Режиссер нолан фильмы
Кристофер Нолан – британский и американский кинорежиссёр, продюсер и сценарист. Родился 30 июля 1970, Лондон, Англия. Нолан является одним из самых кассовых режиссёров в истории, а также одним из самых известных и влиятельных кинематографистов своего времени. Дебютировал в качестве режиссёра в фильме «Преследование» (1998). Кристофер был номинирован на премию «Оскар» за свою вторую картину «Помни» (2000). В карьере Нолана такие известные работы, как «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Тёмный рыцарь», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и др. Нолан является обладателем огромного количества наград и номинации за свои работы в киноиндустрии.-film.rupp>6,5зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="IMDb: Что посмотреть" src="http://res.cloudinary.com/df2qiaduj/image/upload/v1676424521/3937583-1554113.jpgp>-film.rupp>6,4зрителиpp>7IMDbpimg alt="Бок о бок" src="http://res.cloudinary.com/df2qiaduj/image/upload/v1676424521/3937583-1554113.jpgp>-film.rupp>6,9зрителиpp>7,6IMDbpimg alt="Церемония вручения премии MTV Movie Awards 2012" src="http://res.cloudinary.com/df2qiaduj/image/upload/v1676424521/3937583-1554113.jpgp>-film.rupp>5,9зрителиpp>4,7IMDbpimg alt="68-я церемония вручения премии «Золотой глобус» " src="http://res.cloudinary.com/dss9kjrjz/image/upload/v1676424523/3853435-1207539.jpgp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7,4IMDbpimg alt="Выбор парней" src="http://res.cloudinary.com/duxxzbuy3/image/upload/v1676424524/4042428-1545186.jpgp>-film.rupp>6,9зрителиpp>7,6IMDbpimg alt="66-я церемония вручения премии «Золотой глобус»" src="http://res.cloudinary.com/dls7ltcnx/image/upload/v1676424524/4098646-1200993.jpgp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7,1IMDbpimg alt="Технологии Бэтмена" src="http://res.cloudinary.com/djprjxvkj/image/upload/v1676424526/3751603-1207584.jpgp>-film.rupp>-зрителиpp>7,4IMDbpimg alt="Бэтмен без маски" src="http://res.cloudinary.com/dz5glohsh/image/upload/v1676424527/3751610-1207583.jpgp>-film.rupp>6,4зрителиpp>7,2IMDbpimg alt="Кинотеатр 16: Британские короткометражные фильмы " src="http://res.cloudinary.com/dz5glohsh/image/upload/v1676424527/3751610-1207583.jpgp>-film.rupp>6,9зрителиpp>7,3IMDbpimg alt="Анатомия сцены" src="http://res.cloudinary.com/dz5glohsh/image/upload/v1676424527/3751610-1207583.jpgp>-film.rupp>-зрителиpp>6,7IMDbpimg alt="Фильм '72" src="http://res.cloudinary.com/dh3feappr/image/upload/v1676424528/3635045-1199686.jpgp>-film.rupp>6,9зрителиpp>7,1IMDbpimg alt="Оппенгеймер" src="http://res.cloudinary.com/dh3feappr/image/upload/v1676424528/3635045-1199686.jpgp>-film.rupp>-зрителиpp>-IMDbpimg alt="Довод" src="http://res.cloudinary.com/de6tgctlm/image/upload/v1676424529/44053048-1436741.jpgДоводTenet2020, боевик, фантастикаp>8film.rupp>6,3зрителиpp>7,3IMDbpimg alt="Дюнкерк" src="http://res.cloudinary.com/dczoxyays/image/upload/v1676424530/11305437-2082615.jpgДюнкеркDunkirk2017, боевик, драма, историческийp>8film.rupp>7,1зрителиpp>7,8IMDbpimg alt="Интерстеллар" src="http://res.cloudinary.com/dhwukvq5m/image/upload/v1645093733/1703315-1693637.jpgp>9film.rupp>7,4зрителиpp>8,6IMDbpimg alt="Темный рыцарь: Возрождение легенды" src="http://res.cloudinary.com/dp1e8s3qv/image/upload/v1676424532/1629215-2003351.jpgp>8film.rupp>7,2зрителиpp>8,4IMDbpimg