Стэн ли жив
Биография Стэна Ли
Стэн Ли – американский писатель и создатель популярных персонажей фантастической вселенной комиксов Marvel, продюсер и актер. Халк и Человек-Паук, Железный человек и Люди Икс были придуманы им в творческом союзе с художниками Джеком Керби и Стивом Дитко и воплощены в комиксах, а в фильмах сыграны самыми знаменитыми актерами Голливуда. Стэн Ли Во всех кинопроектах Marvel Стэн появлялся с камео. Удостоен Национальной американской медали за достижения в искусстве и премии «Сатурн» за карьерные достижения.Детство, юность, семья
Стэнли Мартин Либер родился на Манхэттене зимой 1922 года в семье эмигрантов из Румынии, Джейкоба Аарона Либера и Силии Соломон. Отец был неплохим закройщиком, и пока работы было достаточно, обеспечивал семью. Но когда в Америке настали времена Великой депрессии, денег семье стало катастрофически не хватать — Либерам пришлось переехать в Бронкс и поселиться в квартире дешевле. Стэн Ли с родителями и младшим братом Тогда же, в 1931 году, у Стэнли появился младший брат Ларри, а сам мальчик отправился в школу ДеВитта Клинтона. В средней школе Стэнли начал подрабатывать после уроков, чтобы помочь семье. Он стал заниматься доставкой еды в офисы, продажей подписок на печатные издания и написанием пресс-релизов. Стэн Ли в юности Единственным развлечением и отдыхом мальчика было чтение. Он читал буквально все, что попадалось под руку, а когда Стэнли окончил учебу, попытался устроиться в издательство. Подав заявку в издательскую компанию Timely Comic. Ее основателем был Мартин Гудман, а основание компании часто объединяют с началом истории “Марвел” — именно здесь выпускались первые комиксы и создавались первые герои знаменитой вселенной. Молодой Стэн Ли Подавая заявку в Timely Comic, Стэн мало рассчитывал на то, что получит работу. Однако ему все же удалось устроиться помощником создателя комиксов. Ли принимал новые работы и редактировал их. В те времена это считалось низшей сферой издательского бизнеса, поскольку комиксы всерьез никто не воспринимал.Начало карьеры
Когда юноше было 17 лет, Мартин предложил ему работу замещающего редактора на то время, пока не найдет вместо Стэна подходящую кандидатуру на постоянное время. Вспоминая об этом, Стэнли шутил, что Гудман попросту забыл о том, что его надо заменить, потому что он так и остался в редакторском кресле, пока не пришло время идти в армию – грянула Вторая мировая.Стэнли прослужил в армии до осени 1945 года, однако на фронте он так и не побывал. Ли был солдатом в тылу — сначала чинил телеграфные столбы, а потом его перевели в более “творческий” отдел, в котором занимался сочинением сценариев для учебных фильмов. По окончании службы вернулся в издательскую компанию Гудмана.
Стэн Ли в начале карьеры Первым персонажем, которого придумал Стэнли, был Капитан Америка — патриотичный герой, который сразу полюбился жителям страны, так нуждающимся в вере в хорошее во время войны. Комикс был опубликован в 1941 году, после чего сценарист решил взять себе псевдоним, а настоящее имя оставить для «будущего серьезного романа», и так стал Стэном Ли. Пока Стэн был редактором, он отвечал за каждую историю, которую либо придумывал сам, либо покупал у других. Первое творение Стэна Ли — Капитан Америка Одновременно с этим Стэн был и автором, и арт-директором, поскольку все рисунки должны были соответствовать придуманной истории, целью которой было усиление действия картинки. В то время под началом Timely Comic были опубликованы истории о забытых ныне героях — Юле, Мисс Америке, Вижн и Ангеле.Расцвет вселенной Marvel
До начала 60-х политика издательства в отношении комиксов выстраивалась по всем новомодным трендам. Если люди интересовались вестерном, Ли выдавал их десятками, а в случае, если повышался интерес к романтическим историям, Стэн Ли давал людям их. Далее последовали военные журналы, криминальные истории, ужастики и мультяшные персонажи. Издательство было обычным производством популярных трендов.Однажды Стэн не выдержал и заявил супруге, что уйдет из этого круговорота, поскольку в нем у него нет будущего. Однако тут же ему предложили повышение, а в производство было запущено несколько новых журналов. Заметив небольшую перспективу в дальнейшей работе в издательстве, Ли все-таки остался.
