Фото тараса григоровича шевченко
В мире четыре государства, в чье название входит слово «Гвинея», это своеобразный рекорд по популярности топонима. Правда, утверждать, что термин счастливый и гарантирует странам процветание или хотя бы спокойную безопасную жизнь, невозможно. У каждой из Гвиней, лишь две из которых расположены рядом, а остальные удалены на тысячи километров, проблемы сводятся к вечной борьбе с бедностью, преступностью, коррупцией. Есть и различия – например, во всех четырех странах говорят на разных языках, и жители даже соседствующих Гвиней могут запросто не понять друг друга.
фото тараса григоровича шевченко
Тарас Шевченко - художник слова и художник кисти.
Тарас Шевченко - известен миру, в первую очередь как великий художник слова, однако это никак не затмевает его как великолепного художника - живописца и графика. Ведь именно художественное наследие кобзаря намного обильнее, нежели его проза и стихи. Для некоторых читателей этот факт наверняка явился неожиданностью. А ведь именно талант к рисованию освободил будущего гения украинского слова из крепостных.
В мировом сообществе имя Тараса Шевченко(1814-1861) считается ярчайшим символом украинской нации. В его творчестве поэзия, графика и живопись очень тесно переплелись и стали очень большой потребностью в выражении творческого духа: ему так много нужно было сказать своим современникам и потомкам.
Всю жизнь стремившийся к свободе Тарас Григорьевич всего лишь тринадцать из сорока семи лет жизни смог быть вольным. Увы, таков был удел - поэта, художника, борца за права народа, революционера-демократа.
Немного из биографии
Дом Григория Ивановича и Катерины Якимовны. Рисунок Тараса Шевченко.
Немного окунувшись в биографию гениального творца, начинаем понимать насколько бывает переменчива судьба в жизни человека. То она - жалует и милует, а то - отбирает и безжалостно наказывает.
Родился Тарас в Киевской губернии в 1814 году в семье крепостных Григория и Катерины Шевченко. Одаренный от природы мальчишка очень рано проявил тягу к рисованию. С ранних лет кусочек мела или черный уголек, был для него необыкновенной радостью. Обрисовывая все стены жилища и внутри, и снаружи, все лавки, столы и полы, изображал юный художник птиц, зверей и людей.
Маленький Тарас рано остался без матери, а немногим позже лишился и отца. Круглым сиротой жил некоторое время мальчишка на попечении у своей мачехи, которая совсем не давала ему житья. И в 12-летнем возрасте, решившись уйти из дома, бродяжничал по селам, подрабатывая, где только было возможно: пас овец и телят, собирал дрова, помогал взрослым управляться с урожаем на полях.
Графика Тараса Шевченко.
Как-то посчастливилось ему пристроиться в приходскую школу дьяка Павла Рубана. Там-то он и научился грамоте. Позже, волею случая Тарас прибился к общине дьяков-иконописцев – от них он и постиг основы рисования. Так среди людей и рос будущий гений.
В 1829 году, 15-летним парнем, его берут в качестве прислуги к помещику – Павлу Васильевичу Энгельгардту. Сперва Тарасу пришлось куховарить, а потом София Григорьевна Энгельгардт взяла смышленого парнишку себе личным помощником. И в свободное от работы время, он продолжал с упоением рисовать.
София Энгельгардт как-то заприметила его рисунки и тут же показала мужу. Тот сразу же, оценив талант слуги, прикинул, что из Шевченко может выйти хороший домашний живописец. А спустя немного времени, отправил Тараса в Виленский университет к популярный портретисту Яну Рустему. Там Тарас и постиг азы живописного мастерства.
Акварели Тараса Шевченко.
И уже через полтора года Энгельгардт отправляет Шевченко в Петербург – перенимать опыт у «тамошних мастеров». Будучи определенным в ученики к Василию Ширяеву, в 1831 году Тарас с группой художников-маляров расписывал Большой театр под руководством своего учителя.
