Почему гитлер использовал свастику
Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер производил «перевербовку».
Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый — небо и национализм, мотыгообразная свастика — труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как антисемитский.
В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) — у венских националистов. Идея же использования символики тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии — дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.
почему гитлер использовал свастику
Современное понимание его полностью противоречит античному.
Здание в Айодхье, Индия, фото: iStockВ древние времена свастика (крест, концы которого сломаны под углом 90 градусов) была почитаемым знаком плодородия, процветания и даже выражением божественного начала. Однако в 1920-х годах Гитлер выбрал его в качестве символа своего националистического движения, и он стал синонимом ненависти, террора, ужаса и миллионов загубленных жизней.
Современное значение свастики полностью противоположно древнему. Знак удачи и надежды был захвачен Гитлером и его последователями и стал для народа символом смерти и националистических идей и действий Третьего рейха.
Мы мысленно возвращаемся в прошлое. Год - 1868. Богатый немецкий купец и археолог Генрих Шлиман отправляется в судьбоносное путешествие. С книгой Гомера "Илиада" в руках он отправляется на поиски останков мифического города Трои. Два года проходят в неудачных попытках, и немецкий исследователь собирается сдаться.
Статуи Будды на ТайванеОднако вместо этого он отправляется и организует раскопки в таинственном кургане Хисарлык на Эгейском побережье Турции. Фортуна улыбается ему. Археолог-самоучка обнаруживает на этих местах слои и артефакты, принадлежащие расам, жившим тысячи лет назад.
Были найдены многочисленные драгоценности и другие предметы из бронзы, серебра и золота. Первооткрыватель убежден, что нашел остатки мифической Трои, хотя более поздние раскопки отвергают его утверждение.
Вы, наверное, задаетесь вопросом, почему мы вам это рассказываем. Ответ заключается в том, что среди артефактов Шлиман обнаружил около 1800 изображений символа, напоминающего крест с согнутыми плечами. Весть о его открытии быстро распространилась далеко и широко. Таинственный символ, нагруженный только положительным смыслом, стал использоваться повсеместно, его можно было встретить в самых разных местах и на самых разных предметах быта по всей Европе, а затем и во всем мире. Этот знак также присутствует в различных архитектурных сооружениях и на многих ювелирных изделиях (серьги, браслеты, кулоны) и значках. Даже спортивные команды, от хоккея до баскетбола, выбирают прозвище "Свастики".
По мнению историков, самая древняя изображенная свастика датируется 15 000 лет тому назад. Она была обнаружена на поверхности бивней, найденных в Украине в 1908 году. Предположительно, использовалась как символ плодородия, процветания, удачи и надежды.
Решетка церкви в ЭфиопииВ Восточной Европе свастика фигурирует и как символ культуры барвинков, живших во времена неолита — около 7000 лет назад. В бронзовом веке свастика стала широко распространенным символом, олицетворяющим Солнце и его вечный ход, для иллирийцев (индоевропейских племен, населявших в древности западные районы Балканского полуострова). Она также появляется на месопотамских монетах; на вазах и одежде в Греции; образует мозаичные мотивы в Риме, выступает в виде стилизованного креста на кельтских реликвиях, артефакты со свастикой также были найдены в Великобритании.
Интересно, что свастика, помимо повседневных предметов и зданий, часто вплетается в религиозную европейскую иконографию. В раннехристианском искусстве этот символ изображает победу Христа над смертью. Сегодня символ можно увидеть на сохранившихся средневековых иконах, церковных украшениях, гербах и на фрагментах текстиля XII века. Он также стал торговой маркой, демонстрирующей силу и власть норвежского бога Тора.
Как уже упоминалось, Европа - не единственная родина свастики. Интересно, что крест с обломанными концами также встречается в качестве мотива во всей Африке, в культуре майя и ацтеков в Южной и Центральной Америке, среди многих коренных американских и других племен в Северной Америке, и особенно в Индии и во всей Азии. На самом деле, свастика является священным символом для последователей индуизма, буддизма и джайнизма.
