Наталии ужвий
наталии ужвий
Наталья Михайловна Ужвий – украинско-советская актриса театра и кино, получившая большую известность не только на родине, но и в Соединенных Штатах. Ей пришлось пройти через репрессии родных и смерть сына, но она до конца осталась верна профессии.
«Актер не имеет права уставать. Нужно каждый день идти вперед, обязательно что-то делать. Иначе завтра останется во вчера» – эти слова стали жизненным кредо великой актрисы. Без нее невозможно представить украинское кино и театр минувшего столетия. Наталья Ужвий прожила долгую и бурную жизнь, утопающую в славе, любви и слезах.
Родители против брака
Ужвий родилась в 1898 году в городке Любомле на Волыни (в то время Российская империя). Кроме нее в семье подрастали еще пятеро братьев и две сестры. Отец работал кондуктором на железной дороге. Мать имела свою торговую лавку, где продавала пряники, конфеты, халву и другие сладости.
До 1912 года семья жила в поселке Брудно, недалеко от Варшавы, где Наталья посещала железнодорожное и городское училище. Тогда, в детстве, девочка даже и не мечтала о сцене (тем более о кино), она очень хотела стать учительницей. Окончила курсы. С 16 лет стала работать учительницей в селах Волынской, Ровенской, Полтавской губерний, учила первоклассников, играла в самодеятельном театре.
А уже на Черкащине она влюбилась в актерство до беспамятства. Увлечение оказалось настолько сильным, что она отыграла на любительской сцене за шесть лет свыше 65 ролей. В городе Золотоноше встретила и свою первую любовь – ее избранником стал будущий агроном Григорий Дробницкий. В 1921 году они поженились, хотя родители этот брак не одобряли. Уже скоро молодые столкнулись с бытовыми проблемами и нехваткой денег, а через год развелись.
Наталья решила покорить Киев, учиться мастерству в театральной студии. Ее дебют проходил в фойе киевского театра Русской драмы. А через несколько месяцев Ужвий уже играла роли во втором составе Первого театра УССР имени Тараса Шевченко. Здесь она встретилась с известным и опытным актером Иваном Марьяненко, который стал ее наставником.
А вскоре актриса вновь вышла замуж – ее супругом стал поэт-футурист Михаил Семенко. В Одессе Ужвий стала ведущей актрисой Одесского государственного драмтеатра. Но уже в середине 1926 года актрису пригласили в Харьков в театр «Березиль», в котором раскрывали свой талант Лесь Курбас, Амвросий Бучма, Марьян Крушельницкий, Александр Сердюк. Благодаря гению Курбаса, соединившего в себе таланты актера, режиссера и драматурга, удалось по-новому осмыслить на украинской сцене произведения Шекспира, Ибсена, Гауптмана, Шиллера, Мольера. Хотя время было трудное, карьера Натальи Ужвий начиналась интересно.
Всемирная слава
В театре под руководством Курбаса актерский талант актрисы заблистал по-новому, и она смогла сполна раскрыть все свои скрытые театральные качества. Но, впрочем, она и еще 64 ее коллеги в 1933 году поставили подписи под обвинительным письмом против главного режиссера театра. Наталья даже выступила на сцене с обличительной речью. Это был акт коллективного линчевания, ставший кульминацией травли и предвестником скорой гибели Курбаса. Его арестовали, сослали на Соловки, а в 1937 году расстреляли. За ту страшную ошибку Наталья Михайловна несла свой тяжелый крест до конца жизни, но никогда ни перед кем не оправдывалась.
На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла свыше 30 ролей в таких спектаклях, как «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Платон Кречет», «Гайдамаки», «Гибель эскадры» и другие. Карьера актрисы стремительно шла в гору. А вот семейная жизнь Натальи и Михаила Семенко трещала по швам. Актриса поздно возвращалась из театра, а Михаил свои ожидания топил в алкоголе. Кроме того, он уже знал, что у Натальи появился новый избранник, актер Евгений Пономаренко, который влюбился в актрису еще в Одессе, но отношения у них завязались спустя 10 лет. Евгений был на 11 лет моложе Натальи, поэтому она не спешила регистрировать брак.
