Патриотизм это википедия
Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.
Искать среди 1 896 985 статейСейчас в Википедии 1 896 985 статей на русском языке.
- Создать статью
- Справка
- Порталы
Первые на Луне
«Первые на Луне» — российский псевдодокументальный фильм 2005 года, снятый режиссёром-документалистом Алексеем Федорченко и ставший его дебютом в игровом кино. Фильм представляет собой имитацию двух документальных стилей: ретрохроники времён 1930-х и 1940-х годов (состоит почти полностью из игровых фрагментов, стилизованных под эпоху тридцатых) и современного документального фильма-расследования, включающего интервью с современниками случившихся событий.
Сюжет фильма «Первые на Луне» построен вокруг утверждений, что первый полёт человека в космос был организован СССР задолго до полёта Гагарина, в 1938 году в обстановке полной секретности; советский космонавт первым ступил на поверхность Луны. Связь с ракетой и космонавтом пропала сразу после старта, поэтому советские спецслужбы решили уничтожить все упоминания о полёте и устранить ключевых участников этого проекта. Авторы фильма «восстанавливают» хронологию событий, используя якобы чудом сохранившиеся в разных архивах киноплёнки, письменные доказательства и рассказы выживших свидетелей того времени.
Фильм «Первые на Луне» был удостоен премии Венецианского кинофестиваля 2005 года в рамках конкурсной программы «Горизонты» как лучший документальный фильм. Сам режиссёр был удивлён тем, что организационный комитет отнёс его картину не к художественным, а к документальным фильмам. Фильм был отмечен призами «За лучший дебют» и «Приз гильдии киноведов и кинокритиков» на фестивале «Кинотавр» в Сочи в 2005 году. Иногда он называется первым российским фильмом жанра псевдодокументалистики.
- Читать
- Все 1737 избранных статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Belonogaster petiolata
Belonogaster petiolata (лат.) — вид общественных ос рода Belonogaster подсемейства полистины (Vespidae). Обитает на юге Африки и частично в восточной её части, в умеренном или субгумидном климатических поясах. Многие колонии можно найти в пещерах. Большие популяции B. petiolata обитают в пещерах Стеркфонтейн неподалёку от Йоханнесбурга в Южной Африке.
Осы среднего размера (от 17 до 19 мм) со стройной талией в виде петиоля — длинного и тонкого стебелька от груди к брюшку. Строят открытые «бумажные» гнёзда из целлюлозы. Среди обитателей гнезда существует иерархия доминирования, когда все подчинённые самки и рабочие выполняют необходимые работы в колонии, основанной королевой (яйцекладущей маткой-основательницей). С ростом колонии королева перестаёт фуражировать и добывать целлюлозу и прекращает свою помощь в строительстве гнезда. В конце сезона самка-королева покидает гнездо, зимует и на следующий год создаёт новую колонию. Это хищный вид, который в основном питается мелкими насекомыми, особенно гусеницами, которые считаются его «твёрдой пищей», а нектар используется в качестве жидкой пищи. Для выживания ему также необходимо наличие источников воды.
- Читать
- Все 4435 хороших статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
- Последний избранный список
Список лауреатов Международной Букеровской премии
- Предыдущий избранный список
Список наград и номинаций фильма «Пианист»
- Другие избранные списки
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Изображение дня
Апельсин целый, разрезанный и поделённый на дольки
- Просмотр шаблона
Знаете ли вы?
- В японском деревенском доме (на илл.) могут жить не только люди, но и гусеницы.
- Возможно, отцом царицы Марии был конюший её матери.
- Машина 21-летнего изобретателя произвела революцию в табачной промышленности.
- Плавучая «атомная баржа» восемь лет помогала в работе Панамского канала.
- По легенде, чтобы попасть на приём к султану, жители острова принесли ему луну в кувшине (на илл.).
- «Сэлинджер от инди-рока» стал затворником после обрушившейся на него славы.
- Морской офицер был поочерёдно командиром трёх линкоров СССР в предвоенный период.
- За пять лет количество греков в Германии увеличилось почти в 1,5 раза.
- Интерьер японского автомобиля (на илл.) сравнивали с «пультом управления летающей тарелки».
- Первыми женщинами в США, получившими орден Почётного легиона Франции, были писательница и художница.
- «Эксперт по евреям» спасал их от Холокоста с помощью «Плана фугу» и верил в подлинность «Протоколов».
- Бульвар в Милане назван в честь плодовитого писателя, библиографа и переводчика.
