Светлана врагова википедия
персона
Светлана ВРАГОВА. Режиссер кошачьих судеб
Наталья АРСЕНЬЕВА Фото Сергея КОЗЛОВСКОГО
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
"Друг кошек" 2007 №11
персона
Светлана ВРАГОВА. Режиссер кошачьих судеб
Наталья АРСЕНЬЕВА Фото Сергея КОЗЛОВСКОГО
Женщин-режиссеров можно пересчитать по пальцам. Говорят, что их отличительной чертой является жесткий, мужской характер, что замужем они за своей работой, а за глаза их называют стервами. И не многим приходит в голову, что железные леди порой плачут по ночам от собственной слабости, что они умеют любить так нежно, как никто другой, и что слово «сострадание» для них не пустой звук.
Светлана Врагова — режиссер, художественный руководитель театра «Модернъ», народная артистка России, член Совета по культуре при Президенте России, член Экспертного совета при комитете по культуре. Кто-то ей завидует, кто-то — восхищается, но важно одно: она никого не оставляет равнодушным.
Правда, сама Светлана Александровна больше всего любит, вернувшись домой после работы, скинуть туфли на каблуках и, как подушками, обложиться своими кошками — Иннокентием, Альбертом, Машей и Василисой.
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С КОТА
Построенный совсем недавно, дом Враговой весьма гармонично «вписался» в старый дачный поселок Переделкино. Соседи знают, что у Светланы Анатольевны живет большое количество животных: четыре кошки и две собаки — Тоша и Гарик, которых еще крохотными щенками она подобрала на улице в тридцатиградусный мороз.
— Светлана Александровна, слышала, что в Вашем театре всегда были кошки...
— Да, в театре всегда жило много кошек, и красоты были они неимоверной. Но стоило мне только уйти в отпуск, как с кем-нибудь из них случалось несчастье. Поэтому я решила больше на работе кошек не заводить.
— Говорят, что и Маша у Вас «театральных» кровей...
ГРАФ
— Да уж... Машка появилась, как и все наши тетральные кошки, совершенно случайно и, естественно, с улицы. Однажды зимой я подъезжала на машине к служебному входу, и прямо из-под колес выскочил маленький, драный котенок. А поскольку вахтер уже ждал меня, распахнув дверь, котенок недолго думая шмыгнул прямиком в фойе. Нужно сказать, что у нас в театре вообще все кошатники, и отправить беспризорницу назад на улицу ни у кого рука не поднялась. Ее отмыли, накормили, назвали Машкой. Жила она у работников сцены, гуляла повсюду, но при таком просторе так и не научилась ходить в определенное место — пришлось мне ее взять к себе в кабинет и приучать к лотку. Машка стала любимицей всех секретарей, причем позволяла себе сидеть у них чуть ли не на голове, могла еще улечься на мониторе, свесив хвост, и никто ее не сгонял. Кошка прекрасно знала свое место, любила вместе со мной пройтись по театру, при этом шла всегда у моих ног. Но была у нее одна слабость: увидев открытую дверь в зрительный зал, опрометью бросалась туда, заскакивала на сцену и там начинала важно расхаживать. Видимо, искусство ее влекло, — заулыбалась Светлана Александровна.
— Как произошло, что из театральной кошки Маша превратилась в домашнюю?
— Перед очередной своей поездкой я, боясь, что с кошкой что-то может случиться, решила взять ее к себе домой, к большому неудовольствию Иннокентия. Они с трудом выносят друг друга, причем их неприязнь порой перерастает в военные действия. Иннокентий — старожил (мы его купили года три газад на Птичьем рынке), а потому считает себя главным. Вообще, он британец и ведет себя, как настоящий аристократ. Раньше очень дружил с нашей собакой Гавриком, который был занят во многих наших театральных постановках, но, к сожалению, пес уже умер от старости.
— А как же вышло, что Ваша кошачья компания увеличилась в два раза?
