Годы жизни г свиридова
Родился 16 декабря 1915 г. в гор. Фатеж (Курская губерния Российской империи, ныне Курская область РФ). Его отец был почтовым служащим, погиб во время Гражданской войны. Мать работала учительницей. В 1924-1932 гг. Георгий Свиридов жил в Курске. Там он начал заниматься музыкой, учился играть на рояле и балалайке, был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
В 1929 г. поступил в Курскую музыкальную школу, в 1932 г. продолжил образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 1936 г. Георгий Свиридов окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классу композиции педагога Михаила Юдина. В 1936-1941 гг. учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) по классу композиции у профессоров Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.
Через несколько дней после окончания консерватории был мобилизован и зачислен курсантом военного училища. В конце 1941 г. комиссован по состоянию здоровья. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске, в 1944 г. вернулся в Ленинград. С 1956 г. проживал в Москве.
Первый успех Георгию Свиридову принесли написанные в 1935 г. лирические романсы на стихи Александра Пушкина. Впоследствии он создал целый ряд вокальных произведений на стихи известных авторов: Михаила Лермонтова, поэтов-декабристов, а также Александра Блока, Роберта Бернса (в переводах Самуила Маршака), Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Сергея Есенина (поэма "Памяти С. А. Есенина" 1956 г., кантата "Деревянная Русь" 1964 г. и др.), Владимира Маяковского ("Патетическая оратория" 1959 г.).
Выпускными работами Свиридова в консерватории стали Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Во время войны композитор создал ряд произведений, посвященных героизму Красной армии, в том числе "Песню смелых" (на стихи Алексея Суркова) и музыку к оперетте "Раскинулось море широко".
Георгий Свиридов писал музыку для кино и спектаклей. Два наиболее популярных произведения композитора созданы именно для кинофильмов: вальс к экранизации повести Александра Пушкина "Метель" (1964, режиссер Владимир Басов) и сюита "Время, вперед!" для одноименного фильма по роману Валентина Катаева (1965, Михаил Швейцер и София Милькина). Фрагмент из сюиты "Время, вперед!" с 1970-х гг. используется в заставках информационной программы "Время" (ныне выходит на Первом канале), также композиция звучала на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.
Среди других произведений Георгия Свиридова - хоровой цикл "Курские песни" (1964), три хора к постановке трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович" (1973), хоровые концерты "Памяти А. А. Юрлова" (1973) и "Пушкинский венок" (1979), поэма на стихи Александра Прокофьева "Ладога" (1980), цикл "Песнопения и молитвы" (1994).
Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
В 1968-1973 гг. Георгий Свиридов занимал должность первого секретаря Союза композиторов РСФСР. Избирался в депутаты Верховного совета РСФСР VII-IX созывов (1966-1978).
Герой Социалистического Труда (1975).
Народный артист СССР (1970).
Лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1968, 1980), Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 г., премии президента РФ в области литературы и искусства 1997 г.
Был награжден четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени (1995).
Почетный гражданин Курска (1982) и Москвы (1997).
Дневники композитора были изданы в 2002 г. под названием "Музыка как судьба".
Был трижды женат. Первая супруга - пианистка Валентина Токарева. Сын - Сергей (1940-1956). Второй женой была Аглая Корниенко. Сын - Георгий Свиридов (1948-1997, кандидат филологических наук, специалист по японской литературе). Третья супруга - Эльза Клазер (1925-1998).
годы жизни г свиридова
Биография
Георгий Свиридов — советский композитор, вошедший в историю как представитель русской классической школы, основоположник направления «новая фольклорная волна». В то время как музыкальный язык XX столетия обострялся диссонансным звучанием, свиридовская простота и прозрачность палитры представляли особую ценность. Георгий Васильевич стремился передать масштаб событий, свидетелем которых он был, а вдохновение черпал в истории родины и творениях великих современников.
Детство и юность
Творческая биография Свиридова тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году. Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего композитора, стояли по разные стороны политических баррикад.
Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери, дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии.
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под его пера в начале 90-х.
С началом Гражданской войны отец Георгия трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Третий ребенок Свиридовых — младший брат будущего композитора — умер в младенчестве от испанки. Одинокая мать в поисках работы переехала в Курск к дальним родственникам.
