Кристофер нола
кристофер нола
10 МЕСТО
Космический эпик о людях, которые отправились в далёкие системы, чтобы там найти замену уничтоженной плохой экологией Земле, вышел не то чтобы плохим, но явно менее слаженным и стройным относительно прошлых работ Нолана. Здесь много интересных концептов и потрясающие визуальные находки (то, как режиссёр снял гиперкуб, используя в основном практические эффекты, — уму непостижимо). Но всё это несколько ломается об чересчур сентиментальный сюжет, где люди уж очень любят сесть друг напротив друга и начать читать лекции о любви, вселенной и всём том, что в хорошем космическом сай-фае остаётся между строк и в самой кинопоэтике.
Вот поэзии Нолану тут как раз и не хватает. Он по сути своей чистокровный прозаик, и как только речь заходит про высокие чувства, режиссёр теряется, ударяется в банальности. Возможно, лучше бы «Интерстеллар» и правда снял Спилберг, как это задумывалось изначально. А Нолан тогда бы снял «Первому игроку приготовиться» — посмотрели бы, как он решил его практическими эффектами.
9 МЕСТО
Бич большинства трилогий — неудачная третья часть: из-за нее пострадали многие серии, от «Человека-паука» и «Крестного отца» до «Матрицы» и даже диснеевских «Звездных войн». Трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене, к сожалению, стала еще одним показательным примером: проблема фильма состоит даже не в том, что он не смог дотянуть до планки качества, которую слишком высоко поднял «Темный рыцарь», — нет, это не только ужасный финал отдельной трилогии, но и просто неудачный блокбастер, в котором количество минусов превысило количество плюсов, а сумма неудачных решений перекрывает отдельные удачи.
В этой сборной солянке на одну оригинальную завязку (например, показать Бэтмена как сломленного и ненужного Готэму героя, который взял на себя грехи Дента) приходится череда сырых идей (захват фондовых бирж как попытка кинуть камень в огород Уолл-стрит), сюжетных дыр (как Брюс Уэйн сбежал из тюрьмы, сделал огромный горящий знак летучей мыши на мосту и в итоге избежал радиуса взрыва) и просто нелепых эпизодов (смерть героини Марион Котийяр). Конечно, в динамике это выглядит не так плохо, даже напротив — как образцовый блокбастер, но когда начинаешь задумываться о сюжете, мотивах фильма, его нарочитом символизме, понимаешь, что части не стыкуются и вызывают чересчур много вопросов. Показательно, что спустя 8 лет о фильме вспоминают только благодаря шуткам о Бейне и ЦРУ, а еще недавно люди заметили, насколько актуальной для пандемии COVID-19 была его политика — носил маску, соблюдал карантин и во всем винил летучую мышь.
8 МЕСТО
После удачных дебютных фильмов — «Преследования» и «Помни» — Кристофер Нолан оказался в числе талантливых независимых режиссеров, которых студийные боссы всегда хотят переманить под свое крыло. Для молодого британца «Бессонница» — ремейк одноименного норвежского детектива 1997 года об игре в кошки-мышки детектива и убийцы — должна была стать фильмом-проверкой, который бы доказал, что Нолан готов к работе над крупными проектами со всеми вытекающими последствиями — внушительным бюджетом и актерами первой величины. Очевидно, проверку он прошел, но неспроста о фильме редко вспоминают, когда говорят о творчестве Нолана.
«Бессонница» — это ни в коем случае не плохой фильм: о таком студийном дебюте большинство режиссеров может только мечтать, однако в контексте фильмографии Кристофера Нолана картина торчит как большой палец. Причина в том, что Нолан не работал над сценарием «Бессонницы» — его роль заключалась в том, чтобы выступить режиссером по найму и перенести чужие идеи на большой экран. Получился такой по-финчеровски мрачный и напряженный, но чересчур простой, приземленный и реалистичный детектив. Хотя у фильма был потенциал стать «нолановским» фильмом — чего только стоит типичный для режиссера главный герой с обостренным чувством справедливости, который ставит долг превыше всего. К тому же из-за постоянной бессонницы он начинает путать сны и реальность — звучит знакомо, не так ли?