— Расширять наше кошачье семейство мы не планировали, тем более что Иннокентий у нас кастрирован. Но как-то я проснулась в пять утра и поняла, что Машки дома нет. Я накинула пальто и прямо в тапочках выскочила во двор, вся растрепанная побежала по участкам с криками «Маша! Маша!». Нужно сказать, что у нас уже случались трагедии: наши предыдущие коты гибли в зубах бродячих собак. Поэтому Машу с Иннокентием я старалась не выпускать из дома. Пробежав участков пять, я увидела свою кошку на заборе, куда ее загнали собаки. Но снять ее мне не удалось. Только к десяти часам вечера кошка сама вернулась домой. Она сидела с наружной стороны застекленной веранды на втором этаже и радостно мяукала мне: «Привет!». Окна на веранде не открываются, а спускаться вниз Машка наотрез отказывалась. Так как муж был в отъезде, мне пришлось звонить брату, и он ночью по огромной лестнице полез снимать нашу красотку.
Слава Богу, за время этой «прогулки» не случилось всего того, что может произойти с доверчивыми домашними кошками, однако зов плоти дал о себе знать спустя некоторое время.
Маша, по всей видимости, решила не откладывать материнство надолго и, будучи на каникулах в тверской деревне, выпрыгнула в форточку, дабы ответить взаимностью очень некрасивому коту. Кстати, ее сын Алик очень похож на своего папочку. Когда муж привез Машку домой, он удивился, что кошка выглядит слишком толстой, а мне все сразу стало понятно. Я поставила ей на террасе коробку, она моментально туда прыгнула, улеглась на спину и стала требовать, чтобы я погладила ей живот. Я начала гладить, и тут чуть не мне в руки один за другим из Машки выскочили два мокрых комка: мальчик и девочка. Через месяц котята уже дружно ходили в лоток, вели себя крайне культурно, и мы решили их оставить себе.
— Неужели не было даже мысли пристроить их в добрые руки?
— Да у меня все друзья просили отдать им котенка, но нам как-то стало жалко расставаться с малышами. А где два, там и все четыре!
КОШАЧЬЯ ПОРОДА
— А с чем связана такая любовь к кошкам и собакам?
Вы знаете, у нас очень напряженная работа. Я человек непьющий, некурящий, так что стресс снимать общедоступными способами не умею. А тут придешь домой, обложишься ими, как подушками, и вся усталость, все раздражение куда-то уходят. Кошки действуют умиротворяюще! Я, пожалуй, люблю их даже больше собак. А особая привязанность у меня была к нашей прежней театральной усатой четверке. Вспоминается мне кошка Леша, которая садилась за стол и, когда мы разбирали спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», слушала не отрываясь. А когда я пела, она садилась в первый ряд и что было мочи мне подпевала! Был еще кот Кеша Первый — тощий, с облезлым хвостом и шерстью, росшей у него на голове с пробором посередине. Добавьте к этому длинный огромный нос — и перед вами в кошачьем обличье предстанет режиссер Герасимов. Кеша был настолько умен, что когда у него что-то болело, он подходил и жаловался мне совершенно по-человечьи: «Ай-яй-яй!». С этими кошками можно было вести настоящие беседы: они совершенно человекоподобные существа. К сожалению, мои нынешние питомцы не соответствуют тому идеалу котов-людей. Однако это не значит, что я их от этого меньше люблю.
— Многие после гибели животного не решаются вновь завести кота или кошку. Боятся, что не смогут любить нового питомца так же сильно. А как Вы принимаете решение о приобретении нового члена семьи?
— Я считаю, что нужно тут же брать в дом котенка. Немедленно! Только маленький теплый комок, который нуждается в вас, может вернуть в дом радость.
— Интересно, существу¬ет ли в Вашем кошачьем семействе иерархия?
— Скорее, две коалиции. Первая — это Иннокентий и дочь Маши, Василиса, которую мы зовем просто Вася. И хотя Кеша, скажем так, уже давно не мужчина, но испытывает к кошечке очень нежные чувства, а та, скорее, терпит его и с царственным величием позволяет собою восхищаться. Они могут лежать вместе, играть и даже есть. Второй блок — Маша и ее сын Альберт, он же Алик. Типичный маменькин сынок с эдиповым комплексом, который, несмотря на возраст, предпочитает мамину опеку и заботу. У Маши с Кешей вечно идет борьба за старшинство, так как оба — прирожденные лидеры.
— А в кормлении противостояние проявляется?
— Еще как! Иннокентий даже похудел из-за этого: до появления соперницы он был в два раза толще. Приходится ставить четыре миски, но Кеша никогда не будет есть одновременно с другими, он у нас индивидуалист. Мне приходится бегать за ним по всему дому, уговаривать покушать. В итоге, усаживаю его на веранде и закрываю дверь, чтобы он мог спокойно поесть в полном одиночестве.
