Нина ананиашвили
Нина Ананиашвили
Нина Гедевановна Ананиашвили (груз. ნინო ანანიაშვილი). Родилась 19 марта 1963 года в Тбилиси. Советская, российская и грузинская балерина, актриса, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1986). Народная артистка Грузинской ССР (1989). Народная артистка РФ (1995).
Нина Ананиашвили родилась 19 марта 1963 года в Тбилиси.
Отец - Гедеван Давыдович Ананиашвили, геолог.
Мать - Лия Ивановна Гоголашвили, филолог.
С ранних лет Нина занималась фигурным катанием, куда родители отдали дочь для укрепления слабого здоровья - она часто болела. В 6 лет получила первый спортивный разряд. В возрасте 10 лет стала чемпионкой Грузии в своей возрастной группе.
В ходе занятий фигурным катанием Нина занималась и хореографией - для развития артистизма. Ее первым педагогом по балету была балерина Алла Двали. Именно она поставила с юной Ананиашвили «Умирающего лебедя» - на коньках Нина так блестяще станцевала, что педагоги посоветовали родителям отдать девочку в балет.
Нину приняли в Тбилисское хореографическое училище. Там она «заболела» балетом. Природа наградила Нину отличными данными для балета - хрупкая фигура, обаятельное лицо, актерский потенциал. В Государственном хореографическом училище Грузии ее педагогом была Тамара Выходцева, наставником Нины также являлся великий танцовщик Вахтанг Чабукиани.
Как-то в Тбилиси приехали педагоги из Москвы, которые обратили на девочку внимание. Нине предложили переехать в столицу. И хотя отец был категорически против, но бабушка Екатерина Андреевна вызвалась сопровождать внучку в Москве. Вместе с бабушкой они снимали квартиру напротив училища.
Нина Ананиашвили попала в класс к Н. В. Золотовой.
На втором году обучения в МАХУ одним из партнеров Нины стал Андрис Лиепа. Еще будучи учащейся МАХУ, Нина Ананиашвили принимала участие в престижных Международных конкурсах артистов балета. В 1980 году она получила Золотую медаль (младшая группа) на 10-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария). Как вспоминала Нина, с этим первым в жизни конкурсом все было не просто. Ее отправили не за заслуги и успеваемость, а из-за интриги. С. Головкина – директор училища - отправляла на конкурс свою ученицу Дудину, но боялась, что другая конкурсантка от училища её опередит. Поэтому стратегическим расчетом Головкиной было снять конкурентку и отправить вместо неё Нину, она полагала, что за два месяца Ананиашвили просто не успеет подготовиться. Но упорная и трудолюбивая Нина справилась.
Нина Ананиашвили в молодости
В 1981 году, выступая в дуэте с Андрисом Лиепа, Нина Ананиашвили была удостоена Гран При (младшая группа) на 4-м Международном конкурсе артистов балета в Москве (А. Лиепа получил Золотую медаль).
В 1981 году окончила МАХУ и была принята в труппу Большого театра в должности артистки балета. Там ее педагогами стали Раиса Степановна Стручкова и Римма Клавдиевна Карельская (впоследствии, в 1987 году, перешла в класс к Марине Тимофеевне Семеновой). В кордебалетных партиях Ананиашвили не появлялась, танцуя на первых порах сольные номера и па де де в концертах.
В 1982 году, в свой первый сезон в Большом театре, уже выступила в сольных партиях в балетах «Деревянный принц» и «Шопениана». В балете «Анна Каренина» по приглашению Майи Плисецкой она танцевала партию Китти в одном с ней спектакле.
На гастролях в Австрии в 1982 году она заменила заболевшую балерину. Первое своё «Лебединое озеро» она станцевала в 17 лет.
В том же 1982 году Ананиашвили впервые выступила в составе зарубежных трупп, станцевав с А. Богатыревым главные партии в балете «Лебединое озеро» в Виннипегском Королевском балете и Альберта Балете (Калгари, Канада).
Со Стручковой Нина готовилась к пятому Московскому балетному конкурсу 1985 года, где она уже выступала во взрослой группе. Её партнёр - опять Андрис Лиепа, хотя изначально готовилась с А. Фадеечевым, но тот получил травму. У самой Нины тоже были проблемы с ногой. Подготовка была спешная, тяжелая, но, тем не менее, она снова получила золотую медаль.