Пройдет пять лет жизни в Петербурге, и в жизни Шевченко произойдет знаковая встреча с земляком педагогом Иваном Сошенко. Он то и выведет начинающего крепостного художника в свет, познакомит с поэтом Василием Жуковским, художником Карлом Брюлловым и Василием Григоровичем, который в то время состоял в правлении Императорской Академии художеств. Эти великие люди сыграли в жизни будущего гения колоссальное значение. Это с их инициативы он получил свободу.
Портрет Василия Жуковского. Автор: Карл Брюллов.
Изначально помещик Энгельгардт ни в какую не соглашался давать вольную своему крепостному. Ведь сколько средств было в него вложено. Тогда Иван Сошенко, одержимый гениальной идеей, уговаривает Брюллова написать портрет Василия Жукова, чтобы за вырученные деньги от портрета выкупить Шевченко. Но для этого нужно было портрет выгодно продать. И тогда было решено разыграть его в лотерею. Розыгрыш лотереи был организован в Аничковом дворце. И желающих выиграть набралось достаточно много. Эта акция позволила собрать от продажи лотерей 2500 рублей, которые и были переданы 22 апреля 1838 года помещику Энгельгардту взамен на вольную.
Автопортрет.
Шевченко – свободен, и первое, что он сделал - поступил в Академию художеств, где стал учеником Карла Брюлова. Особенно прославился Шевченко как мастер офорта, он мастерски овладел практически всеми известными на то время графическими техниками.
«Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит», - из дневника Шевченко о тех студенческих временах. Вот именно тогда так ярко проявился талант кобзаря в поэзии.
Графика Тараса Шевченко.
А вернувшись после окончания академии домой, на Украину, получил должность художника при Археографической комиссии в Переяславле. В его обязанности входили зарисовки археологических и исторических памятников города.
В 1846 году Шевченко переезжает в Киев по приглашению давнего приятеля – историка и публициста, а так же члена Кирилло-Мефодиевское братства - Николая Костомарова. Николай завербовал в это сообщество и Тараса Григорьевича. А тот понял, что оказался втянутым в тайную политическую организацию тогда, когда начались массовые аресты членов братства.
Прямых доказательств против Шевченко властям выдвинуть не удалось. Но начальник отделения императорской канцелярии Алексей Орлов при обыске обнаруживает стих кобзаря «Сон», в котором он увидел явное высмеивание правящего режима и призыв к бунту.
Автопортрет.Тарас Шевченко в солдатах.
В качестве наказания весной 1847 года поэта-бунтаря отправляют в ссылку в Оренбург для прохождения рекрутской повинности. Приговором также было запрещено Шевченко писать стихи и рисовать. Именно эта часть приговора была самым страшным ударом для него. Его товарищи пытались добиться смягчения наказания и разрешения заниматься творчеством, но максимум чего им удалось, так это выхлопотать право на переписку.
Но в экспедиции их рекрутского отряда к Аральскому морю Тарасу Григорьевичу удалось на короткое время вернуться к любимому занятию. И это благодаря генералу Обручеву, который тайно разрешил Шевченко работать над зарисовками аральского побережья для отчёта об экспедиции.
Укрепление Раим. Вид с верфи на Сыр-Дарье. Автор: Т.Шевченко.
Однако художника вскоре рассекретили и доложили вышестоящему руководству. Генералу был вынесен строжайший выговор, а нарушителя режима отправили в новый гарнизон (в наше время город Форт-Шевченко в Казахстане).
Спустя 10 лет, в 1857 году, после очередного ходатайства графа Фёдора Толстого поэта отпускают на волю – "император Александр II отменяет наказание, назначенное его отцом Николаем I."
После десятилетия, проведенного в ссылке, Тарас с большим рвением и с опытом зрелого мастера окунулся в творчество. В 1860 году Академия искусств удостоила Шевченко звания академика гравюры. Однако подорванное здоровье в ссылке дало о себе знать. В 1861 году гениального мастера не стало.