Потоковое производство историй и требования издателя тяготили Стэна Ли Проработав в альма-матер еще несколько лет, Стэн Ли столкнулся с новыми трудностями — его начали тяготить требования издателей. Стэн хотел реализовывать новые идеи, а Мартин Гудмен настаивал на упрощенных вариантах историй, ориентированных на совсем юных или недалеких читателей. Сценаристу стало неимоверно скучно — на улице уже гремели 60-е, а он все бегал по замкнутому кругу. В одном из интервью Стэн вспоминал, как в его карьере наступил перелом, и он написал историю не для ширпотреба, а так, как хотел сам:«Это происходило в то время, когда мой издатель играл в гольф с Джеком Лейбовицем – одним из боссов DC Comics, который тогда назывался National Comics. Джек сказал ему, что у них есть журнал «Лига справедливости», который про команду супергероев и хорошо продается. Поэтому Мартин пришел ко мне и сказал: «Эй, Стэн… Почему бы тебе не сделать команду супергероев?»Ли сделал “Фантастическую четверку”, которая для тех времен была совсем нетипичной. Компанию героя, героини и ее брата сценарист дополнил монстрообразным парнем, которого назвал Существом. Стэн написал историю с реалистичными диалогами и не стал наряжать персонажей в кричащие костюмы. "Фантастическая четверка" Стэна Ли Как только комикс вышел, впервые за много лет в издательство стали приходить письма с благодарностями и замечаниями, обсуждениями и рекомендациями — Ли был в восторге от установившегося контакта с читателями и стал работать дальше. Тогда же, поспорив с Гудмэном, Стэн, вопреки желанию издателя, написал историю Человека-Паука (художником был Стив Дитко) и поместил нового супергероя на обложку журнала. Этот номер принес издательству наибольшую прибыль за долгие годы. С этого момента Мартин принимал на веру все идеи, с которыми Ли приходил к нему. Коллега Стэна Ли Стив Дитко Стэн перестал думать про уход из издательства, создавая комиксы вместе с компанией единомышленников. В конце 60-х увидели свет Люди Икс, появились Халк и Сорвиголова, а следом — Доктор Стрэндж, Тор и другие супергерои. Имя Стэна Ли стало узнаваемым, и его назначили креативным директором руководства «Марвел Комикс», купившего в то время анимационную студию. Под началом Стэна Ли стали выпускаться мультипликационные супергеройские сериалы. В это же время Стэнли Либер официально изменил свое имя на Стэна Ли. Помимо комиксов Стэн Ли начал заниматься созданием мультсериалов В начале 70-х годов Стэн сам стал издателем. Он собрал команду писателей, художников и редакторов, занимающихся основной частью работы, а сам он стал путешествовать по Америке и всему миру с лекциями о комиксах и компании «Марвел», президентом которой он уже успел стать. На протяжении десятка лет Стэн посетил практически все американские колледжи и школы, а также учебные заведения Англии и Канады. Он отвечал на многочисленные вопросы молодежи, разъяснял концепции компании, общался со скептиками и приверженцами фантастической вселенной. Сделав ставку на любимое дело, Стэн Ли стал президентом компании «Марвел» Простыми доступными словами Ли рассказывал о том, как он раньше стыдился быть создателем комиксов, тогда как другие становились врачами, строителями, учителями. Однако со временем он начал понимать, что развлечение – очень важная часть жизни людей, без которой они бы погрузились в глубочайшую депрессию. Стэн объяснял слушателям, что герои вселенной «Марвел» не просто развлечение. Каждый из героев – личность со своим характером, желаниями, недостатками, душой. Супергерои, созданные Стэном и его коллегами, несут в мир размышления о добре и его противостоянии злу. К примеру, Человек-Паук вступает в борьбу с наркотиками, а Люди Икс – с распространенным заблуждением “быть необычным — значит быть изгоем”. Кроме того, Стэна всегда возмущало мнение о том, что комиксы создаются лишь для детской аудитории. В его понимании этот вид искусства предназначен для всех людей, даже для тех, кто предпочитает классическую литературу.