В 1986 году Ананиашвили с Лиепой получили Гран При на 3-м Международном конкурсе артистов балета в Джексоне (штат Миссисипи, США).
В 1986 году, после долгого перерыва, связанного с обострением международных отношений, артисты балета Большого театра впервые выехали на гастроли на Запад. Выступление Ананиашвили в «Раймонде» в Лондоне было с воодушевлением встречено публикой и критиками. Этот год стал переломным в артистической карьере молодой 23-летней балерины. Изменения в политической системе страны позволили ей принять многочисленные приглашения зарубежных театров.
Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа. 1986 год
В 1988 году Ананиашвили и Лиепа стали первыми советскими танцовщиками, приглашенными в New York City Ballet. Нина и Андрис, были первыми guest artists NYCB - до того солистов принимали в труппу на сезон по контракту. В этой знаменитой труппе Нина станцевала главные партии в балетах Джорджа Баланчина «Вариации из "Раймонды"», «Аполлон» (оба - с А. Лиепой), «Симфония до мажор» (c Отто Ньюбертом).
В 1988 году исполнила в Большом театре поставленную на нее заглавную партию в опере-балете «Млада», дебютировала в главных партиях в балетах «Спящая красавица» и «Золотой век».
В 1989 году станцевала в премьерном спектакле «Бурнонвилиана» («Ярмарка в Брюгге»).
В последующие годы Нина Ананиашвили превратилась в международную суперзвезду.
Нина Ананиашвили стала первой русской балериной, приглашенной в труппу Королевского Датского балета, где танцевала в балетах А. Бурнонвиля «Сильфида», «Неаполь», «Фестиваль цветов в Дженцано». Нина Ананиашвили стала вообще первой балериной не датского происхождения, танцевавшей главные партии в этих балетах, являющихся квинтэссенцией творчества великого хореографа.
Сотрудничала с балетом Кировского (Мариинского) театра, выступив в главной партии в премьере возобновления спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Л. Лавровского, а также в «Дон Кихоте», «Лебедином озере» и «Спящей красавице».
Выступая в труппе Королевского лондонского балета (Ковент Гарден), работала непосредственно со знаменитым британским хореографом Кеннетом МакМилланом, станцевав главные партии в его балетах «Принц пагод» и «Ромео и Джульетта», а также в «Тщетной предосторожности» и «Золушке» Ф. Эштона, «Жар-птице» М. Фокина, в «Симфонии до мажор», «Щелкунчике» и др.
В качестве приглашенной солистки танцевала также в труппах Римской оперы и театра Ла Скала, Королевского Шведского балета, Гетеборгского балета, Балета Монте Карло, национальных балетных театров Норвегии, Финляндии и Португалии, Бирмингемского Королевского балета, Бостонского балета, Мюнхенского балета, Балета Токио, Балета Белграда, Венгерским национальным балетом, Балетом Софии.
В 1992-1993 годах танцевала с труппой Пермского театра оперы и балета «Лебединое озеро» (ред. Н. Боярчикова), «Дон Кихот» (ред. В. Васильева), «Жизель».
Вместе с другими выдающимися танцовщиками мира она выступала также в антрепризе «Нина Ананиашвили и международные звезды». Участие в спектаклях известных зарубежных театров позволило балерине значительно расширить свой репертуар.
С 1993 года - прима-балерина Американского балетного театра, где исполнила ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Сильфида», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Манон», «Золушка», «Веселая вдова», «Оффенбах в аду», «Симфония до мажор», «Эсмеральда», «Па де де "Сильвия"», «Снегурочка», «Па де де Чайковского» и др.
С 1996 года начала сотрудничать с хореографом Алексеем Ратманским. Для ее антрепризы он поставил балеты «Прелести маньеризма» и «Сны о Японии». Балеты с большим успехом шли на сцене Большого театра, в Токио, Париже, Алма-Ате и Тбилиси. «Сны о Японии» были удостоены премии «Золотая маска» Союза театральных деятелей России и Премии ассоциации японских продюсеров как лучший балетный спектакль года.
В 1997 году станцевала в Большом театре заглавную партию на премьере балета «Жизель» (ред. В. Васильева).
В том же 1997 году на экраны вышел фильм Андриса Лиепа «Возвращение Жар-птицы» с Ниной Ананиашвили в главной роли - она сыграла Жар-птицу.