Ядвига Гусиковская. (1830). Автор: Т.Шевченко.
Портрет М.В.Максимович (1859). Автор: Т.Шевченко.
Казахский мальчик, играющий с котом. Автор: Т.Шевченко.
Казашка Катя. (1857). Автор: Т.Шевченко.
Автор:Т. Шевченко.
Портрет неизвестной в голубом.(1846). Автор: Т.Шевченко.
Катерина. (1842). Автор: Т.Шевченко.
Одалиска. Автор: Тарас Шевченко.
В наше время художественные работы Тараса Григорьевича, кроме автобиографического имеют еще историческое и этнографическое значение. И к тому же рисунки Шевченко-художника, совершенно параллельны относительно к стихам Шевченко-поэта - и то, и другое служит изобразительными и словесными иллюстрациями к самой его жизни.
Прижизненное фото Тараса Шевченко.
Его творческое наследие насчитывает десятки живописных полотен, в наши дни хранящиеся в Национальном музее Тараса Шевченко. В его фонде также хранятся около 200 графических работ художника, выполненных в технике акварели, сепии, офорта.
В продолжение темы о великом человеке своего времени, Тарасе Шевченко - увлекательный рассказ о его Музах, которые вдохновляли великого кобзаря и о горькой его любви.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Известно одиннадцать фотографий Шевченко, из которых сохранилось десять (девять из них - в Национальном музее Тараса Шевченка, одна - в Литературно-мемориальном доме-музее Т.Г.Шевченко в Киеве). До ссылки (1847-1857) поэт не фотографировался.
Первая его фотографию по просьбе Марии Дороховой сделана 30 марта 1858 года Андреем Деньером. На снимке - поэт с бородой, в шапке и тулупе. По этому снимку в 1860 году он выполнил автопортрет.
Второй снимок сделан в фотоателье Ивана Федоровича Досса в 1858 году. На нем Шевченко без головного убора, в белой рубашке и темном пиджаке. После смерти И. Досса с его негатива сделано несколько отпечатков в фотоателье Дмитрия Здобнова. Художники А. Бобров, С. Красицкий, В. Касьян пользовались этим снимком при создании портретов поэта. По этой же фотографии И. Репин в 1888 году написал портрет для светлицы в хате, построенной на Чернечьей горе для сторожа могилы Шевченко:
2.
Третий снимок - в смушковой шапке и тулупе, со сбритой бородой - сделанов апреле 1859 года у того же А. Деньера. С этого фото Л. Жемчужников заказал в Париже литографский портрет (его мастерски исполнил литограф А. Муйерон) и привез в Петербург. Шевченко подтвердил литографию подписью и пользовался ею, работая над последним офортными автопортретом. После смерти поэта художники В. Матэ, М. Мурашко, Ф. Красицкий и др. пользовались этим снимком для создания живописных, графических и скульптурных портретов Шевченко. С этого же фото И. Крамской по заказу П. Третьякова - основателя Третьяковской картинной галереи - 1871 выполнил один из лучших портретов Шевченко:
3.
В 1859 году поэт еще раз фотографировался у А. Деньера - вместе со своими друзьями Г. Честаховским, братьями А. и М. Лазаревскими и П. Якушкиным. Лейпцигский мастер Ф. Брокгауз выкадрировал из этой группы фигуру Шевченко и выгравировал ее на стали; позднее и русские мастера делали по этому фото гравюры на металле, дереве:
4.
К 1859 году принадлежит еще одна фотография Шевченко. На ней поэт изображен во весь рост, в смушковой шапке, тулупе и с тростью. Это небольшое по размеру (9 × 12 см) фото очень редкое. Выполнил его, очевидно, тоже А. Деньер:
5.
Во время пребывания в Киеве в 1859 году поэт трижды фотографировался у Ивана Гудовского.
