Женские доспехи фото
Приветствуем тебя
наш дорогой друг!После регистрации Вам будут предоставлены функции:
- Публикация новых статей и новостей
- Возможность комментировать
- Примкнуть в мир нашего сообщества
- Отправлять сообщения юзерам
женские доспехи фото
Образ воительницы в броском наряде закрепился в развлекательных медиа и сознании аудитории довольно основательно. Пока бравые мужи чаще всего облачены в поистине угрожающую и мощную броню, представительницы женского пола скорее раздеты, нежели одеты. В этом материале мы разберемся, в какие доспехи на самом деле одевались женщины-воины, и объясним, почему даже самые лучшие бронелифчики стоит оставить там, где им и место — на вызывающих дизайнах персонажей, обложках и артах.
Сегодня с трендом на бронелифчик начал соседствовать тренд на более реалистичную, скромную и эффективную броню. Например, разработчик Даниэль Вавра работал с реальными историками для создания аутентичной Богемии XV века в Kingdom Come: Deliverance.
Он с таким же подходом показал женского главного героя в дополнении Woman’s Lot, хоть Тереза и не может носить доспехи и действует в основном скрытно. А вот главная героиня Plague Tale: Innocence, Амиция, уже сражается — и облачена во что-то напоминающее реальный кожаный доспех, который даже способен защитить.
И таких примеров много: разработчики постепенно отходят от полуголых воительниц, стараясь реализовать более правдоподобные дизайны брони и оружия, если того требует идея игры.
Только не японцы. Японцы не меняются.
Можно заявить, что вопрос женской брони — сугубо эстетический, и если бы женщины воевали в Средневековье наравне с мужчинами, то в реальности мог бы существовать «женственный» доспех. Мы постарались разобраться в этой теме вместе с историками. Как выглядел доспех для женщины, как соотносятся реалии исторические с медийным образом воительниц?
От богинь к девам, от запада на восток
Концепция женщины-воина встречается в культуре многих народов: от греческих амазонок до Хуа Мулань в Китае, от германских и скандинавских воительниц до онна-бугэйся в Японии. Образ этот имеет не только реальные, но и мифические корни. Греки поклонялись Афине, рассказывали легенды про амазонок, в государствах германцев и скандинавов ходили легенды о мифических валькириях, яростной Кали поклонялась в Индии — и список этот огромен.
Афина, амазонка и валькирия
Достоверных источников о том, как представляли себе воинственных дев, очень мало. Либо это очень поздно написанные Старшая и Младшая Эдды или полуразрушенные барельефы в античных храмах. Значительно лучше сохранились древние памятники культуры в восточных странах, где до сих пор можно найти аутентичные изображения Кали, Аматерасу или Нюйвы.
Эпоха возрождения и романтический национализм подарили немалое число произведений живописи и скульптуры по мотивам античных мифов и легенд более северных народов, однако особенности стилей искусства этих эпох не позволяют составить аутентичный образ богинь древности, так как искажают изначальный образ.
Тут можно справедливо заметить, что наличие в мифологии разных народов женщин-воинов еще не свидетельствует о том, что в этих народах женщины воевали, тем более наравне с мужчинами. Поэтому лучше обратимся к истории.
Орлеанская дева
Жанна д’Арк — пожалуй, самый задокументированный и известный пример воительницы в доспехах в европейской истории.
Знаменитая Орлеанская дева в исполнении Рубенса (1620)
Она командовала французской армией во время Столетней войны с 1429 года и до момента пленения бургундцами 24 мая 1430 года. По сохранившемуся документу от апреля 1429 года, король Франции Карл VII приказал оружейнику Кола де Монбазону изготовить для Жанны д’Арк доспехи точно по росту — 152 сантиметра. Комиссия богословов из Пуатье выдала разрешение на ношение мужского доспеха.
После пленения бургундцами, сотрудничающими с Англией, Жанну обвинили в ереси, в том числе за ношение мужской одежды, и сожгли на костре. В 1455 году суд аннулировал приговор по обвинению в ереси, а в 1920 году Жанна д’Арк была причислена к лику католических святых.
