Польское кино 60 70 годов
польское кино 60 70 годов
средняя из 1472936 оценок
средняя из 1024404 оценоксредняя из 1006075 оценоксредняя из 938703 оценоксредняя из 900471 оценоксредняя из 877813 оценоксредняя из 798169 оценоксредняя из 755064 оценоксредняя из 708064 оценоксредняя из 683349 оценоксредняя из 683331 оценоксредняя из 674037 оценоксредняя из 641886 оценоксредняя из 635224 оценоксредняя из 632143 оценоксредняя из 630490 оценоксредняя из 619079 оценоксредняя из 618494 оценоксредняя из 614686 оценоксредняя из 611264 оценоксредняя из 598992 оценоксредняя из 591214 оценоксредняя из 577510 оценоксредняя из 575393 оценоксредняя из 567972 оценоксредняя из 567827 оценоксредняя из 552019 оценоксредняя из 546167 оценоксредняя из 533587 оценоксредняя из 533530 оценок"Ставка больше чем жизнь". 1967-68 год. Режиссер Януш Моргенштерн."Четыре танкиста и собака" 1966-1970 год. Режиссер Конрад Наленцкий Студия Zespół Filmowy Syrena"Знахарь" 1982 год. Режиссер Ежи Гофман. Кинокомпания "Зодиак""Ва-банк" 1981 год. Юлиуш Махульский Киностудия "Кадр"."Новые амазонки" 1983 год. Режиссер Юлиуш Махульский. Киностудия Кадр.средняя из 3397 оценоксредняя из 17 оценоксредняя из 13 оценоксредняя из 18 оценоксредняя из 76 оценоксредняя из 380 оценоксредняя из 1513 оценоксредняя из 12 оценоксредняя из 17 оценоксредняя из 958 оценоксредняя из 18 оценоксредняя из 52 оценоксредняя из 112 оценоксредняя из 16 оценоксредняя из 12 оценоксредняя из 3909 оценоксредняя из 35 оценоксредняя из 1215 оценоксредняя из 49 оценоксредняя из 27 оценоксредняя из 111 оценоксредняя из 595 оценоксредняя из 38 оценоксредняя из 317 оценоксредняя из 180 оценоксредняя из 308 оценокАнджей Вайда, «черная серия», оскароносный мультфильм и утерянный шедевр немого кино ОглавлениеБолеслав Матушевский
Один из первых операторов-хроникеров и пионер теории кино.
Будучи подданным Российской империи Польша до 1917 года была частью Российской империи и называлась Царством Польским., оператор-хроникер Болеслав Матушевский (1856 — 1943 или 1944) среди прочего снимал коронацию Николая II. Он быстро осознал документальную ценность кинематографа. Матушевский сформулировал свою идею в небольшом тексте с говорящим названием «Новый источник истории». Он подробно описал сферы, в которых можно применять новомодное изобретение: сельское хозяйство, промышленность, медицина, военное дело, этнография и даже уголовный розыск. Особый акцент ставился на образовательно-просветительских целях. Еще одна важнейшая его идея, опередившая время, — необходимость создания киноархива. Его работа «Живая фотография: чем она является и чем должна стать» была опубликована в 1898 году и, к сожалению, надолго забыта.
«Сильный человек» (1929)
Редкий шедевр немого кинематографа, объединивший польскую литературную традицию, немецкий экспрессионизм и русский психологизм.
История польского немого кино сравнительно короткая. Самостоятельная киноиндустрия в Польше стала развиваться лишь после обретения страной независимости в 1918 году и занималась в основном пропагандой или чистым развлечением. Тем не менее фильм «Сильный человек», снятый накануне прихода эры звука, считается вершиной польского немого кино.
Фильм снят по роману Станислава Пшибышевского — одного из самых ярких и скандально известных польско-немецких писателей начала ХХ века, в эпитафии на надгробии названного «метеором молодой Польши». «Сильный человек» — история писателя-неудачника, который крадет роман у своего талантливого приятеля, попутно помогая ему отправиться на тот свет.
Режиссер картины Хенрик Шаро учился в России и считал себя учеником великого театрального экспериментатора Всеволода Мейерхольда. Есть любопытная параллель: именно Мейерхольд еще в 1916 году экранизировал «Сильного человека» в России. Картина не сохранилась, поэтому трудно сказать, насколько она повлияла на Шаро. Так или иначе, польский режиссер облек эту экспрессионистскую по духу историю в нетипичную форму.
Изобразительное решение напоминает немецкое кино 1920-х, а психологизм отсылает скорее к русской школе — недаром главную роль в картине исполнил выдающийся актер МХТ Григорий Хмара, впоследствии эмигрировавший из России. Отдельного упоминания заслуживают натурные съемки Варшавы конца 1920-х, сделанные итальянским оператором Джованни Витротти.
Шедевр Шаро считался утраченным и лишь в конце 1990-х был обнаружен в брюссельском киноархиве — эта находка скорректировала представления о дозвуковом периоде развития польской кинематографии.
«Последний этап» (1947)
Первый в мире игровой фильм о концлагере, на долгие годы ставший образцом для картин о Холокосте.
Режиссер Ванда Якубовская на себе испытала ужасы Аушвица и снимала свой главный фильм по горячим следам — спустя два года после окончания войны. Отсюда документальная подлинность изображения, снятого Борисом Монастырским Настоящее имя — Бенцион., оператором «Радуги» «Радуга» (СССР, 1943) — первый фильм, в котором было рассказано о трагедии в Бабьем Яре, где в период с 1941 по 1943 год нацистами было расстреляно, по разным подсчетам, от 70 000 до 200 000 человек. Марка Донского.
Сюжетная канва — история подпольной борьбы узниц под началом советских заключенных — сегодня выглядит идеологическим компромиссом, без официального одобрения и участия Москвы картину боялись запускать в производство. В 1990-е «Последний этап» критиковали за «лакировочность» и полуправду, однако трудно представить, что в 1947 году мог быть снят еще более жесткий и натуралистичный фильм. Недаром он по-прежнему остается своего рода точкой отсчета для других кинокартин о Холокосте. Отголоски поэтики Якубовской заметны у столь разных режиссеров, как Алан Пакула («Выбор Софи») или Ласло Немеш («Сын Саула»).
Этот фильм стоит особняком в истории кино не только по вышеназванным причинам. Кроме прочего, это первая польско-советская копродукция и первый крупный международный успех польского кинематографа — фильм получил награду Всемирного совета мира.
Польская киношкола
Новое поколение режиссеров, вышедших на авансцену польского кинопроцесса в середине 1950-х годов. Они радикально преобразили отечественный кинематограф и обеспечили ему международную славу. Главные имена — Анджей Вайда, Ежи Кавалерович и Анджей Мунк.
Польская киношкола пришла на смену соцреализму, который царил на польских экранах всего несколько лет Считается, что эпоха соцреализма в польском кино ведет отсчет с 1949 года, когда на съезде кинематографистов в городе Висла это течение было объявлено единственно верным.. После смерти Сталина и смены политического климата художники ощутили небывалую до тех пор свободу и стремились честно выразить то главное, что их волновало. Центральной темой стала недавно закончившаяся война — но не в пропагандистско-героическом, а в ее человеческом измерении. Важнейшей точкой отсчета стала традиция итальянского неореализма, а также польского романтизма родом из классической литературы XIX века.
С советскими кинематографистами той эпохи поляков роднил не только интерес к отдельно взятой личности, но и желание осовременить киноязык. Именно поэтому в фильмах Анджея Вайды актеры — в первую очередь Збигнев Цибульский в «Пепле и алмазе» (1958) — держались столь раскованно и говорили «как в жизни». А в «Настоящем конце большой войны» (1957) Ежи Кавалеровича впервые в польском кино камера стала субъективной, передавая психологическое состояние главного героя, его внутренний разлад и концлагерную травму.
Отчасти в оппозиции к фильмам, пронизанным горечью и болью, возникли иронические ленты. Эту грань польской киношколы представляет Анджей Мунк в картине «Эроика» (1958), где появляется проблема «случайного» героизма. Режиссер не отрицает подвиг народа, но резко снижает пафос, постулируя отказ от мифологизации. Казимеж Куц подхватил эту интонацию в своем дебютном фильме «Крест за отвагу» (1958), в котором драматизм сочетается с абсурдизмом и даже черным юмором. Особенно ярко это проявляется в новелле «Вдова», где молодая девушка, потерявшая на фронте мужа, вынуждена после окончания войны жить в тени его героической смерти.
Подробнее — в лекции «Польская киношкола: от соцреализма к фильмам о человеке»
Анджей Вайда
Самый известный в мире польский режиссер, автор десятков фильмов и спектаклей, сыгравших важнейшую роль в развитии послевоенной европейской культуры.
«Анджей Вайда, безусловно, режиссер номер один в Восточной Европе. После эмиграции Формана у него вообще не могло быть конкуренции», — утверждает киновед Ирина Рубанова. С этим трудно спорить. Вклад Вайды (1926–2016) в культуру родной страны сложно переоценить, особенно если вспомнить, что не менее активно, чем в кино, Вайда работал в театре, был общественным деятелем и педагогом. Человек удивительной энергии, он постоянно находился в поиске и при этом обладал редким чутьем к тому, что в конкретный момент особенно тронет зрителя. Отсюда столь разнообразная фильмография, в которой обнаруживаются едва ли не все жанры (пожалуй, за исключением хоррора).
