Актер ермоленко
актер ермоленко
Биография
Символично, что Николай Еременко родился в День всех влюбленных. Хотя в стране тогда никто не отмечал праздник, в этой дате была скрыта некая подсказка судьбы. Актер покорил миллионы зрителей своей игрой и образами бесстрашных бойцов и героев-любовников. Но в жизни слава и «комплекс провинциала», по словам самого артиста, сделали его «злым, заносчивым, высокомерным».
Детство и юность
Николай Еременко родился в актерской семье. Радостное событие произошло 14 февраля 1949 года в Витебске. Здесь же прошли детство и юность будущей звезды. Позднее Еременко-младший не раз вспоминал свое спартанское воспитание. Годы в концлагере повлияли на характер отца не лучшим образом, тот был строг с сыном, иногда чрезмерно. Мальчишку радовало, что родители много гастролируют.
Детские годы Николай провел в театре. Один раз Коля настолько заигрался за кулисами, что забылся и вышел на сцену. Там перед зрителями попросил маму (а Галина Александровна была в образе) застегнуть ему брюки. Спектакль был сорван, но витебские зрители еще долго обсуждали выходку мальчика.
Во дворе Колю обзывали Артистом, что злило мальчика, выводило из себя. У товарищей были хулиганские прозвища, а у него — творческое, но ему не хотелось выделяться.
В школе Николай учился средне, математику не любил. Подросток знал, что будет артистом. Получив аттестат, решил поступать во ВГИК, но опоздал на конкурс. В следующем году поступил в престижный вуз благодаря отцу. Юноша учился у Сергея Герасимова, к которому мечтали попасть многие.
Курс подобрался звездный. Вместе с Еременко учились четыре Наташи: Белохвостикова, Бондарчук, Аринбасарова и Гвоздикова. Николай не был прилежным студентом: прогуливал лекции, хулиганил, имел хвосты. Юноше часто выносили выговоры и условно переводили с одного курса на другой.
Окончив ВГИК в 1971-м, Николай попал в труппу Театра-студии киноактера, но у него почти не было ролей. С 1976 года артист перешел на работу на киностудию имени Максима Горького.
Советские фильмы
Кинодебют актера в кино состоялся еще в студенческие годы. В 1969 году руководитель курса Герасимов взял Николая на роль Алеши в фильме «У озера». Студент снимался с Василием Шукшиным, в каст попали и однокурсницы Еременко — Бондарчук и Белохвостикова. Старт был более чем успешным — по мнению читателей журнала «Советский экран», в 1970-м драма стала лучшим фильмом года.
Уже в 1973-м артист появился на экране в главной роли в картине Светланы Дружининой «Исполнение желаний». Социальная драма пользовалась популярностью, особенно критики отмечали персонажей в исполнении Евгения Лебедева и Иннокентия Смоктуновского. По мнению СМИ, игра Ларисы Лужиной в ленте стала одной из лучших ее работ.
Первой серьезной работой актера стала роль Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля «Красное и черное». Снимать фильм Сергей Герасимов начал в 1969 году, а закончил в 1976-м. И если вначале щуплый и высокий (рост артиста был 185 см) Николай Еременко подходил под образ героя, то уже через пару лет он возмужал, плечи стали шире. Тогда режиссер решил, что в фильме Жюльен будет статным красавцем. Как и в фильме «У озера», Герасимов задействовал в этой картине своих учениц Бондарчук и Белохвостикову, которым после премьеры также досталась порция славы.
Еще одна звездная роль ждала Николая в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «31 июня» (1979), где актер предстал перед зрителями в образе художника Сэма Пэнти, полюбившего принцессу времен царя Артура Мелисенту (Наталья Трубникова). Трогательная история любви пришлась по вкусу телезрителям, но после телепремьеры картина семь лет пролежала на полке из-за отъезда в США исполнителя главной роли — танцовщика балета Александра Годунова. Запрет на прокат мюзикла стал одной из причин эмиграции композитора Александра Зацепина — в начале 1980-х годов он уехал во Францию.
В 1979 году советские зрители увидели ленту «Пираты ХХ века». Картина повлияла на творческую биографию артиста, сделав Николая Еременко – младшего суперзвездой советского телеэкрана. Первый боевик в СССР собирал полные залы даже на утренних сеансах — его посмотрели 90 млн зрителей. Все трюки актер исполнял без дублеров, многие из сцен были рискованны. Журнал «Советский экран» назвал Еременко лучшим артистом года за роль в «Пиратах».
На волне успеха было решено снять продолжение, но Еременко и Талгат Нигматулин отказались от съемок, прочитав сценарий. Картина «Тайны мадам Вонг» все же вышла на экраны, но уже с другими персонажами и без привязки к «Пиратам». В 2000-х Николай в интервью признался, что сожалеет о своем решении. Артист готов был сниматься в фильме «Пираты XXI века», но интерес к первому советскому боевику уже прошел, и финансирования не нашлось.