Нина Ананиашвили в фильме "Возвращение Жар-птицы"
В 1998 году в составе труппы Хьюстонского балета исполнила заглавную партию в поставленном на нее балете «Снегурочка» (Бен Стивенсон, партнер - Карлос Акоста). Впоследствии «Снегурочка» была перенесена в Aмериканский балетный театр, где партнером Нины был Анхель Корейя.
В 1998 году впервые исполнила в Большом театре «Моцартиану».
Благодаря инициативе Нины Ананиашвили, в репертуаре Большого театра появилась программа балетов Баланчина. В 1999 году участвовала в премьере «Вечера балетов Баланчина» в Большом театре, исполняя, помимо «Моцартианы», партию солистки во 2-й части «Симфонии до мажор».
В 1999 году стала также ведущей балериной Хьюстонского балета, где танцевала в балетах «Три прелюда» (Б. Стивенсон), «Манон», «Спящая красавица» (Б. Стивенсон).
В 2000 году станцевала главную роль на первом представлении балета П. Лакотта «Дочь фараона».
В декабре 2000 году Ананиашвили и А. Фадеечев основали Театр танца. В 2000-2002 годах Театр танца создал свой оригинальный репертуар, куда сначала вошли балеты Алексея Ратманского «Прелести маньеризма» и «Сны о Японии», а в дальнейшем - спектакли «Green» и «Opus X» (Стентон Уэлш), «Между небом и землей» («Second Before the Ground») Трея МакИнтайра и «Леа» (А. Ратманский). В сезоне 2002-2003 годов Театр танца лишился репетиционной базы и сумел показать зрителям только «Прелести маньеризма» и выдвинутый на премию «Золотая маска» балет «Леа».
В спектаклях Театра танца вместе с Ниной Ананиашвили принимали участие ведущие артисты Большого театра - М. Александрова, А. Горячева, Э. Пальшина, И. Петрова, Д. Белоголовцев, Д. Гуданов, К. Иванов, Ю. Клевцов, Р. Пронин, А. Уваров, С. Филин, солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко В. Дик, солисты Музыкального детского театра Н. Сац Е. Петриченко и Н. Чумаков, премьер Американского балетного театра Дж. Пикконе. Репетитором спектаклей в Театре танца была солистка балета Большого театра Ирина Зиброва.
В 2002 году Ананиашвили станцевала Опереточную диву в балете Энтони Тюдора «Оффенбах в аду» (Американский балетный театр).
Партнерами Нины Ананиашвили были многие известные танцовщики современности: Карлос Акоста, Чарльз Аскегард, Дмитрий Белоголовцев, Питер-Бо Бендиксен, Александр Богатырев, Хулио Бокка, Фернандо Бухонес, Юрий Васюченко, Арне Вилумсен, Вячеслав Гордеев, Кеннет Грэве, Гийом Гриффен, Максимилиано Гэрра, Патрик Дюпон, Игорь Зеленский, Александр Кёлпин, Анхель Корейя, Хосе-Мануэль Карреньо, Михаил Лавровский, Андрис Лиепа, Николя Ле Риш, Владимир Малахов, Ирек Мухамедов, Джузеппе Пикконе, Юрий Посохов, Фарух Рузиматов, Итан Стифель, Андрей Уваров, Алексей Фадеечев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Николай Юббе и др.
В 2004 году Нина Ананиашвили исполнила заглавную роль в одном из премьерных спектаклей «Анны Карениной» в Королевском датском балете в Копенгагене (хор. А. Ратманский; партнер К. Грэве).
В сентябре 2004 года стала художественным руководителем Национального балета Грузии и директором Хореографического училища им. В. Чабукиани. О том, как она возглавила труппу, Нина вспоминала: "Это было трудное решение для меня. В 2004 году я танцевала в Нью-Йорке, когда раздался звонок: «Нина, когда вы будете в Тбилиси? С вами хочет встретиться президент?» Я ответила, что в августе собираюсь к родителям. Не успела я сойти с трапа самолета, меня сразу «перехватили». На встрече Михаил Саакашвили признался, что хочет, чтобы я вернулась в Грузию как руководитель балета. «Я все понимаю, вы танцуете везде, но, пожалуйста, не говорите «нет»…». Меня просил молодой энергичный президент, который для страны хотел сделать все и быстро. Я не смогла ему отказать, хотя никакого опыта руководящей работы у меня вообще не было. «Хорошо, тогда сегодня вечером в пять часов мы объявим о вашем назначении». - «Как сегодня?» За несколько часов собрали всю труппу, оркестр, меня представлял в прямом эфире сам президент".
