Кил грейв
кил грейв
6 июня в российский прокат вышел «Тёмный феникс», последний, не считая будущих «Новых мутантов», фильм о Людях Икс, созданный студией Fox. А ещё это уже вторая попытка экранизировать «Сагу о Тёмном Фениксе», один из самых значимых и известных комиксов о знаменитой команде мутантов.Разберёмся, чем же так хорош оригинальный комикс, расскажем о предыдущих попытках его экранизации, а заодно поделимся впечатлениями о новом фильме.
Для своего времени (а мы говорим о конце семидесятых) «Сага о Тёмном Фениксе» была проектом поистине эпического размаха. По сюжету комикса, Люди Икс едва ли не впервые столкнулись с угрозой, исходящей изнутри — со стороны участника самой команды. В ходе выполнения очередной миссии Джин Грей, одна из оригинальных участниц «Иксов», пожертвовала собой, спасая жизни остальных мутантов. Друзья считали девушку погибшей, однако та, можно сказать, вернулась с того света, превратившись в ещё более могущественного мутанта по имени Феникс. Поначалу всё шло хорошо, но затем в характере Джин стали проявляться темные черты, и уже в облике Тёмного Феникса девушка едва не уничтожила собственных друзей. В итоге, она поняла, что Тёмный Феникс грозит целой вселенной самим фактом своего существования, и снова пожертвовала собой, защищая друзей, Землю и галактику.После выхода «Сага о Тёмном Фениксе» произвела настоящий фурор. Впервые на страницах комикса поднимались столь сложные моральные вопросы, едва ли не впервые погибал один из центральных персонажей истории (Гвен и капитан Стейси не в счёт), а концовка по накалу страстей на несколько порядков превосходила любые супергеройские сюжеты. Рассказана история была мастерски: это крайне сложный и насыщенный событиями сюжет, где есть место и романтике, и экшену, и юмору, и драме, и сольному выступлению Росомахи, а действие выходит далеко за границы Земли и охватывает целую галактику. Здесь есть инопланетные расы и межзвёздные перелеты, миры гибнут во вспышке сверхновых, а молодая девушка сталкивается с необходимостью выбирать между собственным будущим и сохранностью всех, кого она любит. Здесь есть трагическое самопожертвование Джин Грей и её очень эмоциональное прощание с Циклопом.Сюжет «Саги» держал в напряжении с первых страниц, и за девять номеров герои успели побывать в десятке передряг, начиная с чикагских подворотен и нью-йоркских клубов и заканчивая подземельями клуба Адского пламени и заброшенными городами на обратной стороне Луны. Кроме того, комикс завершил процесс превращения Росомахи в одного из ведущих персонажей серии: в одном из номеров все остальные мутанты оказались повержены и взяты в плен, и Логан в одиночку принялся за спасение товарищей.«Сага о Тёмном Фениксе» закрепила комиксы о Людях Икс в верхних строчках списков бестселлеров, а последствия этой арки ещё долго эхом отдавались во всех дальнейших приключениях команды. Взять хотя бы Циклопа: потеряв возлюбленную, бывший вожак Людей Икс впал в депрессию, уступил лидерство Шторм и временно отошёл от дел.
В истории «Саги о Тёмном Фениксе» хватает внутренних противоречий и споров, а в процессе работы над историей сценарист серии Крис Клэрмонт едва не разругался с главным редактором Marvel тех лет Джимом Шутером. Согласно воспоминаниям Шутера, идея превратить Феникса в злодейку принадлежала ему. «Я заметил, что у нас уже было несколько персонажей, которые начинали как злодеи, взять хотя бы Соколиного Глаза и Чёрную Вдову, но мы ещё ни разу не показывали героя, который бы переходил на тёмную сторону, — пишет Шутер в своём блоге, — я предложил Крису превратить Феникс в злодейку, окончательно и бесповоротно, сотворить из неё аналог Доктора Дума для Людей Икс». Ему и редактору Джиму Сэликрапу идея понравилась, и Клэрмонт приступил к работе над тем, что в конечном итоге вылилось в «Сагу о Тёмном Фениксе».Подбросив идею, Шутер отошёл в сторону и фактически никак не вмешивался в творческий процесс. Основную работу делали Клэрмонт и Бирн, причём Бирн выступал почти что соавтором Клэрмонта — тот частенько уступал содержимое панелей на откуп художнику, ограничиваясь репликами персонажей и общим направлением истории.Проблемы начались ближе к финалу. В первоначальном варианте сценария Феникс вовсе не должна была погибать, Клэрмонт намеревался просто отнять у Джин все её силы и оставить девушку на попечении Людей Икс. Когда Шутер случайно узнал об этом, он пришёл в бешенство. На мой взгляд, это всё равно, что отнять у Гитлера немецкую армию и оставить его и дальше править Германией, но история бы на этом не закончилась: рано или поздно у его дверей появились бы весьма злые люди с автоматами.