В биографии Жанны достаточно много темных мест, в том числе в интересующих нас областях. Достоверных портретов воительницы не сохранилось, как и ее доспеха. Известно, что она носила именно мужской доспех, однако его строение и внешний вид — предмет спекуляций.
Жанна д'Арк в исполнении Жана Огюста Доминика Энгра
По одной из версий, доспех, в котором Жанна сражалась под Орлеаном (после победы в этой битве ее и прозвали Орлеанской девой), был подарен собору Сен-Дени, а бургундцами она была взята в плен в другом доспехе, история которого неизвестна. Историк Чарльз Ффоулкс в статье THE ARMOUR OF JEANNE D'ARC анализирует эту теорию и иллюстрирует описания предполагаемого доспеха.
«7 сентября 1429 года Жанна была ранена в бою под Парижем, и вскоре после этого она предложила подарить оружие и доспехи собору Сен-Дени.
Ее признание в этом содержится в протоколе ее личного допроса 7 марта 1431 года. Ее спросили, какое оружие она предложила Сен-Дени, и она ответила: «Полный комплект белой брони, как для для военного, и меч, завоеванным под Парижем».
Однако в отрывке признания Жанны сложно установить связь между белым доспехом и ее собственным. Ффоулкс сомневается, что Жанна отдала бы свой доспех, даже если бы находила его слишком тяжелым: он стоил целое состояние и был подарком от короля Франции. И в любом случае, доспехи, которые она предложила в Сен-Дени, были захвачены англичанами и отправлены королю Англии. Про их последующую историю мы ничего не знаем.
Есть версия, что эти доспехи были изображены на одной из плит в Сен-Дени. Ффоулкс постарался изобразить эту плиту по ее описаниям.
Иллюстрация плиты с предполагаемыми доспехами Жанны Д’Арк
В 1996 году антиквар Пьер де Сузи объявил, что владеет доспехами Жанны д’Арк. Эксперт по бронетехнике Жан-Пьер Дюширон был «практически уверен», что броня принадлежала Жанне: повреждения на доспехах в точности соответствовали ранам, которые Жанна д`Арк получила в ходе Столетней войны. Доспехи пробиты над левой грудью, на правой стороне шлема глубокая вмятина.
Господин Сузи рядом с «доспехом Жанны Д’Арк»
Однако из источников XV века было известно, что Жанна носила шлем с опускающимся забралом, в найденном же доспехе забрало неподвижно.
На сегодняшний день эта история не приобрела никакого развития, так что тайна доспехов Орлеанской девы ушла вместе с ней. Можно лишь хвататься за обрывки информации, что нам известны. Жанна была несколько раз ранена, что отразилось на доспехе, именно по описанию этих следов ученые и пытаются найти ее доспехи.
«...Жанна была там ранена стрелой, которая проникла на полфута между шеей и плечом; но она тем не менее продолжала сражаться, не принимая никакого лекарства от своей раны....»
Жан, бастард Орлеанский, граф де Дюнуа
Жанна также использовала накидку, стальную шляпу с широкими полями, часто при штурме укреплений. Но ее современники заметили, что она часто ходила с непокрытой головой, что неудивительно, поскольку военные командиры высокого ранга часто носили простой капюшон или шляпу, а не шлем.
Шлем, который предположительно носила Жанна, хранится в музее искусств Метрополитен.
Вот как мог выглядеть доспех Жанны д’Арк, если исходить из известных примеров доспеха XV века.
Слева: реплика латного доспеха XVвека. Справа: иллюстрация женщины в латном доспехе
Жанна не была единственной воительницей времен позднего Средневековья. Истории известна и другая воительница, Черная Агнесс, графиня Данбар, которая защищала семейный замок во время второй шотландской войны за независимость, пока ее муж был на войне, да и случаи, когда женщины защищали замки, пока их мужья воевали, не были редкостью.
Однако дева в мужских доспехах и бравые женщины, командующие обороной замка — не лучший пример для исследования женской брони. Христианство очень четко закрепило гендерные роли и нормы морали, исключения были, но их недостаточно для появления «женского» доспеха.
Обратимся к самому популярному образу воительницы — к варварским племенам и их девам щита.
И если история с доспехами Жанны всего лишь имеет несколько темных пятен, то разбор брони германских и скандинавских воительниц лежит через идеологические спекуляции и разночтения вещественных доказательств.