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, недолго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
В детстве Юра увлекся не только музыкой: он любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве зарубежных и русских поэтов. А заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро освоил этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
В 1929 году Свиридов поступил в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем будущего композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию продолжить обучение музыке в ленинградском Центральном музыкальном техникуме. И в 1932 году его взял в свой класс пианист Исайя Браудо. Параллельно с учебой юноша подрабатывал тапером в кинотеатре.
Обучаться композиции он начал у Михаила Юдина, а в 1936 году стал студентом Ленинградской консерватории, где занимался в классе Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Уже через год после поступления Георгия приняли в Союз композиторов. Выпускными работами музыканта стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
Военные годы Свиридов провел в эвакуации в Новосибирске вместе с составом Ленинградской филармонии, в которую он устроился работать сразу же после завершения образования. В это время набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступил к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
На творчество его вдохновляла поэзия Уильяма Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 50-х Свиридов приступил к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина» и Владимира Маяковского, сочинив Патетическую ораторию. Композитор создал кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обрели его вокальные произведения на стихи Николая Некрасова, Михаила Лермонтова.
В 60-е Георгий Васильевич, благодаря собранному фольклорному наследию края, открыл новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создал цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество ученика в целом:
«У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 70-х годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создал знаменитое произведение «Метель» по мотивам одноименной повести Александра Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Не менее популярным стало произведение «Время, вперед!», известное каждому гражданину страны: отрывок из него каждый день звучал (и по-прежнему звучит) в заставке программы «Время». Эту музыку Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, эту композицию он создал за час, и все благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была создана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» — вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был три раза женат. У Георгия Васильевича было два сына, но по трагическим обстоятельствам он пережил их обоих.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рожден в браке с первой супругой, композитор никогда не упоминал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что юноша покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Ему было на тот момент 16 лет.
Младший сын Юрий тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии композитор так и не узнал.
О первых двух браках Свиридов не упоминал в интервью. Известно, что его первая жена была пианисткой, сокурсницей по техникуму. Звали ее Валентина Токарева.
Вторая жена Георгия Васильевича, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради нее он оставил первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково ее называл музыкант, у него родился второй сын, Юрий.
Поклонникам известна третья жена композитора — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе его на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения Георгия Васильевича. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались — так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
В близких отношениях композитор состоял со своим племянником Александром Белоненко. Родственник музыканта сам отличился на ниве служения родине — музыковед, заслуженный деятель искусств России, он впоследствии возглавил Свиридовский институт в Санкт-Петербурге. С детства проводил время с Георгием Васильевичем и стал свидетелем написания многих музыкальных произведений своим дядей. По рассказам Белоненко известно, что Георгий Васильевич обладал уникальной памятью, многие стихотворения для своих произведений помнил с детства.
Последние годы и смерть
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества супруга. Во многом она направляла его советами и взглядом со стороны. Она пережила мужа только на четыре месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова. После смерти вдовы это место оставили навсегда за ней.
Последние годы жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Васильевич запечатлен серьезным философом, поглощенным думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года. Причиной смерти был указан обширный инфаркт.
Память
Помимо музея в Фатеже, родном городе композитора, и монумента в Курске, память о Свиридове была увековечена в названии астероида. Свою лепту внес племянник классика. Он занимался переизданием дневников Георгия Васильевича. Благодаря стараниям Белоненко в 2002 году была выпущена книга «Музыка как судьба».
Память о гениальном композиторе не угасает и в наши дни. В 2022 году состоялась ретроспектива документального фильма о жизни и творчестве Свиридова. Картина была создана еще в 1988-м режиссером Юрием Белянкиным.
Произведения
- 1934-1935 — 7 маленьких пьес для фортепиано
- 1935 — 6 романсов на слова А. С. Пушкина
- 1937 — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
- 1938 — 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова
- 1940 — Камерная симфония для струнного оркестра
- 1942 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
- 1956 — Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина»
- 1959 — «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского
- 1964 — «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные
- 1964 — Музыка к фильму «Метель»
- 1965 — Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака
- 1965 — Сюита «Время, вперёд!»