У всего произошедшего есть и моральная сторона. Разве могла Шторм спокойно усидеть за обеденным столом с человеком, лишившим жизни миллиарды живых существ, и делать вид, будто ничего не случилось? Да никогда!
Шутер велел переделать концовку. Разгневанный Клэрмонт поинтересовался у босса, что он предлагает сделать с Джин. А тот предложил поместить девушку в какую-нибудь суперзащищённую межзвёздную тюрьму для галактических преступников. Клэрмонт сразу отмёл эту идею, заметив, что в таком случае Люди Икс никогда не оставят своих попыток вызволить Джин из-за решётки, и предложил другую альтернативу: Джин Грей должна умереть. Раз и навсегда.В своих воспоминаниях Шутер предполагает, что Клэрмонт не планировал на самом деле убивать Джин, он рассчитывал, что Шутер откажется. Но ему идея понравилась, и он настойчиво посоветовал воплотить её в жизнь. У Клэрмонта и Бирна было всего несколько дней для того, чтобы поменять сюжет комикса, но они справились. Большая часть заключительного выпуска арки осталась неизменной, Клэрмонт лишь переписал то, что думают Люди Икс о Джин Грей и предстоящей битве. А вот финальные шесть страниц номера были переделаны целиком.Решение убить Джин Грей оказалось очень удачным. Продажи «Людей Икс» взлетели до небес, а Клэрмонт и Бирн удостоились похвалы от публики и критики. Правда, Крис, похоже, так и не смирился с тем, что Шутер вмешался в его работу, заставив поменять концовку. «Мы планировали эту историю на протяжении большей части года, — вспоминает Бирн, — и вдруг в последний момент появился Шутер и заставил нас заменить концовку. А знаете, что взбесило меня больше всего? От его вмешательства история только стала лучше. Мне кажется, Крис так никогда и не смирился с этим».Пожалуй, впечатления от «Саги о Тёмном Фениксе» может подпортить только одна вещь. Всё было бы хорошо, если бы не...
Выражение «смерть в комиксах» стало нарицательным. Читатель уже давно понял, что любой сыгравший в ящик мало-мальски популярный персонаж, какой бы окончательной не казалась его смерть, рано или поздно вернётся с того света. Одно время в ходу даже была поговорка: «В комиксах остаются мёртвыми всего три персонажа: Баки, Джейсон Тодд, да дядя Бен». Стоит ли упоминать, что даже из этой троицы на том свете остался только дядя Бен, а Джейсон с Баки уже давно успели вернуться (а кто-то даже успел вновь умереть и воскреснуть). Однако так было далеко не всегда: ещё в конце семидесятых смерти в комиксах были редки и шокировали как читателей, так и остальных героев. Чего уж говорить о кончине центрального персонажа серии, входящего в состав Людей Икс с самого первого выпуска. «Сага о Тёмном Фениксе» высоко задрала планку качества в плане драматизма и эмоционального воздействия на читателя, и вместе с тем «Сага» задала моду на смерти важных персонажей.К сожалению, несколькими годами спустя комиксы о Людях Икс сами же обесценили весь эмоциональный посыл «Саги о Тёмном Фениксе» и задали тренд на внезапное возвращение погибших персонажей с того света. Добиться такого эффекта можно было только одним способом: воскресив Джин Грей.В возвращении Джин Грей из мёртвых виноват будущий создатель «Чудес» и «Астро-сити» Курт Бьюсик. В начале восьмидесятых он ещё только начинал свою профессиональную карьеру, но уже успел обзавестись парочкой полезных знакомств. Бьюсик был большим фанатом «Людей Икс», и ему настолько не понравилась концовка «Саги о Тёмном Фениксе», что он даже придумал несколько способов воскресить Джин, не нарушая при этом озвученное Джимом Шутером правило: сценаристы смогут вернуть Джин Грей в повествование только в том случае, если докажут её невиновность в устроенном Тёмным Фениксом массовом геноциде. Бьюсик поделился своими задумками со сценаристом Роджером Стерном, Стерн озвучил эти мысли Шутеру, и тот одобрил идею.