Алеши
О фильме
1944 год. Разгар Великой Отечественной войны. Полным ходом идет белорусская наступательная операция «Багратион», которую впоследствии назовут одной из крупнейших военных операций за всю историю. Партизаны, среди которых 16-летний Алёша и крестьянин Ефрем Жаворонок, готовятся дать отпор армии Вермахта, приближающейся к селу Найдорф. На их пути появляются, на первый взгляд, непреодолимые препятствия, но герои твердо помнят, что за спиной — Родина, поэтому отступать нельзя.Режиссер: Юрий Попович.
В ролях: Владимир Епифанцев, Максим Сапрыкин, Анна Попова, Юрий Уткин, Евгения Каверау и др.
Генеральные продюсеры: Тимур Вайнштейн, Джаник Файзиев, Рафаел Минасбекян.
Производство: Россия, 2020 г.
алеши
Самый молодой герой из тройки прославленных русских богатырей Алёша Попович был самым противоречивым и неоднозначным персонажем былин. Кроме подвигов ему приписывали свершение не малого количества гадостей и даже называли самым подлым из богатырей.
Прототип
Согласно самой распространенной версии реальным прототипом Алёши Поповича мог быть живший в Ростове Великом боярин Александр (Олеша) Попович. Исходя из летописей, эта историческая личность отличалась особой храбростью и принадлежала к числу отборных воинов. Изначально Александр Попович служил в войске Всеволода Большое Гнездо, а после смерти последнего стал на сторону его сына Константина Всеволодовича, который боролся против собственного брата Юрия Всеволодовича, претендовавшего на владимирский престол.
Сразив в битвах нескольких отменных воинов Юрия, Александр Попович очень помог Константину Всеволодовичу. Но скорая гибель предводителя и вокняжение Юрия в 1218 году заставила Александра Поповича переехать в Киев и примкнуть к войску великого князя Мстислава Старого, вместе с которым он пал на поле боя в битве при Калке в 1223 году.
Российский этнограф Александр Яковлевич Артынов на основе былины «Алеша Попович и Тугарин», где заявлено, что богатырь приходится сыном попа Леонтия Ростовского, сделал вывод, что родиной Алёши Поповича является деревня Селище Ростовского района Ярославской области.
Противники данной версии, отождествляющей молодого фольклорного героя и ростовского боярина, обращают внимание на то, что два самых прославленных подвига блинного богатыря Алёши Поповича, а именно победа над Идолищем и над Тугариным змеем, были совершены примерно на два века раньше, чем погиб ростовский боярин Александр Попович.
Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп видел временем рождения образа Алёши Поповича период после Крещения Руси, когда о попах и их потомках еще можно было выражаться нелицеприятно.
Искусствовед Анатолий Маркович Членов предложил альтернативный вариант происхождения Алёши Поповича. Он полагал, что прототипом богатыря, скорее всего, является Ольберг Ратиборович, тоже боярин, однако служивший вместе с Владимиром Мономахом.
Другие специалисты считают, что прообразом Алеши Поповича был житель города Пирятин, который расположен на Полтавской земле.
Между тем академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что впервые упомянутый в летописи 1423 года Алёша Попович не имеет реального прототипа, и это не человек попал в былины, а былинный персонаж был мастерски описан как историческое лицо.
Черты характера
Владимир Пропп писал, что Алёша Попович помимо всех своих достоинств обладал рядом недостатков, свойственных молодости.
Самый возрастной богатырь Илья Муромец предстаёт пред читателями в образе умудрённого опытом сурового воина, побеждающего своих врагов спокойствием, решимостью, неустрашимостью и рассудительностью. Наделённый особой выдержкой Добрыня Никитич превосходит недругов культурой и богатырской силой.
В то же время Алёша Попович изображается вовсе не удальцом с большой физической силой, а этаким балагуром — гусляром, отличающимся жизнерадостностью, находчивостью, хитростью, лукавством, сметливостью, натиском, бесшабашной решительностью, насмешливостью, колкостью языка и безрассудными поступками, способными приносить вред ему и окружающим.
Первым исследователем, попытавшимся разобраться в сложном характере Алёши Поповича, был литературовед Александр Белинский, который описал его так: «Богатырь более хитрый, чем храбрый, более находчивый, чем сильный; совершенно национальный русский герой».