Чтобы навсегда остаться в истории кино, Вайде достаточно было снять «Пепел и алмаз» (1958) — пронзительную драму солдата, уставшего от войны, но вынужденного продолжать борьбу в раздираемой политическими противоречиями стране. Какой смелостью надо было обладать, чтобы констатировать: период установления коммунистического режима в Польше был временем гражданской войны. И каким талантом — чтобы заставить зрительный зал сопереживать герою «неправильных», антикоммунистических взглядов. Не менее откровенной была и «нововолновская» по духу картина «Все на продажу» (1968), классическое «кино о кино», где режиссер совершил акт саморазоблачения и покаяния одновременно. В «Земле обетованной» (1974) Вайда проявил себя как мастер эпического полотна: лента по сей день восхищает как постановочным мастерством, так и глубиной психологической проработки образов главных героев. А «Человек из мрамора» (1976) открыл для бывшего соцлагеря тему сталинизма, идеологической фальши, ломавшей жизни людей.
Польский классик всегда живо интересовался русской культурой. Ему принадлежит одно из первых переложений для экрана «Мастера и Маргариты» — фильм «Пилат и другие» (1971), а в 1994 году он снял экранизацию Достоевского «Настасья», в которой выдающийся актер кабуки Бандо Тамасабуро сыграл одновременно и Мышкина, и Настасью Филипповну. В контексте России, а точнее СССР, конечно, следует назвать «Катынь» (2007), сделать которую Вайда считал своим долгом по отношению к отцу, погибшему в застенках НКВД. Но даже здесь он вывел на первый план положительный образ советского офицера, таким образом давая понять, что не снимает антироссийское кино, а, наоборот, призывает к взаимопониманию и примирению через признание преступных ошибок прошлого.
В короткой статье невозможно рассказать обо всех важных работах Вайды. Символично, что, уже будучи признанным мэтром, в 82 года режиссер получил приз «за открытие новых путей в киноискусстве» на Берлинском кинофестивале с фильмом «Аир». Вайда никогда не останавливался на достигнутом, не почивал на лаврах, а его последняя работа «Послеобразы» (2016) убедила даже ярых противников режиссера в том, что никому не удавалось столь точно и тонко комментировать происходящее в Польше, облекая критику в метафорическую и всегда разную форму.
«Черная серия»
Направление в польском документальном кино середины 1950-х годов, в котором впервые появилась критика негативных явлений общественной жизни.
Многие эстетические новации в кинематографе возникают и испытываются вначале в документалистике, которая до недавних пор была преимущественно короткометражной и более дешевой с точки зрения производства. Так произошло и с польской киношколой, чье возникновение отчасти подготовили документалисты. Любопытно, что первопроходцами на этом пути стали выпускники ВГИКа Ежи Гоффман и Эдвард Скужевский. В 1955 году, вернувшись из СССР в Польшу, они сняли фильм «Внимание, хулиганы!» о бандитизме в Варшаве, за ним последовала лента «Дети обвиняют» (1956), посвященная судьбам детей алкоголиков. И хотя это постановочные картины, а закадровый комментарий вносит в них однозначный морализаторский тон, это все равно был прорыв.
От мокьюментари до хроники: все виды документального кино
«Черная серия» вывела на экран самые острые проблемы современности, не только связанные с преступностью, но и социально-психологические: молодые герои фильма Владислава Шлесицкого и Казимежа Карабаша «Люди из пустого пространства» (1957) не находят себе места в окружающей действительности. «Варшава-1956» Ежи Боссака шокировала контрастом между лоском административных зданий столицы, восстановленных после войны, и руинами, в которых жили обыкновенные люди. «Черная серия» выплеснула на экран реальную жизнь. Спустя несколько лет на очередном витке идеологических заморозков все эти фильмы стали символом «очернительства». Однако именно они проложили дорогу будущим успехам польской документалистики, которая и сегодня остается одной из самых интересных в Европе.
«Третье кино»
Молодое поколение режиссеров, в конце 1960-х годов пришедшее на смену ветеранам и польской киношколе. В их фильмах отчетливо виден поиск актуальных тем и новой эстетики.
Этот термин в последнее время не так часто используется киноведами, однако он обозначает важные процессы, происходившие в польском кино на рубеже 1960–70-х годов. Речь о смене поколений в режиссуре. Почти все фильмы режиссеров польской киношколы посвящены войне или послевоенному травматическому опыту. Затем в кино пришли те, кто родился перед войной или в начале 1940-х. Это было первое поколение, выросшее уже в коммунистической Народной Польше, не знавшее довоенных реалий и почти не помнившее военного кошмара. Режиссеров этого поколения интересовала современность, и для ее воплощения они искали новые формы.
К сожалению, немногим из них удалось сделать успешную карьеру, и тем не менее их фильмы, часто дебютные, были выдающимися. Среди них поэтическая притча Витольда Лещиньского «Житие Матеуша» (1967), баллада Хенрика Клюбы «Солнце всходит раз в день» (1967), триллер «Третья часть ночи» (1971) Анджея Жулавского, психологические драмы «Спасение» Эдварда Жебровского и «Перст Божий» Антония Краузе (оба 1972) и, конечно, «Навылет» (1972) Гжегожа Круликевича — один из наиболее радикальных экспериментов в истории не только польского, но и всего центральноевропейского кинематографа. Характерно, что Жулавский в середине 1970-х был вынужден покинуть Польшу, разделив судьбу Романа Поланского и Ежи Сколимовского, уехавших еще в 1960-х.
«Кино морального беспокойства»
Направление в кино Польши и других соцстран второй половины 1970-х годов. Остросоциальные фильмы на современном материале демонстрировали общественный кризис и нравственную деградацию.
Это второе крупное явление в истории польского кинематографа после польской киношколы. Несмотря на то что термин по сей день вызывает дискуссии относительно авторства, а также точности и корректности, «кино морального беспокойства» — одна из визитных карточек польской культуры. Более того, это название нередко используется и в отношении других кинематографий бывших соцстран, когда нужно обозначить их специфические характеристики. В чем же заключается эта специфика?
«Кино морального беспокойства» возникло в Польше в середине 1970-х годов, когда все очевиднее становился кризис плановой экономики, а до начала протестного движения «Солидарность» оставалось всего несколько лет. Лидерами этого направления были в основном начинающие режиссеры, собравшиеся вокруг Анджея Вайды и его кинообъединения «X» («Икс»). У этих кинематографистов не было единой программы или манифеста, и общность их фильмов стала заметна не сразу. Каждого из этих режиссеров волновало положение дел в современной Польше. Поскольку открытая критика системы в Польской Народной Республике была невозможна, авторы фильмов обращались к локальным историям, в которых, как на лакмусовой бумажке, проявлялись проблемы и противоречия эпохи. Лицемерие, конформизм, карьеризм, отсутствие перспектив, разрушение базовых нравственных устоев — все это находило отражение в «морально беспокойных» фильмах и становилось косвенным обличением социалистического строя. Режиссеров в меньшей степени интересовали изыски киноязыка, чем социальная острота. И сейчас эти ленты кажутся прежде всего ценным документом времени: на экране предстают одинаковые панельные дома, узкие коридоры с подслеповатым освещением, тесные квартирки, обшарпанные учреждения — одним словом, серая, выцветшая реальность.
«Индекс» (1977) Януша Киёвского, «Распорядитель бала» (1977) Феликса Фалька, «Провинциальные актеры» (1978) Агнешки Холланд, «Кинолюбитель» (1979) Кшиштофа Кесьлёвского — классические образцы «кино морального беспокойства», принесшие славу молодым режиссерам. Впрочем, и сам Вайда снял в этой поэтике картину «Без наркоза» (1978), да и вклад Занусси в «кино морального беспокойства» огромен: его «Защитные цвета» (1976) воспринимаются как одно из самых острых и полемичных высказываний в истории польского кинематографа. Выдвигая в центр картины спор между доцентом-консерватором и молодым аспирантом-идеалистом, Занусси предлагает зрителю не решить, кто из них прав, но скорее задуматься о том, что каждый человек способен проявить качества обоих героев в зависимости от ситуации.
Кшиштоф Занусси
Классик польского и мирового кинематографа, повлиявший не только на становление «кино морального беспокойства», но и на польскую культуру в целом.
Режиссер-интеллектуал, режиссер-философ, режиссер-моралист — все эти определения не исчерпывают сущности творчества Кшиштофа Занусси (р. 1939). Если Анджей Вайда постоянно пробовал новые жанры, менял язык и стиль, то фильмография Занусси производит впечатление удивительно цельной и внутренне логичной. С первых шагов этого режиссера стало понятно, что в польском кино появился особый голос. Созерцательность, присущая Занусси, не отменяет социальной остроты. Напряженное вглядывание в бездны человеческой души не исключает внезапного юмора. И еще одна поразительная особенность: хотя этот режиссер никогда не стремился к внешней эффектности, к авангардному языку, от его фильмов невозможно оторваться, они обладают гипнотическим эффектом.
Всего один раз, в начале карьеры, Занусси снял необычную по форме ленту «Иллюминация» (1972), отдавая дань вошедшей в моду киноэссеистике. Он продемонстрировал, что ему вполне подвластны монтажно-нарративные эксперименты, и вернулся к более академичному кинематографу. «Структура кристалла» (1969), «Квартальный баланс» (1974), «Год спокойного солнца» (1984), «Все, что мое» (1989), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000) — шедевры, которые не стареют при всей укорененности в конкретных эпохах.
