Рост фото
Добро пожаловать!Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны. Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации. Перейти к просмотрурост фото
О друзьях и потерях
Одной из главных примет времени для меня стала потеря друзей. Не хочется об этом говорить, но за последние два года ушли, возможно, самые близкие. Я их терял и раньше, но теперь как-то по экспоненте.
Данелия, когда я не хотел устраивать дни рождения, говорил: «Ты знаешь, надо. Потому что в следующем году, возможно, кого-то из этих людей ты уже не увидишь». Я очень благодарен ему за эту вроде бы простую мысль.
Недавно умер Найман. Это совершенно драматическая история для многих, а для меня она еще и окрашена тем странным обстоятельством, что я видел Анатолия буквально за три дня до этого. Мы весело и радостно общались, он выглядел бодрым и здоровым человеком. Не могу сказать, что у нас с Найманом были близкие отношения, но они были доброжелательными, и это немало.
Для молодого поколения уходящие люди — это просто известные имена писателей, театральных художников, режиссеров, а для меня это друзья, с которыми были связаны, может быть, лучшие годы жизни. Хотя все годы лучшие. Уверен, что каждое время оставляет человеку возможность подкручивать усы вверх.
О правилах жизни
В свое время я написал Отару Иоселиани, что надо лениться.
Лень и безделье — разные вещи. Безделье — это такое уныние, а лень — те редкие дни и часы, когда ты принадлежишь себе. Лень это фильтр, который задерживает пустые идеи и пропускает важные. Допустим, человек написал пять книг, из них хорошая — одна. Зачем он остальные написал? Лучше бы ленился. Вот Ершов — один «Конек-горбунок». Венечка Ерофеев мог написать одно произведение, и он бы уже оставался великим русским писателем — говорю без всякого преувеличения, я думаю, что на моем веку это крупнейшая фигура в русской литературе. Лениться надо.
Еще надо очень осторожно обходиться с компромиссами. Было такое поветрие даже у хороших художников, режиссеров, писателей, журналистов: ладно, я сейчас напишу то, что они хотят, зато потом… И постепенно человек втягивается в эту структуру, ему не хочется отделяться, потому что она создает определенный комфорт. Не душевный, но привычку к определенному уровню жизни. Необходимо какое-то усилие, для того чтобы тихо отказаться. Не надо сжигать партбилет, надо не вступать в партию. Потому что можно вступить в партию для того, чтобы ее улучшить, как говорили в старые времена, но это невозможно сделать. У меня есть такой литературный герой — Собакин, он говорит: «Я людей не воспринимаю партиями, я их воспринимаю поштучно». Надо поштучно людей воспринимать, и тогда вы создаете свой мир, свою страну.
Когда вышла моя первая большая книга «Групповой портрет на фоне века», в ней были фотографии людей Советского Союза. Мой друг Митя Муратов посмотрел и сказал: «Мне хочется жить в этой стране». Потому что мы живем в параллельных странах. Есть «они», которые сейчас собираются воевать, завоевывать, их сторонники, поддерживающие этот ужас, а есть другая страна, «мы», которые к первой не имеют отношения.
Иногда возникает смутное ощущение, что сам проект человека, может быть, задуман неплохо, но удался Господу не вполне. Но есть группа людей, которые оправдывают этот проект и само существование человечества. Часть этих героев — на фотографиях, на стенах моей мастерской. Я имею в виду и Андрея Дмитриевича Сахарова, и Сережу Юрского, и Наташу Нестерову. Там есть и советский по времени философ Ильенков, и мои любимые пинежские старухи — они все принадлежат этой моей стране, потому что живут достоверно. Все эти люди оправдывают замысел в высоком смысле.
О театре и кино
Магия театра в том, что это не насильственное искусство — в отличие от кино, где видишь только то, что тебе показывают. В театре зритель имеет выбор. И еще можно прийти на один и тот же спектакль и сегодня, и завтра, и увидеть что-то совершенно разное. Театр хорош тем, что существует в момент, когда ты его видишь. Для того, чтобы постановка жила, должно сложится очень много факторов на сцене и за ее пределами. Но когда это происходит, сложно описать эмоции — это и есть абсолютное счастье. В этом и есть, наверное, суть театра: ты всегда выходишь с ощущением прибавления, обретения чего-то нового. От кино, я думаю, такого не испытать.
О текстах
Иногда с историями как с фотопленкой: если рассказал, пока пишешь — засветил. Когда напечатаешь, можно сколько угодно рассказывать, но пока не написал — нельзя.
Чудесный художник Миша Чавчавадзе мне как-то сказал: «Дружи с хорошими людьми, потому что ты будешь о них писать». Так и вышло.Иногда длительные отношения не складывались, но действительно с очень многими людьми, о которых я писал, у меня случилось общение на всю жизнь.
Когда я первый раз увидел Сахарова, понял, что он мне по-человечески, как бы сострадателен. То есть я ему сочувствовал. Он был со мной абсолютно честным, откровенным. Из этой симпатии много лет спустя появилась книга «Кефир надо греть».
О дураках и юморе
Клоунада — это высочайшее искусство. В человеке одновременно живут два клоуна: один что-то изображает, а другой за этим следит. Я думаю, что смеховая культура — очень важная и серьезная штука. Этот, с позволения сказать, балаган очень хорошо впитывается в человека и остается там, создавая предпосылки для иронического осмысления происходящего вокруг. Собственно, отсюда и появляется анекдот. Я считаю, что клоуны — абсолютно необходимые для выживания, для формирования правильного восприятия мира люди. А кроме того, они дают радость, радость и любовь.
Юмор обостряет любую проблему — иначе как бы «Ревизор» выжил почти полторы сотни лет? Думаю, эта острота смеха очень важна, это невозможно контролировать, поэтому он очень опасен тем, что существует сам по себе. Смех возникает в нужные моменты, и это самая честная оценка.
О «Современнике»
Мне удалось застать три «Современника». Первый — это, естественно, театр Олега Николаевича Ефремова. Потом пришла Галина Волчек. За эти годы все, конечно, привыкли к Галине Борисовне, и она была мощнейшей личностью. Сейчас это совершенно другой, новый театр. Ничего тут не сделаешь. Перед его руководителем Рыжаковым стоит сложнейшая задача: когда приходишь в театр с большой историей, надо соответствовать. Он человек и режиссер талантливый. Я думаю, что все получится.
Идея провести вечер именно в таком формате родилась случайно. Все началось с того, что Виктор Анатольевич Рыжаков предложил мне прочитать лекцию. Это была «Лаборатория 7», где молодые артисты, режиссеры и драматурги в преддверие юбилея театра изучали историю «Современника». Я показывал фото и рассказывал про людей. В итоге эта история переросла в идею спектакля. Сначала я волновался и отказываться, потому что страшно — говорить на весь зал. Я вырос в театре, это большая ответственность. Но подумав, вспомнил слова Гии (Данелия): «Надо собирать людей, потому что мало ли…» В итоге я согласился. Покажу фотографии — за каждой из них есть история, и все на них — живые.
Героями вечера, с которыми зритель сможет познакомиться через фотографии и рассказы Юрия Роста, станут Белла Ахмадулина, Галина Уланова, Марина Неелова, Алиса Фрейндлих, Майя Плисецкая, Галина Волчек, Алексей Герман, Георгий Данелия, Резо Габриадзе, Булат Окуджава и другие. Этот вечер — первое событие цикла «Современник Современника», в рамках которого театр будет знакомить зрителей с теми людьми, которые не только исследуют нашу реальность, но и не боятся менять ее, создавая новое.