Ляпис трубецкой против россии
Фотосессия группы Brutto. © bruttoband.ru
События на Майдане интересно отразились на постсоветских левых. Многие особого значения этому событию не придали, но некоторые сторонники «левых идей» – преимущественно анархисты и леволибералы, посчитали, что события на Майдане – прямо-таки борьба за свободу. Наиболее характерный пример – вокалист известной группы «Ляпис Трубецкой» (ныне Brutto). В самом начале ЛТ – аполитичная поп-группа. Сложно сказать, почему направление было изменено, но все же идеологически группа стала себя причислять к «левым». Вероятно, наиболее склонялись к анархизму.
Неудивительно, что в скором времени в левой среде группа стала популярна. Ведь это для постсоветского пространства достаточно редкое явление, когда бывшая поп-группа становится леворадикальной (например, песни вроде «Броненосец»). Конечно, взгляды были скорее сумбурные, чем последовательные, но все же была надежда, что со временем они изменятся. Тем более что если группа выступает против капитализма – за новые формы общественной организации, то в таком случае стоит ожидать положительной корректировки взглядов.
Однако этого не произошло, и некоторое время участники просто топтались на месте, периодически выдавая хиты вроде «Красный факел», где в целом проходились по коммунистической идее, не понимая ее сути. Ну а в интервью журналу «Рабкор» Михалок отмечал, что в действительности не особенно заинтересован идеологией. Тут больше стихии. В других интервью Михалок себя иногда называл анархистом. Известное высказывание Бернштейна «Движение — всё, цель — ничто» соответствует взглядам Михалка.
В скором времени участники группы стали идеализировать националистические движения, в частности Белоруссии. Особенно странно выглядела идеализация правительства «свободной Беларуси», которое не просуществовало и года. Примечательно, что ничего свободного там не было, поскольку правительство подчинялось немецким оккупантам. Затем, будучи в эмиграции, оно поддерживало Третий рейх и надеялось на поражение СССР. Удивительным образом поддержка этой своры все еще сочеталась с анархизмом. В это время появилась песня «не быць скотам», где идеализировалось националистическое движение Белоруссии.
Совершенно очевидно, что к этой ситуации можно относиться по-разному, поскольку все-таки сам Лукашенко не является таким уж популярным у левых. Но вот активная поддержка протестов на Болотной площади явно расколола фанатское сообщество «Ляписа». Теперь Михалок не был сторонником новой организации общества. Он просто поддерживал оппозицию в постсоветских республиках. Не важно, кто оппозиционер. Главное, чтобы против власти.
На критику Михалок отвечал так:
«Если кто-то перестанет слушать группу «Ляпис Трубецкой» из-за того, что не любит Навального – значит, нам изначально было не по пути».
Хотя, что странно, вроде бы ничто и не говорило о том, что группа «Ляпис Трубецкой» поддерживает Навального. Тем более что идеологически Навальный – умеренный националист и консерватор. А также поклонник Гайдара. О нем он отзывался только положительно:
«Я был его фанатом в романтическую пору становления рыночной экономики.
До хрипоты ругался со всеми, кто был против него. Романтическая пора прошла, а Гайдар остался одним из немногих, кто сохранил к себе безоговорочное уважение и пиетет».
Т. е. кажется, что никаких параллелей как бы и нет. Но для Михалка важнее выступление против Путина, а не то, на какие идеи опираются его противники. Он, вероятно, готов даже поддержать какого-нибудь олигарха, лишь бы тот добился свержения «тирана».
Конечно, такую позицию вряд ли можно считать рациональной, тем более что никаких особых перемен при такой смене не будет. Путин и Ко проводят неолиберальные реформы медленно и непоследовательно, но в итоге будет то же самое, что сделали бы поклонники Гайдара в более сжатые сроки.
После Майдана, кажется, Михалок окончательно определился. Он отказался от левой фразы, предпочитая поддерживать любые либеральные протесты, в особенности Майдан. Например, известная песня «Воины света» стала гимном для сторонников Евромайдана.