7 МЕСТО
По иронии судьбы фильм о фокусниках не сумел грамотно водить зрителя за нос. Тот случай, когда режиссёр заигрался собственными приёмами и слишком отчаянно пытался произвести нужный эффект. В «Престиже» мало выверенности, чувства меры, зато много тонально лишних абсурдистских сюжетных поворотов из совсем другого рода кино. Едва ли тут кто-то ставит в укор отсутствие абстрактной вездесущей логики, которой требуют от многих фильмов, — дело в другом. Начинаясь как кино о великих обманщиках, которые с помощью выдающегося ума умудряются рациональное превратить в иррациональное, необъяснимое, в финале «Престиж» уходит в дебри бульварной фантастики XX века.
Это по-прежнему выдающийся фильм, обманка для невнимательного зрителя — другой вопрос, что внимательный в этот раз свои вопросы уж точно задаст. Чарующая магия твистов Нолана заключалась в том, что объяснение по итогу делало все парадоксально простым. В «Престиже» эта магия, напротив, делает всё парадоксально сложным.
6 МЕСТО
Начиная с «Престижа» и заканчивая «Интерстелларом» Кристофер Нолан работал по четкому графику «один фильм в два года», но «Дюнкерк» пришлось ждать дольше, целых три года — сейчас становится понятно, что этот дополнительный год работы негативно сказался на зрительском приеме фильма. Фанаты ждали очередной заставляющий поломать голову и облиться слезами блокбастер, но получили иммерсивный киноаттракцион, в котором даже нет героев, чтобы им сопереживать. Точнее, они есть, и их тысячи — это солдаты, ждущие эвакуации. Никаких предысторий, минимум диалогов о жизни, одни испуганные лица, передающие атмосферу тотального страха, — зритель понимает, что они могут в любой момент умереть, но не знает их стимула выжить.
Конечно, отсутствие традиционного героя — это не главное достижение фильма. «Дюнкерк» — это в первую очередь технический шедевр, который раскрывается на максимально большом экране и с отличным звуком: пленочное зерно, минимум спецэффектов и выдающаяся режиссура, благодаря которой происходящее выглядит не как несвязанный набор экшен-сцен, а как тщательно воссозданный военный хаос. Это во многом заслуга лаконичного и экспериментального сценария, который сплетает воедино три истории длиною в одну неделю, один день и один час — каждая из них могла бы стать финалом крепкой военной драмы. Здесь аж три финала, безупречно смонтированных в один фильм. Наверное, понять особенность и значимость «Дюнкерка» сразу невозможно — неудивительно, что синефил Квентин Тарантино, назвавший «Дюнкерк» одним из двух лучших фильмов прошлого десятилетия, оценил его размах только после третьего просмотра.
5 МЕСТО
До «Тёмного рыцаря» Нолан пытался делать более аккуратные и выдержанные шаги на поприще супергероики. «Бэтмен: Начало» если не полностью сформировал подход, который потом использовался в двух продолжениях, то точно задал главные тенденции в новой истории о мстителе в костюме летучей мыши. Тонкий психологический портрет мальчика, полного комплексов и страхов, в этот раз радикально изменил дискурс. Для комиксов такой ход, само собой, не нов, но вот в кино супергерои редко становились людьми с настоящими проблемами.
А уж тем более с настолько мрачным сознанием, которое, думается, распространяется на весь город. Можно обвинить Нолана в гиперболе или вымученной жанровости, но ведь потому «Бэтмен: Начало» настолько и привлекателен, что предлагает гипертрофированную чувственность во всех аспектах. Это по-прежнему не предельно реалистическая трансформация сеттинга (а во многом даже романтическая), что, к слову, делает её ещё более любопытным объектом изучения. При всём своём стремлении к психологизму Нолан не пытается превратить «Бэтмен: Начало» во что- то более серьёзное — ещё один случай, когда режиссёр не позволяет рафинированно-интеллектуальной стороне произведения взять верх.
4 МЕСТО
Крайне необычный дебютный фильм Кристофера Нолана, о котором сейчас говорят до обидного мало. Необычна, кстати, и идея его создания: сначала режиссёр долго думал о концепции слежки за людьми, а после, когда ограбили его дом, он начал размышлять о психологии преступников и рамках нравственности в современном обществе. Две эти мысли сложились, и получилось «Преследование» — уникальный запутанный неонуар о границах общественного и вуайеризме, первая мрачная головоломка Нолана.