В 2013 году была членом жюри балетного конкурса «Приз Лозанны».
Нина Ананиашвили и Михаил Барышников
Рост Нины Ананиашвили: 165 сантиметров.
Личная жизнь Нины Ананиашвили:
Замужем. Супруг - Григол Нодарович Вашадзе (род. 19 июля 1958), грузинский государственный деятель и дипломат, министр иностранных дел Грузии (декабрь 2008 - октябрь 2012), министр культуры и спорта Грузии (ноябрь - декабрь 2008 года), заместитель министра иностранных дел Грузии (февраль - ноябрь 2008 года). Ныне бизнесмен и импресарио Нины Ананиашвили.
Поженились в 1988 году.
В браке в феврале 2006 года у них родилась дочь Елена.
Нина 20 лет скрывала от публики своего супруга, о нем узнали только в 2000-е, когда он стал работать в правительстве Грузии.
О своем муже рассказывала: "Он у меня какой-то антимуж и антигрузин! Моя мама всегда боялась, если я выйду замуж за грузина, стану домохозяйкой. Но потом сама убедилась, что бывают исключения. Григор полюбил не только меня, но и мою профессию. Это большое счастье, когда тебя так поддерживают. Без него была бы невозможна моя успешная карьера. Знаю девочек в нашем театре, мужья которых ни разу не видели, как они танцуют. А я не помню, чтобы муж пропустил хоть один мой спектакль".
Дочь увлекается музыкой и конным спортом. По стопам мамы Елена не пошла - не подошла для балета из-за своей комплекции.
Нина Ананиашвили и Григол Вашадзе
Нина Ананиашвили и Григол Вашадзе с дочерью
Нина является крёстной матерью сына Михаила Саакашвили.
Семья Нины Ананиашвили и Григол Вашадзе занимается виноделием. Их виноградники расположены в Кахетии, по соседству с виноградниками Жерара Депардье, Нани Брегвадзе, Бубы Кикабидзе. Начинали практически с нуля, в то время, когда в Грузии пытались ввести «сухой закон» и нещадно корчевали виноградники. Нина с Григором привезли три сорта из Франции, восстановили несколько местных сортов, которые были практически утеряны. Затем научились делать вино, которое понравилось им самим. Есть даже именное - La Nina Nina Ananishvili Wine Art, которое выпускается на винзаводе «Братья Вашадзе».
Фильмография Нины Ананиашвили:
1975 - Переполох - дочь Сашико
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1997 - Возвращение Жар-птицы - Жар-птица
2003 - День до спектакля (документальный)
2008 - Виват, Нина, виват! (документальный)
2012 - Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный) - балерина
Партии Нины Ананиашвили:
1980 - "Рубай" (В. Усманов). X Международный конкурс в Варне;
1980 - "Коппелия" (А. Радунский). Большой театр. А. Лиепа;
1981 - "Юность" (М. Мартиросян). МАХУ. А. Лиепа;
1982 - "Деревянный принц" (А. Петров) Большой театр. А. Фадеечев;
1982 - "Анна Каренина" - Кити (М. Плисецкая, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов). Большой театр;
1982 - "Шопениана" - Мазурка (М. Фокин). Большой театр. А. Фадеечев;
1982 - "Лебединое озеро" - Испанская невеста (Ю. Григорович). Большой театр;
1982 - "Лебединое озеро" (Ю. Григорович). Большой театр. Гамбург. Н. Федоров;
1983 - "Жизель" - Мирта (Л. Лавровский). Большой театр;
1983 - "Шопениана" - Вальс и прелюд (М. Фокин). Большой театр. А. Фадеечев;
1983 - "Маленький принц" - Роза (Б. Майоров). Большой театр;
1983 - "Лебединое озеро" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Богатырев;
1983 - "Дон Кихот" (В.Чабукиани). Тбилиси. Ю.Васюченко;