Древний ученый Эмиль-Луи Бурнуф утверждает, что обнаружил связь между свастикой и загадочным древним "высшим" или также "главным" народом - арийцами.
В монастырской школе при аббатстве Ламбах в Австрии, которую посещал молодой Адольф Гитлер, на камне и деревянных изделиях были вырезаны свастики.
Велосипедист на БалиЭтот символ запечатлелся в сознании будущего немецкого фюрера. Он был вдохновлен идеей "чистой" расы арийцев. Они, согласно теории Бурнуфа, были предками немцев, которые распространили свою власть на отдаленные точки Европы и мира. Гитлер безоговорочно поверил в утверждения Бурнуфа, и его идеей-фикс стало избавление своей страны и всего мира от "других", "отличных", "нечистых" и восстановление могущества и чистоты арийской "высшей" расы. Это были белокожие люди, которые считались "вершиной человеческой эволюции". Так Адольф Гитлер основал Националистическую партию, лидером которой он стал, а свастика или hakenkreuz (крест с крюком) стала ее фирменным знаком в 1920 г. Гитлер лично разработал дизайн нацистского флага, раскрасив его в красный, белый и черный цвета. И написал в своем автобиографическом манифесте "Моя борьба"
"В красном цвете мы видим социальную идею движения, в белом - националистическую, в свастике - миссию борьбы за победу арийского человека".
Националистический флаг стал государственным флагом Германии 15 сентября 1935 г. В тот же день были приняты два расовых закона, которые запрещали браки между немцами и евреями и объявляли, что гражданами Рейха могут быть только лица с немецкой кровью.
Гитлер хорошо понимал положительное значение свастики и верил, что этот символ принесет успех, по его словам, "священной идее и миссии".
Друзья, если вам понравилась статья, поставьте лайк! И подписывайтесь на канал! Спасибо!
Ни одна идеология, ни одна политическая партия, ни одна армия, ни одно государство никогда не обходятся без символов. Флаги, гербы, печати, штандарты, шевроны, документы – все это и многое другое необходимо людям, чтобы почувствовать причастность к той или иной системе. Особенно большое внимание наглядной пропаганде и агитации уделяло в свое время руководство Третьего рейха. Адольф Гитлер лично участвовал в разработке символики Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Древний символ
Нацисты по-своему переосмыслили немецкую историю, они решительно отринули государственные атрибуты, связанные с недавним прошлым, – черно-бело-красный флаг Германской империи и черно-красно-золотое полотнище республики. Стремясь возродить исконные арийские традиции, символы для новой страны идеологи фашизма искали в древности. Поэтому их обращение к свастике было логически оправданным.
Кандидат исторических наук Юрий Маковский в статье «Символика нацистского движения в Германии в 1920-1940-е гг.» (опубликована в журнале «Вестник Омского государственного педагогического университета», No 1 за 2013 г.) тоже подчеркивал, что нацисты придавали большое значение наглядной агитации.
«Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения», – рассуждает Ю. Маковский.
Различные масонские, националистические и почвеннические организации Германии использовали свастику как свою эмблему еще с конца XIX века. Фашисты впервые продемонстрировали ее в августе 1922 года на митинге в Мюнхене.
Многие исследователи отмечают, что свастика – это очень древний знак, встречающийся почти у всех индоевропейских народов, в том числе у славян. Но сейчас она во всем мире воспринимается резко негативно, став в результате преступных деяний Третьего рейха олицетворением фашизма, смерти и разрушения.
А вообще, слово «свастика» переводится с санскрита как «связанная с благом». Считается, что в Индию этот символ принесли представители племени ариев. В ведической культуре это знак вечного круговорота жизни, возрождения и обновления.