alt="Начало" src="http://res.cloudinary.com/df2zxbgjb/image/upload/v1676424534/1628481-1436531.jpgНачалоInception2010, боевик, приключения, фантастикаp>8film.rupp>7,7зрителиpp>8,8IMDbpimg alt="Темный рыцарь" src="http://res.cloudinary.com/dgfzw25cl/image/upload/v1676424535/1626751-1583620.jpgp>9film.rupp>8,2зрителиpp>9IMDbpimg alt="Престиж" src="http://res.cloudinary.com/df1zdxxjw/image/upload/v1676424536/1611795-1587643.jpgПрестижThe Prestige2006, детектив, драма, фантастикаp>8film.rupp>8,0зрителиpp>8,5IMDbpimg alt="Бэтмен: Начало" src="http://res.cloudinary.com/dscvchzlg/image/upload/v1676424537/1611203-1190989.jpgp>8film.rupp>7,8зрителиpp>8,2IMDbpimg alt="Бессонница" src="http://res.cloudinary.com/dub3ruj4l/image/upload/v1676424538/1610374-1572024.jpgp>8film.rupp>7,6зрителиpp>7,2IMDbpimg alt="Помни" src="http://res.cloudinary.com/dub3ruj4l/image/upload/v1676424538/1610374-1572024.jpgПомниMemento2000, детектив, триллерp>8film.rupp>7,7зрителиpp>8,4IMDbpimg alt="Преследование" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1676424539/1629396-877091.jpgp>-film.rupp>7,3зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="Жук-скакун" src="http://res.cloudinary.com/dwzwjqgk6/image/upload/v1676424540/mJGIjkALIOmj1TGv48l3qGvJQuy.jpgЖук-скакунDoodlebug1997, детектив, короткометражный, триллер, фэнтезиp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7IMDbpimg alt="Оппенгеймер" src="http://res.cloudinary.com/dh3feappr/image/upload/v1676424528/3635045-1199686.jpgp>-film.rupp>-зрителиpp>-IMDbpimg alt="Довод" src="http://res.cloudinary.com/de6tgctlm/image/upload/v1676424529/44053048-1436741.jpgДоводTenet2020, боевик, фантастикаp>8film.rupp>6,3зрителиpp>7,3IMDbpimg alt="Дюнкерк" src="http://res.cloudinary.com/dczoxyays/image/upload/v1676424530/11305437-2082615.jpgДюнкеркDunkirk2017, боевик, драма, историческийp>8film.rupp>7,1зрителиpp>7,8IMDbpimg alt="Интерстеллар" src="http://res.cloudinary.com/dhwukvq5m/image/upload/v1645093733/1703315-1693637.jpgp>9film.rupp>7,4зрителиpp>8,6IMDbpimg alt="Человек из стали" src="http://res.cloudinary.com/dpylcpxw7/image/upload/v1676424541/1629820-1458124.jpgp>8film.rupp>7,0зрителиpp>7,1IMDbpimg alt="Темный рыцарь: Возрождение легенды" src="http://res.cloudinary.com/dp1e8s3qv/image/upload/v1676424532/1629215-2003351.jpgp>8film.rupp>7,2зрителиpp>8,4IMDbpimg alt="Начало" src="http://res.cloudinary.com/df2zxbgjb/image/upload/v1676424534/1628481-1436531.jpgНачалоInception2010, боевик, приключения, фантастикаp>8film.rupp>7,7зрителиpp>8,8IMDbpimg alt="Темный рыцарь" src="http://res.cloudinary.com/dgfzw25cl/image/upload/v1676424535/1626751-1583620.jpgp>9film.rupp>8,2зрителиpp>9IMDbpimg alt="Престиж" src="http://res.cloudinary.com/df1zdxxjw/image/upload/v1676424536/1611795-1587643.jpgПрестижThe Prestige2006, детектив, драма, фантастикаp>8film.rupp>8,0зрителиpp>8,5IMDbpimg alt="Бэтмен: Начало" src="http://res.cloudinary.com/dscvchzlg/image/upload/v1676424537/1611203-1190989.jpgp>8film.rupp>7,8зрителиpp>8,2IMDbpimg alt="Помни" src="http://res.cloudinary.com/dub3ruj4l/image/upload/v1676424538/1610374-1572024.jpgПомниMemento2000, детектив, триллерp>8film.rupp>7,7зрителиpp>8,4IMDbpimg alt="Преследование" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1676424539/1629396-877091.jpgp>-film.rupp>7,3зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="Жук-скакун" src="http://res.cloudinary.com/dwzwjqgk6/image/upload/v1676424540/mJGIjkALIOmj1TGv48l3qGvJQuy.jpgЖук-скакунDoodlebug1997, детектив, короткометражный, триллер, фэнтезиp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7IMDbpimg