Москва слезам не верит год выпуска
москва слезам не верит год выпуска
москва слезам не верит год выпуска
Москва слезам не верит
12 HD123
Москва слезам не верит 12 HD
Тип фильма: художественныйВид фильма: кинофильм
Звук: моно
Формат: обычный (1:1,37)
Год восстановления: 2010
Субтитры: русские, английские
Над фильмом работали:
Режиссёр: Меньшов ВладимирСценарист: Черных Валентин
Композитор: Никитин Сергей
Оператор: Слабневич Игорь
Художник-постановщик: Меняльщиков Саид
В ролях: Табаков Олег, Смоктуновский Иннокентий, Ахеджакова Лия, Баталов Алексей, Вавилова Наталья, Фатюшин Александр, Конюхова Татьяна, Сморчков Борис, Ханаева Евгения, Федорова Зоя, Юматов Георгий, Алентова Вера, Муравьева Ирина, Рязанова Раиса, Уральский Виктор, Васильев Юрий, Харитонов Леонид, Ушакова Валентина, Рудаков Павел
О фильме:
Призы и награды:Москва, 1950-е годы. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка. Антонина выходит замуж, растит детей, любит мужа. Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Катерина же отчаянно влюбляется, но избранник ее оставляет. Однако она не опускает руки, в одиночку растит дочь и к тому же успевает делать блестящую карьеру. В 40 лет судьба дарит ей неожиданную встречу.
Доброго времени суток, уважаемые читатели.
Продолжаем знакомиться с историей создания легендарных фильмов.
И сегодня у нас "оскароносная" картина режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1979 г.).
Сюжет фильма хорошо известен. Москва 1950-х годов. В общежитии живут три подруги. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Антонина (Раиса Рязанова)
выходит замуж, растит детей, любит мужа. Людмиле (Ирина Муравьева)
столица представляется лотереей, в которой она должна выиграть своё особенное счастье. Но, даже став женой известного спортсмена, она осталась в проигрыше — хоккеист спился. Катерина (Вера Алентова)
— полюбила телевизионщика, но была покинута. В одиночку воспитывала дочь, окончила институт, стала директором химического комбината; и наконец встретила мужчину своей мечты…
Сценарий фильма был написан Валентином Черных для конкурса на лучший фильм о Москве. «Я начал работать над пьесой под названием „Женщина, которая изменила дважды“, — вспоминал драматург. — Но когда узнал про конкурс, решил пьесу не дописывать, а переделать её в сценарий. Соответственно, появилось новое название — „Москва слезам не верит“. Он занял всего лишь третье место. Правда, два первых вообще никому не присудили: не нашли достойных».
Валентин Черных, автор сценарияСогласно условиям конкурса сценарий приобрёл «Мосфильм» — Второе творческое объединение. Владимир Меньшов, прочитав сценарий, сначала отказался от него. «Но прошло какое-то время, и я стал чувствовать, что мне почему-то хочется думать о рассказанной в нём истории, — говорит режиссёр. — Мне стал нравиться двадцатилетний разрыв в сюжете, действие, которое происходит в 50-е годы… Словом, решился. Дал прочитать очень уважаемым мною Дунскому и Фриду, людям, профессиональному опыту и чутью которых я бесконечно доверяю. Они стали отговаривать. Но я уже решился. Пришёл к Черных со списком возможных и необходимых изменений — в количестве 44-х. Он с этим согласился, но сам работать дальше отказался, сказав, что ему интереснее написать новый сценарий, чем доводить старый. И я взялся за дело сам. В течение полутора лет переписывал, искал. В итоге сценарий вырос до двух серий. Закончив, я опять отправился к Дунскому и Фриду за советом. Они сказали, что новый вариант лучше, но снимать всё равно не стоит. А я уже с собой ничего не мог поделать. Эта история притягивала меня все больше и больше. И даже если бы сам Ромм отсоветовал мне снимать, я бы и тогда не остановился».
Владимир Меньшов, режиссер.На роль сорокалетнего слесаря Георгия Ивановича (Гоши) режиссёр пробовал Виталия Соломина, Леонида Дьячкова, других актёров.
Виталий СоломинЛеонид ДьячковНи один не подходил. И тогда Меньшов решил, что в крайнем случае сыграет эту роль сам. Как это часто бывает, в дело вмешался случай. По телевизору шёл фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в роли доктора Устименко. Меньшов подумал: а почему не Баталов? Правда, по сценарию он не подходил совершенно: Алексею Владимировичу было под пятьдесят, а герою — сорок. Баталову послали сценарий. Прочитав его, актёр очень вежливо отказался, сославшись на какие-то неотложные дела. Огорчённый отказом, Меньшов стал искать новых кандидатов на роль, хотел обратиться к Вячеславу Тихонову. Но в два часа ночи ему позвонил Баталов: «Знаешь, я прочёл сценарий ещё раз. Ну их к чёрту все эти дела! Давай снимать!».