Вскоре Михаила Семенко расстреляли, а в 1937 году сотрудники НКВД схватили братьев актрисы – Евгения и Назария, тоже расстреляли, а в квартиру актрисы пришли с обыском. Ужвий о судьбе братьев узнала только через 20 лет: в 1956 году ей сообщили, что они посмертно реабилитированы без состава вины.
Наталью Михайловну пригласил режиссер Гнат Юра в Киев, в Академический украинский театр имени Ивана Франко, где она в течение 50 лет была примой. Обращение к классическому репертуару по-новому раскрыло творческую одаренность актрисы, обогатило и расширило ее.
С 1926 года Ужвий уже заметили кинорежиссеры и стали приглашать на Одесскую киностудию. Она снялась в своем первом фильме «П.К. П.» («Пилсудский купил Петлюру»), а всего участвовала в 28 кинопроектах. Среди них «Пой песню, поэт…», «Украинская рапсодия», «Без вести пропавший», «Пламя гнева», «Партизаны в степях Украины», «Кармелюк», «Я люблю». Но фильм «Радуга» режиссера Марка Донского имел наибольший успех. Хотя Наталья не хотела там сниматься, ее уговорили Александр Корнейчук и Ванда Василевская. Фильм снимали в Ашхабаде в 1943 году. Образ Елены (Олены) Костюк на экране Ужвий отобразила убедительно, показала горе несчастной матери, потерявшей дитя.
Ленту отправили в Америку, где она получила главный приз ассоциации кинокритиков США и Высшую премию газеты Daily News. Говорили, что фильм «Радуга» посмотрели в Белом доме даже без перевода. Глубокое впечатление картина произвела на тогдашнего президента США Франклина Рузвельта. В американском прокате фильм стал сенсацией. Его посмотрели миллионы человек. Эта кинороль сделала Ужвий народной артисткой СССР.
Всегда женственная
В годы Великой Отечественной войны Наталья Ужвий вместе с театром находилась в эвакуации – вначале в Тамбове, затем в Семипалатинске, Ташкенте, Ашхабаде. С концертными бригадами побывала на многих фронтах, выступала и на передовой, и в госпиталях, в арьергардных войсках. В послевоенные годы она плодотворно трудилась над образами своих современниц в популярных в то время пьесах.
Главным в жизни великой актрисы был театр, им она спасала душу. А молодым актерам всегда говорила: «Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Где наступает покой, там конец творчеству и искусству». Сама же Наталья и не знала, что такое покой, когда речь заходила о работе. За свою карьеру Наталья Михайловна сыграла столько женских характеров и судеб, что трудно даже представить, кого она только не воплощала на сцене. Среди ее героинь были королевы и партизанки, врачи и колхозницы, крестьяне и ученые, народные умельцы и актрисы, пенсионерки и юные девушки, борцы и пленницы. И в каждой своей роли актриса умело отображала дух времени, в котором жила ее героиня. Рядом с ней выросло не одно поколение молодых дарований, которые с первых самостоятельных шагов на сцене чувствовали не только опеку Мастера, но и саму атмосферу живой легенды театра.
В 1951 году актриса пережила страшную трагедию. В 24 года от менингита умер ее единственный сын Михаил, почти год она не выходила на сцену. Тем не менее до старости Ужвий не переставала быть женщиной. Проходя, она оставляла за собой неповторимый шлейф духов, советовала молодым обязательно съедать в день по 5-7 грецких орехов, а еще занималась йогой, почти не сидела, даже читала стоя, чтобы не полнеть. Актриса прекрасно готовила и с радостью принимала гостей, особенно на Рождество и Пасху. Ужвий была уверена, что лучше нее никто не приготовит хачапури и бигус, поэтому часами стояла у плиты.
В зрелом возрасте в ее жизни после смерти сына остался только театр. Но в 1963 году ее уволили оттуда, сказав, что пора на пенсию. Правда, потом просили вернуться, но актриса достойно отказала. Но все же Ужвий заключала на некоторое время отдельные контракты и сыграла еще около 12 ролей, которые вошли в сокровищницу украинского театра. А всего за карьеру сыграла свыше 230 ролей.