Впоследствии группа «Ляпис Трубецкой» неоднократно выступала на Украине. Со сцены Михалок выкрикивал «Слава Украине!» и ждал, когда последует ответ «Героям Слава!»
Стоит лишь напомнить, что это лозунг украинских националистов. Его использовали и коллаборационисты, и войска УПА, и оставшиеся мародеры, которые орудовали уже в УССР, предпочитая нападать на беззащитных (большинство жертв УПА – простые крестьяне) и уничтожать технику.
Впрочем, возможно, защитники группы скажут, что это не лозунг националистов, а теперь уже общий украинский лозунг, так что переживать не стоит. Однако все сложнее. Раньше Михалок говорил о нацизме негативно (есть видео на Youtube). Буквально называл его «опасностью для человечества». Теперь же он так не говорит. Потому что победила «демократическая революция».
Интересно, что в группе произошел раскол. Поэтому теперь «Ляписа Трубецкого» нет. Вместо него бывшие участники группы назвали свой проект Trubetskoy, а Михалок создал свой проект под названием Brutto.
Вот проект Михалка в основном ориентирован как раз на поддержку украинской политики. Он фактически становится рупором официоза. Михалок, который ненавидел Лукашенко за репрессивную политику, теперь просит у Порошенко украинское гражданство. Хотя на Украине, конечно, вряд ли такая уж идеальная ситуация, учитывая тот факт, что уже многие люди сидят в тюрьмах за критику мобилизации, а в Раду вносят проекты, где предлагается сажать людей за критику власти на 3 года. Но Михалку это не грозит, раз уж он теперь сторонник украинской власти. В России – диктатура, а на Украине сейчас демократия. И без споров. А то и за решетку можно загреметь.
Новая идеология:
«Мы музыкальные партизаны, но при этом ясно говорим, кто наш враг: Кремль, империи, тираны, Лукашенко, Путин. Мы не скрываем, что поддерживаем идеи демократии и свободы. Мы не оперируем набившим оскомину противостоянием «правые-левые», «фа-антифа». Мы аккумулируем в BRUTTO всю ярость субкультуры и андеграунда, которым надоело просто доверяться власти, доверяться этим свиньям, которые на протяжении многих лет насилуют свой народ и несут только смерть и трэш, обещая при этом райские кущи».
Принципиально в данном высказывании то, что тема фашизма уже как бы отбрасывается как несущественная. Действуют условия.
Ну и конечно, необходимо упомянуть, что якобы Путин возрождает СССР:
«На протяжении 10 лет в своих песнях, в своих клипах я борюсь с возрождением Совдепии. Вот этот тоталитаризм, описанный Шаламовым, Солженицыным, не только вернет нас в дикие и очень страшные времена, это может разорвать всю планету. Потому что в своих амбициях Путин, возрождающий некий Советский Союз, возрождает голема».
Отсюда выходит, что Михалок полностью копирует официальную пропаганду. И если раньше его идеалом был анархизм, то теперь:
«Я думаю, равняться надо на прибалтов, потому что они тоже были под игом совка долгое время, и их опыт в построении нового государства может всем нам пригодиться. Конечно, у многих будут какие-то реваншистские мысли в голове. Несколько лет будет очень трудно. Произойдет перестройка громадной системы. Мы столько лет были под игом. Самостоятельно жить немного сложно, будут проблемы экономического характера. Но надо вырываться из этого совдеповского ада».
Вероятно, идеал – это именно националистическое правительство с «негражданами». Впрочем, это в то же время раскрывает взгляды самого Михалка, который не может нормально оценить ситуацию. Ведь даже с точки зрения здравого смысла нет никакой особой разницы между постсоветскими лидерами. И он не понимает, что просто так «перекинуть» опыт одной страны на другую – невозможно.
И еще, говоря о принципах, важно отметить, что на Украине Михалок очень даже симпатизирует фа, а не антифа. Дело в том, что недавно группа Brutto выступала перед бойцами добровольческого батальона «Азов», где воюют только неонацисты из праворадикальных организаций.