Вскоре Джин Грей вернулась на страницы комиксов в результате масштабного кроссовера, охватившего события «Мстителей», «Фантастической четвёрки» и «Фактора Икс». Суть идеи Бьюсика сводилась к тому, что Феникс был самостоятельной личностью, лишь выдававшей себя за Джин Грей, пока настоящая Джин в целости и сохранности покоилась в защитном коконе на дне того самого залива, где впервые появился Феникс.Крис Клэрмонт не принимал участия в воскрешении Джин. Хотя изначально автор не собирался убивать героиню, после он всячески возражал против её возвращения и даже сейчас, три десятилетия спустя, продолжает считать это дурацкой идеей. Когда я писал «Сагу о Тёмном Фениксе», я не планировал воскрешать Джин Грей. В этом и был весь смысл: её не должны были возвращать к жизни, она должна была умереть навсегда, как произошло бы в нашей реальности. В нашем мире известно только одно воскрешение из мёртвых, а это уже немного другая история.
Поэтому, когда было принято решение вернуть Джин, я очень долго и эмоционально спорил с Джимом Шутером, считая это огромной ошибкой. Читатели искренне переживали из-за смерти Джин как из-за настоящей потери, они воспринимали бы так и смерти других персонажей, а мы таким сюжетом словно бы говорили им, что на самом деле всё было не всерьёз. На мой взгляд, с нашей стороны это стало своего рода нарушением слова и принесло больше вреда, чем пользы.
В другом интервью Клэрмонт добавил: «Мы просто уничтожили весь эффект от смерти Джин и сказали: „Ха-ха, мы просто пошутили!“. Так с чего бы кому-то доверять нам в следующий раз?»Скотт Саммерс постепенно оправился от смерти возлюбленной, начал новую жизнь, женился на девушке по имени Мэделайн Прайор, поразительно похожей на Джин, и даже завёл ребёнка. Однако как только Джин вернулась из мёртвых на страницах «Фактора Икс», Циклоп тут же бросил семью и вернулся к ней. Сценаристы поняли, что выставили героя полным козлом и попытались исправить ситуацию, отправив его подхватившего смертельный технологический вирус ребёнка на лечение в будущее и превратив Мэделайн в злобный клон Джин Грей. Только вот вред репутации персонажа уже был нанесён. Ребёнок, к слову, вернулся из будущего, повзрослев и сильно изменившись — сегодня вы знаете его под именем Кейбл.Скотт со временем женился на Джин Грей, но ничего путного из их брака не вышло. Пара отдалилась друг от друга, Циклоп ушёл к Эмме Фрост, а Джин Грей снова погибла... на этот раз от рук Магнето, выдававшего себя за мутанта по имени Ксорн.Сага о Тёмном Фениксе была адаптирована для малых экранов в двух из трёх основных мультсериалах о мутантах — «Людях Икс» и «Росомахе и Людях Икс». Посвящённая «Саге» сюжетная линия должна была появиться и в пятом сезоне мультсериала «Люди Икс: Эволюция», но шоу отменили.История Тёмного Феникса поднималась и в кинотрилогии «Люди Икс». Режиссёр Брайан Сингер хотел рассказать о Фениксе уже во втором фильме, но затем передумал и оставил эту тему для третьей части, подкинув во втором фильме намёк на подобное развитие сюжета. В финале Джин Грей жертвует собой ради спасения остальных мутантов, а затем на поверхности озера появляется огненный силуэт в форме Феникса. Вот только Сингер не вернулся в режиссерское кресло третьих «Людей Икс», предпочтя заняться «Возвращением Супермена». Вдобавок он переманил за собой Дэна Харриса и Майкла Догерти, обоих сценаристов второй части, а также исполнителя роли Циклопа Джеймса Марсдена. Fox в спешном порядке пришлось искать новых сценаристов и режиссёра. Перед уходом Сингер в общих чертах набросал сюжет продолжения. Повествование должно было строиться вокруг воскресшей Джин Грей, оказавшейся во власти могущественного мутанта Эммы Фрост, на роль которой планировали позвать Сигурни Уивер. Переполненная энергией, Джин должна была пожертвовать собой и снова воскреснуть, но уже в образе, напоминающем Звёздное дитя из «Космической Одиссеи». Однако после ухода Сингера все его наработки были заброшены, а студия наняла двух новых сценаристов — Саймона Кинберга и Зака Пенна, причём каждому было поручено написать свою версию истории. Расчёт студийных боссов был прост: поручив на руки сразу два сценария, Fox могла выбрать из них наиболее удачные куски и склеить их в какое-то подобие единого фильма. Однако Кинберг и Пенн созвонились и договорились работать над сценарием вместе.