На первом снимке он сидит на стуле в белой рубашке с темным галстуком и темном пиджаке (по этой фотографии художник Г. Цисс в 1929 году выполнил портрет маслом):
6.
На втором - сидит на стуле возле стола в белом полотняном костюме с тростью в руках:
7.
На третьем фото (погрудном) поэт тоже в белом костюме с наклоненной влево головой. С этого снимка Шевченко в 1860 году выполнил офортный автопортрет:
8.
К 1858-59 годам принадлежит фотография поэта в темном костюме, с которой в 1859 году М. Микешин сделал рисунок-портрет, репродуцированный ксилографией Е. Гогенфельдена в «Кобзарь» 1860 года, изданный на средства П. Симиренко. Эту фотографию Шевченко использовал при работе над офортными автопортретом 1860 года. Оригинал фото не сохранился:
9.
Два последних снимка поэта выполнены неизвестным фотографом в конце 1860-го или в начале 1861 года.
В черном костюме, в белой рубашке с черным галстуком:
10.
Вместе с Григорием Честаховским :
11.
ИСТОЧНИК: http://litopys.org.ua/shevchenko/photos.htm
См. также: http://www.museumshevchenko.org.ua/page.php?id=43lang=ru
Биография
Большинство людей, читая художественные произведения, редко задумываются о судьбе автора. А зря, ведь порой биография писателя, поэта или прозаика способна затмить эпичностью и драматичностью (или комичностью) его произведения. Яркий пример подобного утверждения – Тарас Григорьевич Шевченко.
Детство и юность
Родился будущий поэт и художник 25 февраля 1814 года. Произошло это событие в селе Моринцы, расположенном в Киевской губернии.
Родители Тараса - простые крепостные крестьяне у племянника князя Потёмкина, сенатора Василия Энгельгардта. Григорий Иванович Шевченко, отец мальчика, часто не бывал дома из-за того, что чумаковал – возил продавать панскую пшеницу в города вроде Киева и Одессы. Мать Тараса, Катерина Якимовна Бойко, дни напролёт работала на панских полях. Именно поэтому воспитанием будущего поэта занимались дед и старшая сестра Екатерина.
В 1816 году семья Шевченко перебирается в Кирилловку – село, которое спустя годы назовут в честь поэта. В Кирилловке Тарас проводит своё детство и встречает первую любовь Оксану Коваленко.
В 1823 году из-за повышенных нагрузок Катерина Якимовна умирает. В том же году отец Тараса женится второй раз на вдове Оксане Терещенко и она вместе с тремя своими детьми перебирается в дом Шевченко. Мачеха сразу же невзлюбила Тараса, поэтому мальчик искал защиты у своей старшей сестры, а после смерти отца в 1825 году принимает решение совсем уйти из дома.
С 1826 по 1829 год Тарас бродяжничает и подрабатывает где только можно. Первым местом серьёзной работы становится приходская школа дьяка Павла Рубана. Именно в ней Шевченко знакомится с основами чтения и письма. Следующим местом работы становится община дьяков-иконописцев – у них Тарас узнаёт основы рисования. Помимо подобной работы, Шевченко приходится иногда пасти овец, собирать урожай и помогать старикам с дровами для печи.
В 1829 году устраивается в качестве прислуги к новому помещику – Павлу Васильевичу Энгельгардту. Первое время работает поваром, а потом становится личным помощником Софии Григорьевны Энгельгардт, которая преподаёт Тарасу французский язык. В свободное от работы время мальчик продолжает рисовать.
Однажды София Энгельгардт увидела эти рисунки и тут же показала мужу. Тот оценил талант мальчика, прикинул, что из него может получиться неплохой личный живописец и отправил Тараса в Виленский университет. Наставником мальчика становится популярный портретист Ян Рустем.
Через полтора года Энгельгардт отправляет Шевченко в Петербург – для расширения кругозора и обучения у тамошних мастеров. В 1831 году под руководством Василия Ширяева Тарас принимает участие в росписи Большого театра.