alt="Оппенгеймер" src="http://res.cloudinary.com/dh3feappr/image/upload/v1676424528/3635045-1199686.jpgp>-film.rupp>-зрителиpp>-IMDbpimg alt="Довод" src="http://res.cloudinary.com/de6tgctlm/image/upload/v1676424529/44053048-1436741.jpgДоводTenet2020, боевик, фантастикаp>8film.rupp>6,3зрителиpp>7,3IMDbpimg alt="Дюнкерк" src="http://res.cloudinary.com/dczoxyays/image/upload/v1676424530/11305437-2082615.jpgДюнкеркDunkirk2017, боевик, драма, историческийp>8film.rupp>7,1зрителиpp>7,8IMDbpimg alt="Интерстеллар" src="http://res.cloudinary.com/dhwukvq5m/image/upload/v1645093733/1703315-1693637.jpgp>9film.rupp>7,4зрителиpp>8,6IMDbpimg alt="Человек из стали" src="http://res.cloudinary.com/dpylcpxw7/image/upload/v1676424541/1629820-1458124.jpgp>8film.rupp>7,0зрителиpp>7,1IMDbpimg alt="Темный рыцарь: Возрождение легенды" src="http://res.cloudinary.com/dp1e8s3qv/image/upload/v1676424532/1629215-2003351.jpgp>8film.rupp>7,2зрителиpp>8,4IMDbpimg alt="Начало" src="http://res.cloudinary.com/df2zxbgjb/image/upload/v1676424534/1628481-1436531.jpgНачалоInception2010, боевик, приключения, фантастикаp>8film.rupp>7,7зрителиpp>8,8IMDbpimg alt="Темный рыцарь" src="http://res.cloudinary.com/dgfzw25cl/image/upload/v1676424535/1626751-1583620.jpgp>9film.rupp>8,2зрителиpp>9IMDbpimg alt="Престиж" src="http://res.cloudinary.com/df1zdxxjw/image/upload/v1676424536/1611795-1587643.jpgПрестижThe Prestige2006, детектив, драма, фантастикаp>8film.rupp>8,0зрителиpp>8,5IMDbpimg alt="Преследование" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1676424539/1629396-877091.jpgp>-film.rupp>7,3зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" src="http://res.cloudinary.com/de0vy1icq/image/upload/v1676424541/2207090-842239.jpgp>7film.rupp>7,0зрителиpp>6,4IMDbpimg alt="Превосходство" src="http://res.cloudinary.com/dir0aukb6/image/upload/v1676424542/Transcendence-11.jpgp>5film.rupp>6,5зрителиpp>6,2IMDbpimg alt="Преследование" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1676424539/1629396-877091.jpgp>-film.rupp>7,3зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="Жук-скакун" src="http://res.cloudinary.com/dwzwjqgk6/image/upload/v1676424540/mJGIjkALIOmj1TGv48l3qGvJQuy.jpgЖук-скакунDoodlebug1997, детектив, короткометражный, триллер, фэнтезиp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7IMDbpimg alt="Преследование" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1676424539/1629396-877091.jpgp>-film.rupp>7,3зрителиpp>7,5IMDbpimg alt="Жук-скакун" src="http://res.cloudinary.com/dwzwjqgk6/image/upload/v1676424540/mJGIjkALIOmj1TGv48l3qGvJQuy.jpgЖук-скакунDoodlebug1997, детектив, короткометражный, триллер, фэнтезиp>-film.rupp>6,7зрителиpp>7IMDbpbr>режиссер нолан фильмы
11. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Сумбур в сюжете последней части трилогии Нолана о «Бэтмене» случился, кажется, из-за нежелания автора повторяться, неготовности к игре без риска. После успеха «Темного рыцаря» и смерти Хита Леджера студия Warner Bros. настаивала на клонировании образа Джокера. И предлагала в качестве злодея Загадочника, а в качестве актера, который его сыграет, — Леонардо ДиКаприо. Но Нолану в этом театре теней было бы скучно — поэтому он сделал ставку на анархиста Бэйна, животное с идеологией, монстра