и не перевязывают, кровь должна остановиться сама. Хиджры считают, что вместе с льющейся из раны кровью из неофита выливается «всё мужское». Разумеется, после такой «операции» остаётся ужасный на вид шрам, но хиджр это никак не волнует. Выполнять свою работу им это не мешает.
После проведения обряда оскопления наиболее почётные члены этой касты неприкасаемых решают, чем будет заниматься хиджра. Каста подвержена внутреннему делению, и положение в ней напрямую зависит от привлекательности и умений. В том числе и от умения наносить яркий, даже кричащий макияж и делать красивые причёски. Те, кто явно некрасив внешне, отправляется попрошайничать на улицы или предлагать своё тело.
Красивые хиджры могут рассчитывать на работу получше. Они ходят на праздники, где поют и танцуют. К слову, в касте трансгендеров в Индии многие изучают древнюю персидскую и индийскую поэзию. К тому же, хиджры сохранили уникальный и невероятно красивый и чувственный танец куртизанок — муджра, едва не исчезнувший в XIX веке. Так что в какой-то степени хиджр можно назвать хранителями древних традиций. А ещё большинство хиджр поклоняются двуполому божеству Ардханари или богине-Матери Бахучара Мата. Возможно поэтому некоторые индийцы относятся к ним с благоговением.
Любовь и ненависть к людям третьего пола
В Индии и в соседних странах к касте хиджр у людей двойственное отношение. Касты неприкасаемых, как правило, презирают и не общаются с их членами. Однако хиджр зовут на многие праздники, такие как свадьбы и рождение ребёнка. Считается, что благословение хиджры может обеспечить молодожёнов хорошим потомством. Бывает и так, что хиджры приходят на праздники без приглашения. Тогда их не прогоняют, опасаясь навлечь на себя проклятия, а позволяют спеть и станцевать, одарив после этого деньгами.
Индусы верят, что хиджры способны навести страшную порчу, сделав человека импотентом или бесплодным, или наградив его проказой. Но вместе с тем хиджр зовут, чтобы избавиться от этих же болезней. Интересен и обряд проклятия неугодного хиджрой. Хиджра начинает разоблачаться или поднимать подол сари, открывая свои гениталии. Точнее, то, что осталось на их месте, — безобразный шрам. Считается, что увидев такое, человек будет навеки проклят. Поэтому с особо наглыми хиджрами предпочитают не связываться. Им просто дают деньги и выделяют несколько минут на их танцы и песни. К менее талантливым и красивым хиджрам отношение другое.
Поскольку не все хиджры красивы и умеют петь и танцевать, большинство из них зарабатывает на жизнь попрошайничеством и проституцией. Ярко размалёванные (по-другому и не скажешь) хиджры предлагают себя и днём, и ночью. Сношения с «женомужчинами» считаются порочащими репутацию. Но многие мужчины, состоящие в несчастливом браке, закрывают глаза на этот факт. От хиджр они получают ласку и заботу, некоторые встречаются со своими «любовницами» годами. Хиджры-попрошайки просто ходят по улицам или по вагонам поездов и привлекают к себе внимание, хлопая в ладоши. Люди дают им деньги, а в ответ получают благословение, считающееся у самих хиджр их особым даром. Отказываться или убирать голову от рук хиджры не принято — можно навлечь на себя проклятье.
Долгожданное признание хиджр
Долгое время положение касты хиджр в индийском обществе было весьма шатким. Всё-таки большинство ненавидело эту касту трансгендеров и гомосексуалов. Бывали и стычки, и нападения на общины хиджр. Поэтому в 2014 году Верховный суд Индии признал всех, кто состоит в касте, людьми третьего пола.
Таким образом хиджры получили выбор: заняться своими привычными делами или освоить какую-то другую профессию. Раньше для них это было недоступно из-за непринятия обществом. Признав хиджр третьим полом, Индия наконец сделала шаг к устранению многовекового кастового разделения.