— На удивление, у Вас вся мебель в порядке! — не сдержала я своего изумления, пытаясь найти видимые признаки пребывания четырех котов в доме.
— Есть у меня одна хитрость: когтеточку я обрызгала спреем с кошачьей мятой — Иннокентий так впечатлился, что несколько дней даже не отходил от нее! Вообще, все мои коты и кошки — большие поклонники когтеточки.
— У Вас загородный дом, а на мышей Ваше кошачье семейство охотится?
— Чего-чего, а мышей у нас здесь нет, водятся они лишь в нашем доме в Тверской области. Охотятся на них все, кроме Кеши — тот специализируется на кротах. Наловят и выкладывают у кровати, просыпаешься, а все вокруг в мышиных хвостах и головах!
— Предполагаю, что такое количество животных не может спать вместе с Вами...
— Еще как может! Я нашу кровать называю котодромом.
Кошки спят у нас и в ногах и на голове, но самое страшное происходит утром, когда вся компания начинает носиться по нам, играя в салочки. Муж, случается, кидает в них подушками, чтобы они утихомирились, но после такой побудки уснуть снова бывает достаточно сложно.
— Они Вас встречают после работы?
— Дело в том, что если у вас в доме живет один кот, то его мир замыкается на вас, а если целый зоопарк, как у меня, то им вполне хватает общения друг с другом. Посмотрят: ну, пришла, тогда покорми.
— А Вам импонирует такая независимая позиция
— Очень. Я ведь сама, так сказать, кошачьей породы. Мне очень нравится самодостаточность кошек, отсутствие лизоблюдства; они, например, считают, что весь мир им должен, — смеется Светлана Александровна.
ВЫ ЗВЕРИ, ГОСПОДА!»
— Насколько я поняла, выражение «как кошка с собакой» — это не про Ваших питомцев.
— Пожалуй, Вы правы. Поскольку собаки появились в нашем доме позже кошек, они чувствуют себя на вторых ролях. Например, Тоша может таскать котов, как щенков, беря их головы целиком себе в пасть, с места на место. Гарик побаивается Машу, так как она ему однажды заехала что было сил лапой по морде. Но, в целом, они живут мирно, без эксцессов.
Я не могу сказать, что я какая-то безумно добрая, скорее, такое количество животных - от сострадания, — продолжила наш разговор Светлана Александровна уже за чаем. — Тем более, что отношение к животным, милосердие характеризует человека и цивилизованность общества в целом. У нас, к сожалению, с этим пока большие проблемы.
— Вы входите в Совет, по делам культуры при Президенте. От Вас, от Ваших коллег что-то зависит?
— Зависит все от самих деятелей культуры, хотя сейчас почти у всех как-то сбились цели и приоритеты. Теперь все хотят иметь вот такие дома, как у нас за забором, хотят сидеть на природе в этих каменных мешках, думать, что они Брэды Питы, и представлять, что они счастливы. На самом деле, они имеют лишь неврас¬тению, сахарный диабет и сердечно-сосудистые заболевания. А вот любви, теплоты и доброты у них как-то не наблюдается. В поселке есть дома, где живут писатели и творческая интеллигенция, а с другой стороны — так называемый «Вишневый сад» — там у нас банкиры, которые порубили сосны на своих дачных участках, эдакий постлопахинский период. Для них беспородные кошки и собаки — это грязь. Гуманизм в обществе на нуле! И это не зависит от количества денежных знаков в карманах. Вот Вы спрашивали, почему у меня столько животных, а я думаю, что они — беспородные и подобранные — нужны, чтобы хотя бы частично погасить жестокость в обществе.
— А в театральных постановках участвуют животные?
— Раньше да, а сейчас нет. Но работали на сцене только собаки: коты слишком самонадеянны и непредсказуемы. Вообще, публика очень любит животных в постановках и всегда очень тепло их встречает. Однажды наш театральный кот все-таки поучаствовал в спектакле «Екатерина Ивановна». Дело в том, что мы животных «арестовывали» перед поднятием занавеса, так как они могли запросто расхаживать по зрительному залу и отвлекать внимание от сцены. А тут не усмотрели, и во вто¬ром акте, когда действие происходило на длинной липовой аллее, появился большой черный кот и важно так продефилировал вдоль деревьев. Мы все замерли, не зная, чего от него ожидать, но зрители ре¬шили, что так и должно быть, что это такая режиссерская находка. Когда кот с достоинством удалился за кулисы, вся труппа с облегчением выдохнула.