Михалок приветствовал их борьбу, тем самым одобрял обстрел мирных городов на юго-востоке. Ну, чего не сделаешь ради торжества демократии и общечеловеческих ценностей? А после концертов он с радостью общался с «основой» неонацистского движения Украины. В частности, на коллективном снимке вместе с Михалком замечены лица из Misanthropic Division и Blood Honour. Это не просто поклонники идей Гитлера, а неонацисты, которые приветствуют «священную расовую войну» и активно воплощают свои идеи в жизнь на Украине.
Мар 11, 2015Станислав Чинков
ляпис трубецкой против россии
Творчество Сергея Михалка (Ляпис Трубецкой, Brutto) – культурный экстремизм с использованием музыкальных форм, – Христианский Правозащитный Центр
«Ляписы» продолжают пропаганду насилия в России, став «Bruttальнее»
Лидер рок-группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок, уже столкнувшись ранее с запретами концертов в городах России в связи с обвинениями в поддержке украинских нацистов, решил предать ей новую окраску и продолжить пропагандировать свои идеи под музыкальным брендом «Brutto».
По словам лидера группы, новое название говорит о том, что коллектив стал более «брутальным», – попутно было решено избавиться от лишних участников «Ляписа», которые не вполне разделяли «идеологические» постулаты, которые исповедует Сергей Михалок.
Эксперты Христианского правозащитного центра решили провести обзор «идеологии» Сергея Михалка и творчества его новой группы на предмет соответствия его деятельности законодательству РФ и традиционным нормам морали, общепринятым в России.
Сергей Михалок не скрывает агрессивной направленности творчества группы, называя её даже не группой, а «масштабным полувоенизированным подразделением». Также музыкант открыто говорит о желании влиять при помощи музыкальных образов на психику молодежи, внушая им те или иные убеждения. Сергей Михалок, под новым псевдонимом Серджио Брутто, признается, что использует современные формы искусства как метод агитации и воздействия на массовое сознание.
Творчество «Ляписа Трубецкого»
Группа была запрещена в Белоруссии в 2011 г., в связи с хулиганскими концертами и агитацией молодежи против существующей власти.
В начале 2014 г. в связи с событиями незаконного захвата власти на Украине Сергей Михалок на концертах в Киеве активно агитировал молодежь также выступать против существующей власти, призывая к любой деструктивной деятельности, направленной на агрессию, не брезгуя националистическими, антироссийскими призывами. При этом артист имитировал своим поведением некий народный бунт, молодежный протест, противление любым нормам морали, призывая разгоряченную толпу к физическому насилию. Это следует из обзора любой видеозаписи выступлений «Ляписа» на Майдане.
Данное выступление, которое было похоже больше на политическую акцию с целью призыва к анархии, как и многие другие концерты, ясно указывает на то, что целью Сергея Михалка является лишь «протест ради протеста», то есть пропаганда агрессии лежит в корне его «идеологии», которую он пытается преподнести молодежной аудитории. Это следует из того, что его призывы сместить «антинародную», «промосковскую» власть в Киеве, идти драться с милицией за некое правое дело под лозунгами национализма в корне лживы.
Как выяснилось позже, деятельность активистов Майдана была направлена лишь на установление насильственным путем проамериканского правительства, которое получив власть, тут же начала пропагандировать либеральные американские и европейские «ценности» в духе гей-парадов, свободной любви, гомосексуальных браков и развращения детей. Таким образом, его сценический образ националиста, народного бунтаря никак не вяжется с его антирусской, проамериканской агитацией. Его агитация на Украине была фактически направлена на пропаганду американских, европейских «ценностей», которые, как известно, далеки от национализма и «народничества».
Новый имидж бритоголового брутального спортивного фаната, который пытается сейчас активно эксплуатировать Михалок, никак не вяжется с «ценностями» «гей-либералов», за права которых, в образе «народного бунтаря» активно продолжает агитировать Сергей Михалок.