Занусси — программный консерватор, не желающий следовать трендам, ярый противник постмодернизма в любых его проявлениях. В своих фильмах он задается вечными, универсальными вопросами о границах познания, о дозволенном человеку, о его вечных спорах с Богом. Большую роль в его жизни и творчестве играет религия — в последние годы это стало заметнее проявляться в его лентах, а некоторое время он даже входил в Папский совет по культуре в Ватикане.
«Санаторий „Под клепсидрой“» (1973)
Визионерский шедевр режиссера-аутсайдера, сюрреалистическая экранизация прозы великого и загадочного Бруно Шульца.
Войцех Ежи Хас (1925–2000) начинал свой творческий путь в рамках польской киношколы, но уже тогда выделялся на фоне коллег. Его дебютная картина «Петля» (1957) по рассказу Марека Хласко до сих пор поражает умением создать невероятную, гнетущую атмосферу безысходности, бессилия человека перед лицом болезненной зависимости. Затем Хас ставил и ностальгические, воздушные фильмы о прошлом («Расставание», 1960), и неоднозначные психологические драмы («Как быть любимой», 1962), и полные фантазии костюмные картины (знаменитая «Рукопись, найденная в Сарагосе», 1964). Режиссер всегда чувствовал себя аутсайдером, что особенно ярко проявилось в 1970-е годы, когда внимание было приковано к «кино морального беспокойства». Хас решительно сторонился злободневности и социальности, поэтому снял за все десятилетие лишь одну, но, возможно, лучшую свою картину — «Санаторий „Под клепсидрой“».
Ему удалось, казалось бы, невозможное — перенести на экран изысканно-изощренную прозу Бруно Шульца, наполненную сюрреалистическими образами и гротескными ситуациями. Перед нами уникальное произведение о человеческой памяти и относительности смерти, экранизация снов, фантазий, видений. Огромная заслуга в том, что этот фильм невозможно забыть, принадлежит оператору Витольду Собочиньскому и художникам-постановщикам Ежи Скаржиньскому и Анджею Плоцкому. Смотря его сегодня, можно подумать, что у съемочной группы не было никаких ограничений. Конечно, это не так, особенно если учитывать ключевую роль еврейской мифологии в творчестве Шульца. «Санаторий „Под клепсидрой“» был высоко оценен за границей, в том числе на Каннском кинофестивале, но в Польше его приняли холодно и даже враждебно, так что следующую ленту Хас смог поставить лишь спустя почти десять лет.
Кшиштоф Кесьлёвский
Один из важнейших режиссеров авторского кинематографа 1990-х.
Статус культового режиссера Кшиштоф Кесьлёвский (1941–1996) приобрел в начале 1990-х годов, после выхода цикла фильмов «Декалог» (1988), но в особенности «Двойной жизни Вероники» (1991) и трилогии «Три цвета» (1993–1994), снятых во Франции. Предложенная режиссером поэтика визуально изысканной психологической драмы на долгое время стала своего рода образцом европейского артхауса.
Не отрицая ценности последних, французских работ Кесьлёвского, заметим, что его основной — польский — период был богаче в художественном отношении. В течение долгого времени режиссер снимал только короткие документальные фильмы, причем очень разные по стилю и задачам. Достаточно вспомнить «Рефрен» (1972), в котором проявилось умение Кесьлёвского схватывать абсурдные проявления жизни не без мрачноватого юмора, или фильм «Я был солдатом» (1970), доказывающий, что и в поэтике «говорящих голов» можно сделать поразительно суггестивное произведение. Кроме того, Кесьлёвский принял участие в съемках публицистической ленты «Рабочие’71: ничего о нас без нас», подвергнутой цензуре. «С точки зрения ночного сторожа» (1977) — совсем иная грань документального дарования режиссера. Шокирующий портрет рядового гражданина, любящего порядок и мечтающего о публичных смертных казнях. Впрочем, автор не спешит осуждать — он скорее пытается понять, как складываются подобные взгляды.
Картины Кесьлёвского второй половины 1970-х годов, как правило, ассоциируют с «кино морального беспокойства», а телевизионный «Персонал» (1975) нередко называют первым фильмом этого направления. При этом самому Кесьлёвскому претила поверхностная публицистичность. Неудивительно поэтому, что он уходит из документалистики, боясь причинить вред потенциальным героям фильмов. Написав манифест «Не вширь, а вглубь», Кесьлёвский начинает снимать все более сложные картины, в центре которых — универсальные проблемы судьбы, предназначения, любви и смерти. Картину «Случай» (1981), шедевр европейского кинематографа, можно трактовать как политическую (недаром она шесть лет находилась под запретом), но этим отнюдь не исчерпывается ее суть как философского высказывания о смысле человеческой жизни.
«Декалог» (1988) — телевизионный цикл из десяти фильмов, снятых по мотивам библейских заповедей, представляет собой квинтэссенцию творчества Кесьлёвского. Почти натуралистическая точность описания позднесоветского быта удивительным образом сочетается здесь с метафизическими поисками, а сквозь угрюмые пейзажи и неуютные интерьеры проглядывает вечность.
Агнешка Холланд
Режиссер с безупречной международной репутацией и редкий пример кинематографиста из Восточной и Центральной Европы, которому удается сочетать голливудское мастерство повествования с локальной проблематикой.
Холланд (р. 1948) — одна из самых ярких фигур в польском и международном кинопроцессе. В отличие от большинства звезд польской режиссуры она училась не в Лодзи, а в Праге, в знаменитой киношколе FAMU. Пребывание там в годы расцвета чехословацкой «новой волны» и подавления Пражской весны не могло не сказаться на мировоззрении и художественных предпочтениях начинающей кинематографистки. Ранние картины конца 1970-х не просто выдвинули ее в центр «кино морального беспокойства», но также обнаружили совершенно особое дарование. Пик аналитической и жесткой режиссуры Холланд этого периода — «Одинокая женщина» (1981) На экраны фильм вышел лишь в 1987 году.. Неслучайно Анджей Вайда привлек младшую коллегу к работе над сценарием «Без наркоза», а затем «Корчака». Неслучайно и то, что, оказавшись в эмиграции после введения в Польше военного положения, Холланд постепенно стала успешно вливаться в западный кинопроцесс, что удавалось мало кому из ее восточноевропейских коллег.
С годами Холланд достигла вершин мастерства, с одной стороны будучи очевидно ориентированной на американские образцы, с другой — не забывая о своих корнях и сохраняя польскую специфику. Достаточно вспомнить, что в ленте «Убить священника» (1988), где сыграли Кристофер Ламберт, Эд Харрис и Тим Рот, режиссер конструирует на экране именно польскую ситуацию 80-х годов. В сериале «Неопалимая купина» (2013) Холланд возвращается к истории самосожжения Яна Палаха в Праге, в «Гарете Джонсе» (2019) напоминает о голодоморе. Чувствительность к остросоциальным, политическим проблемам сочетаются у Холланд с умением тонко прорабатывать характеры героев, а трагическое чувство истории не отменяет лиризма.
Dokument kreacyjny
Подвид документального кино, в котором велика степень постановочности и делается ставка на изощренную визуальность.
Это труднопереводимое словосочетание обозначает одно из наиболее оригинальных явлений в польской документалистике, и аналоги ему не так просто найти в других кинематографиях. Речь об инсценированных, постановочных короткометражках, в основе которых лежат реальные события, и героем, как правило, выступает реальный человек. Однако это ни в коем случае не мокьюментари Мокьюментари — жанр кино, в котором полностью выдуманная история выдается за реальную, документальную. Один из самых популярных мировых примеров этого жанра — «Ведьма из Блэр», а в российском кино — «Первые на Луне»., смысл которого — выдать полностью выдуманную историю за реальность, а именно инсценированный док.
Мастером этого жанра кино был Войцех Вишневский (1946–1981). Симптоматично, что большая часть его фильмов находились под запретом: в этих произведениях видели идейную крамолу, подозрительный пессимизм и желание подорвать устои социалистического общества. Так, в «Ванде Гостиминьской, ткачихе» (1975) режиссер показывает ударницу труда, посвятившую всю жизнь работе у станка. Семья и дети отходят на второй план, когда героиня рассказывает о своих достижениях, используя заученные шаблонные фразы о строителях коммунизма. В результате фильм рисует скульптурный или даже роботизированный образ Гостиминьской.
В своем самом известном фильме «Букварь» (1976) режиссер почти совсем уходит от реалистичности. Оттолкнувшись от истории первого польского букваря, Вишневский показывает общество, разучившееся говорить. Авторская интонация здесь лишена даже намека на оптимизм. В финале ленты деревенские мальчики, услышав вопрос «А во что ты веришь?», поворачиваются спиной к камере и уходят прочь, а зритель, что называется, долго смотрит им вслед.
Польская школа анимации
В конце 1950-х искусство анимации в Польше вышло на международный уровень. Это объясняется богатой визуальной культурой и разнообразием техник, а также специфическим мировоззрением, в котором сочетаются мрачность и ироничность.
Польская школа анимации — еще один бренд Польши наряду с польской киношколой и «кино морального беспокойства». Ее хронологические рамки можно условно обозначить двумя крупными международными победами: Гран-при фильму «Дом» (1958) Валериана Боровчика и Яна Леницы на «Экспо-58» в Брюсселе и премия «Оскар», которую спустя три года после выхода получило «Танго» (1980) Збигнева Рыбчиньского. В двух этих картинах прослеживаются особенности польской анимации: умение находить оригинальную форму при ограниченных средствах и технических возможностях, подчеркнутая метафоричность языка, мрачная атмосфера, порой отмеченная черным юмором, склонность к абсурдизму и сюрреализму. Среди самых ярких представителей — Даниэль Щехура, Ежи Куча, Витольд Герш, Рышард Чекала, Петр Думала.