Читайте также: Неприкасаемые: 10 фактов о самой низшей касте ИндииЕще:
третий пол в индииВосседая на своих самодельных тронах в окружении подношений от верующих людей, которые толпятся, стоя в очередях в золоченые шатры, хиджры дарят им свое благословение. Сделать сэлфи с представителем самой низкой касты неприкасаемых во многих семьях считается почетным и радостным событием.
Содержание статьи
Люди приносят к ним свое потомство, чтобы они были здоровы всю жизнь, приходят сами за мудрым советом и знамением удачи. Эта каста одновременно одна из самых древних и самых противоречивых в Индии.
Когда-то хиджры пользовались большой властью, они считались не просто людьми, но полубогами! Сейчас большая часть общин нищенствует, живя за счет подарков от прихожан и подаяний.
Кто такие хиджры?
Лакшми Нараян Трипати – одна из известнейших хиджр во всей Индии. К ее шатру выстраиваются вереницы из сотен желающих хотя бы на секунду прикоснуться к «божественному». Проще всего найти ее можно на главном паломническом фестивале Кумбха Мела, где собираются люди, так или иначе связанные с религией, со всей Индии.
Лакшми Нараян Трипати
Очень внимательно слушая каждого, кто к ней обращается, Лакшми, в первую очередь, помогает добрым словом: она просит людей не волноваться, поддаться течению жизни и просто спокойно решать свои проблемы, не паникуя и не снижая собственную карму.
Хиджры – представители третьего пола – считаются в этой стране священными. Им поклоняются, подобно идолам, падая в ноги и целуя подол богато украшенного сари. Получить от хиджры горсточку риса, прикушенную рупи и пожелание удачи – практически гарантия жизненного успеха и счастья для среднестатистического индуса. К этим паломникам обращаются за разными советами: как вернуть аппетит к еде, как вылечить боль в ногах, как снова начать счастливо жить с мужем и как решить свои финансовые проблемы.
По всей стране, а также в Пакистане, Непале и Бангладеше, насчитывается около полумиллиона трансгендеров, однако хиджры к таковым относятся с очень большими оговорками. Далеко не каждый мужчина, который чувствует себя женщиной, подойдет на роль хиджры. Чтобы стать паломником, которому поклоняются верующие, необходимо пройти через долгие этапы религиозного становления.
Как появились хиджры?
Эта каста настолько древняя, что вокруг ее появления до сих пор ходят легенды. В индийской мифологии хиджры ассоциируются с андрогинными богами, которые имели в себе зачатки мужского и женского начал.
Главным их покровителем является Шива, который зачастую изображается в культурных источниках и на рисунках с органами и признаками обоих полов. Одно из его воплощений – Бахучара Мата – богиня в женском обличии, ассоциирующаяся не только с деторождением и целомудрием, но еще и с третьим полом.
Считается, что сотни лет назад Бахучара Мата была девушкой, принадлежащей к высшей касте, над которой надругались разбойники. Когда они оставили ее тело, Бахучара схватила кинжал и отсекла себе обе груди, чтобы получить силу для проклятия, которое она собиралась наслать на своих обидчиков.
Совершив этот ритуал, трагу, она выкрикнула главарю разбойников, что он станет импотентом, если на этом же месте не построит здесь храм, куда могут приходить мужчины в женских одеждах и молиться ей. Так и зародился культ хиджр, однако эта версия не единственная, которой придерживаются эти религиозные деятели.
Согласно одному из преданий, Кришна, который в Индуизме считается прародителем всех богов, принял женский облик, чтобы выйти замуж за смертного мужчину. Согласно другому, хиджры стали результатом слияния богини Лакшми и ее мужа Вишну.
Сведения о них можно найти даже в «Рамаяне»: по легенде Рама, которого сослали из собственного королевства бродить по лесам в течение 14 лет, увлек за собой много своих подданных. Ему не хотелось, чтобы люди страдали, поэтому он обратился ко всем мужчинам и женщинам с приказом вернуться в собственные дома.
