В чью мастерскую попал шукшин
Первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация" в Москве. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен на турбинный завод в Калугу, затем - на тракторный завод во Владимир.
В апреле 1949 года Шукшина отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. На строительстве моста его и застала повестка из военкомата о призыве на военную службу.
В армии Шукшин освоил профессию радиста и в 1950 году в этом качестве попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. В 1953 году у Шукшина обнаружилась язвенная болезнь желудка, и вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала его.
После возвращения в 1953 году в Сростки Василий Шукшин, сдав экстерном экзамены за 10 классов, поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов русского языка и литературы. Затем он некоторое время был и директором этой школы.
В 1954 году Шукшин переехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа - в мастерскую Михаила Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский и др.
Во время учебы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 в журнале "Смена" был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник - "Сельские жители".
При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов "Там, вдали" (1968), "Земляки" (1970), "Характеры" (1973), "Беседы при ясной луне" (1974). Подготовленный к печати сборник "Брат мой" был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
Еще студентом Шукшин начал сниматься в кино. Его актерский дебют состоялся в 1956 году: в фильме Сергея Герасимова "Тихий Дон" (вторая серия) он сыграл в эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе - и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме "Два Федора". Фильм "Два Федора" вышел на экраны страны в 1959 году.
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК и стал снимать фильмы по собственным сценариям. Его дипломная работа - короткометражный фильм "Из Лебяжьего сообщают" - осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды.
На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень". Съемки картины начались летом того же года на Алтае.
На главную роль - шофера Паши Колокольникова - Шукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ВГИКе Леонида Куравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают".
Кинофильм "Живет такой парень" получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка».
Большой успех имели фильмы Шукшина "Ваш сын и брат", "Позови меня в даль светлую", "Странные люди", "Печки-лавочки".
Весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском Шукшин начал работу над фильмом "Калина красная", получившей впоследствии получивший первый приз Всесоюзного кинофестиваля.
В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину".
Во время съемок, 2 октября 1974 года Шукшин умер.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин - Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Государственных премий СССР (1971), РСФСР (1967), лауреат Ленинской премии (1976, посмертно). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы кинофестиваля" за 1964 год.Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Главный приз среди художественных фильмов" за 1974 год.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
в чью мастерскую попал шукшин
Традиция выпускников встречаться в первую неделю февраля имеет корни в истории Средних веков. С появлением первого университета студенты решили по его окончании собираться, чтобы обмениваться информацией, обсуждать научные открытия и политические события. Сегодня это носит больше развлекательный характер, но у учебных заведений появилась своя традиция - гордиться выпускниками.
Великие вгиковцы
В 2009-м, к 90-летнему юбилею ВГИКа, у входа учебного заведения была открыта скульптура работы Алексея Благовестного, на которой изображены три выдающихся выпускника мастерской Ромма. Двое из них (Тарковский и Шукшин) в 1958-м окончили режиссерский факультет, третий (Геннадий Шпаликов) - сценарный.
Автором идеи был Сергей Соловьев. Он хотел, чтобы гении кинематографа, которые еще и дружили между собой, символизировали всех выпускников, как сегодняшних, так и будущих. Когда все соберутся на крыльце, будет создаваться ощущение, что рядом с ними находятся и Андрей Тарковский, и Геннадий Шпаликов, и Василий Шукшин.
Почему скульптурная композиция понравилась не всем
Кинооператор Заболоцкий, длительное время работавший с Шукшиным и написавший о нем книгу, был возмущен тем, что режиссер изображен в ногах Тарковского. Василий Макарович - единственный из трех кинематографистов создан сидящим, при этом в одной руке у него "бычок", а в другой - пачка "Беломора".
Все это сделало режиссера похожим на бомжа. Анатолий Заболоцкий предложил переделать композицию, взяв за основу образ Макарыча из фильма "Печки-лавочки". Если уж сидеть, то на земле, как Макарыч. Но Соловьев не согласился, назвав созданную скульптуру шедевром.
После празднования 100-летнего юбилея ВГИКа режиссер Абдрашитов дал интервью, в котором посетовал, что гениальный самородок, каковым был Шукшин, сегодня вряд ли появится. У Василия Макаровича не было бы даже возможности поступить во ВГИК, потому что в вузе резко сократилось количество бюджетных мест. Они составляют 50% и почти не касаются режиссерского факультета, куда поступают люди с жизненным опытом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержаниеДистанция, отделяющая Шукшина от Тарковского, очевидна. Интереснее то, что их объединяло и объединяет. Даже после смерти имена этих людей остались вписаны золотыми буквами в культурную историю нашей страны.
Шукшин, Тарковский, и даже Андрон Кончаловский и Александр Митта – вы знали, что все они были однокурсниками, закончили режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую М.И. Ромма? Кончаловский, правда, выпустился на несколько лет позже. Я даже пыталась найти названия или иную информацию об их дипломных работах, но за давностью лет – дело было 60 лет назад – ничего не нашла.
Василий Шукшин (о феномене его популярности мы говорили вчера) – режиссер, актер, писатель – был выходцем из глубокой провинции. Он писал о "сельских чудиках", как позже называли его персонажей критики. И сам был тоже таким вот "чудиком" – простым, бесхитростным (на первый взгляд), служивым, человеком от мотыги. Его судьба дала удивительный крен, и Шукшин прославился на всю страну.