Алексей Баталов в роли ГошиПозднее Баталов так объяснял своё решение: «Вот Гоша — все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини всё кончилось хорошо. Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, — это другой совсем человек. Выйдет — не выйдет — это второй вопрос, но это интересно делать…»
Владимир Меньшов с величайшей тщательностью подбирал исполнительниц на роли трех подруг: Катерины, Людмилы и Антонины, ведь им предстояло сыграть своих героинь сначала двадцатилетними, потом сорокалетними. На роль Катерины Тихомировой приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову.
Ирина КупченкоМаргарита ТереховаИ, если бы они согласились приехать на пробы, у Веры Алентовой шансов никаких бы не было. Но Купченко не понравился сценарий, а Терехова предпочла роль Миледи в «Трех мушкетёрах». Пробовались также Наталья Сайко из Театра на Таганке и Валентина Теличкина.
Фотопробы Натальи Сайко на роль КатериныФотопробы Валентины Теличкиной на роль Катерины.Начинающий режиссёр Меньшов подчинялся многим требованиям «Мосфильма». На роль Людмилы ему рекомендовали Титову, Болотову, Савельеву. Были пробы у Татьяны Сидоренко из Театра на Таганке. Категорически отказалась сниматься в этой роли Анастасия Вертинская. Владимир Меньшов: «Сейчас, начиная картину, я точно знаю, кого хочу снимать. А тогда был просто в растерянности. Например, я предполагал, что Людмила совсем другая женщина, не такая, какой её создала Ира Муравьёва». А сценарист Валентин Черных, напротив, был полностью уверен, что именно Муравьёва сможет найти нужный образ. Ирина играла в спектакле по его пьесе, и её героиня очень напоминала драматургу Людмилу. Чёрных считал, что Людмила должна быть полной противоположностью Катерине. Раиса Рязанова отмечала, что характер Антонины ей очень близок: «Да, это абсолютно мой характер — спокойный, ровный, миролюбивый, оптимистичный. Вернее сказать, таким он был изначально. Жизнь несколько скорректировала его, и, кажется, не лучшим образом. Я тоже хотела бы простого, бесхитростного счастья, и чтобы у меня всё сложилось так, как мечталось в юности. Хотела бы иметь основательного мужа-домоседа, нескольких детей, хорошую квартиру и дачный участок, где можно картошку покопать и цветочки посадить. Эта роль позволила мне прожить жизнь, которой у меня нет».
Мужа Антонины мог сыграть Юрий Кузьменков.
Юрий КузьменковНо ассистент тогда привела двух актёров, которых Меньшов не знал. Это Борис Сморчков, его утвердили на роль Николая,
Борис Сморчков в роли Николаяи Александр Фатюшин, ставший в фильме хоккеистом Гуриным.
Александр Фатюшин в роли Гурина.В роли дочери главной героини Владимир Меньшов с самого начала видел юную Наталью Вавилову, которая играла у него в фильме о старшеклассниках «Розыгрыш» (1976). В своё актёрское признание Вавилова верила слабо. Но приглашения сниматься шли… Она появилась в белорусской картине «Красные дипкурьеры», затем в небольшой роли в киноальманахе Одесской киностудии «По улицам комод водили». Вавилова наделила юную героиню обаянием душевной чуткости, пробуждающейся женственности, свойственной молодым ироничностью, независимостью.
Наталья Вавилова в роли Саши.8 сентября снимали первый игровой эпизод фильма: Катерина и Людмила идут по улице Горького. Труднее всего на съёмках пришлось Вере Алентовой, снимавшейся у мужа-режиссёра.
Владимир Меньшов и Вера Алентова с дочерью Юлией.«Если бы не получилось, все бы говорили, что он протащил свою бездарную жену в кино, — говорит актриса. — А он только через два года, уже после „Оскара“, сказал мне, что я молодец и он мной доволен. Во время съёмок я чуть с ума не сошла — он был доволен всеми, только не мной…» В свою очередь Меньшов говорил о работе с женой-актрисой: «Наши „концерты“ на съёмочной площадке доставляли окружающим огромное удовольствие. Иногда случались совершенно безобразные моменты. А потом всё повторялось дома. Я уставал, хотел спать, клал голову на подушку… Но на соседнюю подушку клала голову Вера, и споры продолжались до семи утра». Самой затратной оказалась первая серия, в которой нужно было воссоздавать Москву пятидесятых годов. Все, наверное, помнят один из самых ярких моментов первой серии — «лестницу славы», когда две главные героини Катерина и Людмила стоят в толпе на лестнице кинотеатра и ждут появления своих кумиров — Юматова, Харитонова, Конюхову. А перед ними стоит якобы никому не известный актёр Иннокентий Смоктуновский. Уговорить звёзд сняться в фильме оказалось невероятно сложно. И Смоктуновский, и Юматов, и Харитонов на тот момент были безумно популярны, и такие, в общем-то, незначительные роли казались им малоинтересными.