Единственными, кто его ослушались, были хиджра, ведь они не относились ни к одному из этих полов. Растроганный преданностью своих подчиненных, Рама одарил их правом не только выступать в качестве артистов, но также благословлять людей на их свадьбах, днях рождения или по другим важным поводам.
Ритуальные сверхъестественные силы хиджр очень прочно закреплены в мифологии, поэтому многие до сих пор очень бояться их проклятий, которые имеют почти космическую силу. Блеск и нищета хиджр
Почитаемые в обществе много веков назад, эти женщины занимали очень важные ступени в социальной иерархии.
С приходом Моголов к власти и установлении мусульманского типа государства в 16-18 века, хиджр после кастрации превращали в верных надзирателей и хранителей гаремов. Зачастую такие мужчины были в курсе всех интриг, являлись прекрасными опытными советчиками по самым разным вопросам, поэтому к ним прислушивались не только жители и работники гаремов, но также высокопоставленные лица, к примеру, хранители покоев султана.
Таким образом, хиджры, которые отличались большим умом и способностью к обучению, становились не только советниками приближенных людей султана, но также политическими деятелями, военнослужащими, юристами, управляющими и даже генералами.
Для хиджр, чья каста считается низшей в Индии, этот период был расцветом, так как никогда в их руках не было столько власти.
После прибытия англичан на Индостан, хиджры вынуждены были уйти в подполье. Британский менталитет, столкнувшийся с таким необычным, как для человека викторианской эпохи, явлением, не смог позволить им сосуществовать с обычными людьми. Хиджр изгоняли из их домов, обвиняли в занятиях проституцией, похищениях и кастрации.
Трансгендеров и интерсексуалов лишили права наследования, криминализировали и начали истреблять из общественного сознания путем жестких запретов, казней и судов.
Долгое время о них ничего не было известно: хиджры скитались по отдаленным районам, пользуясь популярностью лишь у того населения, которое еще верило в их магические способности. Побираясь и бродяжничая, с течением лет они постепенно возвращались к привычному образу жизни, однако, не имея возможности вернуть былое величие.
Чем же занимаются хиджры сейчас?
Кроме приема последователей, бесед с ними и проведения ритуалов, хиджры являются знаменитыми артистами. Переодетые в женские одежды и накрашенные на женский манер, они являются очень колоритными гостями на любом празднике.
Зачастую хиджры выступают с карикатурными театральными номерами, посвященными свадьбам, беременности, рождению детей и мифологическим событиям. Многие из них являются превосходными танцорами и певцами, поэтому можно с легкостью попросить их исполнить какую-то знаменитую болливудскую песню.
Выступая в роли своеобразного тамады, хиджра не только развлекает гостей, но также благословляет брачующихся на рождение сыновей: несмотря на то, что одежда, косметика и манеры их принадлежат противоположному полу, они стараются привносить в такие моменты мужскую энергетику.
Также распространенным занятием среди хиджр считается проституция. Не имея полового влечения к женщинам, трансгендеры ориентированы на мужское население, которое пользуется услугами «полубогинь». Не раз было замечено, что их общины практикуют мошенничество и наркоторговлю: каждая коммуна вольна зарабатывать так, как ее члены посчитают нужным.
Двоякие в своей природе, хиджры совершают законопослушные и аморальные поступки, не позволяя никому себя контролировать.
Быт и обычаи хиджр
Чтобы хоть как-то обезопасить себя, хиджры постепенно сформировали общины, которые напоминают гетто и находятся слегка в отдалении от крупных населенных пунктов. Там они не только держатся друг друга и делят обязанности по дому: в каждом таком объединении есть свой хиджра-гуру, который курирует проведение религиозных ритуалов и управляет другими на правах более опытного и старшего члена группы.
Гуру может запретить оставлять подарки от прихожан, может принудить к выполнению домашних обязанностей и даже занятиям проституцией. Ослушаться хиджры не могут, иначе они будут изгнаны из коммуны. При этом гуру, в первую очередь, защитник, спасающий юношу от жестокого мира, в котором даже его семья от него отвернулась.