После анимационного застоя, наступившего в 1990-е годы, многие из режиссеров анимационного кино не просто продолжили снимать, но и воспитали следующие поколения, которые составили славу польской анимации уже XXI века: Томаш Сивиньский, Марта Паек, Томек Дуцкий, Изабела Плючиньская, Збигнев Чапля и другие.
Операторская школа
Работа с изображением всегда была знаком качества польских фильмов, поэтому многие представители профессии получают призы на крупнейших кинофестивалях и востребованы за рубежом.
Польские операторы без всякого преувеличения славятся на весь мир. Самое известное имя — Януш Каминьский, постоянный оператор Стивена Спилберга начиная со «Списка Шиндлера» (1993), однако он эмигрировал в США в ранней молодости и даже не успел поучиться в Польше. Регулярно работает за рубежом Славомир Идзяк: на его счету такие блокбастеры, как «Гаттака» (1997), «Черный ястреб» (2001), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007), но известность в начале карьеры ему принесло сотрудничество с Кшиштофом Кесьлёвским и Кшиштофом Занусси. Павел Эдельман — не просто самый яркий среди польских кинооператоров 1990-х годов и любимый оператор позднего Вайды, но также постоянный соавтор Романа Поланского начиная с «Пианиста» (2002). Из среднего поколения стоит упоминания Лукаш Жаль, снявший не только оскароносную «Иду» (2013) и «Холодную войну» (2018) Павла Павликовского, но также фильм Алексея Германа — младшего «Довлатов» (2018).
Если же говорить о тех, кто работал на родине, то это Ежи Липман, Ежи Вуйчик, Витольд Собочиньский, Эдвард Клосиньский, Зигмунт Самосюк. Кто-то из них делал ставку на черно-белую графичность кадра, кто-то — на импрессионистические возможности цветного изображения, кто-то — на документальность, близкую к репортажу, но всех их отличали собственный визуальный стиль и готовность к экспериментам. Умение найти операторское решение, адекватное содержанию, облечь его в пластически убедительную форму всегда отличало польских операторов и быстро привлекло к ним внимание. Традиции передаются из поколения в поколение, и нередко можно услышать мнение: даже если польский фильм не очень удачен, его стоит смотреть ради операторской работы.
Актерское мастерство
Актеры и актрисы кино на протяжении десятилетий составляли славу польского искусства — неслучайно их часто приглашали сниматься в другие страны, в том числе в СССР.
Расцвет польской актерской школы приходится на послевоенный период. Одной из главных черт обновленного польского кино стало иное, чем прежде, существование человека на экране: он стал свободнее и раскованнее, мог импровизировать. Все это, разумеется, не отменяло актерской техники, хотя сила Збигнева Цибульского — символа польской киношколы, «польского Джеймса Дина» — заключалась именно в его абсолютной естественности, отсутствии актерства. Люцина Винницкая, Ева Кшижевская, Калина Ендрусик, Анджей Лапицкий, Януш Гайос, Францишек Печка, Даниель Ольбрыхский, чуть позже Кристина Янда, Майя Коморовская, Збигнев Запасевич, Ежи Штур — список звезд 50–80-х годов можно продолжать долго.
Множество польских актеров в разные годы снималась у советских и российских режиссеров как в совместных постановках (Пола Ракса в «Зосе»), так и в лентах отечественного производства (Беата Тышкевич в «Дворянском гнезде», Эва Шикульская в «Звезде пленительного счастья»). Самый крупный успех выпал на долю Барбары Брыльской («Ирония судьбы, или С легким паром»), которая отчасти поплатилась за него карьерой на родине. Польки приносили с собой на экран нездешнюю легкость, таинственность, сексапильность. Поляки — импозантность и лоск. Эти традиции продолжаются и сегодня: Александр Миндадзе пригласил на главные роли в своем недавнем фильме «Паркет» (2020) двух лучших польских актеров XXI века — Агату Кулешу и Анджея Хыру.
Польский институт киноискусства
Организация, с появлением которой во многом связано возрождение польского кино в XXI веке.
Польский институт киноискусства — это государственная организация, находящаяся в ведении Министерства культуры. Все кинематографисты сходятся во мнении, что ее создание в 2005 году стало поворотной точкой в новейшей истории польского кино.
Институт ведет разнообразную деятельность, включающую поддержку фестивалей, развитие кинотеатров, просветительские проекты, продвижение польского кино за границей, но основная сфера — это распределение дотаций на производство картин.
Вскоре после появления института в Польше стало резко увеличиваться количество ежегодно снимаемых фильмов, но самое главное — заметно возросло их качество, и уже в 2008 году впервые заговорили о возрождении польского кино. В стране стали складываться благоприятные условия для дебютантов и экспериментаторов, она открылась для копродукций. Режиссер Павел Павликовский, успешно работавший в Великобритании, приехал на родину и снял «Иду», за которую в 2015 году был удостоен премии «Оскар».
Малгожата Шумовская
Лицо современного польского кинематографа. Каждый фильм этого режиссера становится событием не только в Польше, но и за ее пределами.
Малгожату Шумовскую (р. 1973) часто называют визитной карточкой современного польского кино. Действительно, вот уже больше десяти лет ее фильмы представляют страну на самых престижных мировых фестивалях, а сейчас она снимает уже вторую англоязычную картину.
В самых первых работах Шумовская заявила о себе как автор, интересующийся сложными психологическими проблемами, не боящийся болезненных и дискуссионных тем. Среди ее героинь — молодая девушка, пытающаяся примириться с нежелательной беременностью, в фильме «Иностранец» (2004), или женщина, за несколько месяцев теряющая самых близких людей, в «33 сценах из жизни» (2008). Именно эта картина, в которой ощущение неизбежности потерь парадоксально сочетается с принятием жизни, несмотря ни на что, открыла Шумовской дорогу к международному признанию. За последние десять лет она сняла шесть полнометражных картин, и каждая становилась событием, будь то фильм о проституции с участием Жюльет Бинош («Откровения», 2011), история деревенского ксёндза с гомосексуальными наклонностями («Во имя…», 2013) или основанный на реальных событиях рассказ об операции по пересадке лица («Лицо», 2017). Лучшей ее картиной пока остается «Тело» (2015) — метафизическая драма в духе Кесьлёвского.
Польские лауреаты премии «Оскар»
Польша не может похвастаться большим количеством премий Американской киноакадемии, хотя фильмы из этой страны не так редко номинировались на «Оскар».
Польские картины 12 раз в истории были номинированы на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: впервые это произошло в 1964 году (тогда «Нож в воде» Романа Поланского уступил «8 ½» Федерико Феллини), а в последний раз — в 2020 году («Тело Христово» Яна Комасы проиграло «Паразитам» Пон Джун Хо). Особенно богаты номинациями были 1970-е годы, когда в Польше стали активно снимать костюмные исторические блокбастеры, и «Земля обетованная» (1974) Анджея Вайды оказалась близка к победе, но после показа в Нью-Йорке была обвинена в антисемитизме Подробнее об этом смотрите в интервью с Наумом Клейманом.. Вайду номинировали еще трижды («Барышни из Вилько», «Человек из железа», «Катынь»), но только в 2000 году он получил почетного «Оскара» за вклад в кинематограф и вышел на сцену с вошедшими в историю словами: «Я буду говорить по-польски, поскольку хочу сказать то, что думаю и чувствую, а думаю я всегда по-польски».
Лишь одна польская лента — камерная пронзительная «Ида» Павла Павликовского — в 2015 году выиграла оскаровскую гонку, обогнав «Левиафана» Андрея Звягинцева. Стоит также отметить, что в 2003 году «Оскар» за лучшую режиссуру (фильм «Пианист») наконец получил Роман Поланский. Важным моментом в истории польской анимации стало награждение в 1983 году «Оскаром» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Танго» Збигнева Рыбчиньского — философско-бытовой притчи, во многом предвосхитившей эстетику видеоарта. В той же номинации была в 2008 году отмечен «Петя и волк» Сьюзи Темплтон (копродукция Польши, Великобритании, Мексики и Норвегии).