Исследователь древнерусской литературы Николай Павлович Дашкевич полагал, что самый молодой богатырь хоть и смел, но совсем не удал. К тому же он характеризовал его как невоздержанного в словах насмешника и пустохваста: «Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи».
Историк русской литературы Леонид Николаевич Майков видел в Алёше Поповиче скорее отрицательный персонаж, наделённый некоторыми положительными чертами. Горделиво-спесивому, увёртливому, лукавому и кичливому богатырю он вменяет подлости, из-за которых другие богатыри не всегда хотели иметь с ним дело.
Но, несмотря на букет отрицательных качеств характера, все исследователи сходятся во мнении, что Алёше Поповичу, как и его старшим товарищам присуща беззаветная любовь к Родине и готовность во имя неё жертвовать жизнью.
Предательство соратника
В былине «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича», богатырь предстаёт в роли негодяя, способного ради личной выгоды, совершить омерзительный поступок. Согласно сказанию Добрыня Никитич по воле князя Владимира отбыл с опасным дипломатическим поручением в орду, в то время как дома его осталась дожидаться любимая жена Настасья Микулишна. Не год, и не два ждала мужа преданная жена, а целых двенадцать лет. Но однажды пришла страшная весть, сообщавшая о смерти Добрыни Никитича. Безутешная вдова не хотела никого видеть, однако, князь Владимир принудил её выйти замуж за Алёшу Поповича. В день свадьбы, по велению провидения Добрыня Никитич возвращается домой и тогда выясняется, что ложные слухи о его гибели были распространены названным братом Алёшей Поповичем, который с помощью обмана хотел посягнуть на его супружеские права.
Существует две концовки этой былины. Первая гласит, что в результате завязавшейся драки Добрыня Никитич убивает Алёшу Поповича, а по второй молодому богатырю всё же удаётся вымолить прощение у старшего соратника и старого друга.
Наговор на девушку
В былине «Алеша и сестра Збродовичей» герой вновь проявляет себя не с лучшей стороны. Не отдавая отчёта о последствиях шутки, Алёша Попович на одном пиру, заявил сидевшим напротив братьям Збродовичам, что у него с их сестрой была внебрачная связь. Подобное заявление ожидаемо вызвало всплеск эмоций у братьев, которые тут же вступились за честь опозоренной сестры. По одной версии эта былина заканчивалась смертью Алёши Поповича от рук Збродовичей, а по другой конфликт удалось замять благодаря посреднической миссии Ильи Муромца, который пообещал, что Алёша Попович из-за своей оскорбительной шутки жениться на их сестре.
Пьянство
Былина «Илья Муромец и Сокольник» раскрывает ещё одну отрицательную грань личности Алёши Поповича, а именно его пристрастие к алкоголю. Несмотря на то, что другие богатыри постоянно ругали младшего соратника, пытаясь отучить его от этой пагубной привычки, Алёша Попович при любом удобном случае спешил опрокинуть чарку. Конкретно в данном сказании Илья Муромец велел Алёше догнать неизвестного богатыря Сокольника, а он, настигнув его, вместо того, чтобы пленить и доставить на заставу, сел с ним пить. В итоге Сокольник скрылся, а Алёша Попович явился один, да ещё и пьяный, за что заслужил порицание от Ильи Муромца: «Говорил тебе, Алеша, я, наказывал:/Ты не пей, Алеша, зелена вина,/ Ты не кушай сладких кушаньев».
The post Алёша Попович: какие гадости творил самый подлый русский богатырь appeared first on Русская семерка.
Лето 1944 года. Разгар Великой Отечественной войны. С одной стороны – отборные немецкие фронтовики, вышколенные солдаты самой опасной и безжалостной армии в мире. С другой – русские партизаны, измотанные, усталые, израненные, голодные, почти забывшие, что такое тепло родного дома, но твердо помнящие одно: за спиной – Родина, поэтому отступать – нельзя.
Главные герои истории – пулеметчик Ефрем Жаворонок и совсем еще мальчик Алёша. Ему всего шестнадцать, и Ефрем твёрдо знает: он должен нести ответственность за этого паренька, как за родного сына. Потому что на войне нет чужих детей, матерей, жён или братьев.