Чтобы стать членом общины, нельзя просто изъявить желание и сказать, что человек является трансгендером или интерсексуалом. Нужно пройти через долгий путь религиозного становления, ритуалы и испытания, которые могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Гуру решает, кого принимать в общину, а кого нет, и такой строгий отбор приводит к тому, что на улицах трущоб оказывается полно мужчин, которые просто переодеваются в женскую одежду ради поиска выгоды.
Процесс кастрации – также важный этап в становлении хиджрой, на который решается далеко не каждый мужчина. Он проводится далеко не хирургом, и отнюдь не в стерильных условиях. Мужчина после того, как ему отсекают половые органы, не может даже остановить кровотечение: считается, что вместе с кровью смываются все его прошлые прегрешения и жизненные события.
На протяжении нескольких десятков дней он терпит религиозные лишения, не имея возможности выйти из собственной комнаты. такого рода ритуалы запрещены индийским судом, поэтому все проводится подпольно.
Именно демонстрация изуродованных половых органов служит способом проклясть человека.
Общины «богоподобных» малочисленны: в них живут от 5 до 15 человек. Хиджры - самая страшная каста неприкасаемых
Хиджра — одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят представители “третьего пола”: эта община интерсексов, гомосексуалов и трансгендеров, которые одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу.
Численность хиджр по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов.
Хиджры имеют культовый статус: бездетные женщины просят у них благословения, хиджры приходят (часто без приглашения) на свадьбы, празднования по случаю рождения мальчика, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это “бадхаи” — своеобразное вознаграждение за благословение. Если хиджры заявляются на праздник без приглашения, их обязаны накормить, выслушать их песни и выплатить немалый гонорар. Иначе хиджра якобы может наложить на семейство проклятие. А может и не наложить, потому суеверные индусы и боятся гнать наглецов из дому. Если праздников по месту жительства не происходит, хиджра ругается матом, занимается попрошайничеством или жульничает.
Хиджры в большинстве являются индуистами, меньшинство составляют мусульмане. Живет индийский средний пол общинами с четко распределенными ролями и сильной поддержкой и взаимовыручкой. Если хиджра вдруг решит зарабатывать на жизнь проституцией, то его могут больно побить обычные граждане, доходит даже до зверских убийств. Ибо в таких случаях обычные граждане Индии смотрят на “ряженых”, как в мужских тюрьмах всего мира смотрят на “опущенных”. Поэтому власти кое-где чувствуют себя обязанными обеспечить трансвеститов человеческой работой. Так, в городе Патна хиджры в виде эксперимента трудоустроены мэрией сборщиками налогов у лавочников-должников, и им достается по закону 4% от “выбитых” у предпринимателей денег. Около 20 % хиджр имеют семью — женаты на женщинах и даже имеют детей.
Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как “мужчины” или “женщины”. В июне 2001 г. в городе Ратх был созван Общенациональный конгресс хиджр, заявивший о политических притязаниях на местном, региональном и общеиндийском уровне.
В апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджра и трансгендеров третьим полом.
Третий пол: от Индии до Самоа
Верховный суд Индии официально признал третий пол. Если на Западе такие решения диктуются следованием общественным трендам, то для Индии, где лиц третьего пола несколько миллионов –антикризисная мера.
Неприкасаемые
Сегодня можно сказать, что если Аргентина манит негра, то Индия – манит трансгендера. Азиатское государство, которое никак не назовешь локомотивом движения за права человека в целом и сексуальных меньшинств в частности сделало радикальный шаг – законодательно признало существование третьего пола.
До этого третий пол был официально принят только в Германии и Австралии. Почему на это решилась Индия – разговор особый.