— Светлана Александровна, Ваша четвероногая компания не планирует расширяться?
— Ну, никаких особых запретов на этот счет не существует. Поживем — увидим, — многозначительно заулыбалась Врагова.
БИОГРАФИЯ
ВРАГОВА Светлана Александровна родилась 31 марта 1953 года в Ереване. Закончила режиссерский факультет ГИТИСа, мастерская народного артиста СССР Ю.А. Завадского. Выпускной спектакль — «Пятый десяток»; еще студенткой поставила «Весенние перевертыши» по повести В. Тендрякова. Работала в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. В 1981 году была приглашена в Новый драматический театр, где поставила «Унтиловск» Л. Леонова и «Отель «Забвение» Р. Ибрагимбекова. В 1988 году создает собственную Театр-студию «На Спартаковской», в дальнейшем переименованную в Театр «Модернъ». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» театр был приглашен в США, гастроли прошли с огромным успехом. Другие спектакли театра: «Ищет встречи!», «Расплюевские веселые дни», «Видео. Бокс: Пуля...», «Катерина Ивановна».
светлана врагова википедия
В интервью Радио Свобода режиссер Светлана Врагова - одна из основных героинь фильма Андрея Караулова "Ходорковский. Трупы" - высказала несколько иную версию событий пятнадцатилетней давности.
17 марта в интернете появился фильм о Михаиле Ходорковском и убийствах, которые якобы совершались по его заказу. Картину снял тележурналист Андрей Караулов. Свое расследование автор назвал "Ходорковский. Трупы".
Одна из главных героинь фильма – Светлана Врагова, художественный руководитель театра "Модерн". Врагова подробно рассказывает о том, как ее выселили из квартиры на Чистых Прудах, и что она пережила, пока не получила новое жилье. В картине много раз повторяются слова об убийствах и исчезновениях соседей Светланы Враговой, но не приводится ни одного факта, свидетельствующего о том, что эти убийства и исчезновения связаны с деятельностью Михаила Ходорковского.
В интервью РС народная артистка РФ заявила, что никогда не утверждала, что Михаил Ходорковский причастен к каким-нибудь убийствам. Она по-прежнему убеждена, что в ее бедах с квартирой на Чистых прудах виноваты структуры банка "Менатеп" - но сейчас, по прошествии времени никаких претензий к Ходорковскому она не имеет. Кроме того, Врагова заявила, что ее подпись под известным "письмом 50" против Ходорковского и Лебедева была получена обманным путем, и именно поэтому она отказалась подписать второе обращение – "письмо-55" против бывших руководителей НК "ЮКОС".
Дом, где жила Светлана Врагова находился рядом с банком "Менатеп" Михаила Ходорковского на Чистых прудах, и по заказу предпринимателя его пытались расселить, – утверждает в фильме народная артистка России. Все жильцы согласились на предложение банкира, за исключением Враговой и ее соседа, предпринимателя Александра Кончатова. Они отказались переезжать в новостройки на окраину Москвы. В результате насильственных действий со стороны сотрудников "Менатепа" Врагова лишилась квартиры, а Кончатова убили. Такова версия автора фильма Андрея Караулова. Вот как описывает эту историю сама Светлана Врагова:
Врагова про Ходорковского
– Окружение Михаила Борисовича меня ужаснуло! Входили в мой театр, говорили: "выезжайте из дома, из моей квартиры" - мол, "дом мы купили". Я говорю "я не поеду никуда из квартиры". У меня двухэтажная роскошная квартира, отцовская. Я не хотела уезжать из квартиры. Шум очень сильный начался, потому что я сказала, что сейчас напишу в такие газеты как "Чикаго трибюн", "Санди Таймс", "Гардиан" т.д. Я известный режиссер. И мне стали звонить оттуда журналисты, мои друзья. Я хотела просто обратиться, поскольку никто не обращал внимания на то, что творится, – ни московское правительство, ни милиция, ни адвокаты. Саша Кончатов пришел ко мне и говорит: "Ты ничего не боишься?" Я говорю: "Саш, а чего бояться?" Смерть Саши Кончатова, женщины на Покровке из чайного отдела. Много чего было…
– Эти же дела не расследованы и ничего не доказано. Ходорковского посадили совершенно за другое.