1. Новые амазонки / Сексмиссия / Seksmisja. Польша, 1983. Режиссер Юлиуш Махульски. Сценаристы: Юлиуш Махульски, Павел Гайны, Иоланта Хартвиг. Актеры: Ольгерд Лукашевич, Ежи Штур, Божена Стрыйкувна, Богуслава Павелец, Ханна Станкувна, Беата Тышкевич, Эва Шикульска и др. Прокат в СССР – 1986. 49,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
2. Знахарь / Znachor. Польша, 1981. Режиссер Ежи Гоффман. Сценаристы Ежи Гоффман, Яцек Фуксевич (по повести Тадеуша Доленги-Мостовича). Актеры: Ежи Биньчицки, Анна Дымна, Бернард Ладыш, Томаш Стокингер и др. Прокат в СССР – 1983. 41,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
3. Анатомия любви / Anatomia miłości. Польша, 1972. Режиссер Роман Залуски. Сценарист Ирениуш Иредыньски. Актеры: Барбара Брыльска, Ян Новицки, Богдана Майда, Марек Фронцковяк и др. Прокат в СССР – 1973. 36,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
4. Заклятие долины змей / Klątwa Doliny Węży. Польша–СССР-Вьетнам, 1987. Режиссер Марек Пестрак. Сценаристы: Владимир Валуцкий, Марек Пестрак, Войцех Нижиньски (по фантастической повести Роберта Стрэттона (псевдоним Веслава Гурницкого) «Хобби доктора Травена»). Актеры: Кшиштоф Кольбергер, Эва Салацка, Роман Вильхельми, Сергей Десницкий и др. Прокат в СССР – 1988. 32,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
5. Крестоносцы / Krzyzacy. Польша, 1960. Режиссер Александр Форд. Сценаристы: Леон Кручковски, Александр Форд, Ежи Стефан Ставиньски (по мотивам одноименного романа Генрика Сенкевича). Актеры: Уршуля Моджиньска, Гражина Станишевска, Анджей Шалявски, Хенрик Боровски, Мечислав Каленик, Александр Фогель, Эмиль Каревич, Люцина Винницка, Мечислав Войт, Леон Немчик и др. Прокат в СССР – 1962. 29,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
6. Самозванец с гитарой / Mocne uderzenie. Польша, 1966. Режиссер Ежи Пассендорфер. Сценарист Людвик Старский. Актеры: Магдалена Завадска, Ежи Турек, Ирена Щуровска и др. Прокат в СССР – 1970. 29,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
7. Прокаженная / Trędowata. Польша, 1976. Режиссер Ежи Гоффман. Сценарист Станислав Дыгат (автор романа – Хелена Мнишек). Актеры: Эльжбета Старостецка, Лешек Телешиньски, Ядвига Бараньска, Чеслав Воллейко, Люцина Брусикевич и др. Прокат в СССР – 1978. 28,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
8. Волчье эхо / Wilcze echa. Польша, 1968. Режиссер и сценарист Александр Сцибор-Рыльский. Актеры: Бруно Оя, Ирена Карель, Збигнев Добжиньски и др. В СССР – с 30 июня 1970. 27,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
9. Потоп / Potop. Польша-СССР, 1974. Режиссер Ежи Гоффман. Сценаристы: Ежи Гоффман, Адам Керстен, Войцех Жукровски (по роману Генриха Сенкевича). Актеры: Даниэль Ольбрыхски, Малгожата Браунек, Тадеуш Ломницки, Францишек Печка, Бруно Оя, Эва Шикульска, Леон Немчик и др. В СССР – 1976. 27,6 млн. зрителей за первый год демонстрации (из расчета в среднем на одну серию).
10. Зося / Zosia. СССР–Польша, 1966. Режиссер Михаил Богин. Сценарист Владимир Богомолов. Актеры: Пола Ракса, Юрий Каморный, Веслава Мазуркевич, Барбара Баргеловская, Зыгмунт Зинтель, Николай Мерзликин, Георгий Бурков и др. В СССР – с 4 сентября 1967. 22,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
11. Девичий заговор / Бабья республика / Rzeczpospolita babska. Польша, 1969. Режиссёр Иероним Пшыбыл. Сценаристы: Станислава Джевецка, Иероним Пшибыл. Актеры: Александра Заверушанка, Зофия Мерле, Ян Махульски, Кристина Химаненко, Веслава Квасьневска, Тереса Липовска и др. В СССР с 29 июня 1970. 20,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
12. Пан Володыевский / Pan Wołodyjowski. Польша, 1969. Режиссёр Ежи Гоффман. Сценаристы Ежи Гоффман, Ежи Лютовски (по роману Генриха Сенкевича). Актеры: Тадеуш Ломницки, Магдалена Завадска, Мечислав Павликовски, Ханка Белицкая, Барбара Брыльска, Ирена Карель, Ян Новицки, Даниэль Ольбрыхски и др. В СССР – с 9 ноября 1970. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
13. Ва-банк / Vabank. Польша, 1981. Режиссер и сценарист Юлиуш Махульски. Актеры: Ян Махульски, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош, Яцек Хмельник, Эва Шикульска и др. Прокат в СССР – 1985. Ва-банк-2, или Ответный удар / Vabank II czyli Riposta. Польша, 1984. Режиссер и сценарист Юлиуш Махульски. Актеры: Ян Махульски, Леонард Петрашак, Витольд Пыркош, Бронислав Вроцлавски, Яцек Хмельник, Эва Шикульска, Марек Вальчевски, Беата Тышкевич и др. Прокат в CCCР – 1987. 18,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
14. В пустыне и джунглях / В пустыне и пуще / W pustyni i w puszczy. Польша, 1973. Режиссёр и сценарист Владислав Шлесицки (по мотивам одноименной повести Генриха Сенкевича). Актеры: Томаш Менджак, Моника Роска, Эмос Банго, Малия Мекки, Станислав Ясюкевич, Эдмунд Феттинг и др. В СССР – с 29 марта 1976. 18,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
15. Только погибший ответит / Tylko umarły odpowie. Польша, 1969. Режиссер Сильвестр Хенциньски. Сценарист Анджей Выджиньски. Актеры: Рышард Филипски, Эва Вишневска, Януш Клосиньски и др. В СССР с 28 июня 1971. 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
16. Графиня Коссель | Hrabina Cosel. Польша, 1968. Режиссер: Ежи Антчак.
Сценарист Здзислав Сковроньски (по роману Юзефа Игнация Крашевского). Актеры: Ядвига Бараньска, Мариуш Дмоховски, Станислав Ясюкевич, Даниэль Ольбрыхски, Леон Немчик и др. Прокат в СССР – с 15 июня 1970. 17,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
17. Преступник оставляет след / Morderca zostawia ślad. Польша, 1967. Режиссёр и сценарист Александр Сцибор-Рыльски. Актеры: Тадеуш Шмидт, Кристина Миколаевска, Ива Млодницка, Збигнев Цибульски, Барбара Стеслович, Галина Пётровска и др. В СССР с 3 июня 1968. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
18. Ущелье ведьм / Стена ведьм / Ściana czarownic. Польша, 1966. Режиссёр Павел Коморовски. Сценаристы: Ежи Сушко, Анджей Бонарски. Актеры: Збигнев Добжиньски, Марта Липиньска, Ига Цембжиньска, Ирена Орска и др. В СССР с 1 декабря 1969. 16,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
19. Те, кого ищут / Разыскиваемый, разыскиваемая / Poszukiwany - poszukiwana. Польша, 1972. Режиссёр Станислав Барея. Сценаристы: Станислав Барея, Яцек Федорович. Актеры: Войцех Покора, Иоланта Бохдаль, Кристина Борович, Веслав Голас, Ежи Добровольски и др. В СССР – с 18 ноября 1974. 16,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
20. Вернись, Беата / Beata. Польша, 1964. Режиссер Анна Соколовска. Сценарист Михаил Тонецки. Актеры: Пола Ракса, Рената Коссобудзка, Пётр Павловски, Анна Цепелевска, Мариан Опаня, Веслав Голас и др. В СССР – с 7 февраля 1966. 16,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
21. Кудесник за рулем / Мотодрама. Польша, 1971. Режиссер Анджей Кониц. Сценарист Томаш Доманевски. Актеры: Яцек Федорович, Крыстына Сенкевич, Кристина Борович, Ига Цембжиньска и др. Прокат в СССР – с 17 июля 1972. 15,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
22. Как это случилось? / Необыкновенное озеро / Jezioro osobliwości. Польша, 1972. Режиссёр Ян Батори. Сценаристы: Ян Баторы, Кристина Сесицка (по роману Кристины Сесицкой). Актеры: Мария Ковалик-Калиновска, Барбара Хоравянка, Станислав Зачик, Мирослав Конаровски и др. В СССР – с 24 февраля 1975: 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
23. Последний свидетель / Ostatni świadek. Польша-ГДР, 1969. Режиссёр Ян Батори. Сценарист Ян Ковальски. Актеры: Станислав Микульски, Майя Водецка, Артур Млодницки, Януш Быльчиньски Эдмунд Феттинг и др. В СССР – с 27 января 1975: 13,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
24. Кошачьи следы / Kocie ślady. Польша, 1971. Режиссёр Павел Коморовски. Сценаристы: Павел Коморовский, Мариан Патковски. Актеры: Януш Гайос, Иоанна Ендрыка, Мечислав Павликовски, Алиция Яхевич и др. В СССР – с 19 ноября 1973. 13,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