Девы щита
Образ девы щита (воительниц из германских и скандинавских государств эпохи викингов) за последние годы сильно въелся в культуру, не без помощи сериала «Викинги» от телеканала со скромным названием History.
Лагерта в исполнении Кэтрин Винник
Вот только до 2017 года единственными подтверждениями существования воительниц в рядах викингов и германцев были саги из Старшей и Младшей Эдд, хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика и Песни о Нибелунгах. Источники эти не самые достоверные: Старшая Эдда является сборником древнеисландских песен, Младшая — труд одного автора, Снорри Стурлусона, художественное произведение, а «Деяния данов» в плане достоверности не уступают «Повести временных лет» Нестора.
Так было до того момента, пока в Бирке, древнейшем городе Швеции, не было повторно проверено одно из захоронений, ранее причисляемое мужчине-воину. Оказалось, что скелет принадлежит женщине.
Воительница из Бирки
В захоронении было обнаружено вооружение элитного воина-викинга, игровая доска и принадлежности для некой стратегической игры, а также останки двух лошадей.
Предполагаемый вид захоронения до вскрытия (рисунок ÞÓrhallur ÞRáinsson)
О высоком статусе воительницы свидетельствует значительное количество оружия, погребенного вместе с ней.
Оружие из погребальной камеры: меч, топор, боевой нож, два копья, два щита и 25 бронебойных стрел (фотографии любезно предоставлены Кристером Аленом, Шведский исторический музей)
А вот как могла бы выглядеть эта воительница.
Обитатель захоронения, реконструированный как женщина-воин высокого статуса. Детали одежды основаны на материалах погребений в Бирке и на современных могилах из Мощевой Балки на Северном Кавказе (рисунок Танкреди Валери)
После этого открытия научное сообщество разделилось. Часть историков заявила, что воительница из Бирки — железное доказательство существования дев щита и того, что женщины могли воевать наравне с мужчинами. Другая часть сочла это преждевременным выводом, так как нельзя однозначно утверждать, что этот скелет был изначально захоронен в этой могиле, или что вещи рядом с женщиной не могли остаться в наследство от мужа. Кроме того, в могиле мог находиться еще один скелет.
И хотя даже скептически настроенные историки соглашаются с возможностью того, что скелет принадлежит женщине-воину, делать выводы о существовании яростных воительниц-викингов рано: железных фактов у нас пока нет.
Если основываться на реконструкции воительницы из Бирки, снаряжения данов, шведов и норвежцев, то можно заключить, что разницы в доспехах между мужчинами и женщинами скорее всего не было.
Представления ради
Можно бы упомянуть женщин-гладиаторов, однако это явление плохо изучено и представляет малый интерес:
«В древнем Риме было несколько женщин-гладиаторов, но их вряд ли можно отнести к воинам, ибо в цирках устраивалось зрелище, шоу. Есть только один барельеф со знаменитой Ахиллой. Но грудь у соперниц свободна, а трусы были изобретены германцами, как штаны — галлами: у них юбочки, под которыми, возможно, был щиток-панцирь, привязанный изнутри к пояску юбочки и прикрывающий промежность, ничего более».
Гребенюк Андрей Владимирович, кандидат исторических наук и доцент в МГИМО Гребенюк Андрей Владимирович
Вот этот барельеф:
Сражающиеся женщины-гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея
Мы знаем, что женщины-гладиаторы существовали, ведь в 200 году н. э. декретом императора Септимия Севера участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено. Ранее выпускались законодательные акты, запрещающие только части женщин выходить на арену. Но женские гладиаторские бои, и правда, были скорее шоу для зажиточных граждан, причем в этом шоу эрос сходился с танатосом.
Изображение женщин-гладиаторов на французской открытке
Гладиаторами становились не только рабыни или простолюдинки, но и женщины из знатных семейств: если первые делали это преимущественно по нужде или принуждению, то вторые стремились самоутвердиться, продемонстрировать свою силу и независимость, прославиться, хотя с точки зрения господствовавшей в то время морали это расценивалось как позор для женщины.