Пять лет спустя, в Летнем саду происходит знаковое для Шевченко событие – знакомство с земляком педагогом Иваном Сошенко, который выводит Тараса в свет, познакомив с поэтом Василием Жуковским, художником Карлом Брюлловым и одним из руководителей Императорской Академии художеств Василием Григоровичем. Они симпатизируют юноше и признают его художественный талант, поэтому всячески стараются помочь решить вопрос с выкупом Тараса у Энгельгардта.
Но помещик не хочет просто так отпускать Шевченко, ведь он уже столько денег вложил в этого парнишку. Переговоры затягиваются надолго и уже начинает казаться, что выкуп невозможен, но в голову Сошенко приходит гениальная идея. Суть идеи заключается в том, чтобы устроить лотерею, в которой будет разыгран портрет Жуковского, написанный Брюлловым. Победитель получает портрет, а все вырученные деньги пойдут на выкуп Шевченко.
Лотерея прошла в Аничковом дворце. Организовать это мероприятие помог граф Михаил Вельгурский. Желающих выиграть портрет набралось довольно много, всего было выручено 2500 рублей. Вся эта сумма была передана 22 апреля 1838 года Энгельгардту. Шевченко больше не был крепостным. Первым его решением становится поступление в Академию художеств.
«Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит», - пишет в своём дневнике Шевченко о тех временах.
Литература
Период с момента поступления в Императорскую Академию художеств и до ареста в 1847 году является наиболее плодовитым для Шевченко в литературном плане. В 1840 году выходит культовый сборник его поэтических произведений «Кобзарь», который ещё при жизни поэта не единожды переиздаётся. В 1842 году Тарас публикует свою историко-героическую поэму «Гайдамаки».
На следующий год Шевченко решает отправиться в путешествие по Украине, чтобы повидаться со старыми знакомыми и найти вдохновение для нового творчества. Его музами тех времён становятся Анна Закревская и Варвара Репнина-Волконская – первая была женой помещика, у которого гостил Тарас, а вторая была княжной. После этой поездки Шевченко написал стихотворение «Тополя» и поэмы «Катерина» и «Еретик».
На родине произведения поэта встретили довольно тепло, однако реакция столичных критиков было полностью противоположной – они осуждали поэзию Шевченко за провинциальную простоту (все произведения были написаны на украинском языке).
В 1845 году Тарас вновь отправляется на Украину, чтобы погостить в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) у старого знакомого врача Андрея Козачковского. По неподтверждённой информации, поэт ездил поправить своё здоровье. В пользу этой теории свидетельствует написанное в том году «Завещание» Шевченко. В этом же году выходят его поэмы «Наёмница» и «Кавказ».
Погостив у Козачковского, Тарас устраивается художником Археографической комиссии, прямо там же в Переяславле. Его главная задача на тот момент – делать зарисовки археологических и исторических памятников города (Покровский собор, каменный крест Святого Бориса и прочее).
В 1846 году поэт перебирается в Киев, куда его пригласил другой давний знакомый – историк и публицист Николай Костомаров. Костомаров вербует Шевченко в новообразовавшееся Кирилло-Мефодиевское братство. Поэт не сразу понимает, что оказывается втянут в тайную политическую организацию. Осознание приходит тогда, когда начинаются аресты участников общества.
Доказать прямую привязанность Тараса к братству не удаётся, но настырный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии князь Алексей Орлов находит стих Шевченко «Сон», в котором видит высмеивание правительственного режима и призыв к бунту. В качестве наказания 30 мая 1847 года поэта отправляют в отдельный Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности. Также Шевченко запрещают писать и рисовать, что становится для Шевченко серьёзным ударом.
Всячески помочь Тарасу пытаются поэт Жуковский, граф Алексей Толстой и княжна Варвара Репнина-Волконская. Единственное, чего им удаётся добиться, это разрешение Тарасу писать письма. В письме Козачковскому Шевченко пересылает стих «Ляхам» («Полякам»), написанный о служащих с ним выходцах из Польши.