Стэн Ли в кинематографе
В 80-х годах Стэн возглавил отделение кинематографических и телевизионных проектов студии Marvel. Ли стал продюсером каждой из этих картин и быстро завел традицию появляться в эпизодических ролях.Первым фильмом студии Marvel, в котором появился Стэн, стал “Суд невероятного Халка”, где он сыграл присяжного в суде. Также Ли с удовольствием принимал участие в съемках, играя камео. Снялся Стэн и в «Людях Икс» (2000), и в «Человеке-Пауке» (2002), а также во множестве других картин.
Режиссер и сценарист «Стражей галактики» Джеймс Ганн, Стэн Ли и Зои Салдана Помимо проектов компании «Марвел», Стэн фигурировал и в сторонних кинолентах, к примеру, в «Симпсонах» и «Тусовщиках из супермаркета». В сериале «Теория большого взрыва» ему посвятили целую серию. Уже в весьма почтенном возрасте Стэнли все так же радовал своим присутствием на съемочной площадке исполнителей главных ролей и зрителей.В последние годы жизни Ли появился в ролях Эверетта Росса в «Черной пантере» (2018), водителя автобуса в «Мстителях. Войне бесконечности» (2018), продавца костюмов в анимационной ленте «Человек-Паук. Через Вселенные».
Все камео Стэна Ли Последней ролью гениального создателя комиксов стал водитель автомобиля в «Мстителях. Финал» (2019). Всего же в фильмографии Ли почти восемьдесят работ. После выхода каждой новой ленты «Марвел» Стэн никогда не отказывался от интервью и появлялся на публичных мероприятиях.Личная жизнь Стэна Ли
В 1947 году Стэн Ли женился на Джоан Клейтон Бакок. В своих интервью мужчина не распространялся о личной жизни, но отмечал, что ему очень повезло с Джоан. Стэн Ли и его жена Джоан В 1950 году на свет появилась их дочка Джоан Селия. Еще через три года у пары родилась вторая девочка. Ребенок умер через три дня после появления на свет. Ей лишь успели дать имя – Джан. Больше в семье детей не было. Стэн Ли с дочерью Селией Стэн вместе с женой и дочкой жили в Нью-Йорке, переезжая время от времени то в один, то в другой район. В 80-х семья Ли приобрела собственный дом в Западном Голливуде, где и обосновалась.Вместе Стэн и Джоан прожили почти семьдесят лет. В 2017 году жена Стэна умерла в возрасте 93 лет от инсульта. Оплакав смерть супруги, Ли с головой ушел в работу над созданием нового персонажа.
Стэн Ли и его супруга Джоан в старости Несмотря на то, что в последние годы перед собственной кончиной он плохо видел и не мог писать сам, ему помогала дочка. Вместе они создали нового супергероя, которого назвали Человек-Грязь. Последние корректирующие правки Стэн внес в последние дни жизни.Смерть
В 2010 году состояние здоровья легендарного создателя комиксов стало стремительно ухудшаться. Еще через два года ему был установлен кардиостимулятор, а в 2016 году Стэн переболел пневмонией, что стало причиной практически полной потери зрения.Когда состояние Ли стало совсем критическим, дочь читала ему любимых Уильяма Шекспира и Чарльза Диккенса, фантастические романы и приключенческую литературу.