Еще одним заметным проектом в фильмографии Еременко-младшего стала роль Александра Меншикова в киноповестях «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1981). Режиссер и сценарист дилогии Сергей Герасимов получил специальный приз за масштабность воплощения историко-патриотической темы на 14-м Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе. Дмитрий Золотухин, исполнивший роль российского самодержца, согласно опросу журнала «Советский экран», стал лучшим актером 1981 года.
Российское кино
После развала СССР наступило тяжелое время для кинематографа, но Еременко-младший не исчез с экранов, правда, тематика картин с его участием изменилась. Он начал сниматься в востребованных в тот период криминальных драмах.
В 1992-м вместе с Арменом Джигарханяном Николай вошел в каст «Снайпера», снятого по мотивам одноименного романа Джеймса Хедли Чейза. Символично, что локацией для проекта стала бывшая дача Леонида Брежнева в Нижней Ореанде.
В криминальной картине «Крестоносец» (1995) Николай снимался вместе с Александром Иншаковым, Ольгой Кабо, Сергеем Безруковым. Это был один из первых в РФ боевиков, в сценарии которого использовалась классическая голливудская схема с непобедимым героем-одиночкой, спутницей-блондинкой модельной внешности и финальной сценой боя с хеппи-эндом. Популярность ленты Михаила Туманишвили и Иншакова подтверждает второе место в лидерах продаж лицензионных видеокассет в 1-м квартале 1996 года, количество копий на черном рынке было еще больше.
В середине 90-х годов Николай решил попробовать себя как режиссер и снял фильм «Сын за отца». В этой картине Еременко-младший впервые сыграл с отцом, но критики прохладно отнеслись к этому проекту. Киноведы увидели в ленте ностальгию по ушедшим временам.
Среди своих последних работ актер сам выделял образ бандита в сериале «Маросейка, 12». Как сказал Николай, персонаж получился «сочным». После смерти артиста вышел культовый фильм «Бригада», для которого годом ранее успели отснять сцены с Еременко-младшим в роли отца Космоса (Дмитрий Дюжев).
Личная жизнь
Николай Еременко – младший женился еще в молодости, но это не мешало артисту заводить романы. С единственной официальной супругой Верой Титовой он познакомился в студенческие годы. Девушка училась на историческом факультете МГУ. За симпатичным Еременко бегали все студентки, а Вера оказалась исключением. Титова уже устроила личную жизнь, была замужем, правда, всего три месяца, заводить другие отношения не хотела.
Артисту пришлось приложить немало усилий, чтобы будущая жена обратила на него внимание. Вере было 24 года, а Еременко — 23, когда они начали встречаться. В 1974-м влюбленные поженились, а в следующем году у пары родилась дочь Ольга.
Вера была мудрой женщиной, способной закрывать глаза на увлечения супруга. Она делала вид, что не понимает, какие отношения связывают его с композитором и певицей Ириной Грибулиной. Их объединяло не только творчество (некоторое время артисты гастролировали и пели вместе), но и чувство влюбленности. Сама Ирина Евгеньевна не отрицала романа с актером, но в интервью говорила, что никогда не пыталась увести Николая из семьи, хотя он и сделал ей предложение. Исполнительница действительно была дружна с Верой и восхищалась ею.
Ольга стала единственным ребенком супружеской пары, отец баловал девочку. Но в семье не подозревали, что у Николая есть внебрачная дочь Татьяна, которая родилась в 1990 году от Татьяны Масленниковой.
Судя по фото, Татьяна Еременко унаследовала черты отца. После того как девушка отучилась в школе телевидения «Останкино», она пошла по стопам матери и окончила институт иностранных языков. Сейчас Татьяна преподает английский язык, как и ее старшая сестра. Дочери актера знали о существовании друг друга, но познакомились только после похорон отца.
Брак Веры и Николая длился 25 лет, а в 1999-м последовал разрыв. Бывшие супруги продали совместную квартиру и разъехались. После развода Еременко жил с ассистентом режиссера Людмилой, отношения с которой начались еще в 1995-м на съемках фильма «Сын за отца». Людмила, которая была младше артиста на 18 лет, утверждала, что он собирался узаконить отношения, но не успел. Ольга же, дочь актера, говорила, что отец всегда любил только Веру Титову и считал развод ошибкой.
Смерть
27 мая 2001 года, меньше чем через год после смерти отца, сердце Николая Еременко – младшего остановилось. Людмила, которая была рядом с актером, утверждает, что тот потерял сознание. Скорая помощь доставила Николая Николаевича в Боткинскую больницу. Врачи диагностировали инсульт. Артист впал в кому и больше не пришел в сознание.
Вера Титова вместе с дочерью Ольгой, как только получили сообщение, приехали в больницу. Бывшая супруга стала последней из родственников, кто видел Еременко-младшего живым. Николай не справился с последствиями кровоизлияния в мозг, что и стало причиной смерти.
Похоронили актера в Минске, на Восточном кладбище, рядом с могилой отца, как и завещал Николай Еременко – младший.