с чувством собственной правоты. Годы спустя Бэйна будут цитировать в своих речах Дональд Трамп и противники движения Black Lives Matter. Но в 2012 году, когда фильм вышел, ему не повезло оказаться на соседних страницах истории с движением Occupy Wall Street. И Бэтмен, который стремился всех защитить, вдруг оказался не другом молодежи (как «Мстители»), а союзником скучных и дряхлых консерваторов-правых. Критики, всегда считавшиеся сторонниками Нолана, фильм разгромили. Но дело, конечно, было не только в нечаянном политическом окрасе картины (кому вообще до него есть дело?): сюжет оказался сумбурным и претенциозным, как последнее слово в суде, а актеры — даже такие блестящие, как Марион Котийяр, — словно бы были предоставлены сами себе.
10. «Бессонница» (2002)
Третий полный метр в фильмографии Нолана, предшественниками которого были бюджетное, но изобретательное «Преследование», снятое в Англии, и сенсационный «Помни», открывший для режиссера Америку. Как это часто бывает с появившимися из ниоткуда вундеркиндами, Нолану тут же предложили огромный бюджет, лучших звезд (Аль Пачино и Робина Уильямса) и чужой (а ведь он привык писать с братом!) сценарий. Причем материал был вторичен вдвойне: в основе рукописи американки Хиллари Сайц лежал одноименный норвежский триллер 1997 года со Стелланом Скарсгардом. Продюсером фильма выступил Стивен Содерберг, сыгравший большую роль в продвижении «Помни» (см. ниже). Но он не поддержал Кристофера и Джонатана Нолана, когда они захотели сами написать сценарий. Результат — фильм с сильнейшими актерскими работами, искусной режиссурой и редким для Нолана нарастанием напряжения. Но с историей, которую зритель забывает почти моментально. Зато киноманам, привыкшим смотреть фильмы ночи напролет, наверняка понравится, как Нолан и Аль Пачино превращают чувство бессонницы в вязкую систему координат. Эти люди видят мир как мы, а мы — как они. И за это фильму простишь что угодно.
9. «Преследование» (1999)
Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в «Начале»), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В «Преследовании» Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в «Преследовании» — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.
8. «Престиж» (2006)
А вот и кино о фокусниках — и, кстати, пятый по счету фильм Кристофера Нолана в топ-50 на сайте iMDB. Но как он там оказался — не совсем понятно: для истории про магический наив это кино чересчур технично и педантично.
Возможно, Ноланов вновь подводит работа с чужим материалом — братья писали сценарий на основе романа Кристофера Приста. Возможно, дело в соседстве фильма с харизматичным «Иллюзионистом», вышедшим в том же 2006 году и смешавшим «Престижу» карты. Или же в том, что конфликт двух одинаково интересных (и в целом положительных) героев — не конек Нолана, персонажи которого обычно сражаются либо с памятью, либо со снами, либо со стихией, либо с самими собой. Кристофер Нолан — не Майкл Манн, чтобы снимать кино про спарринги угрюмых мужчин. Его в любой схватке интересуют правила, но настоящим героям по ним играть скучно. Вот и получается, что в соперничестве добросовестных фокусников, сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом, не на кого делать ставки. Единственная отрада — то, что героями вновь движет любовь и желание творить, чтобы если не воскресить, то хотя бы отомстить (и освободиться от боли).