Стэн Ли: интервью с Larry King После смерти супруги Ли прожил еще год, после чего скончался в возрасте 95 лет осенью 2018 года. Причиной сердца хроническая сердечная недостаточность.Память о гении
В память об отце Джоан Селия решила довести до конца проект о Человеке-Грязи и даже собирается стать продюсером полнометражного фильма. Фантастические сюжеты, созданные ее отцом, позволили продлить экранную жизнь Стэна Ли. Наследие Стэна Ли будет жить вечно – в фильмах, играх, комиксах и сердцах фанатов Кроме того, Незадолго до смерти он снял несколько камео для будущих фильмов о киногероях вселенной «Марвел». А издательство DC запланировало к изданию коллекцию всех историй сценариста.Лучшие фильмы
Антон Алексеев
редактор
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl Enter
стэн ли жив
Год назад 12 ноября в возрасте 95 лет скончался Стэн Ли, создатель Человека-паука, Халка, Фантастической четверки, Железного человека и громадного количества других персонажей Marvel. Ли вдохнул новую жизнь в комиксы и спас всю индустрию в 60-ых.
Но каким он был человеком? Как сын иммигранта Стэнли Либер смог пройти путь до аллеи вечной славы графической литературы? Мы постараемся ответить на эти вопросы в двенадцати самых главных фактах о жизни и творчестве Стэна с помощью славной биографической книги "Стэн Ли: Создатель великой вселенной Marvel", выпущенной издательством Бомбора в прошлом году.
Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Издательство Fanzon, 2018.Откуда родом его семья?
Стэнли Либер родился 28 декабря 1922 года во время Великой депрессии в США. Родители были из числа миллионов еврейских иммигрантов, прибывших в Америку в начале 20-го века. Отец Стэнли Хайман - позже Джейкоб - родился в Румынии. После десятилетий антисемитских погромов в Европе и в России иммиграция в США возросла с пяти тысяч в 1880-ом году до 258 тысяч в 1907. В общей сложности в Америку иммигрировали 2.7 миллионов евреев из восточноевропейских стран в период с 1875 по 1924 г.
США обещала экономическую стабильность и свободу вероисповедания. Первые группы отправлялись в страну ради заработка, чтобы позже вернуться на родину и купить землю. Но на родине этническая дискриминация поощрялась правительством. В 1890-ом было запрещено образование для евреев в вузах, а антисемитизм преподавался в школах.
При том, что отец Стэна Джейкоб начал карьеру в качестве резчика пальто, а его жена Селия даже не посещала школу, маленький Стэн был не по годам умен и даже перескочил несколько классов. Стэну повезло получить образование, так как в традиции семьи по материнской линии старшие дети работали чтобы помочь семье, и только младшие получали образование.
Кем Стэн мечтал стать в детстве?
В раннем детстве он мечтал стать актером, подражая кумиру киноэкрана Эрролу Флинну ("Приключения Робин Гуда", 1938) - именно этот актер из классических приключенческих фильмов 30-ых и 40-ых был первым настоящим героем для самого Стэна.
В средней школе Стэн стал членом ораторского клуба и юридического общества, так как мечтал стать известным адвокатом. Одноклассники прозвали Стэна Болтуном за харизму и экспрессивное выражение мыслей. О комиксах он тогда даже не мечтал.
При этом Стэн был ненасытным читателем, а его любимым писателем был Уильям Шекспир. "Я всегда любил как звучат слова" - говорил Стэн. Намного позже, когда он придумает Тора, он добавит персонажу шекспировский стиль речи.
Первая работа?
В свободное от учебы время (ему едва удавалось совмещать оба занятия) Стэн работал швейцаром в кинотеатре. В 16 он получил работу посыльного по производству джинсов.
Тяготел к публицистике, поэтому пробился на должность в литературном журнале, где писал некрологи живых знаменитостей, которые публиковались, когда те умирали.
Во времена депрессии Стэн должен был помочь семье, поэтому не мог поступить в колледж. Страх безработицы, вместе с воспитанием отца, заставили мальчика считать стабильный заработок высшей ценностью в жизни.