25. Приключения канонира Доласа / Как я развязал Вторую мировую войну / Jak rozpętałem drugą wojnę światową. Польша, 1969. Режиссер и сценарист Тадеуш Хмелевски (по роману Казимижа Славиньского «Приключения канонира Доласа»). Актеры: Мариан Коциняк, Янина Бороньска, Адам Циприан, Виргилиуш Грынь, Здислав Кузняр, Юзеф Лодыньски, Ярослав Скульски, Томаш Заливски, Эльжбета Старостецка и др. Прокат в СССР – с 5 июля 1971. 13,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
26. Где генерал? / Gdzie jest generał? Польша, 1963. Режиссер и сценарист Тадеуш Хмелевски. Актеры: Ежи Турек, Эльжбета Чижевска, Роман Бартосевич, Зыгмунт Зинтель и др. В СССР – с 4 января 1965. 13,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
27. Влюбленный Пингвин / Pingwin. Польша, 1964. Режиссер и сценарист Ежи Стефан Ставиньски. Актеры: Анджей Козак, Кристина Борович, Войцех Дурьяш, Янина Калуска-Шидловска, Ирена Карель, Збигнев Цибульски и др. В СССР – с 28 февраля 1966. 13,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
28. Жена для австралийца / Żona dla Australijczyka. Польша, 1963. Режиссер Станислав Барея. Сценаристы Роман Невярович, Иероним Пшибыл. Актеры: Веслав Голас, Эльжбета Чижевска, Казимеж Вихняж, Станислав Вышиньски и др. В СССР – со 2 марта 1965. 12,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
29. Человек с ордером на квартиру / Человек с М-3 / Czіowiek z M-3. Польша, 1968. Режиссёр Леон Жанно. Сценаристы: Ежи Яницкий, Леон Жанно. Актеры: Богумил Кобеля, Ига Майр, Барбара Модельска, Эва Шикульска, Майя Водецка и др. В СССР с мая 1970. 12,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
30 .Ловушка / Pułapka. Польша, 1970. Режиссёр Анджей Пиотровски. Актеры: Холгер Малих, Анджей Копичиньски, Бруно Оя, Карин Бивен, Пауль Берндт, Иоанна Ендрыка и др. В СССР – с 7 ноября 1972. 12,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
31. Операция «Брутус» / Akcja Brutus. Польша, 1970. Режиссёр Ежи Пассендорфер. Сценарист Збигнев Ненацки. Актеры: Эва Кшижевска, Зыгмунт Хюбнер, Витольд Пыркош, Тадеуш Шмидт, Мариан Коциняк, Иоланта Бохдаль, Кристина Борович и др. В СССР – с февраля 1973. 11,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
32. Кукла / Lalka. Польша, 1968. Режиссер и сценарист Войцех Хас (по роману Болеслава Пруса). Актеры: Мариуш Дмоховски, Беата Тышкевич, Тадеуш Фиевски, Ядвига Халина Галлёва, Веслав Голас, Калина Ендрусик, Анджей Лапицки, Ян Махульски и др. Прокат в СССР – с 31 августа 1970. 10,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
33. Полный вперёд! / Cała naprzód. Польша, 1966. Режиссёр Станислав Ленартович. Сценаристы: Станислав Ленартович, Эва Шуманьска. Актеры: Збигнев Цибульски, Здислав Маклякевич, Тереса Тушиньска, Кшиштоф Литвин, Кристина Миколаевска, Леон Немчик и др. В СССР с 5 июня 1968. 10,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
34. Это я убил / To ja zabiłem. Польша, 1974. Режиссёр Станислав Ленартович. Сценарист Эва Шуманьска. Актеры: Януш Буковски, Мацей Гурай, Иоанна Богацка, Данута Максимович, Ирена Лясковска и др. В СССР – с 13 сентября 1976. 10,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
35. Пассажирка / Pasażerka. Польша, 1961/1963. Режиссеры Анджей Мунк, Витольд Лесевич. Сценаристы: Анджей Мунк, Зофья Посмыш-Пясецка, Зофия Посмыш. Актеры: Александра Шлёнска, Анна Цепелевска, Януш Быльчиньски и др. В СССР – с 14 декабря 1964. 9,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
36. Девушка в окошке / Panienka z okienka. Польша, 1964. Режиссёр Мария Каневска. Сценаристы: Ежи Брошкевич, Мария Каневска, Ян Марцин Шанцер (по одноименной повести Деотымы - Ядвиги Лушевской). Актеры: Пола Ракса, Ядвига Хойнацка, Александра Кажиньска, Мариуш Дмоховски, Януш Гайос, Леон Немчик и др. В СССР с апреля 1968. 9,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
37. Ленин в Польше / Lenin w Polsce. СССР-Польша, 1965. Режиссер Сергей Юткевич. Сценаристы. Евгений Габрилович, Сергей Юткевич. Актеры: Максим Штраух, Анна Лисянска, Антонина Павлычева, Илона Кусьмерска, Эдмунд Феттинг, Кшиштоф Кальчиньски, Владимир Акимов, Людвик Бенуа, Тадеуш Фиевски и др. В СССР – с 14 апреля 1966. 9,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
38. Пора мечтаний / Tabliczka marzenia. Польша, 1968. Режиссёр Збигнев Хмелевски. Сценарист Халина Снопкевич. Актеры: Юлия Лучковска, Анджей Пстраг, Зофья Трушковска, Ян Махульски и др. В СССР с 11 августа 1969. 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
39. Перстень княгини Анны / Pierścień księżnej Anny. Польша, 1970. Режиссёр и сценарист Мария Каневска. Актеры: Ежи Маталовски, Кшиштоф Строиньски, Пётр Сот, Веслава Квасьневска и др. В СССР – с 7 июля 1975. 8,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
40. Миллион за Лауру / Milion za Laure. Польша, 1971. Режиссёр Иероним Пшыбыл. Сценарист Ежи Яницки. Актеры: Богдан Баэр, Ирена Шевчик, Влодзимеж Новак, Тадеуш Росс, Кристина Борович и др. В СССР – с 25 марта 1977. 8,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
41. Не буду тебя любить / Nie będę cię kochać. Польша, 1973. Режиссёр Януш Насфетер. Сценаристы: Януш Насфетер, Тереза Насфетер. Актеры: Гражина Михальска, Хенрика Добош, Тадеуш Янчар и др. В СССР – с 27 сентября 1976. 7,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
42. Красная рябина / Jarzębina czerwona. Польша, 1969. Режиссёры и сценаристы Эва и Чеслав Петельски. Актеры: Анджей Копичиньски, Владислав Ковальски, Анджей Лапицки, Веслава Немыска, Иван Переверзев и др. В СССР с 1марта 1971. 7,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
43. Первый день свободы / Pierwszy dzien wolnosci. Польша, 1964. Режиссер Александр Форд. Сценаристы Богдан Чешко, Леон Кручковски. Актеры: Беата Тышкевич, Тадеуш Ломницки, Тадеуш Фиевски, Рышард Барыч, Кшиштоф Хамец, Роман Клосовски, Эльжбета Чижевска, Михаил Пуговкин, Всеволод Санаев и др. В СССР – с 11 апреля 1966. 7,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
44. Деревянные чётки / Drewniany Różaniec. Польша, 1964. Режиссёры Эва и Чеслав Петельски. Сценарист Чеслав Петельски (по одноименной повести Наталии Роллечек). Актеры: Иоанна Бесяда, Агнешка Веселовска, Здислав Карчевски, Халина Ковальска и др. В СССР – с 16 мая 1966. 7,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
45. Роман сорокалетнего / Я - мотылёк, или роман сорокалетнего / Motylem jestem, czyli Romans czterdziestolatka. Польша, 1976. Режиссёр Ежи Груза. Сценаристы: Ежи Груза, Кшиштоф Теодор Теплиц. Актеры: Анджей Копичиньски, Ирена Яроцка, Ирена Квятковска, Анна Сенюк, Януш Клосиньски, Роман Клосовски, Войцех Пшоняк и др. В СССР – с 3 апреля 1978. 7,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
46. Майор Хубаль / Хубаль / Hubal. Польша, 1973. Режиссёр Богдан Поремба. Сценаристы: Рышард Филипски, Богдан Поремба, Тадеуш Вежан, Ян Юзеф Щепаньски. Актеры: Рышард Филипски, Малгожата Потоцка, Тадеуш Янчар, Эмиль Каревич, Анджей Козак, Зыгмунт Малянович, Тадеуш Шмидт и др. В СССР – с 19 января 1976. 6,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
47. Несостоявшаяся дуэль / Выстрел / Wystrzał. Польша, 1965. Режиссёр и сценарист Ежи Антчак (по одноименной повести А. Пушкина). Актеры: Игнаци Гоголевски, Ива Млодницка, Анджей Жарнецки, Хенрик Бонк и др. В СССР – с 11 декабря 1967. 6,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
48. Красное и золотое / Czerwone i zіote. Польша, 1969. Режиссёр Станислав Ленартович. Сценарист Станислав Гроховяк. Актеры: Ядвига Хойнацка, Здислав Карчевски, Веслава Немыска, Ежи Блёк и др. В СССР с 19 октября 1970. 6,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
49. Бич божий / Bicz Boży. Польша, 1966.Режиссёр и сценарист Мария Каневска. Актеры: Барбара Драпиньска, Станислав Микульски, Ремигюш Зажицки, Пола Ракса, Кристина Борович и др. В СССР с 20 мая 1968. 6,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