1983 - "Лебединое озеро" (В. Чабукиани). Тбилиси. Ю. Васюченко;
1984 - "Дон-Кихот" (М.Петипа-А.Горский) Большой театр. Ю. Васюченко;
1985 - "Раймонда" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Лиепа;
1986 - "Жизель" (Л. Лавровский) Большой театр. А. Лиепа;
1986 - "Настроение" (В. Елизарьев). Джексон (США). А. Лиепа;
1987 - "Щелкунчик" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Лиепа;
1987 - "Видение розы" (М. Фокин). Большой театр. А. Лиепа;
1987 - "Ромео и Джульетта" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Лиепа;
1987 - "Спящая красавица" (А. Смирнов-Голованов). Одесса. А. Лиепа;
1987 - "Щелкунчик" (Ю. Григорович). Finnish National Ballet. А. Лиепа;
1988 - "Raymonda Variations" (Дж. Баланчин). New York City Ballet. А. Лиепа;
1988 - "Симфония до мажор" (Дж. Баланчин). New York City Ballet. О. Ньюберт;
1988 - "Аполлон" (Дж. Баланчин). New York City Ballet. А. Лиепа;
1988 - "Тени" (М. Петипа). Большой театр. А. Лиепа;
1988 - "Млада" (Б. Покровский-А. Петров). Большой театр;
1988 - "Спящая красавица" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Фадеечев;
1988 - "Золотой век" (Ю. Григорович). Большой театр. И. Мухамедов;
1988 - "Лебедь" (М. Фокин). Концерт "Мастера искусств – Армении", ГЗК "Россия", Москва;
1989 - "Лебединое озеро" (А. Мессерер). Большой Театр Белорусии. А. Фадеечев;
1989 - "Пахита" (М. Петипа-М. Кондратьева). Большой театр. А. Фадеечев;
1989 - "Ярмарка в Брюгге" (А. Бурнонвиль). Большой театр. Н. Шарков;
1989 - "Жизель" (Ю. Григорович). Большой театр. А. Фадеечев;
1990 - "Жизель" (П. Райт). National Ballet of Portugal. А. Фадеечев;
1990 - "Лебединое озеро" (К. Сергеев). Boston Ballet. Ф. Бухонес;
1990 - "Сильфида" (Х. Брено). Royal Danish Ballet. А. Вилумсен;
1990 - "Дон Кихот" (Ю. Григорович). Royal Danish Ballet. Н. Юббе;
1990 - "Принц Пагод" (К. МакМиллан) Royal Ballet. А. Фадеечев;
1990 - "Щелкунчик" (П. Райт). Royal Ballet. А. Фадеечев;
1991 - "Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский). Мариинский театр. А. Лиепа;
1991 - "Тщетная предосторожность" (Ф. Эштон). Royal Ballet. С. Кэссиди;
1992 - "Фестиваль цветов в Дженцано" (А. Бурнонвиль). Royal Danish Ballet. Н. Юббе;
1992 - "Лебединое озеро" (О. Виноградов). Мариинский театр. Нью-Йорк. М. Гэрра;
1992 - "Ромео и Джульетта" (К. МакМиллан). Birmingham Royal Ballet. К. О'Хара;
1992 - "Золушка" (Ф. Эштон). Royal Ballet. С. Кэссиди;
1992 - "Лебединое озеро" (Н. Боярчиков). Пермский театр оперы и балета. А. Фадеечев;
1992 - "Дон Кихот" (В.Васильев). Пермь. А. Фадеечев;
1993 - "Жар-птица" (М. Фокин). Royal Ballet. С. Кэссиди;
1993 - "Неаполь" (А. Бурнонвиль, Д.Бьорн). Royal Danish Ballet. П.-Б. Бендиксен;
1993 - "Дон Кихот" (Р. Нуреев). Norvegian National Ballet. Р. Сатти;
1993 - "Лебединое озеро" (Д. Блэар). American Ballet Theatre. Дж. Коллинз;
1993 - "Па де катр" (А. Долин). Nina Ananiashvili International Stars. Т. Терехова, Р. Гэд, Д. Кистлер;
1993 - "Спящая красавица" (К. Сергеев). Мариинский театр. А. Фадеечев;
1993 - "Па де катр" (А. Долин). Большой театр. Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Семизорова;
1994 - "Жизель" (В. Васильев). Opera di Roma. А. Фадеечев;
1994 - "Спящая красавица" (Х. Томассен). Royal Danish Ballet. К. Грэве;
1994 - "Баядерка" (М. Петипа-Ю. Григорович). Большой театр. С. Филин;