Кроме того, принимать участие в подобных боях со временем стало просто модно. Несмотря на то, что женщины выступали на серьезных поединках, чаще всего они выступали в качестве пегниариев, веселящих публику, нежели гладиаторов, сеющих смерть. При этом смешанные поединки между разнополыми гладиаторами не допускались.
Амазонки степей
Не менее захватывающая история связана с амазонками. Нет, мы не будем оспаривать или подтверждать факт существования амазонок, хотя и таких работ на просторах исторических изысканий достаточно немало.
Посмотрите на картинку ниже. На ней сразу узнается греческий стиль изобразительного искусства, вы могли видеть такие изображения на амфорах в музеях. На этой греческой амфоре изображены воительница и греческий воин, но кто же эта женщина?
А это изображение скифской воительницы на греческой амфоре V в. до н.э.
Миф про амазонок имеет реальные корни, которые уходят в места захоронений скифов, сарматов и саки, а прообразом амазонок являются воительницы этих степных народов. Мы точно знаем, что античные греческие государства и полисы сталкивались со скифами, а их описание сохранились в трудах Геродота. Нет, конечно, скифы, саки и сарматы не были матриархальными обществами, однако, по заявлениям ученых, более трети захоронений на местах сражений этих народов принадлежит женщинам.
Хотя разница в изображении амазонок и скифок прослеживается достаточно просто
В 2019 году российские археологи нашли скифский курган, в могильнике Девица V близь Воронежской области с женскими захоронениями. Вот что об этом в интервью говорит участник экспедиции, младший научный сотрудник Института археологии РАН Семен Алексеевич Володин:
«Женщины действительно были вооружены. В неразграбленной части погребения одна из дам лежала с вооружением. Причем она хорошо была вооружена, двумя копьями. Одно из копий было бронебойным, чуть поуже, подлиннее — чтобы пробивать пластинчатый доспех, который был основным типом защитного вооружения в скифскую эпоху. Второе копье предназначалось для решения, скажем так, более общих вопросов».
Семен Алексеевич Володин, журнал «Proshloe»
Вот так выглядел череп одной из воительниц. На нем — остатки на шлема:
Захоронение в могильнике Девица V
Это захоронение отличается от воительницы в Бирке тем, что оно такое не одно. Причем на большинстве женских останков были найдены повреждения от мечей, стрел и прочего оружия, иногда в костях находили наконечники стрел.
Художник-иллюстратор Евгений Край, основываясь на «капанине», как называют в сфере исторического фехтования археологические находки, воссоздал образ скифской воительницы.
Вот так могли выглядеть скифские воительницы
А вот так, по мнению Евгения, выглядели скифские воины.
В видении Евгения они не очень отличались
Если верить реконструкциям, то элитные воители и воительницы скифов, а также родственных им саков и сарматов были облачены в «чешуйчатые» доспехи — созданные из большого количества мелких металлических пластин. Такой доспех немного похож на значительно более позднюю бригантину, но металлические «чешуйки» располагались на внешней части доспеха.
Доспех скифского воина/воительницы и парадный доспех сакского царя или царицы
Пластины на доспехах скифов были маленькими, они не очень плотно прилегали к кожанной основе доспеха, и своим видом напоминали чешую. Такой доспех мог выдержать выстрел из лука, но от более мощного оружия защищал плохо. В свою очередь, пластинчатый доспех состоял из крупных пластин из достаточно толстых кусков металла, которые плотно прилегали к телу воина, как например римская лорика сегментата, в более поздние времена пластины вшивали в кольчугу. Это и отличало чешуйчатый доспех скифов, предназначенный для защиты от стрел и легкого древкового оружия, от пластинчатых доспехов римлян и более поздних эпох.
Севрюгин С. А. Реконструкция назначения элементов женских доспехов сарматки
Если верить популярным научным теориям о скифах и родственным им народам, то выходит, что никакой разницы в боевом облачении между мужчиной и женщиной не было. Хотя женщины и предпочитали дальний бой, на самом защитном одеянии это не сказывалось. Возможно, дело в том, что нехватка металла и отсутствие знаний о создании сложного доспеха не позволяли создать «женский» доспех. Возможно, следует искать еще восточнее, где был и металл, и технологии, и воительницы.