– Вот именно. Если есть за что посадить, если есть, если человек убил, – давайте процесс. Вот убитый человек. Вот эта смерть, вот эта смерть, вот этот серийный убийца. Дайте процесс!
– А почему этого не делают, на ваш взгляд?
– Не знаю. Я ничего не могу сказать про эту историю с Мишей. Я ничего не понимаю вообще, что происходит у нас в государстве. События с домом произошли в 1995 году, тогда был беспредел, а у Караулова передача вышла в 2005 году, тогда вдруг начались проблемы у Ходорковского...
– Вас устраивает качество этой передачи? Там он перебивает своих визави - вас в том числе. Или пытается за своих героев договорить фразы, явно навязывая свое мнение, и тут же предъявляет обвинение оппонентам. Как вам такая манера повествования?
– Ну, это карауловский стиль. Вы же его знаете.
– А правда, что Ходорковский купил вам квартиру, и конфликт был улажен?
– Да, квартира была куплена! Вмешались серьезные люди, кто – не могу сказать. Я сидела ночью, позвонила своему товарищу и говорю – что делать? А что я могу сделать? Наступила такая зловещая тишина. Моему мужу сказали, когда он сюда приехал: "А ну-ка, вали отсюда, иначе завтра тебя в живых не будет". Он приехал и говорит: "Там так страшно, туда ехать нельзя". Потом ночью мне звонили и говорили: "У вас выносят вещи". Я еду утром. Представьте все, что все, что у вас было – папины вещи антикварные, мамины вещи, все, что составляло вашу жизнь – исчезло! Он же знал, что я известный режиссер. Он же мог меня вызвать к себе, сказать: "Светлана, такая история, нужен дом". Я, конечно бы, брыкалась и сказала: "Оставь мне мою часть, у меня свой вход, у меня свой ключ этой двухэтажной отдельной квартиры". Сейчас этот дом – у ЮКОСа. Я в ту квартиру, которую он мне купил, не вхожу. У меня там ничего нет. Я живу на даче.
– Вы не простили этого человека?
– Нет, безусловно, простила. Мы сидели за одним столом на приеме у Ельцина в Кремле. Когда он спросил, как меня зовут, я сказала – вы с трех раз угадайте. "Ой, простите, я не знал, что это вы!" Вот так было. "А что вы сейчас делаете?" "Заведую небольшой нефтяной скважиной". А "Менатеп" уже был кончен...
Я считаю, что с него хватит. Если меня спросят, я скажу, что разгромили квартиру. Было такое дело. Мне его сейчас безумно жаль. Я считаю, что там сложная история. Я надеюсь, что когда-нибудь мы поймем, в чем там дело... Там сидеть должны другие – но тогда, по идее, сидеть должны все.
– Наблюдатели говорят о том, что выход картины сегодня не случаен. Скоро защита Ходорковского подаст документы на обжалование второго приговора, и нет сомнений, что такой информационный продукт может оказать воздействие на суд следующей инстанции.
– Есть, конечно. У меня есть ощущение, что это надо было делать сразу. Когда судили человека, возьмите все факты. В 2005 году прошел фильм. Почему тогда не учли эти факты? Я не понимаю, почему надо хвост отрубать по частям? По идее в 1995 году он должен был заслуженно получить хотя бы за разгром квартиры. Это должны были вмешаться правоохранительные органы и что-то с ним сделать. В 1995-м! А вот на сегодняшний день, я вам как режиссер могу сказать, я бы этого не делала, потому что это больно, это его трагедия. Не надо совмещать. Он в трагическом состоянии находится. Я не злорадствую и не хочу ему еще 14 лет, – сказала Светлана Врагова.