- 1973 — Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова»
- 1978 — Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
- 1977 — «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина
- 1979 — «Пушкинский венок» для хора
- 1980 — «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева
- 1980-1981 — «Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока
- 1994 — «Песнопения и молитвы»
Интересные факты
Свиридов ценил поэзию Сергея Есенина, считая его настоящим выразителем идей русского народа. Как признавался композитор, музыка для поэмы имени поэта зазвучала в его голове одномоментно, когда он однажды шел по полю.Георгий Васильевич считал, что жанр оратории больше соответствует духу времени, тогда как в опере много воды. Тем не менее перед смертью он жалел о том, что не создал ни одной оперы.Во время исполнения Патетической оратории в Ковент-Гардене на концерте программы «Дни советской музыки» весь зал встал на словах «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!». В английских газетах писали о том, что по масштабу музыка Свиридова соответствует произведениям Георга Фридриха Генделя.Композитор был настоящим бессеребренником — жил на государственной даче, рояль арендовал у Союза композиторов.Георгий Васильевич Свиридов родился (3) 16 декабря 1915 года в Курской губернии, в семье почтового служащего. Его отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске Георгий учился в Ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 года – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 году по классу Д.Д. Шостаковича.
С 1956 года Георгий жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 годах руководил Союзом композиторов РСФСР.
Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной «Поэмы памяти Сергея Есенина» (1956), определился индивидуальный стиль композитора. Основной чертой его стиля можно считать опору на первичную национальную жанровость и на национальную интонацию, речевую и песенную.
Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл «Песнопения и молитвы», но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.
Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий.
Его музыка (из фильма «Время, вперед!») звучала (и звучит) в заставке программы «Время» на первом российском телеканале; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно «Вальс» и «Романс» из «Метели»).
Умер Георгий Васильевич Свиридов в Москве 6 января 1998 года.
Российский композитор. Пианист. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист России. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, Сталинской, двух Государственных премий Российской Федерации.
Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж, Курская область. Мальчик появился на свет в обычной семье. Отец являлся почтовым служащим, а мать учительницей. В 1919 году отец погиб в Гражданскую войну защищая советскую власть.
С девяти лет Георгий жил в Курске. Здесь учился играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились, так как гораздо больше, чем рояль, юного Свиридова привлекала балалайка. Юноша выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. В 1929 году поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года окончил школу и приехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить занятия музыкой. Обучался на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.
В Северной столице семнадцатилетний юноша узнал много нового. Впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием стало то, что оказывается, можно учиться сочинять музыку, и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Написав две фортепианные пьесы в мае 1933 года принят в класс композиций профессора Михаила Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы молодой композитор представил первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.
В 1936 году Свиридов поступил в Санкт-петербургскую консерваторию, где стал учеником Дмитрия Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Георгий осваивал разные стили, пробовал свои силы в различных видах музыки: сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.
В июне 1941 года Георгий Васильевич закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, возвратился в Санкт-Петербург. За три года написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.
Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов, его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова Уильяма Шекспира, новые романсы и песни на слова отечественных поэтов, появившиеся в 1948 году. Георгий много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.
Познакомившись с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна, композитор оказался потрясен его вдохновенными произведениями. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах Александра Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов» о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе Самуила Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовском цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего: серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса являлись галереей музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Премьера состоялась 31 мая 1956 года в Москве. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.
Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» написанная в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Очень многие отечественные композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Георгия Васильевича является из них самым значительным и интересным.
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!», которая многие годы выступала музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака.
Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя. Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.
Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца. В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог: яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.
Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому: «Весенняя кантата», «Царь Федор Иоаннович». Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.
Следует отметить и «Концерт памяти Александра Юрлова», 1973 года, своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В поэме «Отчалившая Русь», 1977 года, напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок», концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой: единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.
Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока: кантата «Ночные облака», 1979 года. Через год появился хоровой цикл «Песни безвременья». Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.
В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику - за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.
Георгий Васильевич Свиридов скончался 6 января 1998 года. После отпевания в храме Христа Спасителя великого композитора похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
Награды и Признание Георгия Свиридова
Герой Социалистического Труда (1975) - за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
Народный артист России (1963);
Народный артист СССР (1970);
Ленинская премия (1960) - за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского;
Сталинская премия первой степени (1946) - за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) - за трио для фортепиано, скрипки и виолончели;
Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) - за «Курские песни» для хора и оркестра;
Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры - за концерт для хора «Пушкинский венок»;
Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства) - за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора;
Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) - за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство;
Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985);
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «В память 850-летия Москвы»;
Орден Свободы II степени (Албания, 1954);
Ордена и медали иностранных государств
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства;
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
Почетный гражданин Курска (1982);
Почетный гражданин Москвы (1997) - в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы;
Почетный доктор СПбГУП (с 1996);
Творчество Георгия Свиридова
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)
Шесть романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный[26] свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935)
Семь романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939)
Три романса на стихи А. А. Блока (1941)
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
Пять хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969)[27]
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979)
«Пушкинский венок» для хора (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981)
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)[28]
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же).