Женщины-самураи
И тут нужно сделать ряд примечаний. Во-первых, термин «женщина-самурай» хоть и употребляется в отечественных и западных материалах, является некорректным: слово «самурай» означает служилого человека и применяется только к мужчинам. По сути, самураи представляли из себя военную аристократию.
Онна-бугэйся, те самые «женщины-самураи», чаще всего были женами самураев и дайме, крупнейших военных феодалов, но большинство онна-бугэйся не несли службу. Термин «Онна-бугэйся» обозначает женщину-воина, и необязательно эта женщина должна быть из сословия самураев, для этого есть отдельный термин «Букэ-онна» — женщина из сословия буси, сословия военной аристократии.
Достаточно правдоподобное изображение онна-бугэйся от автора Gambargin
Во-вторых, хоть положение онна-бугэйся закреплено в самурайском кодексе бусидо, воительницы в Японии появились немного раньше, чем кодекс оформился окончательно. Первые онна-бугэйся появились в XII веке, когда более распространенным был кодекс «Кюба-но-мити», то есть путь коня и лука. Одна из самых известных онна-бугэйся была национальная героиня, Томоэ Годзэн, которая чаще всего изображается в экипировке, соответствующей этому учению.
Томоэ Годзэн в боевом облачении
Так что достаточно сложно причислять всех онна-бугэйся к самураям, привычное нам самурайство с катанами и бусидо оформились позже.
К онна-бугэйся можно причислить и легендарную императрицу Дзингу, 15-ую правительницу Японии, правящую с 201 до 269 года. Она была известна вторжением в Корею.
Государыня Дзингу в Корее
Однако подтвердить факт ее существования может только ее жизнеописание в Нихон сёки и Кодзики, то есть древнейших летописях на японском и китайском языках. Достоверность этих источников оставляет желать лучшего, историки делают предположения о том, что Дзингу — собирательный образ, на что указывает очень нескромный возраст императрицы в 99 лет.
Ответить на вопрос, во что же одно были облачены онна-бугэйся, достаточно сложно, так как японские воительницы закрепились в обществе вплоть до момента появления первых фотографий. Они следовали и кюба-но-мити, и бусидо. Следовательно, доспехи и вооружение менялись со временем.
Известно, что на протяжении всего существования онна-бугэйся орудовали нагинатой, японским аналогом глефы, если упрощать, и предпочитали дальний бой.
Онна-бугэйся с нагинатой
Хотя доспехи и оружие в основном соответствовали кодексам самураев и были схожи с мужскими.
Так, например, другая известная воительница из рода Годзэн, Хангаку Годзэн, изображается в типичном доспехе XII века, мару-до-ёрой с наплечниками о-содэ. Ранние японские доспехи были ламеллярными, то есть состояли из пластин, сплетенных шнуром.
Хангаку Годзэн в боевом облачении
А вот так выглядят эти доспехи вживую.
Мару-до-ёрой с наплечником о-содэ без шлема
А вот так выглядит реплика брони Татибаны Гинитиё.
Точная копия доспехов, которые носила женщина-воин Татибана Гинтиё при осаде Янагавы в 1600 году, музей Татибана
Гинтиё руководила кланом Татибана в трудные времена периода Сэнгоку, известного как эпоха воюющих провинций. Она обучала девушек управляться с мечами и руководила армией в битве при Сэкигахаре.
А доспех ее представляет из себя улучшенный вариант до-мару и мару-до-ёри, харамики, который был распространён в период Сэнгоку. Этот ламинарный доспех отличался более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бедра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара, то есть подвижных полос металла в доспехе.
Вот так выглядела броня одной из последних онна-бугэйся, Наканы Такэко.
Фотография Наканы Такэко в доспехах
В гражданской войне между Сёгунатом Токугава и императором она участвовала в битве за Айдзу и командовала группой женщин, которые сражались независимо от основных сил княжества, поскольку высшие должностные лица Айдзу запретили им участвовать в бою в качестве официальной части армии. Ее группа позднее была названа «Женским отрядом».