Как сказали бы сейчас - камео известных актеров
Леонид Харитонов, камеоГеоргий Юматов, камеоИннокентий Смоктуновский, камеоЭпизод снимали поздней осенью, хотя по сюжету было лето. Все были в лёгкой одежде, но изо рта шёл пар. Пока готовились снимать, актёры стояли в накинутых шубах и пальто. Как только звучала команда «Камера! Мотор!», верхнюю одежду скидывали под ноги. В. Меньшов: «После того как эпизод сняли, и я крикнул „Стоп!“, пошёл снег. Осень закончилась».
Алексей Баталов приезжал на съёмку к восьми утра и, включив в своей «Волге» печку и магнитофон, терпеливо ждал пока его позовут. Иногда Меньшов подсаживался к нему, и они часами говорили о МХАТе.
На съёмочной площадке Алексей Владимирович просил режиссёра: «Ты лучше покажи, а не рассказывай». И повторял рисунок с его неповторимыми интонациями, с мягкостью, лишь ему присущей.
Многое родилось уже на площадке фильма. Например, фразы «дружить домами» (говорит Николай Гоше), «как долго я тебя искала» (говорит Катерина Гоше).
Приёмка картины прошла не совсем гладко. По требованию худсовета были сделаны поправки. Вспоминал Алексей Баталов: «Была смешная и симпатичная сцена: пьяный Коля (Борис Сморчков) приходит уговаривать Гошу, то есть меня, вернуться в дом Катерины. Но в рамках очередной борьбы с пьянством некоторые удачные реплики вырезали. Удалили ещё кое-что. Помните эпизод, когда мы с Катериной убираем диван? Так вот, если бы не цензура, я бы дефилировал в кадре с голым задом». Исчез из фильма эпизод, где хоккеист Гурин (Александр Фатюшин), объявивший, что «завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу», снова появляется пьяный и говорит: «Займи ещё трёшку для ровного счёта». Режиссёра попросили это убрать, сказав: «Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился».
Фильм вышел на экраны страны в 1980 году и занял в прокате второе место (первое было за «Пиратами XX века»), собрав на своих сеансах 84, 4 миллиона зрителей. По опросу журнала «Советский экран» картину признали лучшей по итогам года, а Вера Алентова победила в конкурсе актрис. После оглушительного успеха фильма критики стали обвинять режиссёра в обывательщине, в банальности ситуации, в идеализации образа простого рабочего. Пространная полемика о «золушке» началась на страницах «Советской России». О том времени у Меньшова остались горькие воспоминания: «Я оправдывался, горячась, пытался все объяснить, и как кажется, выглядел в этом положении довольно нелепо. Более всего, конечно, задело подозрение в неискренности, в том, что я-де что-то там схимичил, рассчитал. Что, мол, так каждый может снять фильм. Но мы не хотим, потому что нам вкус не позволяет. А если пренебречь требованиями искусства, хорошего вкуса, то таких картин можно миллион нашлёпать, и кинотеатры будут ломиться от зрителей… Словом, первые два года после этого фильма я практически ничего не мог делать, всё время находился в ситуации переваривания, переосмысления всех этих статей, рецензий, писем; я просто боялся ходить в Дом кино и по слабости духа думал про себя: да на кой чёрт нужен этот успех, что, я виноват, что ли… Такие расстреливающие взгляды, разговоры за спиной, кто-то уже руку собирается не подавать…»
К счастью, это не повлияло на решение авторитетной комиссии, и в 1981 году режиссёр В. Меньшов, художник С. Меняльщиков, актёры — В. Алентова, А. Баталов, И. Муравьёва, Р. Рязанова были удостоены Государственной премии. Слава картины «Москва слезам не верит» перешагнула далеко за пределы Советского Союза. Вера Алентова сыграли не биографию, а судьбу, понятую, как выяснилось, не только у нас, но и за рубежом. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины. Сюжет известный — полюбила, родила, осталась одна с ребёнком. А дальше: «Мне не хотелось жить. Но после просмотра вашего фильма „Москва слезам не верит“ я вышла на улицу другим человеком. Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». Картина завоевала множество наград: приз «Сен-Мишель» за лучшее исполнение женской роли Вере Алентовой в Брюсселе, премию за лучший иностранный фильм на кинофестивале американских фильмов в Хьюстоне, приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Главный приз кинофестиваля в Португалии… Картина «Москва слезам не верит» была удостоена высшей награды американской Академии киноискусств — премии «Оскар» как лучший иностранный фильм года.