"На работу берут с опытом работы, но как его получить, если без него на работу не берут?"
Из книги "Стэн Ли. Как рисовать комиксы"
Какая была первая работа у Стэна в Марвел?
Компания Marvel на тот момент называлась Timely Comics и принадлежала издателю палп-журналов Мартину Гудмену с 1933 г.
Timely Comics на тот момент состоял из двух человек - Джо Саймона и Джека Кирби, которые уже выпустили свой первый прорывной комикс Captain America #1 в 1941 году.
"Чутье Гудмена заключалось в наблюдении за соперником и пониманием того, что работает, а что нет. После чего он просто беспардонно копировал их. Мы называли его "самый лучший подражатель всех времён". Он часто играл в гольф, где и заводил выгодные сделки и знакомства"
Из книги "Стэн Ли. Создатель вселенной Marvel" (отсюда и далее)
Саймон взял Стэна помощником в художественный отдел. Он подметал полы, стирал карандашные метки с отредактированных страниц для печати, наполнял чернильницы и вычитывал тексты.
Первый комикс за его авторством?
В мае 1941-го в комиксе Captain America #3 Стэн дебютировал как автор двухстраничного рассказа "Капитан Америка против Предателя" (Captain America: The Traitor's Revenge), а уже в августе в пятом номере появился пятистраничный комикс "Джерри Хантер. Иностранный корреспондент". В то время комиксы состояли из 60-и страниц, где Кэп занимал две трети, а остальные рассказы просто увеличивали общее количество страниц, чтобы снизить почтовые тарифы.
Полное имя Стэна - Стэнли Мартин Либер, но он публиковался под именем "Стэн Ли", потому что не планировал долго задерживаться в этой индустрии. В будущем Стэн хотел стать настоящим писателем и написать собственный роман.
Marvel: 75 лет чудес. Издательство Parallel Comics, 2019. В сборник входят: Фантастическая Четвёрка (1961) #1, #48-50 и #285; Халк(1962) #1; Мстители (1963) #1 и #57; Удивительный Человек-Паук (1963) #31-33, #50 и #121-122; Невероятный Халк (1968) #181; Giant-Size Люди-Икс #1; Люди-Икс (1963) #141; Невероятные Люди-Икс (1981) #142; Сорвиголова (1964) #181; Графические романы Marvel #1 и #5; Тор (1966) #337; Чудеса #1; Громовержцы (1997) #1; Удивительный Человек-Паук (1999) #36; Алтимейтс (2002) #1; Капитан Америка (2005) #25; Соколиный Глаз(2012) #11 и отрывки из комиксов про Капитана Америка (1941) #1, Удивительная Фантазия (1962) #15 и Удивительный Человек-Паук (1963) #248 и #700.Но уже осенью 1941-го Саймон и Кирби покинули Timely Comics на десятом выпуске Кэпа. Многие художники и сценаристы уходили из трудового рабства, царившего в издательствах дешёвых журналов, но Стэну была важна зарплата.
Ли в 17 лет стал главным редактором и редактором иллюстраций, писал сюжеты сам и покупал истории у других. Гудмен, вероятно, хотел, чтобы парень просто продержал отдел на плаву, пока сам не найдет подходящую замену.
Был ли Стэн на войне?
В ноябре 1942-го Стэна взяли в качестве связиста, но оставили в тылу. Позже он перевелся в специальную девизию, производящую инструкционные фильмы и военно-информационные материалы. Писал сцены для тренировочных фильмов, диалоги, рисовал постеры и писал руководства.
В послевоенную эпоху, когда холодная война с Россией завладела умами граждан США, комиксы перепробовали разные жанры: подростковые комедии, романтические истории, ковбойские приключения и детские истории. Популярность супергероев сходила на нет. Даже подводный царь Атлантиды Нэмор в 1947-ом сменил название на Official True Crime Cases Comics.
