Робот музыкальный
робот музыкальный
робот музыкальный
Робот по имени Шимон создан группой исследователей технологического университета штата Джорджия. Благодаря технологиям глубокого обучения в сочетании с нейронными сетями, он не только освоил игру на маримбе, малазийском ударном музыкальном инструменте, но уже сам пытается сочинять музыку.
Для этого ему пришлось «прослушать» более 5000 музыкальных произведений, включая Бетховена и Леди Гагу и «покопаться» в музыкальной библиотеке, содержащей более 2 миллионов мелодий различных стилей и направлений. Одним словом, Шимон получил вполне приличное музыкальное «образование», позволяющее ему начать карьеру композитора.
Авторство в создании и обучении Шимона принадлежит музыканту и одновременно выпускнику университета Мэйсону Бретану совместно со своим научным руководителем Джилом Вайнбергом.
Развитие музыкальных навыков робота происходит следующим образом: исследователи обеспечивают его различной музыкальной информацией, на основании которой тот осваивает технику игры – секвенции, включая импровизацию. Уже можно говорить об определенном стиле. По мнению Бретана, Шимону больше «по душе» стиль фьюжен – смесь классической музыки и джаза.
Несмотря на определенные успехи, Шимон вряд ли когда-нибудь составит конкуренцию, к примеру, Бетховену или Баху. Однако у тех, кто сочиняет музыку для шоу-бизнеса, со временем может возникнуть повод для беспокойства.
С явлением, о котором пойдёт речь в этом посте, я столкнулся достаточно давно и, что интересно, на страницах GT. Это была небольшая публикация о выступлении в Москве группы Compressorhead. Тогда долго жалел о том, что пропустил это событие. Потом в ютюбе я посмотрел видео ещё одного коллектива, Z-Machines, который также меня очень впечатлил. В прошлом году до меня дошли сведения о появлении на свет ещё одного музыкального проекта, где были использованы промышленные роботы. Он отнюдь не дублировал 2 предыдущих, но создавался в духе этого сравнительного нового веяния музыкальной культуры. Под впечатлением от этих проектов я стал живо интересоваться всем, что связано с автоматами, которые извлекают звуки из классических инструментов, начиная от экспериментов с лего и заканчивая малоизвестными разработками наших соотечественников в 80-х.
Воспользуйтесь нашими услугамиВсё верно, речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.
Коллектив антропоморфных роботов-музыкантов был создан берлинским художником Франком Бранесом (Frank Barnes), а также его партнерами конструкторами Маркусом Кольбом (Markus Kolb) и Стоком Плюсом (Stock Plum).
Именно этот проект смог разжечь мой интерес к этой форме музыкального искусства. Как следует из названия, для движений роботы-музыканты используют энергию сжатого воздуха.
Характерной особенностью участников коллектива являются не только исполнительские возможности, но и реалистичная сценическая пластика, которая делает выступления очеловеченными. Иными словами — разработчики подарили машинам “характер”, с использованием, казалось бы, банальных выразительных средств.
Сегодня коллектив состоит из целых шести участников. В состав входят:
- Stickboy — четырехрукий ударник, созданный ещё в 2007-м году. Можно сказать, ветеран коллектива, с которого всё началось. Исполнение также осуществляется при помощи ног, которые робот использует для управления педалями бас-бочек. Особого внимания заслуживают реалистичные движения головы с металлическим ирокезом. Описание на официальном сайте группы гласит следующее: “Four arms two legs and one head, no brain”. Контроль осуществляется при помощи — Midi.
- Fingers — манипулятор-гитарист, извлекающий звуки с использованием 78 независимых пальцев, имеет 2 руки. Экспрессивно мотает головой и двигает туловищем вверх-вниз и поворачивается в разные стороны. Построен в 2009 году. Играет на Gibson Flying V с Min-E-Tune System. Характер скверный, не женат, носит солнцезащитные очки.
- Hi-Hat Humper (Junior) — самый маленький участник группы с ростом менее полуметра. Управляет педалью Хай-хэта, упрощая задачи Stickboy. Двигается в ритм композиции и любит неожиданно поворачивать голову в сторону зрителей. Голова снабжена металлическим ирокезом.
- Bones — электронно-механическая копия типичного басиста. Играет двумя четырехпалыми руками. Может передвигаться по сцене на гусеничной платформе. Голова оснащена декоративными рогообразными антеннами. Завершен в 2012 году.