Нацизм, «околофутбольная» распущенность и хулиганские выходки лишь одни из форм внесения в умы подростков и молодежи основной идеи – «протест ради протеста», «насилие ради насилия», с последующим привнесением нужного колорита и акцентов на усмотрение автора. При этом, сами образы, безусловно, не несут никакого смыслового, фактического содержания. Одно из их назначений – привлечение нужной аудитории, желательно по-агрессивней, для последующей агитации в нужном для автора ключе, в соответствии с той или иной политической повесткой дня.
Коренной составляющей его творчества в группе «Ляпис Трубецкой» приблизительно с 2007 г., является антироссийская пропаганда. При любом удобном случае Михалок со сцены делает выпады против России, русских, против всего, что связано с русскостью, делая ставку на имидж националиста и футбольного фаната.
После Майдана 25 марта на либеральной акции и шествии оппозиции «День воли» в Минске, в котором участвовали также поклонники нацистов Степана Бандеры и главы УПА Романа Шухевича, Михалок презентовал свой новый альбом и открыто заявил о своей агрессивной антирусской позиции.
Деятельность Михалка деструктивна сама по себе, не зависимо от её идеологической окраски
Не исключено, что если ему запретят заниматься хулиганством и распространением экстремистской идеологии в такой форме, он найдет для этого другие способы.
Вполне вероятно, что Сергей Михалок также эксплуатирует свои музыкальные коллективы и свою желаемую популярность среди молодежи для заказной пропаганды либерально-аморальных, деструктивных и экстремистских идей, чем не брезгуют заниматься сегодня в России многие творческие деятели, не имея других средств для заработка, утратив былую славу и востребованность на рынке развлекательных услуг, и, как способ приобретения скандальной популярности.
Запрет «Ляписов» в России
После выступлений на Майдане, где ярко проявилась антироссийская сущность «идеологии» Сергея Михалка, музыкант, не смотря ни на что, отправился в тур по России с той же агитационной программой в марте 2014 г. Однако не все города согласились принять музыканта у себя. Были запрещены по разным причинам концерты во Пскове, Тюмени и других городах. После ряда агитационных националистических высказываний на концертах и оскорблении зрителей депутаты Госдумы обратились в Прокуратуру с просьбой проверить деятельность «Ляписов» в связи с жалобами на нецензурную брань участников группы и антироссийскую пропаганду.
В августе в Санкт-Петербурге была запрещена песня «Ляписов» «Воины света», в которой содержится открытый призыв к насилию с намеком на события на Украине. «Радуйся молоту в руке… Ночью закон: руби чтобы согреться!» – эти слова песни ярко характеризуют новую «идеологию» творчества Сергея Михалка. Официальный клип на эту песню содержит также кощунственные видео-ряды в отношении христианства, нецензурные сцены в духе протеста скандально известных активисток «Femen».
Антихристианская сущность творчества Сергея Михалка
Разрушая в своих текстах и артистических постановках любые моральные устои традиционного общества, «Ляпис» регулярно вставляет в свою пропаганду антихристианские, антицерковные выпады. В частности, в скандальном антироссийском, антирусском музыкальном клипе «Матрешка» Сергей Михалок открыто глумится над Православием, кощунственным образом представляя православные кресты в сценической постановке. В клипе Михалок практически открыто заявляет о том, что плюет на все, что представляет ценность для русского человека, издеваясь над российской символикой и верой миллионов граждан России, пытается очернить историю страны.
Что же хочет донести до умов молодежи Сергей Михалок сегодня?
В ходе прошедших концертов в Краснодаре (15 ноября) и Екатеринбурге (21 ноября) выяснилось, что «идеология» из «Ляписов», не смотря на смену вывески, перекочевали в «Brutto», и стали более последовательными. При этом очевидно, что после запрета концертов во время предыдущего тура «Ляписов», Сергей Михалок стал более осторожно высказываться со сцены и подбирать песни для российского слушателя, дабы его проект не потерпел полный провал.