- Обсудить
- Предложения
- Архив
- Просмотр шаблона
Текущие события
Актуальные темы блокада Нагорного Карабаха вторжение России на Украину протесты в Перу чемпионаты мира (лыжные виды спорта · фристайл и сноуборд) | Недавно умершие- Главный приз 73-го Берлинского международного кинофестиваля присуждён картине французского режиссёра Николя Филибера «На Адаманте», «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру отмечен фильм Филиппа Гарреля «Большая колесница».
- В результате самого разрушительного с 2010 года землетрясения в мире и серии афтершоков на территории Турции и Сирии погибло более 50 000 человек; в 10 провинциях Турции введено чрезвычайное положение сроком на 3 месяца.
- На 76-й церемонии вручения премии BAFTA награды за лучший фильм и лучшую режиссуру получила картина «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера; приз за лучшую мужскую роль получил Остин Батлер («Элвис»), за лучшую женскую — Кейт Бланшетт («Тар»; на илл.); премии за лучший документальный фильм удостоилась картина «Навальный».
- Норвежец Йоханнес Тиннес Бё стал первым мужчиной, завоевавшим семь медалей на одном чемпионате мира по биатлону.
- В Сирии 68 человек погибли в Эс-Сухне в результате нападения боевиков «Исламского государства».
- «Канзас-Сити Чифс» второй раз за четыре года выиграли Супербоул; хедлайнером шоу в перерыве стала Рианна.
- Другие текущие события
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
27 февраля
- 1598 — Земским собором избран на царство Борис Годунов.
- 1813 — подписан Калишский союзный трактат между Россией и Пруссией против Наполеона.
- 1866 — первое авторское чтение глав из романа «Война и мир».
- 1932 — англичанин Джеймс Чедвик открыл нейтрон (на илл.).
- 1933 — поджог Рейхстага в Берлине.
- 1940 — выделен радиоактивный изотоп 14C, используемый при радиоуглеродном датировании.
- 1964 — спущен на воду мезоскаф «Огюст Пикар», первый в мире туристический подводный аппарат, совершивший 1100 погружений в Женевское озеро.
- 1996 — Nintendo выпустила первую игру серии Pokémon.
- Читать
- Просмотр шаблона
Совместная работа недели
Приглашаем всех желающих принять участие в работе над статьями о залах и аллеях славы, анархизме и католических церквях Казахстана.- .mw-parser-output .ts-templateCallCode-weak{color:#72777d}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe{margin:0 2px}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-pipe,.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-param>.ts-templateCallCode-weak:first-child>.ts-templateCallCode-pipe:first-child{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-param .ts-templateCallCode-closing{margin-left:2px}.mw-parser-output span.ts-templateCallCode>.ts-templateCallCode-templateName a{padding:0 0.5em!important;position:relative;margin:-0.5em}{{Анархизм}}
- Примите также участие в «Неделе Мезоамерики».
- Примите также участие в «Неделе военной истории Африки».
Примите также участие в конкурсах:
- Марафон юниоров
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
Википедия расположена на серверах Фонда Викимедиа — некоммерческой организации, также обеспечивающей работу ряда других проектов
- Викисловарь Словарь
- Викицитатник Цитаты
- Викиучебник Учебники
- Викитека Библиотека текстов
- Викиновости Новости
- Викиверситет Обучающие материалы
- Викисклад Хранилище медиафайлов
- Викигид Путеводитель
- Викиданные База знаний
- Викивиды Каталог биологических видов
- Мета-вики Координация сообществ
- Медиавики Вики-движок
--> Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Заглавная_страницаoldid=128374687
патриотизм это википедия
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
- Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
- Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
- Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
- Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
- Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Примеры ложного патриотизма лучше всего описаны в романе Л. Толстого «Война и мир». Таких персонажей в произведении много. Они гуляют на балах и пируют во время войны, но при этом без конца «патриотично» рассуждают о грядущей победе над неприятелем. Ложными патриотами автор показывает и многих офицеров, которые мечтают о войне, чтобы наконец-то получить побольше наград и боевой славы, но при этом совершенно не думают, сколько страданий это принесёт народу. Увы,такие персонажи встречаются не только в литературных произведениях.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
- формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
- создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
- привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
- воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
- формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Сложно ошибиться, предположив, что ты, читатель, пользуешься Википедией. И пользуешься регулярно. Она помогает ответить на многие, иногда очень важные для тебя вопросы. Всё потому, что на данный момент Википедия это самая большая и самая актуальная энциклопедия из созданных человечеством. А также источник получения знаний самым быстрым способом из возможных. И это поистине великолепно.