В Индии до сих пор есть кастовая система. На официальном уровне она не признается, но по факту «цветет пышным цветом». Есть касты, считающиеся «чистыми», есть касты неприкасаемых. Ко второй категории относятся, например, далиты, чандалы, бханги, чурха (ассинезаторы и мусорщики) и хиджра (евнухи, транссексуалы и гомосексуалисты).
Сегрегация по кастовому принципу в Индии до сих пор очень серьезная. Неприкасаемые практически не имеют прав, не могут питаться в общественных местах, звонить представителям «чистых» каст по телефону, ходить в магазины.
За нарушение этих неписаных правил бедолаги из «грязных» каст постоянно подвергаются притеснениям, которые и не снились меньшинствам на Западе. Так, только за появление на одной улице с каким-нибудь брахманом неприкасаемого могут легко побить палками или бросить в костер. Еженедельно в Индии происходит 4000 инцидентов, связанных с насилием над далитами. Это, в общем-то, в порядке вещей. Карма.
Как уже говорилось, хиджра относятся к неприкасаемым. Именно они являются характерными представителями того третьего пола, который сегодня официальные индийские власти уравняли в правах с прочими гражданами страны.
Хиджра издревле были в Индии на особом счету. Они предпочитают вести свою генеалогию от самого Шивы; в тантрической традиции Шива-Шакти – древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти. Детородный орган Шивы (лингам) является в Индии предметом отдельного религиозного поклонения, поэтому Шива – кастрат. Одно из воплощений Шивы - Ардханаришвара – полумужчина-полуженщина, что свидетельствует о том, что Шива еще и гермафродит. В общем и целом, для хиджра Шива - «свой» бог. Проклятие хиджра
Отношение к хиджра двоякое. С одной стороны, они считаются неприкасаемыми и любые сношения с ними считаются порочными, с другой – именно для сношений к хиджра часто и обращаются. Одним из традиционных для этой касты источников заработка является проституция.
А ещё они пляшут и поют. Хиджра принято звать на свадьбы (считается, что их присутствие обеспечит молодой семье потомство), также признается положительным присутствие хиджра во время родов и ритуальных празднеств.
Несмотря на то, что хиджра – "грязная каста", их стараются не обижать, потому что нет ничего страшнее, чем навлечь на себя гнев хиджра, поскольку они, как принято считать, обладают магическими способностями и могут навлечь на обидчика любую напасть – от импотенции и бесплодия до проказы. Впрочем, они же зовутся для того, чтобы эти недуги излечить. Говорят, помогает.
Процедура проклятия хиджра похожа на акт эксгибиционизма. Хиджра поднимает полу своего сари, демонстрируя то, что под ним. Под ним у него ничего нет, поскольку обычно хиджра – кастрат. Полный. Важный момент: хиджра не делают операции в клиниках пластической хирургии. Обряд инициации у них до сих происходит по принципу «только хардкор» - гениталии обрубаются одним ударом ножа, потом рана должна долго кровоточить. Считается, что вместе с кровью из новообращенного выходит «все мужское». На месте такой операции остаются безобразные шрамы.
Впрочем, надо признать, что не все хиджра кастраты. Внутри касты есть, например, аквахиджры (у них все на месте) и джаакха, у которых даже могут быть жены и дети. Они выполняют в группах хиджра роль аккомпаниаторов при музыкальных представлениях.
Удивительно, но число хиджра со временем не уменьшается, хотя, казалось бы, прирастать собой они не могут по определению. Прирост идет, во-первых, естественным путем, когда к касте примыкают ощутившие свою инаковость мальчики, или девочки с проблемами в гормональном развитии. Во-вторых, хиджра выполняют в индийском обществе роль «санитаров», принимая к себе брошенных и больных детей. Признание их прав - серьезный шаг. Это антикризисная мера, шаг на пути к устранению многовековой кастовой сегрегации. До сегодняшнего дня хиджра шли на тропу проституции во многом из-за отношения к ним общества, поскольку другие специальности были для них недоступны.