1994 - "Манон" (К. МакМиллан). American Ballet Theatre. С. Хиткот;
1994 - "Сильфида" (Э. Брун). American Ballet Theatre. Л. Риггинс;
1996 - "Сон в летнюю ночь" (Р. Санд). Norvegian National Ballet. М. Малецкий;
1996 - "Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский) Большой театр. А. Фадеечев;
1996 - "Дон Кихот" (К. Маккензи). American Ballet Theatre. Х. Бокка;
1996 - "Баядерка" (Н. Макарова). American Ballet Theatre. Х.-М. Карреньо;
1996 - "Спящая красавица" (К. МакМиллан). American Ballet Theatre. Дж. Коллинз;
1996 - "Анюта" (В. Васильев). Большой театр. А. Фадеечев, А. Лавренюк;
1996 - "Золушка" (Б. Стивенсон). Norvegian National Ballet. М. Малецкий;
1996 - "Due" (А. Ляркесен), концерт на вручении премии "Триумф". А. Фадеечев;
1996 - "Лебедь" (М. Фокин). Большой театр;
1997 - "Прелести маньеризма" (А. Ратманский). Т. Терехова, А. Фадеечев, С. Филин;
1997 - "Polacca" (А. Ляркесен). Т. Терехова, Р. Гэд, А. Фадеечев, С. Филин, Ж.-П. Массо;
1997 - "Сильфида" (М. фон Розен). Большой театр. Д. Белоголовцев, Н. Цискаридзе;
1997 - "Четыре последние песни" (Р. ван Данциг). Norvegian National Ballet;
1997 - "Лунный олень" (Б. Кульберг). Norvegian National Ballet. Р. Сатти;
1997 - "Па де де Чайковского" (Дж. Баланчин). American Ballet Theatre. К. Робертс;
1997 - "Веселая вдова" (Р. Хайнд). American Ballet Theatre. Г. Граффен;
1997 - "Лебединое озеро" (А.-М. Холмс). Norvegian National Ballet. Р. Сатти;
1997 - "Па де де Холста" (Т. Каск). А. Фадеечев;
1997 - "Жизель" (В. Васильев). Большой театр. С. Филин;
1998 - "Снегурочка" (Б. Стивенсон). Houston Ballet. К. Акоста;
1998 - "Снегурочка" (Б. Стивенсон). American Ballet Theatre. А. Коррейя;
1998 - "Корсар" (М. Петипа). American Ballet Theatre. Дж. Пикконе;
1998 - "Voluntaries" (Г. Тэтли). Norvegian National Ballet. Я. М. Йохансен;
1998 - "Фрёкен Юлия" (Б. Кулберг). Norvegian National Ballet. Р. Сатти;
1998 - "Моцартиана" (Дж. Баланчин) Большой театр. С. Филин;
1998 - "Сны о Японии" (А. Ратманский) Большой театр. Т. Терехова, И. Петрова, А. Фадеечев, С. Филин, А. Уваров, Д. Гуданов;
1999 - "Class. Opus X" (Т. Воскресенская). И. Петрова, С. Филин, А. Уваров, Д. Гуданов;
1999 - "Симфония до мажор" - 2-ая часть (Дж. Баланчин). Большой театр. А. Уваров;
1999 - "Дон Кихот" (А. Фадеечев). Большой театр. А. Уваров;
1999 - "Три прелюда" (Б. Стивенсон). Houston Ballet. Ф. Брумхед;
1999 - "Парижское веселье" (Л.Мясин). American Ballet Theatrе, гастроли в Японии. Дж. Пикконе;
1999 - "Спящая красавица" (Б. Стивенсон). Houston Ballet. К. Акоста;
2000 - "Дочь фараона" (П. Лакотт). Большой театр. С. Филин;
2000 - "Green" (С. Уэлш). Театр танца А. Фадеечева С. Филин, Д. Белоголовцев;
2001 - "Эсмеральда" (Б. Стивенсон). American Ballet Theatre. Х.-М. Карреньо;
2001 - "Sylvia Pas de Deux" (Дж. Баланчин). American Ballet Theatre. Х.-М. Карреньо;
2001 - "Гонг" (М. Моррис). American Ballet Theatre;
2001 - "Opus Х" (С. Уэлш). Театр танца А. Фадеечева. С. Филин;
2001 - "Леа" (А. Ратманский). Театр танца А. Фадеечева. Дж. Пикконе;
2001 - "Лебединое озеро" (Р. Нуреев). Ла Скала, Милан. М. Гэрра;
2002 - "Оффенбах в аду" (Э. Тюдор). American Ballet Theatre. И. Браун;
2003 - "Спящая красавица" (В. Рона). Венгерский национальный балет. С. Филин;
2003 - "Тщетная предосторожность" (Ф. Эштон). Большой театр. С. Филин;