Как Стэн совершил переворот в комиксах?
К 60-ым Ли смог вернуть в издательство Джека Кирби и пригласил художников Стива Дитко и Джона Ромиту, с кем позже и совершил переворот в индустрии комиксов.
В 1961 году Стэн по инициативе Гудмена должен был сделать аналог групповой супергероики на манер успешной "Лиги справедливости" в DC. Стэн к тому времени за 20 лет работы в издательстве устал от однообразия, низкопробных историй и пренебрежительного отношения культурной среды к формату комиксов. Стэн хотел уйти из индустрии, но его жена Джоан посоветовала воспользоваться предложением Гудмена, чтобы хотя бы раз сделать комикс таким, каким хочет сам Стэн. Продажи комиксов были в упадке, и "даже если не получится, ты же все равно хотел уйти" - сказала ему Джоан.
Так на свет в 1961 году вышел первый номер "Фантастической четверки": это была первая история, в которой супергерои были представлены как семья, они разговаривали как живые люди, их беспокоили человеческие проблемы, а способности они получили против своей же воли. Персонажи комиксов внезапно перестали быть картонными. Герои учились справляться с приобретенным даром и ассимилироваться среди обычных людей.
Классика MARVEL. Сборники первых номеров. Издательство Комильфо, 2019После успеха ФЧ последовали и другие новейшие супергерои под авторством Стэна Ли и Джека Кирби, Стэн переименовал называвшуюся тогда компанию Atlas Comics в Marvel и благодаря ему начался грандиозный Marvel Age of Comics!
В 1962 году состоялся дебют Человека-паука. Сейчас в это сложно поверить, но Мартин Гудмен всячески сопротивлялся выходу комикса, так как был настойчиво уверен в том, что читатели не любят пауков, а подросток не может быть супергероем. Именно поэтому добрый и застенчивый сирота Питер Паркер впервые появился в качестве эксперимента в 15-ом номере журнала Amazing Fantasy (до этого комикс назывался Amazing Adult Fantasy), который планировали закрыть на том же выпуске. Но через год, когда Гудмену пришли цифры с продаж этого номера, персонаж всё-таки получил одобрение на свою личную серию под названием Amazing Spider-Man.
Переиздание сингла Amazing Fantasy #15. Издательство Комильфо, 2019Революционный подход Стэна заключался в том, чтобы "очеловечить" супергероев, один из принципов Стэна Ли: у каждого супергероя должна быть слабость. В драматургическом плане тут ему пришли на помощь и любовь к Шекспиру, и ораторское искусство, и воспитание в большой семье, и журналистская практика.
"Каждый персонаж, которого я написал это я сам в той или иной мере. Даже злодеи. Я не утверждаю, что я злой человек. Упаси Господь! Но как может кто-то создать правдоподобного злодея не думая, как бы я поступил на его месте?"
Художники Джек Кирби и Стив Дитко вдохнули жизнь в идеи Стэна, сделали его персонажей внешне уникальными и не похожими друг на друга. Рисунок в комиксах стал более кинематографичный: художники начали экспериментировать с планами, ракурсами и динамикой в кадре.
Стэн также старался, чтобы его герои заметно отличались друг от друга: Железный Человек был реакцией на конфликт с Вьетнамом, Халк отражал общественные страхи перед созданием атомной бомбы, а Люди Икс стали аллитерацией борьбы за права меньшинств. Стэн создал первого черного супергероя - Черную Пантеру и, даже с появлением террористической группировки "черные пантеры", Ли отказался переименовывать персонажа, потому что верил в то, что с помощью комиксов можно говорить с читателям о важных вещах.
В 1968 Стэн использовал редакционную колонку внутри выпусков чтобы поговорить с читателями о нетерпимости и расизме. "Никто не должен убегать от серьезных вещей или думать, что чтение комиксов может отвлечь от важных тем" - писал Стэн.