Фаафафины
Хиджра – не единственные представители третьего пола на Земле. Третий пол – не такая и редкость, как это кажется на первый взгляд. Кроме хрестоматийных тайских катоев, которые даже стали объектом масскульта (леди-бойз), третий пол есть, например, на Филиппинах (бакла) и Самоа.
На Самоа лиц третьего пола называют фаафафинами. Этой традиции не одна сотня лет. В многодетных «мальчиковых» семьях младшего сына принято одевать и воспитывать «по женскому варианту», чтобы у матери всегда был помощник в хозяйственных делах. Фаафафинов также не относят ни к мужскому, ни к женскому полу, они свободно могут заводить отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Показательно, что связи между двумя фаафафинами осуждаются и считаются гомосексуализмом.
Бердаши
Третий пол издревле существовал и среди почти всех племен североамериканских индейцев, а также у эскимосов. Они получили название бердаши (люди с двумя душами). Это также была отдельная каста среди внутриплеменной иерархии. Считалось, что они обладают особой связью с божествами, а потому на них возлагались ритуальные функции; бердаши обычно были шаманами и знахарями. Как и у фаафинов, сексуальные связи между бердашами были табуированными, связь же мужчин племени с бердышами не считалась чем-то зазорным и не признавалась гомосексуальной.
Стать бердашем мог не каждый юноша. Эта роль была в племенах почетной. На этот путь давала благословение сама богиня Луны, за отказ могла последовать смертная расправа. И если жизнь бердаша в индейском обществе считалась священной, то трусливый воин, склоненный за свое малодушие к исполнению женской роли, презирался племенем и мог быть из него изгнан.
Фото: khabarindia.in
neobychno.com
pikabu.ru
Серия сообщений "Интересное- разное 05":
Часть 1 - КОНЕЦ ТАЙНЫ КОРАЛЛОВОГО ЗАМКА
Часть 2 - ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ
...
Часть 21 - ИНТЕРЕСНЫЙ РЕПОРТАЖ НОВОСИБИРСКИЙ КРЕМАТОРИЙ
Часть 22 - СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ СТРАН МИРА
Часть 23 - ХИДЖРЫ-САМАЯ СТРАШНАЯ КАСТА НЕПРИКАСАЕМЫХ
Часть 24 - ЗАГАДОЧНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Часть 25 - ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ДРЕВНЕГО МИРА
...
Часть 46 - 25 МЕСТ, ГДЕ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО
Часть 47 - ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУЩЕСТВУЕТ НА ЗЕМЛЕ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЛЕТ
Часть 48 - ЧИСЛО ФИБОНАЧЧИ. ПОЧЕМУ ОНО ТАК ПОПУЛЯРНО В ПРИРОДЕ?
Хиджры: Как живёт каста неприкасаемых.
Хиджр Индии, Бангладеша и Пакистана часто называют «кастой третьего пола», но это — не совсем верное название. Иногда, соотнося с двуполым божеством Ардханари, их называют одной из древнейших каст — но и это не совсем верно. Хиджры вызывают сочувствие и отторжение, любопытство и много общественных дискуссий. Это явление, полного аналога которому в западном мире нет.
Мужчины, которые хотят быть женщинами
Есть несколько стереотипов, к которым прибегают европейцы, описывая касту хиджр. Мужчины, которые хотят быть женщинами; проституированные гомосексуальные мужчины; кастраты; природные гермафродиты. На самом деле, ни одно из этих описаний не является полным, хотя все эти типы можно встретить в касте хиджр. Кроме них, частью касты являются женщины — жёны и дочери мужчин-хиджр. Правда, женщин касты хиджра государство не считает третьим полом.
Община хиджр неоднородна.