Но знаешь что, читатель? Есть проблема. Минус, который уже более десяти лет мешает пользователям и мешал нам, авторам WIKI 2. Википедия прекрасна содержанием, но крайне несовременна в своем исполнении. Не всегда удобный интерфейс, серьезные проблемы с читабельностью и просто катастрофа с эстетикой. И, судя по прогрессу, это или надолго или навсегда.
Мы страдали, мучались и мечтали. Долго ждали. А когда ждать устали, решили всё исправить своими руками. Собрали лучших людей, много трудились и создали WIKI 2 — волшебное зеркало, в котором Википедия, отражаясь, превращается в прекрасную принцессу. В ту, кем она и заслуживает быть.
Что вдвойне интересно, мы создали не одно, а несколько таких зеркал, чтобы дать возможность выбрать «принцессу», которая подходит именно вам. И назвали эти зеркала Атмосферами. Посмотрите:
Какие впечатления?
Представьте, что вы приходите в книжный магазин с целью купить энциклопедию и видите два варианта, один в красивой обложке, на приятной бумаге, с профессионально оформленным, хорошо читабельным текстом. Другой — на самой дешевой бумаге, с плохо пропечатанными буквами и низкого качества иллюстрациями. Какой вы вариант выберете? Эта аналогия объясняет суть различий.
Энциклопедичный YouTube
Но зачем ограничивать себя улучшениями когда можно создать ещё и что-то принципиально новое? Сказали мы, и начали строить робота, который бы собирал справочные, научные и обучающие ролики и фильмы из Сети. Мы его долго учили, он рос, взрослел и превратился в бравого научного сотрудника, трудящегося круглые сутки 7 дней в неделю. Сейчас он настолько умён, что находит энциклопедичные видео лучше, чем мы смогли бы найти сами в YouTube или через Google и Yandex поиск. Всё это потому, что он знает о Википедии много больше, чем обычно знает человек.
Нужно рассказать еще о сотне новшеств и улучшений, среди которых и предпросмотр статей и ретуширование иллюстраций и многое-многое другое, но мы думаем, вы сами всё увидите. В том числе и потому, что интерфейс стал проще и понятнее — мы убрали лишнее и добавили важное.
И помните, WIKI 2 — это не иная энциклопедия, это всё та же старая добрая Википедия, но в совершенно новом современном облике. Кстати, вы всегда можете сравнить и переключиться в прежний интерфейс с помощью функции «Показать оригинал», которая доступна в верхнем меню страницы.
Как перевоплотить ВикипедиюЕсть три способа начать использовать WIKI 2. Можно традиционно, вводить адрес wiki2.org в адресную строку или же сделать закладку для любой преобразованной страницы и пользоваться поиском.
Но есть волшебная уловка, о которой стоит упомянуть отдельно. Если в любом адресе оригинальной Википедии заменить несколько символов на цифру 2, следующим образом: wikipedia.org → wiki2.org, страница перевоплотится.
Эта военная хитрость полезна, но мы пошли дальше и создали помощника, который может сам выполнять подобную замену в адресе. Этот помощник — расширение для браузера. Оно совершенно бесплатно и берётся из официальной базы расширений Google, Mozilla или Apple. Кстати, установив его, что крайне просто, вы ещё и получите возможность искать в WIKI 2 через контекстное меню (обычно по правой кнопке мыши). С любого сайта.
Итак, теперь вы кое-что знаете о WIKI 2. И пока мы работаем над новыми, не менее удивительными штуками для проекта, предлагаем тебе, уважаемый читатель, исследовать горизонты знаний, накопленных Человечеством: Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.[1][2]
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.[3][4][5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.[4][6][7]
Виды патриотизма
Патриотизм может проявляться в следующих формах:
полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах); имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству; этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу; государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.Патриотизм в истории
Автомобильный магнит — популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.
В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.
Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма[8]. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)
Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.
Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.
Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.
В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.
В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению[9].
Отвержение патриотизма универсалистской этикой
Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира»[10]).
Патриотизм и христианская традиция
Раннее христианство
Последовательный универсализм и космополитизм[11] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма[8]. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные»[12] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня»[13].
Современные христианские авторы о патриотизме
По мнению патриарха Алексия II:
Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
— Алексий II. Интервью газете «Труд»[14]
С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих»[15].
Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины»[16].
Современная критика патриотизма
В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.
Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.
— Л. Толстой. Патриотизм или Мир?[17]
Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности[18] Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель[9].
Идеи синтеза патриотизма и космополитизма
Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей».[19]. В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами»[20].
С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви»[21]. Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка[22], М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране».[23].
В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов».[24]. В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части»[25]. С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы»[26].