На фотографии она облачена в юкиносита-до. Как и ранее упомянутые доспехи, этот был зерцальным, то состоял из пяти частей, между которыми были открытые пространства. Часто зерцальные доспехи надевали на кольчугу, которая не была распространена в Японии. Долгое время в Японии доспехи носили без поддоспешной куртки или к кольчуги, к которым в Европе обычно и крепился доспех. Японский зерцальный доспех крепился на обычную одежду, а его части шнуровались друг с друг с другом. Женский вариант доспеха, как правило, представлен без маски, мэн-гу.
Строение самурайского доспеха типа юкиносита-до
Доспехи самураев и онна-бугэйся довольно долго обходились без кольчужных элементов. Первый смешанный доспех, татами-до, появился в XV–XVI веках, когда началось активное использование аркебуз и тагэнасим, активно используемых армией Оды Нобунаги, состоящей в том числе из крестьян.
Татами-до считался дешевым доспехом
Однако доспех считался атрибутом воинов из низших сословий, из-за производимого шума и очень маленьких пластин. По меркам самураев, это был плохой доспех. Если вам интересно, как же самураи носили свои доспехи, то советуем обратить внимание на это видео.
Таким образом онна-бугэйся — самые задокументированные воительницы в мире. Можно найти огромное количество статей про них, но к сожалению, не про их броню. Да, в самурайском кодексе бусидо роль онна-бугэйся ограничивалась местью за своего мужа и защитой своего дома. Однако истории известны многочисленные примеры, когда японские воительницы воевали наравне с мужчинами, когда создавались целые женские отряды. Но опять — доспехи мужские и женские идентичны, опять нет никаких отличий.
Мы разобрали только самых ярких и известных массовой аудитории воительниц, многое осталось за кормой, но уже можно сделать выводы. Истории неизвестны женские боевые доспехи, которые подчеркивали женственность своих носителей. Где-то было связано с отсутствием сложных технологий по обработке металлов, где-то этому препятствовали нормы морали, но скорее всего, женский доспех был просто нецелесообразен.
Строение женского доспеха
Теперь разберемся в строении современного женского доспеха и поговорим про корреляцию медийного образа женской брони с историческими и спортивными реалиями. Поможет нам в этом чемпионка мира по историческому средневековому бою Галина Кохвакко.
Часто женские доспехи в медийной сфере довольно плохо справляются с главной задачей доспеха — защитой. Голые конечности и глубокие декольте плохо сочетаются с любым оружием.
Итог использования «красивой» брони всегда один
Доспехи должны покрывать самые важные места в теле человека. Да, латный доспех появился в истории достаточно поздно, и в большинстве мировых культур доспехи все же не всегда закрывали все части тела. Однако это диктовалось спецификой боя или же технологическими ограничениями. В современном историческом фехтовании уже все участки тела должны быть защищены.
«У меня школа фехтования своя, и на тренировках у нас очень строгие правила: и мужчины, и женщины фехтуют только в закрытой спортивной форме, никаких оголенных частей тела, обязательно полная защитная экипировка, как на тренировках, так и на соревнованиях. Никакой сексуализации, гендерного деления на тренировках в этом плане у нас нет: все очень строго и дисциплинированно, в рамках исторических реалий, безопасности спорта как единоборства и культуры единоборств»
Галина Геннадьевна Кохвакко
Лишняя женственность
Оголенное тело — не единственная проблема большинства женских доспехов в медиа. Нередко в дизайн даже самых, на первый взгляд, крепких доспехов прокрадывается ошибка: анатомический женский нагрудник.
Нагрудник в бою на мечах — это, пожалуй, самый значимый элемент брони. Вопреки современному и довольно артистичному подходу к репрезентации боя на мечах в кино, сериалах и играх, реальные массовые баталии особыми пируэтами и финтами не отличались. Большинство ударов приходилось по корпусу; если атаковала конница, то могло прилететь по голове, но в подобном случае вес всадника и скорость лошади были способны убить даже самого защищенного воина. В таких условиях защитить грудную клетку было первостепенной задачей.
Максимилиановский латный доспех в этой задаче преуспел. Крупные пластины, ребра жесткости, поперечные грани на доспехе, традиционно выпуклая форма — все это обеспечивало превращение большинства смертельных прямых ударов в скользящие, что спасало жизни. Однако в современных медиа игнорируются инженерные успехи латного доспеха, и женский вариант брони скорее убьет своего носителя, нежели защитит.