Хотя среди хиджр немало гермафродитов и транссексуалов, решивших перейти в хиджры из других каст в зрелом возрасте, во многих случаях о добровольности ношения женского образа или, тем более, занятий проституцией в среде хиджр говорить нельзя. Хиджрами становятся или по факту рождения внутри касты — никакую другую карьеру рождённому хиджрой кроме тех, что связаны с его кастой, просто не разрешат сделать ни окружающие, ни другие члены общины; или в хиджры могут купить ребёнка, «обладающего признаками хиджры» — с недоразвитыми гениталиями, подозрением на двуполость или просто «слишком красивого для мальчика». Торговля детьми в Индии вне закона, и, тем не менее, по факту борьба с ней очень слаба. У государства не хватает ресурсов, у рядовых полицейских на местах — желания.
Хиджр также часто обвиняют в краже детей, оставленных ненадолго без присмотра, поскольку воспроизводимость общины меньше смертности, а детей продают всё неохотнее. Сколько в этих обвинениях реальных фактов, а сколько — неприязни к касте, трудно сказать. Антропологические исследования касты хиджр пока не очень глубоки, и уж тем более никаким исследователям в своём уме члены касты не признаются, если какой-то из детей был похищен.
Хиджр постоянно обвиняют в краже детей.
В любом случае, даже взрослые хиджры необязательно желают носить женский образ в нерабочее время. Многие дома ходят в обычной мужской одежде, далеко не все принимают женские гормоны (хотя, вероятно, подростков к этому порой принуждают из соображений выгоды для клана). С другой стороны, многие носят женскую одежду и макияж всю жизнь, в любых обстоятельствах. Есть и хиджры, которые ходят в мужской одежде на представления — они работают музыкантами при тех, кто танцует в женской одежде. Общину хиджр невозможно описать как нечто однородное. Она объединяет множество очень разных людей.
Утерянные евнухи
Хотя, вспоминая о двуполом божестве Ардханари, многие полагают, что каста хиджр существует в Индии очень давно, надо заметить, что следы этой касты трудно найти дальше, чем на несколько веков назад (что для индийской цивилизации, начинающейся ещё с хараппских городов, просто ничто). По гипотезе, которая выглядит очень убедительно, каста хиджр образовалась из евнухов, которые остались без хозяев после того, как индуистское население скидывало власть мусульманских правителей.
Мусульманская знать держала среди прислуги много евнухов.
В гаремах мусульманской знати Индии — преимущественно пришлой по происхождению — евнухи играли множество разнообразных ролей. Они ухаживали за женщинами гарема, развлекали и их, и мужчин танцами и песнями, сохраняли разного рода обычаи, связанные с церемониями вокруг свадьб, рождений и похорон, занимались хозяйством. Без сомнения, молодых невольников-евнухов склоняли к сожительству хозяева, но в целом евнухи были просто прислугой, прежде всего — на женской половине дома.
Индуисты относились к евнухам и кастрации намного жёстче, чем мусульмане; кроме того, очевидно, поначалу все или почти все евнухи были сами мусульманами, то есть — представителями завоевателей. В индийском обществе слуги-кастраты оказались брошены на самое дно. Хотя они пытались сохранить за собой такие профессии, как исполнение танцев и участие в праздниках, в целом, чтобы выжить, евнухам пришлось сделать проституцию одним из основных занятий. Они также сблизились и смешались с общинами проституированных мужчин, которые существовали ещё до падения евнухов.
Первые хиджры-евнухи не могли воспроизводить численность общины своими силами. В то же время, евнухи старели и теряли клиентуру; чтобы выжить, им нужны были подчинённые и наследники. Так родился обычай, осматривая новорождённых на празднествах, выявлять «природных евнухов» — детей с нарушениями развития гениталий, и выкупать их, а также искать подростков с особенностями полового развития или, в конце концов, скупать мальчиков и затем кастрировать их либо же оставлять «на развод».
Хиджры сохраняют в своей культуре персидскую поэзию.