Оба автора разделяли видение Сингера: и Пенн, и Кинберг намеревались взять за основу третьей части «Сагу о Тёмном Фениксе», а в качестве второстепенной сюжетной линии они хотели использовать события вышедшего за четыре года до этого комикса Джосса Уидона и Джона Кассадея «Удивительные Люди Икс: Одарённые». А вот руководство Fox сочло идею с Фениксом слишком мрачной и принялось давить на Пенна с Сингером, требуя полностью выкинуть эту линию из сюжета и построить повествование вокруг «Одарённых». Сценаристы сопротивлялись как могли и в конце достигли компромисса: Тёмный Феникс остался, но эта сюжетная роль была сведена к минимуму, во второй половине фильма героиня Фамке Янссен почти не появлялась на экране. Хуже всех досталось Циклопу: персонажу Джеймса Марсдена уделили ровно пять минут экранного времени, после чего убили. И это ему ещё повезло: студийные боссы и вовсе хотели расправиться со Скоттом за кадром, а потом мимоходом сообщить о его смерти в одном из диалогов.Если сценаристов нашли быстро, то вот поиски режиссёра затягивались. В Fox рассматривали кандидатуры Даррена Аронофски, Джосса Уидона, Роба Боумана, Зака Снайдера, Питера Берга и Алекса Пройяса, но в конечном итоге выбор студии остановился на Мэттью Воне, опытном кинопродюсере и начинающем режиссёре, только-только снявшем свои первые фильмы — «Слоёный торт» и «Звёздную пыль». Вон с энтузиазмом взялся за дело, пригласил на роль Джаггернаута Винни Джонса, а затем... по личным причинам выбыл из проекта.До начала съёмок оставалось меньше двух месяцев, когда в Fox, наконец, утвердила режиссёра. Студия размышляла над кандидатурой Бретта Рэтнера ещё во время поисков постановщика первых «Людей Икс», но тогда предпочла ему Брайана Сингера. Сейчас же у Рэтнера просто не осталось других конкурентов. Только вот режиссёр слабо разбирался в комиксах и не мог тратить время (которого и так не было) на переделку сценария под себя, поэтому он ограничился тем, что попросил перенести одну из кульминационных сцен фильма из середины второго акта в конец третьего.Получившийся в итоге результат не устроил никого. Кассовые сборы третьей части были самыми большими в трилогии, но из-за возросшего производственного бюджета, в три раза превысившего затраты на съёмки первой части, «Последней битве» едва-едва удалось выйти в ноль. Критики и фанаты отнеслись к ленте более чем прохладно. Рэтнер слишком сконцентрировался на экшене: он снял несколько зрелищных сцен, но в процессе растерял всю глубину сюжета и забыл (если вообще знал), за что в принципе борются Люди Икс. Особенно же режиссёру досталось за бездушное отношение к персонажам и безжалостную расправу с несколькими ключевыми для серии героями. И Сингер, и Вон открыто заявили, что справились бы с работой гораздо лучше.Саймон Кинберг тоже горевал, что не отстаивал своё видение сюжета жёстче. В результате, как только Кинберг с Сингером получили возможность слегка переписать прошлое «Людей Икс» в «Днях минувшего будущего», события «Последней битвы» были стёрты из канона киновселенной. Затем Кинберг начал говорить, что подумывает заново адаптировать «Сагу о Тёмном Фениксе» в одном из следующих фильмов. И как только он заменил Сингера в режиссёрском кресле новой части «Людей Икс», то мигом приступил к делу.