Сравнение доспехов: суровая реальность vs фентези
Две полусферы в женском нагруднике образуют уязвимую область в районе их стыка. Совершенно открытое горло — не единственный недостаток, тем более это поправимо, в отличие от «впуклости» в середине грудной клетки, позволяющей направить всю убойную силу в одну точку. То, что может показаться удобным решением в условиях анатомических различий между женщиной и мужчиной и элементом, подчеркивающим женственность, на поверку оказывается смертельной ловушкой.
«Грудина и солнечное сплетение — одни из самых слабых точек. Когда делают в доспехе чашки, как у бюстгальтера, точка прилегания находится очень близко к солнечному сплетению. Такой доспех не защитит: он может закрыть кожу, закрыть какие-то мягкие ткани от царапин и рассечений, но дробящий удар, который наносится мечом и булавой, будет напрямую проникать в кость. Потому что воздушной подушки, которую создает нормальный латный нагрудник, просто нет. У латного нагрудника сильно выпуклая форма для того, чтобы отдалить тело воина от доспеха. Сердце и легкие надежно спрятаны, и даже если латный нагрудник будет проткнут, то воздушный пузырь будет предохранителем.
В европейском фехтовании большинство ударов приходится в верхнюю часть груди, что начинается ниже ключиц. И такая фентезийная защита абсолютно не защищает от этих ударов, а они одни из самых многочисленных. С точки зрения чисто фехтования такая броня открывает как раз самые уязвимые в поединке части».
Галина Геннадьевна Кохвакко
При этом «анатомические» доспехи существовали в реальности: в Древнем Риме первого и второго столетия до нашей эры активно использовалась лорика мускулата, панцирь в форме мужского торса.
Lorica musculata
Это один из самых поздних анатомических боевых доспехов, значительно младше кельтских кирас и греческих гиппотораксов. Лорика мускулата была достаточно дорогой в производстве, так как делалась из цельного куска бронзы. Доспех был не очень надежным: мечи и копья могли застрять между «кубиками» пресса или же вовсе проткнуть доспех в этих местах.
После появления более совершенной кольчужной брони мускулата стала парадным доспехом легатов и трибунов. Если бы женщины воевали наравне с мужчинами на протяжении всей истории, то анатомическая женская броня могла бы существовать как минимум в качестве парадного одеяния.
По мнению Галины, неплохой вариант — женский нагрудник, повторяющий очертания женской груди, но лишенный формы лифчика. Примерами такого нагрудника — доспех Кассандры из Dragon Age: Inquisition и недавняя реализация женского доспеха «школы медведя» пары косплееров из Украины.
Истину про правильную женскую броню можно найти в современном доспехе, сделанном с учетом современных технологий, практичности и удобства. Давайте разбираться.
Современные рыцари
Исторический средневековый бой давно практикуется как спортивная дисциплина или часть мероприятий по исторической реконструкции. И если реконструкторы сильно ограничены необходимостью соответствия историческим реалиям, то спортсмены могут себе позволить создание удобного и практичного доспеха как для мужчин, так и для женщин.
Современная обработка металла, новые возможности создания доспеха и отсутствие предубеждений по отношению к женщинам спортсменам могли как-то повлиять на современный доспех. В этом нам снова поможет разобраться Галина Кохвакко.
— Есть ли различия между современным снаряжением и историческими аналогами и референсами из прошлого?
Галина Кохвакко: Безусловно, это две большие разницы, и это связано с несколькими показателями. Первый показатель — это материалы. Раньше строение доспеха диктовалось наличием или отсутствием материалов и их качественностью. Современные стальные доспехи сделаны из качественной стали с нужной углеводородной сеткой. Современные доспехи делают даже с такими сплавами как титан и дюралюминий, которые более легкие и более прочные, и не ржавеют. Сейчас мы можем покупать листовой металл и вырезать все детали, как нужно. Раньше такой возможности не было, и старались ковать доспехи из небольших кусочков металла, поэтому случился бум пластинчатого доспеха. Только в позднем средневековье появились латные корпуса, для их изготовления использовали более крупные куски металла, которые научились выплавлять относительно ровными, чтобы потом из них отковывать те же кирасы.