- Hellgå Tarr — единственная женщина в коллективе, роль — вторая гитара и бэк-вокал. В перспективе должна первой получить перемещение при помощи антропоморфных подвижных ног. Построена и вошла в состав коллектива в 2016-м году.
- Mega-Wattson — самый харизматичный фронтмен в истории. Для его постройки собрали средства на Kickstarter, и, как оказалось, собирали не зря. Робот очень реалистично имитирует пение, открывает рот, пластично двигает туловищем, может перемещаться по сцене на гусеницах. К концу 2016 года вокалист был полностью завершен.
Как собирали фронтмена можно увидеть здесь:
Приписываемый коллективу статьями в Вики 2013-й год рождения — хронологическая ошибка. Наиболее ранним публичным выступлением группы считается дебют Fingers и Stickboy в студии Brainpool (Кельн, Германия), который состоялся в марте 2012-ого года. Роботы исполнили кавер на “TNT”, группы AC/DC, оный впоследствии стал программным произведением.
В начале 13-года создатели коллектива пригласили канадского панка Джона Райта из группы Party Machine в качестве автора произведений. Музыкант написал для роботов 3 песни и стал музыкальным менеджером коллектива. Эти оригинальные треки, а именно одноименная «Compressorhead», «Speed Walking Lady» и инструментальный вариант песни Hanson Brothers «Моя девушка» робот” стали основой концертной программы.
Репетиция под руководством Джона Райта
Позже композиции райта войдут в первую студийную работу коллектива Party Machine, выпущенную в 2017-м году.
Живое выступление 2017-го года
Как и многие живые рок-музыканты, Compressorhead используются в рекламе. В начале музыкальной карьеры с молчаливого согласия материально заинтересованных создателей рекламировали продукцию компании GIbson.
Промо акция Gibson
Помимо собственного материала коллектив исполняет композиции таких банд как Nirvana, AC/DC, Motorhead и прочих легенд мировой рок-музыки.
Z-machines — это ещё один известный коллектив роботов-музыкантов, созданный японскими инженерами под общим концептуальным руководством известного дизайнера Кенджиро Мэцуо (Kenjiro Matsuo). Цель проекта сделать роботов, которые смогут значительно превзойти возможности людей в исполнении музыки на обычных инструментах.
Основные работы по проектированию и изготовлению машин были проведены в Токийском университете. Сегодня Z-machines считаются наиболее конструктивно сложными. Робот гитарист по имени Марш оперирует 78-ю “пальцами” и 12-ю управляемыми медиаторами на двухгрифовой гитаре. Ашура — робот-ударник оснащён 22-мя руками, что делает его возможности по управлению ритмом почти безграничными. Робот клавишник по имени Космо отличается скоростью звукоизвлечения и способен осилить такие интервалы как 64-я и 128-я. Многих, кто видел Космо в живую, очень впечатляет его внешний вид с зелеными лазерами в глазах. Органы управления инструментами приводятся в движение электрическими и пневматическими приводами.
Изготовление и настройка музыкальных роботов Z-machines
Дебют коллектива был коммерческим мероприятием для спонсоров слабоалкогольного бренда ZIMA. Произведения, которые исполнял коллектив, были либо однообразным полуэлектронным мясом, либо полупопсовым суррогатом с анимешным колоритом.
Между тем сама необычная идея впечатлила многих, как в Японии, так и за её пределами. В частности, в проект включился достаточно популярный у себя на родине DJ Tasaka. Хотя остается не до конца понятным, что для диджея было основным мотивирующим фактором — возможности роботов или гонорар от ZIMA.
Кэндзиро предложил композиторам использовать возможности своих роботов, и, как утверждает разработчик, многие согласились. Коллектив особенно известен сотрудничеством с Томом Дженкинсоном, более известным как Squarepusher. Музыкант, используя роботов, записал альбом из пяти композиций, который назвал “Music for Robots”. И эта работа, пожалуй, стала первым опытом использования роботов не в целях коммерческого PR, а для расширения возможностей создателя музыки.
Первый релиз Squarepusher с роботами под названием «Sad Robots Goes Funny».
После внушительных успехов Кенджиро Мэцуо постепенно охладел к проекту Z-machines и в последние годы переключился на применение искусственного интеллекта при создании музыкальных дронов. Вероятно, что в случае запуска музыкального ИИ, он может быть вполне испытан с Z-machines.