Арийский знак
Древние германцы и скандинавы часто вырезали свастику на детских колыбелях, посмертных надгробиях, девичьих украшениях, рукоятях оружия и т.п. Так язычники защищались от сил зла, сглаза и порчи, надеялись заручиться поддержкой высших сил. Колдуны использовали этот символ в боевой магии и во время мирных ритуалов. В сохранившихся с дохристианских времен манускриптах данный знак часто связан с легендарным молотом бога Тора.
Сергей Зубков – автор книги «Третий рейх под знаменем оккультизма» (2007 г.) – уверен, что нацисты считали свастику арийским символом, якобы противостоящим мистическим знакам иудеев.
«Интересно, что в районе, заселенном семитскими племенами, в верхнем Междуречье и Финикии, свастика почти совсем не встречается. Подобные наблюдения дали повод археологу Эрнсту Краусу еще в 1891 году выдвинуть тезис о том, что данный символ присущ только народам индоевропейского корня», – писал С. В. Зубков.
Теорию Э. Крауса поддержал и известный оккультист Гвидо фон Лист, занимавшийся переводом рунических текстов. Он называл свастику символом арийской расы, нордической науки и магических знаний. Другой известный мистик – Карл Хаусхофер – полагал, что у древнегерманских магов-друидов свастика олицетворяла огонь и плодородие.
Ей приписывались различные положительные качества: солнечная полярность, творческая сила, активность, единство материального и духовного миров, совершенство.
Немецкий политический деятель Герман Раушнинг в своей книге «Разговоры с Гитлером» приписал фюреру такое определение: «Свастика – борьба за победу арийского движения, и в то же время свастика символизирует творчество».
Многие исследователи высказывают мнение, что эта эмблема имеет ярко выраженный антисемитский характер. Они цитируют строки из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф» о том, что свастика означает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям».
«Мотыгообразный крест»
Кандидат исторических наук Сергей Кормилицын в своей книге «Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить» (2008 г.) отметил, что в начале ХХ века свастика уже прочно ассоциировалась в Германии с националистической идеологией. Так что вопроса о выборе партийного символа не существовало, представители зарождавшегося фашистского движения даже организовали конкурс на создание самого удачного варианта его изображения.
Гитлер признавался, что вынужден был отклонить «все бесчисленные проекты», присылавшиеся ему «со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест».
Исследователь оккультных практик, скрывающийся под псевдонимом Лин фон Паль, в книге «Все тайны Третьего рейха» (2010 г.) пишет, что в итоге А. Гитлер утвердил собственную, самолично придуманную партийную эмблему. На красном четырехугольном фоне он разместил белый круг, в центре которого была изображена черная свастика. Впоследствии эта эмблема стала официальным флагом нацистской Германии.
По утверждению самого А. Гитлера, красный цвет символизировал социальные идеи движения, белый – национализм, а «мотыгообразный крест» – грядущую победу арийцев.
Примечательно, что цвета нового флага совпадали с черно-бело-красным полотнищем Германской империи, что намекало на геральдическую преемственность и должно было всколыхнуть среди населения патриотические чувства.
Гитлер выбрал четырехконечную свастику, лучи которой были загнуты в правую сторону под прямым углом, в то время как немецкие оккультные организации тех лет выбрали для себя противоположный ее вариант - с лучами, загнутыми влево. Последняя общепринятая свастика обозначала движение вместе с солнцем и имела откровенно созидательное значение, тогда как нацистский знак, по версии некоторых исследователей, имеет негативные коннотации.
Орел – воинский дух
Государственный герб – практически единственный символ, который не подвергся пересмотру со стороны нацистов. Орел был символом Германии, когда она была империей, и сейчас он красуется на гербе этой страны.
Грозного и сильного орла, парящего высоко в небе, издревле почитали представители многих народов. Древние греки воспринимали эту птицу как проявление воли бога Зевса, а римские легионеры шли в бой под штандартами, увенчанными орлиными крыльями. Индейцы поклонялись воинственному духу крылатого хищника, чтили его и в Индии.