Второй нюанс тоже связан с материалами — это заклепки и пряжки. Раньше, чтобы все это было прочным, использовали материалы в большом количестве, это можно увидеть на музейных экспонатах. Сейчас качественная заклепка выдержит достаточно приличный вес. Мы можем много-много заклепочек, ремешков и пряжек видеть на старых доспехах. Это сделано для того, чтобы если один элемент срубят, или он перетрется, намокнет, то другие элементы могли выдержать нагрузку доспеха и удержать его на фигуре воина.
Современные доспехи имеют меньше заклепок, они выполняются из более крупных кусков, некоторые мастера ставят меньше тех же ремешков, чем на оригинальных музейных экспонатах, все потому, что изменились материалы очень сильно.
— Есть ли в современном снаряжении разница между мужским и женским доспехом? Если да, то как адаптировано снаряжение для женщин, и какие функции эти различия выполняют?
Галина Кохвакко: Нет разницы между мужским и женским доспехом. Более того, в принципе в фехтовании не предполагается каких-то существенных различий в гендере: вес мечей, которыми мы фехтуем, одинаковый у мужчин и женщин и утверждается комиссией. Доспех может быть подогнан по фигуре. Если есть деньги, обычно и в средние века, и в современности доспех подгонялся по росту, по весу, по особенностям фигуры. Ношение неудобного доспеха может быть травмоопасно и открывать уязвимые места.
— Мы уже говорили про нагрудник повторяющий форму груди, есть ли что-то подобное в спортивном поединке?
Галина Кохвакко: Сложно говорить, потому что опять же, специфика поединка разная. Знаю, что, например, женская скрытая защита для единоборств и рапирного фехтования, пластиковые нагрудники той же формы, что фентезийные женские доспехи. Их используют для защиты, когда идет рукопашный бой, или из-за особенностей рапирного фехтования.Там удары немножко другие и другая динамика боя, другая амплитуда фехтования. В мечевом бое мы их не используем, потому что у нас именно прорубающие и дробящие удары, и такая защита была бы совсем неудобной.
— Есть ли, по вашему мнению, в массовых медиа удачные реализации женского доспеха?
Галина Кохвакко: Последние сезоны сериала «Викинги» хорошо справились с этой задачей. Женские доспехи там более-менее приличные, там закрыт целиком корпус девушки-бойца.
Но если вы внимательно посмотрите, то увидите, что создатели сериала берут за основу женского доспеха корсет, который хорошо подчеркивает фигуру, потому что в медиа-пространстве очень важно создавать правильный и гармоничный женский образ девушки, чтобы были обязательно талия, икс-образная фигура. Это приятно зрителю, на это обычно реагируют намного лучше, чем если бы это была бесформенная кольчуга. Кольчуга на теле смотрится как мешок, ведь она носилась на три рубахи: на льняную, шерстяную и кожаную. И вот представьте себе, носили ее женщины и мужчины: она подпоясывалась, но тем не менее, это будет выглядеть некрасиво.
Вот как выглядит доспех, в котором выступает на соревнованиях Галина:
Вы можете найти много интересного про броню и оружие в ее Инстаграме
О конкурсе Concept Artist RPG VIII
Информация о женской броне может пригодиться вам при рисовании Царицы Суккубов на масштабный конкурс концепт-арта Concept Artist RPG VIII, который проходит с 7 декабря по 14 января. Тема этого года: «Культ Царицы Суккубов».
Если вы хотите изобразить достоверный доспех для Царицы или ее подчиненных суккубов, вам следует отталкиваться от реплик мужских доспехов. Хотя, как отметила Галина, массовому зрителю зачастую приятно видеть иную реализацию доспеха, и мы не вправе сдерживать вашу фантазию.
Текст написал Даниил Шейдин
Помимо Царицы, участника конкурса предстоит нарисовать 15 разных артов, среди которых пропсы, персонажей и окружение. Smirnov School, Green Grey, MSI, ViewSonic, 1C Интерес и Издательство «Питер» подготовили для четверых победителей призы общим фондом в 850 000 рублей, среди которых непосредственно денежная награда, ноутбук, планшеты и Inspiration Box. Все подробности и регистрация на конкурс — здесь.