Инструментальные произведения
Семь маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершен)
Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944-1945)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964)
«Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
Сюита «Время, вперед!» (1965) музыка к одноименному кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978)
Симфония (год неизвестен; первое исполнение - 23.09.2016)
Фильмография
Георгий Свиридов - автор музыки к фильмам. Кроме того, композитор некоторое время входил в съемочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»), после чего сотрудничество композитора и М. Швейцера по каким-то причинам прервалось, и режиссер обратился к Г. Фиртичу, который и значится в титрах как автор музыки. Однако, согласно исследованиям кандидата искусствоведения А. Белоненко, в фильме звучит еще и музыка Г. Свиридова: тема автопробега принадлежит именно ему.
1939 - Поднятая целина
1940 - Веселей нас нет
1940 - Обыкновенное дело (короткометражный)
1951 - Пржевальский
1952 - Римский-Корсаков
1953 - Великий воин Албании Скандербег
1956 - Полюшко-поле
1957 - Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1960 - Воскресение
1964 - Русский лес
1964 - Метель
1965 - Время, вперед!
1968 - Огоньки (фильм-спектакль)
1970 - Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1975 - Доверие
1981 - Это было за Нарвской заставой
1981 - Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль Малого театра)
1982 - Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983 - Года моей весны (документальный)
1983 - Метелица (фильм-спектакль)
1994 - Царь Борис (фильм-спектакль)
1998 - Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 - Поэт Николай Рубцов (документальный) (используемая музыка)
2009 - Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
Участие в фильмах
1960 - Вдохновенное искусство (документальный)
1973 - Композитор Свиридов (документальный)
1996 - Время Свиридова (документальный)
Архивные кадры
Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)
Литературные произведения
Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 с.
Свиридов Г. В. Музыка как судьба - М.: Молодая гвардия, 2017.
Память о Георгии Свиридове
В сентябре 2005 года в Курске открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998).
Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).
C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.
C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).
В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.
На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски
Национальный Свиридовский фонд и Свиридовский институт возглавляет сын сестры композитора, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко.
Музыкальные школы
Московской детской музыкальной школе на северо-востоке столицы присвоено имя композитора в 1999 году.
В Екатеринбурге детская школа искусств № 14 носит имя Г. В. Свиридова с 2011 года.
Детская школа искусств в Выборгском районе Санкт-Петербурга получила имя композитора в 1999 году.
В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора в 1999 году.
В Тольятти Детской школе искусств было присвоено имя Г. В. Свиридова в 2006 году.
В Петрозаводске детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора с 2001 года.
Бердская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова в 2010 году.
В Курске в 1998 году его именем названа музыкальная школа (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова), в которой учился композитор.
Серовская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова с 2002 года.
Детская музыкальная школа № 1 города Кропоткина носит имя композитора.
Детской школе искусств № 6 Ростова-на-Дону присвоено имя Г. В. Свиридова в 2002 году.
26 июля 2006 года Детской школе искусств № 3 Брянска присвоено имя композитора.
Губкинская детская школа искусств (Ямало-Ненецкий автономный округ) получила имя Г. В. Свиридова в апреле 2014 года.
Николаевской детской музыкальной школе (Волгоградская область) имя композитора присвоено в декабре 2005 года.
В 2002 году была создана Ассоциация детских школ искусств и детских музыкальных школ, носящих имя композитора. В Ассоциацию на конец 2018 года входит 13 школ.
Семья Георгия Свиридова
Отец - Василий Свиридов, почтовый служащий. Погиб, когда сыну было четыре года.
Мать - учитель.
Первая жена - Валентина Токарева.
Сын - Сергей (род. 1940). Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушел из семьи.
Вторая жена - Аглая Корниенко
Сын - Георгий (род. 1948), сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене.
Жена - Эльза Густавовна Свиридова-Клазер (1925-1998).
Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания.
13.11.2020