А. Гитлер понимал, что геральдический орел – это древнегерманский символ, имеющий особое значение для народа, поэтому птицу часто изображали со свастикой, которую она держала в своих лапах. Для немцев орел был своеобразным арийцем небесного мира, олицетворением воинского духа бога Вотана (Одина).
Дуб – воплощение власти
Еще одной древней национальной эмблемой, которую нацисты использовали в своей пропаганде, был дуб, почитавшийся немецкими язычниками как образец стабильности, прочности и силы. Во время жертвоприношений они часто подвешивали дары, предназначенные богам, на ветвях этого дерева.
Древние друиды приписывали дубу магическую силу, они вырезали из его древесины посохи для себя. Венок, сплетенный из дубовых листьев, немецкие мистики начала ХХ века называли самым первым символом власти, известным на территории Германии. Якобы такие венки украшали головы вождей в ходе торжественных церемоний.
Стремясь возродить утраченные со времен Римской империи национальные символы, нацисты нередко изображали свастику на агитационных плакатах в обрамлении из листьев дуба.
«Мертвая голова»
Войска СС первоначально создавались как личная гвардия А. Гитлера. Члены этой организации носили форму черного цвета, на рукав всегда повязывали ленту с изображением свастики, а голову покрывали фуражкой с серебряной эмблемой «мертвой головы» («Адамова голова»).
Вообще, череп со скрещенными под ним костями тоже намного древнее нацистской идеологии. Об этом известный публицист, автор многочисленных исследований по военной истории Вольфганг Акунов написал в своей книге «Дивизия СС "Рейх". История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг.». Акунов подчеркивал, что череп и кости во многих культурах изначально символизировали не смерть, а способность жизненной энергии к возрождению и силу духа, противостоящую тлению. Это не удивительно, ведь скелет представляет собой наиболее прочную органическую ткань в организме человека.
«На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США...» – рассказывает В. Акунов.
Например, прусские «гусары смерти», «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского тоже в свое время взяли себе этот символ. Но для нацистов он имел особое значение. Дело в том что «мертвая голова» была эмблемой фрайкоров – добровольческих корпусов, мобилизованных правительством Германской Республики после Ноябрьской революции 1918 года на борьбу с местными большевиками. А к моменту полного подавления сторонников коммунистической идеологии многие участники добровольческих корпусов вступили в ряды СС, чтобы продолжить службу под той же эмблемой.
То есть для нацистов «мертвая голова» символизировала в первую очередь борьбу с большевизмом.
Две руны Зиг и другие знаки
Еще один зловещий символ войск СС – две руны Зиг, с помощью которых писалось название этой организации.
Известный историк-германист Николай Лавров под псевдонимом Ник Уорвол выпустил книгу «Войска СС. Кровавый след» (Ростов-на-Дону, 2000 г.). В ней автор отметил, что немецкие оккультисты считали древнее руническое письмо мощным магическим инструментом, с помощью которого можно повлиять на будущее.
«Атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 г. гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны Зиг. Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал сдвоенную молнию эмблемой СС», – так Н. Н. Лавров описал историю возникновения символа.
Мистики полагали, что двойная руна Зиг в эмблеме СС гарантирует этой организации победу в любых сражениях. Кроме того, большое значение немецкие оккультисты придавали еще двум рунам: Хагалаз и Вольфсангель.
Первая, по мнению идеологов нацизма, символизировала непоколебимую веру в дело фюрера. Наряду со свастикой этот знак размещался на форме всех членов СС, его использовали даже в гравировке свадебных колец, если молодожены входили в эту организацию. Интересно, что традиционное значение руны Хагалаз – разрушительный град, очищение через потери.
А руна Вольфсангель (волчий крюк) служила для нацистов своеобразным оберегом, защищающим от враждебных сил. Хотя для средневекового германца этот символ означал прежде всего свободу. Некоторые танковые подразделения Ваффен СС использовали Вольфсангель в своей символике, они надеялись, вероятно, что мощная руна оградит их во время сражений на Восточном фронте.