50. Последние дни / Ostatnie dni. Польша, 1969. Режиссёр Ежи Пассендорфер. Сценаристы: Войцех Жукровски, Ежи Пассендорфер. Актеры: Войцех Семион, Богумил Антчак, Ян Бурек, Януш Быльчиньски и др. В СССР с 14 декабря 1970. 5,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
51. Меридиан ноль / Południk zero. Польша, 1970. Режиссер Вальдемар Подгурски. Сценарист Александр Сцибор-Рыльски. Актеры: Рышард Филипски, Ванда Нойман, Януш Клосиньски, Анджей Козак и др. В СССР с 27 марта 1972. 5,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
52. Декамерон-40: Матео Фальконе / Mateo Falcone. Польша, 1971. Режиссёр Ян Будкевич (по новелле Проспера Мериме); Маркхейм / Markheim. Польша, 1971. Режиссёр Януш Маевски (по рассказу Роберта Стивенсона); Дары волхвов / Dary magów (по одноименному рассказу О'Генри). Польша, 1972. Режиссёр Валентина Марушевска. Актеры: Александр Бардини, Януш Гайос, Ежи Камас, Богомил Симеонов, Анна Милевска и др. В СССР – с 15 июля 1974. 5,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
53. Весна, пан сержант / Wiosna panie sierżancie. Польша, 1974. Режиссёр и сценарист Тадеуш Хмелевски. Актеры: Юзеф Новак, Малгожата Притуляк, Тадеуш Фиевски, Тадеуш Квинта и др. В СССР – с 4 октября 1976. 5,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
54. Движущиеся пески / Ruchome piaski. Польша, 1968. Режиссёр и сценарист Владислав Шлесицки. Актеры: Малгожата Браунек, Марек Вальчевски, Гжегож Зухович, Хенрик Боровски, Стефан Фридман, Ежи Зельник, Леон Немчик, Анджей Шаевски и др. В СССР с 31 августа 1970. 5,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
55. День прозрения / День очищения (Dzień oczyszczenia). Польша, 1969. Режиссёр Ежи Пассендорфер. Сценарист Ежи Пшездецки. Актеры: Януш Буковски, Барбара Солтысик, Александр Белявский, Анатолий Голик, Станислав Ясюкевич и др. В СССР – с 11 сентября 1972. 5,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
56. Ярослав Домбровский / Jarosław Dąbrowski. СССР-Польша, 1975. Режиссёр Богдан Поремба. Сценарист Юрий Нагибин. Актеры: Зыгмунт Малянович, Малгожата Потоцка, Александр Калягин, Виктор Авдюшко, Владимир Ивашов, Ефим Копелян и др. В СССР с 26 июля 1976: 5,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
57. Польский альбом / Album polski. Польша, 1970. Режиссёр Ян Рыбковски. Сценарист Ришард Фрелек. Актеры: Барбара Брыльска, Анджей Северин, Ян Махульски, Болеслав Плотницки, Францишек Печка, Тадеуш Шмидт и др. В СССР с 7 февраля 1972. 4,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
58. Темная река / Ciemna rzeka. Польша, 1973. Режиссёр и сценарист Сильвестр Шишко (по мотивам одноименной повести Ежи Гжимковского). Актеры: Мацей Гурай, Алиция Яхевич, Ванда Нойман, Рышарда Ханин, Зыгмунт Малянович, Болеслав Плотницки, Францишек Печка, Малгожата Потоцка и др. В СССР – с 23 февраля 1976. 4,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
59. Локис / Lokis: Rękopis profesora Wittembacha. Польша, 1970. Режиссёр и сценарист Януш Маевски (по новелле Проспера Мериме). Актеры: Эдмунд Феттинг, Юзеф Дуряш, Густав Люткевич, Малгожата Браунек, Зофия Мрозовска и др. В СССР – с 17 июля 1972. 4,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
60. Награды и отличия / Nagrody i odznaczenia. Польша, 1973. Режиссёр Ян Ломницки. Сценаристы: Ян Ломницки, Вацлав Билиньски. Актеры: Мацей Райзахер, Витольд Дембицки, Кшиштоф Кальчиньски, Барбара Вжесиньска, Ядвига Янковска-Цесляк, Тадеуш Ломницки, Ян Энглерт и др. В СССР – с 9 августа 1976. 4,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
61. Жемчужина в короне / Perła w koronie. Польша, 1971. Режиссёр и сценарист Казимеж Кутц. Актеры: Люция Коволик, Ольгерд Лукашевич, Ян Энглерт, Францишек Печка и др. В СССР – с 8 апреля 1974. 4,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
62. Земля обетованная / Ziemia obecana. Польша, 1974. Режиссёр и сценарист Анджей Вайда (по одноименной повести польского писателя В. Реймонта). Актеры: Даниэль Ольбрыхски, Войцех Пшоняк, Анджей Северин, Анна Нехребецка, Тадеуш Бялощиньски, Александр Дзвонковски, Божена Дыкель, Францишек Печка, Анджей Лапицки, Збигнев Запасевич, Пётр Фрончевски, Войцех Семион, Ежи Зельник и др. В СССР – с 23 мая 1977. 4,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
63. Квартальный отчет / Квартальный баланс / Bilans kwartalny. Польша, 1974. Режиссёр и сценарист Кшиштоф Занусси. Актеры: Майя Коморовска, Пётр Фрончевски, Марек Пивовски, Зофия Мрозовска, Халина Миколайска, Мариуш Дмоховски, Барбара Вжесиньска и др. В СССР – с августа 1977. 4,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
64. Путешествие за улыбку / Podróż za jeden uśmiech. Польша, 1971. Режиссёр Станислав Ендрыка. Актеры: Хенрик Голембевски, Филип Лободзиньски, Алина Яновска, Кристина Борович и др. В СССР – с 3 декабря 1973. 4,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
65. Мальчишки мечтают / Ребята с Берёзовой улицы / Chłopcy z ulicy Brzozowej: Операция «Т» (Akcja ‘T’), Настоящий полёт / Prawdziwy lot. Польша, 1972. Режиссёр и сценарист Рышард Рыдзевски. Актеры: Петр Сот, Радослав Аркушински и др.
В СССР – с 29 декабря 1975. 4,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
66. Опасность / Zagrożenie. Польша, 1976. Режиссёр Вацлав Флёрковски. Сценаристы: Данута Бжоско-Мендрик, Вацлав Флёрковски. Актеры: Халина Винярска, Ежи Пшибыльски, Тереза Шмигелувна и др. В СССР – с 12 мая 1978. 4,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
67. Познанские соловьи / Poznańskie słowiki. Польша, 1965. Режиссёр Иероним Пшыбыл. Сценарист Ванда Жулкевска. Актеры: Павел Янковски, Эва Вавжонь, Кшиштоф Хамец, Ян Махульски и др. В СССР – с 19 января 1976. 3,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
68. Ультиматум / Ultimatum. Польша, 1984.Режиссёр Януш Кидава. Сценарист Ежи Яницки. Актеры: Станислав Михальски, Кшиштоф Кершновски, Ян Ерузаль, Леон Немчик и др. В СССР – с 21 июля 1986. 3,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
69. Всё в спешке / Гонки / Gonitwa. Польша, 1971. Режиссёр Зыгмунт Хюбнер. Сценаристы: Зыгмунт Хюбнер, Марек Новаковски. Актеры: Тереса Будзиш-Кшижановска, Бохдан Эймонт, Тадеуш Янчар, Хелена Домбровска, Стефания Ивиньска,
Эва Шикульска и др. В СССР – с июня 1973. 2,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
70. Академия пана Кляксы / Akademia pana Kleksa. Польша-СССР, 1983. Режиссёр Кшыштоф Градовски. Сценаристы: Ян Бжехва, Кшиштоф Градовски. Актеры: Пётр Фрончевски, Славек Вронка, Леон Немчик, Збигнев Бучковски и др. В СССР – с января 1985. 2,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
71. Всё на продажу / Wszystko na sprzedaż. Польша, 1968. Режиссёр и сценарист Анджей Вайда. Актеры: Беата Тышкевич, Анджей Лапицки, Даниэль Ольбрыхски, Эльжбета Чижевска, Витольд Хольц, Малгожата Потоцка, Богумил Кобеля, Адам Павликовски и др. В СССР с 14 декабря 1970. 2,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
72. Размышление / Структура кристалла / Struktura kryształu. Польша, 1969. Режиссёр и сценарист Кшиштоф Занусси. Актеры: Барбара Вжесиньска, Анджей Жарнецки, Ян Мыслович, Владислав Ярема, Адам Дебски и др. В СССР с 5 июля 1971. 2,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
73. Вызов / Wezwanie. Польша, 1971. Режиссёр и сценарист Войцех Соляж. Актеры: Ханна Скаржанка, Болеслав Плотницки, Ольгерд Лукашевич, Зыгмунт Малянович, Ирена Карель и др. В СССР – с 12 февраля 1973. 2,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
74. Путешествие пана Кляксы / Podróze pana Kleksa. Польша-СССР, 1985. Режиссёр и сценарист Кшиштоф Градовски. Актеры: Пётр Фрончевски, Владислав Ковальски, Хенрик Биста, Малгожата Островска, Збигнев Бучковски, Ежи Бончак, Мартин Бараньски, Георгий Вицин, Ирина Губанова, Леон Немчик и др. В СССР – с 7 июля 1986. 2,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
75. Счастливые дни Муми-троллей / Szczesliwe dni Muminkow. Польша, 1983. Режиссер Люцьян Дембиньски. Сценаристы: Люцьян Дембиньски, Мари Коссаковска. А Актеры: Михал Шевчик, Барбара Борковска и др. В СССР – с 1986. 2,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