Действие «Темного феникса» разворачивается в 1992 году, спустя примерно 10 лет после событий «Апокалипсиса». Люди Икс превратились в национальных героев, но это негативно сказалось на динамике внутри команды: после появления на обложке журнала «Тайм» профессор Ксавьер зазнался и стал отправлять Людей Икс на все более рискованные и опасные задания. В ходе выполнения одной из таких миссий в космосе Люди Икс подвергаются воздействию солнечной вспышки, которая поджаривает электронику их транспорта и пробуждает внутри Джин Грей жестокую и могущественную сущность.Для Кинберга «Тёмный Феникс» стал дебютом в роли сценариста и режиссёра одновременно, прежде он ограничивался ролями сценариста и исполнительного продюсера. Фильм действительно следует духу оригинального комикса Криса Клэрмонта, и, в отличие от «Последней битвы», здесь не возникает никаких сомнений касательно того, кто же тут главная героиня. Сюжет почти целиком строится вокруг Джин Грей, её попыток справиться со свалившейся на неё силой и того, как эта борьба влияет на окружающих.И если по духу «Тёмный Феникс» неукоснительно следует комиксу, то в остальном фильм существенно отличается от первоисточника. Неизменной осталась лишь завязка истории и общий смысл происходящего. В принципе, большую часть изменений можно понять и принять — все сюжетные решения Кинберга обусловлены либо недоступностью ряда персонажей из комиксов, либо сложившимся каноном киновселенной, противоречащим сюжету «Саги». Какие-то сюжетные линии Кинберг выкинул, чтобы не перегружать сюжет, какие-то — чтобы избежать необходимости что-то излишне упрощать и пытаться впихнуть в хронометраж летнего блокбастера.Для фильма с двухсотмиллионным бюджетом в «Тёмном Фениксе» на удивление мало экшена. Повествование строится исключительно на взаимоотношениях между персонажами и актёрской игре. Особенно стараются ветераны серии в лице Джеймса МакЭвоя, Майкла Фассбендера и Николаса Холта. Но и Софи Тёрнер не подкачала, весьма убедительно изобразив гнетущие её героиню проблемы и противоречия.И хотя Саймон Кинберг не знал, что «Тёмный Феникс» станет последним фильмом производства Fox об этой команде Людей Икс, картина получилась достойным прощанием с персонажами и вселенной. В апреле следующего года выйдут «Новые мутанты», и на этом история Людей Икс в том виде, в котором она существовала в кино на протяжении последних двадцати лет, будет закончена. А когда Люди Икс снова вернутся на экран, произойдёт это уже в рамках киновселенной Marvel, и играть всем знакомых персонажей будут другие люди: глава Marvel Studio Кевин Файги пообещал, что мутанты появятся в MCU не раньше пятой фазы, а из всех действующих актеров предложение вернуться к своей роли получит разве что Райан Рейнольдс. Но обо всё этом пока слишком рано рассуждать.
Рук, ног и голов не было, но медики обнаружили у женщины силиконовые имплантанты, которые имели уникальную маркировку. По ним проследили путь до врача, делавшего операцию по увеличению груди, и таким образом доказали, что тело действительно принадлежит Кристине Фертон (это был первый случай в истории, когда тело опознали по грудным имплантантам). Местонахождение частей тел было неизвестно еще месяц, после чего прозвучал анонимный телефонный звонок. Кто-то сообщил, что недостающие части находятся в ведрах, разбросанных за городом вдоль Аллеи Аллигаторов между трассой Сограсс и резервацией индейцев-семинолов.
Летом и осенью 95-го были новые аресты. Джон Миз, отпущенный после допроса в первый день, был арестован уже окончательно. Арестовали жену Дорбола Синди Элдридж. Нашли и арестовали Карла Уикса (он почти спился) и Стивенсона Пьера. Добрались до всех: до Марио Санчеса, помогавшего похищать Шиллера, до Марио Грея, помогавшего сталкивать бочки в канал, и даже до парня, который перебил номера на черном БМВ Сабины. Последние двое отделались условными сроками (Грей, в конце концов, даже не знал, что было в бочках), Санчес получил два года. Все активно сотрудничали со следствием, припомнив все, что только можно. Сабина Петреску, расставшаяся с иллюзиями о своем «агенте ЦРУ», получила иммунитет в обмен на полное признание — она была в курсе всех планов банды и знала множество подробностей. Что же до Карла Уикса и Стивенсона Пьера, этим двоим дали по десять лет тюрьмы — следствие сочло, что оба находились под сильным влиянием главных членов банды, в том числе Уикс, давивший колесами машины Марка Шиллера.