Главный герой — молодой писатель Билл, начинающий пялиться на прохожих и следить за ними, — после встречи с воришкой Коббом (сделаем вид, что совпадение с персонажем «Начала» случайно) проникает в новый мир — мир расширенных моральных рамок, несоблюдения личного пространства. «Преследование» тоже очень крепко держится за жанровую сторону, но в это же время по выразительности уходит далеко от конвенции, шаблона. Тот факт, что Нолан в первом же своём фильме настолько стройно совместил условно интеллектуальное и условно зрительское, лишь доказывает важность дебюта не только в рамках его фильмографии, но и всего контекста кино. А что произошло в его карьере после — вы знаете сами.
3 МЕСТО
Для многих — magnum opus Кристофера Нолана, для других — подтверждение идеи о том, что некогда гениальный режиссёр окончательно погряз в безэмоциональном формализме. Мы, как нетрудно понять, придерживаемся первого мнения и убеждены в исключительности «Начала». В первую очередь из-за его иллюзорной, обманчивой сложности. Ведь именно Нолан способен киноголоволомку сделать парадоксально понятной, наделить её обыкновенным жанровым каркасом (в этом случае — структурой фильма об ограблениях) и на его основе создать изящную конструкцию из вроде бы простых сюжетных ходов и кинематографических приёмов.
С каждым новым сюжетным поворотом «Начало» сдержанно и планомерно собирается в единую архитектурную громадину. Формально Нолан действительно делает нечто сложносочинённое, вычурное, однако все его головоломки обречены разрешиться (причём с подачи самого автора) крайне быстро. Ход со снами внутри сна — грамотная обманка, часть фокуса, которыми так хвастались персонажи нолановского «Престижа». И как объяснение любого фокуса, секрет «Начала» разгадать нетрудно. Другой вопрос, что зрителям хочется чувствовать себя обманутыми, заведёнными в лабиринт загадок, где они сами позволят себе заблудиться.
2 МЕСТО
Если «Бэтмен: Начало» показал, что Нолан уверенно себя чувствует в пространстве мейнстримного супергеройского кино, то его «Тёмный рыцарь» пошёл дальше — он это пространство перестроил. Вдохновлённый film noir, он вдруг показал, что о комиксных супергероях можно рассказывать вот так: серьёзно, жизнеподобно, без всякого глянца и фальши — и при этом всё равно быть успешным. Не зря именно после «Тёмного рыцаря» случилась повальная мода на угрюмую супергероику — в тёмно-серые цвета перекрасили даже снайдеровского «Человека из стали», хотя ему это совсем не шло.
Впрочем, «Тёмный рыцарь» важен не только как культурный феномен — без которого мы никогда не увидели бы, например, «Логана». Это ещё и сам по себе выдающийся фильм: с впечатляющими по масштабу и постановке экшен-сценами, сильным сценарием и великой актёрской работой Хита Леджера. Единственная причина, по которой «Тёмного рыцаря» не номинировали на главный «Оскар», в том, что в те годы претендентов на «лучший фильм» было всего 5. И как раз после картины Нолана (и, думается, из-за неё) академия расширила их количество до 10 и чаще начала замечать условно развлекательное кино.
1 МЕСТО
Тот самый фильм, с которого началась долгая и до сих пор крайне успешная карьера Нолана, — запутанный триллер о человеке, который хочет найти убийцу жены, но, вот беда, совсем не имеет долговременной памяти. События «Помни» разворачиваются задом наперёд — фильм стартует с финала и заканчивается завязкой, и потому главный плот-твист тут не в том, чем завершится история, а в том, с чего она вообще началась.
Это сам по себе очень хитрый драматургический трюк и, несмотря на все поздние ухищрения Нолана, всё ещё самый эффектный в его фильмографии. «Помни», одновременно прекрасно работая как жанровый детектив, ещё и переносит зрителя на совсем другой уровень повествования — тот, где аудитории, как и герою, приходится прилагать усилия, чтобы вообще понимать, что происходит и, главное, в какой последовательности. И хотя нам нравится, куда Нолан пошёл творчески после «Помни», свой прорывной фильм он так и не переплюнул. Ну да у него всё ещё впереди.Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!Вы смотрели 0 фильмов из нашего топа!Поделиться в социальных сетях
‚
Запятая
,
.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)