По Москве долго ходили упорные слухи, что это провокация. Не могли поверить, что американцы дадут «Оскара» не экранизации Достоевского или Пастернака, а классическому советскому фильму. Когда Меньшов стал оформлять документы для загранпаспорта, вдруг выяснилось, что он невыездной. «Оскар» получал атташе по культуре из советского посольства в Америке. Сама статуэтка теперь хранится в доме Меньшова. Всё-таки семейная реликвия…
Несколько фото со съемок
Спасибо за внимание.
Другие статьи по теме:
агитфильм
балет
биографический
боевик
вестерн
военный
детектив
детский
документальный
драма
исторический
киноповесть
комедия
криминальный
мелодрама
музыкальный
мюзикл
приключения
притча
публицистический
революционный
сатира
семейный
спортивный
телеспектакль
трагикомедия
триллер
ужасы
фантастика
фильм-катастрофа
фильм-концерт
фильм-опера
фильм-сказка
фэнтези
цирковая фантазия
Действие фильма разворачивается в Москве, конца 50-х годов. Три подруги Антонина, Людмила и Катерина приезжают в столицу, чтобы найти свое счастье. Жизнь подруг складывается совершенно по-разному и сообразно характеру каждой из них.
Скромная и работящая Антонина начинает работать маляром и вскоре встречает простого и доброго парня, который вскоре зовет ее замуж. Героиня не ищет неземной любви или всенародной славы, поэтому соглашается и счастливо живет семейной жизнью. Они с мужем продолжают любить друг друга и растят троих детей.
Совершенно не такова яркая и амбициозная Людмила, которая приехала в Москву, чтобы ее «покорить». Она не согласна прозябать на неинтересной работе или в маленькой квартирке, поэтому представляется местным ребятам дочкой богатых родителей, надеясь, что это привлечет к ней шикарного мужчину. Вскоре так и случается: Людмила выходит замуж за известного хоккеиста Сергея Гурина. Однако жизнь дает резкий поворот, когда не выдержав профессионального провала, Гурин спивается и оставляет Людмилу ни с чем.Третья из подруг Катерина как будто и сама не знает, чего хочет. Последовав совету Людмилы, она выдает себя за богачку и беременеет от импозантного телеоператора Рудольфа. Но когда тот узнает, что у героини за душой ни гроша, то быстро исчезает из ее жизни. Кате приходится одной воспитывать дочь, налаживать личную жизнь и разбираться с карьерой.
Через 20 лет это уже сильная, состоявшаяся женщина, работающая директором крупного предприятия. У нее своя квартира, машина, хорошая должность, а счастья в жизни все нет. Катерина по-прежнему мечтает о любви, и вскоре жизнь посылает ей ее в виде обаятельного слесаря Гоши. Между героями сразу вспыхивает страсть, однако все нарушается, когда Гоша узнает о том, что его любимая – директор на крупном заводе. Для него, как для мужчины, неприемлемо, что она зарабатывает больше него, и это вносит существенный разлад в их отношения.
Тем временем, на горизонте появляется Рудольф, решивший наладить отношения со своей уже взрослой дочерью.
В общежитии живут три девушки из провинции. Людмила, работающая на хлебозаводе, все свободное время уделяет поискам перспективного мужа. Антонина, штукатур по профессии, надеется создать спокойную прочную семью. Катерина, заводская штамповщица, упорно пытается получить высшее образование.
У каждой из девушек – своя личная жизнь. Тоня знакомится с простым и работящим парнем, Людмила – с молодым, но очень востребованным хоккеистом. Оба романа заканчиваются свадьбами. Судьба Катерины складывается иначе. Она знакомится с Рудольфом (модное имя для самоуверенного и самовлюбленного повесы). Катя слишком доверчива и открыта в своих чувствах. Он совращает девушку, но узнав, что Катя ждет ребенка, бросает ее...
Проходят годы, жизнь героинь меняется. У Тони – крепкая семья, неунывающая Людмила – снова в поисках мужа, а Катерина вырастила дочь и сделала блестящую карьеру, став директором крупного предприятия. Только по ночам, устав от дневных забот, Катя утыкается в подушку, оплакивая свое одиночество, и уже не верит в счастье.
Но однажды, возвращаясь из пригорода, она знакомится в электричке с удивительным человеком...
В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм".
Режиссер: Владимир Меньшов
Композитор: Сергей Никитин
В ролях: Вера Алентова, Раиса Рязанова, Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Наталья Вавилова, Олег Табаков, Александр Фатюшин, Борис Сморчков, Евгения Ханаева, Юрий Васильев, Лия Ахеджакова, Владимир Басов, Зоя Федорова, Татьяна Конюхова