Пожалуй, это один из тех случаев, когда интересы музыканта и интересы бизнеса полностью совпадают. Немецкий производитель промышленных роботов компания KUKA и музыкант из Новой Зеландии Найджел Сэндфорд нашли друг друга в нужный момент.
Результатом работы Стэндфорда с роботами стал альбом Automatica, который увидел свет в прошлом году. В поддержку альбома и, конечно, компании производителя, был записан клип с признаками вирусного ролика. Ролик хайпанул в сентябре 2017-го, и о компании KUKA узнали даже те, кто никогда в жизни не был связан с промышленной автоматикой.
В клипе роботы делают почти невозможное. Если этот безусловный баян прошел мимо вас, рекомендую сначала посмотреть на короткие выдержки с репетиций Стэндфорда, а уже потом переходить к клипу.
репетиция и настройка
репетиция и настройка
репетиция и настройка
клип
Я не планировал включать этого талантливого соотечественника в материал и, откровенно говоря, не знал о его работе. Первое видео, которое меня впечатлило, было исполнение гитарным-роботом токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха по органной партитуре. Я напоролся на него случайно при подготовке этого поста.
Биографической справки об этом человеке в сети, вероятно, нет. Есть лишь скудные сведенья из интервью в hackaday.com, где Демин сообщает, что он инженер и программист, который в качестве хобби занимается музыкальными роботами, что живет он в Москве, а ранее обитал в Иркутской области. Также есть его YouTube-канал, где определённо есть, что посмотреть.
А потом YouTube порекомендовал мне вот это:
На видео Владимир говорит о том, что продемонстрированное устройство он создал в 1988 иди 1987-м, само видео записано в 1999-м году. После просмотра я понял, что автор этих устройств обязательно должен попасть в этот материал. Я не исключаю, что в нашем блоге появится интервью с этим человеком.
Я искренне надеюсь, что застану то время, когда композиторы начнут писать произведения для роботов. Такие проекты способствуют популяризации науки и техники, позволяют понять возможности, которые может подарить прогресс. Мне сложно представить, какой будет эта музыка, написанная с учетом возможностей музыканта-робота, но я убежден, что выход за пределы физиологии живого исполнителя открывает перед создателем произведения безграничные возможности.
Источник: https://geektimes.ru/
Автор: Sound Cult Sound_cULT
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Любопытный факт
Известно, что компанию Apple основали Стив Джобс и Стив Возняк. Однако был ещё и третий основатель по имени Рональд Уэйн, который владел 10% долей, но продал её Стивам за 800 долларов.
Обновить
Проектов, соединяющих роботов и музыку, уже было очень много. Большинство из них относятся к категории «однодневок» и быстро надоедают публике. Но из этой массы выделяются несколько робогрупп — они существуют (или существовали) в течение довольно длительного времени, регулярно дают концерты и выпускают настоящие музыкальные альбомы. О них и пойдет речь.
Настоящий хеви-метал от Compressorhead
Авторы проекта: стараются себя не афишировать, но кампания на Kickstarter (о ней дальше) была запущена от имени Фрэнка Барнса, Маркуса Колба и Стока Плама
Место рождения: Берлин
Первые записи Compressorhead на YouTube относятся к 2013 году. Как и многие, эта робогруппа начинала с исполнения каверов на Motorhead, AC/DC и Black Sabbath. Сейчас Compressorhead можно назвать первым профессиональным робобендом — в том смысле, что они зарабатывают своей музыкой. Группа дала немало громких концертов и выступает на частных вечеринках (согласно информации на их сайте, существует возможность заказать такое выступление). С позиционированием у них тоже все хорошо. На том же сайте читаем: «These robots are willing to power up their circuits to play at meatbag gatherings, mechanical madness at your pleasure!» («Эти роботы готовы задействовать свои схемы, чтобы играть для скоплений мясных мешков, доставляя удовольствие от механического безумия!»).
В 2014-м группа приезжала в Москву, где в числе прочих сыграла кавер Smells Like Teen Spirit (примечательно, что в следующем году в Милане у них был совместный концерт с экс-супругой Курта, Кортни Лав).
Тогда в группе было всего 4 участника: барабанщик Stickboy, гитарист Fingers, бас-гитарист Bones и самый маленький робот, J.Schmidt, который играет на хай-хет. В 2015 году на Kickstarter была запущена кампания для сбора робота-вокалиста и записи первого альбома. Она с треском провалилась: из заявленных 290 тыс. евро было собрано чуть больше 40 тыс. Тем не менее, разработчики все-таки нашли деньги: кроме брутального Mega-Watson, группа дополнилась женщиной-роботом Helga Tarr.