Джон Раймондо, «эксперт по избавлению от тел», также был арестован. Судя по всему, это именно он перегнал Ламборгини в болота. Его задержание повлекло за собой уже его собственное расследование, итогом которого стало обвинение в похищении человека, не имеющего отношения к «делу Sun Gym» и восемь лет тюрьмы. Синди Элдридж обвиняли в соучастии из-за того, что она помогала убирать следы крови в квартире Дорбола, но все свели к условному сроку, поскольку так и не доказали, что она знала в тот момент об убийстве.
Наконец, пришел черед самых крупных участников «дела банды Sun Gym». Джордж Дельгадо, совершенно раздавленный арестом, с самого начала сотрудничал со следствием, как только мог, и в итоге адвокаты добились для него 15-летнего срока.
Отбор присяжных для суда над остальными фигурантами дела начался лишь в январе 98-го, спустя почти три года после убийства Фрэнка и Кристины. Было назначено два состава присяжных — один для суда над Луго, другой для Дорбола и Миза. Процессы проходили одновременно.
Суд начался 24 февраля 1998 года, и тянулся целых десять недель, став самым дорогостоящим и длительным процессом в истории округа Дейд. Было заслушано 98 свидетелей обвинения, представлено примерно 1200 улик. Защита заслушала ОДНОГО свидетеля (для Миза).
Устроитель конкурсов бодибилдеров Джон Миз обвинялся по 39 (!) пунктам, среди которых были даже покушение на убийство и вымогательство (хотя в этом он был чист). Но вскрылись десятки случаев отмывания им криминальных денег, нотариального мошенничества и просто прямой подделки документов (тяжелейшее преступление в Штатах). При этом Миз упорствовал в своей невиновности, отверг предложение признать вину и получить 9 лет, и в итоге судья Алекс Феррер приговорил его к 56 годам тюрьмы, что означает практически пожизненное.
Адвокаты же Луго и Дорбола оказались в беспомощном положении. Это был тот случай, когда обвиняемые не просто были стопроцентно виновны по всем статьям — они буквально наводили ужас. Они признаны вменяемыми, они собрали все отягчающие обстоятельства, какие только возможно, они проявили поистине звериную жестокость и леденящую кровь расчетливость. Верхом мечтаний защиты был пожизненный приговор.
Летом 98-го прокурор Гейл Левайн пригласила Марка Шиллера для последнего выступления перед судьей Алексом Феррером, который заслушивал все аргументы сторон, готовясь к вынесению окончательного решения. Марк все время расследования жил в Колумбии, и более десятка раз прилетал в Майами для дачи показаний и помощи следствию. На это последнее выступление перед Феррером он имел полное право не являться. Его адвокат не рекомендовал ему покидать Колумбию, гарантируя, что приговор и так будет максимальным. Но Марк хотел «забить последний гвоздь в крышку гроба этих подонков». И он прилетел, выступив перед судьей, и описав все, через что прошел, не упустив ни единой подробности.
Как только Марк Шиллер закончил свое выступление, его арестовали прямо в зале суда. Трудно представить себе потрясение, пережитое им в этот момент. Агенты ФБР охотились за ним все три года, пока длилось следствие, и не трогали его до самого последнего момента. Оказалось, что они раскрыли участие Шиллера в давнем мошенничестве с медицинскими страховками, принесшее ущерб США в размере 14 миллионов долларов. Прокурор потребовал 25 лет - на десять лет больше, чем получил Джордж Дельгадо.
И тут судья Алекс Феррер использовал свое исключительное право защиты подсудимого перед присяжными (случай для судьи почти уникальный). Алекс отметил мужество Марка, его помощь следствию, и особенно страдания, которые он пережил. Все это, по мнению Феррера, должно смягчить приговор по делу о мошенничестве. В итоге Шиллер получил минимальные по такому обвинению 4 года, и вышел на свободу через 2. Кроме того, его обязали выплатить $ 137 000 компенсации. Определенно, ему стоило послушаться своего адвоката. Марк получил срок после того, как потерял деньги, дом, здоровье — и даже когда вышел фильм Майкла Бэя, ему не досталось ни единого цента.