2003 - "Спящая красавица" (К. Сергеев). Балет Софии. С. Филин;
2004 - "Лебединое озеро" (И. Надь). Teatro Municipal de Santiago, Чили. С. Филин;
2004 - "Анна Каренина" (А. Ратманский). Royal Danish Ballet. К. Грэве;
2004 - "Балле Империаль" (Дж. Баланчин), American Ballet Theatre. М. Гомес;
2004 - "Моцартиана" (Дж. Баланчин), American Ballet Theatre. А. Корейя;
2004 - "Раймонда" (К. МакКензи, А-М. Холмс), American Ballet Theatre;
2007 - «Лебединое озеро» (А. Фадеечев);
2007 - «Дон Кихот» (А. Фадеечев) (партнер - А. Уваров – эта постановка стала сотым балетом в репертуаре Нины Ананиашвили;
2007 - «Жизель» (А. Фадеечев). Государственный балет Грузии, New Haven Arts Festival. Shubert Theatre. С. Филин;
2008 - «Вариации Бизе» (А.Ратманский);
2008 - «Чакона» (Дж. Баланчин);
2008 - «Маргарита и Арман» (Ф.Аштон)
Награды и звания Нины Ананиашвили:
- Заслуженная артистка РСФСР (3 ноября 1986);
- Народная артистка Грузинской ССР (1989);
- Народная артистка Российской Федерации (17 марта 1995) - за большие заслуги в области искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
- Орден Чести (Грузия, 22 января 2003);
- Президентский орден Сияние (Грузия, 26 мая 2010)
нина ананиашвили
Востребованная советская грузинская балерина Нина Ананиашвили запомнилась поклонникам благодаря своей великолепной технике, плавным движениям и утонченному стилю.
Изображение взято из социальной сети InstagramВ девяностых известная балерина стала солисткой Американского театра балета. Она часто принимала приглашения от зарубежных театров и сотрудничала с ними. Благодаря чему за годы стала международной суперзвездой. В конце девяностых зрители увидели Ананиашвили в качестве актрисы в фильме «Возвращение Жар-птицы», она исполнила главную роль.
Выдающая советская балерина за годы своей плодотворной работы и выдающийся вклад имеет высочайшие награды и премии, а также звание народной артистки России.
Изображение взято из социальной сети InstagramС наступлением двухтысячных годов Нина основала «Театр танца», где выступают выдающиеся артисты балета. С 2004 года Ананиашвили работает художественным руководителем Нац.балета Грузии, а также является директором хореографического училища.
Также нельзя не отметить, как сегодня в свои 57 лет прекрасно выглядит талантливая и утонченная звезда балета.Изображение взято из социальной сети Instagram
Личная жизнь
О своей личной жизни известная балерина долгие годы отмалчивалась и говорила только, что замужем. Артистка балета много лет не афишировала свою личную жизнь.
Так продолжалось до начала двухтысячных, и только с их наступлением она раскрыла личность своего мужа. Им оказался бывший заместитель министра иностранных дел Грузии – Григол Вашадзе.
Изображение взято из социальной сети InstagramКак оказалось Нина состоит с ним в браке вот уже 32 года. Супруг балерины отличается от многих грузин тем, что смог принять профессию своей жены. Не сделал из нее домохозяйку, как это делают многие его соотечественники.
Дочь
Народной артистке удалось стать матерью довольно поздно, в 43 года. Сейчас ее дочери 14 лет, Елена не стала как ее мама балериной. Дочь Ананиашвили профессионально занимается верховой ездой и музыкой.
Изображение взято из социальной сети InstagramПерейти к навигации Перейти к поиску Символ со сходным начертанием: ‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)