В то время цензура запрещала изображение в комиксах насилия, жестокости и наркотиков, несмотря на то, что это была важная проблема среди молодежи. В комиксе Amazing Spider-Man #96 Стэн стал одним из первых, кто нарушил комикс-код и рассказал о мальчике, который спрыгнул с крыши, так как одурел от наркотиков. По словам Ли, "Если эта история поможет всего одному ребенку не пробовать наркотики или бросить их, то это стоит того, чтобы нарушить кодекс".
Стэн Ли. Лучшее. Издательство Комильфо, 2019. Содержит тот самый выпуск Amazing Spider-Man #96, а также другие знаковые истории: "Комикс о Капитане Америка" №3 и №16, "Suspense" №28, "Удивительное Фэнтези для Взрослых" №11, "Удивительное Фэнтези" №15, "Фантастическая Четверка" №11 и Ежегодник №3, "Удивительный Человек-Паук" №96-98 и Ежегодник №5, "Сорвиголова" №7 и №47, "Серебрянный Сёрфер" №5, "Тор" №179-181, "Marvel Premiere" №3 и спецвыпуск "Поразительного Человека-Паука" 1995 года.Стэн открыл для комиксов "серебряный век" и издательство Marvel смогло впервые догнать по продажам своего главного конкурента - DC Comics, который в тот момент делал ставку на свою стабильную троицу - Бэтмена, Супермена и Чудо-женщину. В 1968-ом DC выпускали 47 серий с продажами в 75 миллионов долларов, а Marvel - 28 комиксов с выручкой в 50 миллионов. Ежемесячно Marvel продавали по 5 млн. копий своих журналов.
Стэн также поставил на первый план авторов. Теперь создатели комиксов были не безликие работяги, а такие же герои, как и их творения, а Стэн использовал редакционную колонку, чтобы рассказывать о них и общаться с читателями.
"Подросткам нравится антиэстеблишмент. Даже когда я писал сведения об авторах, то старался сделать их с юмором. Дайте фанатам побольше личного, дайте им почувствовать себя частью Marvel. Я хотел, чтобы казалось, будто они получили письмо от друга, который всегда на каникулах"
В чем заключался конфликт между Стэном Ли и Джеком Кирби?
В свои самые продуктивные годы Стэн мог писать по 10-20 комиксов одновременно. Секретари печатали за ним текст. Когда у художников случались промахи Ли мог улучшить графику с помощью наложений изображений звуков и текста.
Знаменитая история между Стэном "Мужиком" Ли и Джеком "Королем" Кирби гласит, что Ли зачастую отправлял Джеку лишь наброски сценария - общий сюжет - а художнику говорил: "Ты главное нарисуй, а я наложу слова". Стэн и Джек по-разному подходили к творчеству и зачастую рисунок Кирби уходил в сторону от задумки Стэна, при этом все лавры в прессе, по мнению Джека, все равно получал сценарист. На этом и возник конфликт между Ли и Кирби, который привел к уходу последнего из издательства Marvel в DC, где он продолжил создавать авторские работы. Впоследствии Стэну удалось примириться с Джеком, но в Marvel "Король комиксов" так и не вернулся.
Свой любимый персонаж?
Одного из своих любимых творений Стэн называет Серебряного Серфера: в уста пришельца с далекой планеты Стэн смог вложить морально-нравственные и философские высказывания, которые не звучали бы слишком пафосно и нравоучительно, ведь Серфер всё-таки же с другой планеты.
"Серфер смотрит на планету и говорит фразы наподобие: "Что не так с этими землянами? Их планета могла быть райским садом: чистый воздух, хорошая еда, океаны, земля, все чего душа желает. Но при этом они дерутся, совершают преступления и ненавидят друг друга. Они что, сошли с ума?"
Из документального фильма Stan Lee's Mutants, Monsters Marvels (2002)Hachette Коллекция #77. Серебряный Серфер. Начало. Издательство Hachette, 2016
Но позже Стэн начал говорить, что не имеет одного конкретного любимчика. Для него каждый персонаж был любимым в момент написания истории.