Вернуться к художественной деятельности, пусть и ненадолго, удаётся во время экспедиции к Аральскому морю (1848-1849). Генерал Владимир Афанасьевич Обручев тайно разрешает сделать Шевченко рисунки аральского побережья (для отчёта об экспедиции). Но кто-то узнаёт об этом и докладывает руководству. В результате генерал получает серьёзнейший выговор, а Шевченко отправляют на новое место, которым становится военное Новопетровское укрепление (ныне город Форт-Шевченко в Казахстане).
Здесь также действует запрет на рисование, поэтому Тарас пробует лепить из глины и снимать фото (дагерротипы). С глиной не сложилось, а фотосъёмка в то время была слишком дорогим удовольствием. Шевченко опять начинает писать, но на этот раз уже прозаические произведения на русском языке – «Художник», «Близнецы» и другие. Исключение – стих «Хохлы» (1851).
В 1857 году, после очередного ходатайства графа Фёдора Петровича Толстого поэта отпускают на волю – император Александр II отменяет наказание, назначенное его отцом Николаем I.
Личная жизнь
Выйдя на свободу, Шевченко задумывается о создании семьи. Первой попыткой жениться считается предложение, которое в письменном виде поэт предоставил Екатерине Пиуновой. До этого поэт продвигал эту молодую актрису театра и надеялся, что она согласится, но ошибся. О второй попытке практически ничего неизвестно, кроме того, что девушку звали Харита и она была крепостной.
Третья невеста Шевченко тоже была крепостной. Звали её Лукерья Полусмакова. Поэт вложил много денег в её образование, снимал девушке квартиру, покупал еду, одежду и книги. Тарас хотел выкупить её у помещика, но отказался от этой идеи после того, как застал её в спальне с одним из репетиторов. Больше Тарас Шевченко о женитьбе не думал, вместо этого вновь ударившись в творчество, результатом которого стал «Букварь южнорусский» - первый из запланированных им учебников.
Возвращаясь к личной жизни поэта, стоит также упомянуть о его более ранних романах. Первой любовью поэта стала девушка из села Кирилловка Оксана Коваленко. В сороковые годы любовницами поэта были Анна Закревская (именно ей посвящён стих «Если б встретились мы снова») и Варвара Репнина-Волконская.
В годы службы в Новопетровском укреплении Шевченко тайно встречался с Агатой Усковой, которая была женой местного коменданта. Имеется информация и о других романах поэта, но достоверных подтверждений нет.
Смерть
Умер поэт в Санкт-Петербурге, где и был первично похоронен. Произошло это в 1861 году, на следующий день после дня рождения Тараса Григорьевича. Причина смерти – асцит (брюшная водянка). Считается, что виной этому заболеванию было чрезмерное употребление алкогольных напитков, к которым поэт пристрастился ещё в молодые годы. Поговаривают, что именно он организовал клуб «Мочемурдия», члены которого напивались и заводили душевные беседы о жизни, а в конце гулянки выбирали «Его Всепьянейшество».
Первым местом захоронения поэта стало Смоленское православное кладбище, однако позже перезахоронили на Чернечьей горе, согласно новому завещанию. В память о поэте переименованы многие населённые пункты, улица с его именем и памятник поэту есть практически в каждом населённом пункте Украины. Его имя носит даже небольшой кратер на Меркурии.
Библиография
- 1838 – «Катерина»
- 1839 – «К Основьяненке»
- 1840 – «Кобзарь»
- 1842 – «Гайдамаки»
- 1845 – «Дума»
- 1845 – «Завещание»
- 1845 – «Наёмница»
- 1847 – «Ляхам»
- 1851 – «Хохлы»
- 1855 – «Близнецы»
- 1856 – «Художник»
- 1860 – «Букварь южнорусский»