* * *
В картине "Ходорковский. Трупы" Андрей Карулов неоднократно называет Михаила Ходорковского серийным убийцей. Обозреватель Радио Свобода Марьяна Торочешникова попыталась получить объяснения на этот счет у самого телеведущего:
Торочешникова - беседа с Карауловым
– Рассказывая об истории дома в Колпачном переулке в Москве, автор фильма Андрей Караулов рефреном повторяет об имевшихся якобы убийствах жильцов этого дома, которые организовывались по инициативе руководства банка "Менатеп" и Михаила Ходорковского. Я попросила Андрея Караулова пояснить, какими именно фактами он обладает для того, чтобы делать такие утверждения. Вот что он рассказал:
– Почему его, Ходорковского, за кровь, за Сашу Кончатова, за Врагову, за все те истории, о которых мы рассказываем, не судили? У меня нет ответа на этот вопрос.
– Почему так много историй Враговой и никаких фактов об убийстве Кончатова, об убийстве армянской семьи?..
– Потому что я не могу найти его маму. Помогите мне. Давайте найдем маму и отца Саши Кончатова в Люберцах, где они живут. Вот милиция не смогла мне помочь. Может быть, вы мне поможете. А другие жильцы этого подъезда? Ни одной домовой книги не осталось. Все уничтожено.
– Вы абсолютно уверены, что все они были убиты?
– Нет, нет...
– Вы говорите о том, что у Ходорковского на руках кровь.
– У него на руках – утверждаю я, не предполагаю, а утверждаю я, Андрей Караулов, – кровь Александра Кончатова, – сказал Андрей Караулов.
А вот что по этому поводу говорит, одна из главных героинь фильма Андрея Караулова Светлана Врагова:
Врагова про Ходорковского
– Давайте будем откровенными. При чем здесь Караулов? Удар идет совсем не там… Решили наверху – и там так сделают. Решение там наверняка уже дано, принято – Ходорковского не выпустят до выборов, это железно.
– В 2005 году вы подписали письмо деятелей культуры и спорта против Ходорковского, "письмо 50-ти". Совсем недавно из недр Общественной палаты появилось "письмо 55-ти", тоже против Ходорковского, но вы его не подписали. Почему?
– Потому что я считаю – хватит. Мы подписали совсем другое письмо. Тогда в 2005 подписали письмо против власти и диктатуры денег. Там вообще слово "Ходорковский" не упоминалось.
– Но потом оно появилось в печатной версии.
– Потом оно появилось, когда наши подписи уже стояли. Вы же читали, кто возмущался (прим. автора: Анастасия Волочкова, Лео Бокерия, Александр Буйнов, Светлана Светличная, Ирина Роднина).
– Получается, что в первом письме вас ввели в заблуждение?
– Первый раз – да.
– Вам не было обидно, когда вашим добрым именем воспользовались против Ходорковского?
– Конечно, мне было неприятно. Я говорю, ребята, а что я подписала-то? По телефону мне сказали, потом принесли. Там вообще слова "Ходорковский" не было. Второе письмо мне принесли из Общественной палаты. Тоже нет имени Ходорковского. А второе я не подписывала, сказала: "Идите на фиг от меня!" На меня обиделись. Ощущение, что я во всем виновата – виновата в том, что мне разгромили квартиру, виновата в том, что, наконец, об этом рассказали. Смешно, правда?!
– Получается, что и во втором "письме-55" не было фамилии Ходорковского и Платона Лебедева? Но когда его опубликовали в Сети, оно там появилось. Вы, наверное, это заметили.
– Да, второй раз было. Что-то выдумывают, глупо очень. Там многие люди, кроме меня не подписали, Лео Бокерия тоже не стал… Почему? Объясняю. Существует понятие в стране – милосердие. Человек, предположим, за что-то… Тогда я не поняла, за что его посадили, я понимала, что он делает очень много всяких вещей нехороших, судя по себе. Тогда, конечно, когда в 2005 году Андрей сделал передачу, я сказала – наконец-то. Но обратите внимание на тон, как я это говорю – с юмором. Но он же мог, он же знал, он не мог со мной поговорить, не обязательно в Кремле за столиком, а вызвать к себе и сказать – вот тебе квартира, перевози вещи, я тебе сделаю лучшую квартиру, чем у тебя была. Я понимаю, это тяжело, но, Света, поди мне навстречу, я тебя очень прошу. Что, это трудно было сделать?
– Ваше отношение к "письму 45-ти", где деятели культуры просят "Международную амнистию" признать Ходорковского узником совести?