Как Ли стал президентом Марвел?
В 1972 году Мартин Гудмен ушел из Marvel и вместо собственного сына назначил Стэна президентом корпорации. Но Ли долго не продержался: его не интересовала бюрократия и он отдал должность Рою Томасу, а сам остался главным редактором.
"Я решал, какие журналы печатать и какие темы затрагивать. Я работал с редактором и руководил его действия"
Последним комиксом для Стэна стал Amazing Spider-Man #110 в 1971 году.
Что Ли делал после комиксов?
Ли продолжал вести ежемесячную колонку, проводить лекции в кампусах колледжей, продолжал писать эссе, экспериментировал с другими жанрами и форматами. Киностудии и издатели предлагали ему написать сценарии и романы, но у него не было времени: это был порочный круг встреч, переговоров, сделок и ожидания. Ли тратил больше времени на разговоры о создании, чем на само создание.
"Есть контракты, переговоры, а затем время между получением контракта и исполнением. У меня опускаются руки, я привык быстро двигаться и быстро писать"
В 1978 году после триумфального успеха фильма "Супермен" Ричарда Доннера кинокомпании начали скупать права на экранизации комиксов. Так как DC принадлежали концерну Time Warner, все права на киноадаптации принадлежали кинокомпании Warner Bros. В случае Marvel, издательство продавало права всем, кто попросит. "Невозможно предугадать, каких героев купит компания, а каких нет" - говорил Стэн.
В 80-ых Стэн ещё оставался в Marvel как вице-президент по креативу в Marvel Productions, где держал контроль над анимацией.
Ну а в конце 90-ых Стэн уходит из Marvel чтобы заняться собственными проектами: тут и недолго прожившая Stan Lee Media, и банкротство, и вложения в схему Понци, возвращение с компанией Pow!, консультации для Activision, сотрудничество с Хью Хеффнером на "Стрипперелле" и "Суперкроликах", автобиография, реалити шоу, личный канал на Ютубе, благотворительные фонды, знаменитые камео в кино и получение из рук президента Буша национальной гуманитарной медали и национальной медали в области искусств в 2008 году.
С 2016 года шла серия последних выступлений Стэна на КомикКонах вплоть до осени 2018 года.
"Это самая невероятная вещь в мире: где бы я ни оказался люди хотят мой автограф и благодарят за радость, которую я им подарил... Должно быть, я один из самых удачливых людей в мире!"
Что значит его коронная фраза "Excelsior"?
Стэн начал заканчивать свои редакционные колонки фразой Excelsior! когда узнал, что конкуренты начали использовать его предыдущие коронные фразочки, такие как Nuff' Said! и Face Front! Тогда Стэн решил придумать такую фразу, которую конкуренты не смогут содрать, просто потому что не будут знать, что она значает. Так и появился на свет кричащий лозунг Excelsior!
Но что он конкретно означает? Во-первых, Excelsior это слоган штата Нью-Йорк, изображенный на эмблеме государственной печати штата. "А также, - говорит Стэн. - Я прочитал, что это старинное английское выражение из легенд и рассказов, которое означает "вперёд и с песней к великим свершениям!*". И я подумал, что может быть лучше?"
***
* - это вольный перевод фразы, а оригинал звучит так: upward and onward to greater glory, что, на мой взгляд, довольно приближенно к исходнику по духу.
***
Спасибо за внимание! Обо всем этом, но намного подробнее можно прочитать в биографии "Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel" и в книге "Marvel vs DC: Великое противостояние".
Также, чтобы узнать все из уст самого Стэна, могу посоветовать документальные фильмы With Great Power. The Stan Lee Story (2010), собрание интервью с Кевином Смитом под названием Stan Lee's Mutants, Monsters Marvels (2002) и первую серию документального сериала Robert Kirkman's Secret History of Comics s01e01: The Mighty Misfits Who Made Marvel (2017).
Автор: Павел Сидоров
Фото: Секретная Галактика, магазин комиксов