Андрей Тарковский – культовый советский режиссер, работы которого стали мировым достоянием – представлял собой личность совершенно противоположную Шукшину. Наследник творческой интеллигенции, мятущийся и резкий, его работы сочились психологизмом и метафорами.
Итак, будучи студентами, Тарковский и Шукшин были знакомы. Почему и как они конфликтовали?
Памятник на ступеньках ВГИК многие критиковали. Один из юзеров рунета сравнил Шукшина с Фредди Крюгером. На мой взгляд, вполне удачный памятник.***
Знаете, я совершенно уверена, что если тебя что-то бесит в другом человеке – ищи это в себе самом. Это непреложная истина. Мы не любим в других то, что чуем в себе, и переносим свое неприятие на Другого. Вот и у Василия Макарыча и Андрея Арсеньевича, несмотря на всю их внешнюю непохожесть, был общий психологический знаменатель. Они это чуяли в друг друге, поэтому в молодости держались максимально холодно и презрительно. Что же это был за знаменатель? Я думаю, что это покинутость, переживание в раннем детстве своей ненужности и покинутости.
И Шукшин, и Тарковский рано потеряли отцов. Когда началась ВОВ, Андрею было 9 лет, Василию – 11. В эпоху репрессий 30-х годов алтайский крестьянин Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Василия воспитывал отчим, и хотя детство было пронизано бедностью и тяжелой работой, Шукшин вспоминал мать и отчима с благодарностью. Что касается Тарковского, то его отец бросил в 3-летнем возрасте, уйдя к другой женщине. Андрея тянула мать. И парень вырос недовольным жизнью и неблагодарным – он после школы связался с дурной компанией и вообще чуть не угодил в тюрьму. И пока Андрей "дурковал", Шукшин вкалывал слесарем на заводе, работал в школе, служил в ВМФ. Шукшин был не только по жизненному опыту, но и по возрасту старше всех однокурсников – ему было 25, когда он поступил во ВГИК.
"Калина красная" (1974) – фильм, который можно назвать венцом всего творчества Василия Шукшина.***
Во многом ученики обязаны своему учителю, Народному артисту СССР, лично знакомому со Сталиным (И.В. любил его картины), Михаилу Ромму. Говорили, что Ромм нарочно взяв в свою мастерскую двух абитуриентов только потому, что один знал слишком много (Тарковский), другой – слишком мало и был великовозрастным "колхозником-переростком" (Шукшин).
Шукшин болезненно переживал свою необразованность, остро ощущал превосходство однокурсников в интеллектуальном плане (думаю, по этой причине он впоследствии и стал спиваться). Да, Ромм ставил вот такие вот психологические опыты над своими студентами – они у него были, как подопытные мышки. Может, это и было жестоко, но все его выпускники впоследствии стали выдающимися творцами.
Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский пишут сценарий "Андрея Рублева"***
В личной жизни у них тоже было много похожего. И Тарковский, и Шукшин были домашними тиранами. Только разного свойства.
Василий Макарович был "домашним тираном обыкновенным" – пил, дрался, крушил мебель. Его жена, Лидия Федосеева, не только терпела все это, но еще и в ущерб сну и пище помогала мужу писать – правила его писанину, относила в издательства.
Тарковский был "тираном психологическим". По словам дочери, родители были друг с другом на «вы» и на работе, и дома. При этом отец постоянно изменял матери. Он вслух и не стесняясь говорил, что чтобы актриса поняла, чего от нее хочет режиссер, она должна войти с ним в близкие отношения.
Андрей Тарковский и Валентина Малявина (советская актриса с печальной судьбой, которая после романа с Тарковским, кино-славы спилась, лечилась в психиатрии, затем в результате пьяной драки потеряла зрение).***
Шукшин ощущал свое творческое окружение как соперников.
В дружеском застолье по поводу венецианского триумфа "Иванова детства" Тарковского он вдруг заявил:
– А ведь я вас всех обойду! И тебя, Андрюха…!
Андрей парировал: – Зачем? Мы тебя любим! Расступимся и пропустим – иди!
– Нет! Сопротивляйтесь. Не люблю, когда мне зажигают зеленый свет.
Не обошел. Шукшина не стало раньше всех из того звездного выпуска. Как было сказано выше, он пристрастился к алкоголю, стал спиваться. Однажды чуть не потерял на улицах Москвы дочь Марию (от Лидии Федосеевой), после этого остановился и пытался завязать. Но если верить рассказам коллег, пить он продолжил, просто стал скрываться. В итоге в 45-летнем возрасте его сердце остановилось. В адрес вдовы и на имя умершего пришли сотни тысяч писем со всего Союза: люди писали соболезнования, многие не верили, что Василий Макарович умер. Уже после смерти Шукшина Тарковский говорил о своем беспредельном уважении к нему. О добром отношении и к его фильмам, и к писательству. Но отметил, что тот не постиг "смысл русского характера", а ваял "умилительные" сказочки.
Тарковского не стало в возрасте 54 лет. Он умер, живя около шести лет в Европе, и наблюдая, как в СССР безрезультатно пытались вычеркнуть его вклад из культурного наследия страны. У Андрея Арсеньевича была диагностирована запущенная онкология, увы, спасти его не удалось. Он умер в Париже, в последние декабрьские дни 1986 года. Похоронен на русском кладбище в Париже.
То, что за год до смерти Тарковского ему во сне являлся Шукшин (они во сне играли в карты), свидетельствует, как я полагаю, о глубоком подсознательном уважении к Василию, как к личности.
***
Подписывайтесь на канал или ставьте лайки. Спасибо ♥