– Нет, он не узник совести. Он, скорее, заложник вот этого кошмара, который придумала сначала комсомольская братва, которую я терпеть всю жизнь не могла. Он узник бессовестного отношения правительства Ельцина и прочих, он узник беззакония того времени.
– А сейчас вы от него что-то ждете, какого-то покаяния или извинений?
– Нет. Он уже перестрадал сильно. Нет, ничего не надо. Я желаю ему выйти оттуда. Он уже перестрадал. Все, хватит. Конечно, в России так принято, что того, кто уже наказан и кто не хочет, чтобы посидели в тюрьме, маму жалко, семью дико жалко. Но ведь я не призываю в фильме его убить, уничтожить, наказать. Правда? Там же нет от меня этого, правильно? Я просто рассказывала, как мне было страшно. Самое главное, я даже не Мишу обвиняю. Я обвиняю наше правительство, я обвиняю сегодня наши беспредельные законы. Сегодня все вдруг с коррупцией стали бороться ни с того, ни с сего. И сейчас страшно жить в нашем государстве. Тогда было страшно жить, и при Советском Союзе было страшно жить. Половина уже хочет отсюда уезжать. Я вообще удивляюсь, почему Ходорковский еще там сидит. Ему давным-давно надо было отсюда исчезать. Понимаете, о чем я говорю? Найти способы исчезнуть оттуда.
– Это нереально.
– Для графа Монте-Кристо это было реально. Я хочу спросить – а за что, собственно, такие наказания? Я до сих пор понять не могу.
– Вы же прекрасно знаете, что его судили не за историю с вами.
– Ну, конечно, конечно! Кто бы сомневался! Кому я нужна?! А за что? Я так до сих пор не могу понять, за что он сидит? – сказала Светлана Врагова.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант сообщил, что не намерен опровергать утверждения Андрея Караулова:
Клювгант
– Я появление этого не фильма, а уродца под названием фильм связываю с общей кампанией лживой, завиральной истерической пропагандой, которая с момента позорного провала и позорного приговора в Хамовниках неизменно сопровождает всю эту историю, связанную с Ходорковским, Лебедевым и делом в отношении их. Не думаю, что такими убогими попытками можно дискредитировать этих людей. Ну, уж как умеют, так и бойцы пропагандистского фронта сражаются, – сказал Вадим Клювгант.
Андрей Караулов намерен сделать еще несколько серий из цикла "Ходорковский и трупы"
Место рожденияг. ЕреванДата рождения31 марта 1953 г.ОбразованиеГИТИС им. ЛуначарскогоЗванияНародная артистка РФБиография
В Москву Светлана Врагова приехала сразу после школы из Еревана и сходу поступила на режиссерский факультет ГИТИСа в мастерскую Юрия Завадского. Еще будучи студенткой второго курса она поставила свой первый спектакль, причем сразу на профессиональной сцене — в Кировском театре юного зрителя. Это были «Весенние перевертыши» по повести В. Тендрякова. На следующий год постановку ей предложил еще один театр, так что к моменту окончания института, Светлана Врагова была уже весьма опытным режиссером.
В качестве штатного режиссера вчерашнюю студентку пригласил Московский Театр им. А. С. Пушкина, где Врагова успела выпустить несколько спектаклей. В 1981 Врагову пригласили в Новый драматический театр. Спектакли, выпущенные режиссером на этой сцене, вызвали определенный резонанс среди театральной общественности, а кроме того вскоре Михаил Царев передал ей свой курс в Щепкинском училище. Так что к концу 1980-х годов Светлана Врагова вполне могла создать (и создала) свой собственный театр — репутация позволяла и была своя команда. Основой молодого театра-студии, получившего название «На Спартаковской» стал тот самый курс Михаила Царева, а первым спектаклем — «Дорогая Елена Сергеевна», где впервые прозвучала не только на всю Москву, но и на весь мир молодая актриса Оксана Мысина. Гастроли этого спектакли в США имели такой успех, что на Светлану Врагову посыпалось множество приглашений от крупнейших университетов США. Этапной же стала постановка в 1995 году пьесы Леонида Андреева «Катерина Ивановна» (главные роли сыграли актеры театра Сатиры Алена Яковлева и Юрий Васильев), проникнутая духом русского модерна. Именно после премьеры этого спектакля и было решено переименовать театр. Отныне он стал называться Театр «Модерн». Работы прошлых лет