Показательными песнями нового тура «Ляписов» можно признать «Железный» и «Дворняги», содержащие открытый призыв к противлению и насильственному свержению власти, полные нецензурной брани, пропаганду насилия и жестокости.
Цитата (Дворняги): «Плечом к плечу, здесь все равны.
Будем рвать королей и валетов,
Кто против народа, отведай кастета…
Тебе не помогут дворцы и менты.
По… акулы. По… дресс-код.
Получишь п…, если грабишь народ».
Цитата (Железный): «Я должен был сдохнуть, лежать среди камней,
Так х… мне бояться этих тупых свиней…
Мои кулаки из бронзы в сердце красная ртуть.
Мой грозный учитель Ганза (оружие). Свиньи меня не согнуть…
Мои друзья повсюду давят системных червей,
Матричные Иуды везде гребут п…..».
Несмотря на примитивные тексты, в них отчетливо читается изобилие необоснованной ненависти, призывы молодежи к вооруженному протесту против власти.
Новые песни Сергея Михалка изобилуют неоправданной пропагандой насилия
Эксплуатируя образ футбольного фаната и бритоголового нациста, Сергей Михалок в своем творчестве любыми способами посеять в умах пришедших на концерт молодых людей идеи протеста, несогласия, противление власти, насильственного свержения власти, агрессии в отношении любых норм морали, апеллируя к размытым либеральным ценностям.
Сергей Михалок декларирует «революционное» значение, которое он вкладывает в свой проект. При этом, учитывая, за какие революции агитирует автор, можно прийти к выводу, что автор не оставил идеи об антироссийской пропаганде, при это теперь он пытается обратить свой призыв к более «целевой» аудитории – футбольным фанатам и неформальным националистическим движениям. Среди более маргинальных слоев молодежи он надеется найти больший отклик своим «революционным» песням.
Националистические идеи Сергея Михалка очевидны, поскольку он открыто высказывается против всего русского и России в целом, однако суть его не ясна. Он не называет себя открыто белорусским или украинским националистом. Скорее всего, его национализм носит исключительно антирусский антироссийский характер, что можно условно охарактеризовать словом «русофобия». Поэтому его надежда на поддержку и сочувствие среди русских националистов и футбольных фанатов абсурдна.
Можно сделать вывод, что формы, которые приняло его новое творчество, направлены лишь на завоевание новой аудитории и более массовое продажу низкокачественного музыкального суррогата, однако деструктивная составляющая его деятельности очевидна.
То, чем пытается заниматься Сергей Михалок, вполне можно охарактеризовать, как новая форма культурного экстремизма с использованием музыкальных форм для воздействия на неокрепшие умы молодежи. Вдобавок к этому, Михалок использует примитивную стилизация под околофутбольную субкультуру, пользуясь непритязательностью российских потребителей рок-индустрии и ограниченностью вкусов в некоторых кругах молодежи.
Вполне вероятно, что Сергей Михалок также эксплуатирует свои музыкальные проекты и свою желаемую популярность среди молодежи для заказной пропаганды либерально-аморальных, деструктивных и экстремистских идей, чем не брезгуют заниматься сегодня в России многие творческие деятели, не имея других средств для заработка, утратив былую славу и востребованность на рынке развлекательных услуг, и, как способ приобретения скандальной популярности.
Деятельностью Сергея Михалка, и его новым концертным туров, безусловно, должны заинтересоваться правоохранительные органы, и провести проверку в связи с явным нарушением законодательства РФ. Прокуратура должна более детально изучить новый вид «экстремистского творчества» и запретить проведение концерта группы «Brutto», намеченное на 20 декабря в столице России.
Кроме того Сергей Михалок последовательно нарушает принятые в российском обществе традиционные нормы морали, при этом спекулируя популярными среди молодежи сценическим образами он пропагандирует разнузданность, вседозволенность, отказ от любых правил поведения, сексуальную распущенность и неуважение к ближним.