76. Коперник / Kopernik / Copernicus. Польша-ГДР, 1972. Режиссёр Эва и Чеслав Петельски. Сценарист Здзислав Сковроньски. Актеры: Анджей Копичиньски, Барбара Вжесиньска, Чеслав Воллейко, Анджей Антковяк, Клаус-Петер Тиле, Хенрик Боуколовски, Ханньо Хассе, Хенрик Боровски, Ядвига Хойнацка, Александр Фогель, Леон Немчик и др. В СССР – с февраля 1975. 1,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
77. Романтичное время / Романтики / Romantyczni. Польша, 1970. Режиссёр Станислав Ружевич. Сценаристы: Станислав Ружевич, Витольд Залевски. Актеры: Игнаци Гоголевски, Владислав Ханьча, Ольгерд Лукашевич, Марта Липиньска, Малгожата Лесневска и др. В СССР – с октября 1972. 1,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
78. Лицо ангела / Twarz anioła. Польша, 1970. Режиссёр Збигнев Хмелевски. Сценаристы: Станислав Лёт, Збигнев Хмелевски. Актеры: Иржи Врштяла, Марек Дудек, Зыгмунт Малявски, Войцех Пшоняк, Алиция Зоммер, Леон Немчик и др. В СССР – с октября 1973. 1,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
79. Проделки близнецов / Девочка и мальчик / Dziewczyna i chłopak. Польша, 1980. Режиссёр Станислав Лoт. Сценаристы: Анетта Ольсен, Ханна Ожуговска. Актеры: Анна Сенявска, Войцех Сенявски, Станислав Микульски, Барбара Солтысик, Леонард Анджеевски и др. В СССР – с 3 ноября 1986. 1,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
80. День колибри / Dzień kolibra. Польша, 1983. Режиссёр Рышард Рыдзэвски. Сценаристы: Рышард Рыдзевски, Эва Пшибыльска. Актеры: Марцин Колтуняк, Даниэль Козакевич, Хенрик Махалица и др. В СССР – с июня 1986. 1,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
81. Бездомные / Доктор Юдим / Doktor Judym. Польша, 1975. Режиссёр Влодзимеж Хаупе. Сценаристы: Влодзимеж Хаупе, Анджей Гожевски (по роману С. Жеромского «Бездомные люди»). Актеры: Ян Энглерт, Анна Нехребецка, Ежи Камас, Хенрик Бонк, Пётр Фрончевски и др. В СССР – с 18 июля 1977. 1,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
82. По следам Бартека / Na tropach Bartka. Польша, 1982. Режиссёр Януш Ленски. Сценаристы: Януш Ленски, Янина Заёнцувна (по мотивам повести Ежи Сушки «Браконьер в ста лицах»). Актеры: Богуш Билевски, Барбара Крафтувна, Алина Яновска и др. В СССР – с апреля 1986. 1,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
83. Моя война, моя любовь / Moja wojna, moja miłość. Польша. 1975. Режиссёр Януш Насфетер. Сценаристы: Януш Насфетер, Тереза Насфетер. Актеры: Пётр Лысак, Гражина Михальска, Зофья Малынич, Ядвига Хойнацка, Веслава Мазуркевич, Анна Сенюк и др. В СССР – со 2 сентября 1977. 1,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
84. В разгаре лета / В середине лета / W środku lata. Польша, 1975. Режиссёр и сценарист Феликс Фальк. Актеры: Тереса Будзиш-Кшижановска, Анджей Хжановски, Ежи Треля, Марек Вальчевски и др. В СССР – с 26 сентября 1978. 1,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
85. Женщина в шляпе / Kobieta w kapeluszu. Польша, 1984. Режиссёр и сценарист Станислав Ружевич. Актеры: Ханна Микуць, Мария Чубасевич, Барбара Дзекан и др. В СССР – с 1 июня 1987. 0,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
86. Я действовал один / Роман с нарушителем / Romans z intruzem. Польша, 1984. Режиссёр и сценарист Вальдемар Подгурски. Актеры: Александер Миколайчак, Клаус-Петер Тиле, Катажина Павляк, Збигнев Бучковски и др. В СССР – с мая 1987. 0,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
87. Другая / Inna. Польша, 1976.Режиссёр и сценарист Анна Соколовска. Актеры: Барбара Бартыньска, Ивона Нижиньска, Катажина Павляк, Михал Петшак и др. В СССР – с августа 1978. 0,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
88. Прозрение / Olśnienie. Польша, 1976.Режиссёр Ян Будкевич. Сценарист Юрий Нагибин. Актеры: Януш Р. Новицки, Анна Нехребецка, Юзеф Коженёвски и др. В СССР – с 17 июля 1978. 0,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
89. Кто судить меня будет? / Я буду себя защищать / Na straży swej stać będę. Польша, 1983. Режиссёр и сценарист Казимеж Кутц. Актеры: Томаш Дедек, Войцех Высоцки, Кшиштоф Кольбергер и др. В СССР – с декабря 1986. 0,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Составитель: Александр Федоров, киновед, 2022
Источники киностатистики:
Основные данные киностатистики сверены по следующим источникам: Сведения о количестве зрителей, просмотревших художественные фильмы за 12 месяцев демонстрации по данным на… М.: Госкино, Управление кинофикации и кинопроката, 1965-1987: 1965, кв.1: (по данным на 1 апреля 1966 г.), 1966, 1968, кв.2: (по данным на 1 июля 1969 г.), 1969, кв.3: (по данным на 1 окт. 1970 г.), 1969, кв.4: (по данным на 1 янв. 1971 г.), 1970, кв.2: (по данным на 1 июля 1971 г.), 1970, кв.3: (по данным на 1 окт. 1971 г.), 1970, кв.4: (по данным на 1 янв. 1972 г.), 1971, кв.1: (по данным на 1 апр. 1972 г.), 1971, кв.2: (по данным на 1 июля 1972 г.), 1971, кв.3: (по данным на 1 окт. 1972 г.), 1971, кв.4: (По данным на 1 янв. 1973 г.), 1972, кв.1: (по данным на 1 апр. 1973 г.), 1972, кв.2: (по данным на 1 июля 1973 г.), 1972, кв.3: (по данным на 1 окт. 1973 г.), 1972, кв.4: (по данным на 1 янв. 1974 г.), 1973, кв.1: (по данным на 1 апр. 1974 г.), 1973, кв.2: (по данным на 1 июля 1974 г.), 1973, кв.3: (по данным на 1 окт. 1974 г.), 1973, кв.4: (по данным на 1 янв. 1975 г.), 1974, кв.1: (по данным на 1 апр. 1975 г.), 1974, кв.2: (по данным на 1 июля 1975 г.), 1974, кв.3: (по данным на 1 окт. 1975 г.), 1974, кв.4: (по данным на 1 янв. 1976 г.), 1975, кв.1: (по данным на 1 апр. 1976 г.), 1975, кв.2: (по данным на 1 июля 1976 г.), 1975, кв.3: (по данным на 1 окт. 1976 г.), 1975, кв.4: (по данным на 1 янв. 1977 г.), 1976, кв.1: (по данным на 1 апр. 1977 г.), 1976, кв.2: (по данным на 1 июля 1977 г.), 1976, кв.3: (по данным на 1 окт. 1977 г.), 1976, кв.4: (по данным на 1 янв. 1978 г.), 1977, кв.1: (по данным на 1 апр. 1978 г.), 1977, кв.2: (по данным на 1 июля 1978 г.), 1977, кв.3: (по данным на 1 окт.1978 г.), 1978, кв.2: (по данным на 1 июля1979 г.), 1978, кв.3: (по данным на 1 окт. 1979 г.), 1978, кв.4: (по данным на 1 янв. 1980 г.), 1979, кв.1: (по данным на 1 апр. 1980 г.), 1979, кв.3: (по данным на 1 окт. 1980 г.), 1979, Кв.4: (по данным на 1 янв. 1981 г.), 1980, кв.1: (по данным на 1 июля 1981 г.), 1980, кв.2: (по данным на 1 окт. 1981 г.), 1980, кв.3: (по данным на 1 янв. 1982 г.), 1980, кв.4: (по данным на 1 апр. 1982 г.), 1981, кв.1: (по данным на 1 июля 1982 г.), 1981, кв.2: (по данным на 1 окт. 1982 г.), 1981, кв.3: (по данным на 1 янв. 1983 г.), 1981, кв.4: (по данным на 1 апр. 1983 г.), 1982, кв.1: (по данным на 1 июля 1983 г.), 1982, кв.2: (по данным на 1 окт. 1983 г.), 1983, кв.1: (по данным на 1 июля 1984 г.), 1983, кв.2: (по данным на 1 окт. 1984 г.), 1983, кв.3: (по данным на 1 янв. 1985 г.), 1983, кв.4: (по данным на 1 апр. 1985 г.), 1984, кв.1: (по данным на 1 июля 1985 г.), 1984, кв.2: (по данным на 1 окт. 1985 г.), 1984, кв.3: (по данным на 1 янв. 1986 г.), 1984, кв.4: (по данным на 1 апр.. 1986 г.), 1985, кв.1: (по данным на 1 июля 1986 г.), 1985, кв.2: (по данным на 1 окт. 1986 г.), 1985, кв.3: (по данным на 1 янв. 1986 г.), 1985, кв.4: (по данным на 1 апр. 1987 г.), 1986, кв.1: (по данным на 1 июля 1987 г.), 1986, кв.2: (по данным на 1 окт. 1987 г.), 1986, кв.3: (по данным на 1 янв. 1987 г.), 1986, кв.4: (по данным на 1 апр. 1988 г.), 1987, кв.1: (по данным на 1 июля 1988 г.), 1987, кв.2: (по данным на 1 окт. 1988 г.) и др.
P.S. К сожалению, данные киностатистики по некоторым популярным в СССР польским фильмам («Фараон», «Рукопись, найденная в Сарагосе», "Пепел", "Пепел и алмаз", "Марыся и Наполеон", "Девушка из банка", "Особняк на Зеленой", "Где третий король?", "Лекарство от любви", "Гангстеры и филантропы" и др.) недоступны.
Подробнее о польском кино в моей книге (бесплатно, без пароля): Федоров А.В. Польский альбом: заметки о кино. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 146 с. https://ifap.ru/library/book637.pdf