В трудные и радостные времена вместе с ней был ее третий муж Евгений Пономаренко. Семейство жило рядом с театром и вечерами артистов часто видели во время прогулок. На склоне лет Ужвий серьезно заболела. До последнего она боролась с тяжким недугом. Великой актрисы не стало 29 июля 1986 года. Ее похоронили на Байковом кладбище Киева. Многие искусствоведы, режиссеры, артисты в один голос говорили о ней: «Это была целая эпоха». И это не просто слова, а настоящий факт.
Наш канал в Телеграмbr>Ужвий, Наталия Михайловна Н. М. Ужвий на марке Украины
Наталия Михайловна Ужвий (укр. Наталія Михайлівна Ужвій) (8 сентября 1898, Любомль, Волынская область — 22 июля 1986, Киев) — выдающаяся украинская советская театральная и киноактриса.
Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951). Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1984). Член ВКП(б) с 1945 года.
Биография
Начало творческой деятельности
Родилась в крестьянской семье на Волыни. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры). В поисках лучшей жизни отец устроился на работу на железную дорогу под Варшавой. До 1912 семья жила в поселке Брудно близ Варшавы. Там Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 работала учительницей. В годы революции семья перебралась в Золотоношу (современная Черкасская область). Здесь Наталия впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.
В 1922 Наталия развелась с первым мужем и уехала в Киев. Там она была зачислена во второй состав Первого театра УССР имени Шевченко. В театре Ужвий встретилась с известным актёром Иваном Марьяненко, который стал её наставником в актёрском мастерстве. В 1925—1926 — ведущая актриса Одесского государственного драматического театра.
Период «Березиля»
В 1926 поступила в Харьковский театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Начался один из самых плодотворных периодов в творческой жизни актрисы. Она становится ведущей актрисой театра. На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла около тридцати главных ролей: Оксана («Гайдамаки» по Шевченко, 1926), Фруманс («Золотое чрево» Кроммелинка, 1926), Магельон («Король забавляется» Гюго, 1927), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, 1929), Тетя Мотя («Мина Мазайло» Кулиша, 1929), Небаба («Диктатура» Микитенко, 1930), Олена Череда («Кадры» Микитенко, 1931), Маклена («Маклена Граса» Кулиша, 1933), Оксана («Гибель эскадры» Корнейчука, 1933), Улька («Бастилия Божьей Матери» Микитенко, 1934), Лида («Платон Кречет» Корнейчука, 1935), Маруся («Дай сердцу волю, заведет в неволю» Кропивницкого, 1936) и другие. Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.
Приехав в Харьков, который был столицей УССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов Михайля Семенко. В 1927 у них родился сын Михаил. C 1930 семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово» в Харькове.
Успешно развивается и кинокарьера Ужвий. Она сыграла роли в фильмах «КПК» (1925), «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927). Наталия Ужвий позировала скульптору Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове (1933—1935).
Начало политических репрессий против деятелей украинской культуры затронуло и Ужвий. В 1933 она была втянута в кампанию «разоблачения» Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением. Был арестован муж актрисы писатель Семенко (в этот момент они были уже в разводе). В 1937 Курбас и Семенко были расстреляны, погибли в результате репрессий и два брата актрисы.
Киевский период
В 1936 году Ужвий покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни она актриса Киевского государственного академического украинского драматического театра имени Франко. На сцене этого театра под руководством режиссёра Гната Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не меньшего успеха. Выдающимся достижением стали роли Елизаветы («Дон Карлос» Шиллера, 1936), Марины Мнишек («Борис Годунов» Пушкина, 1937), Софии («Последние» Горького, 1937), Варьки («Бесталанная» Карпенко-Карого, 1937), Маруси («Ой, не ходи, Грицю …» Старицкого, 1938), Тугиной («Последняя жертва» Островского, 1939), Анны («Украденное счастье» Франко, 1940), Беатриче («Много шума из ничего» Шекспира, 1940). Лучшая киноработа Ужвий этого периода — солдатка Евдокия в фильме «Выборгская сторона» (1938).
Актриса находит и свое личное счастье. В 1936 году она соединяет судьбу с актёром Евгением Пономаренко, с которым прожила до своей смерти.
Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга» (1944, Сталинская премия первой степени, 1946).