Безнаказанность автора, который транслирует свою деструктивную «идеологию» на значительную молодую аудиторию, лишь еще больше стимулирует его к продолжению деятельности и оправдывает его поведение в глазах слушателей.
По мнению экспертов Христианского правозащитного центра, Сергей Михалок открыто демонстрирует пренебрежение к законодательству страны, в которую приехал продавать продукты своего творчества.
Он последовательно нарушает Закон о хулиганстве и нецензурной брани в общественном – ст. 20.1, выражая явное неуважение к обществу.
Сергей Михалок в своих песнях не раз пытался оскорбить религиозных чувства верующих, делая неуважительные высказывания и видео-постановки (песни и клипы Матрешка, Воины света) с выпадами против Православия и Христианства в целом, и с оскорблением символики Русской Православной Церкви. Данные действия нарушают ст. 148 УК о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий.
Сергей Михалок последовательно занимается пропагандой необоснованного насилия и жестокости, что следует из текстов его песен и его поведения. На территории Украины и Белоруссии он не раз занимался призывами к насильственному захвату власти (за что его деятельность запрещена в Белоруссии) и развязыванию вооруженной войны, что вполне может повториться и в России (ст. 278, 280 и ст. 354).
Также действия Сергея Михалка могут квалифицироваться на территории РФ как «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично» (ст. 282).
Бывший лидер известной группы "Ляпис Трубецкой" и нынешний лидер группы "Brutto" Сергей Михалок сегодня живет в Киеве. Ни в Беларуси, ни в России работать он не может: то на него пытаются завести уголовное дело, то отменяют его концерты. В эксклюзивном интервью DW он рассказал о травле, с которой ему пришлось столкнуться, а также о том, с чем он борется теперь на Украине.
- В конце мая вы и продюсер группы "Brutto" Антон Азизбекян получили украинский вид на жительство. Но в Киеве ведь можно было жить и без него, с белорусским паспортом. Почему вы пошли на этот шаг? Это практический или символический жест?
- И то, и другое. У меня никогда не было юридического лица, фирмы, я всегда жил как анархо-синдикалист. В современной России и Беларуси шоу-бизнес работает, что называется, по-черному. Это намного удобнее, потому что избегаешь различных бюрократических препонов. Ну а с моими политическими взглядами это было еще и необходимо потому, что когда ты считаешь себя борцом с системой, то должен уметь от этой системы защищаться. Поэтому, когда я высказывал какие-то свои претензии к власти, я знал, что никакая налоговая, финансовая полиция, пожарные, никакие силовые структуры не могли на меня воздействовать, потому что в их системе координат нас не существовало.
Когда я приехал в Украину, то понял, что Украина - одна из первых стран в бывшем Советском Союзе, если не считать Прибалтики, которая хочет жить по-европейски. А по-европейски - это значит открыто: никого не бояться, платить налоги. Вот для чего мы это делаем - чтобы все было по закону. Страна обновляется, хочет новых ценностей. И раз я сюда приехал вместе с ней строить ее демократическое европейское будущее, значит, я должен был поступить так.
- Вы заявили о фактическом запрете на профессию в России и в Беларуси. Первой была Беларусь, откуда вы уехали в Россию после своих высказываний против Лукашенко...
- Я уехал из Беларуси в Россию, когда на меня было заведено первое дело по подозрению в оскорблении президента Беларуси. В России среди молодежи, среди фанатов, были очень сильны антипутинские настроения. Во время событий на Болотной вся российская контркультура, околофутбольные фанаты, хардкор, панки, хипстеры - люди модные, современные - были вдохновлены идеей революции. Поэтому, когда я жил в России, мне казалось, что именно оттуда пойдет какое-то освобождение: тогда в Украине был Янукович, и все было очень темно, в Беларуси было плохо, на Казахстан и страны Азии я вообще не смотрю... Но это революционное настроение сумели погасить буквально за несколько месяцев. Концерт группы Brutto в Вильнюсе Я думаю, что это было сделано, во-первых, с помощью правильной идеологии. Все молодежные фестивали - под эгидой губернаторов, под эгидой власти. Топовых футбольных хулиганов перекупили, как и группировки, которые были по своей сути анархистскими, как, допустим, "Ночные волки". То есть режим Путина - это не только идеология, это еще и конкретные деньги. Поэтому, когда у меня появился альбом "Рабкор", там уже были отголоски того, что в России по-серьезному начинают закручивать гайки.