Mega-Watson (масса робота — 350 кг)
В ноябре у Compressorhead вышел первый альбом, Party Machine. Он состоит из 15 песен, написанных преимущественно Джоном Райтом. На альбоме найдем кавер на Нэнси Синатру (These boots are made for rocking), а также песни Zombies vs. Robots, My Girlfriend`s a Robot и Fleisch (нем. «мясо»). Послушать можно здесь. Кстати, у каждого из поющих роботов был свой «тренер» по вокалу.
Группа активно гастролирует — проследить за перемещениями можно в официальной группе в FB. Кроме Москвы, концерты уже проходили в Германии, Норвегии, Мексике, Люксембурге и Литве. Путешествуют музыканты в таком виде:
Алкороботы Z-Machines
Авторы проекта: инженеры Университета Токио при финансовой поддержке производителя алкогольных напитков Zima
Место рождения: Токио
Еще одна группа, которая появилась в 2013-м, но в отличие от Compressorhead уже закончила свою карьеру (или взяла долгий тайм-аут). Z-Machines включала троих участников: гитариста Mach с 78 пальцами, шестирукого барабанщика Ashura (может играть вчетверо быстрее, чем человек) и клавишника Cosmo. Разработчики надеялись, что однажды их роботы смогут сыграть в космосе.
Проект Z-Machines был проспонсирован производителем алкогольных напитков Zima. Роботов запрограммировали так, чтобы они реагировали на поведение публики: когда на концерте посетители поднимали бутылки Zima, роботы начинали выдавать более мощный звук.
В 2014-м группа дала несколько концертов и выпустила мини-альбом из 5 песен Music For Robots (записан в соавторстве с британским электронным музыкантом Squarepusher — он же Томас Дженкинсон). Очевидно, после этого Zima потеряла интерес к проекту: последние записи Z-Machines на YouTube датируются 2014-м годом, а последний пост в официальном сообществе в FB — в 2015-м.
Automatica: не только гуманоиды
Автор проекта: Найджел Стэнфорд
Место рождения: Нью-Йорк
Видеоклип проекта Automatica появился на YouTube в начале осени. Вместе с ним был выпущен полноформатный альбом из 13 песен (продается здесь). В отличие от предыдущих двух групп, в этом проекте на музыкальных инструментах играют промышленные роботы Kuka. Найджел каким-то образом смог убедить компанию одолжить ему трех роботов, и в течение месяца обучал их в своем гараже. По его словам, все настройки он делал полностью самостоятельно.
Для уроженца Новой Зеландии Найджела Стэнфорда это не первый экспериментаторский проект. В 2014-м он выпустил альбом Solar Echoes и снял для его продвижения клип Cymatics (потрясающе красивый — если вы еще не видели, то посмотрите).
Выход второго альбома Automatica кажется сомнительным: эффект новизны пропадет, и Найджел постарается удивить нас чем-нибудь другим.
Скромный инноватор Shimon
Авторы проекта: инженеры Центра музыкальных технологий Технологического университета Джорджии
Место рождения: Атланта
Робот-музыкант Shimon играет на маримбе — африканской разновидности ксилофона. Его создали 7 лет назад для аккомпанирования джазовым музыкантам. С тех пор он отметился выступлениями в Мюнхене, Вашингтоне, Сиэтле, Сан-Франциско и Токио. Но самое главное в этом роботе — не его концертные сборы, а приобретенная недавно возможность «сочинять музыку».
В этом году Шимон научился импровизации: он единственный из подборки сочиняет собственные мелодии. Его обучали этому на примере 5000 песен и 2 млн музыкальных отрывков. Образцы относились к разным музыкальным стилям: поп-музыке, джазу и классике. К примеру, в базу для обучения входили произведения Леди Гаги, Битлз и Бетховена. Теперь по заданным музыкантами нотам Шимон может генерировать музыкальные отрывки длиной по 30 секунд.
Благодаря этому усовершенствованию Шимон теперь чаще появляется на конференциях, чем на музыкальных фестивалях.
Нужны ли миру роботы-музыканты и зачем тратить время на их обучение, когда есть столько живых групп, рвущихся к славе? Может, и не нужны. Но шоу с их участием смотрится действительно зрелищно — во всяком случае, пока не пройдет эффект новизны. А за эмоциями и душевностью можно сходить на концерт любимой группы «человеческих мешков».