В 1951 актриса пережила ещё одну личную трагедию — после тяжелой болезни умер её единственный сын Михаил Семенко.
В послевоенный период Ужвий — признанный мастер сцены: Раневская («Вишневый сад» Чехова, 1946), Ольга («Макар Дубрава» Корнейчука, 1948, Сталинская премия второй степени, 1949), Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1948), Ванина («Житейское море» Карпенко-Карого, 1948), Наталия Ковшик («Калиновая роща» Корнейчука, 1950, Сталинская премия второй степени, 1951), Любовь Яровая («Любовь Яровая» Тренёва, 1951), Анна Олсен («На грани ночи и дня» Якобсона, 1951), Глафира («Егор Булычев и другие» Горького, 1952), Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1952), мадам Стессель («Порт-Артур» Попова и Степанова, 1952), Барлаковская («Петербургская осень» Ильиченко, 1954), Маскалева («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1956), Филумена Мартурано («Филумена Мартурано» Де Филиппо, 1957), Катерина («Почему улыбались звезды» Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер («Остановитесь» Рачады, 1965), Танкабике («В ночь лунного затмения» Карима, 1967), Люси Купер («Уступи дорогу завтрашнему дню» Дельмар, 1970), Роза Александровна («Ретро» Галина, 1982) — за две последние Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (1984). Ужвий сыграла в одной из первых лент Параджанова «Украинская рапсодия» (1961).
Член КПСС (1945). В 1954—1971 председатель Украинского театрального общества.
В 1973 удостоена звания Героя Социалистического Труда. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом Дружбы Народов, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета.
Умерла в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище. После смерти актрисы на доме, где она жила в Киеве, установлена мемориальная доска. Именем Наталии Ужвий названы улицы в Киеве и Харькове, дом ветеранов сцены в Пуще-Водице под Киевом.
Роли в кино
- 1925 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка
- 1926 — Тарас Шевченко — Ярина
- 1927 — Тарас Трясило — Марина
- 1935 — Прометей — Настасья Макаровна
- 1936 — Я люблю — Горпина
- 1937 — Назар Стодоля — Стеха
- 1938 — Выборгская сторона — солдатка Евдокия Козлова
- 1938 — Кармелюк — Оляна
- 1938 — Митька Лелюк — жена кузнеца
- 1940 — Майская ночь — свояченица
- 1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык
- 1944 — Радуга — Олена Костюк
- 1951 — Тарас Шевченко — Ярина, сестра поэта
- 1952 — Украденное счастье — Анна
- 1953 — Калиновая роща — Наталия Ковшик
- 1954 — Земля — Мария Федорчук
- 1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко
- 1956 — Без вести пропавший — Марфа
- 1956 — Триста лет тому — Варвара
- 1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна
- 1971 — Пой песню, поэт — мать Есенина
Воспоминания
- Ужвій Н. І Музи не мовчали…: зі спогадів видатної української актриси // Культура і життя. — 2005. — 30 апреля.
- Ужвий Н. «Я просто жила этой жизнью…» // Правда Украины. — 1988. — 8 сентября.
Литература
- Вергелис О. Наталья Ужвий: два цвета радуги // Киевские ведомости. — 2006. — 21 декабря.
- Наталія Ужвій // Народжені Україною: мемор. альм. — К., 2002. — Т.2. — С. 660—661.
- Полищук Т. …Она была Актрисой // День. — 2007. — 28 марта.
- Полищук Т. От королевы до партизанки // День. — 2008. — 8 марта.
- Ужвій Н. М. // Провідники духовності в Україні. — К., 2003. — С. 765—766.
- Ужвій Наталія Михайлівна // 100 видатних імен України / І.Шаров. — К., 1999. — С. 415—418.
- Ужвій Наталя // Енциклопедія українознавства. — Львів, 2000. — Т.9. — С. 3301.
- Ужвій Наталія Михайлівна // Жінки України: біогр. енцикл. слов. — К., 2001. — С. 462.
- Ужвій Наталія Михайлівна // Шевченківські лауреати, 1962—2001: енцикл. довід. — К., 2001. — С. 567—569.
Документальный фильм
Ссылки