Со временем у хиджр сложилась своя особенная культура. Их речь опознаётся по большому количеству прибауток, полупристойных шуток и цитат из классической, часто иранского происхождения поэзии. Чтобы привлечь внимание, везде, где они появляются, хиджры хлопают в ладоши. Чтобы подаяние не выглядело милостыней нищему, они в ответ всегда благословляют, считая это своей особенной функцией. Благословение обычно выглядит как накладывание ладоней на голову подарившего деньги. Хотя кастрацию проходят далеко не все, есть поверье, что совсем настоящим хиджра становится только после её проведения. Молодые хиджры обязаны кормить не только кровных родственников, но и «наставниц».
Хиджры — благословение и проклятие
Со временем хиджры вписались в традиционное жизнь индуистского общества. Их посещения на семейных праздниках стало считаться благословением; если же где-то хиджрам были не рады, они грозили проклясть этот дом, пока не получат плату за свои пляски (которые исполняли в любом случае, чтобы никто не счёл, что они живут на милостыню). Как и во многих сообществах, индийцы традиционно верят в умение «женомужчин» навести порчу. Те, что придерживаются более прогрессивных взглядов, всё равно платят за танцы хиджр, потому что хотят прекратить скандал.
Не все рады танцам хиджр.
Туристы часто описывают хиджр как некрасивых, ярко накрашенных вымогателей в женской одежде. В то же время, можно найти интервью очень элегантных представителей касты, которые объясняют, почему никогда не опускаются до проституции и как строго относятся к танцевальному искусству. Правдой являются те и иные свидетельства. Есть целая прослойка хиджр, которые сумели поставить себя достаточно хорошо и благодаря внешности, искусству и затем отчислениям не менее искусных учеников (или учениц) могут получать хорошие деньги, поддерживать достойный уровень жизни и посвятить себя сохранению лучших традиций, подобно евнухам золотого времени мусульманских правителей Индии.
Интересна роль подобных хиджр в сохранении муджра — танца куртизанок, чью общину разогнали в девятнадцатом веке англичане из-за роли этой общины в национально-освободительном подпольном движении индийцев. Собрания индийцев на муджра использовались для обсуждения планов и пропаганды, сами куртизанки часто были связаны с лидерами движения и помогали им. После того, как кварталы куртизанок принудительно закрыли, танцу муджра — мусульманскому переосмыслению индийского катхака, мягкому и волнующему — грозило исчезновение, но его начали исполнять проституированные мужчины, включая представителей общины хиджра. До сих пор муджра разной степени искусности танцуют на мужских вечеринках хиджры, обычно — транссексуалы, сделавшие или делающие переход.
Хиджры очень густо красятся.
В то же время, менее искусные, разрушенные наркотиками или алкоголем с подросткового возраста, слишком рано проституированные, попросту некрасивые внешне хиджры — будь то обычные мужчины в женском, кастраты, трансгендеры или природные гермафродиты — не имеют возможности ни добывать пропитание одним только искусством, ни освоить любую другую профессию, кроме танцев — для общества они до сих пор неприкасаемые, несмотря на то, что говорит об этом закон. Для них нет другого выхода, кроме проституции и вымогательств, прикрытых ради сохранения остатков достоинства вековыми традициями и способностью благословлять, делая мужчин и женщин плодородными.
Считается, что индийское правительство благоволит хиджрам — оно ввело ради них понятие третьего пола, что, теоретически, должно повышать их статус, переведя из ранга «неправильных мужчин» в нечто особенное. Однако многие реальные проблемы сообщества не решаются. О раннем принуждении мальчиков к проституции, вызванном нищетой, молчат даже активисты, опасаясь увеличить стигматизацию общины и лишить тех же мальчиков возможность освоить какую-то другую профессию в будущем, когда слово «хиджра», возможно, перестанет быть клеймом. О приниженном положении женщин не говорит вообще никто — оно таково почти по всей Индии. Нет больших программ, расширяющих выбор профессий в сторону, например, удалённых (то, что можно делать через интернет), независимо от того, третьего ты пола или одного из «первых» и богаты ли твои родители и опекуны.
Смена пола в восточном обществе может быть и временной. К ней относится афганская традиция «бача пош»: пусть дочь будет сыном… но не навсегда.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
-->