- Песня "Воины света", которая была своеобразным гимном Майдана, стала, наверное, и отправной точкой нелюбви, которая появилась к вам впоследствии в России?
- После Майдана в прошлом году я в России дал больше ста концертов. Это огромное количество. При этом только порядка 10 или 12 были отменены. Все концерты прошли с аншлагами. Другое дело, что в России начала создаваться среда, когда такие, как я, стали выглядеть маргиналами. Появились оскорбления, подтасовки фактов и травля.
Скажем, в Тюмени был так отменен концерт: некая молодежная организация написала петицию, в которой говорилось: "Вчера он на Майдане кричал "убей русского, убей жида!", а сегодня едет в наш интернациональный город". По факту выхода этой статьи несколько других молодежных организаций, среди которых, например, Ассоциация боксеров Тюмени, начинают пикетировать клуб. Вы понимаете, что это за люди? Приходит 200 молодых бритых людей, начинают задирать директора клуба, засыпают его гневными письмами: "Ты что, принимаешь сюда "майданутого"? Пиндосовскую подстилку?" То есть нагнетается такая атмосфера, когда концерт провести уже невозможно. И милиция говорит: "Мы не можем обеспечить порядок и безопасность этих артистов, концерт отменяется". И власть, получается, вроде бы и ни при чем, но именно властные структуры создают атмосферу полного отрицания любой мысли, которая противоречит философии Кремля.
- После начала российско-украинского конфликта в странах бывшего Советского Союза остро встал вопрос национальной самоидентичности. А насколько важен он для вас? Ведь многие ваши последние песни написаны на белорусском языке - песня "Родны край", например.
- Для меня сейчас это вопрос номер один. Я вообще антиимпериалист, антимилитарист. Любая империя может существовать, только если ее держать с помощью кнута, колючей проволоки, ГУЛАГов. Империя совковая уже развалилась. И собирать ее назад - это очень плохо. Потому что современные россияне не видят в белорусах, украинцах или молдаванах отдельный, достойный и равный им народ. Они считают нас какими-то "недорусскими", как они говорят. У них имперское мышление, они считают, что таких наций нет, что у нас нет своей истории, своего языка, своей культуры, что мы все должны петь под дудку кремлевского руководства.
В России очень много своих собственных проблем. Огромная коррупция. Люди живут за чертой бедности. Наука, сельское хозяйство, - все в упадке. Шоу-бизнеса как такового нет. И от этой злости и безысходности люди ищут врага на стороне. Сегодня это украинцы, завтра монголы, послезавтра финны... Поэтому я сейчас живу в Украине и помогаю украинцам строить то общество, которое, возможно, станет моделью и примером и для Беларуси, и для Молдавии, и для Казахстана. Вот почему сейчас важно говорить: "Я - украинец", "я - белорус", "я - молдаванин". Ты русский? Хорошо, молодец. У тебя есть своя Россия, занимайся своими проблемами.
Сейчас идет идеологическая война. Идет напалм вранья, жесткого вранья из России. Я в России прожил до 18 лет, но я не общаюсь ни с одним одноклассником. У меня было столько друзей, мы вместе ходили в археологические экспедиции, занимались велоспортом! И они все как один думают, что я "майданутый", что я это делаю за деньги американцев. Ведь главное не Путин, не его фигура, а путинизм. А путинизм - это где надо - жестко: убрать, посадить, а где надо - хитро: подкупить, подойти сзади, понимаете? Поэтому я знаю, что и в Европу надо приезжать и петь. Путинизм - он повсеместный.
Источник: http://www.dw.com