7. «Бэтмен: Начало» (2005)
Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.
6. «Довод» (2020)
«Довод» — самый сложный, эффектный и внешне успешный из аттракционов Нолана. Билеты в IMAX он окупает первой же сценой. А чтобы понять хореографию драк между героями из будущего и героями из настоящего, вы сходите в кино дважды-трижды. Приключения героев — со взломом сокровищниц, похищением красавиц, штурмом крепостей и погонями с ограблениями — превосходят все, что доводилось пережить Джеймсу Бонду и Итану Ханту. А пленка, на которую снят фильм, словно бы хранит на себе отпечатки пальцев всех людей на земле, посвятивших себя созданию развлекательного кино. Но после титров вы вдруг обнаружите, что не полюбили ни одного героя — кроме разве что того тихого парня, которого играет Роберт Паттинсон. И остались без привычного домашнего задания от Кристофера Нолана — режиссера-самоучки, давно ставшего для нас профессором любых точных наук и любых изящных искусств. И все это очень странно. Подробнее (но без спойлеров) — в нашем обзоре.
5. «Помни» (2000)
Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.
Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.
И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.
4. «Темный рыцарь» (2008)
Если «Бэтмен: Начало» — это нолановское «Детство» (кстати, логотип Бэтмена мелькает в «Преследовании» и «Мементо»; наверное, это Нолан из будущего шлет себе знаки), то «Темный рыцарь» — это уже его «Отрочество»; горькая история о расставании с ясными установками на жизнь. Эскалация конфликтов — и внутренних и внешних — в «Темном рыцаре» такова, что предыдущий фильм на его фоне кажется скучной экспозицией к настоящему действию. В картинах Нолана много схваток между мужчинами, посвятившими всю свою жизнь тренировкам ума, тела и духа, но битва Бэтмена с Джокером — самая былинная из них. И дело не в безусловных талантах актеров (тот же Кристиан Бейл в «Престиже» как-то теряется; но не сияет там и Хью Джекман), а в том, что Джокер плевать хотел на дуэльный кодекс. В «Темном рыцаре» есть пьянящий хаос, которого в прочих, строго структурированных, фильмах Нолана не встретить. И эта энтропия (слово, которое не раз прозвучит в «Доводе»; готовим вас к нему) заставляет меняться самого Бэтмена, превращая его в первого супергероя, который растет и развивается от фильма к фильму. И да, здесь есть Хит Леджер и его завещание не быть серьезными — никому и никогда. Сам Нолан этому завещанию не внемлет — и слава богу.
3. «Начало» (2010)
Авантюрист, способный проникать в чужие сны, спускается на самый нижний из кругов этого ада ради своей возлюбленной. Вышедшее вслед за «Островом проклятых» «Начало» окончательно превращает ДиКаприо из героя-подростка (которым он оставался даже в сценах супружеской жизни из «Дороги перемен») в мужчину, которому есть о чем сожалеть. Бессчетные смысловые и орнаментальные цитаты (такую классификацию функциональных отсылок в искусстве предложил исследователь Ури Гершкович) Нолана перестают казаться пижонством — просто человек рассказывает фундаментальную историю, а тут не избежать совпадений и вечных образов. А зрители наконец-то усваивают правила игры, которые оказываются не такими уж и сложными: только и нужно, что следить за волчком. Монументальная конструкция фильма оказывается легкой на подъем благодаря тому, что героями движет любовь. Все как в «Ходячем замке».
2. «Дюнкерк» (2017)
Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.
1. «Интерстеллар» (2014)
В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?
В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.
Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник) — но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого, Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.
‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)